Краткое содержание книги «божественная комедия» по главам

Краткое содержание поэмы «божественная комедия»

Главные герои и их характеристика

Лирический герой (Данте) мужчина тридцати пяти лет, на момент начала повествования пребывающий в растерянности и сомнениях. Чтит Бога и искусства, к павшим грешникам же, как правило, не проявляет ни малейшего сочувствия. После погружения в пучину отчаяния во время путешествия по Аду проходит путь духовного перерождения, становясь мудрее и праведнее. Достигнув просветления и узрев высшее проявление божественного, приходит к выводу, что в основе всего сущего лежит любовь.
Вергилий древнеримский поэт, заточённый в первом круге Ада. Несмотря на своё языческое вероисповедание, становится исполнителем божественной воли, проводником и учителем для Данте. Во время путешествия проявляет твёрдую натуру, не боится никаких трудностей, даже чудовищ преисподней. Символизирует собой искусство.
Беатриче умершая возлюбленная героя, воплощает в себе недостижимый идеал писателя, ту самую любовь, которая придаёт всему бытию смысл.
  1. Жизненный путь – весь сюжет поэмы является аллегорией на человеческую жизнь. Герой Данте сбивается с жизненного пути, оказывается в одиночестве, не понимая, куда идти дальше. Ад символизирует собой человеческое падение, потерю всяких моральных ориентиров, погружение во мрак и отчаяние. Однако, достигнув самого дна, герой входит в Чистилище и вступает на путь очищения от своих пороков. Вступление в Рай символизирует окончание перерождения героя, осознание им истины. Ведут же его по этому непростому пути искусство в лице Вергилия и любовь в лице Беатриче.
  2. Религия – религия является тем стержнем, на котором держится сюжет романа. Христианская вера у Данте стоит во главе всего мирского, только истинные христиане в его поэме достойны рая, а все иноверцы обречены на вечное прозябание в Аду. Однако характерным штрихом является то, что учителем и проводником для героя поэмы становится не душа христианина, а дух язычника Вергилия. Это роднит Алигьери с деятелями Возрождения, ведь красоту и искусство он ставит выше религиозных догматов.
  3. Искусство – воплощением искусства в романе выступает поэт Вергилий, именно он становится проводником героя через Ад и Чистилище. Таким образом писатель показывает, что именно искусство может сначала спасти человека от падения во тьму, а потом помочь ему пройти через очищение и избавиться от своих пороков и в итоге подвести его божественному началу.
  4. Любовь – с воплощением любви – Беатриче, герой Данте сталкивается, только переступив Райские врата. С этого момента он становится на путь познания и просвещения, и именно любовь к человечеству и Богу ведёт его к озарению. В итоге герой приходит к выводу, что именно любовь, которая помогла ему не сломаться по пути через Ад и Чистилище, а потом провела его по Раю, является центром всего и ответом на все вопросы.

Основная идея

Основная идея поэмы заключается в том, что те, кто при жизни совершает плохие поступки, могут жить хорошо, но после смерти обязательно будут наказаны. Люди, которые были добрыми при жизни, обязательно попадают в Рай и находят там свое счастье. Жертвы обстоятельств должны нести ответственность, если они не проявили необходимого мужества и стойкости

Важно быть настойчивым по жизни, искать свой собственный путь и идти по нему, несмотря на препятствия. Однако люди, ставшие жертвами обстоятельств, все равно не должны жалеть о том, что случилось, ведь жалость также греховна

В Чистилище можно обратить внимание на людей, которые искренне радуются за успехи других. Автор хочет сделать акцент, что, несмотря на их греховность при жизни, они начали исправляться

Их искреннее желание искупить свои преступления в скором времени откроет им путь в Рай. Поэтому никогда не поздно раскаяться в содеянном, у каждого человека есть шанс исправится. Само слово «Чистилище» считается произвольным от слова «очищение». Это место, где человек может очиститься от своих грехов и открыть себе дорогу к благодати.

Чистилище

Оказавшись в Чистилище, Данте и Вергилий подошли к морю и смыли с себя грязь и копоть – свидетельства их недолгого пребывания в Аду. Издалека был виден плывущий по морю челнок. Когда тот подплыл к берегу, путники разглядели пассажиров – судно управлялось ангелом, а перевозило оно души мертвецов, которые не попали в Ад. На челноке путешественники смогли добраться до другого берега, а после направились в сторону горы Чистилиша. Достигнув подножия, путники завели разговор с грешниками, которые раскаялись в своих злодеяниях перед самой смертью и потому не были посланы в Ад.

Уставший и обессиленный Данте прилег на траву и провалился в глубокий сон. Во сне он оказался у самого входа в Чистилище. Героев встретил охранявший врата ангел. Он начертал на лбу каждого из них букву «Г» семь раз. Буква эта означает «грех». По мере продвижения к вершине горы она будет стираться, пока не исчезнут они все семь знаков.

Чистилище также поделено на части, называемыми кругами. Первый круг предназначен для наказания возгордившихся. Каменные глыбы давят им на спины, а те сгибаются под их тяжестью, держаться из последних сил. Второй круг служит наказанием для завистников. Они лишены зрения, и весь мир скрыт от их взгляда плотной непроницаемой пеленой. Третий круг очищает души, отравленные гневом. Ярость их затухала от покрывающей грешников черной мглы. Повинные в лени и праздности очищаются в четвертом круге, где их принуждают к постоянному действию в форме стремительного бега. В пятом круге находятся расточители и скупцы.

Внезапно происходит землетрясение, возникшее в результате бурного ликования – одна душа прошла этап очищения и теперь готова вознестись в Рай. Душа эта принадлежала римскому поэту Стацию.

Испытывать голодные муки суждено тем, кто при жизни грешил перееданием. Это шестой круг Чистилища.

Почти все буквы стерты со лба странников. Вход в седьмой круг теперь открыт для героев. Оказавшись в седьмом круге, герои видят, как происходит очищение душ сладострастников – они горят в огне и поют восхваления целомудрию. Последний этап Чистилища пройден. Теперь, чтобы попасть в Рай, путники должны преодолеть стену огня, ведь другого пути у них больше не было.

Темы

  • Главная тема поэмы — любовь. Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она — стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
  • Назидание — следующая тема «Комедии». Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
  • Политика. Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
  • Сила духа. Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.

Композиция и сюжет

Главным героем поэмы является сам Данте. Однако реальная личность и образ героя – это не один и тот же человек. Герой поэмы Данте похож на созерцателя, наблюдающего за происходящим.

В прологе Данте 35 лет, и он стоит на распутье своей жизни. Время года – весна. Автор создает ассоциативный ряд: весной он встретился с Беатриче, Божий мир тоже был создан весной. На пути Данте встречает животных, которые символизируют людские пороки (например, рысь символизирует сладострастие).

Повествование начинается с того, что герой поэмы теряется в темном лесу. Там на него нападают лев, пантера и волчица. От смерти героя спасает дух Вергилия, который был послан Беатриче, усопшей возлюбленной героя, чтобы провести его через Ад и Чистилище в Рай. Затем описывается девять кругов Ада, через которые проходит главный герой. Первый круг – самый большой. Здесь находятся некрещенные младенцы, ничтожные христиане, которые за свою жизнь не совершили ни добрых, ни злых поступков, добродетельные язычники, к которым относится и сам Вергилий, ангелы, изгнанные с небес за то, что во время войны Бога и Дьявола остались в стороне. Обитатели первого круга обречены на вечную скорбь.

На втором круге находятся души прелюбодеев, которые подвергаются ударам о скалы и терзанию ураганом. На третьем круге гниют заживо чревоугодники и обжоры. Четвертый круг – для расточителей и скупцов, которые обречены вечно переносить тяжести с места на место. На пятом круге в мерзкой жиже дерутся гневные люди. Шестой круг – для предателей христианства и лжеучителей. К ним писатель относит королей, эпикурейцев, Римских пап, кардиналов. На седьмом круге варятся в кипящей крови, терзаются чудовищами и изнывают в пустыне души, которые совершили насилие над собой, ближним и над божественным. На восьмом круге самым разнообразным и изощренным пыткам подвергаются обманщики. Девятый круг – обиталище Сатаны. Здесь истязаются холодом клятвопреступники и предатели. А сам Сатана тремя пастями непрерывно пожирает Иуду, Брута и Кассия.

На самом дне Ада Вергилий открывает дверь, ведущую в Чистилище, которое состоит из семи кругов. Пройдя Чистилище, герой поэмы входит в Рай, где встречает Беатриче. Пройдя через девять небес, герой оказывается на десятом небе, где, созерцая сердце мироздания, приходит к выводу, что любовь – это та сила, которая движет Вселенную.

Сюжетная линия

История начинается с того, что главный герой Данте в зрелом возрасте попал в страшный и загадочный лес. Он долгое время пытался выйти из него, дойти до гор, вершины которых были залиты солнечными лучами. Но все его попытки были безуспешными.

Неожиданно он встретил дух Вергилия, который предложил ему необычное путешествие через Ад и Чистилище, чтобы добраться до Рая. Герой долго сомневался и боялся этого пути, но как только узнал, что об этом просила его любимая девушка Беатриче, которая умерла в юности, сразу согласился.

Когда Данте вместе с духом добрались до первых ворот, герой сказал, что боится туда идти. Но тень поэта сказала ему, что страх не должен управлять разумом. Как только они вошли туда, мужчина услышал стоны и истошные крики. Он сразу понял, что сюда попадают те, кто никогда не смогут попасть к Богу.

Встреча с грешниками

Пройдя дальше, Данте увидел, как Харон перевозил души людей на другой берег. Именно здесь он увидел много великих ученых, философов и поэтов. У вторых ворот сторожил демон Минос. Он был хозяином тех, кто предал свой разум.

Стражником третьего круга Ада был Цербер. В этом месте постоянно шел дождь и под ним томились души чревоугодников. Скупцы и прожигатели жизни находились под руководством демона Плутоса, который являлся защитником четвертого круга.

Когда герой добрался до пятого круга, он увидел страдающие души, погубленные злобой и ленью. Внезапно, перед путешественниками возник город Дит. Зайти туда было непросто, ведь на входе стояли демоны. После продолжительной беседы героя и его попутчика впустили внутрь.

Проходя по улицам, Данте повстречал медузу Гаргону. Вергилий предупредил его заранее, что она может ослепить человека, и герою удалось вовремя закрыть глаза.

Следующее, что увидел мужчина — души еретиков, которые лежали в гробах на шестом круге Ада. Стражником седьмого круга был злобный Минотавр. В этом месте наказывали тех, кто совершил насилие и навредил ближнему.

Этапы седьмого круга

Седьмой круг разделялся на несколько этапов и на втором из них росли колючие растения. Это превратившиеся души самоубийц. Третий пояс круга состоял исключительно из богохульников, на их головы лилась огненная лава.

В центре земли путники встретились с Люцифером. После этого они попали в чистилище. В этом месте были поселены души тех, кто перед смертью покаялся в своих грехах. Это место также разделено на несколько частей.

После прохождения чистилища герой попадает в рай и встречает свою возлюбленную. Они вместе возносятся на небеса, туда, где находятся души праведников и святых угодников. Герой был удивлен увиденным, но ему не удалось побывать там слишком долго, так как он вновь оказался на Земле.

Песнь основана на христианских поверьях. Если говорить кратко, автор наглядно показал, как наказываются души тех, кто не чтит божьих законов.

Как все устроено: концепции ада, чистилища и рая

Данте Алигьери и его «Божественная комедия» стремятся передать людям не только ужасы и страхи загробной жизни. В работе подробно описывается устройство каждого из миров, их концепция. Тьма ада и свет небес имеют определенную структуру.

Божественная комедия Данте состоит из 3 частей

Концепция Ада

Каждый круг населен душами, на которых лежит определенная ноша грехов. Итак, в самом начале, у входа, находятся те, чьи грехи незначительны, но не позволяют войти в Чистилище или Рай. Первый круг ада Данте дается некрещеным (детям, которые умерли до церемонии или добровольно отреклись от своей веры). 2 круг — здесь находят убежище те, чьим грехом было прелюбодеяние. Круг 3 отдан обжорам. Следующие 4 раунда ада преодолевают те, кто не знал суммы в деньгах, был расточительным или чрезмерно скупым. Затем идет пятый круг, он населен ленивыми и душами тех, кто при жизни сердился. Это место называется Стигийское болото. Шестой круг — городские стены Дита. Здесь живут души еретиков. В городе Дит (7-й круг ада) насильников и убийц заставляют расплачиваться за свои грехи.

В свою очередь адский город разделен на 3 зоны:

  • вот те, кто был тираном, совершил насилие над своими соседями, есть также разбойники;
  • найдены души самоубийц, игроков и болванов;
  • полный богохульников, содомитов и жадных.

Злой слот

Далее идет восьмой круг ада. Вот души обманщиков. Данте делит пространство не на круги, а на рвы. Их 10 штук, имя им — Evil Gaps. Каждая из них разделена трещинами. Их структура такова, что каждый последующий ров будет углубляться в землю. В этом месте ад Данте многогранен и сложен. Так что первый ров находится прямо у городских стен. В его центре есть глубокий колодец. Внизу девятый круг ада. В расщелинах зла обманщики находят свое наказание, которое использовали люди, не связанные особыми узами доверия. В канавах обитали души по степени спуска:

  • защитники, соблазнители;
  • льстецы;
  • священники, занимавшие церковные должности;
  • люди, связанные с магией, астрологи;
  • взятки;
  • лицемеры;
  • воры;
  • советники, дающие лукавые советы;
  • люди, у которых разгорелись конфликты;
  • алхимики и фальсификаторы.

Затем был девятый круг ада: замерзшее озеро под названием Коцит. Имеет несколько ремней:

  • Каин: вот души изменников родственников;
  • Антенора: предатели Родины или подобные им люди;
  • Толомея — изменники друзьям;
  • Джудекка изменяет благотворителям.

Сатана находится прямо посреди озера. Данте построил ад на основе произведений Аристотеля. Особенность понимания греховности заключалась в том, что чем материальнее грех, тем меньше вреда он приносит. Есть возможность искупления.

Концепция построения Чистилища

Каждое действие имеет свою стоимость. Вот почему католическая церковь допускает возможность очищения души от грехов. Это место в загробной жизни — Чистилище. Войдя, герой спектакля видит перед собой звезды. Они символизируют присущие человеку добродетельные качества: мудрость, справедливость, отвагу и умеренность. Чистилище Данте представлено в виде горы. Предгорья и берег океана образуют особое пространство: Precleaner. Верх имеет 7 выступов или кружочков. На вершине горы земной рай. Первые 3 круга даны душам, которые в течение своей жизни были завистливы, гордились или часто злились. Склонность к отчаянию отправляла души в 4 круг Чистилища. 5-7 кругов населяли души, слишком много внимания уделявшие ложным благам в земной жизни.

Предчистилище

Место, где новые души ждали разрешения войти в Чистилище. Характеристика: время ожидания равнялось годам, прожитым на Земле. Здесь были выступы: души, не принесшие покаяния перед смертью; те, кто умер насильственно, но успел покаяться. Потом была отдельная часть загробной жизни: Долина лордов. Он состоял из 7 кругов. Их населяли души гордых, завистливых, злых, ленивых, жадных и расточительных, прожорливых, сладострастных.

Проблемы

  1. Нравственные пороки – поэма Алигьери даёт нам ярчайшую картину человеческих проступков. Проходя через Ад, писатель показывает нам то, что именно он считает грехом. В этом плане Алигьери довольно жесток к людям, ведь в его Ад попадают не только реальные грешники, но и обычные люди, которые просто не смогли как-либо проявить себя в жизни. Самым же страшным грехом, по мнению Данте Алигьери, является предательство, сам писатель чувствовал себя преданным после изгнания из Флоренции, а потому предателей в его поэме терзает сам Сатана.
  2. Божественное правосудие – Алигьери показывает нам, что в конечном итоге, несмотря на всю мирскую суету, каждый после смерти получит то, что он заслужил. Та справедливость, которая ждёт людей после смерти, зачастую даже самому герою Данте кажется слишком жестокой. Частой картиной в Аду являются страшные мучения как преступника, так и его жертв. Все люди, по мнению, Данте одинаково греховны, и лишь самые достойные избегут кары.
  3. Отчаяние. Духовный кризис может настигнуть каждого человека, и лишь любовь поможет ему вырваться из пучины отчаяния и греховности. Также в обретении смысла жизни помогает искусство, просветляющее душу красотой.

Характеристика текста

Данте Алигьери создавал свое детище более 10 лет. Сначала произведение носило другое название, но после смерти писателя к нему прибавили эпитет «божественная» и это означает качество поэмы.

Перед тем как делать выводы о произведении, необходимо понять, о чем книга. «Божественная комедия» создавалась в трудный для Италии период. Длительное противостояние между гвельфами и гибеллинами отразились в работе Данте.

Поэма имеет 3 основных части, а именно: «Ад», «Чистилище», «Рай». В произведении цифра 3 играет важную роль и означает Святую Троицу. Главный мотив сочинения — непоколебимость христиан и их веры.

Во время прочтения и ознакомления с сюжетом «Божественной комедии» складывается впечатление, что Данте и его герой — единое целое. Единственное отличие заключается в эмоциональности персонажа, сам же писатель был спокойным и уравновешенным человеком.

Цифра 3 встречается и в середине текста. Когда герой оказывается в лесу, он встречает 3 зверя, и каждый из них символизирует пороки людей, например:

  1. Лев — сила и власть.
  2. Волчица — алчность и зависть.
  3. Пантера — плотские утехи.

В своем повествовании писатель использовал образ поэта Вергилия, который разъясняет герою, что такой Ад и Рай.

Данте описывает поэта только потому, что он в своих произведениях не раз упоминал Христа.

Проводя анализ, можно сделать вывод, что «Божественная комедия» — это сложная работа, в которой использовались художественные приемы. Некоторые критики и литераторы назвали поэму «синтезом всех жанров и направленностей».

Каждая строчка в книге заставляет задуматься о смысле жизни и обо всех совершенных грехах.

Проблематика

  • Борьба за идеал. Данте стремился к своим целям как в реальной жизни, так и в поэме. Будучи некогда политическим активистом, он продолжает отстаивать свои интересы, клеймя всех тех, кто с ним в оппозиции и поступает плохо. Автор, конечно, не может назвать себя святым, но тем не менее он берет на себя ответственность, распределяя грешников по их местам. Идеалом в этом вопросе для него является христианское учение и собственные взгляды.
  • Соотнесение мира земного и загробного. Многие из тех, кто жил, по мнению Данте, или по христианскому закону, неправедно, но, например, в свое удовольствие и с выгодой для себя, тот в аду оказывается в самых страшных местах. В тоже время в раю находятся мученики или те, кто при жизни прославился великими и полезными делами. Концепция наказания и награды, разработанная христианской теологией, существует в виде морального ориентира для большинства людей и сегодня.
  • Смерть. Когда скончалась его возлюбленная, поэт очень горевал. Его любви не суждено было сбыться и получить воплощение на земле. «Божественная комедия» — попытка хоть ненадолго воссоединиться с навсегда потерянной женщиной.

Интересные факты о произведении

«Божественная комедия» писалась с 1302 года по 1321. В этот период жизни Данте находился в скитаниях, будучи изгнанным из Флоренции по политическим причинам. При этом стоит сразу отметить, что полностью работа будет опубликована лишь после смерти Данте.

Основа поэмы – путешествие героя. Произведение состоит из трех частей, каждая из которых включает в себя 33 песни. Плюс одна вводная песня. Такая структура не является случайной. Тройки отсылают к Святой Троице, а нули подчеркивают гармонию и осмысленность мира. Таким образом, символические значения чисел образуют важный пласт для понимания поэмы.

Сами же пространства изображённые Данте хоть и являются плодом его фантазии, в основе своей базируются на философских и научных представлениях того времени, что в общем-то, соответствует и цели автора. Данте писал не увлекательную сказу, но произведение, направленное в первую очередь на то, чтобы описать путь обретения истины человеческий душой.

Путь этот совсем нелегкий. Он начинается с самого низа, с воронки Ада, места умирания души. Однако, не все потерянно. Как бы не были велики уведенные страдания, душа у Данте движется наверх. И эта идея восходящего движения вообще очень важна: от тьмы к свету. Промежуточным этапом, на пути к которому, является Чистилище, представленное Данте в виде горы с семью уступами, символизирующими семь смертных грехов. И вот, отчистившись, пройдя все испытания, душа оказывается в Раю, исполненном в девяти кругах, чьи названия соответствуют названиями планет Солнечной системы.

Круг восьмой. Обманувшие

Впереди у нас самые впечатляющие из 9 кругов ада. По Библии христианской, ровно как и в прочих религиях, обманщики подвергаются одиним из жесточайших наказаний. Вот и у Данте им досталось место, настолько губительное, что только бессмертные души и могут здесь существовать.

Восьмой круг представляет собой Злопазухи — 10 рвов, в которых идут среди нечистот гадатели и предсказатели, провинившиеся на должности священники, лицемеры, колдуны, лжесвидетели, алхимики. Грешников варят в смоле, бьют баграми, заковывают в скалы и обдают ступни огнем. Мучают их разные гады и болезни. Стражем здесь стоит великан Герион.

Рай

Рай Земной раскинулся посреди цветущей густой рощи. Прекрасная девушка собирает цветы, напевая красивую песню. Она поведала Данте о том, что здесь когда-то было золотое время, но однажды все счастье первых людей оказалось загублено страшным грехом.

По Раю неторопливым шагом следовали праведные старцы в белых одеяниях с венками на головах, а вокруг кружатся в танце юные красавицы. Среди них Данте увидел Беатриче и потерял сознание. В тот момент, когда он пришел в себя, то оказался погруженным в Лету, реку, в которой навсегда исчезают грехи.

После Данте вместе со Стацийем омыл свое тело в водах реки Энвое, которые обладали свойством укреплять в памяти добро. Таким образом, герой очистился от грехов и был отныне достоин того, чтобы подняться к звездам.

Вместе со своей возлюбленной Беатриче Данте покинул Земной Рай и направился в Рай Небесный, пространство которого делилось на небеса. В первом небе Рая – в небе Луны, герои повстречали души монахинь, которых выдали замуж помимо их воли. Девушка поведала возлюбленному о том, что, несмотря на то, что эти женщины, по своей сути, жертвы, они все-таки должны в определенной мере отвечать за совершенное над ними насилие, поскольку не проявили должной стойкости.

На втором небе, называемом Меркурий, их ожидали души праведников, что излучали собой яркий свет. Третье небо – Венера. Здесь купаются в благодати души любвеобильных, что сияют огненным светом.

На четвертой небе под названием Солнце обитают мудрецы. Далее путь героев простирался на Марс и белый Юпитер, где свое пристанище обрели души справедливых. Из их света образуются буквы, затем появляется фигура орла, которая символизирует имперское правосудие и власть, царившие на небесах. Эта птица олицетворяет собой идеал справедливости. Ее всевидящее око состоит из самых совершенных и достойных светов-духов. Орел заговорил с Данте.

Далее путники оказались на седьмом небе – Сатурне, обиталище созерцателей. Это место находилось на такой огромной высоте, что Данте, посмотрев вниз, увидел, насколько маленьким стал земной шар.

На восьмом небе расположились великие праведники, чей свет горел огнем бесчисленных свечей. По просьбе девушки апостолы начали беседу с ее возлюбленным. Апостол Петр поведал Данте о том, что представляет собой истинная вера. Апостол Иоанн раскрыл ему тайну настоящей любви, веры и надежды. Здесь же, на восьмом небе, Данте узрел излучающую яркий свет душу Адама.

Далее героев ожидал последний этап – путь на девятое небо. Это место – средоточие света и добра. Первое, что увидел Данте, была ослепительная точка, что символизирует божество. Вокруг этой точки кружатся бесконечные огни, образующие девять ангельских кругов. Самые ближние из них – это серафимы и херувимы, а те, что вращаются вдалеке – архангелы и ангелы.

Беатриче пояснила Данте, что ангелы существуют еще со дня сотворения мира. Благодаря их постоянному стремительному вращению, Вселенная движется и движется все в ней.

Герои возносятся в Эмпирией. Так называется высшая сфера во всей Вселенной. Здесь Данте увидел своего нового наставника – старца по имени Бернард. Тем временем Беатриче вознеслась над их головами, излучая ослепительный свет. Вместе с Бернардом Данте стал изучать розу Эмпирея, где сияли души невинных младенцев. Старец обратился к деве Марии с молитвой, чтобы та помогла Данте, а затем попросил его взглянуть наверх. Данте поднял свой взор и узрел ярчайший ослепительный свет, в котором обрел величайшую истину. Он созерцал Бога в его триединстве.

Данное произведение учит многим вещам. Во-первых, когда герой спрашивает, почему монахини не могут попасть в Рай, Беатриче ведает, что жертва также должна нести ответственность за произошедшее, если она проявила недостойно мужества и стойкости. Во-вторых, произведение учит тому, что справедливость должна быть коллегиальной. В-третьих, весьма поучительным является эпизод разговора Данте с апостолами, где даются определения надежды, веры, любви. Это вечные темы и вечные ценности, которые будут иметь значение для каждого человека во все времена

Большое внимание автор уделяет теме любви, и не только к женщине, но и любви во всем ее философском понимании. В конце произведения мы видим, что герой, созерцая божество, понимает, что именно благодаря Любви его душа оборачивается к свету

Автор Данте Алигьери

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тайна Эпикура


Иллюстрация Гюстава Доре к песне X «Ад». Издание 1900 г. Библиотека редких книг Томаса Фишера / Университет Торонто
Все в одной ветке Данте встречается со многими античными философами:

Эпикура нет в этом списке, и это не случайно: у него совсем другое место в «Комедии» — Данте увидит свою гробницу в шестом круге ада, где обитают еретики:

Эпикур (341–270 гг. До н.э.) жил до прихода христианства и поэтому не мог считаться еретиком в полном смысле этого слова. Обычные для Средневековья обвинения в атеизме Эпикура берут начало в речах апостола Павла против эпикурейства и продолжаются в трудах первых христианских апологетов: например, Лактантий упрекал Эпикура в отрицании божественного провидения и бессмертия души, в разрушении религия и проповедь разврата. Этот анахронизм созвучен общему средневековому антиисторизму: Средние века формируют исторических персонажей по своей собственной модели, превращая античных героев в рыцарей, а философов — в христианских мыслителей и стирая различия между веками. Это не новость для Данте.

Смысл

«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

Действующие лица поэмы

Яркой чертой письма является отождествление загробной жизни с земным существованием человека. Ад бушует политическими страстями, здесь враги и враги Данте ждут вечных мучений. Недаром папские кардиналы находятся в геенне огненной, а Генрих VII находится на небывалой высоте цветущего рая.

Среди самых удивительных персонажей:

  1. Данте — настоящий реалист, душа которого вынуждена скитаться по просторам загробной жизни. Он тот, кто жаждет искупления своих грехов, пытается найти правильный путь, чтобы очиститься для новой жизни. Во время путешествия наблюдайте мириады пороков, греховность человеческой натуры.
  2. Вергилий — верный проводник и помощник главного героя. Он обитатель Лимбо, поэтому сопровождает Данте только в Чистилище и Аду. С исторической точки зрения Публио Вирджилио Мароне — римский поэт, любимец автора. Вергилий Данте — остров разума и философского рационализма, идущий за ним до конца.
  3. Николай III — католический святитель, служил Папой. Несмотря на воспитание и блестящий ум, современники осуждают его за кумовство (продвигал племянников по карьерной лестнице). Святой отец Данте — обитатель восьмого круга Ада (как святой торговец).
  4. Беатрис — тайная любовница и литературная муза Алигьери. Она олицетворяет всепоглощающую и всепрощающую любовь. Желание стать счастливым за счет священной любви движет героя тернистым путем, сквозь обилие пороков и соблазнов загробной жизни.
  5. Гай Кассий Лонгин — римский деятель, заговорщик и непосредственный участник убийства Юлия Цезаря. Будучи знатной плебейской семьей, они с юных лет склонны к похотям и порокам. Ему отводится место заговорщика девятого круга Ада, как гласит «Божественная комедия» Данте.
  6. Гвидо де Монтефельтро — наемник и политический солдат. Он вписал свое имя в историю благодаря славе талантливого, хитрого, коварного политика. Краткое изложение его «зверств» рассказывается в стихах 43 и 44 восьмого окопа.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: