Анализ стихотворения фета змейа

Анализ стихотворения фета змейа

Афанасий Фет — Чуть вечерней росою ( Змей )

Chut vecherney rosoyuOsypayetsya trava,Cheshet kosu, moyet sheyuChernobrovaya vdova.

I ne svodit u okoshkaS neba temnogo ochey,I letit, svivayas v koltsa,V yarkikh iskrakh dlinny zmey.

I shumit vse blizhe, blizhe,I nad vdovyinym dvorom,Nad solomennoyu krysheyRassypayetsya ognem.

I okno totchas zatvoritChernobrovaya vdova;Tolko slyshatsya v svetlitsePotselui da slova.

Xenm dtxthytq hjcj/Jcsgftncz nhfdf,Xtitn rjce, vjtn it/Xthyj,hjdfz dljdf/

B yt cdjlbn e jrjirfC yt,f ntvyjuj jxtq,B ktnbn, cdbdfzcm d rjkmwf,D zhrb[ bcrhf[ lkbyysq pvtq/

B ievbn dct ,kb;t. kb;t,B yfl dljdmbysv ldjhjv,Yfl cjkjvtyyj/ rhsitqHfccsgftncz juytv/

B jryj njnxfc pfndjhbnXthyj,hjdfz dljdf;Njkmrj cksifncz d cdtnkbwtGjwtkeb lf ckjdf/

Композиция

Стихотворение «Какая грусть!» состоит из 5 строф. Композиционно произведение можно разделить на три смысловые части.

  1. 1 часть – это первые две строфы, в которых поэт пишет об окружении, о природе. Именно начало стихотворения настраивает читателя на необходимую волну, дарит ему образы, способные передать душевное состояние поэта. «Какая грусть!» — это восклицательное предложение откровенно, ярко и конкретно передаёт основной мотив переживаний автора. Дальнейшие переживания настолько «тонкие», еле уловимые, что Афанасий Афанасьевич воспользовался «пейзажем» для точности и честности.
  2. 2 часть – это 3-я и 4-я строфы. Поэт переходит от пейзажа к «внутренностям», к душевным переживаниям. Этот переход плавный, Фет сравнивает душевный холод с окружающей зимней стужей. 4-е четверостишие «прозрачное», без очевидных параллелей. Прямым текстом поэт пишет о своей надежде на то, что душа его помолодеет.
  3. 3 часть – это последнее четверостишие стихотворения. Данная строфа является описанием «удивительного края», который надеется увидеть автор.

Эти строки метафоричны. В третьем четверостишие, которое является отражением душевных переживаний, поэт пишет о думе, которая «лениво засыпает над умирающим трудом», а в пятом четверостишии пишет о думе «страстной, чистой», той, которая была у него ранее, когда «бури пролетали мимо», когда «цвела весна и красота».

Стихи Фета о животных

К жаворонку

Днем ли, или вечером,
Ранней ли зарей —
Только бы невидимо
Пел ты надо мной.

Надолго заслушаюсь
Звуком с высоты,
Будто эту песенку
Мне поешь не ты.

Кукушка

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! — вот утро — люби же
Всё, чем жило на веку;
Слышится ближе и ближе,
Как золотое, — ку-ку.

Или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздается трикраты
Ясно и томно: ку-ку.

Ласточки пропали…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

Сорвался мой конь со стойла…

Сорвался мой конь со стойла,
Полетел, не поскакал…
Хочет воли, ищет пойла,
Хвост и гриву раскидал.

Отпугните, загоните!
Чья головка там видна?
Посмотрите, посмотрите,
Паша смотрит из окна!

Ласточки

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила —
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье
И та же темная струя, —
Не таково ли вдохновенье
И человеческого я?

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

Не ворчи, мой кот-мурлыка…

Не ворчи, мой кот-мурлыка,
В неподвижном полусне:
Без тебя темно и дико
В нашей стороне;

Без тебя всё та же печка,
Те же окна, как вчера,
Те же двери, та же свечка,
И опять хандра…

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Какая грусть!» – это «поживший» человек, знающий о жизни многое, у которого есть прошлое, и который воспринимает свою нынешнюю жизнь как конец.

Обычно, лирический герой схож с автором. Это родство может быть очевидным, а может быть и «глубоким», неясным. По биографическим очеркам об А. А. Фете можно сказать, что его лирический герой схож с ним совсем не явно.

Лирический герой данного стихотворения удивителен тем, что он производит впечатление довольно-таки пожилого человека, хотя на момент написания произведения поэту было всего 42 года! Лирический герой отражает уникальность поэта, его душевное состояние, его «душевный» возраст.

Основными образами является зима и душа. Автором проведена параллель между ними, точнее между зимой и внутренним, душевным состоянием лирического героя.

В стихотворении можно заметить несколько ярких символов.

Дорога – это символ жизненного пути, или же символ границы между чем-либо. Поэт пишет о конце аллеи, который «исчез в пыли». Что это может значить? Возможно, поэт написал о конце какой-либо преграды, разделяющей его с желанным, с тем, что он видел во сне, ведь в произведении повествуется об утре.

Лирический герой, проснувшись утром ощутил в сердце пустоту, тоску об ушедшем вместе со сном ведении, «греющим» душу. Эту пустоту поэт передаёт вторым четверостишием, в котором пишет о белом небе, о белом поле и об одиноком вороне.

Рассвет является символом надежды. Но «на душе не рассветает», то есть надежды никакой нет, душу одолел холод.

Следующая строфа противоречит этому! Автор прямым текстом пишет, что «все надежда в сердце тлеет», то есть все же где-то очень глубоко светит огонёк, согревающий душу. Надежда именно тлеет, то есть она и является этим огоньком, символом возрождения и преображения.

Последнее четверостишие – это подробно расписанные надежды.

Весна является символом молодости, творческого подъема, духовного обновления. Весна – это любимое время года А. А. Фета, которому «посвящено» большинство его произведений.

klassreferat.ru

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год). Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту. В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино. Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света. Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу. Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой. Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению. Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся. На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов. Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Какая грусть!» однозначно относится к пейзажной лирике. Поэт, описывая природу, окружающую его атмосферу, пытается передать свои ощущения и мысли, одолевающие его в этот самый период.

Также нельзя не заметить черты философской лирики! С 1860-х годов произведения А. А. Фета становятся еще более философичными, что проявляется в обращении к теме вечности, теме разгадки тайны жизни и смерти. В стихотворении «Какая грусть!» автор пишет если не о конце жизни, то о преодолении определенного жизненного рубежа, после которого человек не остаётся прежним, а становится более осмысленным, но скучающим о былом «Я», о молодости и беспечности.

Стихотворение «Какая грусть!» является импрессионистическим. Афанасий Афанасьевич передаёт свои ощущения от созерцаемой им природы, пишет о тождественности человека и природы, сравнивая холод зимы и душевный холод. Направление его творчества исследователи называют «чистым искусством».

Размер стихотворения «Какая грусть!» – четырехстопный ямб. Перекрестная рифмовка с чередующимися женской и мужской рифмой.

Основная идея

Параллель, проведенная между жизнью природы и состоянием души, — это главная мысль стихотворения «Какая грусть!». Схожесть циклов жизни человека и смены времен года была замечена давно, но Афанасий Афанасьевич показал данное родство немного с другой стороны, используя при этом импрессионистический метод передачи мимолетных ощущений, напоминающих то или иное природное явление.

Смысл стихотворения «Какая грусть!» заключается в том, что все живое в ненастную пору живет надеждой на светлую полосу. Жизнь циклична, и за зимней порой следует вешняя, а значит, человек не должен отчаиваться и впадать в уныние.

Анализ стихотворения «Узник» Фета

Афанасий Афанасьевич Фет в своей ранней лирике обращался к темам свободы, одиночества и победы над обстоятельствами.

Стихотворение написано в 1843 году. Его автору исполнилось 23 года, это период его студенчества в университете. Уже вышла дебютная книга стихов, есть публикации в солидных изданиях. По жанру – философская лирика в обрамлении пейзажной зарисовки, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирическим героем, по традиции, следует считать самого автора, ибо всякий поэт, как известно, свободолюбив. Однако стихотворение оставляет более широкое поле для интерпретаций. Лексика просторечная и возвышенная. Можно сказать, что стихотворение построено на сопоставлении. Итак, 1 строфа начинается с зарослей крапивы. Они настолько густы, что шумят «под окном». Понятно, что бурьян вряд ли разросся близ ухоженной усадьбы. Действительно, герой находится в казенном доме. События происходят летом. «Ива повисла шатром» (сравнение): еще одна деталь пейзажа, которую узник видит в окно. Во 2 строфе становится понятно, что действиями героя движет мечта. Лодки и морская гладь манят его. Поэтому и «железо решетки под пилой». Решетка поддается, поскольку дело происходит в середине XIX века, а сталь Гадфильда (устойчивая к применению пилы) вошла в обиход спустя лет сорок после описываемых событий. «Бывалое горе»: предательство, утраты, заблуждения остаются позади, когда действует надежда. «Свобода и море»: почти клич, пароль, путеводная звезда. «Впереди»: герой рискует, используя свой, вероятно, единственный шанс. «Прибавилось духа»: отчаяние отступило. Затихает даже неотвязная тоска. «Слушает ухо»: возможно двоякое толкование. Герой начеку, прислушивается – не идет ли тюремщик. Или же ухо его слышит уже совсем другие звуки: плеск волн, шум листьев, трепет паруса под ветром, крики чаек. Море как символ свободы. Интересно, что только много лет спустя, уже состоя на военной службе, сам поэт получит возможность чаще видеть море (Балтику). Все происходящее можно воспринимать метафорически. Тогда герой – узник обстоятельств. Сразу напрашивается параллель с пушкинским одноименным стихотворением, тем более, схож и размер стиха. Однако назвать произведение А. Фета политизированным затруднительно. Скорее всего, эти ощущения навеяны предстоящим выбором жизненного пути, и с ударом, которым стало разбирательство по поводу его родства и происхождения. Эпитеты: веселые лодки (это еще и олицетворение), дали голубой (это еще и инверсия). Череда инверсий: горе уснуло, затихла тоска, пилит рука (это еще и метонимия).

В «Узнике» А. Фета воедино слились пейзаж, побег из мест заключения и мечты о лучшей доле.

Конец стиха – стихи Фета. Стихи Фета как сообщение или пост.

Фет – гениальный поэт. Один из крупнейших русских поэтов романтического направления.

Читать, найти, выучить, запомнить стих, стихотворения, стихи и стихотворения Фета, стихи Фета, стихотворения Фета, стих Афанасия Фета, А.А. Фета, АА Фета, Шеншина – Фет, Шеншин.

Русская классика. Лирика. Лирические стихотворения.

Опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный, открытый и свободный сайт о поэзии и многоязычное поэтическое сообщество.

Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, на английском и других, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

На страницу Фета.

Индекс опубликованных стихов Фета.

На страницу Русская поэзия.

На страницу Русские поэты.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу» по плану. 1. тема. 2. основная мысль,…

Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу» 1. Тема.

Тема стихотворения — описание чувств лирического героя, которые не выражены словами. У романтиков часто встречалась мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Романтики не доверяли языку слов как средству выражения эмоций. Свои чувства они прятали в глубине души.

2. Основная мысль, настроение.

Основная мысль стихотворения — доказать свои высокие чувства, не облечённые в слова. «Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть» — дважды повторяет автор основную мысль. Настроение — печальное, тревожное, как и трепетная душа поэта.3. Образы. Действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и «содроганьями». В последней же строке второй строфы стихотворения Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его «сердце цветет», словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта. Отдельным поэтическим образом является грудь лирического героя с больной и усталой душой, с глубокими чувствами и эмоциями.

4. Композиция.

Это стихотворение представляет собой три строфы с очень точной рифмовкой. Особенностью построения есть то, что автор делает своеобразное окаймление в начале и в конце стихотворения, чтобы подчеркнуть главную мысль: Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть. Он дрожит, и неясно, что является причиной этому, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет его начало: «Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу». 5. Средства художественной выразительности. «Молча твердить» -это оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения. «Спят цветы», «сердце цветёт» — метафоры. Его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот единство человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом. Это стихотворение очень мелодично. Этому способствует анафора с союзом и. Оно положено на музыку Чайковским, по своему содержанию перекликается с пушкинским лирическим откровением, тоже ставшим знаменитым романсом: «…я не хочу печалить вас ничем».

Полный текст

Ах, иначе в былые годаКолдовала земля с небесами,Дива дивные зрелись тогда,Чуда чудные деялись сами…

Позабыв Золотую Орду,Пестрый грохот равнины китайской,Змей крылатый в пустынном садуЧасто прятался полночью майской.

Только девушки видеть лунуВыходили походкою статной,-Он подхватывал быстро одну,И взмывал, и стремился обратно.

Как сверкал, как слепил и горелМедный панцирь под хищной луною,Как серебряным звоном летелМерный клекот над Русью лесною:

«Я красавиц таких, лебедейС белизною такою молочной,Не встречал никогда и нигде,Ни в заморской стране, ни в восточной.

Но еще ни одна не былаВо дворце моем пышном, в Лагоре:Умирают в пути, и телаЯ бросаю в Каспийское море.

Спать на дне, средь чудовищ морских,Почему им, безумным, дороже,Чем в могучих объятьях моихНа торжественном княжеском ложе?

И порой мне завидна судьбаПарня с белой пастушеской дудкойНа лугу, где девичья гурьбаТак довольна его прибауткой».

Эти крики заслышав, ВольгаВыходил и поглядывал хмуро,Надевал тетиву на рогаБеловежского старого тура.

1915 год.

Баллада «Змей» пишется Гумилевым в 1915 году, когда у Николая появляется окно в боевых действиях на фронте Первой мировой войны. Автору в момент написания 29 лет, он уже имеет на груди Георгиевский крест, женат на Ахматовой и растит сына Льва.

Разбор кратко от литератора

Стих написан в жанре баллады трехстопным анапестом, его композиция – это исторический экскурс в первой части, монолог змея во второй и появления богатыря Вольги в третьей.

Рифмовка перекрестная (года – небесами – тогда – сами) с доминированием открытых рифм, закрытая лишь одна (горел – летел) в третьей строфе.

Из художественных троп отметим:

  1. Эпитеты (змей крылатый, былые года, походка статная, пастушеская дудка).
  2. Сравнение (красавиц таких, лебедей… не встречал).

Отметим также тавтологию «дива дивные» и «чуда чудные», которые помогают автору передать атмосферу древнерусской баллады. Шестая строфа целиком является вопросом, почему русские красавицы выбирают смерть на дне моря дворцу Змея?

Стихи Фета для детей

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Мама! глянь-ка из окошка…

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учись у них — у дуба, у березы…

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая…

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Сосны

Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.

Превращения

Давно, в поре ребяческой твоей,
Ты червячком мне пестреньким казалась
И ласково, из-за одних сластей,
Вокруг родной ты ветки увивалась.

И вот теперь ты, куколка моя,
Живой души движения скрываешь
И, красоту застенчиво тая,
Взглянуть на свет украдкой замышляешь.

Постой, постой, порвется пелена,
На божий свет с улыбкою проглянешь,
И, весела и днем упоена,
Ты яркою нам бабочкой предстанешь.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Темы, проблемы, настроение

Одной из наиболее популярных тем лирики А. А. Фета является природа. Данное стихотворение относится именно к этой теме. Поэт в каждом стихотворении восхищается природой, её естественностью, её безмерной красотой, её таинственностью и неизведанностью. В ней Фет видит отражение души человека, отражение своей души, в ней он ищет ответы на интересующие его вопросы. Таким образом, основная тема стихотворения «Какая грусть!» — это зимняя природа, передающая печальное настроение автора. Также мы видим тему надежды, ведь лирический герой ждет весну и грезит о тепле.

Проблематикой стихотворения можно считать попытки лирического героя понять себя, свою грусть, её истоки, также ею можно считать попытки лирического героя раздуть огонёк надежды в душе. Основная проблема произведения «Какая грусть!» — это зимняя тоска, охватывающая каждого из нас во времена холодов.

Настроение стихотворения «Какая грусть!» интересное, восторженно-тоскливые мотивы перетекают в теплые мотивы, оптимистичные. Если описывать данное стихотворение цветом, то оно будет градиентным, с переходом серо-белого цвета в нежный, разбеленный розовый цвет.

Анализ стихотворения Фета «Я тебе ничего не скажу…»

Поздняя лирика Фета характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после смерти отчима выяснилось, что сделано это было незаконно, и подросток лишился не только дворянского титула, но и огромного состояния. Кроме этого, родной отец поэта вычеркнул его из завещания, лишив средств к существованию.

В итоге, когда молодой Афанасий Фет знакомится со своей дальней родственницей Марией Лазич и влюбляется в девушку, их роман заканчивается расставанием. Поэт не хочет жить в нищете, поэтому отказывается жениться на Марии, приданое которой, по его понятиям, весьма скромное. В отместку судьба наносит Фету жестокий удар: через несколько дней после разрыва с возлюбленным Мария Лазич погибает во время пожара.

Долгие годы, посвященные достижению финансового благополучия, Афанасий Фет старается не вспоминать в той, в которую был так безоглядно влюблен. Он даже женится на купеческой дочери Марии Боткиной, чем значительно увеличивает свой капитал. И лишь в последние годы жизни поэт осознает, что ради материального благополучия отказался от самого ценного дара, который только может получить человек от судьбы. Он предал свою возлюбленную и, тем самым, обрек себя до конца дней на страдания и одиночество.

Было бы ошибочно утверждать, что семейная жизнь поэта сложилась несчастливо. Мария Боткина буквально боготворила своего мужа и была ему не только заботливой женой, но и верной помощницей. Афанасий Фет очень ценил преданность супруги, однако не мог с собой ничего поделать – память постоянно рисовала в воображении образ той, другой Марии, с которой он мог быть по-настоящему счастлив. О своих душевных переживаниях поэт никому не рассказывал, лишь время от времени доверял их бумаге. Одним из многочисленных произведений, которые он посвятил одновременно и Марии Лазич, и собственной жене, является стихотворение «Я тебе ничего не скажу», созданное в 1885 году. К этому времени Фет уже смертельно болен, и прекрасно осознает, что жить ему осталось совсем немного. Поэтому в своей лирике он словно бы пытается искупить вину перед погибшей возлюбленной, вновь и вновь признаваясь ей в своих чувствах
. Но при этом автор понимает, что его законной супруге совсем необязательно знать о том, что именно происходит в его душе. Эта кроткая и терпеливая женщина не заслуживает того, чтобы страдать. Поэтому поэт уверяет и ее и себя в том, что все хорошо, однако в стихотворении указывает: «Я тебе ничего не скажу, и тебя не встревожу ничуть». Эта фраза означает лишь то, что он не готов раскрыть перед супругой свое сердце, и спустя почти 30 лет совместной жизни признаться ей в том, что все эти годы любил другую.

Автор строго хранит свою тайну и ведет вполне обычный для состоятельного помещика образ жизни. Однако ночью он предается мечтам и воспоминаниям, которые сравнивает с ароматом цветов. «Раскрываются тихо листы, и я слышу, как сердце поет», — делится своими впечатлениями Афанасий Фет. Его любовь – призрачна и эфемерна, однако именно она дает автору ощущение полноты жизни
. «И в больную, усталую грудь веет влагой ночной… я дрожу», — отмечает поэт, осознавая, что именно в такие моменты бывает по-настоящему счастлив. Однако свой секрет он намерен унести в могилу, не учтя лишь тот факт, что Мария Боткина давно в курсе неудавшегося юношеского романа своего мужа, она жалеет Афанасия Фета и готова потакать любым его капризам, лишь бы увидеть тень улыбки на лице человека, которого считает литературным гением.

«Я тебе ничего не скажу» — одно из самых известных произведений Фета, созданных на закате его жизни. Несмотря на нежное, душевное содержание, в этих стихах чувствуется откровенная печаль. В этой статье представлен анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» по плану. Кому посвятил стихотворение Афанасий Афанасьевич, с какими событиями было связано его написание, и какие выразительные средства использовал поэт?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: