Сочинение сны героев романа м.а.булгакова «белая гвардия». (анализ главы 20 части 3)

«белая гвардия», анализ романа булгакова

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Булгаков создаёт миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищённом им. Писатель задаётся вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14. Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы. Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру. Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.

Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры – важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф. Жизнь дома всё-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.

Второстепенные персонажи

Василиса (Лисович)

Хозяин дома, в котором живут Турбины.

Боязливый мужчина, даже малейшие изменения пугают его. Его мир держится на деньгах, они обеспечение его спокойствия. Вместе с женой с наступлением неспокойных времён они заняты тем, куда бы спрятать деньги и драгоценности. Однажды к нему вламываются «посетители», отбирают из тайника деньги и драгоценности и удаляются. Этот эпизод лишает его покоя. Он не понимает, что ему повезло, потому что его оставили в живых. Турбины поддерживают и успокаивают Лисовича. Их семья — полная противоположность.

Най-Турс

Полковник, в его отряде сражается Николай Турбин.

Сильный, умный, бесстрашный мужчина, который добивается всего благодаря своей харизме, непреклонности, чувстве ответственности за других. Он заставляет генерала выдать своим бойцам 200 пар валенок, угрожая оружием. Это спасает бойцов от болезней и обморожений. Честно говорит бойцам о предательстве штабного начальства и отправляет спасаться. Сильный духом, высоко моральный, достойный человек. Николай восхищается им.

Тальберг

Супруг Елены Турбиной, мужчина средних лет.

Скрытный человек, карьерист и приспособленец. Трусость заставляет его бежать из страны, он фактически бросает жену, объясняя это тем, что отправляется в неизвестность. У него нет привязанности к семье, чувства долга. Елена понимает, что видит супруга последний раз, хотя он не говорит об этом прямо. Алексею никогда не нравился муж Елены, он не похож на других членов семьи. Позже Елена узнаёт, что супруг сбежал в Париж с другой женщиной, он оказался трусом и предателем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых компанейских —

Главные герои «Белая гвардия»

Самые популярные материалы июня для 11 класса:

Анализ «Прощание с матерой» Распутин

Краткое содержание «Женитьба»

Краткое содержание «Мартин Иден»

«Три товарища» главные герои

«Царь-рыба» главные герои

Анализ «Тихий Дон» Шолохов

Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

Краткое содержание «В списках не значился»

Краткое содержание «1984»

Доброта и жестокость (Матерь человеческая)

Сочинение: Честь в произведении «Белая гвар­дия» Булгакова

«Честь — дороже жизни» (Ф. Шиллер)

Что такое честь? Что входит в это понятие? Это те главные моральные качества, которые способны удер­жать человека от разных пороков: лжи, предательства, подлости, лицемерия, слабодушия. Без чести нет на­стоящей жизни. Во все времена ценилась честь, во все времена преклонялись перед людьми чести и доблести, за нее сражались, умирали, ее защищали. А если человек терял честь, то считалось, что жизнь напрасно прожита.

В мировой художественной литературе всегда были живы и никогда не тускнели такие понятия, как благо­родство, долг, ответственность, честь.

Обратимся к роману М.А. Булгакова «Белая гвар­дия». В романе изображены офицеры белой гвардии. Их можно поделить на две группы: люди чести и люди без чести. К людям, для которых честь дороже жизни, отно­сятся Алексей и Николка Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Най-Турс, Малышев и многие другие.

Так, полковник Най-Турс пытается организовать за­щиту Города от петлюровцев. Но вскоре понимает, что он и его юнкера брошены командованием, что ребята обре­чены. И тогда полковник приказывает юнкерам срывать погоны, уничтожать документы и уходить, а сам при­крывает их отход. Спасает он своих мальчиков ценой собственной жизни, потому что не мог допустить того, чтобы его мальчишки стали пушечным мясом.

Полковник Малышев понимает, что невозможно вое­вать людям, которые никогда не держали оружия в ру­ках. Честь офицера не позволяет Малышеву вести этих людей под пули, и он распускает дивизион, не думая о наказании, которое может последовать за этим поступ­ком.

Мышлаевский не покинул поста под Городом, где со­рок человек в легкой одежде на морозе ждали смену, ко­торая так и не пришла.

Сумели сберечь честь и достоинство Турбины и пото­му выстояли, хотя многое потеряли и заплатили дорого за ошибки и просчеты.

Именно офицерская честь подсказывала этим людям, как жить и бороться. А честь, как считает Булгаков, есть то, без чего невозможно жить на земле.

Вспомним еще одно произведение, в котором герои готовы расстаться с жизнью, но не потерять честь. Это повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Защита родины, чести, борьба за православную веру — вот основные про­блемы повести. Тарас Бульба — главный ее герой, опыт­ный и мудрый предводитель казацкого войска. Он бес­пощаден к врагам, он суров, когда дело касается испол­нения долга. Моральные устои и принципы Тараса так высоки, что он не может простить предательства сыну Андрию. Когда его старший сын Остап вместе со своими товарищами попал в плен и погиб страшной смертью, Тарас, будучи свидетелем казни сына, восхищается им, одобряя его поведение — поведение человека чести. Сам Тарас тоже погиб мученической смертью и встретил ее достойно. Все запорожцы погибают как герои, не пре­давшие законов товарищества, не потеряв чести и досто­инства.

Итак, размышления над страницами произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова приводят к мысли о том, что никогда не должно устареть такое понятие, как честь. Именно честь помогает человеку жить, сделать правильный жизненный выбор, осуществлять духовную связь с людьми. Но правильный выбор может сделать только высоконравственный человек, даже если этот вы­бор — смерть.

Сюжет и композиция

В центре композиции – семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зелёным абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники. В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов (Карась), Мышлаевский. Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло. Но главное не это, а надежда, что всё будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».

События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. (51 день). За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.

Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева (13 декабря), а заканчиваются Сретеньем (в ночь со 2 на 3 декабря). Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой. Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко». С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в чёрное, потрескавшееся небо.

Роман посвящён второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа. Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина, в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачёвым. Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных. Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Даже Василиса переживает набег бандитов и лишается своих сбережений. Эта неприятность для Турбиных вообще не горе, но, по словам Лариосика, «у каждого своё горе».

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

Художественные особенности романа

Проводя анализ «Белой гвардии» Булгакова, нужно отметить, что роман, безусловно, является автобиографичным. Практически для всех персонажей можно найти прототипы в реальной жизни. Это друзья, родственники или знакомые Булгакова и его семьи, а также знаковые военные и политические фигуры того времени. Даже фамилии для героев Булгаков подбирал, только слегка изменяя фамилии реальных людей.

Анализом романа «Белая гвардия» занимались многие исследователи творчества Булгакова. Им удалось проследить судьбу персонажей практически с документальной достоверностью. В анализе романа Булгакова «Белая гвардия» многие подчеркивают, что события произведения разворачиваются в декорациях реального Киева, который был хорошо знаком автору.

Родственник из Житомира

В это время в гости к Турбиным из Житомира приезжает кузен Тальберга Ларион, который совсем недавно пережил личную трагедию: его бросила жена. Лариосику, как его все начинают называть, нравится у Турбиных, да и семейство находит его весьма симпатичным.

Владельца здания, в котором обитают Турбины, зовут Василий Иванович Лисович. Перед тем как Петлюра входит в город, Василиса, так его все называют, сооружает тайник, в котором скрывает драгоценности и деньги. Но в окно за его действиями подсмотрел незнакомец. Вскоре к нему заявляются неизвестные, у которых ордер на обыск. Они сразу же находят тайник, уносят с собой и другие ценные вещи домоуправа.

Только когда непрошеные гости уходят, Василиса понимает, что в действительности это были обычные бандиты. Он бежит за помощью к Турбиным, чтобы они спасли его от возможного нового нападения. Им на выручку отправляется Карась, которому жена Василисы Ванда Михайловна, которая всегда отличалась скупостью, сразу ставит на стол телятину и коньяк. Карась досыта наедается и остается оберегать безопасность семейства.

Анализ произведения 3

Михаил Афанасьевич – известный писатель, судьба которого сложилась трагически. Автор был рожден и воспитан в интеллигентной семье. Писатель не был согласен с революционными переменами и выступал против них. Михаил Афанасьевич прекрасно понимал, что происходит. Его невозможно было причислить к серой массе. Он понимал, что на площадях одна демагогия, а на самом деле красные учиняют террор. Автор очень болезненно переживал происходящее, поэтому и написал этот труд.

Работа над произведением началась в 1923 году. В нем описаны события войны 1918 года, происходящие в Киеве. Власть гетмана по имени Павел Скоропадский была свергнута. Власть вышестоящего пытались защищать офицеры со своими командами. В одной из таких дружин служил сам Булгаков. Киев именуется Городом, помимо этого много других улиц тоже переименовано. Персонажи – являются подобием близких людей автора. Данный роман не полная автобиография автора, в нем имеют место вымышленные детали.

Роман описывает тяжелые исторические события. Это период революции, который начал активно набирать обороты после убийства последнего царя Николая Вторая. Далее, поднимается тема очень сложной жизни офицеров белой гвардии. До этого они были единственной действующей армией при царе, которые защищали его интересы и отечества. Теперь не стало царя, политика поменялось, по всей стране красные учиняют восстания и беспорядки. Как им теперь исполнять свой долг, когда они даже не знают, что теперь от них требуется. Такого государства, как Российская империя больше не существует. Пришел период потрясений, действующая власть свергнута. Теперь действует временный комитет, только не понятно какой в толк в его существовании.

Офицеры белых пытаются всеми силами отстоять власть гетмана. В итоге, он сбегает, спасая собственную шкуру. Теперь страна и белогвардейцы остались на произвол судьбы.

Главные герои семьи Трубиных, которых зовут Леша и Николка. Они готовы отстаивать интересы своего государства. Однако, маховик новой власти уже запущен и офицеры белых буквально бессильны пред ним. Алексей оказывается серьезно ранен, теперь он борется только за свою жизнь. Одна женщина спасла его от смерти. Николка вынужден бежать, его чуть не убили. Най-Турс спас парня ценой своей жизни. Герои всегда помнят о своей семье. Трубины противопоставляются Тальбергу, который легко бросает свою семью и страну и едет в Германию.

История создания произведения. Жанр и направление, сюжет и композиция романа

На творчество М. А. Булгакова значительное влияние оказала его непростая судьба. Булгаков, являясь выходцем из интеллигентной семьи, не принял революционные перемены и последовавшую за ними реакцию. Идеалы, навязываемые авторитарным государством, не воодушевляли писателя. Булгаков, обладающий высоким уровнем интеллекта и прекрасным образованием ясно видел контраст демагогии на площадях и волны террора, захлестнувшего страну. Трагедии народа писатель посвятил роман «Белая гвардия».

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

К работе над произведением писатель приступил зимой 1923 года. В романе описываются события Гражданской войны 1918 года. Киев был занят войсками Директории, которые свергли власть гетмана П. Скоропадского. В декабре 1918 года офицерские дружины пытались защищать власть гетмана. В такую дружину был записан и Булгаков. Таким образом, в романе содержатся автобиографические черты – сохранен даже номер дома, в котором жили Булгаковы во время захвата Киева Петлюрой – 13. Эта цифра в романе приобретает символический смысл. В произведении Киев назван просто городом, а Андреевский спуск, где расположен дом, назван Алексеевским. Прототипами персонажей романа были родные, знакомы и друзья Булгакова:

  • Никола Турбин – младший брат писателя Николай;
  • Алексей Турбин – сам Булгаков;
  • Елена Турбина–Тальберг – сестра писателя Варвара;
  • Тальберг Сергей Иванович – офицер Л. С. Карум;
  • Ларион Суржанский – Н.В. Судзиловский, дальний родственник Булгаковых;
  • Мышлаевский – Н.Н. Сынгаевский, друг детства Булгакова;
  • Поручик Шервинский – Ю.Л. Гладыревский, еще один друг Булгакова;
  • Полковник Феликс Най-Турс – собирательный образ, прототипами которого стали Ф.А. Келлер, убитый петлюровцами белый генерал, генерал-майор Н.В. Шинкаренко;
  • инженер Василий Иванович Лисович – Василий Павлович Листовничий;
  • Футурист Михаил Шполянский – критик и литературовед В.Б. Шкловский;

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Булгаков М. А., анализ произведения «Белая гвардия» 450 ₽ Реферат Булгаков М. А., анализ произведения «Белая гвардия» 220 ₽ Контрольная работа Булгаков М. А., анализ произведения «Белая гвардия» 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Турбина – это девичья фамилия бабушки писателя.

Но «Белая гвардия» — не полностью автобиографическое произведение. Некоторые события вымышлены (например, то, что мать турбинных умерла. Мать Булгаковых, прототип героини, жила со вторым мужем в другом городе).

Роман впервые был опубликован во Франции в 1927-1929 гг.

Произведение написано в традициях реалистической литературы 19 века. Писатель в романе использует традиционный прием – через историю семьи показывает историю народа и страны, что придает роману черты эпопеи.

«Белая гвардия» начинается как семейный роман. Постепенно события получают философское осмысление.

«Белая гвардия» является историческим романом. Булгаков не ставит перед собой задачу объективного описания политической ситуации на Украине в 1918-1919 гг. Он изображает события тенденциозно.

В центре композиции – семья Турбиных. События романа разворачиваются зимой 1918-1919 года и охватывают 51 день. За этот период в городе меняется власть – гетман бежит вместе с немцами, в город входит Петлюра. В конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.

У романа два эпиграфа. В первом описывается буран в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Второй эпиграф из Апокалипсиса, предостерегающий, что все будут судиться по их делам.

В начале произведения 1918 год называется великим и страшным. В конце романа писатель отмечает, что 1919 год был еще страшнее.

О чём?

Роман «Белая гвардия» — о трагической судьбе интеллигенции в тяжёлые времена революции, после убийства императора Николая II. Книга также повествует о сложном положении офицерства, готового исполнять долг перед отечеством в условиях зыбкой, нестабильной политической обстановки в стране. Белогвардейские офицеры были готовы защищать гетманскую власть, но автор ставит вопрос — есть ли в этом смысл, если гетман сбежал, оставив страну и её защитников на произвол судьбы?

Алексей и Николка Турбины — офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе — капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.

Кроме того, «Белая гвардия» — роман об ужасах, беззаконии и разрухе, которые творятся в оккупированном Петлюрой городе. В дом инженера Лисовича врываются с поддельными документами бандиты и грабят его, на улицах стрельба, а пан куренной с помощниками — «хлопцами», учинили жестокую, кровавую расправу над евреем, подозревая его в шпионаже.

В финале город, захваченный петлюровцами, отвоёвывают большевики. В «Белой гвардии» ясно выражено отрицательное, негативное отношение к большевизму — как к губительной силе, которая в итоге сотрёт с лица земли всё святое и человеческое, и придёт страшное время. Этой мыслью и завершается роман.

Николка у родных Най-Турса

Через три дня Николке удается раздобыть адрес семьи полковника Най-Турса. Он отправляется к его матери и сестре. Молодой Турбин рассказывает о последних минутах жизни офицера. Вместе с его сестрой Ириной отправляется в морг, находят тело и устраивают отпевание.

В это время состояние Алексея ухудшается. У него воспаляется рана и начинается сыпной тиф. Турбин бредит, у него поднимается высокая температура. Консилиум врачей решает, что больной скоро умрет. Поначалу все развивается по худшему сценарию, у больного начинается агония. Елена молится, заперевшись у себя в спальне, чтобы спасти брата от смерти. Вскоре врач, который дежурит при постели больного, с изумлением сообщает, что Алексей в сознании и идет на поправку, кризис миновал.

Через несколько недель, окончательно оправившись, Алексей едет к Юлии, которая спасла его от верной гибели. Он вручает ей браслет, когда-то принадлежавший его умершей матери, а после просит разрешения бывать у нее. На обратном пути он встречает Николку, который возвращается от Ирины Най-Турс.

Елене Турбиной приходит письмо от ее варшавской подруги, которая рассказывает о предстоящей женитьбе Тальберга на их общей подруге. Роман завершается тем, что Елена вспоминает свою молитву, к которой обращалась уже не раз. В ночь на 3 февраля петлюровские войска выходят из Города. Вдали громыхает артиллерия Красной Армии. Она подходит к городу.

Вместо отца

Ничто не вечно в этом мире. Родители уходят, и на их место становятся дети.

С этого и начинается взрослая жизнь семьи Турбиных. Мать умирает, и трое детишек учатся существовать самостоятельно. Роль отца на себя принимает старший сын Турбиных. Алексею 28 лет, он умен не по годам, мил и благороден, верен своим словам и утверждениям. Его надломила смерть матери, что была для детей надежной опорой, защитой и поддержкой. Но времени пускать слезы не было, младшая сестра и братец нуждались в опеке.

Алексей любит жизнь, поэтому и стал врачом. Мир устроен таким образом, что все имеет свою цену. Даруя жизнь — плати смертью. Алексей прошел Первую мировую войну. Вернувшись с кровавых полей, продолжил свое дело, живя благодатно и на славу родине и любимому городу.

Иллюзии и несбыточные надежды

В городе активно формируются дружины для защиты от наступающего Петлюры. Эти разрозненные подразделения, в которых из 120 юнкеров 80 не умеют стрелять, и есть та самая, отчаянно цепляющаяся за прежнюю жизнь и терпящая неминуемое бедствие Белая гвардия. Краткое содержание событий вряд ли может адекватно описать последующую катастрофу.

Кто-то в городе еще испытывает радужные иллюзии. Турбины и друзья семьи тоже не утратили надежду на хороший исход. В глубине души они лелеют надежду, что где-то на Дону — Деникин и его непобедимая Белая гвардия. Содержание разговоров в квартире Турбиных производит угнетающее впечатление: сказки о чудесном спасении императора, тосты за его здоровье, разговоры о грядущем «наступлении на Москву».

Стилистические особенности

Дом в романе – один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет своё гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.

Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные (Алексеевский спуск вместо Андреевского, Мало-Провальная вместо Малоподвальной). Город живёт, дымится и шумит, «как многоярусные соты».

В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времён заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.

Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.

Ирреальный пласт романа – сны и болезненные видения героев. Это и их настоящие страхи, и предвиденья, предзнаменования будущего, как Най-Турс в раю, явившийся Турбину незадолго до своей смерти.

В романе множество символов и символических деталей. Светящийся неоновый крест каменного Владимира, защитника Города, превращается в грозный меч, готовый защищать белую гвардию. Белый цвет перестаёт быть отражением политических взглядов героев и становится символом Христа, потому что все они сохранили в катастрофе главную ценность – душу.

  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»

  • «Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа

  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»

  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты

  • Проделки Воланда и компании в Москве

  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова

  • «Бег», анализ пьесы Булгакова

  • «Собачье сердце», анализ повести Булгакова

  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова

  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова

  • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

  • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова

  • «Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова

По произведению: «Белая гвардия»

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Мотив дома

По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа «Белая гвардия» вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных – это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта – это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью – общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

Дом Турбиных – это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы… Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных – это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности – семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом – живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

Турбины не замыкаются в своем мире, не утрачивают связи с окружающим миром, находятся в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивают понятий о чести. Картины семейной жизни, изображенные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его отношением. Упоминание в «Белой гвардии» имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитатами из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С.Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича, Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей – их психологический облик: доброжелательность, искренность, цельность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально воскрешающая Алексея.

Внутренним стержнем романа является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни. Достаточно вспомнить вещий сон («светлый рай») Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю авторский взгляд на сон: во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление. И этой надеждой пронизана последняя глава романа.

В финальных строчках романа писатель обращается к мысли о «вечном Доме»: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» В этих словах содержится призыв писателя помнить о том, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это значит, что наша жизнь, представляющая собой лишь мгновение, уникальна и самоценна и в жизни каждого человека есть свой сокровенный смысл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: