Анализ произведения «петербургские повести» гоголь

Тема «маленького человека» в творчестве гоголя (сочинение)

Появление необычной книги

Первый назывался «Миргород». В него вошли повести «Вий», «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». А следом выходит еще одна книга, очень необычная. Она называется «Арабески». И в нее входят не только художественные произведения, но статьи и очерки Гоголя. Это что-то вроде собрания пестрых глав, если перефразировать цитату Александра Сергеевича Пушкина.

Именно в этом сборнике напечатаны три повести, которые в критике получили название Петербургских (по месту действия сюжетных линий). Сам же Николай Васильевич так их не называл. Однако это словосочетание закрепилось на многие десятилетия, актуально оно и сейчас.

Проблематика Шинели

Именно этот рассказ наиболее подробно изучается в классе, нередко и на дом ученики получают задания, связанные с гоголевской «Шинелью», где тематика «маленького человека» раскрыта с особенной пронзительностью, трагизмом и надломом. Герой с забавным именем — Акакий Акакиевич — и приземленной фамилией Башмачкин — это классическое воплощение образа. Он добр, незлобив, добросовестно выполняет обязанности, экономит из-за бедственного финансового положения.

Несмотря на все свое сочувствие, Гоголь наглядно демонстрирует ограниченность героя. Он терпит насмешки, хотя, казалось бы, стоит всего один раз достойно ответить обидчикам — и они сойдут на нет. Он экономит на всем, ходит на цыпочках, чтобы не снашивать обувь, что смотрится довольно жалко.

Интересно, что рассказ имеет реальную основу. Однажды писатель услышал историю о чиновнике, который загорелся мыслью о покупке ружья. Он длительное время копил деньги и, наконец, приобрел желаемое. Но счастье мужчины было недолгим: на охоте он случайно утопил свою «драгоценность», отчего слег с горячкой и чуть не умер.

Друзья чиновника скинулись и купили ему новое ружье, история реального человека в целом закончилась хорошо, но всегда при напоминании о потере он испытывал легкие недомогания. Эта забавная история и стала первоосновой «Шинели».

Образ главного персонажа

Судьба оказалась жестокой к Акакию Акакиевичу с самого рождения, когда мать героя решила подарить ему экстравагантное имя, которое совпало с именем его отца. Вероятно, писатель прослеживает наследственную связь — персонаж столь же незначителен в обществе, как и его родитель. Не имея знатного происхождения, титулов, больших денег или связей, очень сложно вырваться из своего болота и постараться чего-то добиться.

Основные черты героя таковы:

Привык довольствоваться малым. Он не жаждет карьеры или славы, доволен тем, что имеет.
Покорен, терпит унижения и насмешки коллег и начальства.
Привык к нищете, экономии, ему и в голову не приходит, что можно как-то преобразовать свою судьбу, попробовать начать что-то новое. Этот человек задавлен тяжестью жизни, сломлен ее испытаниями

Но — и это важно — он не позволяет себе подлости, лжи, коварства, кляузничества. Это честный, хороший и добрый человек, которому попросту не повезло родиться состоятельным дворянином.

Унижение и мщение

При написании эссе или любой другой работы по литературе следует не только раскрыть образ, но и указать, что Башмачкин однажды получил возможность изменить свою жизнь, преобразовать свой мир — сшить новую шинель. Конечно, современному человеку может показаться смешным, что верхняя одежда стала центром существования, но шинель в произведении — это образ-символ, знак надежды на лучшее, который в итоге оказался лишь иллюзией. Обретение и утрата шинели — важнейший элемент произведения, его ключевая проблема.

Башмачкин экономит, изыскивает средства, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и, наконец, ему это удается. Почему же Гоголь не завершает свою повести на радостной ноте, зачем предлагает читателю развитие действия? Чтобы показать, что жизнь таких людей, как его ключевой персонаж, полна трагизма.

Столь желаемая и долгожданная шинель утрачена, что и становится причиной отчаяния, а затем — и гибели героя. Однако писатель не готов отказываться от позитивного взгляда на вещи, вот почему в финале произведения появляется образ привидения, пугающего воришек. Это несчастный Акакий Акакиевич после смерти обрел то, на что был неспособен при жизни — способность постоять за себя и доказать свою правоту.

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя

Тема «Маленького человека» существовала в русской литературе и до ее проявления в произведениях Н.В. Гоголя. Впервые она была обозначена в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина. Позже эта тема начала проявляться и в творениях Гоголя. Вообще творчество Гоголя и творчество Пушкина имеют некоторые общие черты. Известно, что Гоголь был довольно близко знаком с нашим великим поэтом. Пушкин не раз подавал Гоголю сюжеты для его произведений. Этих писателей объединяют многие общие темы, но самой главной из них является тема «маленького человека» Эта тема главенствует в произведениях Гоголя.

Прежде всего, стоит подробнее раскрыть образ «маленького человека». «Маленький человек» — это социальный тип человека, который чувствует бессилие перед жизнью и всеми трудностями этой жизни. Этот человек унижен и оскорблен вышестоящими людьми. Его вообще могут не считать за человека. «Маленький человек» живет в мире собственных иллюзий и фантазий. От безысходности он может считать себя королем Испании, может принять женщину полусвета за божественное создание и т.д. «Маленький человек» не старается выбраться из своего положения, он не желает делать что-либо для улучшения своей жизни. Он всю сою жизнь может очинять перья начальству и мечтать о дочери директора департамента или переписывать бумаги и лелеять мечту о новой шинели. Он безропотно и покорно сносит все унижения и все удары судьбы. Иногда этот человек может взбунтоваться, но этот бунт приводит его либо в дом для душевнобольных, либо на кладбище.

Гоголь сам некоторое время был этим «маленьким человеком». Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников, и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. И именно этот опыт позволил Гоголю во всех красках показать Петербург с его внешним лоском и внутренним убожеством.

Гоголь описывает Петербург как город, где все отношения являются ложью и обманом, где торжествует пошлость, разврат и подлость. Именно здесь пропадает герой «Невского проспекта» художник Пискарев, который стал жертвой циничной действительности. Это может прозвучать жестоко, но погибает он из-за собственных романтических иллюзий. Он принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в неё. И даже после того, как он узнал страшную правду, он не теряет надежд исправить то, что в принципе исправить нельзя. Желая увидеть ее хотя бы во сне, он начинает употреблять наркотики и в результате умирает.

Именно здесь страдает несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин, мечтая о новой шинели. Шинель является для него пределом всех его мечтаний, идеалом и смыслом всей его жизни. День приобретения желанной вещи становится для него величайшим праздником и величайшим днем скорби одновременно. После кражи шинели он пытается получить помощь у «значительного лица», но получает такой выговор, что выходит из кабинета в полуобморочном состоянии. Никто не заступился за него, никто не поддержал его в его беде. И будучи не в состоянии перенести такое горе Башмачкин умирает. И только после своей смерти он начинает протестовать. Его призрак начинает снимать шинели со всех особ, не разбирая чинов и званий. Успокаивается он только тогда, когда снимает шинель с того самого «значительного лица».

Здесь обретается и Аксентий Поприщин из «Записок сумасшедшего», который, пожалуй, является самым трагичным из гоголевских героев. Он стоит на самой низшей ступени социальной лестницы. И у него тоже есть своя мечта. Она более масштабна по сравнению с мечтой Башмачкина. Поприщин страстно желает сравняться со значительными лицами Петербурга. Именно поэтому он так мечтает о дочери начальника департамента. Но его мечта несбыточна, и он сходит с ума.

Несмотря на жалость к «маленькому человеку» Гоголь адекватно оценивает его. Он показывает, как может измельчать человек, как его постепенно уничтожает окружающая его обстановка в независимости от того, где этот человек обитает. Но все же Гоголь считает Петербург наиболее страшным, извращенным, безумным и лживым городом.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «ШинельБоль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. ГоголяИдейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» (по повести \’Шинель»)Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)Повесть «Шинель»Проблема «маленького человека» в творчестве Н. В. ГоголяРевностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель»Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель\’Тема \’маленького человека» в повести \’Шинель»Трагедия «маленького человека» в повести \’Шинель»Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель»)Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Характеристика образа Башмачкина Акакия АкакиевичаТрагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. ГоголяТема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине»)Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образаКак много в человеке бесчеловечностиГлавный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)Реальность петербургского быта в повести Г. Гоголя «Шинель»Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича Башмачкина? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель»)ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Идея гуманизма в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Гоголь и его «шинель»Башмачкин 1Башмачкин 2Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (2)Чем похожи «Повесть о капитане Копейкине» и «Шинель»О повести Н. В. Гоголя «Шинель»Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Г. Гоголя «Шинель»Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Духовная жизнь БашмачкинаРеальность петербургского быта в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»История Акакия Акакиевича БашмачкинаТрагедия маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»В чем заключается трагедия образа Акакия Акакиевича БашмачкинаРасскажите о судьбе «маленького человека» и общее значение этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»Образ «значительного лица» в повести «Шинель»Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя

Краткий анализ Невского проспекта

Эта повесть входит в небольшой цикл петербургских повестей, в котором писатель с разных сторон изображает быт и нравы жителей Северной столицы. В самом тексте можно структурно выделить три части. Первая — описание реального города, знакомого каждому его жителю. Во второй автор обращается к иллюзиям, с которыми в причудливой форме переплелась действительность. Наконец, в третьей части Невский проспект уже нарисован метафорически.

В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Их нельзя называть друзьями из-за разницы в жизненных позициях: первый полон трагизма, второй же — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии.

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен, стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Он решил предпочесть большие деньги, а не искренние чувства, жаждет ухаживать исключительно за состоятельными женщинами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — карьера, деньги, всеобщее уважение.

Жизнь же наивного художника Пискарева — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой, он ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.

Красавица, в которую герой искренне влюбляется, оказывается легкомысленной гулящей женщиной, неспособной в полной мере оценить всю глубину его чувств. В результате эта героиня, которую можно охарактеризовать как «маленькая женщина», становится причиной сумасшествия Пискарева: он не в силах пережить того, что «небесный ангел», совершенство — это лишь низменная и примитивная натура.

Тема маленького человека является сквозной в творчестве Николая Васильевича Гоголя, причем писатель с нескрываемым сочувствием относится к своим персонажам, не высмеивая их, а показывая с лучшей стороны. Это добрые, ласковые, готовые любить люди, обреченные на одинокость из-за того, что общество не принимает их. Это подлинная трагедия человеческой души и мироздания в целом.

Образ маленького человека в произведениях Гоголя

«Маленький человек» — тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего. Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей — выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери. Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.

Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.

Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.

Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

Источник

Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского (сочинение)

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб

Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «…бедность не порок, это истина… Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги. Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея: Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

История возникновения понятия «маленький человек»

Известно, что первый период русской литературы — это древнерусская литература. Главными героями произведений этого периода являлись князья, святые, воины. Лишь в конце данного периода был введён образ простого человека. Затем в литературу приходит с запада классицизм, тогда сторонников этого литературного направления волновали человеческий долг перед государством, его польза для общества.
Только с приходом в русскую литературу сентиментализма писателям стали интересны чувства, желания и переживания людей. Первым писателем, продемонстрировавшим в своих произведениях мир «маленьких людей», был Николай Михайлович Карамзин. Большое влияние на последующую литературу оказала его повесть «Бедная Лиза».

живую душумаленьком человекеИ крестьянки любить умеютмаленькому человеку

Защита слабых, угнетённых и безгласных – в этом главная нравственная задача художников слова. Гуманность, умение сочувствовать и быть чувственным оказались очень созвучны веянием времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека, и главным объектом её внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в исследовании неизвестной до этого темы.

Хорошими примерами данного понятия станут достаточно популярные литературные произведения русских классиков.

Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

Проблема «маленького человека» в Петербуржском цикле Н. В. Гоголя препровождена в повестях «Шинель» и «Записки сумасшедшего». Фундаментальный богатырь потащить «Шинель» — Не делающий зла Акакиевич Башмачкин, чиновник департамента, захватывающий малорослый чин титулярного советника. Иллюзией всей его жизни представляется «постройка» свежеиспеченной шинели, а трагедией всей жизни — потеря данной самой шинели, выделенной у него уличными грабителями. «Две симпатии Акакия Акакиевича: к буквам, тот или другой он бессознательны переписывает, и к свежеиспеченной шинели… страшно наметим искреннюю вытертость личности» (П. Николаев). Ну да данный человек ничтожен и смешон, вещественная и духовное завещание жизнедеятельность его ничтожна и скудна, но не по его же вине.

А тогда богатырь рассказывает своим сослуживцам: «Оставьте меня, для чего ваша милость меня обижаете? », у любого дядьку таковые сотрясение воздуха вытребуют ощущение вины и жалости. Основательно обрисовывая Башмачкина, Франт активизирует у читателя сожаление к генеральному герою, все человеческие контакты тот или другой исключались конторскими насмешками, перевариваемыми им с величайшей покорностью. Погибель Башмачкина определил крайнюю, изменническую расстроенность «маленького человека» тут-то неприглядном мире: «И Северная столица сохранился лишенный чего Акакия Акакиевича, будто бы в нем его ни в какое время и не было. Запропал и укрылся существо, никем далеко не защищенное, ни одному человеку далеко не дорогое, ни для кого далеко не интересное, даже если далеко не обратившее для себя увлечение и естество наблюдателя, не пропускающего приземлить для булавку муху и рассмотреть ее в микроскоп…» Проблема «Шинели» — проблема человечного страдания, определенного социально. Запрограммированность злоключения Башмачкина — в чиновничьей иерархичности. «Записки сумасшедшего» — одна из самых лироэпических и катастрофических повестей Н. В.

Гоголя. Это дневник: небольшой сановник Маньяк самовлюбленно выкладывает свои малограмотные, карикатурные суждения. Первоначально данный «маленький человек» смешен в своих претензиях, но потом читателю останавливается какая жалость данного потерявшего надежду утратившего себя и собственный мозг человека. Мир петербуржских повестей Гоголя призывал к гуманизму и чуткости, обличал тиранию и бесчеловечность некрасивого мира, заболтал о дилеммах «маленького человека» и его больших правах для благородную жизнь.

Популярные сочинения

  • Сочинение Свидригайлов в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика) Некоторые критики и учителя уверены, что главный герой романа «Преступление и наказание» не Раскольников, а Свидригайлов. Почему? Как в произведении проявляется противоречивость
  • Главная мысль Истории одного города Салтыкова-Щедрина Зачастую для того, чтобы понять основную мысль того или иного произведения нужно неоднократно его перечитать, вчитываясь в каждую строку и понимая момент за моментом.
  • Сочинение на тему Лето Лето без сомнения одно из самих ожидаемых времен года. В этой чудесной поре таится огромное количество ярких событий, впечатлений и эмоций. Теплые лучи яркого солнышка согревают окружающий мир

Сочинение 2

Тема «маленького» человека достаточно широко и красочно раскрывается в произведении Н.В.Гоголя «Шинель». Данная повесть позволяет читателю увидеть со стороны на сколько велико влияние жестокого общества на одинокого и слабого духом человека.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником. Из-за невысокой должности, которую он занимал, его коллеги пренебрегали им

Герой старается не обращать внимание на издевки, но однажды не выдерживает и восклицает: » Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако, вскоре размеренная рутина Башмачкина прерывается. Его шинель износилась так, что теперь не подлежит ремонту

Покупка новой вещи становится лучиком света в тёмной жизни Акакия Акакиевича. Он начинает откладывать деньги с каждой зарплаты ради достижения своей цели. Наконец, приобретя шинель, Башмачкин переполнен счастьем, но его радости не суждено было длиться долго. Во время возвращения с ужина у него крадут драгоценную одежду. Акакий Акакиевич впадает в отчаяние. Ведь для него эта шинель была особенной. Она принесла в жизнь героя перемены и позволила на мгновенье забыть о его роли «маленького» человека. Однако, другие не разделяют такого мнения.

Для окружающих это лишь обычная, ничем не примечательная, шинель. Не понимая, что делать, Башмачкин обращается ко всем с мольбой о помощи. Но в ответ на просьбы он получает жестокие отказы и равнодушие. Не выдерживая, давящей на него, безысходности, Башмачкин вскоре заболевает и умирает. Смерть героя становится результатом безнравственности людей, которые даже после случившегося продолжили жить, как обычно, не обращая внимания на проблемы и переживания, «маленького» для общества, человека. Причиной такого поведения было безразличие, ведь гибель, никчемного по их мнению коллеги, не занимавшего высокого поста, не влияла ни на что. Даже после похорон главного героя рассказ продолжается, жизнь продолжает идти своим чередом. Коллеги заметили его отсутствие лишь спустя четыре дня.

Часто ли мы задумываемся о трудностях, в которых оказываются другие люди? Искренне ли мы сочувствуем им? Автор попытался донести до общества, как безразличие может губительно сказаться на людях, которые не в состоянии дать отпор жестокости, направленной на них. Можно прийти к выводу, что несмотря ни на что, каждый человек заслуживает понимания и уважения независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Н.В.Гоголь показывает как легко толпа, сплоченная одним мировоззрением, способна уничтожить личность, которая лишь немного не вписывается в установленные ими стандарты и правила.

Популярные сочинения

  • Современная молодежь — сочинение рассуждение 9 класс Поколения меняются, интересы и мода тоже. Поэтому уже не вызывает удивление осуждение молодежи другими поколениями. Многие говорят, что нынешняя молодежь не уважает старших и имеет совершенно другие ценности
  • Сочинение Моё хобби Сложно представить человека, у которого нет любимого занятия. У каждого из нас есть свое дело, которое помогает расслабиться, получить удовольствие и реализовать себя с самых разных сторон.
  • Сочинение Чичиков – живая или мёртвая душа? Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь

Общая характеристика

В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.

Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:

  1. Его герои — люди положительные, добродушные, беззлобные, лишенные подлости, коварства. Безукоризненно честные, думающие, но не понятые современным им обществом.
  2. Судьба оказывается к ним слишком жестокой, ставя перед ними необходимости таких испытаний, которые оказываются им не по плечу.
  3. Никто не готов протянуть руку помощи маленькому человеку, слабому и забитому.
  4. Скромные, незаметные в толпе персонажи, тем не менее, очень импонируют писателю, ведь они чисты в душе и никому не делали зла.

При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: