«крошка цахес, по прозванию циннобер», краткое содержание по главам новеллы гофмана

«крошка цахес, по прозванию циннобер», краткое содержание по главам новеллы гофмана

Мы изучаем — Крошка Цахес по прозванию Циннобер — краткое содержание сказки Гофмана. Подсказки школьнику

Раньше множество фей проживали в государстве, где правил князь Деметрий, так как он очень уважал волшебниц. Им жилось там хорошо. Однако Деметрий умер, а его преемник считал всех феи колдуньями. Он решил, что вся магия – зло, и выслал фей из страны. Остаться удалось лишь одно волшебнице по имени Розабельверда. Однажды она встретила бедную крестьянку Лизу с её маленьким сыном Цахесом. Он был уродливым карликом. Фея пожалела ребёнка. Она принялась расчёсывать ему волосы. Когда Лиза продолжила свой путь, фея исчезла, зато навстречу ей попался пастор. Цахес понравился ему, и он забрал мальчика себе.

Юный студент Бальтазар, поэт по своей натуре, влюблён в прекрасную Кандиду. Цахес попадает в семью Кандиды. Теперь у него есть особый дар – он притягивает к себе людей. Кроме того, все заслуги других людей приписываются ему, а все неблаговидные поступки самого Цахеса оказываются приписаны другим людям. По этой причине все вокруг, включая Кандиду, восхищены Цахесом, и только Бальтазар и его друг видят всю злую сущность карлика.

В королевство пребывает один из великих магов. Бальтазар сразу признаёт его могущество. С помощью волшебного зеркала он показывает юношам истинный облик Цахеса. Розабельверда, узнав об этом, приходит к магу. Волшебник предсказывает ей, что Цахес погубит и Бальтазара с Кандидой, и всё королевство в придачу. Выслушав это, фея отказывается покровительствовать Цахесу. Волшебник разбивает гребень, которым она расчёсывала волосы карлика.

Оказалось, что, когда волшебница впервые расчесала Цахеса, у него появились три волшебных волоска, которые давали ему тот необычный дар: получать чужие заслуги и отдавать свои пороки. Чтобы чары рассеялись, волоски следовало вырвать с головы Цахеса и сжечь. Сделать это решили Бальтазар и его друг. В это время отец Кандиды как раз собирался выдать дочь за Цахеса. Бальтазар успел вовремя: чары разрушились и все увидели истинный облик карлика. Над ним глумились, и тот сбежал в свой дворец. Вскоре пришла его мать, старая крестьянка, которая стала сетовать на людскую злобу и звать сына. Когда же Цахес появился в окне дворца, люди продолжили потешаться над ним. Тогда Цахес попытался спрятаться в ночном кувшине, но застрял там и умер. Пожалев карлика, фея Розабельверда вернулся ему после смерти прекрасный облик. Сделала она подарок и матери Цахеса, крестьянке Лизе: у неё вырос самый лучший лук во всём королевстве, так что она стала поставлять его во дворец.

Бальтазар и Кандида получили благословление волшебника, поженились и стали жить долго и счастливо. Сказка о Цахесе получила счастливый конец.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Крошка Цахес, по прозванию Циннобер Гофман

Другие сочинения:

  1. В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрий множество фей из волшебной страны Джиннистан переселилось в благословенное маленькое княжество. Read More ……
  2. Э. Гофман – выдающийся прозаик немецкого романтизма. Его остроумные, химерические по смыслу новеллы и сказки, удивительные перипетии в судьбах его героев, ошеломляющие переходы от реальности к фантастике отбивают волнение и растерянность романтического писателя перед окружающим миром и вместе с тем Read More ……
  3. Великий немецкий романтик Э. Гофман раскрывает в своих произведениях иллюзорность и призрачность мира, в котором можно найти спасение от бездуховности, серости и пустоты лишь с помощью силы искусства, романтических представлений и создании больших и светлых иллюзий. В сказке-новелле “Крошка Цахес Read More ……
  4. Известный немецкий писатель – романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, Read More ……
  5. В “Крошке Цахес” присутствуют традиционные сказочные элементы и мотивы. Это чудеса, столкновенье добра и зла, волшебные предметы и амулеты. Гофман использует традиционный сказочный мотив очарованной и похищенной невесты и испытание героев золотом. Но писатель нарушил чистоту сказочного жанра. Объединение реального Read More ……
  6. Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно произведение “Крошка Цахес по прозвищу Циннобер” дал возможность Гофману занять место выдающегося и непревзойденного сатирика в немецкой литературе. Своеобразная сказка-новелла Read More ……
  7. Неудовлетворенность обществом, общественными изменениями, и полемика с идеями и художественными принципами просветителей, и непринятие буржуазной действительности. Однако основной романтический конфликт – расхождение между мечтой и действительностью, поэзией и правдой – у писателя приобретает безвыходно трагический характер. В представлении Т. Гофмана Read More ……
  8. Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить, Ц. пугал окружающих своей внешностью. Его паучьи ножки, голова, ушедшая в плечи, нарост на спине, похожий на тыкву, в сочетании Read More ……

Краткое содержание Крошка Цахес, по прозванию Циннобер Гофман Сказочная повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Гофмана была написана в 1819 году. Основной идеей книги является сатирическая демонстрация пороков и социального несовершенства не только Германии образца XIX века, но и общества в целом.

Перерсказ

Правитель небольшого княжества Деметрий разрешает делать своим подданным все, что они хотят, если это не причиняет неудобства другим. Поскольку все волшебные существа наибольше ценят свободу, они давно переселились в маленькое княжество. Однако смерть Деметрия заканчивает эпоху свободы – новый правитель решил вводить в государстве новые порядки. Соответственно к своим взглядам он приказывает устранить магию любыми способами и заняться более полезными делами – например, рубать леса и сажать картофель. После введения нового порядка всех фей выслали в их волшебную страну и только одной удалось уговорить правителя позволить ей остаться в княжестве – феи цветов Розабельверде.

Как-то раз эта фея встречает в лесу крестьянку Лизу, которая уснула от усталости. Возле нее в корзинке спит ее сын – уродливый карлик с паучьими конечностями. Фея жалеет уродца и долго расчесывает ему волосы своим волшебным гребнем. Проснувшись, Лиза забрала малыша и пошла дальше. Возле деревни ее встретил пастор, который так пленился красотой мальчика, что попросил забрать его к себе на воспитание. Крестьянка с радостью отдала уродца.

В это время в университете города Керпесс грызет гранит науки меланхоличный поэт по имени Бальтазар. Он до беспамятства влюблен в прелестную дочь своего учителя – Кандиду

Девушке лестно внимание молодого романтика, и она кокетливо принимает его ухаживания. Однако в уже установившемся университетском порядке появляется новый человек – крошка Цахес, который теперь носит имя Циннобер. К нему странным образом тянутся люди самого различного склада

Появившись в доме профессора, он очаровывает и хозяина, и его дочь. Теперь его приглашают на все званые вечера, где он приобретает не малую популярность. Как только кто-то выразит остроумную мысль, или прочтет стихи собственного исполнения, все верят, что это заслуга Циннобера. Но если тот отвратительно мяукнет или споткнется, виновником окажется кто-либо из присутствующих. Только два человека – Бальтазар и его друг Фабиан – видят настоящее лицо Цахеса. Используя свой странный талант, карлик получает место в министерстве, а также обручается с профессорской дочерью

К нему странным образом тянутся люди самого различного склада. Появившись в доме профессора, он очаровывает и хозяина, и его дочь. Теперь его приглашают на все званые вечера, где он приобретает не малую популярность. Как только кто-то выразит остроумную мысль, или прочтет стихи собственного исполнения, все верят, что это заслуга Циннобера. Но если тот отвратительно мяукнет или споткнется, виновником окажется кто-либо из присутствующих. Только два человека – Бальтазар и его друг Фабиан – видят настоящее лицо Цахеса. Используя свой странный талант, карлик получает место в министерстве, а также обручается с профессорской дочерью.

В один из дней в Керпес на хрустальной карете приезжает доктор Проспер Альпанус, который к тому же является магом. Только Бальтазар сразу видит его истинное лицо. С помощью мага, он узнает, что Циннобер – это обычный уродец, которому помогает некая волшебная сила. В скором времени Альпанусу удается вычислить эту силу, и он встречается с феей Розабельверде. Маг сообщает ей, что, согласно гороскопу, ее подопечный может погубить все княжество. Также он хитростью крадет и разбивает ее волшебный гребень. Фея соглашается оставить карлика без покровительства. Она сознается, что с помощью ее расчесываний на голове Цахеса появлялись три огненных волоска, благодаря которым все заслуги других людей причеслялись ему, а пороки карлика – другим. Эти три волоска необходимо было уничтожить, что и сделал Балтазар. Как только все узнали правду, его выгнали из дома, и он, прячась от людей, утопился в кувшине. Однако, пожалев его, после смерти фея вернула ему красивый облик. Балтазар же женился на Кандиде.

Оцените произведение:

2.69

Голосов: 49

Читать краткое содержание Крошка Цахес. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

О произведении

Сказочная повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Гофмана была написана в 1819 году. Основной идеей книги является сатирическая демонстрация пороков и социального несовершенства не только Германии образца XIX века, но и общества в целом.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» по главам на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Розділ ІV

Бальтазар розуміє, що цю потвору зачарували, і вирішує зупинити карлика. Дорогою до Керепеса він зустрів синьйора Вінченцо Сбіоку, популярного скрипаля, який розповідає йому про свій концерт, на якому похвала і аплодисменти дісталися малій потворі. Глибоко ображений, він грозиться запхати виродка в контрабас.

Провівши Вінченцо, Бальтазар зустрічає свого приятеля референдарія Пульхера, який збирається накласти на себе руки. Він розповідає про іспит, на якому був присутній і цей малий виродок. Пульхер розповідає, що хоч він і давав правильні відповіді на всі запитання, але роботу дали огидному карликові, а самого хлопця звинуватили в непристойній поведінці. Бальтазар ділиться з товаришем своїми підозрами, і вони вирішують вивести карлика на чисту воду.

Друзі почули дивну музику. Лісом їхав незвично одягнений чоловік у блискучій кареті, яку везли єдинороги. І Бальтазар відразу ж зрозумів, що саме цей незнайомець врятує їх від малої потвори.

Главные герои их характеристика

Образ Крошки Цахеса несчастный уродливый карлик, которому повезло быть облагодетельствованным феей. К несчастью, дар Розабельверде, который он использовал исключительно в корыстных целях, вскружил ему голову, сделав его самодовольным и наглым подлецом. Его золотые волоски символизируют власть денег, которые затмевают разум человека.
Образ Бальтазара молодой человек. Студент Керпесского университета. Меланхоличный поэт, любящий мечтать и созерцать природу. За счёт своей возвышенности над простыми обывателями сумел разглядеть истинное лицо Циннобера и приложил все усилия, чтобы разоблачить обманщика и негодяя.
Кандида Красивая, но легкомысленная мещанка, которая не отличается умом, но умеет кокетничать и произвести впечатление. В финале доводит Бальтазара до своего уровня, лишив его индивидуальности.
  1. Любовь – любовь Бальтазара к Кандиде полна нежности и искренности. Ради того, чтобы спасти свою возлюбленную от мерзкого карлика, герой вступает в схватку не только с Циннобером, но и всем обществом. При этом Гофман показывает, что сама Кандида по уровню развития находится на ступень ниже Бальтазара, ведь она почти мгновенно забывает о своей любви к студенту, поддавшись на обман уродца. Даже, казалось бы, счастливый финал показывает нам, как герои становятся на семейный путь обычных обывателей, в жизни которых не места волшебству и приключениям. У Гофмана любовь имеет двойственную природу и далеко не всегда становится благом для человека.
  2. Мистика – на протяжении всего произведения идёт противостояние идей Просвещения, которые выражают невежественные обыватели, скудоумные чиновники и профессора карьеристы и прекрасного мира магии, который, по мнению Гофмана, является гораздо лучше реальной жизни. Писатель разворачивает идеи прогресса на сто восемьдесят градусов, показывая, что общество, отдающее предпочтение разуму, а не чувствам, черствеет, превращается в обывательское болото, где правят балом деньги и власть, а не истина и добро.
  3. Отзывчивость. Фея была добра к карлику, но ее доброта обернулась во зло: герой стал наглым и эгоистичным обманщиком, равнодушным к судьбе других людей. Писатель показал относительность всего того разумного, доброго и вечного, к чему так призывали его современники.

Глава 8

Бальтазар застаёт Фабиана бледным и больным, в окружении многочисленных фраков, из-за несовершенства которых последний перестал появляться в обществе, где прослыл тщеславным еретиком и смутьяном. Черепаховая табакерка разрушает чары Проспера Альпануса: у Фабиана появляется прекрасно сидящий на нём чёрный фрак.

Во время обручения Циннобера и Кандиды Бальтазар вырывает у оборотня три три огненных волоска. Оскорблённый в лучших чувствах князь Барсануф лишает Моша-Терпина должности генерал-директора. Профессор чуть не сходит с ума от расстройства. Прежде чем лечь спать он даёт разрешение на свадьбу Бальтазара и Кандиды.

Глава 1

Бедная, оборванная крестьянка, присевшая отдохнуть после сбора хвороста в лесу, сетует на несчастную жизнь. Она приходит в ужас от рождённого два с половиной года назад ребёнка – прожорливого уродца, который до сих пор не научился говорить. Уставшая плакать женщина засыпает. Проходящая мимо канонисса близлежащего приюта для благородных девиц – фрейлейн фон Розеншен (она же Розенгрюншен), погоревав над крестьянкой, решает облегчить её участь: она берёт на колени маленького уродца и особым образом расчёсывает ему волосы.

Проснувшаяся фрау Лиза обнаруживает, что её сын умеет говорить и ходить. Деревенский пастор видит в крошке Цахеса прелестного ребёнка и решает взять его к себе на воспитание. Фрау Лиза тщетно пытается убедить священника в том, что он имеет дело с маленьким уродцем. Она с радостью оставляет ребёнка пастору и идёт дальше своим жизненным путём.

Фрейлен Розеншен – высокая, благородная девушка отличалась поистине неувядающей красотой, выращивала необычные тысячелепестковые розы и была окружена удивительными слухами: по мнению окружающих, она разговаривала с растениями и животными, умела заговаривать огонь и воду, а от её чихания в деревне скисало молоко. Местный барон Претекстатус фон Мондшейн вместе с жителями решил предать фрейлен Розеншен суду, но князь встал на сторону благородной дамы и приказал своим подданным думать о ней только хорошее. Загадка княжеского благоволения крылась в том, что девица фон Розеншен была никто иной, как знаменитой феей Розабельверде. Когда-то давно вместе с другими феями она поселилась в крохотном живописном государстве, возглавляемом князем Деметрием. После смерти отца юный Пафнутий ввёл в стране просвещение. По совету своего министра Андреса, он изгнал из княжества большинство фей, а оставшимся приказал незаметно жить среди людей. Фея Розабельверде смогла подловить путешествующего по стране князя, запугать чудесами и получить разрешение жить так, как ей вздумается в приюте для благородных девиц.

Зло можно победить

После этого в сказке появляется еще один персонаж – волшебник Проспер Альпанус. Изучив книги про гномов и альраунов, он приходит к выводу, что крошка Цахес – обыкновенный человек, наделенный не по заслугам чудесным даром. В магической схватке Альпануса и Розабельверде более могущественный маг лишает фею возможности помогать своему подопечному: гребень, которым та расчесывала волосы маленького чудовища, разбился. А Бальтазару волшебник поведал о том, что тайна Циннобера заключается в трех огнистых волосках у того на темени. Их надо вырвать и тотчас сжечь, тогда все увидят Цахеса таким, какой он на самом деле.

С философской точки зрения, коллизия сюжета заключается в том, что в силу непонятного стихийного вмешательства несправедливость торжествует, а правда терпит поражение. Благодаря поддержке большинства, зло становится легитимным и начинает править действительностью. И тогда нужен волевой импульс, сопротивление массовому гипнозу, чтобы изменить положение. Как только это происходит в умах и деяниях некоторых, пусть и малой части, людей, действующих сообща, ситуация меняется.

Юноша успешно справляется со своей миссией: убеждаются в истинном положении дел люди, тонет в ночном горшке с собственными нечистотами крошка Цахес. Герои оправданы, Кандида признается, что всегда любила Бальтазара, молодые женятся, получив в наследство волшебный сад и домик Альпануса.

Глава пятая

Министр иностранных дел — потомок того Протекстатуса с таким же именем. Князь Барсануф у него в гостях замечает карлика и остаётся доволен «его» работами (студента, который их присылал, князь ругает за чавканье и пятно на панталонах, которое посадил Циннобер). Удачливый уродец становится тайным советником.

Фабиан говорит Бальтазару, что тот лесной маг — лекарь Проспер Альпанус, с помощью обычных фокусов притворяющийся волшебником. В его доме студентов встречают гигантские лягушки и привратник-страус. Проспер тщетно пытается узнать, кто такой Циннобер: альраун или гном. В зеркале Бальтазар видит карлика и Кандиду, бросается на него, но все исчезает. Циннобер — обычный человек. Фабиан обвиняет лекаря в шарлатанстве, после чего по дороге домой у него исчезают рукава, и тянется длинный шлейф. Бальтазар в розыске за нападение на тайного советника.

Ирония Гофмана

Писатель смеется над нелепыми новациями в чиновничьих аппаратах. Сатирический образ чиновничьего мундира с алмазными пуговицами, число коих обозначает степень заслуг перед отечеством (у обычных людей их было по две или три, у Циннобера аж целых двадцать), автор тоже обыгрывает с изысканным художественным смыслом. Если на обыкновенной человеческой фигуре и так прекрасно удерживалась почетная министерская лента, то на торсе Цахеса — коротком обрубке «с паучьими ножками» — она могла удержаться только посредством двух десятков пуговиц. Но ведь «достопочтенный господин Циннобер» был, конечно, достоин такой высокой почести.

Наконец, блестящей видится констатация итога бесчестной жизни уродливого самозванца: умер от боязни умереть – такой диагноз ставит доктор, осмотрев тело покойного.

Анализ повести Э. Гофмана «Крошка Цахес»

Гофман служил чиновником. Профессиональный музыкант и композитор. Написал оперу «Ундина» и сам ее поставил. К литературному творчеству приступил поздно. После 1810 года. Работал 15 лет. Написал романы «Элексир дьявола», «Житейские воззрения кота Мурра». Сборник «Серапионовы братья». Принесли известность сказки. Для романтического мировоззрения характерно существование двух миров: мира поэтического и мира обывателя. У Гофмана эти миры даны как контрастные, перетекают один в другой. Этим его творчество отличается от других романтиков. Гофман — иронический автор.

«Крошка Цахес». Иррациональный (нелогичный) мир осмеян, подвергнут сомнению. В маленьком государстве, где правил князь Деметрий, каждому жителю предоставлялась полная свобода в его начинании. А феи и маги выше всего ставят тепло и свободу, так что при Деметрии множество фей из волшебной страны Джиннистан переселилось в благословенное маленькое княжество. Однако после смерти Деметрия его наследник Пафнутий задумал ввести в своем отечестве просвещение. Представления о просвещении были у него самые радикальные: любую магию следует упразднить, феи заняты опасным колдовством, а первейшая забота правителя — разводить картофель, сажать акации, вырубать леса и прививать оспу. Остаться в княжестве удалось только фее Розабельверде, которая уговорила-таки Пафнутия дать ей место канониссы в приюте для благородных девиц.

Эта добрая фея, повелительница цветов, увидела однажды на пыльной дороге уснувшую на обочине крестьянку Лизу. Лиза возвращалась из лесу с корзиной хвороста, неся в той же корзине своего уродца сына по прозвищу крошка Цахес. У карлика отвратительная старческая мордочка, ножки-прутики и паучьи ручки. Пожалев злобного уродца, фея долго расчесывала его спутанные волосы. Лиза проснулась и снова тронулась в путь, ей встретился местный пастор. Он отчего-то пленился уродливым малюткой и, повторяя, что мальчик чудо как хорош собою, решил взять его на воспитание. Лиза и рада была избавиться от обузы, не понимая толком, что в нем нашел пастор.

Тем временем в Керепесском университете учится молодой поэт Бальтазар, меланхоличный студент, влюбленный в дочь своего профессора Моша Терпина — веселую и прелестную Кандиду.

Бальтазар ударяется во все романтические чудачества, столь свойственные поэтам: вздыхает, бродит в одиночестве, избегает студенческих пирушек; Кандида же — воплощенная жизнь и веселость, и ей, с ее юным кокетством и здоровым аппетитом, весьма приятен и забавен студент-воздыхатель.

Между тем в университетский мир вторгается новое лицо: крошка Цахес, наделенный волшебным даром привлекать к себе людей. Он совершенно очаровывает Моша Терпина, и его дочь, и Кандиду. Теперь его зовут Циннобер. Стоит кому-то в его присутствии прочесть стихи или остроумно выразиться — все присутствующие убеждены, что это заслуга Циннобера; стоит ему мерзко замяукать или споткнуться — виновен непременно оказывается кто-то из других гостей. Все восхищаются изяществом и ловкостью Циннобера, ему удается занять место экспедитора в министерстве иностранных дел, а там и тайного советника по особым делам — и все это обманом, ибо Циннобер умудрялся присваивать себе заслуги достойнейших.

Однажды в своей хрустальной карете с фазаном на козлах и золотым жуком на запятках Керпес посетил доктор Проспер Альпанус. Бальтазар сразу признал в нем магаи обратился к нему за помощью узнать правду об уродливом карлике. Выяснилось, что карлик — не волшебник и не гном, а обычный уродец, которому помогает некая тайная сила. Эту тайную силу Альпанус обнаружил без труда, и фея Розабельверде поспешила нанести ему визит. Маг сообщил фее, что составил гороскоп на карлика и что Цахес-Циннобер может в ближайшее время погубить не только Бальтазара и Кандиду, но и все княжество, где он сделался своим человеком при дворе. Фея принуждена согласиться и отказать Цахесу в своем покровительстве — тем более что волшебный гребень, которым она расчесывала его кудри, Альпанус хитро разбил.

Секрет был в том, что на голове у карлика появлялись три огнистых волоска. Они наделяли его колдовской силой: все чужие заслуги приписывались ему, все его пороки — другим, и лишь немногие видели правду. Волоски надлежало вырвать и немедленно сжечь — и Бальтазар с друзьями успел сделать это, когда Мош Терпин уже устраивал помолвку Циннобера с Кандидой. Гром грянул; все увидели карлика таким, каков он был. Все прослышали о превращении министра. Несчастный карлик умер, застряв в кувшине, где пытался спрятаться, и в виде последнего благодеяния фея вернула ему после смерти прежний облик. А Бальтазар с Кандидой зажили счастливо в доме мага Проспер Альпанус.

Глава пятая

Министр иностранных дел — потомок того Протекстатуса с таким же именем. Князь Барсануф у него в гостях замечает карлика и остаётся доволен «его» работами (студента, который их присылал, князь ругает за чавканье и пятно на панталонах, которое посадил Циннобер). Удачливый уродец становится тайным советником.

Фабиан говорит Бальтазару, что тот лесной маг — лекарь Проспер Альпанус, с помощью обычных фокусов притворяющийся волшебником. В его доме студентов встречают гигантские лягушки и привратник-страус. Проспер тщетно пытается узнать, кто такой Циннобер: альраун или гном. В зеркале Бальтазар видит карлика и Кандиду, бросается на него, но все исчезает. Циннобер — обычный человек. Фабиан обвиняет лекаря в шарлатанстве, после чего по дороге домой у него исчезают рукава, и тянется длинный шлейф. Бальтазар в розыске за нападение на тайного советника.

Глава 3

Фабиан видит, как вместе с диковинным малышом в город въезжает статный с виду всадник. Он расспрашивает людей около гостиницы «Крылатый конь» о маленьком уродце, но все, как один, заявляют, что видели двух прекрасных наездников.

Фабиан предупреждает Бальтазара о том, что его любовь к Кандиде не будет счастливой в силу различия их нравов: мечтательного – Бальтазара и весёлого – Кандиды. Ночью студент пишет мистический рассказ о любви соловья к алой розе. Вечером нарядный Бальтазар принимает из руки Кандиды угощения. Мош Терпин представляет обществу нового студента – господина Циннобера. Последний в разговоре с Бальтазаром отрицает своё падение с лошади и, когда студент случайно прикасается к его голове, начинает сильно кричать. Все решают, что пронзительное мяуканье издаёт Бальтазар. Юноша тщетно пытается оправдаться. Кандида по совету отца утешает его.

Бальтазар предлагает уставшему от разговоров обществу послушать его стихи. Все хвалят божественное творение Циннобера. Кандида целует мерзкого карлика в синие губы. Фабиан говорит другу, что тот несправедлив к господину Цинноберу. Общество приписывает заслуги Моша Терпина в постановке опытов маленькому уроду. Профессор поддаётся общему заблуждению и видит в Циннобере, стоящем рядом с принцем Грегором, особу королевских кровей. Крошка Цахес ведёт Кандиду к столу. Бальтазар убегает из дома Моша Терпина.

Действующие лица

Главный герой произведения Гофмана — Крошка Цахес

Он сын бедной крестьянки, карлик и урод, но с помощью магии смог привлекать к себе внимание людей и присваивать чужие заслуги. Фея Розабельверде пожалела некрасивого малютку и наделила его волшебными силами

Она добрая и жалостливая.

В произведении «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» есть еще один главный герой — Бальтазар. Это студент, влюбленный юноша, и именно он мог видеть истинный облик злодея Цахеса. В работе Гофмана можно найти второстепенных персонажей:

  • Фабиан — друг Бальтазара, весельчак, реалист;
  • Мош Терпин — профессор естественных наук, преподаватель, уважаемая личность;
  • Кандида — дочь профессора и именно в нее влюблен Бальтазар;
  • Проспер Альпанус — маг, лекарь, именно он помог развеять магию Цахеса-Циннобера.

Розділ VІ

Професор надзвичайно радіє, що його донька візьме шлюб з Циннобером. Він сподівається, що тепер теж побудує кар’єру.

Пульхер з Адріаном, тим самим хлопцем, який ледь не позбувся свого місця в міністерстві через карлика, слідкують за Циннобером. Вони бачать чудову жінку з крилами, яка розчісує волосся малюкові, і помічають червону смужку на голові потвори. Як тільки жінка полетіла, Пульхер і Адріан вистрибнули з кущів. Карлик, намагаючись втекти, впав. Ця пригода так його засмутила, що він захворів. Князь терміново покликав лікаря до свого улюбленця. Лікар ненавмисне торкається червоної смуги на голові в карлика, через що той навісніє і дає медику ляпаса. Він заявив, що цілком здоровий і негайно відправляється у міністерство.

Міністр просить Циннобера прочитати записку, але той тільки щось мимрить нерозбірливо, тому Претекстатус читає її сам. Князь в захваті призначає карлика міністром і нагороджує його орденом Зелено-плямистого Тигра, але ніяк не може повісити на нього орденську стрічку, заважає горб.

Збирається ціла рада. Всі вигадують, що ж робити зі стрічкою. Театральний кравець Кес придумує, що її можна прикріпити застібками. Міністр Циннобер отримує орден з двадцятьма діамантовими ґудзиками.

Доктор Альпанус скаладає гороскоп для Бальтазара, заодно дізнається дещо і про Циннобера. До нього в гості завітала фея Рожа-Гожа. Жінка благає доктора помилувати її вихованця, але той показує їй гороскоп Бальтазара. Фея поступається.

Ирония Гофмана

Писатель смеется над нелепыми новациями в чиновничьих аппаратах. Сатирический образ чиновничьего мундира с алмазными пуговицами, число коих обозначает степень заслуг перед отечеством (у обычных людей их было по две или три, у Циннобера аж целых двадцать), автор тоже обыгрывает с изысканным художественным смыслом. Если на обыкновенной человеческой фигуре и так прекрасно удерживалась почетная министерская лента, то на торсе Цахеса — коротком обрубке «с паучьими ножками» — она могла удержаться только посредством двух десятков пуговиц. Но ведь «достопочтенный господин Циннобер» был, конечно, достоин такой высокой почести.

Наконец, блестящей видится констатация итога бесчестной жизни уродливого самозванца: умер от боязни умереть – такой диагноз ставит доктор, осмотрев тело покойного.

О произведении

Сказочная повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Гофмана была написана в 1819 году. Основной идеей книги является сатирическая демонстрация пороков и социального несовершенства не только Германии образца XIX века, но и общества в целом.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» по главам на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Глава 4

Бальтазар грустит в лесной глуши. Звуки рожка немного приободряют юношу. Он начинает понимать, что люди, видящие в Циннобере всё самое лучшее, находятся под действием злых чар. Они влияют и на самого Бальтазара, но только не в присутствии Кандиды.

Возвращаясь в Керепес, Бальтазар сталкивается на проезжей дороге с прославленным скрипачом-виртуозом Винченцо Сбьокка. Музыкант рассказывает ему о конфузе, случившемся во время концерта, на котором присутствовал Циннобер. Бежит из Керепеса и друг Бальтазара – рефендарий Пульхер, решивший покончить жизнь самоубийством из-за того, что потерял обещанное ему вакантное место тайного экспедитора в Министерстве Иностранных Дел.

Бальтазар предлагает Пульхеру объединиться против «ведьмёныша». Несостоявшийся референдарий сомневается в наличии волшебных чар в судьбе Циннобера: он думает, что последний купил себе должность. Идя на звуки стеклянной гармоники, друзья встречают одетого по-китайски человека, едущего в карете, напоминающей собой хрустальную раковину. Бальтазар видит в незнакомце того, кто разрушит чары Циннобера.

История создания

Сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго до смерти автора. При жизни написанные им произведения не приносили писателю большого дохода поэтому всю жизнь он испытывал давление, ему приходилось работать на государственной службе, которую он не любил. Невозможность реализовать все свои идеи на литературном поприще привела к пагубным привычкам Гофмана. Он был одинок, и писательство стало его отдушиной. В своих произведениях автор высмеивал устройство немецкого общества того времени и пороки, свойственные всем людям. Гофман ненавидел мещанство и страдал от того, что ему приходится жить в такой реальности. К концу жизни он был измучен депрессией, алкоголем и бессонницей, сказка «Крошка Цахес» отразила его угнетенное состояние.

Глава 6

Кандида без памяти влюбляется в Циннобера. Пульхер с Адрианом (тайным секретарём) следят за последним. Друзья скрываются в кустах, окружающих тайную полянку, расположенную в саду Циннобера, откуда видят как прекрасная женщина с крыльями пять минут расчёсывает волосы малыша. Внутри шевелюры карлика молодые люди замечают необычную огненную прядь. Пульхер с Адрианом пугают Циннобера своим внезапным появлением. Маленький уродец заболевает. Князь Барсануф направляет к нему своего лейб-медика. Циннобер вскакивает с кровати, чтобы не допустить прикосновений врача к своей голове.

Князь Барсануф отправляет в отставку барона Претекстатуса фон Мондштейна. Циннобер становится министром и получает орден Зелёно-пятнистого тигра, надеть который на него удаётся только после серьёзных раздумий целой компании учёных мужей.

Фрейлейн фон Розеншен наносит визит Просперу Альпанусу. По фокусам с кофе и книгой герои понимают сущность друг друга. Фея хочет уйти. Волшебник не отпускает её. Герои превращаются в насекомых, птиц и зверей, после чего каждый принимают свой истинный облик. Из волос Розабельверде падает и разбивается о пол золотой гребень. Герои вновь становятся обычными бюргерами – канониссой и доктором. Проспер Альпанус рассказывает фее, как ему удалось избежать высылки из княжества во время насаждения Просвещения. Доктор оказывается тем самым человеком, который в своё время предупредил Розабельверде о происходящем. Проспер Альпанус показывает фее гороскоп Бальтазара. Розабельверде признаёт своё поражение.

Главные герои их характеристика

Образ Крошки Цахеса несчастный уродливый карлик, которому повезло быть облагодетельствованным феей. К несчастью, дар Розабельверде, который он использовал исключительно в корыстных целях, вскружил ему голову, сделав его самодовольным и наглым подлецом. Его золотые волоски символизируют власть денег, которые затмевают разум человека.
Образ Бальтазара молодой человек. Студент Керпесского университета. Меланхоличный поэт, любящий мечтать и созерцать природу. За счёт своей возвышенности над простыми обывателями сумел разглядеть истинное лицо Циннобера и приложил все усилия, чтобы разоблачить обманщика и негодяя.
Кандида Красивая, но легкомысленная мещанка, которая не отличается умом, но умеет кокетничать и произвести впечатление. В финале доводит Бальтазара до своего уровня, лишив его индивидуальности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: