Анализ стихотворения блока я вышел медленно сходили

Анализ произведения а.а. блока «предчувствую тебя»

Анализ стихотворения Блока «Я медленно сходил с ума…»

Встреча с 16-летней Любовью Менделеевой полностью перевернула жизнь Александра Блока. Он с трудом узнал в этой серьезной и сдержанной особе свою детскую подругу и – влюбился в нее, рассчитывая на взаимность. Однако Любовь Менделеева весьма прохладно отнеслась к Блоку, считая его выскочкой и пижоном. На протяжении всего лета 1899 года она отвергала его ухаживания, а позже и вовсе настояла на прекращении встреч в загородном имении Шахматово. Блок испытал всю гамму чувств, которая свойственна отверженным влюбленным. Злость, отчаяние, горечь, тоска и обида очень скоро сменились преклонением и восторженным отношением к избраннице, которую поэт, несмотря ни на что, продолжал боготворить. Именно после расставания с Любовью Менделееву был создан цикл стихов о Прекрасной Даме, в который вошло произведение «Я медленно сходил с ума…», датированное 1902 годом.

Доведенный до отчаяния Блок мечтал о встрече с Любовью Менделеевой, хотя дал себе зарок не пытаться искать девушку в шумном Петербурге. Поэт даже отказался посещать родовое имение Шахматово, чтобы ненароком не встретиться с возлюбленной, которой пообещал, что больше не будет ее преследовать и донимать глупыми стихами. Подобное самопожертвование давалось Блоку нелегко, он буквально сходил с ума «у двери той, которой жажду», но понимал, что не в состоянии изменить ситуацию. «Я плакал, страстью утомясь, и стоны заглушал угрюмо», – признается поэт, подчеркивая при этом, что эта безответная любовь испепелила его душу и разбила сердце.

Столь сильное увлечение своей избранницей Блок расценивает, как одну из форм помешательства. И чем дольше длится разлука, тем сильнее поэт ощущает разрушительную силу любви, которая буквально уничтожает его изнутри. Мысли поэта направлены не в будущее, а в прошлое, где он был счастлив совсем недолго. Однако именно эти воспоминания помогают ему сохранить остатки здравомыслия. Примечательно, что Блок считает безумством не саму любовь, а то, что она постепенно уходит из его сердца. Поэтому автор признается: «Я медленно сходил с ума, я думал холодно о милой».

Стоит отметить, что через несколько месяцев после создания этого стихотворения произошла случайная встреча Блока и Менделеевой, во время которой поэт вдруг почувствовал, что все с ним происходящее – знак судьбы. Он стойко выдержал все испытания, сохранив в своем сердце самые нежные и теплые чувства к этой девушке, за что и был вознагражден. Теория символов, о которой Блок рассказал своей избраннице, заставила Любовь Менделееву по-иному взглянуть на этот странный роман и дать согласие на брак с человеком, который был послан ей свыше.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Композиция

Стихотворение «Есть минуты…» состоит из 3-х строф, но имеет две композиционные части, хотя при более пристальном рассмотрении вторую часть можно также разделить на две микро-части.

1 часть – 1-я строфа.

Данное четверостишие – как начало долго назревающего разговора. Оно начинается с обобщённых слов «есть минуты, когда…», со слов, которые часто являются вступлением «сложных» бесед, тех бесед, которые необходимы для «облегчения» души.

Поэт просто озвучивает то, что всем известно, но с высоты своего понимания.

2 часть – две следующие строфы. Эта часть – ощущения, реакция на события, которые произошли в первой строфе. Будто автор увидел понимание в глазах собеседника (читателя), согласие, кивки головой в свой адрес, и продолжил разговор, продолжил описание своих эмоций в данный момент.

Можно разделить вторую часть на две подчасти, тогда 2-я строфа будет 1-й подчастью, а 3-я строфа – 2-й.

1-я подчасть – это буквально мгновение, это ощущения, которые всплывают неосознанно, моментально.

2-я же подчасть – это «долгосрочные» ощущения, что-то наподобие послевкусия, но более значимое, если можно так сказать.

В последней строфе автор говорит о самом главном, о том, как сильно влияет на человека один добрый взгляд, плечо друга, как несложный, но искренней, мгновенный жест может отразиться в жизни человека, «разбудить» его сущность, напомнить о важном, о вечном

Образы и символы

В стихотворении «Есть минуты» можно выделить несколько ярких образов – это одиночество, поддержка, душа. Разберём кратко каждый из них.

В произведении лирический герой одинок. Но не социально отстранён, нелюдим, а, самопроизвольно или исходя из обстоятельств, одинок неявно, одинок, даже, наверно, зажат, отстранён, в душе. Не стоит нырять в море психологических причин. Просто стоит отметить, что лирический герой (коим может быть и сам автор), очень многое пережил, испытал, поэтому на «душевное уединение» он имеет право.

Следующий образ – поддержка. В нём (в образе) может выступать кто угодно! На это автор и рассчитывал. Ведь он пишет не только о себе, а обо всех, о каждом, поэтому «универсального помощника» нельзя выделить, поэтому «кто-то на́ плечи руки положит», «кто-то ясно заглянет в глаза». И каждый раз, ведь нужда в поддержке может быть не единичной, этот «кто-то» будет разным человеком, а может быть и не человеком…

Душу в произведении поэт сравнивает с арфой. В последнем четверостишии автор пишет о том, что от ежедневной суеты струны души могли и испортиться, что душа давно не пела, она в напряжении, но… «кто-тоясно заглянул в глаза» и «мелодия юности» заиграла на туго натянутых струнах, заиграла, развеяла мрачную тишину одиночества.

Душа в стихотворении сравнивается с музыкальным инструментом, который в хороших, «правильных» руках будет звучать нежно, гладко, долго.

Обратимся к символам в стихотворении.

Гроза – символ душевных терзаний, тревог. В данном случае не нужно сильно додумывать и фантазировать на эту тему. Автор сам расшифровал нам это понятие.

В следующей строфе дважды повторяется слово «пропасть» («словно в тёмную пропасть без дна», «и над пропастью медленно встанет»).

Пропасть – символ хаоса и опасности, символ непреодолимой разницы между грешным и «чистым», праведным.

Далее в этом же четверостишии поэт пишет о радуге («семицветная дуга»). Радуга – символ преображения, это мост между земным и небесным, знак бесконечного милосердия Бога.

Как это можно расшифровать? Поддержка, о которой говорится в первой строфе, породила хаос в сознании лирического героя, всё, что было нерушимым в сознании, принятым – всё в одно мгновение кануло в пропасть, разлетелось и… превратилось в радугу, в свет, всё, что было окрашено в смутно-серые тона повседневности, расцвело, лирический герой увидел выход, надежду.

В последней строфе присутствует такой символ как арфа. Даже правильней будет сказать, что всё четверостишие в принципе – это описание арфы – символа чистоты звука, мировой гармонии.

Поэт сравнивает человеческую душу с арфой, то есть он признаёт чистоту, непорочность каждой души, но также пишет и о том, что струны «усыплённые жизнью», то есть не помнящие о своей «звонкости», о своей возможности изливать приятные, гармоничные звуки, о том, что повседневность и суета затмила свет души.

Интересно также то, что каждая строфа оканчивается многоточием. Это значит, что поэту есть ещё что сказать, есть чем дополнить уже сказанное, есть что-то, о чём он умолчал, не смог выразить словами. Это подтверждает возвышенную, душевную, философскую тематику произведения.

Анализ стихотворения «Я медленно сходил с ума» Блока

В поэтический цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный Л. Менделеевой, входит произведение «Я медленно сходил с ума…» (1902 г.). В нем гораздо меньше ощущается присущий раннему творчеству Блока мистический символизм. В стихотворении изображены искренние страдания человека от неразделенной любви.

Поэт не использует привычных возвышенных обращений к любимой («Вечная Жена», «Святая»). Он вообще лишь косвенно упоминает о ней и называет в конце «милой». В центре произведения — его собственные переживания. Свою любовь Блок сравнивает с умопомешательством. По свидетельству современников, поэт действительно в период создания цикла производил впечатление сумасшедшего. Менделеева не только отказалась от предложения Блока, на жестоко насмеялась над ним и запретила встречаться с нею. Это значительно усилило мрачное мистическое настроение поэта. Он бродил по улицам, заходил в церкви, но все больше отдалялся от реального мира, мечтая о своей Прекрасной Даме и повсюду видя ее образ.

Лирический герой сравнивает свои муки с нестерпимой жаждой, которая все больше усиливается. Его отчаянный плач и стоны не могут избавить от горя. «Больная дума» все больше овладевает сознанием поэта. «Черная и бесшумная волна» накрывает его «весну». Образ весны символизирует счастливые воспоминания Блока до решительного объяснения. Они с Менделеевой совершали долгие прогулки, катались на лодке, поэт читал девушке свои стихи и был уверен, что она понимает его состояние. В действительности даже в те «счастливые» времена Менделеева испытывала к Блоку скорее жалость и снисхождение. Его туманные и маловразумительные стихи она не понимала, а в любви поэт так и не признавался.

В последней строфе Блок использует образ смерти. Некоторое время он старался навсегда забыть о возлюбленной. «Могила» символизирует убитую в его душе любовь. Поэт утверждает, что уже «холодно» думает о Менделеевой. Грубо растоптанное ее ногой чувство не оставляет ему никакого выбора, кроме смерти.

В реальности Блок даже написал предсмертную записку и заявил Менделеевой, что покончит с жизнью, если она не станет его женой. Неизвестно, насколько серьезной была угроза Блока, и как она повлияла на решение девушки. В любом случае в 1903 г. Менделеева дала свое согласие на брак.

Конец стихотворения Александра Блока– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…»

Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.

К стихотворению «Я вышел» автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в «особом состоянии»

Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события

Объектом внимания лирического «я», вышедшего из дома, становятся «сумерки зимы». Они «медленно» сходят на землю, вызывая из «тьмы» памяти светлые воспоминания — «младые были». Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к «вечности снам». Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.

Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит «песни весенней намек», и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час «вечерних теней», появившихся на «синих снегах», герою чудятся песня «лебединая», «могильные» видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.

Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира «Стихов о Прекрасной Даме» мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении «За туманом, за лесами…» Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.

Не знаю, пригодится кому или нет, делал сам, по школьному плану.

1) Дата написания25 января 19012) События в жизни автора1901 год — период в жизни Блока, который можно охарактеризовать как становление поэта. Сам Блок пишет пишет: «1901 год начался одиночеством, углубленным в себя, печалью о прошлом, в котором были некие „заветы“». Стихотворение «Я вышел. » принадлежит к сборнику «Стихи о прекрасной даме». Сам Блок характеризует эту книгу как «технически слабую», но любит ее, называя «бедное дитя моей юности». В последние годы жизни он часто возвращался к ней, вносил поправки, издавал в печать.3) Тема произведенияВоспоминания.4) Основная мысльАвтор говорит о минувшем прошлом, оставившем теплую память, и о будущем, в котором Блок не предвидит ничего хорошего. Несмотря на такую мрачную оценку,стихотворение нельзя назвать однозначно пессимистичным, оно скорее носит ностальгический оттенок.5) Средства речевой выразительностиОлицетворение, «Младые были пришли доверчиво из тьмы»6) ОбразыКлючевой образ в стихотворении — сам автор. Однако можно выделить отдельно образ воспоминаний автора. Блок говорит о них, как о живом существе, как охорошем знакомом, тесно связанным с ним, но в то же время независимом.7) Мое отношениеМне нравится это стихотворение. В нем заметны переживания Блока насчет неясного будущего, от которого он не ждет никаких новых радостей. Автор живетвоспоминаниями о минувших днях, именно эти воспоминания дают ему силы смотреть в будущее и принимать его, каким бы оно ни было.

Ya vyshel. Medlenno skhodiliNa zemlyu sumerki zimy.Minuvshikh dney mladye byliPrishli doverchivo iz tmy.

Prishli i vstali za plechami,I peli s vetrom o vesne. I tikhimi ya shel shagami,Providya vechnost v glubine..

O, luchshikh dney zhivye byli!Pod vashu pesn iz glubinyNa zemlyu sumerki skhodiliI vechnosti vstavali sny.

Z dsitk/ Vtlktyyj c}

Основная идея

Идеей произведения является влияние поддержки на человека, о нем говорят рассуждения поэта на эту тему. Таков смысл стихотворения «Есть минуты»:

Автор пишет, о важности поддержки, о её спасительной, живительной силе. Он пишет о моментально наступившем облегчении, но что будет потом? Как человек поведёт себя дальше, уже «осветлённый»? На кого эта поддержка повлияет ещё, через этого человека, которого поддержали? Многоточие… Главная мысль стихотворения «Есть минуты» — в важности опоры, но последнее многоточие дает понять читателю: все в его руках

Ища поддержки, нельзя забывать, что решающий шаг предстоит сделать нам, пусть и опираясь на что-то.

Стихотворение напевное, лёгкое, вдохновляющее. Его настроение, его «форму» можно сравнить со вздохом, с дыханием… Его не возможно читать на повышенных тонах, оно о сокровенном, о тихом, о вечном…

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…»

Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.

К стихотворению «Я вышел» автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в «особом состоянии»

Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события

Объектом внимания лирического «я», вышедшего из дома, становятся «сумерки зимы». Они «медленно» сходят на землю, вызывая из «тьмы» памяти светлые воспоминания — «младые были». Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к «вечности снам». Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.

Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит «песни весенней намек», и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час «вечерних теней», появившихся на «синих снегах», герою чудятся песня «лебединая», «могильные» видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.

Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира «Стихов о Прекрасной Даме» мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении «За туманом, за лесами…» Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.

Не знаю, пригодится кому или нет, делал сам, по школьному плану.

1) Дата написания25 января 19012) События в жизни автора1901 год — период в жизни Блока, который можно охарактеризовать как становление поэта. Сам Блок пишет пишет: «1901 год начался одиночеством, углубленным в себя, печалью о прошлом, в котором были некие „заветы“». Стихотворение «Я вышел. » принадлежит к сборнику «Стихи о прекрасной даме». Сам Блок характеризует эту книгу как «технически слабую», но любит ее, называя «бедное дитя моей юности». В последние годы жизни он часто возвращался к ней, вносил поправки, издавал в печать.3) Тема произведенияВоспоминания.4) Основная мысльАвтор говорит о минувшем прошлом, оставившем теплую память, и о будущем, в котором Блок не предвидит ничего хорошего. Несмотря на такую мрачную оценку,стихотворение нельзя назвать однозначно пессимистичным, оно скорее носит ностальгический оттенок.5) Средства речевой выразительностиОлицетворение, «Младые были пришли доверчиво из тьмы»6) ОбразыКлючевой образ в стихотворении — сам автор. Однако можно выделить отдельно образ воспоминаний автора. Блок говорит о них, как о живом существе, как охорошем знакомом, тесно связанным с ним, но в то же время независимом.7) Мое отношениеМне нравится это стихотворение. В нем заметны переживания Блока насчет неясного будущего, от которого он не ждет никаких новых радостей. Автор живетвоспоминаниями о минувших днях, именно эти воспоминания дают ему силы смотреть в будущее и принимать его, каким бы оно ни было.

Ya vyshel. Medlenno skhodiliNa zemlyu sumerki zimy.Minuvshikh dney mladye byliPrishli doverchivo iz tmy.

Prishli i vstali za plechami,I peli s vetrom o vesne. I tikhimi ya shel shagami,Providya vechnost v glubine..

O, luchshikh dney zhivye byli!Pod vashu pesn iz glubinyNa zemlyu sumerki skhodiliI vechnosti vstavali sny.

Z dsitk/ Vtlktyyj c}

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Есть минуты» – лирическое стихотворение. Особенность этого жанра в том, что он позволяет описать душевное состояние человека в определённый момент жизни.

Стихотворение «Есть минуты…» интересно ещё тем, что автор в нём говорит о своих переживаниях, но говорит ни так, будто только на его долю выпало всё это, а говорит «через всех людей», с пониманием, что кто-то когда-то подобное тоже испытывал, или испытает в будущем, поэтому произведение также можно причислить и к философской лирике. Поэт в стихотворении касается вечного…

Направление – символизм. Символика разбираемого стихотворения и цикла «Арфы и скрипки» в целом связанна с блоковским представлением о «мировом оркестре»

К слову, данная блоковская концепция интересует не только литературоведов, о также привлекает внимание многих музыковедов

Анапест является печальным, меланхоличным размером стиха, размером «длинных вздохов». В нашем случае анапест трёхстопный – самый часто-используемый размер. Рифмовка перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: