Анализ стихотворения «задрожали листы, облетая» а.а. фета: ключевые мотивы и символика

Анализ стихотворения афанасия фета "осень"

Основная тема стихотворения «Задрожали листы, облетая» А.А. Фета

Возможная интерпретация:

Основной темой стихотворения «Задрожали листы, облетая» А.А. Фета является размышление о прошлом, которое навсегда останется в памяти и влияет на наше настоящее. В стихотворении автор описывает осенний пейзаж, где листья деревьев падают, задрожав от холода, и уносят с собой часть жизни, которая уже не вернется.

Сквозь меланхоличное настроение проходит мысль, что мы не можем остановить время и вернуть прошлое, но можем сохранить его в памяти, чтобы оно всегда жило рядом с нами. Автор выражает эту мысль с помощью образа «в ладонях листьев гремит ропот поле», как будто голос души погибших сливается с шумом осенней природы.

Таким образом, стихотворение «Задрожали листы, облетая» описывает вечную тему времени и его необратимости, но одновременно подчеркивает важность сохранения в памяти тех моментов, которые считаем важными

Основные черты лирики А.А. Фета

Духовность. Основная черта лирики А.А. Фета – это выраженная духовность. В его стихотворениях прослеживается стремление к глубокому пониманию жизни и ее смысла. Автор заставляет нас задуматься над вечными ценностями, рассказывает о душе и морали человека.

Тонкость

В стихах Фета важное место занимает тонкость чувств и состояний. Автор не описывает эмоции яркими красками, он использует множество нежных и простых образов, чтобы передать свое внутреннее состояние

Лиризм. А.А.Фет известен как один из крупнейших русских лириков. В его стихах присутствует глубокое внутреннее содержание, которое пробуждает чувства и мысли, заставляет нас погрузиться в мир поэзии и наслаждаться ее музыкой.

Философский смысл. На фоне видимой красоты и эстетического идеала, А.А.Фет выражает философский смысл. Он заставляет задуматься об уникальности каждой жизни, о том, что не все обладают способностью проявить свое «я», а также о том, как непредсказуема может быть судьба.

Изобразительность. В стихотворениях А.А. Фета значительное место занимают визуальные образы. Он использует метафоры, аллегории и эпитеты, чтобы оживить свои стихи, чтобы увидеть и услышать смысл из образов, которые создаются его словами.

Духовность Тонкость Лиризм Философский смысл Изобразительность
основная черта лирики А.А. Фета изображение тонкости чувств и состояний известность как лирика выражение философского смысла на фоне эстетического идеала использование метафор, аллегорий, эпитетов

Композиция

Стихотворение «Какая грусть!» состоит из 5 строф. Композиционно произведение можно разделить на три смысловые части.

  1. 1 часть – это первые две строфы, в которых поэт пишет об окружении, о природе. Именно начало стихотворения настраивает читателя на необходимую волну, дарит ему образы, способные передать душевное состояние поэта. «Какая грусть!» — это восклицательное предложение откровенно, ярко и конкретно передаёт основной мотив переживаний автора. Дальнейшие переживания настолько «тонкие», еле уловимые, что Афанасий Афанасьевич воспользовался «пейзажем» для точности и честности.
  2. 2 часть – это 3-я и 4-я строфы. Поэт переходит от пейзажа к «внутренностям», к душевным переживаниям. Этот переход плавный, Фет сравнивает душевный холод с окружающей зимней стужей. 4-е четверостишие «прозрачное», без очевидных параллелей. Прямым текстом поэт пишет о своей надежде на то, что душа его помолодеет.
  3. 3 часть – это последнее четверостишие стихотворения. Данная строфа является описанием «удивительного края», который надеется увидеть автор.

Эти строки метафоричны. В третьем четверостишие, которое является отражением душевных переживаний, поэт пишет о думе, которая «лениво засыпает над умирающим трудом», а в пятом четверостишии пишет о думе «страстной, чистой», той, которая была у него ранее, когда «бури пролетали мимо», когда «цвела весна и красота».

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Афанасьевич Фет

Я в жизни обмирал и чувство это знаю, Где мукам всем конец и сладок томный хмель; Вот почему я вас без страха ожидаю, Ночь безрассветная и вечная постель!

Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия, Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.

Еще ты каждый миг моей покорна воле, Ты тень у ног моих, безличный призрак ты; Покуда я дышу — ты мысль моя, не боле, Игрушка шаткая тоскующей мечты.

Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений «укрепляет и освежает душу».

Я. П. Полонский, Н. Н. Страхов и А. А. Фет в имении Фета Воробьевка Курской губернии. Лето 1890 года

При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасьевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический он считал бессмысленным, скучным и низменным. Свое пребывание в нем характеризовал как тоскливое. В лирике Фета тема жизни и смерти рассматривается через призму идей христианских, платоновских, шопенгауэровских. Стоит отметить, что философия пессимизма великого немецкого мыслителя оказала сильнейшее влияние на Афанасия Афанасьевича. В одно время он даже занимался переводами трудов Шопенгауэра на русский язык.

Стихотворение «Смерти» создано в 1884 году. Оно включено во второй выпуск сборника «Вечерние огни» (1885). По названию видно, что Фет напрямую обращается к старухе с косой, пишет ей посвящение. Лирический герой встречает неминуемый конец бесстрашно. Ощущение приближающейся смерти ему знакомо не понаслышке. Ее он считает окончанием всех жизненных мук. В первой строфе уход в иной мир сравнивается с «вечной постелью» и «ночью безрассветной». Далее перед читателями предстает своеобразный поединок. Кажется, смерть готова коснуться головы лирического героя, навсегда стерев его из списка бытия. Вот только он не собирается так просто сдаваться на милость безжалостной победительницы. Более того – бой завершается торжеством человека. В третьей строфе герой называет смерть безличным призраком, тенью у своих ног, «игрушкой шаткой тоскующей мечты».

Во втором выпуске книги «Вечерние огни» под двадцатым номером расположилось стихотворение «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…» (1883). К рассматриваемому нами тексту оно имеет непосредственное отношение. Смерть в нем принимается как нечто неизбежное, непобедимое:

…О, если б небо судило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

Лирический герой мечтает о спокойной кончине, которую соотносит с закатом:

Только закат будет долго чуть зримо гореть; О, если б небо сулило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

В «Смерти» читателям предлагается совершенно другая картина. Лирический герой отвергает смерть, считая ее ничтожным явлением по сравнению с мыслящим «я» человека. Столь явное несовпадение носит неслучайный характер. В «Вечерних огнях» Фет группирует стихотворения так, чтобы показать читателями одни и те же вещи с разных сторон, продемонстрировать порой кардинально противоположные точки зрения. По мнению поэта, многогранность бытия можно было передать исключительно при помощи противоречий

Также нужно обратить внимание на стихотворение «Смерть» (1878), включенное в раздел «Элегии и думы» первого выпуска «Вечерних огней». Отношение к старухе с косой вновь меняется

Неизбежный конец земного человеческого пути Афанасий Афанасьевич преподносит как ценность:

…Но если жизнь — базар крикливый бога, То только смерть — его бессмертный храм.

Смею предположить, восприятие Фетом смерти тесно связано с главной трагедией его жизни – гибелью Марии Лазич, единственной возлюбленной. Девушка скончалась в 1850 году от сильнейших ожогов, полученных при пожаре. При этом историю отношений поэта с Лазич нельзя назвать счастливой. Они не могли пожениться из-за тогдашней бедности Афанасия Афанасьевича, но и расстаться навсегда сил у них не находилось. Смерть Марии Козьминичны оказалась одновременно огромным несчастьем и разрешением труднейшей ситуации.

Текст: pishi-stihi.ru

Анализ стихотворения «Смерть» А.А. Фета

Лирику А.А. Фета традиционно считают философской, и на то есть множество оснований. В своих стихотворениях поэт обращается ко многим «вечным темам», рассматривая «классические» философские категории: бытие, разум, человеческую душу, смысл жизни, человека и его взаимоотношения с Богом…

Если обратиться к биографии поэта, то можно заметить, что стихотворение было написано в последние годы его жизни. Можно заметить, как сильно поменялось настроение его произведений с традиционно мажорного, как в классическом «Я пришёл к тебе с приветом…», на минорный, «тютчевский». Это очень нехарактерно для А. Фета, что позволяет думать о том, что «Смерть» стала поэтическим подведением итогов долгой и насыщенной жизни поэта. В это самое время он обращается к христианству, к Богу, и мысль о бессмертии человеческой души красной нитью проходит в стихотворении.

Темой стихотворения «Смерть» будет как раз философская мысль о жизни и смерти — это подсказывает и название, и содержание. Стихотворение бессюжетно, оно представляет собой некий поток мыслей лирического героя, которого, конечно, можно отождествлять с автором. В этом произведении отразились чувства и размышления героя на тему смерти и жизни после неё. Что есть жизнь? Разве она ценна? Жизнь — обман, — категорично заявляет герой. За ней ждёт целый океан событий, чувств и… чего-то неизведанного.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

«Смерть» написана пятистопным ямбом с заменой некоторых стоп ямба пиррихием (первый стих последнего катрена), что было характерно для лирики 19-20 веков. Рифма в стихотворении перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы. Произведение не богато средствами художественной выразительности. Тропов совсем немного: эпитеты (бездонный океан, лёд мгновенный), гипербола (мгновенность жизни: улыбка и жизненный расцвет, над которыми уже торжествует смерть), аллегоричное сравнение (обман, под которым понимается мимолётная человеческая жизнь, сравнивается с тонким льдом) – вот, кажется, и всё. Стилистических фигур больше: это и риторические вопросы («Бежать? Куда?»), и инверсия, и оксюморон (смерть — бессмертный храм; слепые поводыри). Но важнейшую роль играет антитеза, на которой, кажется, построено всё стихотворение: жизнь здесь противопоставляется смерти, правда — ошибке

Лирический герой размышляет о жизни и смерти и приходит к выводу, что человеческое существование кратко, хрупко и… не важно. Он представляет жизнь как крикливый базар, как тень истины, как тонкий лёд, под который легко можно провалиться

Жизнь в его глазах как будто теряет свою ценность. Впрочем, это будет неверно: она не нужна сама по себе. Жизнь отдаляет человека от Бога, она обманна. Но она важна потому, что ведёт к смерти — а за смертью и есть Бог, спокойствие и истина.

Это стихотворение едва ли можно назвать импрессионистичным, что обычно свойственно лирике Фета. Это сложный, продуманный и многогранный философский труд о смысле жизни, о самой жизни и о смерти, об истинных и ложных ценностях.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

Афанасий Афанасиевич Фет – русский литератор второй половины 19 века. Славу обрел благодаря своим переводам, но больше всего отдавался лирике. Писал стихи, поэмы, повести, путеводные заметки и литературную критику. С 1854 года публиковался в литературном журнале «Современник».

История создания

Произведение «Задрожали листы, облетая…» относится к позднему творчеству поэта. Стихотворение было написано летом в 1887 году, когда поэт страдал от старческих недугов, одиночества и депрессии. Живя в усадьбе, Афанасий Афанасьевич приводил в порядок свои рукописи и предавался воспоминаниям о былой молодости.

Спустя три года после написания стихотворения душевное состояние Фета ухудшилось, из-за чего автор попытался свести счеты с жизнью. Попытка не увенчалась успехом.

Жанр

«Задрожали листы, облетая» — написаны перекрестной рифмой с трехстопным анапестом. Стихотворение является отличным примером пейзажной лирики автора, в которой не затрагиваются политические темы, и воспевается гармония души и природы.

  • Композиция
  • Стихотворение условно можно поделить на три части.
  • В первой части автор нагнетает атмосферу, показывая приход разрушительной осени в природную гармонию:
  • «С поля буря ворвавшися злая
  • Рвет и мечет и воет в лесу»
  • Вторая часть рассказывает нам про маленькую птичку, как силу духа, способную противостоять ворвавшимся изменениям:
  • «Не запугана бурей одна»

В третьей части Афанасий Фет сталкивает природный катаклизм с обиталищем «птички», не делая никаких выводов и оставляя стихотворение без концовки. Завершение противостояния бури и птички автор оставляет читателю.

Символика произведения

Все произведения Афанасия Афанасиевича пронизано тоской. Буря, нападающая на лес и срывающая с него листья – это осень, которая приходит как старость. Для поэта этот стих был олицетворением его переживаний старости и тяжелого периода в жизни.

Когда автор начинает говорить о маленькой птичке и ее гнездышке, он словно пытается убедить сам себя в том, что надежда на счастливую жизнь еще есть. Для него гнездышко – его семья, благодаря которой он надеется пережить тяготы преклонного возраста.

  1. Оставляя стихотворение без логического завершения, автор тем самым подчеркивает, что он не уверен на удачное завершение своих проблем, и что рано или поздно буря-старость сможет забрать у него и последнюю надежду.
  2. Художественные приемы
  3. В лирическом стихотворении «Задрожали листы, облетая…» используются:
  • метафоры: «тучи закрыли», «задрожали листы», «громов перекличка»;
  • эпитеты: «шумящая мгла», «теплое гнездышко»;
  • повторяющийся звук «р» в двух последних строках, для усиления ощущения опасности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Задрожали листы, облетая…»

Поделиться

Осенью

Когда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.

А.Фет

*** Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот; Смотри: из-за дремлющих сосен Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи Я помню всегда близ тебя, И светят фосфорные очи, Да только не греют меня.

А.Фет

Устало всё кругом: устал и цвет небес

, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что наконец свалился. Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты, О жизни говоря незримой, но знакомой… О ночь осенняя, как всемогуща ты Отказом от борьбы и смертною истомой!

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Задрожали листы, облетая» между строк звучит тема смерти: осень – это пора увядания, то есть с приближением зимы природа как бы умирает. В то же время тепло и гармония гнезда говорят о надежде, которая теплится даже в самой холодной душе, даже в холоде смерти.

В произведении читатель также увидит мотив одиночества. Он связан с образом птички: она одна противостоит буре. Этот мотив усиливают две последние строки, в которых читается опасность, что передаётся глаголом «грохочет» и повторяющимся звуком . В гнезде же, напротив, царит тишина.

Для создания настроения поэт использует «краски». Строки окутаны тоской и мраком, чему противостоит «светлогрудая» птичка. Так Фет хочет передать чувство надежды, убеждая читателя в том, что с приходом проблем жизнь начинает бурлить с новой силой, а вовсе не заканчивается.

Анализ стихотворения «Осень» А. А. Фет

Вариант 1

Афанасий Фет умел очень тонко чувствовать окружающий мир и передавать его красоту в своих стихах. Более того, его собственное настроение нередко менялось от того, что он видел во время прогулок или же из окна родового поместья. Но бывало и так, что ощущения поэта оказывались созвучными тому, что происходит в природе. И тогда рождались стихи наподобие «Осени», которая была написана в 1883 году.

«Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной», — отмечает поэт в первых строчках своего стихотворения проводя тем самым параллель между сменой сезонов года и собственной жизнью. Ведь к тому моменту, когда было написано это стихотворение, Фет уже разменял шестой десяток и уже ничего не ждал лот этой жизни. Он сумел вернуть себе утраченное наследство и титулы, удачно женился на девушке из состоятельной семьи, но вдруг осознал, что для настоящего счастья этого крайне мало.

В его жизни не было самого главного – любви, найти которую поэт уже и не рассчитывал. Именно этим обстоятельством и объясняется тот пессимизм, который Фет вкладывает в данное произведение и задает ему определенный тон. Осенние дни поэт сравнивает с безотрадной истомой, которая одолевает каждого, кто доходит до определенной черты и понимает, что за ней осталось все самое лучшее и светлое, что было в его жизни.

Вместе с тем, Фет с удовольствием вспоминает и радостные мгновения, которые ассоциируются у него с золотой осенью, теплой и приветливой. Она «ищет взоров и знойных прихотей любви», символизируя период зрелости чувств и отношений. Но этот этап в жизни поэта был достаточно кратким и оставил горькое послевкусие, связанное с трагической гибелью возлюбленной.

Поэтому осень для Фета, скорее, является символом увядания и подготовки к переходу в иной мир. Неудивительно, что пышность и буйство красок, золото опадающей листвы и теплоту последних солнечных дней автор воспринимает, как последний подарок природы, щедрый и довольно жестокий. Ведь, по мнению Фета, «ей ничего уже не жаль», и финал будет неизбежным – еще немного, и весь мир окутает белое снежное покрывало, под которым останутся чувства, мысли и желания.

Это вынуждает поэта очень остро чувствовать не только яркую красоту осени, но и собственную старость, понимая, что в его жизни уже не случится ничего восхитительного, романтичного и заслуживающего внимания. Того, ради чего стоило бы начать все заново или же хотя бы попробовать почувствовать себя счастливым.

Вариант 2

В стихотворении «Осень» явно прослеживается параллель между описанием природы и жизнью самого автора. Написано стихотворение в 1883 году, когда Фет уже чувствовал приближение старости. Сожаление об уходящей молодости, переживания о наступлении нового этапа жизни, душевные воспоминания о событиях жизни прошедшей — всё это проявляется в тексте стихотворения.

Отличительными чертами пейзажных зарисовок поэта являются образность, конкретные описания деталей, наличие в произведениях средств художественной выразительности: эпитетов, метафор, сравнений. Стихотворение «Осень» можно условно разделить на три части — три строфы, в каждой есть своя тема и скрыт глубокий смысл. Это деление помогает понять мысли лирического героя, его настроение. Становится возможным увидеть, как меняется душевное состояние героя под влиянием изменений в окружающей действительности.

Образ осени меняется на протяжении всего повествования. В начале стихотворения она представляет собой довольно безрадостную картину: «грустны сумрачные дни», «беззвучной осени и хладной», «истомой безотрадной К нам в душу просятся они!» Эпитеты «грустный», «сумрачный», «беззвучный», «безотрадный» создают образ увядающей природы. Вокруг уже не осталось ярких красок, переливов солнца; не слышно пения птиц и звучания воды — всё покрыто сумраком и печалью. Поэт мастерски создает ощущение грусти, которое наполняют душу лирического героя.

Основная идея

Сперва читатель увидит в стихотворении лишь осенний пейзаж: безжалостный ветер и тёмные тучи. Однако, как было отмечено раннее, осень – это метафора, раскрывающая состояние души поэта. Его жизнь полна проблем, которые ворвались подобно буре. Смысл стихотворения «Задрожали листы, облетая» состоит в том, что все эти ненастья вполне можно пережить, если в доме, «уютном гнёздышке», тебя ждёт тепло и умиротворение.

Сталкивая бурю и тишину, холод и тепло, юркую птицу и неодушевленный мир осени, жизнь и смерть, поэт заставляет нас задуматься о надежде: даже в осени жизни есть милые душе краски, чувства и мысли. Во мраке есть искорка света, в отчаянии есть место надежде. Такова главная мысль стихотворения «Задрожали листы, облетая».

Анализ стихотворения Фет » Задрожали листы, облетая «. Очень срочно

Егор Берёза Ученик (191) 4 года назад

Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени.

Поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро

Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления

Вадим Терехов Ученик (147) 1 год назад

Еленочка-Елена Знаток (346) 1 год назад

все правильно у Егор Берёза Ученик (167)

Соня Голубева Ученик (129) 1 год назад

У Егора Берёза правильно

Nika Nika Ученик (95) 1 месяц назад

тема, идея, чувства стиха А. А. фет задрожали листы облетая

глеб коновалов Ученик (165) 1 месяц назад

Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени.

Поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро

Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления

Катя Вурсало Ученик (118) 1 месяц назад

1. В стихотворении «Задрожали листы, облетая. » описана середина осени.

2. Стихотворение описывает природу, но у него есть и другой, скрытый смысл. Осенняя буря у Фета — это не только проявлении стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка- женщина сохраняет любовь, ласку и добро

Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, тогда человек всегда сможет найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл фетовского противопоставления

3. Сам автор опубликовал свое стихотворение без названия, значит, мы называем его по первой строке. Если мы назовем его, например, «буря» или «Птичка», мы можем обеднить восприятие стихотворения.

4. Эпитеты: буря «злая», мгла «шумящая» — гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».

Метафора: «грохочет громов перекличка» грома грохочут, словно перекликаются друг с другом.

Олицетворения: листы «дрожат», тучи «закрывает» красу неба, буря злая «рвет и мечет и воет в лесу».

В помощью эпитетов, метафор и олицетворений поэт делает стихотворение выразительным, образы — яркими и понятными.

Из русской литературы XIX века

Афанасий Афанасьевич Фет

«Задрожали листы, облетая. »

1. В стихотворении «Задрожали листы, облетая. » описана середина осени.

2. Стихотворение описывает природу, но у него есть и другой, скрытый смысл. Осенняя буря у Фета — это не только проявлении стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка- женщина сохраняет любовь, ласку и добро

Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, тогда человек всегда сможет найти себе отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл фетовского противопоставления

3. Сам автор опубликовал свое стихотворение без названия, значит, мы называем его по первой строке. Если мы назовем его, например, «буря» или «Птичка», мы можем обеднить восприятие стихотворения.

4. Эпитеты: буря «злая», мгла «шумящая» — гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».

Метафора: «грохочет громов перекличка» грома грохочут, словно перекликаются друг с другом.

Олицетворения: листы «дрожат», тучи «закрывает» красу неба, буря злая «рвет и мечет и воет в лесу».

В помощью эпитетов, метафор и олицетворений поэт делает стихотворение выразительным, образы — яркими и понятными.

Я иду на урок: 5-й класс

В учебник-хрестоматию по литературе для 5-го класса, переработанный в 2006 году издательством «Просвещение» (авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин), в отличие от прежнего издания, включено три стихотворения А.А. Фета, причём в разделе, предусматривающем адаптированное для пятиклассников монографическое изучение. Предлагаем учителям схему работы с этими стихотворениями, которую они смогут использовать и как начало собственного поиска.

Ольга Александровна ЕРЁМИНА — автор многих работ по методике преподавания литературы в школе; постоянный автор нашей газеты.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Задрожали листы, облетая» между строк звучит тема смерти: осень – это пора увядания, то есть с приближением зимы природа как бы умирает. В то же время тепло и гармония гнезда говорят о надежде, которая теплится даже в самой холодной душе, даже в холоде смерти.

В произведении читатель также увидит мотив одиночества. Он связан с образом птички: она одна противостоит буре. Этот мотив усиливают две последние строки, в которых читается опасность, что передаётся глаголом «грохочет» и повторяющимся звуком . В гнезде же, напротив, царит тишина.

Для создания настроения поэт использует «краски». Строки окутаны тоской и мраком, чему противостоит «светлогрудая» птичка. Так Фет хочет передать чувство надежды, убеждая читателя в том, что с приходом проблем жизнь начинает бурлить с новой силой, а вовсе не заканчивается.

Осенняя роза разбор стихотворения

Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица-роза, Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.

Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь. После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не подозревал.

Даже законная супруга поэта не предполагала, что его пограничное состояние на грани помешательства связано с преждевременной кончиной девушки, которую Фет искренне полюбил много лет назад, но не решился связать с ней свою судьбу из-за меркантильных интересов.

Те немногие стихи, которые Фет публиковал в последние годы жизни, также были омрачены горечью утраты, глубину и тяжесть которой поэт осознал лишь спустя годы. Он понял, что нет ничего более ценного, чем любовь, заменить которую не в состоянии деньги, роскошь и положение в обществе. Однако, не догадываясь о том, что именно чувствует поэт, мало кто мог предположить, что те иносказания, к которым он нередко прибегал в своем творчестве, напрямую связаны с образом Марии Лазич.

Это легко можно проследить на произведении под названием «Осенняя роза», которое было написано в 1886 году. Автор рассказывает о том, как резко произошла смена погоды, и однажды ночью ударили морозы, которые преобразили весь сад, превратив его в мертвую пустыню. Погибли так любимые Фетом георгины, которых «дыханьем ночи обожгло». Однако одинокая «царица-роза» под воздействием смертоносного холода не только осталась жива, но и расцвела, став «благоуханна и пышна».

Не сложно догадаться, что в этом дивном цветке поэт увидел прообраз своей возлюбленной, которая ушла из жизни, но при этом продолжает присутствовать не только в сердце, но и в повседневной жизни Фета, даря ему надежду на скорую встречу. «Ты очертаньем и дыханьем весною веешь на меня», — отмечает поэт, обращаясь не только к благоухающей розе, но и к погибшей Марии Лазич. Впрочем, он не желает мириться с ее смертью и читает, что девушка незримо присутствует где-то поблизости. А значит, он еще может вернуть себе утраченное счастье и воскресить былые чувства «назло жестоким испытаньям».

Стоит отметить, что подобные иллюзии весьма пагубно отразились на душевном состоянии поэта, который несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, рассчитывая таким образом ускорить встречу с возлюбленной, перед которой испытывал вину за разрушенные надежды.

Анализ стихотворения Фета «Осень»

Осень – самая неоднозначная пора. Нельзя так строго и конкретно определить ее настроение. То она вызывает тоску, уныние и печаль – все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорает при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

Ностальгия завладевает настроением поэтической души. Поэтому все авторы, поэты и писатели так по-разному описывают эту пору. Но все, так или иначе, стремятся выразить свое мнение по поводу осени.

В стихотворении Афанасия Фета «Осень», которое он написал в 1883 году, отражено сразу два разных, даже противоположных настроения. Стихотворение было написано в октябре. Это ка раз середина осени, то время, когда лето уже ушло, а зима еще не наступила, а душа находится в смятении. Поэтому вначале произведения мы чувствуем, как автор начинает печалиться по поводу наступившей осени («как грустны сумрачные дни», «истомой безотрадной»).

Далее поэт вспоминает и о том, что все же осень не так грустна и печальна, что в это время тоже можно жить и любить, можно наслаждаться происходящим и верить в то, что все только начинается.

Довольно необычно то, что Афанасий Фет в стихотворении об осени стремится вспомнить и написать о любви. Кажется, что это совсем несовместимое чувство с тем, что происходит осенью. Ведь это пора, когда все засыпает, приходит в покой и некоторое уныние. Но Фет пишет: «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».

Стихотворение состоит из трех строф, каждой из которых соответствует некая законченная смысловая часть. Это сравнимо даже с этапами человеческой жизни. Фет сравнивает осень с живым существом, с человеком. Можно даже ощутить живой дух в строках произведения.

В понимании автора осень, как и человек, живет, любит, а затем стареет и умирает. Поэтому третья строфа и звучит как какое-то логическое завершение не только поры года, но и жизни в некоторой степени.

Эмоциональность стихотворения потихоньку снижается, замирают чувства, наступает умиротворение и покой («молчит стыдливая печаль», «замирающей», «ей ничего уже не жаль»).

Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.

Анализ стихотворения Фета «Осень»

Более того, его собственное настроение нередко менялось от того, что он видел во время прогулок или же из окна родового поместья.

13.08.2019 16:34:15

2019-08-13 16:34:15

Любые данныеЛюбые данные Любые данные

Анализ стихотворения «Задрожали листы, облетая» А.А. Фета: Особенности стиля

Интимное настроение

Одной из особенностей стиля А.А. Фета в стихотворении «Задрожали листы, облетая» является интимное настроение, которое переплетается с природной красотой. Поэт использует метафоры и образы, чтобы передать свои чувства и эмоции.

Характеристика природы

А.А

Фет уделяет большое внимание характеристике природы в своих стихах. «Задрожали листы, облетая» — не исключение

Поэт описывает осень, которая поражает своей красотой, но при этом вызывает грусть и тоску.

Сильные эмоции

В стихотворении «Задрожали листы, облетая» А.А. Фет выражает свои сильные эмоции. Поэт описывает свою боль и огорчение, вызванные расставанием с возлюбленной, и природа является отражением его эмоций. Через образы и метафоры он передает свои чувства, делая стихотворение ярким и запоминающимся.

Экспрессионизм

Стиль А.А. Фета в стихотворении «Задрожали листы, облетая» можно отнести к экспрессионизму. Поэт использует яркие и красочные образы, чтобы передать свои чувства и мысли. Он также использует метафоры и символы, чтобы создать атмосферу грусти и тоски.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: