Анализ рассказа и. бунина «холодная осень» (сборник «темные аллеи»)

Анализ стихотворения «осень» (а.а. фет)

Анализ стихотворения Фета «Осень»

Осень – самая неоднозначная пора. Нельзя так строго и конкретно определить ее настроение. То она вызывает тоску, уныние и печаль – все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорает при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

Ностальгия завладевает настроением поэтической души. Поэтому все авторы, поэты и писатели так по-разному описывают эту пору. Но все, так или иначе, стремятся выразить свое мнение по поводу осени.

В стихотворении Афанасия Фета «Осень», которое он написал в 1883 году, отражено сразу два разных, даже противоположных настроения. Стихотворение было написано в октябре. Это ка раз середина осени, то время, когда лето уже ушло, а зима еще не наступила, а душа находится в смятении. Поэтому вначале произведения мы чувствуем, как автор начинает печалиться по поводу наступившей осени («как грустны сумрачные дни», «истомой безотрадной»).

Далее поэт вспоминает и о том, что все же осень не так грустна и печальна, что в это время тоже можно жить и любить, можно наслаждаться происходящим и верить в то, что все только начинается.

Довольно необычно то, что Афанасий Фет в стихотворении об осени стремится вспомнить и написать о любви. Кажется, что это совсем несовместимое чувство с тем, что происходит осенью. Ведь это пора, когда все засыпает, приходит в покой и некоторое уныние. Но Фет пишет: «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».

Стихотворение состоит из трех строф, каждой из которых соответствует некая законченная смысловая часть. Это сравнимо даже с этапами человеческой жизни. Фет сравнивает осень с живым существом, с человеком. Можно даже ощутить живой дух в строках произведения.

В понимании автора осень, как и человек, живет, любит, а затем стареет и умирает. Поэтому третья строфа и звучит как какое-то логическое завершение не только поры года, но и жизни в некоторой степени.

Эмоциональность стихотворения потихоньку снижается, замирают чувства, наступает умиротворение и покой («молчит стыдливая печаль», «замирающей», «ей ничего уже не жаль»).

Картинка к сочинению анализ стихотворения Какая холодная осень

В стихотворении “Какая холодная осень!..”, написанном в 1854 году, пересеклись две любимые фетовские темы – любви и природы. Их тесное переплетение достигается с помощью следующего приема – движение смысла осуществляется от изображения внешнего мира к выражению внутреннего мира человека. Кстати, это главный принцип романтической лирики, близость к которой Афанасия Афанасиевича не раз отмечали литературные критики разных времен и школ.

“Какая холодная осень!..” – миниатюра, рассказывающая историю несчастной любви. Первая строфа построена на противопоставлении. В самом начале говорится о “холодной осени”, когда без шали и капота уже не обойтись. Затем упоминается метафорический пожар, восстающий из-за дремлющих сосен. Пока в душе женщины царит холод, в душе влюбленного в нее мужчины полыхает огонь страсти. Сосны недаром получают эпитет “дремлющие”. Так в состоянии полусна пребывает душа главной героини. Представительница прекрасного пола не замечает пожара, вызванного ею же самой. Во второй строфе лирический герой упоминает “сияние северной ночи”, которое он всегда видит возле любимой женщины, что еще раз доказывает ее холодность по отношению к нему.

Строки из стихотворения Фета цитируются в рассказе Бунина “Холодная осень”, созданном в мае 1944 года. Иван Алексеевич меняет в оригинальном тексте всего одно слово – вместо эпитета “дремлющие”, употреблен эпитет “чернеющие”. В книге поэта и прозаика Константина Яковлевича Ваншенкина (1925-2012) “Непонятливая Лика” сказано, что Бунину удалось улучшить миниатюру Афанасия Афанасиевича. “Дремлющие” в контексте стихотворения названо словом аморфным, маловыразительным. Что касается эпитета “чернеющий”, то он создает картину резкую, рельефную. С мнением Ваншенкина сложно согласиться. Как мы выяснили выше, без слова “дремлющие” смысл произведения “Какая холодная осень!..” стал бы несколько другим. Кроме того, была бы не так ярко выражена боль, возникающая в человеческой душе из-за неразделенной любви.

Стоит отметить, что поэтические принципы Бунина формировались не без влияния со стороны Фета. Тому существует немало доказательств. В частности, в архивах сохранилось переписанное рукой молодого Ивана Алексеевича стихотворение “На железной дороге”, принадлежащее перу Афанасия Афанасиевича. Вдохновленный этим произведением Бунин позже создал собственную подобную зарисовку, получившую название “В поезде”.

(1
оценок, среднее: 1.00
из 5)

Сочинения по темам:

  1. И. А. Бунин. не признававший деления литературы на прозу и лирику, создал удивительный по красоте и трагичности мироощущения сборник рассказов…
  2. Стихотворение “Какая ночь! Как воздух чист. ” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три…
  3. Осень часто дарила покой в сердце творческих личностей. Но для умиротворения у А. А. Фета есть более веские причины. Ему…
  4. Андрей Белый познакомился с А. Блоком и его женой, Любовью Менделеевой. Блок очень мало внимания уделял своей жене, чаще с…

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Какая грусть!» однозначно относится к пейзажной лирике. Поэт, описывая природу, окружающую его атмосферу, пытается передать свои ощущения и мысли, одолевающие его в этот самый период.

Также нельзя не заметить черты философской лирики! С 1860-х годов произведения А. А. Фета становятся еще более философичными, что проявляется в обращении к теме вечности, теме разгадки тайны жизни и смерти. В стихотворении «Какая грусть!» автор пишет если не о конце жизни, то о преодолении определенного жизненного рубежа, после которого человек не остаётся прежним, а становится более осмысленным, но скучающим о былом «Я», о молодости и беспечности.

Стихотворение «Какая грусть!» является импрессионистическим. Афанасий Афанасьевич передаёт свои ощущения от созерцаемой им природы, пишет о тождественности человека и природы, сравнивая холод зимы и душевный холод. Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».

Размер стихотворения «Какая грусть!» – четырехстопный ямб. Перекрестная рифмовка с чередующимися женской и мужской рифмой.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Воздушный город Изумительную картину рисует Афанасий Фет в своем произведение « Воздушный город ». Познакомившись с этим произведением, мы можем быть свидетелями воплощающей игры воображения, которую демонстрирует нам автор.
  • Анализ стихотворения Ахматовой Любовь Анна Ахматова в своей любовной лирике смогла отобразить множество женских судеб. Можно отметить, что для своих читателей писательница предоставила на обозрение целую книгу женских душ. Описываемая любовь в стихах довольно часто
  • Анализ стихотворения Ласточки Майкова Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно
  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс Стихотворение А. Фета «Еще майская ночь» представляет собой любование обычным временем суток — ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным,
  • Анализ стихотворения Некрасова Прощанье В 1856 году, Николаем Некрасовым было написано стихотворение «Прощанье». К сожалению, поэт не успел увидеть его в напечатанном варианте. Его друзьям, предоставлялась возможность слышать произведение из уст автора, вследствие чего

Средства художественной выразительности

В произведении Фет использует простые художественные средства и выражения, при помощи которых передаёт удивительную красоту природы. Автор применяет следующие тропы:

  • эпитеты — «золотая пыль», «душистый мёд»;
  • метафоры — «качаясь, движется завеса», «что-то подошло и барабанит»;
  • олицетворение — «опушка стоит».

Однако художественные средства являются не самой важной частью всего произведения

Поэт уделяет внимание глаголам. С их помощью перед глазами читателя возникают картинки, которые поэтапно рисует природа.. При помощи аллитерации и ассонанса автор передаёт наслаждение лирического героя от увиденного

Он восхищается происходящим и радуется любой замеченной детали.

При помощи аллитерации и ассонанса автор передаёт наслаждение лирического героя от увиденного. Он восхищается происходящим и радуется любой замеченной детали.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Весенний дождь» поможет читателю понять смысл, который вложил в него автор. Поэт восхищается природным явлением, у него возникает радость от увиденного. Чтобы почувствовать эмоции, которые испытывал лирический герой, следует полностью прочитать стихотворение.

Образы и символы

Образ осени в данном стихотворении представлен с особым значением. Да и как иначе? Ведь стихотворение несет автобиографический характер, поэтому полностью ассоциируется с жизнью самого автора. Увядание природы символизирует старость человека. Афанасий Афанасьевич показывает осень не только за окном, а и в душе человека.

Общие черты у неё носят безотрадный и печальный характер, но всегда встречаются светлые, теплые и радостные деньки, когда появляется желание жить и творить. Вот тогда осень начинает жить полной жизнью, поскольку о чем-то жалеть не имеет смысла.

Лирический герой, таким образом, передает свое внутреннее состояние, хотя какого-то прямого указания в тексте на это и нет. Автор снабжает время года человеческими качествами и чертами – осень, как и человек, стареет, и грустит по этому поводу. В каждой строчке хорошо прослеживается состояние души самого автора.

Анализ 2

Произведение относится к пейзажной лирике поэта в сочетании с любовной романтической тематикой.

Композиционная структура стихотворения представляется двумя четверостишиями (катренами), состоящими из восьми строк, в виде повествовательного содержания от имени лирического героя.

В качестве стихотворного размера в произведении поэт применяет форму трехстопного амфибрахия в сочетании с перекрестной рифмовкой в первой строфе, а во второй строфе с белыми стихами.

Ключевой темой стихотворения «Какая холодная осень!..», представленного в форме краткой миниатюры, является рассказ об истории несчастного любовного чувства.

Первое четверостишие выстраивается по схеме противопоставления в виде описания осеннего холода, который невозможно выдержать без теплой одежды, но тут же автор применяет художественное средство выразительности в форме метафоры, передающей воспоминания о пожаре в душе влюбленного мужчины, напоминающем опаленные верхушки дремлющих сосен в момент, когда женская душа наполняется холодом.

Употребление в качестве описания душевного состояния прилагательного «дремлющие» используется автором сознательно в аморфном, маловыразительном свойстве.

В стихотворении помимо метафор для подчеркивания художественного содержания присутствуют многочисленные эпитеты, в том числе акцентирующие читательское внимание на холодности женщины по отношению к мужчине в виде сияния северной ночи. Смысловая нагрузка стихотворения «Какая холодная осень!..» заключается в раскрытии поэтом темы неразделенной любви, в которой один участник, в данном случае лирический герой, испытывает душевные страдания и болезненные переживания, при этом освободиться от нахлынувших чувств человеку практически невозможно, а второй – стремится побыстрее избавиться от надоедливого воздыхателя

Смысловая нагрузка стихотворения «Какая холодная осень!..» заключается в раскрытии поэтом темы неразделенной любви, в которой один участник, в данном случае лирический герой, испытывает душевные страдания и болезненные переживания, при этом освободиться от нахлынувших чувств человеку практически невозможно, а второй – стремится побыстрее избавиться от надоедливого воздыхателя.

Все человеческие ощущения передаются поэтом через описание наступившего осеннего холода, при этом ярко и отчетливо описывается депрессивное, печальное настроение лирического героя, понимающего всю глубину и грусть своей безответной любви к возлюбленной.

Помимо метафор и эпитетов в стихотворении «Какая холодная осень!..» применяется художественный выразительный прием в форме оксюморона, иллюстрирующего полутона надрывных эмоций лирического героя.

Стихотворение поэта впоследствии используется Буниным И.А. в своем рассказе «Холодная осень», однако писатель изменяет первоначальный фетовский текст, внося собственные правки и создавая прозаическую рельефную, резкую картину, заменив описание сосен с дремлющих на чернеющие.

Анализ стихотворения Какая холодная осень! по плану

Анализ стихотворения А.А. Фета «Осень»

Осень часто дарила покой в сердце творческих личностей. Но для умиротворения у А.А. Фета есть более веские причины. Ему на момент написания стихотворения «Осень», а это 1883 год, уже шестьдесят три года. Он добился в своей, полной невзгод и лишений жизни, многого. Сейчас он уже зрел, имеет авторитет и вес в обществе. Наступила та пора, когда он может вздохнуть свободно, и наслаждаться жизнью. И данное произведение вторит этому настроению. Оно пропитано тоской и грустью момента, когда человек учится жить по-новому, переосмысливая ценности жизни. Природа, которая всегда притягивала взгляд поэта, сейчас вдруг стала «хладной». И этот лейтмотив беззвучный и безотрадный просится в душу. Поэт томности высказываний первой строфы вдруг противопоставляет иное настроение, более романтичное, где есть место «взорам» и «прихотям любви». Настроение этих осенних дней необычайно бодрит автора, он даже «золотистые уборы» этой поры года окрашивает в кровь. Третья же строфа наполнена мелодии. Осень для поэта уже «стыдливая печаль». Данные строки пафосные, пышные. Осень вдруг снова перерождается, она «молчит». И даже те звуки, которые слышны, они «вызывающи».

Для передачи того настроения, которому сейчас подвластен лирический герой, автор использует некоторые оригинальные приемы. Например, эмоциональные эпитеты: «сумрачные», «безотрадные», «беззвучные». Стоящий в тексте оксюморон «безотрадная истома» передают полутона эмоционального надрыва поэта. Метафоры стихотворения: «знойные прихоти», «горящие взоры», рождают ассоциации, а олицетворение осени с воспламененным возлюбленным, придает силы и страсти произведению.

Спокойный ритм размышлений, о метаморфозах увядающей осени, поддерживаются автором четырехстопным ямбом и охватной рифмовкой, где выделяется в смысловой нагрузке заключительное слово.

Анализ стихотворения А.А. Фета «Какая грусть, конец аллеи»

Стихотворение А.А. Фета “Какая грусть, конец аллеи…” по смысловому содержанию можно отнести к поздней лирике поэта. Своими смыслами оно напоминает знаменитое “О, как на склоне наших лет…” Ф. Тютчева, также написанное на склоне лет, а именно: первое семантическое поле текста связано с образом грусти, неравной борьбы (“один лишь ворон против бури крылами машет тяжело”), смерти (ворон), темноты (“на душе не рассветает”), холода, отсутствия музы и сна мысли (“лениво дума засыпает над умирающим трудом”). Все эти смыслы очень печальны по своему содержанию и связано, вероятно, с закатом жизни самого автора.

Этим мрачным мыслям противопоставлен образ надежды, которая согревает сердце лирического героя (“а все надежда в сердце тлеет”), а также воспоминаниям о родном крае, в котором нет бури, творческая мысль бьет ключом, всегда весна и красота.

Композиция стихотворения двухчастная: первые три четверостишия посвящены теме смерти и пустоты, последние два — надежде и красоте.

Интересно и очень выразительно автор показывает нематериальные, абстрактные понятия через картины и цвета. Ощущение грусти приходит к лирическому герою при созерцании пустынной аллеи, в которой дорожки похожи на серебряных змей, олицетворяющих собой мудрость и старость. Во втором четверостишии появляются контрастные цвета лазури (клочок лазури), белая степь, черный ворон. Надежда (голубая лазурь) и смерть (черный ворон) уже начинают свою поэтическую борьбу. Третья строфа — отсутствие света как такового (“На душе не рассветает”). Итак, первая часть стихотворения связана с цветами умирания: черным, серебристым (серым), белым. Здесь есть лишь клочок надежды — кусочек лазурного неба.

Все меняется и краски буквально “влетают” в повествование в последних двух четверостишиях. Вот она, настоящая надежда и любимый родной край: весна, красота, чистота.

Можно говорить о том, что, передавая свои чувства и эмоции через цвета и свет, Фет использует в своей лирике художественный метод импрессионизма с его естественными цветами, светом, зарисовками в один подход, пленером. Единственное отличие состоит в том, что художники-импрессионисты совершенно отказывались от черного цвета, это было их художественное кредо, а А. Фет этот цвет использует. Прав ли наш поэт? Думаю, что да, ведь невозможно никому не только избежать мыслей о старости, смерти, но и самих этих загадочных и мистических проявлений человеческой жизни.

Текст

Как грустны сумрачные дниБеззвучной осени и хладной!Какой истомой безотраднойК нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в кровиЗолотолиственных уборовГорящих осень ищет взоровИ знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,Лишь вызывающее слышно,И, замирающей так пышно,Ей ничего уже не жаль.

1883 год.

Умения писать грустные стихи о красоте природы, пытаясь объять необъятное, Фету не занимать, Афанасий Афанасьевич творит произведения явно от сердца, потому они и заходят в души читателей. Не исключение стихотворение «Осень», написанное на позднем этапе творчества, в 1883 году.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Какая холодная осень»

В стихотворении «Какая холодная осень. », написанном в 1854 году, пересеклись две любимые фетовские темы — любви и природы. Их тесное переплетение достигается с помощью следующего приема — движение смысла осуществляется от изображения внешнего мира к выражению внутреннего мира человека. Кстати, это главный принцип романтической лирики, близость к которой Афанасия Афанасиевича не раз отмечали литературные критики разных времен и школ.

Строки из стихотворения Фета цитируются в рассказе Бунина «Холодная осень», созданном в мае 1944 года. Иван Алексеевич меняет в оригинальном тексте всего одно слово — вместо эпитета «дремлющие», употреблен эпитет «чернеющие». В книге поэта и прозаика Константина Яковлевича Ваншенкина (1925-2012) «Непонятливая Лика» сказано, что Бунину удалось улучшить миниатюру Афанасия Афанасиевича. «Дремлющие» в контексте стихотворения названо словом аморфным, маловыразительным. Что касается эпитета «чернеющий», то он создает картину резкую, рельефную. С мнением Ваншенкина сложно согласиться. Как мы выяснили выше, без слова «дремлющие» смысл произведения «Какая холодная осень. » стал бы несколько другим. Кроме того, была бы не так ярко выражена боль, возникающая в человеческой душе из-за неразделенной любви.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Блока «Я вам поведал неземное»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Поэт в изгнаньи и в сомненьи»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Твоя гроза меня умчала»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Одной тебе, тебе одной»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Ты проходишь без улыбки»

Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот; Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи Я помню всегда близ тебя, И светят фосфорные очи, Да только не греют меня.

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения На смерть князя Мещерского Державина Произведение На смерть князя Мещерского написано в 1801 в связи с понятными событиями. Как таковой жанр некролога и эпитафии имеет довольно глубокие корни, но Державин, как представитель классицизма
Анализ стихотворений ГумилеваАнализ стихотворения Тютчева Сияет солнце, воды блещут… Фёдор Иванович Тютчев — замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце…» — пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться
Анализ стихотворения Пушкина Из Пиндемонти Поэт пишет о себе, о свободе своего творчества и души

В первой части стихотворения он говорит о том, что для него НЕ важно. «Пустое» для Александра Сергеевича — почести, богатства, слова…
Анализ стихотворения Необычайное приключение на даче Маяковского Маяковский Владимир Владимирович – поэт-футурист, в своих стихах воспевающий революцию. Почти во всех его стихах чувствуется дух патриота, любителя своей Родины

Одно из стихотворений, написанных после революции

Почти во всех его стихах чувствуется дух патриота, любителя своей Родины. Одно из стихотворений, написанных после революции

Темы, проблемы, настроение

Одной из наиболее популярных тем лирики А. А. Фета является природа. Данное стихотворение относится именно к этой теме. Поэт в каждом стихотворении восхищается природой, её естественностью, её безмерной красотой, её таинственностью и неизведанностью. В ней Фет видит отражение души человека, отражение своей души, в ней он ищет ответы на интересующие его вопросы. Таким образом, основная тема стихотворения «Какая грусть!» — это зимняя природа, передающая печальное настроение автора. Также мы видим тему надежды, ведь лирический герой ждет весну и грезит о тепле.

Проблематикой стихотворения можно считать попытки лирического героя понять себя, свою грусть, её истоки, также ею можно считать попытки лирического героя раздуть огонёк надежды в душе. Основная проблема произведения «Какая грусть!» — это зимняя тоска, охватывающая каждого из нас во времена холодов.

Настроение стихотворения «Какая грусть!» интересное, восторженно-тоскливые мотивы перетекают в теплые мотивы, оптимистичные. Если описывать данное стихотворение цветом, то оно будет градиентным, с переходом серо-белого цвета в нежный, разбеленный розовый цвет.

Анализ стихотворения «Осень» Фета 2 вариант

Творчество Афанасия Фета в основном связано с чувством восторга перед природой. Резким отличием является стихотворение «Осень», написанное в 1883 г. Поэт в это время был уже в преклонном возрасте, поэтому воспринимал жизнь как медленное угасание. В прошлом остались любовные увлечения, поражения и победы. Фет добился благополучия и известности. Лучшие годы уже были позади, оставалось спокойно воспринимать старость, подводить итоговую черту под своей жизнью.

Первая строфа стихотворения проникнута ощущениями тоски и печали. Холодная и равнодушная осень невероятно грустна. Хмурые осенние дни неспособны вызвать радость в сердце. То же самое чувствует человек в старости. Его ощущения притупились, ничто не вызывает в нем счастья. Он уже давно расстался со всеми надеждами и мечтами и ничего не ждет от будущего. Фет всегда славился тонким восприятием и описанием природных звуков. Но в этом случае поражает использованный им эпитет – «беззвучная».

Во второй строфе Фет все же признает, что и осенью бывают прекрасные дни, которые можно сравнить с поздней человеческой любовью. Красота в этот период уже увядающая, но в этом и заключается ее ценность. Последние теплые дни, как и вспышка страсти, позволяют человеку еще раз ощутить полноту своей жизни.

Третья строфа подводит к окончательному заключению. Кратковременное возрождение чувств уже не может обмануть человека. Все равно последним его ощущением будет «стыдливая печаль». Возникает единственный звук в стихотворении, произведенный «вызывающим». Неопределенность этого понятия означает, по сути, холодное равнодушие автора, которому, как и печали, «ничего уже не жаль».

Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Он идеально подходит для описания печального размышления на закате дней. Эмоциональность постепенно нарастает, но в третьей строфе автор переходит на умеренный ритм.

Первая и вторая строфы построены на контрасте применяемых эпитетов («сумрачные», «безотрадной» — «золотолиственных», «знойных»). Автор широко использует олицетворения («дни… просятся», «молчит… печаль»).

В стихотворении нет четкой сюжетной линии, оно представляет собой отдельные отрывки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому представить недостающие детали. Старость предоставит каждому человеку бездну времени для такого анализа.

«Какая холодная осень. » А.Фет

«Какая холодная осень!…» Афанасий Фет

Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот; Смотри: из-за дремлющих сосен Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи Я помню всегда близ тебя, И светят фосфорные очи, Да только не греют меня.

Анализ стихотворения Фета «Какая холодная осень!…»

В стихотворении «Какая холодная осень. », написанном в 1854 году, пересеклись две любимые фетовские темы – любви и природы. Их тесное переплетение достигается с помощью следующего приема – движение смысла осуществляется от изображения внешнего мира к выражению внутреннего мира человека. Кстати, это главный принцип романтической лирики, близость к которой Афанасия Афанасиевича не раз отмечали литературные критики разных времен и школ.

«Какая холодная осень. » — миниатюра, рассказывающая историю несчастной любви. Первая строфа построена на противопоставлении. В самом начале говорится о «холодной осени», когда без шали и капота уже не обойтись. Затем упоминается метафорический пожар, восстающий из-за дремлющих сосен. Пока в душе женщины царит холод, в душе влюбленного в нее мужчины полыхает огонь страсти. Сосны недаром получают эпитет «дремлющие». Так в состоянии полусна пребывает душа главной героини. Представительница прекрасного пола не замечает пожара, вызванного ею же самой. Во второй строфе лирический герой упоминает «сияние северной ночи», которое он всегда видит возле любимой женщины, что еще раз доказывает ее холодность по отношению к нему.

Строки из стихотворения Фета цитируются в рассказе Бунина «Холодная осень», созданном в мае 1944 года. Иван Алексеевич меняет в оригинальном тексте всего одно слово – вместо эпитета «дремлющие», употреблен эпитет «чернеющие». В книге поэта и прозаика Константина Яковлевича Ваншенкина (1925-2012) «Непонятливая Лика» сказано, что Бунину удалось улучшить миниатюру Афанасия Афанасиевича. «Дремлющие» в контексте стихотворения названо словом аморфным, маловыразительным. Что касается эпитета «чернеющий», то он создает картину резкую, рельефную. С мнением Ваншенкина сложно согласиться. Как мы выяснили выше, без слова «дремлющие» смысл произведения «Какая холодная осень. » стал бы несколько другим. Кроме того, была бы не так ярко выражена боль, возникающая в человеческой душе из-за неразделенной любви.

Стоит отметить, что поэтические принципы Бунина формировались не без влияния со стороны Фета. Тому существует немало доказательств. В частности, в архивах сохранилось переписанное рукой молодого Ивана Алексеевича стихотворение «На железной дороге», принадлежащее перу Афанасия Афанасиевича. Вдохновленный этим произведением Бунин позже создал собственную подобную зарисовку, получившую название «В поезде».

«Осень», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Осень» было создано в 1883 году, когда поэту было почти шестьдесят три года. Позади остались перипетии с признанием дворянства, усилия по сохранению литературных связей, служебные интриги. В этом возрасте приходит покой и переосмысление своего жизненного пути. Этим философским настроением проникнуто всё стихотворение «Осень».

Оно состоит из трёх строф, и каждой присуща своя тональность. В первой почти подряд произносятся эпитеты «грустны»
. «сумрачные»
. «беззвучной»
. «хладной»
. «безотрадной»
. Они рождают тоскливое настроение, а восклицание только усиливает безнадёжность уныния. «Безотрадная истома»
— оксюморон из рода тех, что так присущи творчеству Фета, они очень тонко отображают малейшие эмоциональные оттенки. Истома как наслаждение от собственной неизбывной тоски, от унылой осени знакома почти каждому. Но долго оставаться в этом состоянии невозможно, поэтому вторая строфа становится закономерным переходом к иному настроению.

Слова «золотолиственных уборов»
. «горящих взоров»
. «знойных прихотей»
навевают ассоциации с теплом, роскошью, чувственностью. В этих строчках прослеживается необычная метафора и олицетворение: осень, словно оживший человек и воспламенённый любовник, ищет в «крови золотолиственных уборов»
отклика своей страсти, ищет «горящих взоров и прихотей любви»
. Осень — золотая листва — любовь соединяются в единое устремление к жизни и чувственности. Какой контраст с первой строфой!

А третья, заключительная часть стихотворения, написана как бы от лица наблюдателя, невольно подсмотревшего эти осенние метаморфозы. «Молчит стыдливая печаль, лишь вызывающее слышно»
. — отмечает лирический герой. Слово «вызывающее»
. употреблённое в среднем роде, невольно связывается со словом «действие»
. Оно происходит в осенней природе, оно откровенно. Оно взывает к жизни! А печаль «замирает так пышно»
. и ей «ничего уже не жаль»
. Эти слова рождают ассоциацию с проводами в последний путь: в нём сочетаются грусть, пышность и равнодушие того, кто уходит, ко всем мирским горестям.

Итак, олицетворение осени не повторяется, но раздваивается: деятельное любовное устремление во второй строфе и молчаливая, равнодушная печаль в третьей. И эти же два настроения владеют и лирическим героем, когда он рассказывает о картине увядания природы.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

Стихотворение-размышление, философское принятие изменчивости природы, настроения и человеческих чувств — вот что заключает в себе «Осень» Фета, зрелое и жизненное произведение.

История создания

Стихотворение «Осень» было написано в 1883 году, когда Афанасий Афанасьевич уже представлял собой достаточно пожилого мужчину 63 лет. Он прожил достаточно долгую и насыщенную жизнь, в которой встречались как влеты, так и падения. И вот перешагнув порог старости, Фет достигает того самого умиротворения, которое ему было так необходимо. У него появляется время и возможность, чтобы переосмыслить всю свою прожитую жизнь, со всеми её горестями и радостями. Все свое состояние и настроение автор выражает в своем стихотворении «Осень».

В 1877 году поэт приобретает себе огромное поместье, расположенное в Курской губернии, где начинает жить постоянно, никуда не выезжая. Он начинает вести размеренную жизнь помещика. Изредка выезжает, чтобы осмотреть свои владения, занимается хозяйством, а так же полностью увлекается делами и их управлением.

Из-за постоянного одиночества Афанасий Афанасьевич начинает превращаться в меланхолика. Для него старость стала медленным завершением и бесцельным угасанием. Именно поэтому он решил переключиться на совершенно новое для него дело, но и оно не принесло ему никакого удовольствия и удовлетворения.

Поэтому в последние годы жизни единственное от чего автор получал удовольствие – это было творчество. Он проделал огромную работу, во время которой привел в порядок работы раннего периода, систематизировав их, долгое время трудился над своей автобиографией, но все равно это все не делало его счастливым. Поэт по-прежнему тосковал. Существуют так же данные, что перед сердечным приступом, который случился у него в 1892 году, он пытался покончить с собой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: