Вариант 2
Фет, несмотря на то, что признан мастером лирических фрагментов, никогда не ставил собственной целью и задачей изображать любовь, с точки зрения следственных или психологических нюансов со стороны обычного человека. Он больше касался человеческой души и ее мимолетных движений, которые провоцируются внутренними порывами.
И вот лирический герой Фета влюблен, он испытывает все оттенки чувств, которые могут быть, от робости до смелости, он то не может поведать избраннице о своих настоящих чувствах в лунную ночь, то смело рассказывает о своих страстных мотивах и желаниях. Ему достаточно трудно держать эмоции под контролем, поэтому он часто говорит о своих эмоциях, а иногда ему не хватает сил рассказать о происходящем в его душе, потому что не знает, нужны ли они второй половинке или же он останется отвергнутым.
Сам поэтический текст был написан в 1842 году, а рефрен-просьба обращает внимание читателя на общий тон лирической ситуации в целом. Поэтому он старается находится рядом с возлюбленной и не отходить он нее не на шаг
Почему лирический герой снова и снова повторяет свой призыв? Все потому что присутствие любимого человека позволяет ему жить гармонично и счастливо, он испытывает умиротворение от происходящего вокруг него и в его душе, когда любимая находится рядом. Поэтому он старается продлить момент и насладиться происходящим.
Видно, что лирический герой испытывает возвышенные чувства, которые объединяют пару на эмоциональном уровне. И вот в кульминационный момент, когда читатель видит общность духовного мира, главных героев, тогда автор делает логическое заключение, более высокого максимума объединения родных сердец достигнуть невозможно, нельзя преодолеть существующий порог.
Автор не идеализирует портрет пары, которая полностью счастлива, он лишь мимолетно упоминает о склоненной голове девушки, но и то, использует данный способ как возможность воздать дань элегическим традициям, а не часть составляющего образа конкретной девушки.
В финале, автор фактически повторят мысли, которые были озвучены им в первом катрене. Там он подчеркивает, что его душевное спокойствие и равновесие невозможно без наличия возлюбленной девушки рядом.
Собственно, он даже и не желает представлять подобное развитие событий, сейчас он наслаждается моментов и готов отдать все, чтобы продлить свое нахождения рядом с возлюбленной в гармонии, любви и наслаждении моментом.
Это стихотворение можно назвать откровенным и достаточно эмоциональным, что привлекает многих к фетовскому творению, привлекает читателей, которые переживают подобные чувства и эмоции.
Анализ стихотворения Не отходи от меня по плану
Структурный анализ стихотворения
В первую очередь для произведения характерно обилие необычных эпитетов, позволяющих нам, с одной стороны, взглянуть на привычные предметы и явления с новой точки зрения, а с другой — не требующие буквального понимания и слишком пристальной, подробной трактовки. «Серебристый путь», «шаткая тень», даже голос, который замирает, «горя» — все это рисует удивительную по силе картину, передает эмоции поэта, увлеченного ассоциациями, которые вызвало пение.
Звукопись и использование символических метафор, ставшее неизменным признаком творчества Фета, складываются в музыкальную композицию, действительно напоминающую песню. Попарная рифма, повторы, восклицания только усиливают это впечатление.
«Певице», равно как и другие образцы фетовской лирике, является проникнутым любовью гимном творчеству и красоте, воспеванием силы искусства.
Анализ стихотворения А.А. Фета «Смерть»
Философское размышление «Смерть» А.А. Фета о том, какая участь ждет человека, было написано в 1878 году. Эта тема тревожила многих творческих людей, и каждый из них в поиске многочисленных вопросов, искал ответы. Автор стихотворения «Смерть» уже сам не молод, поэтому и закономерными кажутся его попытки провести некий анализ своего жизненного пути, который красной нитью проходит сквозь все произведение. В эти сложные годы, когда поэту приходилось сражаться в судах за право носить фамилию приемного отца и получить от него в наследство титул и имущество, Фет чувствует себя утомленным. Не только в творчестве, но и в жизненных целях поэт видит пустоту и свою беспомощность. Начался период депрессии, длившийся до начала 80-х годов, где снова пробуждается его творческая деятельность. Не удивительно, что стихотворение «Смерть» пропитано и тоской и бурей мятежника.
Рассказ идет от третьего лица. Именно сторонний наблюдатель слышит дерзновенное высказывание главного героя: «Я жить хочу!». Но жизнь автор описывает как обман, как тонкий лед, который проломится, как только на него герой решится наступить. Тогда мгновенно он окажется в бездонном океане. И в поисках опоры, он найдет лишь бесславную смерть.
Куда бы ни обратился герой, везде он видит тупик. Нет спасения от смерти, ведь в любом начинании, изначально предположен и конец. А для человека это – смерть. Так что же она значит, смерть? Вот основной вопрос, над которым это лирически-философское произведение призывает задуматься читателя.
Эпитеты придают стихотворение силу, толчок, например: «дерзновенный». Этим прилагательным описывается качество героя, его настойчивость и желание узнать правду любой ценой. Выразительные метафоры раскрывают мощь произведения. Вот, например: «бездонный океан», или же «лед мгновенный», «расцвет живой». Три строфы написаны богатым пятистопным ямбом с перекрестной рифмой.
Романс «Я тебе ничего не скажу…»
Я тебе ничего не скажу
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
2 сентября 1885
Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы» (М., 1802—1830; СПб., 1866—1917), 1886, № 1, с. 168. Музыка Чайковского (1886), Курганова, Корещенко, Офросимова, Прейса, Ротиной, Т. Толстой, Федорова, Энгеля, Юона.
«Сказка о царе Салтане» в Мариинском
Михаил Матусовский. Биография. Творчество
Стихотворения Семёна Надсона, ставшие песнями
«Смерти», анализ стихотворения Фета
Отношение человека к смерти — один из важнейших вопросов философии. «Что будет после смерти?» — таким вопросом рано или поздно задаются все, но никто не может ответить определенно, потому что никто еще ОТТУДА не возвращался. Однако тема смерти волновала и по-прежнему волнует многих писателей и поэтов. Еще в XVII веке испанский драматург Педро Кальдерон названием своей самой известной пьесы утверждал: «Жизнь есть сон». Многие религии сопоставляют смерть с переходом из одного состояния в другое: например, знаменитая реинкарнация, т. е. переселение душ. В любом случае, большинство задумывается о смерти, подойдя к определенному возрастному порогу.
Афанасий Фет в своем стихотворении «Смерти» обратился к этому вопросу уже будучи довольно зрелым человеком. После того как в 1873 году поэт вернул свою отцовскую дворянскую фамилию (Шеншин), стихотворения Афанасия Афанасьевича становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о слиянии человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности и смерти. Анализ стихотворения «Смерти», написанного в 1884 году, как раз и представляет обращение к вечным вопросам бытия.
Само название стихотворения — «Смерти» — указывает на адресата — того, к кому обращено произведение. Обычно добавляется предлог «к» («К Чаадаеву». «К ***»). В данном случае автор обращается к смерти, к той самой, с косой. И сразу поражает, с каким спокойствием рассуждает герой о возможности принятия смерти: он встречает ее без страха и сравнивает с «ночью безрассветною» и «вечною постелью». И если второе сопоставление, по крайней мере, дает надежду на вечный отдых в «постели», то надвигающаяся вечная (потому что без рассвета!) ночь у любого живущего человека должна вызвать опасение. Однако герой хладнокровно заявляет, что ему знакомо чувство смерти, так как он «обмирал не раз». и считает, что это «мукам всем конец» .
Дальнейшая развитие лирического сюжета воспринимается как скрытый поединок человека со смертью. Первый удар наносит смерть:
Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия.
Но герой находит силы противостоять этому удару, что выражено даже через противопоставление в самом тексте:
Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.
Таким образом, первый поединок он не просто выдерживает, но даже выигрывает, заявляя, что именно герой осуществляет судейство в этом поединке, ведь сердце его еще бьется, а значит, они равны. Более того, герой даже торжествует, так как смерть пока не может взять верх.
Второй раунд поединка уверяет читателя в безоговорочном поражении смерти. Она превращается в «тень у ног моих, безличный призрак». А в довершение автор называет ее «игрушка шаткая тоскующей мечты» .
Здесь, очевидно, нужно вспомнить о том, что в роду Шеншиных были сумасшедшие. Два его брата, будучи совсем взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия в конце жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Достоверно известно, что Фет тоже боялся безумия и думал о смерти как о возможности избавиться от мучений. Отсюда и «тоскующая мечта». «мысль моя» .
Существует версия, что смерть Фета не была случайной. В статье Б. А. Садовского «Кончина А. А. Фета» со ссылкой на воспоминания личного секретаря Фета Е. В. Кудрявцевой говорилось о том, что в день смерти 21 ноября 1892 года Фет якобы пытался покончить жизнь самоубийством. Впоследствии эта информация была опровергнута записками самой Екатерины Владимировны, и теперь официальной причиной смерти Афанасия Афанасьевича считается сердечный приступ. В любом случае эта тайна не оставляет в покое исследователей творчества поэта. Может быть, стихотворение «Смерти» даст окончательный ответ?
Популярные темы анализов
Бывает такое, что человек совершает великие или просто хорошие дела, но один поступок способен перечеркнуть всю славу в глазах некоторых людей, тугих своим умом. И тугоумные или порицают, или забывают их. Но те, кого коснулось благо людей,
Стихотворение русского поэта Батюшкова было написано в период 1807-1809 годов( точная дата неизвестна), после тяжелого ранения в Гейльсбергском сражении в момент нахождения на лечении в Риге. Физическая и душевная агония,
У какого поэта или писателя не болело бы сердце за свою Родину? Такие, если и есть, то их очень мало. А как же талантливый человек с писательским даром изливает свои переживания? Он создаёт новое произведение.
В этом стихотворении, которое написано с элементами русского фольклора, поэт высказывает свою боль, радость, неудержанную прыть, любовь к женщине, которая его предала, но она его очаровала и заворожила.
В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий общественный статус. Однако очень скоро Фет осознал, что его жизнь, изобилующая материальными благами, постепенно утрачивает всякий смысл. И дело не только в том, что богатства очень скоро приедаются.
Поэт вдруг начинает осознавать, что до этого момента стержнем его существования являлась любовь, которой он лишился по собственной глупости. Теперь же ему остается
довольствоваться лишь тем, к чему он стремился долгие годы, и втайне завидовать людям, которые сделали правильный выбор, отдав предпочтение духовным, а не материальным ценностям.
Тема самоуничижения постепенно набирает обороты в творчестве Фета второй половины 19 века. Одним из первых произведений, в котором автор открыто высказывает сожаление о том, как нелепо сложилась его жизнь, является стихотворение “Бал”, датированное 1857 годом. Оно было написано через несколько месяцев после женитьбы, благодаря которой поэт получил финансовую независимость, но при этом лишился внутренней свободы и возможности
Новоиспеченный супруг в соответствии со своим новым статусом обязан был регулярно посещать различные увеселительные мероприятия. Во время очередного бала поэт вдруг осознает, что он является чужим на этом празднике жизни. Поэтому и рождаются строки о том, что “слагая на коленях руки, сажусь в забытый уголок”.
Являясь отнюдь еще не старым человеком, Фет ощущает себя внутренне опустошенным и лишенным некоего жизненного стержня, благодаря которому “круженье пары молодой” наполнено восхитительной чувственностью, нежностью и трепетом. Эти чувства кажутся поэту очень далекими и ирреальными, навевая воспоминания о “юности былой”, когда сам Фет вот так же был полон сил, задора и надежд на безоблачное будущее. Однако эти времена остались в прошлом, и теперь поэт задается вполне естественным вопросом: “Чего хочу?”. Ответа на него у автора стихотворения нет, так как он получил все, к чему так стремился на протяжении всей своей жизни.
В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак был построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий общественный статус.
Мария Боткина
Однако очень скоро Фет осознал, что его жизнь, изобилующая материальными благами, постепенно утрачивает всякий смысл. И дело не только в том, что богатства очень скоро приедаются. Поэт вдруг начинает осознавать, что до этого момента стержнем его существования являлась любовь, которой он лишился по собственной глупости. Теперь же ему остается довольствоваться лишь тем, к чему он стремился долгие годы, и втайне завидовать людям, которые сделали правильный выбор, отдав предпочтение духовным, а не материальным ценностям.
-
Что такое моральный кодекс кратко
-
Как рим завоевал сирию кратко
-
План урока основы исследовательской деятельности
-
Что такое автоколонна кратко
- Территория образовательных проектов школа
Не отходи от меня
Не отходи от меня,
Друг мой, останься со мной!
Не отходи от меня:
Мне так отрадно с тобой…
Ближе друг к другу, чем мы, —
Ближе нельзя нам и быть;
Чище, живее, сильней
Мы не умеем любить.
Если же ты — предо мной,
Грустно головку склоня, —
Мне так отрадно с тобой:
Не отходи от меня!
<1842>
Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин» (1841—1856), 1842, № 8, с. 234. В песенниках встречается с 1850-х годов (Песенник, или Собрание избранных песен, романсов и водевильных куплетов, СПб., 1855, ч. 2) до 1913 года, иногда с подзаголовком — «песня московских цыган». Музыка Варламова, Чайковского, Дерфельдта, Транлина, Христиановича, Шпачека.
«В лунном сиянии» А.Фет
«В лунном сиянии» Афанасий Фет
Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии! Долго ли душу томить В темном молчании!
Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании, Мельница, речка и даль В лунном сиянии.
Можно ль тужить и не жить Нам в обаянии? Выйдем тихонько бродить В лунном сиянии!
Анализ стихотворения Фета «В лунном сиянии»
Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и «лунного серпа», которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование «серебром окаймленной» темноты, отправляется на прогулку или с нетерпением ждет свидания. Лунная ночь — пора для страстных признаний «безумного» влюбленного, момент, порождающий «воздушные стремления», невероятные мечты, и время прозрения, погружения в таинственную «бездну» неизведанной горней выси.
В рефрене, звучащем в поэтическом тексте 1885 г. побудительные интонации выражены при помощи глагола в повелительном наклонении. Лирический субъект, привлеченный переливающейся красотой неяркого света, приглашает на романтическую прогулку своего адресата. В роли последнего выступает возлюбленная — об этом свидетельствуют особенности идейно-образного наполнения фетовского художественного мира.
За рефреном следует замечание, проясняющее состояние души адресата. Параллельно мотиву прогулки возникает сюжетная линия, связанная с душевным дискомфортом, «томлением». По мысли героя, гулянье под луной поможет преодолеть внутренние тревогу и печаль.
Центральный катрен посвящен изображению пейзажной зарисовки. Ее привлекательный вид призван побудить милую к согласию, поэтому герой перечисляет, «нанизывает» природные реалии, будто набирает аргументацию в пользу своего предложения. Что может привлечь ночного созерцателя? Из близких объектов — пруд и травы в ночной росе, из отдаленных — панорама, которая охватывает мельницу, речку и общую перспективу. Доминанты, поданные крупным планом, обогащаются художественными тропами: спокойная вода сравнивается с «блестящей сталью», а метафорическая конструкция «в рыдании» не только указывает на обильную росу, но также служит для обозначения полноты чувств. В последнем из тропов визуальный образ и порожденные им впечатления сливаются воедино.
Риторический вопрос, открывающий финальный эпизод, возвращает лирическую ситуацию к теме душевной тоски, заявленной зачином. При помощи стилистической фигуры укрепляется мысль о несвоевременности и неуместности грусти на фоне великолепной зарисовки. Чтобы замкнуть композицию, поэт прибегает к испытанному способу — задействует рефрен, как в произведениях «Не отходи от меня…» или «Серенада ».
Анализ стихотворения Фета «Не отходи от меня…»
Мастер лирического фрагмента, Фет не ставил целью изобразить историю любви в ее причинно-следственных или психологических нюансах. Поэта привлекали мимолетные движения души, «эфирные оттенки» ощущений, по выражению Боткина. Влюбленный герой фетовских творений демонстрирует и робость, и смелость: в одну лунную ночь он не решается поведать избраннице о «тайне счастья», а в другую — откровенно и торжественно объявляет, что «болен», «влюблен» и не желает скрывать страсть.
Композиция поэтического текста 1842 г. обрамлена рефреном-просьбой, которая задает общий тон лирической ситуации. Настойчивость желания демонстрируется зачином: три строки катрена отводятся лексической анафоре и обращению, по смыслу тождественному стилистической фигуре.
Почему герой не устает повторять свой эмоциональный призыв? Главная причина сформулирована в безличном предложении, которое также является анафорой. Присутствие милой «отрадно», оно приносит гармонию, умиротворение, ощущение счастья. В центральной строфе появляется более развернутая формулировка, организованная рядом наречий в сравнительной степени. Возвышенное чувство порождено общностью духовного мира романтической пары. В кульминационный момент лирический субъект декларирует: эмоциональный накал любви двух родных сердец достиг максимума, который превысить невозможно, «нельзя».
Портреты счастливой пары не детализованы. Мимолетного упоминания заслуживает лишь печально склоненная «головка» милой, однако она выглядит как дань элегической традиции, а не составляющая облика конкретной девушки.
Финальное четверостишие, как эхо, повторяет мысли, прозвучавшие в первом катрене: душевное спокойствие лирического «я» немыслимо в отсутствии возлюбленной.
Откровенность и эмоциональность переживания обусловила внимание к фетовскому творению со стороны композиторов. Спустя семь лет после создания стихотворения появился первый романс, он принадлежит Варламову
В 50-70-х гг. XIX в. написаны другие музыкальные версии поэтического текста, автором одной из них стал Чайковский.
Фетовские мотивы, концентрирующие внимание на моменте переживания, появляются в лирике Бальмонта. Его герой захвачен «болью и огнем» юного чувства
Лексическая анафора «люблю тебя», сквозная для бальмонтовской поэтики, передает жажду свидания, желание воплотить «капризную мечту» страстной души.
Отсылки к Библии
В стихотворении Фет использует известный библейский образ блудного сына. Евангельская история о блудном сыне часто и многообразно обыгрывалась во многих произведениях мировой культуры. В русской литературе до Фета она появлялась в произведениях Древней Руси, у авторов XVIII века, Жуковского, Батюшкова, Пушкина и др. Знаменитая притча рассказывается в Евангелии от Луки. В ней повествуется о некоем человеке и двух его сыновьях. Младший потребовал выдать ему причитающуюся долю наследства. Получив свое, он покинул дом и, скитаясь в дальних краях, растратил все свое состояние. Оказавшись в бедственном положении, он принял решение вернуться в отчий дом. Блудный сын сказал: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк 15:21). Отец принял его искреннее раскаяние, велел одеть его в лучшие одежды и устроил пир: Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:23–24).
Иконографическое изображение истории о блудном сыне
К образу блудного сына прибегают тогда, когда говорят о человеке, который раскаялся в своих заблуждениях. Этот образ напоминает, что только при условии истинного смирения возможно прощение.
Герой стихотворения, осознавший свою греховную ошибку-сомнение, раскаивается в ней, сравнивая себя с героем библейской притчи: «О, как мне хочется склонить тогда колени, / Как сына блудного влечет опять к Отцу! — / Я верю вновь во всё, — и с шепотом моленья / Слеза горячая струится по лицу». Дважды Фет использует сравнение с блудным сыном: «Стою как блудный сын перед лицом отца, / И плакать бы хотел — и плакать не умею» («В саду»). Стихотворение — признание острого, до слёз стремления к встрече с Богом, — чувства, которое остается и желанным для поэта, но и неутоленным.
«Смерти», анализ стихотворения Фета
Отношение человека к смерти — один из важнейших вопросов философии. «Что будет после смерти?» — таким вопросом рано или поздно задаются все, но никто не может ответить определенно, потому что никто еще ОТТУДА не возвращался. Однако тема смерти волновала и по-прежнему волнует многих писателей и поэтов. Еще в XVII веке испанский драматург Педро Кальдерон названием своей самой известной пьесы утверждал: «Жизнь есть сон». Многие религии сопоставляют смерть с переходом из одного состояния в другое: например, знаменитая реинкарнация, т. е. переселение душ. В любом случае, большинство задумывается о смерти, подойдя к определенному возрастному порогу.
Афанасий Фет в своем стихотворении «Смерти» обратился к этому вопросу уже будучи довольно зрелым человеком. После того как в 1873 году поэт вернул свою отцовскую дворянскую фамилию (Шеншин), стихотворения Афанасия Афанасьевича становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о слиянии человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности и смерти. Анализ стихотворения «Смерти», написанного в 1884 году, как раз и представляет обращение к вечным вопросам бытия.
Само название стихотворения — «Смерти» — указывает на адресата — того, к кому обращено произведение. Обычно добавляется предлог «к» («К Чаадаеву». «К ***»). В данном случае автор обращается к смерти, к той самой, с косой. И сразу поражает, с каким спокойствием рассуждает герой о возможности принятия смерти: он встречает ее без страха и сравнивает с «ночью безрассветною» и «вечною постелью». И если второе сопоставление, по крайней мере, дает надежду на вечный отдых в «постели», то надвигающаяся вечная (потому что без рассвета!) ночь у любого живущего человека должна вызвать опасение. Однако герой хладнокровно заявляет, что ему знакомо чувство смерти, так как он «обмирал не раз». и считает, что это «мукам всем конец» .
Дальнейшая развитие лирического сюжета воспринимается как скрытый поединок человека со смертью. Первый удар наносит смерть:
Пусть головы моей рука твоя коснется И ты сотрешь меня со списка бытия.
Но герой находит силы противостоять этому удару, что выражено даже через противопоставление в самом тексте:
Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.
Таким образом, первый поединок он не просто выдерживает, но даже выигрывает, заявляя, что именно герой осуществляет судейство в этом поединке, ведь сердце его еще бьется, а значит, они равны. Более того, герой даже торжествует, так как смерть пока не может взять верх.
Второй раунд поединка уверяет читателя в безоговорочном поражении смерти. Она превращается в «тень у ног моих, безличный призрак». А в довершение автор называет ее «игрушка шаткая тоскующей мечты» .
Здесь, очевидно, нужно вспомнить о том, что в роду Шеншиных были сумасшедшие. Два его брата, будучи совсем взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия в конце жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Достоверно известно, что Фет тоже боялся безумия и думал о смерти как о возможности избавиться от мучений. Отсюда и «тоскующая мечта». «мысль моя» .
Существует версия, что смерть Фета не была случайной. В статье Б. А. Садовского «Кончина А. А. Фета» со ссылкой на воспоминания личного секретаря Фета Е. В. Кудрявцевой говорилось о том, что в день смерти 21 ноября 1892 года Фет якобы пытался покончить жизнь самоубийством. Впоследствии эта информация была опровергнута записками самой Екатерины Владимировны, и теперь официальной причиной смерти Афанасия Афанасьевича считается сердечный приступ. В любом случае эта тайна не оставляет в покое исследователей творчества поэта. Может быть, стихотворение «Смерти» даст окончательный ответ?
Анализ стихотворения Лермонтова “На севере диком стоит одиноко”
Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из “Лирического цикла” Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием “На севере диком стоит одиноко…”. Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?
Подробнее…
«В лунном сиянии» А.Фет
«В лунном сиянии» Афанасий Фет
Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии! Долго ли душу томить В темном молчании!
Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании, Мельница, речка и даль В лунном сиянии.
Можно ль тужить и не жить Нам в обаянии? Выйдем тихонько бродить В лунном сиянии!
Анализ стихотворения Фета «В лунном сиянии»
Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и «лунного серпа», которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование «серебром окаймленной» темноты, отправляется на прогулку или с нетерпением ждет свидания. Лунная ночь — пора для страстных признаний «безумного» влюбленного, момент, порождающий «воздушные стремления», невероятные мечты, и время прозрения, погружения в таинственную «бездну» неизведанной горней выси.
В рефрене, звучащем в поэтическом тексте 1885 г. побудительные интонации выражены при помощи глагола в повелительном наклонении. Лирический субъект, привлеченный переливающейся красотой неяркого света, приглашает на романтическую прогулку своего адресата. В роли последнего выступает возлюбленная — об этом свидетельствуют особенности идейно-образного наполнения фетовского художественного мира.
За рефреном следует замечание, проясняющее состояние души адресата. Параллельно мотиву прогулки возникает сюжетная линия, связанная с душевным дискомфортом, «томлением». По мысли героя, гулянье под луной поможет преодолеть внутренние тревогу и печаль.
Центральный катрен посвящен изображению пейзажной зарисовки. Ее привлекательный вид призван побудить милую к согласию, поэтому герой перечисляет, «нанизывает» природные реалии, будто набирает аргументацию в пользу своего предложения. Что может привлечь ночного созерцателя? Из близких объектов — пруд и травы в ночной росе, из отдаленных — панорама, которая охватывает мельницу, речку и общую перспективу. Доминанты, поданные крупным планом, обогащаются художественными тропами: спокойная вода сравнивается с «блестящей сталью», а метафорическая конструкция «в рыдании» не только указывает на обильную росу, но также служит для обозначения полноты чувств. В последнем из тропов визуальный образ и порожденные им впечатления сливаются воедино.
Риторический вопрос, открывающий финальный эпизод, возвращает лирическую ситуацию к теме душевной тоски, заявленной зачином. При помощи стилистической фигуры укрепляется мысль о несвоевременности и неуместности грусти на фоне великолепной зарисовки. Чтобы замкнуть композицию, поэт прибегает к испытанному способу — задействует рефрен, как в произведениях «Не отходи от меня…» или «Серенада ».
Афанасий Фет — Проснулся я. Да, крыша гроба, — руки ( Никогда )
Проснулся я. Да, крыша гроба, — руки С усильем простираю и зову На помощь. Да, я помню эти муки № 4 Предсмертные. — Да, это наяву; — И без усилий, словно паутину, Сотлевшую раздвинул домовину,
И встал. Как ярок этот зимний свет № 8 Во входе склепа. Можно ль сомневаться, Я вижу снег. На склепе двери нет. Пора домой. Вот дома изумятся. Мне парк знаком. Нельзя с дороги сбиться, № 12 А как он весь успел перемениться!
Бегу. Сугробы. Мертвый лес торчит Недвижными ветвями в глубь эфира, Но ни следов, ни звуков. Все молчит, № 16 Как в царстве смерти сказочного мира; А вот и дом. — В каком он разрушенье! И руки опустились в изумленье.
Селенье спит под снежной пеленой, № 20 Тропинки нет по всей степи раздольной. Да, так и есть: над дальнею горой Узнал я церковь с ветхой колокольней. Как мерзлый путник в снеговой пыли, № 24 Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу. Все понял я. Земля давно остыла И вымерла. Кому же берегу № 28 В груди дыханье? Для кого могила Меня вернула? И мое сознанье С чем связано? И в чем его призванье?
Куда идти, где некого обнять, — № 32 Там, где в пространстве затерялось время? Вернись же, смерть, поторопись принять Последней жизни роковое бремя. А ты, застывший труп земли, лети, № 36 Неся мой труп по вечному пути.
Prosnulsya ya. Da, krysha groba, — ruki S usilyem prostirayu i zovu Na pomoshch. Da, ya pomnyu eti muki Predsmertnye. — Da, eto nayavu; — I bez usily, slovno pautinu, Sotlevshuyu razdvinul domovinu,
I vstal. Kak yarok etot zimny svet Vo vkhode sklepa. Mozhno l somnevatsya, Ya vizhu sneg. Na sklepe dveri net. Pora domoy. Vot doma izumyatsya. Mne park znakom. Nelzya s dorogi sbitsya, A kak on ves uspel peremenitsya!
Begu. Sugroby. Mertvy les torchit Nedvizhnymi vetvyami v glub efira, No ni sledov, ni zvukov. Vse molchit, Kak v tsarstve smerti skazochnogo mira; A vot i dom. — V kakom on razrushenye! I ruki opustilis v izumlenye.
Selenye spit pod snezhnoy pelenoy, Tropinki net po vsey stepi razdolnoy. Da, tak i yest: nad dalneyu goroy Uznal ya tserkov s vetkhoy kolokolney. Kak merzly putnik v snegovoy pyli, Ona torchit v bezoblachnoy dali.
Ni zimnikh ptits, ni moshek na snegu. Vse ponyal ya. Zemlya davno ostyla I vymerla. Komu zhe beregu V grudi dykhanye? Dlya kogo mogila Menya vernula? I moye soznanye S chem svyazano? I v chem yego prizvanye?
Kuda idti, gde nekogo obnyat, — Tam, gde v prostranstve zateryalos vremya? Vernis zhe, smert, potoropis prinyat Posledney zhizni rokovoye bremya. A ty, zastyvshy trup zemli, leti, Nesya moy trup po vechnomu puti.
Ghjcyekcz z/ Lf, rhsif uhj,f, — herb C ecbkmtv ghjcnbhf/ b pjde Yf gjvjom/ Lf, z gjvy/ nb verb Ghtlcvthnyst/ — Lf, nj yfzde; — B ,tp ecbkbq, ckjdyj gfenbye, Cjnktdie/ hfpldbyek ljvjdbye,
B dcnfk/ Rfr zhjr njn pbvybq cdtn Dj d[jlt crktgf/ Vj;yj km cjvytdfnmcz, Z db;e cytu/ Yf crktgt ldthb ytn/ Gjhf ljvjq/ Djn ljvf bpevzncz/ Vyt gfhr pyfrjv/ Ytkmpz c ljhjub c,bnmcz, F rfr jy dtcm ecgtk gthtvtybnmcz!
tue/ Ceuhj,s/ Vthndsq ktc njhxbn Ytldb;ysvb dtndzvb d uke,m abhf, Yj yb cktljd, yb pderjd/ Dct vjkxbn, Rfr d wfhcndt cvthnb crfpjxyjuj vbhf; F djn b ljv/ — D rfrjv jy hfpheitymt! B herb jgecnbkbcm d bpevktymt/
Ctktymt cgbn gjl cyt;yjq gtktyjq, Nhjgbyrb ytn gj dctq cntgb hfpljkmyjq/ Lf, nfr b tcnm: yfl lfkmyt/ ujhjq Epyfk z wthrjdm c dtn[jq rjkjrjkmytq/ Rfr vthpksq genybr d cytujdjq gskb, Jyf njhxbn d ,tpj,kfxyjq lfkb/
Yb pbvyb[ gnbw, yb vjitr yf cytue/ Dct gjyzk z/ Ptvkz lfdyj jcnskf B dsvthkf/ Rjve ;t ,thtue D uhelb ls[fymt? Lkz rjuj vjubkf Vtyz dthyekf? B vjt cjpyfymt C xtv cdzpfyj? B d xtv tuj ghbpdfymt?
Relf blnb, ult ytrjuj j,yznm, — Nfv, ult d ghjcnhfycndt pfnthzkjcm dhtvz? Dthybcm ;t, cvthnm, gjnjhjgbcm ghbyznm Gjcktlytq ;bpyb hjrjdjt ,htvz/ F ns, pfcnsdibq nheg ptvkb, ktnb, Ytcz vjq nheg gj dtxyjve genb/