Александр пушкин: том 1. стихотворения 1813-1820

Анализ стихотворения «я помню чудное мгновенье» пушкина

Тема

Главной темой стихотворения Пушкин избрал описание чувства любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своем воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа словно бы умирает.

Но вот спустя время герой вновь встречает её, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Сюжет

Как бы удивительно ни звучало, но в стихотворении присутствует четкий сюжет, и мы можем выделить основные события.

Все начинается с судьбоносной встречи – того самого «чудного мгновения», когда лирический герой впервые увидел прекрасную женщину и влюбился.

Затем он томится от неразделенного чувства, постоянно представляет избранницу. Чем бы ни занимался герой произведения, везде его преследует образ возлюбленной. Слышится «нежный голос», снятся «милые черты».

Однако время все ставит на свои места: водоворот событий захлестывает, любимая забывается. Лирический герой попадает «глушь, во мрак заточенья», где ему становится совсем не до романтических переживаний. Казалось бы, его душа умерла. Дни тянутся скучно, тоскливо, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».

Но вот – чудо! Происходит еще одна встреча, и мрак заточения развеивается. И снова ретиво бьется сердце, и снова жизнь полна красок, и воскресли все былые чувства, став еще сильнее, многограннее.

Горчакову А.М.

Из стихотворения «Пирующие студенты»:

«А ты, красавец молодой,Сиятельный повеса!Ты будешь Вакха жрец лихой,Па прочее — завеса!Хотя студент, хотя я пьян,Но скромность почитаю;Придвинь же пенистый стакан,На брань благословляю.»

Из стихотворения «Князю А.М. Горчакову»:

«Нет, нет, любезный князь, не одуТебе намерен посвятить;»

«Что должен я, скажи, в сей часЖелать от чиста сердца другу?Глубоку ль старость, милый князь,Детей, любезную супругу,Или богатства, громких дней,Крестов, алмазных звезд, честей?Не пожелать ли, чтобы славойТы увлечен был в путь кровавый,Чтоб в лаврах и венцах сиял,Чтоб в битвах гром из рук металИ чтоб победа за тобою,Как древле Невскому героюВсегда, везде летела вслед?Не сладострастия поэтТакою песенкой поздравит,Он лучше муз навек оставит!Дай бог любви, чтоб ты свой векПитомцем нежным ЭпикураПровел меж Вакха и Амура!А там — когда стигийский брегМелькнет в туманном отдаленье,Дай бог, чтоб в страстном упоеньеТы с томной сладостью в очах,Из рук младого КупидонаВступая в мрачный чёлн Харона,Уснул.,. Ершовой на грудях!»

Отрывок из стихотворения «19 октября»:

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе — фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Всё тот же ты для чести и друзей. Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись…»

Написано после случайно встречи Пушкина с Горчаковым.

Пушкин посвятил стихотворение последнему живому выпускнику лицея (отрывок из «19 октября»). Волею судьбы им стал Горчаков, он прожил дольше всех своих лицейских друзей.

«Кому ж из нас под старость день лицеяТоржествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколенийДокучный гость и лишний, и чужой,Он вспомнит нас и дни соединений,Закрыв глаза дрожащею рукой…Пускай же он с отрадой хоть печальнойТогда сей день за чашей проведет,Как ныне я, затворник ваш опальный,Его провел без горя и забот.»

Корсакову Н.А.

Из стихотворения «Пирующие студенты»:

«Приближься, милый наш певецЛюбимый Аполлоном!Воспой властителя сердецГитары тихим звоном.Как сладостно в стесненну грудьТомленье звуков льется!..Но мне ли страстью воздохнуть?Нет! пьяный лишь смеется!»

Отрывок из стихотворения «Гроб юноши» (на смерть Корсакова):

«. . . . . . . Сокрылся он,Любви, забав питомец нежный;..»

Из стихотворения «19 октября»:

«…Он не пришел, кудрявый наш певец,С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:Под миртами Италии прекраснойОн тихо спит, и дружеский резецНе начертал над русскою могилойСлов несколько на языке родном,Чтоб некогда нашел привет унылыйСын севера, бродя в краю чужом…»

«Певец», анализ стихотворения Александра Пушкина

Тема поэта и поэзии есть в творчестве любого поэта, ведь рано или поздно каждый из них задумывается над тем, кому он служит своим творчеством, чьи интересы выражает, какие идеалы воспевает. Для Александра Сергеевича Пушкина очень часто служение Музе сопровождалось противостоянием с властью, и тогда стихотворения, особенно ранние, содержали призыв к свободе. Неслучайно именно после таких своих первых стихов Пушкин оказался в Южной ссылке.

Однако нужно вспомнить, что уже во время обучения в Царскосельском лицее начинающий поэт Александр Пушкин был заочно принят в члены литературного общества «Арзамас» и не мог не избежать влияния своих старших коллег по цеху — Константина Батюшкова и Василия Жуковского. Позже Жуковский признал, что Пушкин его превзошел в поэтическом мастерстве, когда подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Но тогда, в 1816 году, Пушкин сам стал прекрасным учеником, переняв романтические особенности поэзии своих старших коллег.

Строфа, состоящая из пяти строк, тоже несвойственна будущим произведениям поэта, но в «Певце» пятая строка — повторение в виде вопроса части первой строки. Это звучит, как будто эхо, еще больше усиливая сентиментальное звучание такого грустного стихотворения. Видимо, подобное звучание напоминало песню: еще при жизни поэта это произведение стало романсом (в разное время музыку сочиняли А. Алябьев, А. Верстовский и другие известные русские композиторы).

Если в первые годы обучения в Лицее стихи Пушкина были созданы под влиянием легкой анакреонтической поэзии (больше всего проявляется в стихах, написанных на французском языке), то как раз с 1816 года Александр обращается к жанру элегии, и в его творчестве появляются новые мотивы: он пишет о неразделенной любви, угасании души и уходе быстротечной молодости.

Все эти мотивы с легкостью можно услышать в стихотворении «Певец». Герой этого лирического произведения, «певец любви, певец своей печали», — юноша, испытавший все грани любви. Сначала герой в «час утренний» оглашал пустынные поля за рощей «унылым и простым» звуком свирели — был влюблен. Уже в следующей строфе его тихий взор исполнен тоской, а на лице — следы слез, видимо, от неразделенного чувства любви. Последняя строфа — выражение печального итога любовной истории: перед читателем возникает образ юноши со взором «потухших глаз».

Каждая строфа начинается и заканчивается с вопроса, обращенного к читателю, как будто поэт взывает к сочувствию тех, кто тоже пережил личную трагедию несчастной любви. И пусть в этом стихотворении еще много литературных штампов XIX века («глас ночной», «внимая тихий глас», «пустынная тьма»), но сила чувства, выраженная в стихотворении, говорит о том, что так проникновенно может написать только великий поэт. Недаром позже появятся такие шедевры любовной поэзии, как «К*», «Я вас любил», «На холмах Грузии». Но стихотворение «Певец» стало «первой ласточкой» в чреде любовных признаний замечательного поэта Александра Сергеевича Пушкина.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

По произведению: «Певец»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Пущину И.И.

И.И. Пущину

«Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней!»

В альбом Пущину

«Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,Исписанный когда-то мною,На время улети в лицейский уголокВсесильной, сладостной мечтою.Ты вспомни быстрые минуты первых дней,Неволю мирную, шесть лет соединенья,Печали, радости, мечты души твоей,Размолвки дружества и сладость примиренья,
Что было и не будет вновь…И с тихими тоски слезамиТы вспомни первую любовь.Мой друг, она прошла… но с первыми друзьямиНе резвою мечтой союз твой заключен;Пред грозным временем, пред грозными судьбами,О милый, вечен он!»

Отрывок из стихотворения «Мое завещание. Друзьям»

«…Ты не забудешь дружбы нашей,О Пущин, ветреный мудрец!..»

Отрывок из стихотворения «К Пущину (4 мая)»

«…Ты счастлив, друг сердечный!В спокойствии златомТечёт твой век беспечный,Проходит день за днём;И ты в беседе граций,Не зная черных бед,Живешь, как жил Гораций,Хотя и не поэт…»

Пущин посетил Пушкина в ссылке в Михайловском. После Александр посвятил другу стихи (отрывок из стихотворения «19 октября»):

«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.»

«Жуковскому (Когда, к мечтательному миру…)» А.Пушкин

«Жуковскому» Александр Пушкин

Когда, к мечтательному миру Стремясь возвышенной душой, Ты держишь на коленях лиру Нетерпеливою рукой; Когда сменяются виденья Перед тобой в волшебной мгле, И быстрый холод вдохновенья

Власы подъемлет на челе,— Ты прав, творишь ты для немногих, Не для завистливых судей, Не для сбирателей убогих Чужих суждений и вестей, Но для друзей таланта строгих, Священной истины друзей. Не всякого полюбит счастье, Не все родились для венцов. Блажен, кто знает сладострастье Высоких мыслей и стихов! Кто наслаждение прекрасным В прекрасный получил удел И твой восторг уразумел Восторгом пламенным и ясным!

Анализ стихотворения Пушкина «Жуковскому»

Двух творческих людей связывала искренняя дружба, и образ Жуковского возникает уже в ранней пушкинской лирике. Его особенности определяются двумя ролями — романтической и гражданской. Признавая заслуги старшего коллеги, герой Пушкина просит благословения у «возвышенной души» мэтра в послании, появившемся за два года до анализируемого произведения.

Текст стихотворения 1818 г. примечателен обилием аллюзий на строки поэта-адресата. Фраза «для немногих», выделенная автором, является фактической цитатой заглавия сборника Жуковского, увидевшего свет в том же году. Пушкин обращается к традиционным для романтизма антитезам, противопоставляющим идеальные сферы и реальность, толпу и избранных героев.

«Волшебная мгла» видений «мечтательного мира» занимает романтического поэта

Анафора «когда» концентрирует внимание на сакральном творческом процессе, который отзывается «быстрым холодом» вдохновения

Для кого творит наделенный даром художественного слова? Этот вопрос горячо обсуждали современники Пушкина, а его адресата жестко критиковали за аполитичность проблематики, доходя до обвинений в «пагубности» влияния «приторной» лирики на отечественные умы. Герой стихотворения поддерживает мнение Жуковского, разделяя слушателей на два лагеря. «Завистливым судьям» и «убогим» подражателям противостоят искренние, но строгие друзья таланта.

Финальные строки изображают радость эстетического удовольствия, доступную лишь истинным ценителям поэзии. В эпизоде аккумулируется положительно окрашенная лексика, отсылающая к лирике Жуковского: «сладострастье», «наслаждение», «восторг». Лексические анафоры, возникающие в концовке, намекают на еще один талант — дар слушателя, способного постичь глубокое содержание художественного произведения.

Этим же периодом датирована замечательная пушкинская миниатюра «К портрету Жуковского», прогнозирующая бессмертие плодам творчества поэта-учителя. В ней также воссоздается образно-стилистическая структура, характерная для лирики адресата. Центральной мировоззренческой категорией, символизирующей поэтику Жуковского, становится понятие «пленительной сладости». Лаконичная формула обозначает особое состояние очарованности, умиротворенности и смирения лирического субъекта, а также гармоничность, ритмико-звуковое созвучие формы.

Дельвигу А.А.

Отрывок из стихотворения «Дельвигу»:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат,Твоей я прозой был утешен,..»

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»:

«…Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?Проснись, ленивец сонный!Ты не под кафедрой сидишь,Латынью усыпленный.Взгляни; здесь круг твоих друзей;Бутыль вином налита,За здравье нашей музы пей,Парнасский волокита.Остряк любезный, по рукам!Полней бокал досуга!И вылей сотню эпиграммНа недруга и друга…»

Отрывок из стихотворения «К Дельвигу»:

«Послушай, муз невинныхЛукавый духовник…»

«…О Дельвиг! начерталиМне музы мой удел;Но ты ль мои печалиУмножить захотел?…»

Отрывок из стиха «Дельвигу»:

«Любовью, дружеством и леньюУкрытый от забот и бед,Живи под их надежной сенью;В уединении ты счастлив: ты поэт…»

Отрывок из стихотворения «Чем чаще празднует Лицей…»:

«…Зовет меня мой Дельвиг милый,Товарищ юности живой,Товарищ юности унылой,Товарищ песен молодых,Пиров и чистых помышлений,Туда, в толпу теней родныхНавек от нас утекший гений…»

Знакомство

В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто бывал проездом в Царском Селе, был в дружеских отношениях с семьей Пушкиных и посещал самые известные литературные гостиные столицы.

В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, в то время как творчество Жуковского находится на пике популярности: его узнают, зачитывают на вечерах, учат наизусть поэтические строки и переводы. Василий Андреевич уже приближен к царской семье и вращается в самых высоких кругах.

Что же сблизило таких, казалось бы, разных людей, как Жуковский и Пушкин, разных по возрасту, общественному положению и роду занятий? Вероятно, в первую очередь любовь к литературе и чуткость к поэтическому слогу. Пушкин зачитывался Жуковским, был его преданным поклонником, а Василий Андреевич сумел сразу разглядеть поэтический дар своего молодого и озорного товарища. Он прочил ему великое будущее.

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским, – где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он наконец признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин вызывал интерес в первую очередь как молодой поэт, и поэтому внимание знаменитости тешило её тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной раздоров между влюбленными

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но всё же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

К бар. М. А. Дельвиг

Вам восемь лет, а мне семнадцать было.

И я считал когда-то восемь лет;

Они прошли. В судьбе своей унылой,

Бог знает как, я ныне стал поэт.

Не возвратить уже того, что было,

Уже я стар, мне незнакома ложь:

Так верьте мне – мы спасены лишь

верой.

Послушайте: Амур, как вы, хорош;

Амур дитя, Амур на вас похож —

В мои лета вы будете Венерой.

Но если только буду жив,

Всевышней благостью Зевеса,

И столько же красноречив —

Я напишу вам, баронесса,

В латинском вкусе мадригал,

Чудесный, вовсе без искусства —

Не много истинных похвал,

Но много истинного чувства.

Скажу я: «Ради ваших глаз,

О баронесса! ради балов,

Когда мы все глядим на вас,

Взгляните на меня хоть раз

В награду прежних мадригалов».

Когда ж Амур и Гименей

В прелестной Марии моей

Поздравят молодую даму,—

Удастся ль мне под старость дней

Вам посвятить эпиталаму?

Общие интересы

Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговора. Пушкин вместе с Жуковским и своими родителями стал посещать гостиные Карамзина, Батюшкова и других известных писателей. Вместе со своим старшим другом он стал членом кружка «Арзамас», где занимались изучением поэзии, писали и декламировали стихи, соревновались в литературном мастерстве. Отношения Жуковского и Пушкина становились все более теплыми и доверительными. Разница в возрасте не мешала этой дружбе: мудрость и жизненный опыт одного всегда нередко помогали охладить юношеский пыл другого.

Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»)

Эти стихи Пушкин сопровождал в журнальной публикации подзаголовком: «По прочтении изданных им книжек: «Для немногих». Книжки эти содержали образцы немецкой поэзии и русские переводы Жуковского. Предназначались они для «избранных», в первую очередь для ученицы Жуковского великой княгини Александры Федоровны, жены Николая Павловича, бывшей немецкой принцессы. Пушкин переосмысляет слова «для немногих» и относит их к «друзьям таланта строгим», ценителям поэзии. Жуковский, посылая это стихотворение Вяземскому, писал: «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!» (Русский архив, 1896, э 10, стр. 208.) В первой редакции послания Пушкина, значительно им впоследствии сокращенного, были, между прочим, следующие строки:

  • Смотри, как пламенный поэт. Вниманьем сладким упоенный, На свиток гения склоненный, Читает повесть древних лет! Он духом там — в дыму столетий!

(Речь шла здесь о Батюшкове и его стихотворении «К творцу Истории Государства Российского».) Вяземский писал об этих строках Пушкина: «В дыму столетий»! Это выражение — город: я все отдал бы за него, движимое и недвижимое. Какая бестия! Надобно нам посадить его в желтый дом: не то этот бешеный сорванец нас всех заест, нас и отцов наших. Знаешь ли, что Державин испугался бы «дыма столетий»? О прочих и говорить нечего» (А. С. Пушкин. Новонайденные его сочинения. Его черновые письма. Письма к нему разных лиц. Биографические и критические статьи о нем. Выпуск второй, М. 1885, стр. 14).

К портрету Жуковского

Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета Жуковского работы Кипренского (гравирован Вендрамини). Стихотворение неоднократно перепечатывалось при жизни Пушкина. Так, например, П. А. Плетнев заканчивает характе ристику поэзии Жуковского (в «Опыте краткой истории русской литературы» Греча, 1822, стр. 312) стихами Пушкина; «В этих пяти строках, кажется, более сказано о нем, нежели мы нашлись сказать на нескольких страницах», — говорит Плетнев. Н. Ф. Кошанский, лицейский учитель Пушкина, в своей книге «Общая риторика » (1830, 2-е изд.) писал об этом сти хотворении: «Третий стих — живое чувство пылкой юности, четвертый стих трогателен, как поэзия Жуковского; а пятый так пленителен своею плавностью и так ярко освещен прелестью идей и правдой, что нельзя не назвать его стихом гения».

Необходимо запомнить информацию? Сохраняйте — » Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»). И все в закладках. Разработка урока на тему: Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»). опубликована: 28 Дек 2011 в рубрике: Презентации

«Я помню чудное мгновенье» А.Пушкин

Стих «Я помню чудное мгновенье…» Александр Пушкин

Я помню чудное мгновенье… Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн (в девичестве Полторацкой), которую поэт впервые увидел в 1819 году на приеме в доме ее тетки, княгини Елизаветы Олениной. Будучи по натуре человеком страстным и темпераментным, Пушкин сразу же влюбился в Анну, которая к тому времени была замужем за генералом Ермолаем Керн и воспитывала дочь. Поэтому законы приличия светского общества не позволили поэту открыто выразить свои чувства женщине, которой он был представлен всего несколько часов назад. В его памяти Керн осталась «мимолетным виденьем» и «гением чистой красоты».

В 1825 году судьба вновь свела Александра Пушкина и Анну Керн. На этот раз – в Тригорском поместье, недалеко от которого находилось село Михайловское, куда поэт было сослан за антиправительственные стихи. Пушкин не только узнал ту, которая 6 лет назад пленила его воображение, но и открылся ей в своих чувствах. К тому времени Анна Керн рассталась с «мужем-солдафоном» и вела довольно свободный образ жизни, который вызывал осуждение в светском обществе. О ее бесконечных романах ходили легенды. Однако Пушкин, зная об этом, все же был убежден, что эта женщина является образцом чистоты и благочестия. После второй встречи, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, Пушкин и создал свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Произведение является гимном женской красоте. которая, по мнению поэта, способна вдохновить мужчину на самые безрассудные подвиги. В шести коротких четверостишьях Пушкин сумел уместить всю историю знакомства с Анной Керн и передать те чувства, которые испытал при виде женщины, которая на долгие годы пленила его воображение. В своем стихотворении поэт признается, что после первой встречи «звучал мне долго голос нежный и снились милые черты». Однако по воле судьбы юношеские грезы остались в прошлом, и «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». За шесть лет разлуки Александр Пушкин стал знаменитым, но, вместе с тем, утратил вкус жизни, отмечая, что лишился остроты чувств и вдохновенья, которое всегда было присуще поэту. Последней каплей в море разочарования стала ссылка в Михайловское, где Пушкин был лишен возможности блистать перед благодарными слушателями – владельцы соседних помещичьих усадьб мало интересовались литературой, предпочитая охоту и выпивку.

Поэтому неудивительно, когда в 1825 году в имение Тригорское пожаловала генеральша Керн с престарелой маменькой и дочерьми, Пушкин тут же отправился к соседям с визитом вежливости. И был вознагражден не только встречей с «гением чистой красоты», но и удостоен ее благосклонности. Поэтому неудивительно, что последняя строфа стихотворения наполнена неподдельным восторгом. Он о.

Тем не менее, по утверждению историков, Александр Пушкин заинтересовал Анну Керн лишь как модный поэт, овеянный славой непокорности, цену которой эта свободолюбивая женщина знала очень хорошо. Сам же Пушкин неверно истолковал знаки внимания со стороны той, которая вскружила ему голову. В итоге между ними произошло довольно неприятное объяснение, которое расставило все точки над «i» во взаимоотношениях. Но даже несмотря на это, Пушкин посвятил Анне Керн еще множество восхитительных стихотворений, долгие годы считая эту женщину, посмевшую бросить вызов моральным устоям высшего общества, своей музой и божеством, перед которым преклонялся и которым восхищался, вопреки сплетням и пересудам.

Предисловие

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он расширил источники поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее с русской жизнью и современностью, обогатил идеями.

Любовь в стихах поэта так чиста, так нежна, так прекрасна и возвышенна, что каждый образованный человек, прочитав его, просто переполняется этим удивительным чувством, влюбляется в того, с кем нас знакомит автор.

Не каждый может так любить, как любил А. С. Пушкин. Любовь сопровождала его всю жизнь. Она не всегда была взаимной, но Пушкин не отчаивался и не падал духом.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант – умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова… Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.

Любовная лирика Пушкина – это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты. Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать «чувства добрые» у многих поколений.

Белинский писал о Пушкине: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я помню чудное мгновенье.

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о любви, которая спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты”, “безнадежная грусть”, “чудное мгновенье”.

Анализ стихотворения Пушкина «К живописцу»

Стихотворение «К живописцу» Александр Сергеевич Пушкин написал, будучи студентом Царскосельского лицея в 1815 году. Оно было опубликовано, как предполагают исследователи, без ведома поэта в альманахе «Памятник Отечественных Муз на 1827 год». Критик В. П. Гаевский, ссылаясь на воспоминания однокашников Пушкина, считает, что произведение обращено к А. Д. Илличевскому, лицейскому товарищу стихотворца, известному своим талантом художника.

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, в качестве которого выступает сам Александр Сергеевич, обращённый, как следует из заглавия, к живописцу. Автор просит мастера изобразить портрет «друга сердца», под коим подразумевается прекрасная возлюбленная поэта. На протяжении пяти строф герой объясняет, каким должен быть образ, с помощью эффектных эпитетов добавляя всё новые и новые детали.

Стихотворный размер в произведении – четырёхстопный ямб. Основной художественный приём, на котором строится композиция, – эпитет. В каждой строфе мы можем встретить несколько пышных выражений, необходимых для максимально полной передачи чувств, которые испытывает лирический герой по отношению к своей возлюбленной. Её облик поэт характеризует следующими фразами: «невинность прелестная», «милые черты», «трепетная грудь», «взоры самой красоты».

Интересно, что ни один из этих образов не описывает внешность героини. Читатель не обнаружит ни описания формы носа или губ, не сможет оценить цвета глаз или понять, какого роста эта девушка. Однако эти характеристики и не важны для охваченного страстью героя, ведь каждая чёрточка облика возлюбленной, какой бы она не была, представляет для него воплощение идеала. Впрочем, такое отношение к объекту обожания свойственно и любому другому человеку, а поэт смог выразить это с помощью прекрасных образов.

Это восторженное стихотворение было создано в тот период, когда учителями поэзии для Пушкина были известные романтики Н.М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, В. А. Жуковский. Потому в его тексте мы можем встретить несколько устаревшие выражения, восходящие к литературным традициям прошлого века. Например, часты упоминания античных мифологических существ. Художника поэт называет «дитя харит», имея в виду богинь Талию, Алгаю и Евфросину, покровительствовавших искусству и вдохновению. Свою возлюбленную автор сравнивает с богиней юности Гебой («тонкого Гебеи стана»). Также он предлагает живописцу дополнить её облик поясом Афродиты («Венерин пояс повяжи»), показывая, что возлюбленная достойна носить этот атрибут богини.

Таким образом, это стихотворение представляет собой изысканный гимн девичьей красоте и вечно молодой любви.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Предыстория

Василий Андреевич Жуковский — рожденный в 1783 году внебрачный сын помещика Афанасия Бунина. Чтобы дать сыну возможность получить образование и определенное положение в обществе, Бунин отдал мальчика на усыновление обедневшему дворянину Андрею Жуковскому. Это дало возможность устроить одаренное чадо в хороший пансион, где и начал проявляться его литературный талант.

Пятнадцать лет спустя, в 1799 году, в небогатой, но знатной дворянской семье родился будущий гений русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин. В 13 лет он был зачислен в Царскосельский лицей, где отличался веселым нравом, склонностью к проказам и мятежам, абсолютной нелюбовью к математическим наукам и умением создавать поэтические шедевры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: