Тема
Главная тема произведения – обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Однако поэт сразу предупреждает, что не имеет ничего против мещанства как сословия. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия.
Подобное отношение поэта к мещанству несложно понять. Во время лихолетья Гражданской войны погибло немало достойных людей, которые самоотверженно жертвовали собственными жизнями ради высоких идеалов. В то время как всякая «дрянь» пряталась по теплым углам, пережидая тяжелые времена. Победа большевиков и восстановление мирной жизни стали причиной того, что «мурло мещанина» почувствовало себя в безопасности и даже смогло приспособиться к новым условиям.
Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чем горько сожалеет поэт в своем произведении.
В стихотворении «О дряни» он рисует типичные образы современных мещан: безымянного служащего, устроившего «уютный кабинет» в одном из госучреждений, и его супругу – «товарища Надю». Все общение супружеской четы сводится лишь к разговорам о благоустройстве собственного мирка. Однако при этом они все силы прикладывают к тому, чтобы создать видимость людей новой формации, и это у них неплохо получается.
В стихотворении много внимания уделяется теме мещанского быта, который поглощает все мысли и поступки обывателей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и комфортной жизни мещан: самовар, пианино, кот, клетку с канарейкой. Но при этом в их доме непременно найдется и свежий выпуск «Известий», и портрет идейного вождя на стене.
Столь сильное неприятие мещанства поэтом связано с тем, что он прекрасно отдает себе отчет, насколько опасно оно для общества. Таких людей немало среди чиновников и в рядах правительственного аппарата, а это несет огромную угрозу всей идее коммунизма.
Мещанская плесень
Из стихотворения мы видим, как мещанская плесень стекается в советские учреждения со всех краёв СССР и надежно оккупирует там хлебные места, явно заботясь только о своём благополучии.
Кто-то ещё вчера пел «Славься, славься», кто-то чаще бывал в церкви, чем в поле, но сегодня все они увидели выгоду работы в советских учреждениях и гурьбой потекли занимать места.
Они тихи и неприметны, главная их задача – это не помощь стране в целом и людям в частности, а как-бы чего не случилось, как-бы не зашаталось кресло в сторону более тихого мещанина.
У них уютные кабинеты и спаленки, пятая точка знает каждую занозу в своём «рабочем» креселке и перемены чужды им, как вершины гор обитателям болот. Они реагируют на любые изменения, как Лукашенко на бело-красный флаг – только бы усидеть, только бы не высунуть голову из болота слишком высоко.
Весь этот искусственный комфорт они перенесли с работы домой и там заботятся только о премиях и надбавках, новых тарифах своего оклада и покупке «тихоокеанских галифе».
Под стать себе чиновник воспитал и жену, они следит за гнёздышком и мечтает только о мелкомещанских вещах:
Глядя на это с высоты стены ужасается Маркс, это ли он писал в своём «Капитале», так ли прокладывается дорога к коммунизму? Не выдержав Маркс на стене кричит портретными устами:
И близок к истине.
«О дряни» В. Маяковского (восприятие, анализ, оценка)
«О дряни» В. Маяковского (восприятие, анализ, оценка)
Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее» виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие явления строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство, которое не было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому было не только живучим, но и процветающим в условиях новой советской жизни. Одним из первых нанёс удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной.
Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.
Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подёрнулась тиной советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.
Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность. Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В. Маяковского.
Сатира Маяковского – это острый и язвительный смех, но не надо забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством искренности. За это мы считаем Владимира Маяковского одним из самых талантливых людей двадцатого века и любим его!
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта https://www.studentu.ru
Краткая биография В. В. Маяковского
Родился будущий поэт в Грузии в небольшом селе Багдады. Уже в младших классах гимназии Владимир Владимирович стал посещать демонстрации и читать революционно направленную литературу. В 1906 году после смерти отца семья Маяковских переезжает в Москву. Здесь он начинает пропагандистскую работу, за что не раз попадает в тюрьму. Будучи студентом училища живописи, ваяния и зодчества, знакомится с футуристами. Теперь его творческий путь становится неразрывно связанным с этим направлением. И первые стихотворения Маяковского были напечатаны в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу». Творчество поэта можно разделить на два периода: дореволюционный, где объектом сатиры становятся буржуи и белогвардейцы, и послереволюционный, в котором ирония направлена на недостатки современного ему общества. Необычен в подаче и ритмике стихов, саркастичен и сатирически меток Владимир Маяковский. «О дряни» — стихотворение, в котором проявились все эти составляющие гения писателя.
Основная мысль
Маяковский поддерживал полностью идеи революции. Он идеализировал и восхвалял её. Но к обывательскому быту он относился совершенно иначе. Он презирал людей, для которых ценности заключались в вещах, комфорте и сытом желудке. В этом отлично видно поэта-идеалиста. Владимир Маяковский передает свой крик души через портрет такого же идейника Карла Маркса.
Главным смыслом автор показывает то, что вот такие вот «дряни» предадут идеи революции не задумываясь. Для них нет идеалов. У этих людей развито лишь чувство собственного комфорта. Их волнуют лишь материальные ценности и вещи, а великое будущее страны им безразлично.
Автор заключил весь смысл произведения в заключительные строки произведения, передав их от лица Карла Маркса. Но, к сожалению, все то, чего так опасался поэт, произошло спустя некоторое время.
Текст стихотворения «О дряни»
Владимир Маяковский
О дряни
Слава. Слава, Слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)
Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
“Товарищ Надя!
К празднику прибавка –
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!”
А Надя:
“И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!”
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На “Известиях” лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.
Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
“Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!”
1921 г.
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «О дряни»
7 сентября 2013
Лично я воспринимаю творчество Маяковского неоднозначно, но его сатирические стихи просто обожаю и читаю с истинным наслаждением. Его юмор, ирония, сатира такие хлесткие и увесистые, словно оплеухи, которые он заслуженно «отвешивает» разного рода негодяям.
В полной мере это относится к творению Владимира Владимировича «О дряни», где он жестко и даже беспощадно высмеивает обывателей, мещан и просто «ту или иную мразь». Ловко используя в своем произведении достаточно своеобразную лексику, он не боится испортить впечатление о себе, как о поэте и замечательном авторе. В этом стихотворении он называет вещи своим именами: если человек -мразь с толстым задом и неприятным мурлом — Маяковский прямо так и пишет. Да и название произведения заставляет задуматься.
Поэт смело критикует тех «революционеров», которые используют новый строй исключительно для собственной наживы и обогащения, он не боится и смело говорит о тех «выскочках», для которых серп и молот стали модной символикой.
При этом автор говорит об этих людях нового социалистического строя с горькой иронией, ведь ждали-то от прогрессивного человечества совсем не этого. А оказалось, что бытовуха смогла ярых революционеров превратить в толстозадых, зажравшихся собственников, главное для которых — сытая и вольготная жизнь. Они пользуются благами и привилегиями, забыв о тех, в рядах которых еще пятилетку назад сражались.
Кульминацией стихотворения, безусловно, стал вышедший из себя, выкрикивающий с портрета обвинительные слова Карл Маркс. Такой оригинальный и неожиданный способ встряхнуть мещан выбрал поэт-сатирик. Забавно и хлестко, всего в двух строках зачинатель коммунистического движения ставит на место зажравшихся управленцев разных уровней.
Не нарушая привычный для себя стиль написания, Маяковский лишь заостряет внимание на тех словах, которые для него самые важные, выделяя их в отдельные строки. К примеру:. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина
И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина.
Смело выступая против беспредела, который творится в новом государстве, открыто критикуя недостатки тех, кому народ доверил управление страной, Маяковский показал, что он целиком и полностью принял новый строй и готов отстаивать его принципы доступным ему способом.
Меня просто восхищает смелость и прямота поэта, а также приводит в восторг его прекрасное чувство юмора.
Владимир Маяковский — Подступает голод к гландам ( Мразь )
Podstupayet golod k glandam. Tolko, budto by na pire,khodit vzyatochnikov banda,koshelki porastopyrya.Rodnye snuyut:— Ublazh, da uvazh-ka! —Snuyut i suyutv bumazhke barashka.Beley, chem savan,iz portfelya konchiki. Chastniki zavamsuyut chervonchiki.Chastnik dobry,chastnik radbrosit v doprynash apparat.Dopru nit ne vydavaya,tam, gde byt i gde gryznya,khodit vzyatka bytovaya, —serdtse, dushu izgryaznya.Bezrabotny zhdet rabotku.Volokita s birzh rychit:«Stav zakusku, vystav vodku,im vsuchi magarychi!»Dlya kopeyek propotelykh,s golodukhi brosiv sram, —devushki rabochye telovzyatkoy tychut masteram.
Chtoby vybitsya nam skvoz prodazhnuyu smradiz gryaznogo byta i vshivogo —davayte ne vzyatki brat,a vzyatochnika brat za shivorot!
Gjlcnegftn ujkjl r ukfylfv///Njkmrj. elnj ,s yf gbht,[jlbn dpznjxybrjd ,fylf,rjitkmrb gjhfcnjgshz/Hjlyst cye/n:— E,kf;m, lf edf;m-rf! —Cye/n b ce/nd ,evf;rt ,fhfirf/,tktq, xtv cfdfy,bp gjhnatkz rjyxbrb///Xfcnybrb pfdfvce/n xthdjyxbrb/Xfcnybr lj,hsq,xfcnybr hfl,hjcbnm d ljghsyfi fggfhfn/Ljghe ybnm yt dslfdfz,nfv, ult ,sn b ult uhspyz,[jlbn dpznrf ,snjdfz, —cthlwt, leie bpuhzpyz/,tphf,jnysq ;ltn hf,jnre/Djkjrbnf c ,bh; hsxbn:«Cnfdm pfrecre, dscnfdm djlre,bv dcexb vfufhsxb!»Lkz rjgttr ghjgjntks[,c ujkjle[b ,hjcbd chfv, —ltdeirb hf,jxmt ntkjdpznrjq nsxen vfcnthfv/
Xnj,s ds,bnmcz yfv crdjpm ghjlf;ye/ cvhflmbp uhzpyjuj ,snf b dibdjuj —lfdfqnt yt dpznrb ,hfnm,f dpznjxybrf ,hfnm pf ibdjhjn!
Главные персонажи произведения
Проводя краткий анализ «О дряни» Маяковского, необходимо упомянуть о главном действующем персонаже произведения. Это мещанин с его низкими интересами. Его поэт называет «иной мразью». Мещанин мечтает о приобретении разного добра: например, предметом его желаний являются «тихоокеанский галифища». Что касается его супруги, то она тоже не прочь разнообразить свой гардероб. Но платье она хочет непременно с советской символикой. Ведь «без серпа и молота не покажешься в свете». Поначалу может показаться, что мещанин является человеком советской эпохи. Но затем читатель видит, что в действительности его быт наделен признаками другой эпохи – об этом говорит самовар, пианино.
Произведение является не только материалом для подробного анализа сатиры Маяковского. «О дряни» выражает также личные опасения поэта по поводу влияния лицемерных мещан на советский режим. Ведь они скрываются за общепринятыми символами, но в действительности никогда не переставали быть мещанами. Опасными они кажутся Маяковскому еще и потому, что оказываются способными втереться в правительственный аппарат, а именно это порождает вездесущую болезнь бюрократии. Помимо этого, поэт всей душой ужасался от мещанской атмосферы, которая стремилась «утихомирить волны революционных лон».
Основная мысль произведения
Владимир Владимирович, как и большинство разных авторов, той эпохи, принимал революцию вдохновенно, и даже в какой-то степени идеализировал ее. Однако, как известно, что любой идеализации не характерна людская заурядность и безликость. Маяковский никак не воспринимает, и даже презирает человеческую слабость, передавая это в своем стихотворении через как бы оживший образ Карла Маркса. Посредством этого очевиден факт того, что поэт пытается сделать призыв к спасению революции от так называемой «обывательщины». Основной мыслью произведения определенно является то, что для обывателей идеалы революции в полной мере ничего не значат, и они могут в любой момент предать, как оставили свой старый режим. Автор отмечает, что они это сделают, как только «ветер переменится», что и действительно произошло в конце двадцатого столетия с Советским Союзом. До крайности удивляет, что Владимир Маяковский смог еще в самом начале зарождения Советского Союза разглядеть одну из основных причин его будущего распада. Кроме того, суть произведения «О дряни» можно прочесть в последних шести строках стиха. Там ярко выражено восклицающее предупреждение автора. И ведь действительно, его беспокойства нашли свое подтверждение спустя десятки лет, как нам теперь известно, из курса новейшей истории.
Анализ стихотворения Маяковского «Мразь»
Владимир Маяковский является одним из немногих русских поэтов первой половины 20 века, который не только поддержал революцию 1917 года, но и искренне уверовал в ее идеалы. Поэт видел все перегибы и недочеты в построении нового общества, но предпочитал закрывать на них глаза, считая, что смерть людей является вполне естественным процессом и необходимой жертвой, которая неизбежна при смене власти.
Именно по этой причине Маяковский нередко по заказу партийцев писал так называемые стихи-агитки, направленные на укрепление советской власти и искоренение буржуазных пороков. Одним из них автор считал взяточничество, которое досталось молодому рабоче-крестьянскому государству от царской России и теперь процветало во всех слоях общества.
Обличая взяточников, в 1928 году поэт написал стихотворение «Мразь», в котором уличил не только мздоимцев, но и тех, кто привык решать свои вопросы при помощи «барашка в бумажке». При этом поэт подчеркивает, что подавляющее количество людей, вынужденных давать взятки чиновникам различных уровней, трудно назвать богачами, и у них «подступает голод к гландам». На фоне всеобщего обнищания и разрухи «будто бы на пире, ходит взяточников банда, кошельки порастопыря».
Брать взятки, по мнению поэта, не гнушается никто. Причем, это негативное социальное явление уходит глубоко корнями в человеческий быт, где даже незначительные вопросы принято решать за накрытым столом, что является одной из разновидностей взяточничества. Обратная сторона медали – проституция, когда «девушки рабочье тело взятой тычут мастерам» ради повышения зарплаты или же получения более выгодного места.
Поэт убежден, что никакие увещевания и уговоры не смогут заставить мздоимцев отказаться от подобных подношений. Единственный выход в такой ситуации – не делать презенты чиновникам, а решать вопросы по совести и в соответствии с законом. Поэтому Маяковский предлагает «не взятки брать, а взяточника брать за шиворот», надеясь, что лишь таким способом можно восстановить справедливость. Поэт прекрасно отдает себе отчет о размахе взяточничества в СССР, понимая, что подобное явление носит массовый характер.
От подношений не в силах отказаться даже честный и принципиальный человек, если его семье попросту нечего есть в столь непростое для страны время. Тем не менее, поэт убежден, что «мы разливом второго потопа перемоем миров города», намекая на то, что борьбу с мздоимством необходимо вести открыто и целенаправленно, не делая скидок и поблажек тем, кто использует свое служебное положение в корыстных целях.
Подступает голод к гландам.. Только, будто бы на пире, ходит взяточников банда, кошельки порастопыря. Родные снуют: — Ублажь да уважь-ка! — Снуют и суют в бумажке барашка. Белей, чем саван, из портфеля кончики. Частники завам суют червончики. Частник добрый, частник рад бросить в допры наш аппарат. Допру нить не выдавая, там, где быт и где грызня, ходит взятка бытовая,- сердце, душу изгрязня. Безработный ждет работку. Волокита с бирж рычит: «Ставь закуску, выставь водку, им всучи магарычи!» Для копеек пропотелых, с голодухи бросив срам,- девушки рабочье тело взяткой тычут мастерам.
Чтобы выбиться нам сквозь продажную смрадь из грязного быта и вшивого — давайте не взятки брать, а взяточника брать за шиворот!
История создания
Анализируемое стихотворение «О дряни» было написано в 1920-1921 годах. Гражданская война в это время еще не подошла к концу, но уже начиналась Новая экономическая политика. Очень интересный момент – кому же автор посвятил данные строки? С самого начала произведения он начинает прославлять героев военных действий. Но буквально через несколько строк он переключается на мирных граждан. Правда делает это он в своем оригинальном стиле:
Дальше речь идет уже о мещанах, но автор уточняет, что ничего не имеет против них. Все дело в том, что мещанами автор именует не простых обывателей, а людей, которые обрюзгли в обыденности. О них автор писал в другом своем произведении, которое напрямую связано с анализируемым стихотворением.
Стоит отметить, что Владимир Владимирович был настоящим патриотом своего государства. Все события, которые происходили в стране, не проходили мимо поэта. В своем творчестве он очень точно подмечает все «больные места» государства. Вот их он и выставлял напоказ для общественного суда. Все это было изложено в привычной ему манере, которая отличалась от других своей ироничностью, и иногда грубостью.
Автор умудрялся подметить всю суть пороков общества, а после жестоко высмеять. Данное стихотворение не стало исключением.
Страна только пережила свержение самодержавия, после чего столкнулась с ужасами гражданской войны. Люди только-только начали примиряться с новой жизнью. Но революционные идеи поддержали далеко не все граждане. Вот о таких «мещанах» и пишет автор данное стихотворение. Людям, которые так и не смогли расстаться со своими мещанскими ценностями, посвящается стихотворение «О дряни».
Метафоры произведения
Разумеется, стихотворение Маяковского во всех отношениях наполнено его своеобразными литературными приемами, и различными эпитетами. Произведение сполна наполнено метафорами, стоит отметить некоторые из его троп. Например, одна из мощнейших строчек стиха «утихомирились бури революционных лон», понятно, что это метафора, и под бурей подразумевается революция. Также, можно о, здесь автор подразумевает под словом мешанина деятельность, которая происходит на самом деле внутри зарождающегося советского государства. В данной строчке метафора используется несколько раз, «подернулась тиной»- уподобление болоту. Впрочем, у автора так построены многие произведения, что в одной строке может быть использовано до трех разных метафор. Стоит заметить, что поэт довольно часто в своем стихотворении использует просторечные фразы, например «от самовара разморясь». Кроме того, в произведении можно встретить сложный эпитет «оголтелая», при котором в голове появляется образ орущей птицы. И хотелось бы отметить неологизм «канареица», который основан по принципу оригинального окончания. Это придает специфичность, и даже странность общему образу, в отличии, чем просто «канарейка». Еще одна впечатляющая строчка из стихотворения «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит!» здесь пересекаются два словосочетания «канарейки» и «обывательский быт», они как бы одухотворяются, и несут реальную опасность коммунизму. Такими небывалыми литературными приемами автор добавляет в свои произведения неповторимый стилистический окрас. Стихотворение Владимира Маяковского «О дряни» полностью пропитано средствами выразительности, и оно обладает невероятной поэтической силой. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Кого обличает поэт
Анализ «О дряни» Маяковского показывает, что произведение является одним из образцов, в которых отражается сатирическое мастерство Маяковского. В каждой из его строчек читатель слышит беспощадный и обличительный смех. Поэт высмеивает тех, для кого новая эпоха в жизни страны была всего лишь периодом, к которому можно и нужно было приспособиться. Также он обличает обывателей, для которых символика советского времени была всего лишь данью моде. С большой ненавистью Маяковский относится к подобным «типам»
И чтобы еще больше привлечь внимание своих читателей, поэт «оживляет» портрет К. Маркса: «Маркс со стены смотрел, смотрел… и вдруг да как заорет…»
Тема и идея стихотворения
Смотреть галерею
Как уже было отмечено выше, в центре повествования находятся мещане. Один из главных их изъянов – вещизм, то есть желание обладать красивыми и дорогими предметами. Маяковский с присущим ему идеализмом не может допустить мысли, что в советской стране люди будут ценить лишь уют, комфорт, благополучие и сытость, пренебрегая общественным долгом и служением новой власти. Обличение мещанства происходит в грубой, резкой и даже жестокой форме.
Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» можно начать с первых же строк произведения, где поэт дает понять, что мещане как сословие не вызывают у него неприязни: «Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие». Другое дело — мещанское мышление и образ жизни, заключающиеся в заботе только о своем достатке и благополучии. Именно такой тип людей назван поэтом «дрянью». Они быстро приспособились к новым условиям, «оперенье переменив», хорошо устроились, заняв высокие посты «в различных учреждениях». При этом от них нет никакой пользы, так как они не работают, а лишь протирают зады.
Поэт не может смириться с таким положением дел, он гневно и метко обличает стремление мещан к богатству, их приспособленчество. Такие люди могут лишить все перемены смысла, похоронив идеи о братстве и равенстве под кучами вещей и чувством собственной значимости. Именно поэтому в стихотворении слышны нотки обиды и раздражения поэта.
Направления и элементы стиха
Одним из ключевых элементов стиха «О дряни» является «канареица», которая появляется в завершении произведения. Здесь очевидно, что поэт имеет в виду старинные часы, которые отбивали в ровное время, и в этот момент из них выпрыгивала птичка со специфическим звуком. Маловероятно, что это могла быть настоящая канарейка, ведь тогда персонаж вышел бы из числа обывателей, а в том случае, если эта птичка из часов, тогда вес нормально, ведь в то время такие механизмы были у каждого второго в доме. Кроме того, «канареица» в произведении является определенным символом мещанства, и всей «дряни», которые подчинили революцию. Более того, упомянутая фраза поэта «та или иная мразь» является собирательным образом «птички». Становится понятно, что в своем произведении поэт воплощает образ Карла Маркса и идеалы революции, так как портрет философа тоже имеет наиважнейшее значение, соответственно, он является противоположностью «птички». Многие обыватели соглашаются с образом «птички», так же как и сам автор произведения, становится ясно, что Владимир Маяковский определенно тяготеет к эталонам революции, как и к самой философии великого мыслителя. Интересно где находится лирический герой? Как ни странно, он здесь абсолютно точно соединяется с образом самого Владимира Маяковского. Это именно тот момент, когда образ поэта и портрет лирического героя стихотворения совпадают полностью. Данный стих Владимир Владимирович Маяковский написал именно от себя.
Композиция
Подготавливая анализ «О дряни» Маяковского, школьник может также подчеркнуть: произведение имеет необычное композиционное строение. Конечно, выделение таких блоков в тексте весьма условно. Начинается произведение с хвалебного возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям!!!». И этот возглас очень резко контрастирует с тем, что будет сказано в дальнейшем. В самом начале читатель уже может заметить горькие сатирические нотки – они являются своеобразным зачином произведения.
Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского демонстрирует, что дальше следует экспозиция, с помощью которой Маяковский разъясняет причины феномена обывательщины в советском государстве. И вся абсурдность и неприглядность образа мещанина и его супруги развивается по ходу произведения. Кульминационной точкой этого стихотворения является «оживление» портрета Маркса, который не выдержал разговора этих людей и ожил. Его экспрессивная речь представляет собой развязку стихотворения.
Анализ стихотворения «Мразь» Маяковского
Хлесткий стих «Мразь» Владимира Владимировича Маяковского впервые заявил о себе на страницах газеты «Правда».
Стихотворение написано в конце 1928 года. Поэт активно выступает перед строителями нового мира, объездил всю страну, наведался и в Париж. Среди его произведений – все больше адресованных молодежи, детям. Не оставляет он и свой излюбленный жанр агитплаката, лозунга. В жанровом отношении – сатира, акцентный стих со сложной рифмовкой, текст расположен знаменитой лесенкой. Общеизвестно, что поэт считал искусство оружием в борьбе за новую жизнь. Заклеймить порок в стихах, значит, помочь расправиться с самим явлением, дать массам правильный ориентир в его оценке. Название стиха говорит само за себя. Он выдержан в контрастных тонах. «Подступает голод»: совсем не фигура речи. План по хлебозаготовкам в тот год был выполнен с трудом. И в эти трудные времена среди свеженабранных управленцев орудует «взяточников банда». Да и народ уверен: без подношений ничего путного не выйдет. «В бумажке барашка»: выражение пошло еще со времен Екатерины Второй. Этот иносказательный оборот в отношении взятки широко использовал писатель-сатирик М. Салтыков-Щедрин. «Суют червончики»: помимо царского, к тому времени уже был и советский червонец. Как в виде банкноты, так и золотой монеты. Поэт перечисляет все виды взяток: деньгами, щедрым застольем (магарыч), и даже телом молодых работниц. ДОПР – дом общественно-принудительных работ. Лексика пестрая, просторечная, меткая, интонация разгневанная. Ряд неологизмов: изгрязня, смрадь, порастопыря. Эпитеты: рабочье тело, продажную смрадь, копеек пропотелых (заработанных трудом). Инверсия: взятка бытовая, подступает голод, быта вшивого. Прямая речь. Сравнения: белей, чем саван, будто на пире. Недосказанность и восклицания. Звукопись и игра слов: ублажь да уважь, снуют и суют. Фразеологизм: брать за шиворот (то есть, призвать к ответу). Повтор: частник. Прозаизмы: аппарат, биржа, допры. Медицинская лексика: гланды. Метафора: ходит взятка, душу изгрязня. Усиление неформальной просьбы с помощью частицы: уважь-ка! Анималистический глагол: волокита рычит. Энергичный призыв в финале, обращенный сразу ко всем. Искоренять зло нужно с малого, а начать – с самого себя. Следует отметить вневременную актуальность стихотворения.
В стихах «Мразь» В. Маяковский громит взяточников, хапуг, рвачей и тех, кто им безропотно потворствует.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках