Лингвопоэтический анализ стихотворения о. мандельштама «на розвальнях, уложенных соломой…»

«на розвальнях, уложенных соломой…» осип мандельштам: читать текст, анализ стихотворения

Содержание

Книга Мандельштама «Камень» является, по сути своей, уникальным сборником, представляющим читателю все грани личности автора и различные стороны его поэтического мировоззрения. В сборник входят лирические произведения поэта, прозаические миниатюры и путевые наброски в стихотворной форме, сделанные Мандельштамом во время его путешествий по Европе.

Также поэт одним из первых в русской литературе начинает активно использовать монологическую форму изложения мысли, пользуясь формой изложения от первого лица. Это придает его работам оттенок искренности, делая произведения Мандельштама невероятно притягательными для читателя.

Пейзажная лирика занимает довольно большое место в сборнике, так как именно через описание величия природы поэт обычно показывает человеческую натуру, пытаясь понять предназначение человека, смысл его существования.

Анализ сборника «Камень» Мандельштама показывает, что для поэта не было запретных тем, свое вдохновение он находил в абсолютно любых темах. В сборнике присутствуют стихотворения о любви, войне, музыке, литературе и даже спорте.

Лингвопоэтический анализ текста в школе: сущность и приемы

Изучение поэзии Серебряного века в школе является одной из наиболее сложных тем, поскольку требует от школьников солидной литературоведческой и общекультурной эрудиции, внимания к поэтическому слову и развитых навыков анализа поэтического текста.

Сталкиваясь с трудностями в понимании текстов поэтов Серебряного века, многие учащиеся начинают избегать работы с лирическим текстом, считая эту работу сложной и неинтересной. Повысить мотивацию к изучению лирики помогает введение новых приемов работы с произведением, одним из которых может стать лингвопоэтический анализ.

Определение 1

Несмотря на разнообразные определения, в целом лингвопоэтический анализ представляет собой подход к анализу художественного произведения в аспекте представления через его языковой строй образов мира и автора, которые формируются на основании определенного эстетического идеала.

Лингвопоэтический анализ отражает несколько направлений рассмотрения текста:

  1. Место, которое занимает произведение в творчестве автора.
  2. Основные темы, идеи, образы, представленные в произведении.
  3. Описание языковых приемов текста.
  4. Анализ языковых средств, использованных в стихотворении, в соотнесении с тем миром идей и образов, которые воплощены в его содержании.

Лингвопоэтический анализ в школе осуществляется с помощью нескольких приемов, среди которых можно выделить:

  1. Прием формирования цепочек семантических ассоциаций к образу (слову) в стихотворении.
  2. Метод «смыслового медленного» чтения с остановками для осмысления и осуждения прочитанного.
  3. Метод уровневого анализа произведения (содержание – форма – смысл).
  4. Прием «герменевтического описания» (толкование стихотворения с опорой на свободные ассоциации, возникающие при чтении).
  5. Интертекстуальный анализ.

Сочинения Том первый

Москва • Художественная литература • 1990

Составление

П. М. НЕРЛЕРА

Подготовка текста и комментарии

А. Д. МИХАЙЛОВА И П. М. НЕРЛЕРА

Вступительная статья

С. С. АВЕРИНЦЕВА

Оформление художника

В. И. ЛЕВЕНСОНА

Издательство «Художественная литература», 1990 г.

Мандельштам О. Э.

Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения. Сост., подгот. текста и коммент. П. Нерлера; Вступ. статья С. Аверинцева. — М.: Худож. лит., 1990. — 638 с.

ISBN 5-280-00559-2 (Т. 1)

Первый том Сочинений крупнейшего русского поэта XX века О. Э. Мандельштама (1891—1936) составили стихотворения, созданные им на протяжении жизни, включая стих-и для детей.

С. Аверинцев. Судьба и весть Осипа Мандельштама 5

Приложения

Разные редакции и наброски
СТИХОТВОРЕНИЯ (1908-1925) 366
НОВЫЕ СТИХИ (1930-1937) 387
СТИХОТВОРЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ 429
ЭКСПРОМТЫ. ОТРЫВКИ. СТРОКИ ИЗ УНИЧТОЖЕННЫХ ИЛИ УТЕРЯННЫХ СТИХОВ
«Поднять скрипучий верх соломенных корзин…» 436
«……коробки…» 436
«Я давно полюбил нищету…» 436
«Под зефиры весны…» 437
«Целует мне в гостиной руку…» 437
«………Канделаки…» 437
«Однажды прапорщик-заика…» 437
«Вакс ремонтнодышащий…» 437
«Убийца, преступная вишня…» 437
«В оцинкованном влажном Батуме…» 438
«Это я. Это Рейн. Браток, помоги…» 438
«Я семафор со сломанной рукой… » 438
«И пламенный поляк — ревнивец фортепьянный…» 438

637

«На этом корабле есть для меня каюта…» 439
«Там уж скоро третий год…» 439
«Но уже раскачали ворота молодые микенские львы…» 439
«В Париже площадь есть — ее зовут Звезда…» 439
«Такие же люди, как вы…» 439
«И веером разложенная дранка…» 439
«Река Яузная…» 440
«Черная ночь, душный барак…» 440
Комментарии 441
Алфавитный указатель стихотворений 612

Воспроизводится по изданию: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Том 1.

Электронная публикация РВБ, 2010–2021. Версия 2.0 от 3 октября 2021 г.

Шуточные стихи

<�Анне Ахматовой> 340
«Блок-король…» 340
«И глагольных окончаний колокол…» 340
Антология античной глупости
«Ветер с высоких дерев…» 341
«Катится по небу Феб…» 341
«— Лесбия, где ты была?..» 341
«Буйных гостей голоса…» 341
«Милая!» — тысячу раз…» 341
«Слышен свист и вой локомобилей…» 341
«Кушает сено корова…» 341
«В девятьсот двенадцатом, как яблоко румян…» 341
«Не унывай…» 342
«Вуайажор арбуз украл…» 342
«Автоматичен, вежлив и суров…» 342
«Мне скучно здесь, мне скучно здесь…» 343
«Барон Эмиль хватает нож…» 343
Актеру, игравшему испанца 343
Газелла 343
«Я вскормлен молоком классической Паллады…» 344
Умеревший офицер 344
«Если грустишь, что тебе задолжал я одиннадцать тысяч…» 344
Антология античной глупости
«Юношей Публий вступил…» 344
«Сын Леонида был скуп…» 344
«Сын Леонида был скуп…» 345
«Смертный, откуда идешь?..» 345
«Пушкин имеет проспект…» 345
«Слышу на улице шум…» 345
«Разве подумать я мог…» 345
«Юношей я присмотрел…» 345
«Двое влюбленных в ночи…» 346
<�Из альбома Д. И. Шепеленко>
«Поэту море по коленки…» 346
«Нам не шелк, одна овчина…» 346
«Роковое трепетанье…» 346
«Есть разных хитростей у человека много…» 346
«Но я люблю твои, Сергей Бобров…» 346
«Как некий исполин с Синая до Фавора…» 347
«Не средиземною волной…» 347
Антология житейской глупости
«Мандельштам Иосиф автор…» 347
«Это Анна есть Иванна…» 347
«Это Гарик Ходасевич…» 347

635

«Это есть Лукницкий Павел…» 347
«Алексей Максимыч Пешков…» 347
«Это есть художник Альтман…» 348
«Это есть мадам Мария…» 348
«Любил Гаврила папиросы…» 348
«Зевес сегодня в гневе на Гермеса…» 348
Извозчик и Дант 348
Лжец и ксендзы 349
Песнь вольного казака 349
«Ubi bene, ibi patria… » 349
Тетушка и Марат 350
Баллада о горлинках 350
«На Моховой семейство из Полесья…» 351
«Скажу ль…» 352
«Архистратиг вошел в иконостас…» 352
«Однажды некогда какой-то подполковник…» 352
«Один еврей, должно быть, комсомолец…» 353
«Помпоныч, римский гражданин…» 353
«У вас в семье нашел опору я…» 353
«Плещут воды Флегетона…» 354
«Подшипник с шариком…» 354
«Кто Маяковского гонитель…» 354
«Посреди огромных буйволов… 354
Моргулеты
«Моргулис — он из Наркомпроса…» 354
«Старик Моргулис зачастую…» 355
«Я видел сон — мне бес его внушил…» 355
«Старик Моргулис из Ростова…» 355
«Старик Моргулис на Востоке…» 355
«У старика Моргулиса глаза…» 355
«Старик Моргулис под сурдинку…» 355
«Звезды сияют ночью летней…» 356
«Старик Моргулис — примечай-ка!..» 356
«Старик Моргулис на бульваре…» 356
Стихи о дохе
1.«Ох, до сибирских мехов охоча была Каранович…» 356
2.«Скажи-ка, бабушка — хе-хе!..» 356
«Мяукнул конь и кот заржал…» 356
Эпиграмма в терцинах 357
«Ходит Вермель, тяжело дыша…» 357
«Счастия в Москве отчаяв…» 358
«Какой-то гражданин, наверное попович…» 358
«Однажды из далекого кишлака…» 358
«Там, где край был дик…» 359
«Звенигородский князь в четырнадцатом веке…» 359
Сонет 359
«Марья Сергеевна, мне ужасно хочется…» 360

636

«Знакомства нашего на склоне…» 360
«Какой-то гражданин, не то чтоб слишком пьяный…» 360
«Привыкают к пчеловоду пчелы…» 361
«На берегу эгейских вод…» 361
«Один портной…» 361
«Случайная небрежность иль ослышка…» 361
«Не надо римского мне купола…» 362
«Карлик-юноша, карлик-мимоза…» 362
«Искусств приличных хоровода…» 362
«Источник слез замерз…» 362
<�Стихи к Наташе Штемпель >
«Пришла Наташа. Где была?..» 363
«Если бы проведал бог…» 363
«— Наташа, как писать: «балда»?..» 363
«Наташа, ах, как мне неловко!..» 363
«Наташа, ах, как мне неловко…» 363
«Наташа спит. Зефир летает…» 363
«Эта книга украдена…» 364
Подражание новогреческому 364
«О, эта Лена, эта Нора…» 364
Решенье 364

Ранние годы

В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.

В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.

Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.

В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.

Стихотворения (1908 — 1925)

Камень
«Звук осторожный и глухой…» 66
«Сусальным золотом горят…» 66
«Только детские книги читать…» 66
«Нежнее нежного…» 67
«На бледно-голубой эмали…» 67
«Есть целомудренные чары…» 68
«Дано мне тело — что мне делать с ним…» 68
«Невыразимая печаль…» 69
«Ни о чем не нужно говорить…» 69
«Когда удар с ударами встречается…» 70
«Медлительнее снежный улей…» 70
Silentium 70
«Слух чуткий парус напрягает…» 71
«Как тень внезапных облаков…» 71
«Из омута злого и вязкого…» 72
«В огромном омуте прозрачно и темно…» 72
«Душный сумрак кроет ложе…» 73
«Как кони медленно ступают…» 73
«Скудный луч, холодной мерою…» 73
«Воздух пасмурный влажен и гулок…» 74
«Сегодня дурной день…» 75
«Смутно-дышащими листьями…» 75
«Отчего душа так певуча…» 76
Раковина 76
«На перламутровый челнок…» 77

624

«О, небо, небо, ты мне будешь сниться!..» 77 365*
«Я вздрагиваю от холода…» 77
«Я ненавижу свет…» 78
«Образ твой, мучительный и зыбкий…» 78
«Нет, не луна, а светлый циферблат…» 79
Пешеход 79
Казино 79
«Паденье — неизменный спутник страха…» 80
Золотой 80
Царское Село 81
Лютеранин 82
Айя-София 83
Notre Dame 83
Старик 84
Петербургские строфы 84
«Здесь я стою — я не могу иначе» 85
«…Дев полуночных отвага…» 85
Бах 86
«В спокойных пригородах снег…» 87
«Мы напряженного молчанья не выносим…» 87
«Заснула чернь! Зияет площадь аркой…» 87
Адмиралтейство 88
«В таверне воровская шайка…» 88
Кинематограф 89
Теннис 90 366
Американка 91
«Отравлен хлеб, и воздух выпит…» 91
Домби и сын 92
Валкирии 93
«…На луне не растет…» 93 367
Ахматова 93
«Поговорим о Риме — дивный град!..» 94
«О временах простых и грубых… 94
«На площадь выбежав, свободен…» 94
Равноденствие 95
«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит…» 95
«Есть ценностей незыблемая скала…» 96
«Природа — тот же Рим и отразилась в нем…» 96
«Пусть имена цветущих городов…» 96
«Я не слыхал рассказов Оссиана…» 98
Европа 98
Encyclyca 99
Посох 99 369
Ода Бетховену 100
«Уничтожает пламень… 101 369
«И поныне на Афоне…» 102

* Цифра второго столбца обозначает страницу приложений.

625

Аббат («О, спутник вечного романа…») 102
«От вторника и до субботы…» 103
Дворцовая площадь 103
«О свободе небывалой…» 104
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» 104
«Обиженно уходят на холмы…» 105 370
«С веселым ржанием пасутся табуны…» 105
«Я не увижу знаменитой «Федры»..,» 106
Tristia
«Как этих покрывал и этого убора…» 107 371
Зверинец 108
«В разноголосице девического хора…» 109
«На розвальнях, уложенных соломой…» 110
Соломинка
1. «Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне…» 110 373
2. «Я научился вам, блаженные слова…» 111
3. «Мне холодно. Прозрачная весна…» 111 373
4. «В Петрополе прозрачном мы умрем…» 112
«Не веря воскресенья чуду…» 112
«Эта ночь непоправима…» 114
«Собирались эллины войною…» 114 374
Декабрист 115
«Золотистого меда струя из бутылки текла…» 116
Меганом 116
«Среди священников левитом молодым…» 117
«Когда на площадях и в тишине келейной…» 118
Кассандре 118 375
«В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» 119
«Твое чудесное произношенье…» 120
«Что поют часы-кузнечик…» 120
«На страшной высоте блуждающий огонь!..» 121
«Когда в теплой ночи замирает…» 121
Сумерки свободы 122
Tristia 124
Черепаха 125
«В хрустальном омуте какая крутизна!..» 125 376
«Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы…» 126
«Вернись в смесительное лоно…» 126
Феодосия 127 376
«Мне Тифлис горбатый снится…» 128
Веницейская жизнь 129
«Когда Психея-жизнь спускается к теням…» 130
Ласточка 130 377
«Возьми на радость из моих ладоней…» 131
«Чуть мерцает призрачная сцена…» 132 378

626

«В Петербурге мы сойдемся снова…» 132 379
«За то, что я руки твои не сумел удержать…» 133 381
«Когда городская выходит на стогны луна…» 134
«Мне жалко, что теперь зима…» 135
«Я наравне с другими…» 136
«Я в хоровод теней, топтавших нежный луг…» 136
«Люблю под сводами седыя тишины…» 137
Стихи 1921 — 1925 годов
Концерт на вокзале 139
«Умывался ночью на дворе…» 140
«Кому зима — арак и пунш голубоглазый…» 140
«С розовой пеной усталости у мягких губ…» 141
«Холодок щекочет темя…» 141
«Как растет хлебов опара…» 142
«Я не знаю, с каких пор…» 142
«Я по лесенке приставной…» 143
«Ветер нам утешенье принес…» 144
Московский дождик 144 381
Век 145
Нашедший подкову (Пиндарический отрывок) 146
Грифельная ода 149 382
Париж 151
«Как тельце маленькое крылышком…» 151
1 января 1924 152
«Нет, никогда, ничей я не был современник…» 154
«Вы, с квадратными окошками…» 155
«Сегодня ночью, не солгу…» 156
«Жизнь упала, как зарница…» 156
«Из табора улицы темной…» 158

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Ленинград» — изменения, произошедшие в городе после революции. Лирический герой стихотворения, подобно самому поэту, возвращается в свой родной любимый город, но, несмотря на то, что это «город, знакомый до слез», теперь для героя становится страшно находиться в нем, он не испытывает прежнего чувства счастья и спокойствия. Изменилось не только название (большевики переименовали Санкт-Петербург в Ленинград), но и дух этого места: повсюду чувствуется опасность, повсюду нас преследуют основные мотивы казни, неволи и смерти: «В висок ударяет мне вырванный с мясом звонок»; «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных».

Основная проблема в стихотворении «Ленинград» — страх. Зловещий деготь страха залил некогда любимый и знакомый город. Люди теперь не чувствуют себя в безопасности в этом месте. Всюду они находят мертвые и опасные воспоминания, всюду их преследуют мрачные символы принуждения и неволи. Сам герой пребывает в вечном страхе, ожидая ареста даже в своей постели.

Стихотворение «Ленинград» передает ощущение тревожности, предчувствия еще больших бед, в нем уже нет надежды на лучшее будущее, свойственное ранним стихотворениям поэта.

Анализ стихотворения Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…»

Стихотворение «На розвальнях, уложенных соломой…», датированное 1916 годом, включено во второй сборник Мандельштама «Tristia». Оно тесно связано с важным событием в жизни поэта. В год его написания Осип Эмильевич первый раз посетил Москву. Город произвел на него сильнейшее впечатление, так как слишком отличался от дорогого сердцу Петербурга. В первую очередь из-за построек, значительная часть которых была возведена до времен правления Петра Великого. В начальной строке стихотворения указано, что лирический герой на розвальнях едет не один, а с неким спутником. Догадаться, кого имел в виду поэт, довольно легко. В Москве его встречала Цветаева, в которую он был взаимно влюблен. Сложившаяся ситуация вызвала у Мандельштама ряд ассоциаций, переданных в стихотворении. Пара, едущая на розвальнях, – Марина Мнишек и самозванец Гришка Отрепьев. Углич, упомянутый во второй строфе, – место гибели малолетнего царевича Дмитрия Ивановича, обстоятельства смерти которого до сих пор до конца точно не выяснены. Лжедмитрия везут по московским улицам без шапки на казнь. Действие в стихотворении развивается стремительно. Финал второй строфы – отпевание самозванца: «…и теплятся в часовне три свечи».

Под тремя встречами, по-видимому, подразумеваются три свидания с Цветаевой. Кроме того, обыгрывается знаменитая концепция «Москва – Третий Рим», введенная монахом Филофеем: «…ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Последняя строфа напоминает описание известной картины «Боярыня Морозова», принадлежащей кисти Сурикова. Там тоже и сани-розвальни, и птицы черные, и снег лежит. Так в стихотворении появляется еще одна историческая эпоха – времена правления Алексея Михайловича. Последняя строка – «…и рыжую солому подожгли» – самая сильная в произведении «На розвальнях, уложенных соломой…». По свидетельствам современников, рыжие волосы были у Григория Отрепьева, выдававшегося себя за царевича Дмитрия. После смерти тело его сожгли, а пеплом, смешанным с порохом, выстрелили из пушки в сторону Польши. Только в финале произведения становится понятно, что относится оно к интимной поэзии. С одной стороны – все хорошо, вместе с возлюбленной герой едет по московским улицам. С другой – он предчувствует скорый конец, трагическую гибель, сравнивая свою судьбу с судьбой Григория Отрепьева, полюбившего Марину Мнишек.

Осип МандельштамРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Лингвопоэтический анализ стихотворения О. Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…»

Рассмотрим реализацию метода лингвопоэтического анализа текста на примере анализа стихотворения О. Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…». Работа над стихотворением строится в соответствии с определенной схемой:

  1. При многократном прочтении выделяются основные смысловые единицы – образцы, мотивы, которые использует поэт: Москва – Рим – храм – розвальни – солома – Углич – царевич.
  2. На втором этапе происходит формирование смысловых кластеров на основе культурно-исторического и семантического анализа образов: образы группируются вокруг следующих смысловых центров – Москва, путешествие, казнь. Каждый из образов связан с определённым культурным «кодом», который раскрывается через интертекстуальный анализ.
  3. На основе привлечения интертекстуальных связей восстанавливается цепочка ассоциаций: настоящее (встреча героев в Москве) – путешествие по Москве, рождающее мысли об историческом прошлом (воспоминания о Лжедмитрии, гибели царевича Димитрия в Угличе, а также о боярыне Морозовой с полотна И. Сурикова) – будущее (переплетение судеб лирического героя и исторических персонажей).
  4. Обращение к биографическому коду (обстоятельствам жизни и творчества поэта) позволяет понять, что стихотворение относится к циклу, посвященному встречам с Мариной Цветаевой в Москве. Таким образом, наряду с культурно-историческим кодом в стихотворении присутствует и биографический подтекст: героиня (возможно, возлюбленная) – Марина (ассоциация с Мариной Мнишек), следовательно, лирический герой – Лжедмитрий.
  5. Прием «герменевтического описания» позволяет расширить смысловое поле образа путешествия в стихотворении. Здесь путь по Москве – одновременно путешествие по срезам культурно-исторических эпох и человеческой памяти, поэтому в сознании лирического героя рождаются разнообразны образы-ассоциации со Смутным временем, возможно, со временем Петра I (образ казненного царевича из последней строфы отсылает к участи царевича Алексея Петровича, казненного отцом). Образ горящей «рыжей соломы» из последней строфы ассоциативно связан с казнью раскольников, однако он имеет и сугубо поэтические корни (символическое предчувствие будущего расставания, краха любовных надежд).
  6. Заключительный этап анализа предполагает целостное осмысление произведения, которое можно представить как единство различных временных пластов и ассоциаций, порожденных культурной памятью лирического героя. Воспринимая мир через призму знаков культуры, лирический герой видит в прошлом отражение будущих событий, а в настоящем – символические отзвуки прошедшего. Это соответствует поэтике Мандельштама в целом, которую исследователи относят к образцам интертекстуальной (ассоциативной) поэзии.

Использование приема лингвопоэтического анализа сложного для восприятия и понимания поэтического текста помогает организовать продуктивную работу на уроке, минимизировать дискомфорт от «непонимания» текста и развить навыки работы с художественным словом.

Стихотворения разных лет

«Среди лесов, унылых и заброшенных…» 260
«Тянется лесом дороженька пыльная…» 261
«В непринужденности творящего обмена…» 262

631

«О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала…» 262
«Мой тихий сон, мой сон ежеминутный…» 262
«Из полутемной залы, вдруг… 263
«Довольно лукавить: я знаю…» 263
«Здесь отвратительные жабы…» 263
«Сквозь восковую занавесь…» 264
Пилигрим 264
«В морозном воздухе растаял легкий дым…» 265
«В безветрии моих садов…» 265
«Истончается тонкий тлен…» 265
«Ты улыбаешься кому…» 266
«В просторах сумеречной залы…» 266
«В холодных переливах лир…» 267
«Озарены луной ночевья…» 267
«Твоя веселая нежность…» 268
«Не говорите мне о вечности…» 268
«На влажный камень возведенный…» 269
«Бесшумное веретено…» 269
«Если утро зимнее темно…» 269
«Пустует место. Вечер длится…» 270
«В смиренномудрых высотах…» 270
«Дыханье вещее в стихах моих…» 271
«Нету иного пути…» 271
«Что музыка нежных…» 272
«На темном небе, как узор…» 272
«Где вырывается из плена…» 272
«Когда мозаик никнут травы…» 273
«Под грозовыми облаками…» 273
«Единственной отрадой…» 274
«Над алтарем дымящихся зыбей…» 274
«Когда укор колоколов…» 275
«Мне стало страшно жизнь отжить…» 275
«Я вижу каменное небо…» 276
«Вечер нежный. Сумрак важный 276
«Листьев сочувственный шорох…» 277
«Убиты медью вечерней…» 277
«Как облаком сердце одето…» 278
«…Я помню берег вековой…» 278
«Неумолимые слова…» 279
«В самом себе, как змей, таясь…» 279
Змей 280
«В изголовьи Черное Распятье…» 281
«Темных уз земного заточенья… 281
«Медленно урна пустая…» 282
«Когда подымаю…» 282
«Душу от внешних условий…» 283
«Я знаю, что обман в видении немыслим…» 283
«Ты прошла сквозь облако тумана…» 284

632

«Не спрашивай: ты знаешь…» 284
Кузнец….. 285
«Стрекозы быстрыми кругами…» 286
«Тысячеструйный поток…» 286
«Когда показывают восемь…» 286
Шарманка 287
«Как Черный ангел на снегу…» 288
«Черты лица искажены…» 288
«От легкой жизни мы сошли с ума…» 288
Мадригал («Нет, не поднять волшебного фрегата…») 289
«Веселая скороговорка…» 289
Песенка 290
Летние стансы 290
Американ бар 291
Египтянин (Надпись на камне 18 — 19 династии) («…Я избежал суровой пени…») 292
Египтянин («Я выстроил себе благополучья дом…») 293
«Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты…» 293
Спорт 294
Футбол 294 429
Второй футбол 295 429
Автопортрет 295
«Как овцы жалкою толпой…» 296
«Развеселился наконец…» 296
«Когда держался Рим в союзе с естеством…» 296
Перед войной 297
«Немецкая каска — священный трофей…» 297
Polaci! 298
Реймс и Кельн 298 429
«В белом раю лежит богатырь…» 298
Аббат 299
«У моря ропот старческой кифары…». 300
«Вот дароносица, как солнце золотое…» 300
« — Я потеряла нежную камею…» 301
Мадригал («Дочь Андроника Комнена…») 301
«О, этот воздух, смутой пьяный…» 302 430
«Когда октябрьский нам готовил временщик…» 302
«Кто знает? Может быть, не хватит мне свечи…» 303
«Все чуждо нам в столице непотребной…» 303
Телефон 303
«Где ночь бросает якоря…» 304
Актер и рабочий 305
А небо будущим беременно 306 431
Христиан Клейст 307
«Мне кажется, мы говорить должны 308
«Мир начинался страшен и велик…» 308
«Да, я лежу в земле, губами шевеля…» 308 433
Железо 309

633

«Ты должен мной повелевать…» 309
«Тянули жилы, жили-были…» 309
«Мир должно в черном теле брать…» 310
«Я в сердце века — путь неясен…» 310
«А мастер пушечного цеха…» 310
«Как женственное серебро горит…» 310
<�Ода> 311 433
Чарли Чаплин 313
«С примесью ворона — голуби…» 314
«Пароходик с петухами…» 315
Стансы («Необходимо сердцу биться…») 316
«На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…» 318

Образы и символы

Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.

С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.

Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: