Содержание
Книга Мандельштама «Камень» является, по сути своей, уникальным сборником, представляющим читателю все грани личности автора и различные стороны его поэтического мировоззрения. В сборник входят лирические произведения поэта, прозаические миниатюры и путевые наброски в стихотворной форме, сделанные Мандельштамом во время его путешествий по Европе.
Также поэт одним из первых в русской литературе начинает активно использовать монологическую форму изложения мысли, пользуясь формой изложения от первого лица. Это придает его работам оттенок искренности, делая произведения Мандельштама невероятно притягательными для читателя.
Пейзажная лирика занимает довольно большое место в сборнике, так как именно через описание величия природы поэт обычно показывает человеческую натуру, пытаясь понять предназначение человека, смысл его существования.
Анализ сборника «Камень» Мандельштама показывает, что для поэта не было запретных тем, свое вдохновение он находил в абсолютно любых темах. В сборнике присутствуют стихотворения о любви, войне, музыке, литературе и даже спорте.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Ленинград» — изменения, произошедшие в городе после революции. Лирический герой стихотворения, подобно самому поэту, возвращается в свой родной любимый город, но, несмотря на то, что это «город, знакомый до слез», теперь для героя становится страшно находиться в нем, он не испытывает прежнего чувства счастья и спокойствия. Изменилось не только название (большевики переименовали Санкт-Петербург в Ленинград), но и дух этого места: повсюду чувствуется опасность, повсюду нас преследуют основные мотивы казни, неволи и смерти: «В висок ударяет мне вырванный с мясом звонок»; «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных».
Основная проблема в стихотворении «Ленинград» — страх. Зловещий деготь страха залил некогда любимый и знакомый город. Люди теперь не чувствуют себя в безопасности в этом месте. Всюду они находят мертвые и опасные воспоминания, всюду их преследуют мрачные символы принуждения и неволи. Сам герой пребывает в вечном страхе, ожидая ареста даже в своей постели.
Стихотворение «Ленинград» передает ощущение тревожности, предчувствия еще больших бед, в нем уже нет надежды на лучшее будущее, свойственное ранним стихотворениям поэта.
Сочинения Том первый
Москва • Художественная литература • 1990
Составление
П. М. НЕРЛЕРА
Подготовка текста и комментарии
А. Д. МИХАЙЛОВА И П. М. НЕРЛЕРА
Вступительная статья
С. С. АВЕРИНЦЕВА
Оформление художника
В. И. ЛЕВЕНСОНА
Издательство «Художественная литература», 1990 г.
Мандельштам О. Э.
Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения. Сост., подгот. текста и коммент. П. Нерлера; Вступ. статья С. Аверинцева. — М.: Худож. лит., 1990. — 638 с.
ISBN 5-280-00559-2 (Т. 1)
Первый том Сочинений крупнейшего русского поэта XX века О. Э. Мандельштама (1891—1936) составили стихотворения, созданные им на протяжении жизни, включая стих-и для детей.
С. Аверинцев. Судьба и весть Осипа Мандельштама | 5 |
Образы и символы
Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.
С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.
Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.
Анализ стихотворения Мандельштама «Из омута злого и вязкого…»
Вошедшее в дебютный сборник Мандельштама «Камень» стихотворение «Из омута злого и вязкого…» датируется 1910 годом. Произведение принадлежит перу поэта совсем юного – на момент создания текста ему было около двадцати лет. Перед читателем предстает описание незрелой психологии молодого человека, поражающее, по меткому замечанию литературоведа Аверинцева, «совершенной зрелостью интеллектуального наблюдения». Осипу Эмильевичу удалось очень точно передать то, что во все времена чувствовали, чувствуют и будут чувствовать мальчики. В стихотворении ярко изображена боль, возникающая при адаптации к взрослой жизни. Во многих лирических произведениях, созданных в период с 1908 по 1910 гг., Мандельштам открыто говорит о том, что подростком воспринимается как болезнь, но в действительности представляет собой норму. Речь идет о постоянных перепадах настроения, переходах от брезгливости к чувственности, от уныния к восторгу, от тяги к обретению настоящей любви к холодности, возникающей от того, что еще не налажены межличностные связи.
Стихотворение «Из омута злого и вязкого…» можно толковать с позиций двух литературных направлений, к которым Осип Эмильевич был близок в разное время, – акмеизма и символизма. В первом случае текст стоит воспринимать буквально, как рассказ о собственном жизненном пути, о понимании своего внутреннего мира. На первый план выходит страдающая, одинокая, измученная душа, пытающаяся существовать в условиях жестокой действительности – холодной, вязкой, топкой, злой. Она противостоит реальности, но старания остаются незамеченными и не приносят желаемых плодов. Внимательный и чуткий читатель едва ли не физически ощущает ее неизбывную боль.
Если придерживаться символистской эстетики, то произведение наполнится глубинными образами, на уровне ассоциаций связанными с понятием хаоса
При таком подходе стоит особое внимание уделить упомянутому в начале образу омута. Он представляет собой олицетворение первоосновы жизни, среды, которая произвела на свет лирического героя
При помощи аллегорий Мандельштам говорит о быстротечности жизни, о пути к неизбежной смерти, о движении от тростинки до человека. Из омута на лирического героя смотрит бездна. Ему хочется преодолеть власть своеобразной родины, но мешают глубина и непостижимость, которые завораживают. И бесконечно сложно найти выход из вечного круговорота.
Осип МандельштамРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Стихотворения разных лет
«Среди лесов, унылых и заброшенных…» | 260 |
«Тянется лесом дороженька пыльная…» | 261 |
«В непринужденности творящего обмена…» | 262 |
631
«О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала…» | 262 |
«Мой тихий сон, мой сон ежеминутный…» | 262 |
«Из полутемной залы, вдруг… | 263 |
«Довольно лукавить: я знаю…» | 263 |
«Здесь отвратительные жабы…» | 263 |
«Сквозь восковую занавесь…» | 264 |
Пилигрим | 264 |
«В морозном воздухе растаял легкий дым…» | 265 |
«В безветрии моих садов…» | 265 |
«Истончается тонкий тлен…» | 265 |
«Ты улыбаешься кому…» | 266 |
«В просторах сумеречной залы…» | 266 |
«В холодных переливах лир…» | 267 |
«Озарены луной ночевья…» | 267 |
«Твоя веселая нежность…» | 268 |
«Не говорите мне о вечности…» | 268 |
«На влажный камень возведенный…» | 269 |
«Бесшумное веретено…» | 269 |
«Если утро зимнее темно…» | 269 |
«Пустует место. Вечер длится…» | 270 |
«В смиренномудрых высотах…» | 270 |
«Дыханье вещее в стихах моих…» | 271 |
«Нету иного пути…» | 271 |
«Что музыка нежных…» | 272 |
«На темном небе, как узор…» | 272 |
«Где вырывается из плена…» | 272 |
«Когда мозаик никнут травы…» | 273 |
«Под грозовыми облаками…» | 273 |
«Единственной отрадой…» | 274 |
«Над алтарем дымящихся зыбей…» | 274 |
«Когда укор колоколов…» | 275 |
«Мне стало страшно жизнь отжить…» | 275 |
«Я вижу каменное небо…» | 276 |
«Вечер нежный. Сумрак важный | 276 |
«Листьев сочувственный шорох…» | 277 |
«Убиты медью вечерней…» | 277 |
«Как облаком сердце одето…» | 278 |
«…Я помню берег вековой…» | 278 |
«Неумолимые слова…» | 279 |
«В самом себе, как змей, таясь…» | 279 |
Змей | 280 |
«В изголовьи Черное Распятье…» | 281 |
«Темных уз земного заточенья… | 281 |
«Медленно урна пустая…» | 282 |
«Когда подымаю…» | 282 |
«Душу от внешних условий…» | 283 |
«Я знаю, что обман в видении немыслим…» | 283 |
«Ты прошла сквозь облако тумана…» | 284 |
632
«Не спрашивай: ты знаешь…» | 284 | |
Кузнец….. | 285 | |
«Стрекозы быстрыми кругами…» | 286 | |
«Тысячеструйный поток…» | 286 | |
«Когда показывают восемь…» | 286 | |
Шарманка | 287 | |
«Как Черный ангел на снегу…» | 288 | |
«Черты лица искажены…» | 288 | |
«От легкой жизни мы сошли с ума…» | 288 | |
Мадригал («Нет, не поднять волшебного фрегата…») | 289 | |
«Веселая скороговорка…» | 289 | |
Песенка | 290 | |
Летние стансы | 290 | |
Американ бар | 291 | |
Египтянин (Надпись на камне 18 — 19 династии) («…Я избежал суровой пени…») | 292 | |
Египтянин («Я выстроил себе благополучья дом…») | 293 | |
«Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты…» | 293 | |
Спорт | 294 | |
Футбол | 294 | 429 |
Второй футбол | 295 | 429 |
Автопортрет | 295 | |
«Как овцы жалкою толпой…» | 296 | |
«Развеселился наконец…» | 296 | |
«Когда держался Рим в союзе с естеством…» | 296 | |
Перед войной | 297 | |
«Немецкая каска — священный трофей…» | 297 | |
Polaci! | 298 | |
Реймс и Кельн | 298 | 429 |
«В белом раю лежит богатырь…» | 298 | |
Аббат | 299 | |
«У моря ропот старческой кифары…». | 300 | |
«Вот дароносица, как солнце золотое…» | 300 | |
« — Я потеряла нежную камею…» | 301 | |
Мадригал («Дочь Андроника Комнена…») | 301 | |
«О, этот воздух, смутой пьяный…» | 302 | 430 |
«Когда октябрьский нам готовил временщик…» | 302 | |
«Кто знает? Может быть, не хватит мне свечи…» | 303 | |
«Все чуждо нам в столице непотребной…» | 303 | |
Телефон | 303 | |
«Где ночь бросает якоря…» | 304 | |
Актер и рабочий | 305 | |
А небо будущим беременно | 306 | 431 |
Христиан Клейст | 307 | |
«Мне кажется, мы говорить должны | 308 | |
«Мир начинался страшен и велик…» | 308 | |
«Да, я лежу в земле, губами шевеля…» | 308 | 433 |
Железо | 309 |
633
«Ты должен мной повелевать…» | 309 | |
«Тянули жилы, жили-были…» | 309 | |
«Мир должно в черном теле брать…» | 310 | |
«Я в сердце века — путь неясен…» | 310 | |
«А мастер пушечного цеха…» | 310 | |
«Как женственное серебро горит…» | 310 | |
<�Ода> | 311 | 433 |
Чарли Чаплин | 313 | |
«С примесью ворона — голуби…» | 314 | |
«Пароходик с петухами…» | 315 | |
Стансы («Необходимо сердцу биться…») | 316 | |
«На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…» | 318 |
Шуточные стихи
<�Анне Ахматовой> | 340 |
«Блок-король…» | 340 |
«И глагольных окончаний колокол…» | 340 |
Антология античной глупости | |
«Ветер с высоких дерев…» | 341 |
«Катится по небу Феб…» | 341 |
«— Лесбия, где ты была?..» | 341 |
«Буйных гостей голоса…» | 341 |
«Милая!» — тысячу раз…» | 341 |
«Слышен свист и вой локомобилей…» | 341 |
«Кушает сено корова…» | 341 |
«В девятьсот двенадцатом, как яблоко румян…» | 341 |
«Не унывай…» | 342 |
«Вуайажор арбуз украл…» | 342 |
«Автоматичен, вежлив и суров…» | 342 |
«Мне скучно здесь, мне скучно здесь…» | 343 |
«Барон Эмиль хватает нож…» | 343 |
Актеру, игравшему испанца | 343 |
Газелла | 343 |
«Я вскормлен молоком классической Паллады…» | 344 |
Умеревший офицер | 344 |
«Если грустишь, что тебе задолжал я одиннадцать тысяч…» | 344 |
Антология античной глупости | |
«Юношей Публий вступил…» | 344 |
«Сын Леонида был скуп…» | 344 |
«Сын Леонида был скуп…» | 345 |
«Смертный, откуда идешь?..» | 345 |
«Пушкин имеет проспект…» | 345 |
«Слышу на улице шум…» | 345 |
«Разве подумать я мог…» | 345 |
«Юношей я присмотрел…» | 345 |
«Двое влюбленных в ночи…» | 346 |
<�Из альбома Д. И. Шепеленко> | |
«Поэту море по коленки…» | 346 |
«Нам не шелк, одна овчина…» | 346 |
«Роковое трепетанье…» | 346 |
«Есть разных хитростей у человека много…» | 346 |
«Но я люблю твои, Сергей Бобров…» | 346 |
«Как некий исполин с Синая до Фавора…» | 347 |
«Не средиземною волной…» | 347 |
Антология житейской глупости | |
«Мандельштам Иосиф автор…» | 347 |
«Это Анна есть Иванна…» | 347 |
«Это Гарик Ходасевич…» | 347 |
635
«Это есть Лукницкий Павел…» | 347 |
«Алексей Максимыч Пешков…» | 347 |
«Это есть художник Альтман…» | 348 |
«Это есть мадам Мария…» | 348 |
«Любил Гаврила папиросы…» | 348 |
«Зевес сегодня в гневе на Гермеса…» | 348 |
Извозчик и Дант | 348 |
Лжец и ксендзы | 349 |
Песнь вольного казака | 349 |
«Ubi bene, ibi patria… » | 349 |
Тетушка и Марат | 350 |
Баллада о горлинках | 350 |
«На Моховой семейство из Полесья…» | 351 |
«Скажу ль…» | 352 |
«Архистратиг вошел в иконостас…» | 352 |
«Однажды некогда какой-то подполковник…» | 352 |
«Один еврей, должно быть, комсомолец…» | 353 |
«Помпоныч, римский гражданин…» | 353 |
«У вас в семье нашел опору я…» | 353 |
«Плещут воды Флегетона…» | 354 |
«Подшипник с шариком…» | 354 |
«Кто Маяковского гонитель…» | 354 |
«Посреди огромных буйволов… | 354 |
Моргулеты | |
«Моргулис — он из Наркомпроса…» | 354 |
«Старик Моргулис зачастую…» | 355 |
«Я видел сон — мне бес его внушил…» | 355 |
«Старик Моргулис из Ростова…» | 355 |
«Старик Моргулис на Востоке…» | 355 |
«У старика Моргулиса глаза…» | 355 |
«Старик Моргулис под сурдинку…» | 355 |
«Звезды сияют ночью летней…» | 356 |
«Старик Моргулис — примечай-ка!..» | 356 |
«Старик Моргулис на бульваре…» | 356 |
Стихи о дохе | |
1.«Ох, до сибирских мехов охоча была Каранович…» | 356 |
2.«Скажи-ка, бабушка — хе-хе!..» | 356 |
«Мяукнул конь и кот заржал…» | 356 |
Эпиграмма в терцинах | 357 |
«Ходит Вермель, тяжело дыша…» | 357 |
«Счастия в Москве отчаяв…» | 358 |
«Какой-то гражданин, наверное попович…» | 358 |
«Однажды из далекого кишлака…» | 358 |
«Там, где край был дик…» | 359 |
«Звенигородский князь в четырнадцатом веке…» | 359 |
Сонет | 359 |
«Марья Сергеевна, мне ужасно хочется…» | 360 |
636
«Знакомства нашего на склоне…» | 360 |
«Какой-то гражданин, не то чтоб слишком пьяный…» | 360 |
«Привыкают к пчеловоду пчелы…» | 361 |
«На берегу эгейских вод…» | 361 |
«Один портной…» | 361 |
«Случайная небрежность иль ослышка…» | 361 |
«Не надо римского мне купола…» | 362 |
«Карлик-юноша, карлик-мимоза…» | 362 |
«Искусств приличных хоровода…» | 362 |
«Источник слез замерз…» | 362 |
<�Стихи к Наташе Штемпель > | |
«Пришла Наташа. Где была?..» | 363 |
«Если бы проведал бог…» | 363 |
«— Наташа, как писать: «балда»?..» | 363 |
«Наташа, ах, как мне неловко!..» | 363 |
«Наташа, ах, как мне неловко…» | 363 |
«Наташа спит. Зефир летает…» | 363 |
«Эта книга украдена…» | 364 |
Подражание новогреческому | 364 |
«О, эта Лена, эта Нора…» | 364 |
Решенье | 364 |
Анализ стихотворения
Вот что нашлось на YouTube по этому запросу
Осип Мандельштам — Из омута злого и вязкого…
Осип Мандельштам «Из омута злого и вязкого…» Читает Павел Морозов
Ничего не понимаю в стихах 49.63%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.3%
Нет времени, нужно другим заниматься 30.06%
Осип Мандельштам Обороняет сон мою донскую сонь
Обороняет сон мою донскую сонь, И разворачиваются черепах манёвры — Их быстроходная, взволнованная бронь И любопытные ковры людского говора…И в …
Осип Мандельштам Как этих покрывал и этого убора
— Мы боимся, мы не смеем Горю царскому помочь. Уязвленная Тезеем На него напала ночь. Мы же, песнью похоронной Провожая …
Осип Мандельштам Улица Мандельштама
Осип Мандельштам Обиженно уходят на холмы
Обиженно уходят на холмы, Как Римом недовольные плебеи, Старухи овцы — черные халдеи, Исчадье ночи в капюшонах тьмы.Их тысячи — …
Осип Мандельштам Где связанный и пригвожденный стон
Осип Мандельштам Не веря воскресенья чуду
Не веря воскресенья чуду, На кладбище гуляли мы. — Ты знаешь, мне земля повсюду Напоминает те холмы _________________________Где обрывается Россия …
Осип Мандельштам Как овцы, жалкою толпой
Как овцы, жалкою толпой Бежали старцы Еврипида. Иду змеиною тропой, И в сердце тёмная обида.Но этот час уж недалёк: Я …
Осип Мандельштам Мой тихий сон, мой сон ежеминутный
Мой тихий сон, мой сон ежеминутный — Невидимый, завороженный лес, Где носится какой-то шорох смутный, Как дивный шелест шелковых завес.В …
Осип Мандельштам Звук осторожный и глухой
Осип Мандельштам Развеселился, наконец
Развеселился, наконец, Изведал духа совершенство, Уверовал в своё блаженство И успокоился, как царь, Почуяв славу за плечами — Когда первосвященник …
Лев Мей О Господи, пошли долготерпенье
Анна Ахматова Я так молилась
Римма Казакова Жарко
Иосиф Бродский Если что-нибудь петь, то перемену ветра
Если что-нибудь петь, то перемену ветра, западного на восточный, когда замерзшая ветка перемещается влево, поскрипывая …
Иннокентий Анненский Сюлли Прюдом. Когда б я богом стал
Олег Бундур Помирились
Афанасий Фет Е.С. Хомутовой при получении цветущих тубероз (Получивши туберозы)
Александр Сумароков Епитафія собаке (Подъ камнемъ симъ лежитъ пречудная собака)
Николай Некрасов Пожарище
Татьяна Ровицкая Озеро
Приложения
Разные редакции и наброски | |
СТИХОТВОРЕНИЯ (1908-1925) | 366 |
НОВЫЕ СТИХИ (1930-1937) | 387 |
СТИХОТВОРЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ | 429 |
ЭКСПРОМТЫ. ОТРЫВКИ. СТРОКИ ИЗ УНИЧТОЖЕННЫХ ИЛИ УТЕРЯННЫХ СТИХОВ | |
«Поднять скрипучий верх соломенных корзин…» | 436 |
«……коробки…» | 436 |
«Я давно полюбил нищету…» | 436 |
«Под зефиры весны…» | 437 |
«Целует мне в гостиной руку…» | 437 |
«………Канделаки…» | 437 |
«Однажды прапорщик-заика…» | 437 |
«Вакс ремонтнодышащий…» | 437 |
«Убийца, преступная вишня…» | 437 |
«В оцинкованном влажном Батуме…» | 438 |
«Это я. Это Рейн. Браток, помоги…» | 438 |
«Я семафор со сломанной рукой… » | 438 |
«И пламенный поляк — ревнивец фортепьянный…» | 438 |
637
«На этом корабле есть для меня каюта…» | 439 |
«Там уж скоро третий год…» | 439 |
«Но уже раскачали ворота молодые микенские львы…» | 439 |
«В Париже площадь есть — ее зовут Звезда…» | 439 |
«Такие же люди, как вы…» | 439 |
«И веером разложенная дранка…» | 439 |
«Река Яузная…» | 440 |
«Черная ночь, душный барак…» | 440 |
Комментарии | 441 |
Алфавитный указатель стихотворений | 612 |
Воспроизводится по изданию: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Том 1.
Электронная публикация РВБ, 2010–2021. Версия 2.0 от 3 октября 2021 г.
Стихотворения (1908 — 1925)
Камень | |
«Звук осторожный и глухой…» | 66 |
«Сусальным золотом горят…» | 66 |
«Только детские книги читать…» | 66 |
«Нежнее нежного…» | 67 |
«На бледно-голубой эмали…» | 67 |
«Есть целомудренные чары…» | 68 |
«Дано мне тело — что мне делать с ним…» | 68 |
«Невыразимая печаль…» | 69 |
«Ни о чем не нужно говорить…» | 69 |
«Когда удар с ударами встречается…» | 70 |
«Медлительнее снежный улей…» | 70 |
Silentium | 70 |
«Слух чуткий парус напрягает…» | 71 |
«Как тень внезапных облаков…» | 71 |
«Из омута злого и вязкого…» | 72 |
«В огромном омуте прозрачно и темно…» | 72 |
«Душный сумрак кроет ложе…» | 73 |
«Как кони медленно ступают…» | 73 |
«Скудный луч, холодной мерою…» | 73 |
«Воздух пасмурный влажен и гулок…» | 74 |
«Сегодня дурной день…» | 75 |
«Смутно-дышащими листьями…» | 75 |
«Отчего душа так певуча…» | 76 |
Раковина | 76 |
«На перламутровый челнок…» | 77 |
624
«О, небо, небо, ты мне будешь сниться!..» | 77 | 365* |
«Я вздрагиваю от холода…» | 77 | |
«Я ненавижу свет…» | 78 | |
«Образ твой, мучительный и зыбкий…» | 78 | |
«Нет, не луна, а светлый циферблат…» | 79 | |
Пешеход | 79 | |
Казино | 79 | |
«Паденье — неизменный спутник страха…» | 80 | |
Золотой | 80 | |
Царское Село | 81 | |
Лютеранин | 82 | |
Айя-София | 83 | |
Notre Dame | 83 | |
Старик | 84 | |
Петербургские строфы | 84 | |
«Здесь я стою — я не могу иначе» | 85 | |
«…Дев полуночных отвага…» | 85 | |
Бах | 86 | |
«В спокойных пригородах снег…» | 87 | |
«Мы напряженного молчанья не выносим…» | 87 | |
«Заснула чернь! Зияет площадь аркой…» | 87 | |
Адмиралтейство | 88 | |
«В таверне воровская шайка…» | 88 | |
Кинематограф | 89 | |
Теннис | 90 | 366 |
Американка | 91 | |
«Отравлен хлеб, и воздух выпит…» | 91 | |
Домби и сын | 92 | |
Валкирии | 93 | |
«…На луне не растет…» | 93 | 367 |
Ахматова | 93 | |
«Поговорим о Риме — дивный град!..» | 94 | |
«О временах простых и грубых… | 94 | |
«На площадь выбежав, свободен…» | 94 | |
Равноденствие | 95 | |
«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит…» | 95 | |
«Есть ценностей незыблемая скала…» | 96 | |
«Природа — тот же Рим и отразилась в нем…» | 96 | |
«Пусть имена цветущих городов…» | 96 | |
«Я не слыхал рассказов Оссиана…» | 98 | |
Европа | 98 | |
Encyclyca | 99 | |
Посох | 99 | 369 |
Ода Бетховену | 100 | |
«Уничтожает пламень… | 101 | 369 |
«И поныне на Афоне…» | 102 |
* Цифра второго столбца обозначает страницу приложений.
625
Аббат («О, спутник вечного романа…») | 102 | |
«От вторника и до субботы…» | 103 | |
Дворцовая площадь | 103 | |
«О свободе небывалой…» | 104 | |
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | 104 | |
«Обиженно уходят на холмы…» | 105 | 370 |
«С веселым ржанием пасутся табуны…» | 105 | |
«Я не увижу знаменитой «Федры»..,» | 106 | |
Tristia | ||
«Как этих покрывал и этого убора…» | 107 | 371 |
Зверинец | 108 | |
«В разноголосице девического хора…» | 109 | |
«На розвальнях, уложенных соломой…» | 110 | |
Соломинка | ||
1. «Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне…» | 110 | 373 |
2. «Я научился вам, блаженные слова…» | 111 | |
3. «Мне холодно. Прозрачная весна…» | 111 | 373 |
4. «В Петрополе прозрачном мы умрем…» | 112 | |
«Не веря воскресенья чуду…» | 112 | |
«Эта ночь непоправима…» | 114 | |
«Собирались эллины войною…» | 114 | 374 |
Декабрист | 115 | |
«Золотистого меда струя из бутылки текла…» | 116 | |
Меганом | 116 | |
«Среди священников левитом молодым…» | 117 | |
«Когда на площадях и в тишине келейной…» | 118 | |
Кассандре | 118 | 375 |
«В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» | 119 | |
«Твое чудесное произношенье…» | 120 | |
«Что поют часы-кузнечик…» | 120 | |
«На страшной высоте блуждающий огонь!..» | 121 | |
«Когда в теплой ночи замирает…» | 121 | |
Сумерки свободы | 122 | |
Tristia | 124 | |
Черепаха | 125 | |
«В хрустальном омуте какая крутизна!..» | 125 | 376 |
«Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы…» | 126 | |
«Вернись в смесительное лоно…» | 126 | |
Феодосия | 127 | 376 |
«Мне Тифлис горбатый снится…» | 128 | |
Веницейская жизнь | 129 | |
«Когда Психея-жизнь спускается к теням…» | 130 | |
Ласточка | 130 | 377 |
«Возьми на радость из моих ладоней…» | 131 | |
«Чуть мерцает призрачная сцена…» | 132 | 378 |
626
«В Петербурге мы сойдемся снова…» | 132 | 379 |
«За то, что я руки твои не сумел удержать…» | 133 | 381 |
«Когда городская выходит на стогны луна…» | 134 | |
«Мне жалко, что теперь зима…» | 135 | |
«Я наравне с другими…» | 136 | |
«Я в хоровод теней, топтавших нежный луг…» | 136 | |
«Люблю под сводами седыя тишины…» | 137 | |
Стихи 1921 — 1925 годов | ||
Концерт на вокзале | 139 | |
«Умывался ночью на дворе…» | 140 | |
«Кому зима — арак и пунш голубоглазый…» | 140 | |
«С розовой пеной усталости у мягких губ…» | 141 | |
«Холодок щекочет темя…» | 141 | |
«Как растет хлебов опара…» | 142 | |
«Я не знаю, с каких пор…» | 142 | |
«Я по лесенке приставной…» | 143 | |
«Ветер нам утешенье принес…» | 144 | |
Московский дождик | 144 | 381 |
Век | 145 | |
Нашедший подкову (Пиндарический отрывок) | 146 | |
Грифельная ода | 149 | 382 |
Париж | 151 | |
«Как тельце маленькое крылышком…» | 151 | |
1 января 1924 | 152 | |
«Нет, никогда, ничей я не был современник…» | 154 | |
«Вы, с квадратными окошками…» | 155 | |
«Сегодня ночью, не солгу…» | 156 | |
«Жизнь упала, как зарница…» | 156 | |
«Из табора улицы темной…» | 158 |
Ранние годы
В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.
В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.
Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.
В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.