Афанасий фет 📜 напрасно ты восходишь надо мной

Куда не взгляну я встречаю везде неудачу.  анализ стихотворения фета «напрасно. »

Анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Напрасно!..»

В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет поэт мечтал о том, как вернуть себе законные права на владение родовым имением, и надеялся сделать блестящую карьеру, чтобы стать весьма состоятельным человеком. Эта навязчивая идея стоила Фетуличного счастья, так как он вынужден был отказаться от любви к Марии Лазич – девушки из благородной, но бедной семьи. Он честно признался своей избраннице, что не может на ней жениться по финансовым соображениям, но заставить себя перестать ее любить поэту оказалось не по силам. В последние недели перед разлукой пара много времени проводила вместе, и летом 1847 года появилось на свет стихотворение «Напрасно!..», в котором поэт пытается дать оценку своему поступку и тем чувствам, которые испытывает из-за вынужденного расставания с любимой.

«Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу», — отмечает поэт, признаваясь, что вынужден лгать своей избраннице и ее близким. Родители Марии Лазич уже готовятся к свадьбе, которой не будет, сама же девушка знает, что ей предстоит разлука с Фетом, и понимает, с чем это связано. Но пара вынуждена скрывать свои истинные намерения от окружающих. Однако встречи с любимой причиняют поэту сильную душевную боль, поэтому он просит девушку: «Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится». Это значит, что в своем решении Фет до конца не уверен, и боится его изменить, поддавшись чувствам и не слыша больше голоса разума. Он знает, как тяжело будет смириться с предстоящей разлукой, однако ради поставленной цели готов пожертвовать всем, включая личное счастье. Но, не удержавшись, автор все же восклицает: «Душа человека какие выносит мученья!». И тут же утешает сам себя, отмечая, что через страдания проходит каждый человек, и такие испытания «длятся веками». У Фета нет надежды на то, что именно к нему судьба будет благосклонна, подарив и любовь, и богатство. Поэтому поэт выбирает благосостояние и брак по расчету, а не чувства, которые кажутся ему весьма сомнительным капиталом для счастливой жизни. Он еще не знает о том, что за свое решение будет отвечать сполна, раскаиваясь и сходя с ума от осознания того, что изменить уже ничего невозможно. Пройдет совсем немного времени, и Мария Лазич трагически погибнет во время пожара, но Фет до самой своей смерти будет обращаться к ней в стихах, надеясь вымолить прощение за то, что отказался от ее любви ради богатства.

Стихи Фета для детей

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Мама! глянь-ка из окошка…

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учись у них — у дуба, у березы…

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая…

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна
.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Сосны

Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.

Превращения

Давно, в поре ребяческой твоей,
Ты червячком мне пестреньким казалась
И ласково, из-за одних сластей,
Вокруг родной ты ветки увивалась.

И вот теперь ты, куколка моя,
Живой души движения скрываешь
И, красоту застенчиво тая,
Взглянуть на свет украдкой замышляешь.

Постой, постой, порвется пелена,
На божий свет с улыбкою проглянешь,
И, весела и днем упоена,
Ты яркою нам бабочкой предстанешь.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Стихотворение Фета А.А. «Никогда»

Проснулся я. Да, крышка гроба. — Руки С усильем простираю и зову На помощь. Да, я помню эти муки Предсмертные. — Да, это наяву! — И без усилий, словно паутину, Сотлевшую раздвинул домовину

И встал. Как ярок этот зимний свет Во входе склепа! Можно ль сомневаться? — Я вижу снег. На склепе двери нет. Пора домой. Вот дома изумятся! Мне парк знаком, нельзя с дороги сбиться. А как он весь успел перемениться!

Бегу. Сугробы. Мертвый лес торчит Недвижными ветвями в глубь эфира, Но ни следов, ни звуков. Всё молчит, Как в царстве смерти сказочного мира. А вот и дом. В каком он разрушеньи! И руки опустились в изумленьи.

Селенье спит под снежной пеленой, Тропинки нет по всей степи раздольной. Да, так и есть: над дальнею горой Узнал я церковь с ветхой колокольней. Как мерзлый путник в снеговой пыли, Она торчит в безоблачной дали.

Ни зимних птиц, ни мошек на снегу. Всё понял я: земля давно остыла И вымерла. Кому же берегу В груди дыханье? Для кого могила Меня вернула? И мое сознанье С чем связано? И в чем его призванье?

Куда идти, где некого обнять, Там, где в пространстве затерялось время? Вернись же, смерть, поторопись принять Последней жизни роковое бремя. А ты, застывший труп земли, лети, Неся мой труп по вечному пути!

Стихотворение Фета А.А. — Никогда

См. также Афанасий Фет — стихи (Фет А. А.) :

Нимфа и молодой сатир

Постой хотя на миг! О камень или пень Ты можешь уязвить разутую ступе.

Ничтожество

Тебя не знаю я. Болезненные крики На рубеже твоем рождала грудь моя.

Средства выразительности

А. А. Фет обладал не только тонкой способностью видеть и чувствовать природу, но и богатым арсеналом средств выразительности для ее яркого изображения.

  1. Прежде всего, описать вечерний пейзаж поэту помогает использование ярких эпитетов: «стрельчатая ласточка», «вечереющий пруд», «молниевидное крыло».
  2. Во второй части стихотворения поэт выбирает метафоры, позволяющие наиболее зримо передать суть его философских рассуждений. Так, он называет себя «скудельным сосудом», стремящимся зачерпнуть хоть каплю «чуждой, запредельной стихии».
  3. Эмоциональный накал финала текста А. А. Фет усиливает с помощью риторических вопросов, в которых призывает читателя стать участником его наблюдений и размышлений, вместе задуматься над неразрывной связью человека и природы.

В стихотворении «Ласточки» А. А. Фет делится с читателем своими наблюдениями за красотой природы и размышлениями о сходстве ее с человеческой натурой. Использование средств выразительности, тонко подмеченные детали и простая композиция позволяют поэту передать грациозность полета ласточки и сравнить ее с природой человеческого вдохновения. Жажда прикоснуться к неведомым граням мироздания, приоткрыть завесу тайны и ступить на скрытые пути – это то, что движет как полетом птицы над гладью вечернего пруда, так и создающим свое произведение творцом.

История создания

Данное стихотворение написано Фетом в достаточно преклонном возрасте, в 1885 году (2 сентября). Существует два предположения насчет «адресата» данного стихотворения. Возможно, Афанасий Афанасьевич обращался к своей возлюбленной, музе, покинувшей свет в раннем возрасте, но не ушедшей из сердца поэта, к Марии Лазич. История их любви безмерно романтична и столь же безмерно трагична. После первой встречи на балу в 1848 году они были увлечены друг другом долгих… 2 года.

Мария была бесприданницей…Фет не мог достойно обеспечить любимую и себя, поэтому решил, что будет нечестным продолжать отношения с девушкой. Но Мария просила не прерывать их «чистой» связи, убеждая, что ей ничего от Фета не нужно.

В 1850 году Мария погибла… Некоторые считают, что её смерть – это самоубийство! Но сложно принять тот факт, что юная красавица решила покончить жизнь именно таким образом, опрокинув на себя лампадку, огонь которой моментально охватил подол её платье, стал подниматься все выше и выше, перепрыгнув на локоны девушки, охватив её лицо…

Самостоятельно «задавленная» любовь в душе поэта, его вынужденное отчуждение от Марии, внезапная гибель возлюбленной спровоцировали хроническое чувство вины у автора, которое послужило толчком к созданию очень многих лирических произведений.

Также существует предположение, что стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» обращено к жене Фета, Марии Петровне Боткиной, на которой Афанасий Афанасьевич женился в 1857 году. Многие источники сообщают, что супругу поэт не любил, но глубоко уважал. Рискну предположить, что это было не так! В Марии Петровне он нашел всё, что искал. Спокойная, хозяйственная, рассудительная и…состоятельная. Дело в том, что поэт считал невозможным существование счастливого брака без должного достатка, именно поэтому он не сделал предложение Марии Лазич.

Мария Боткина «подошла» поэту по всем параметрам! Его сердце было изранено, но она сумела его излечить.

Они прожили вместе долгие и счастливые 35 лет.

Разбираемое стихотворение написано в период, когда Фета с новой силой одолело чувство вины за гибель Марии Лазич, поэтому некоторые считают, что оно обращено именно к ней. Но стихотворные строки о «ночных цветах» убеждают нас в другом, что произведение адресовано Марии Боткиной и только ей! Ведь она является «сестрой цветов», «подругой розы»! Так её назвал Афанасий Фет в стихотворении «Цветы», посвященном ей же.

Анализ стихотворения Фета «Напрасно»

В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет поэт мечтал о том, как вернуть себе законные права на владение родовым имением, и надеялся сделать блестящую карьеру, чтобы стать весьма состоятельным человеком.

Эта навязчивая идея стоила Фету личного счастья, так как он вынужден был отказаться от любви к Марии Лазич – девушки из благородной, но бедной семьи. Он честно признался своей избраннице, что не может на ней жениться по финансовым соображениям, но заставить себя перестать ее любить поэту оказалось не по силам. В последние недели перед разлукой пара много времени проводила вместе, и летом 1847 года появилось на свет стихотворение «Напрсно. », в котором поэт пытается дать оценку своему поступку и тем чувствам, которые испытывает из-за вынужденного расставания с любимой.

«Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу», — отмечает поэт, признаваясь, что вынужден лгать своей избраннице и ее близким. Родители Марии Лазич уже готовятся к свадьбе, которой не будет, сама же девушка знает, что ей предстоит разлука с Фетом, и понимает, с чем это связано. Но пара вынуждена скрывать свои истинные намерения от окружающих.

Однако встречи с любимой причиняют поэту сильную душевную боль, поэтому он просит девушку: «Разбей этот кубок: в нем капля надежды таится». Это значит, что в своем решении Фет до конца не уверен, и боится его изменить, поддавшись чувствам и не слыша больше голоса разума. Он знает, как тяжело будет смириться с предстоящей разлукой, однако ради поставленной цели готов пожертвовать всем, включая личное счастье. Но, не удержавшись, автор все же восклицает: «Душа человека какие выносит мученья!». И тут же утешает сам себя, отмечая, что через страдания проходит каждый человек, и такие испытания «длятся веками».

У Фета нет надежды на то, что именно к нему судьба будет благосклонна, подарив и любовь, и богатство. Поэтому поэт выбирает благосостояние и брак по расчету, а не чувства, которые кажутся ему весьма сомнительным капиталом для счастливой жизни. Он еще не знает о том, что за свое решение будет отвечать сполна, раскаиваясь и сходя с ума от осознания того, что изменить уже ничего невозможно. Пройдет совсем немного времени, и Мария Лазич трагически погибнет во время пожара, но Фет до самой своей смерти будет обращаться к ней в стихах, надеясь вымолить прощение за то, что отказался от ее любви ради богатства.

Анализ стихотворения А. Фета

Болдырева Александра Ученик (61), закрыт 5 лет назад

Целый мир от красоты От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало.

Что такое день или век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно-человечно.

Lily

Мастер (1080) 5 лет назад

Интересное стихотворение. Первый раз его вижу. Я не уверена в точности, но примерно будет смысл таков: Все хорошее и доброе что есть в мире существует бесконечно. Любовь, вера, надежда, дружба, список можно перечислять бесконечно, — это красота нашего мира. Это никогда не иссякнет, не перестанет жить. Будут войны, сорры, смерть, но всё равно останется в наших сердцах всё то хорошее что и было сначала. Красота останется в сердцах людей не смотря не на что, потому что «То, что вечно-человечно. «

Стихотворение «Ласточки пропали» Фет Афанасий Афанасьевич

Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

(2 votes, average: 3,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Ласточки под кровлей черепичной Ласточки под кровлей черепичной Чуть журчат, стрекочут тополя. Деловито на оси привычной Поворачивается земля. И, покорны медленному кругу, Не спеша, струятся в полусне — Воды к морю, ласточки друг к…
  2. Ласточки Мой сад с каждым днем увядает; Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно еще доцветает Настурций в нем огненный куст… Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист,…
  3. Уж ласточки, кружась Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали, Красуяся, идет нарядная весна: Порою входит так в дом скорби и печали В цветах красавица, надменна и пышна. Как праздничный мне лик весны теперь…
  4. И ласточки мелькнувшая стрела И ласточки мелькнувшая стрела над самою водою пролетела, не замочив свистящего крыла, не окропив стремительного тела, над зеленью зеркального пруда вдруг вырвалась на волю из-под спуда, возникла невзначай из ниоткуда…
  5. Ласточки Имей глаза — сквозь день увидишь ночь, Не озаренную тем воспаленным диском. Две ласточки напрасно рвутся прочь, Перед окном шныряя с тонким писком. Вон ту прозрачную, но прочную плеву Не…
  6. Журавли Зима, как говорится, злится! Но где-то там, еще вдали, летят серебряные птицы, седые птицы – журавли. Они летят дорогой длинной, путем, не знающим конца. Упрямым клином журавлиным они врезаются в…
  7. Ласточки Летайте, ласточки, но в клювы не берите Ни пилки, ни сверла, не делайте открытий, Не подражайте нам; довольно и того, Что вы по-варварски свободно говорите, Что зоркие зрачки в почетной…
  8. Осень Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов….
  9. Ласточки Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила — И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла….
  10. Осенние журавли Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим Слышен крик журавлей все ясней и ясней… Сердце к ним понеслось, издалека летевшим, Из холодной страны, с обнаженных степей. Вот уж близко летят…
  11. Береза За стеною голоса и звон посуды. Доводящие до умопомраченья разговоры за стеною, пересуды и дебаты философского значенья. Видно, за полночь. Разбужен поневоле, я выскакиваю из-под одеяла. Что мне снилось? Мне…
  12. Прощайте, голуби! Вот и стали мы на год взpослей, И поpа настает — Мы сегодня своих голубей Пpовожаем в пpощальный полет. Пусть летят они, летят, Им уже не вернуться назад. Что же…
  13. Ржавые елки на старом кургане Ржавые елки На старом кургане стоят. Это винтовки Когда-то погибших солдат. Ласточки кружат И тают за далью лесной. Это их души Тревожно летят надо мной….
  14. И имя твое И имя твое, словно старая песня, Приходит ко мне. Кто его запретит? Кто его перескажет? Мне скучно и тесно В этом мире уютном, где тщетно горит В керосиновых лампах огонь…
  15. Сад надежд Тайна моя, мой единственный клад, Молча вхожу я в свой маленький сад. Там не тюльпаны, не вишни в цвету, — Там — наши надежды. Я святые слова как цветы собираю….
  16. Журавли В небе высоком Облачко тает. Над рекою Голубою Журавли взлетают. Легко лететь им Веселым клином — Нет досады, Нет преграды Крыльям журавлиным. Журки вы, журки, Выше летите, Хоть словечко Человечку…
  17. Когда слагать стихи таланта нет Когда слагать стихи таланта нет,- Не чувствуя ни радости, ни боли, Хоть рифмами побаловаться, что ли, Хоть насвистать какой-нибудь сонет, Хоть эхо разбудить… Но мне в ответ Не откликается ни…
  18. Ячмень С ы н Отец, задам тебе вопрос я! Ячмень наш так растет зачем, Что прямы, вижу я, тут многие колосья, Другие же к земле пригнулися совсем, Как перед барами мы…
  19. Гнездо ласточки Ласточка Сизокрылая Под моим окном Свила гнездышко — И поет себе, Заливается, Весну красную Прославляючи, И от зорюшки Вплоть до вечера Ее слушал бы, Не наслушался, Про свое житье Без…
  20. Ласточки над обрывом Пришла к тому обрыву судьбе взглянуть в глаза. Вот здесь была счастливой я много лет назад… Морская даль синела, и бронзов был закат. Трава чуть-чуть свистела, как много лет назад….

Вы сейчас читаете стих Ласточки пропали, поэта Фет Афанасий Афанасьевич

klassreferat.ru

Афанасий Афанасьевич Фет Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч. «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета можно охарактеризовать словами «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно эти метафоры — «ясная улыбка природы» и «утро года» — помогают получить яркое представление об особенностях лирики Фета. Стихотворения этого поэта пробуждают в душе такие чувства, как радость, ощущение того, что счастье непременно ждет впереди. Наверное, не слишком искушенному в области литературы читателю на ум чаще всего приходят такие строки: «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом… «, «О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей», «Это утро, радость эта…» и множество других. Эти стихи помнятся с детства, потому что вызывают ощущение безмятежности, весенней неги и приближающегося лета. Совсем иное дело — стихи об осени. Это не тютчевская «короткая, но дивная пора». Это хандра, это «небо ненастное», это время, когда «георгины дыханьем ночи обожгло». Именно об этом мрачном времени года стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» Уже первая строка вызывает ощущение безысходности: для русского человека «пропал» — это исчез безвозвратно. Конечно, любому читателю понятно, что ласточки снова прилетят, они не исчезли совсем, но тягостное впечатление остается. Появление грачей весной вызывает радость (как не вспомнить знаменитую картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели»?). В стихотворении Фета грачи явно готовятся к отлету на юг, потому что их так много собирается в стаю, что они напоминают герою сеть: » … да, как сеть, мелькали вон за той горой». Если первая строфа данного стихотворения вызывает в нашем восприятии картину осеннего вечера, то остальные три строфы раскрывают состояние лирического героя, который, очевидно, тяжело переносит эту неопределенность времени года в природе. Самочувствие героя ощущается прямо-таки физически: «С вечера все спится». И действительно, когда осенью начинает рано темнеть, сразу появляется сонливость, а когда ложишься в постель, долго не можешь заснуть, ведь слышно, как «ночью ветер злится да стучит в окно». В третьей строфе угнетенное настроение героя достигает высшей точки, и он с отчаяньем восклицает: Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Так как стихотворение построено на параллелизме, то вполне естественно, что состояние героя сильней раскрывается через образы природы. Поэтому в последних двух строфах эта взаимосвязь ощущается в полной мере. Например, герой уже рад встретить зиму, а природа к этому еще не готова, и Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Возникает такое впечатление, будто именно герой вызвал этот испуг своим настойчивым призывом к зиме скорей приходить с вьюгами да метелями. В последней строфе состояние героя достигает своего апогея: Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Именно поэтому и возникает образ перекати-поле, символизирующего неприкаянность, по сути, неприкаянность души героя, который никак не может смириться с наступлением поздней осени. Достаточно вспомнить, что в лирике существует довольно распространенное сопоставление жизни человека с природными циклами. Так вот осень в природе — это время умирания, подготовка к смерти. Какие можно испытывать чувства, готовясь к смерти. Неслучайно считается, что и душа человека теряет способность радоваться, как будто впадает в спячку. У стихотворения «Ласточки пропали» даже форма строфы необычная: это не традиционное для лирики XIX века четверостишие. Нет, строфа удлинена до пяти строк, словно автор такой тянущейся бесконечно строфой напоминает нам о тянущихся бесконечно долгих осенних вечерах.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

А. А. Фет «Ласточки пропали»

—————————————————————— Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.

С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Выйдешь – поневоле Тяжело – хоть плачь! Смотришь – через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

(1854) ——————————————————————

Темы

Тематика стихотворения Фета лежит на поверхности:

  1. Одна из тем стихотворения «Ласточки» – красота окружающего мира. Автор описывает грациозность полета ласточки. Описывая вечерний пейзаж и полет птицы, А. А. Фет говорит о прелести природы, в которой все гармонично и подчинено единому закону мироздания.
  2. Второй темой текста становится природа человеческого вдохновения, стремление к «запретному пути». Темы тесно переплетены между собой, ведь именно наблюдения за ласточкой наталкивают лирического героя на размышления о сходстве ее с человеком и его стремлением зачерпнуть хоть каплю «запредельной стихии».

Основная мысль

Фет был убежденным приверженцем «чистого искусства». Большинство его стихотворений посвящены воспеванию красоты, находящейся вокруг него. Главная мысль стихотворения «Вечер» заключается в том, что люди должны наблюдать за природой и переносить ее законы на себя, чтобы достичь внутренней гармонии. Вечернее умиротворение создает такие же чувства у восторженного наблюдателя.

Смысл стихотворения «Вечер» заключается в созерцании природы, мимо которой проходят многие люди. Задача поэта — остановить их и показать на то великолепие, мимо которого пробегает человек. Читая строки поэта, каждый из нас вспоминает свой уютный вечер наедине с красивым пейзажем.

Петр Чайковский говорил о творчестве Фета так:

Анализ 2

Итак, в 10 классе мы познакомились с таким интересным поэтом как Афанасий Афанасьевич Фет. Это не односторонняя личность. В основном темой для стихотворений этого поэта являлись любовь и природа. Фет считал, что для счастья людям нужно три составляющие: любовь, природа и творчество.

Но если вы знакомы с биографией Афанасия Афанасьевича, то наверняка знаете, что в 1873 году А. А. Фету было вновь присвоено звание дворянина, которого он так добивался. Теперь уже Афанасий Афанасьевич Шеншин решает заняться благотворительностью и сельским хозяйством, совсем забывает про литературу.

Все люди, подходя к определенному возрастному порогу задумывались о главной философской теме смерти, о главном вопросе «Что есть смерть и что происходит после неё?». Но никто не оставил определенный ответ, так как из того «мира» ещё никто не возвращался. Последним его сборником перед смертью стал «Вечерние огни», который вышел в четырёх выпусках.

Стихотворение «Смерти» было написано в 1884 году и входило во второй выпуск данного сборника. Это стихотворение представляло собой некие выводы, анализ поэта о жизни, о пройденном пути. Каждый человек рано или поздно задумывается о жизни и смерти. Так же и Шеншин. В строках «Смерти» автор ведёт напрямую диалог со страшной смертью, но только Шеншин не боится неминуемого конца жизни, он считает смерть концом всех жизненных мук. И при этом поэт не собирается так просто сдаваться и отдаваться в руки старухи с косой. Кроме того, победу одерживает человек. Автор в сборнике «Вечерние огни» старался изобразить всю многогранность быта с помощью противоречий различных точек зрения. Также в своём произведении автор открыто говорит, что смерть всего лишь «игрушка шаткая тоскующей мечты». Нельзя и не сказать о том, что данное стихотворение было обычным в творчестве Фета. Оно значительно отличается от настроений «Я пришёл к тебе с приветом…»

Есть версия о том, что мысли Фета о смерти и бытие связаны с гибелью единственной возлюбленной Марии Лазич, которая скончалась от значительных ожогов в пожаре. Отношения у них нельзя было назвать счастливыми. Взять хотя бы то, что они даже не могли пожениться из-за бедности поэта в тот период. Но они любили друг друга и не смогли просто так расстаться. Смерть Марии очень потрясла Афанасия Афанасьевича и в то же время разрешило их ситуацию. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Нужно вспомнить и о том, что род Шеншиных был помешан разумом. В зрелом возрасте два брата поэта стали сумасшедшими, а мать Афанасия умоляла лишить её жизни, так как тоже видела вокруг одно безумие. Многие до сих пор пытаются узнать, умер Фет-Шеншин от сердечного приступа или все-таки прибег к методам суицида. Уж очень подозрительны фразы «тоскующая мечта» и «мысль моя» да и личный секретарь поэта Е. В. Кудрявцева рассказывала о том, что в день смерти Афанасий Афанасьевич пытался покончить жизнь самоубийством.

Анализ стихотворения Смерти по плану

Стихи Фета о животных

К жаворонку

Днем ли, или вечером,
Ранней ли зарей —
Только бы невидимо
Пел ты надо мной.

Надолго заслушаюсь
Звуком с высоты,
Будто эту песенку
Мне поешь не ты.

Кукушка

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! — вот утро — люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, — ку-ку.

Или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздается трикраты
Ясно и томно: ку-ку.

Ласточки пропали…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

Сорвался мой конь со стойла…

Сорвался мой конь со стойла,
Полетел, не поскакал…
Хочет воли, ищет пойла,
Хвост и гриву раскидал.

Отпугните, загоните!
Чья головка там видна?
Посмотрите, посмотрите,
Паша смотрит из окна!

Ласточки

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Не ворчи, мой кот-мурлыка…

Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;

Без тебя всё та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра…

«Смерти», анализ стихотворения Фета

Отношение человека к смерти — один из важнейших вопросов философии. «Что будет после смерти?» — таким вопросом рано или поздно задаются все, но никто не может ответить определенно, потому что никто еще ОТТУДА не возвращался. Однако тема смерти волновала и по-прежнему волнует многих писателей и поэтов. Еще в XVII веке испанский драматург Педро Кальдерон названием своей самой известной пьесы утверждал: «Жизнь есть сон». Многие религии сопоставляют смерть с переходом из одного состояния в другое: например, знаменитая реинкарнация, т. е. переселение душ. В любом случае, большинство задумывается о смерти, подойдя к определенному возрастному порогу.

Афанасий Фет в своем стихотворении «Смерти» обратился к этому вопросу уже будучи довольно зрелым человеком. После того как в 1873 году поэт вернул свою отцовскую дворянскую фамилию (Шеншин), стихотворения Афанасия Афанасьевича становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о слиянии человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности и смерти. Анализ стихотворения «Смерти», написанного в 1884 году, как раз и представляет обращение к вечным вопросам бытия.

Само название стихотворения — «Смерти» — указывает на адресата — того, к кому обращено произведение. Обычно добавляется предлог «к» («К Чаадаеву», «К ***»). В данном случае автор обращается к смерти, к той самой, с косой. И сразу поражает, с каким спокойствием рассуждает герой о возможности принятия смерти: он встречает ее без страха и сравнивает с «ночью безрассветною» и «вечною постелью». И если второе сопоставление, по крайней мере, дает надежду на вечный отдых в «постели», то надвигающаяся вечная (потому что без рассвета!) ночь у любого живущего человека должна вызвать опасение. Однако герой хладнокровно заявляет, что ему знакомо чувство смерти, так как он «обмирал не раз», и считает, что это «мукам всем конец».

Дальнейшая развитие лирического сюжета воспринимается как скрытый поединок человека со смертью. Первый удар наносит смерть:

Но герой находит силы противостоять этому удару, что выражено даже через противопоставление в самом тексте:

Таким образом, первый поединок он не просто выдерживает, но даже выигрывает, заявляя, что именно герой осуществляет судейство в этом поединке, ведь сердце его еще бьется, а значит, они равны. Более того, герой даже торжествует, так как смерть пока не может взять верх.

Второй раунд поединка уверяет читателя в безоговорочном поражении смерти. Она превращается в «тень у ног моих, безличный призрак». А в довершение автор называет ее «игрушка шаткая тоскующей мечты».

Здесь, очевидно, нужно вспомнить о том, что в роду Шеншиных были сумасшедшие. Два его брата, будучи совсем взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия в конце жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Достоверно известно, что Фет тоже боялся безумия и думал о смерти как о возможности избавиться от мучений. Отсюда и «тоскующая мечта», «мысль моя».

Существует версия, что смерть Фета не была случайной. В статье Б. А. Садовского «Кончина А. А. Фета» со ссылкой на воспоминания личного секретаря Фета Е. В. Кудрявцевой говорилось о том, что в день смерти 21 ноября 1892 года Фет якобы пытался покончить жизнь самоубийством. Впоследствии эта информация была опровергнута записками самой Екатерины Владимировны, и теперь официальной причиной смерти Афанасия Афанасьевича считается сердечный приступ. В любом случае эта тайна не оставляет в покое исследователей творчества поэта. Может быть, стихотворение «Смерти» даст окончательный ответ?

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета
  • «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
  • «Бал», анализ стихотворения Фета
  • «Цветы», анализ стихотворения Фета
  • «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
  • «Вечер», анализ стихотворения Фета
  • «На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета

По произведению: «Смерти»

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: