Роберт рождественский

«мгновения (не думай о секундах свысока…)» роберт рождественский: читать текст, анализ стихотворения

Билет в детство

Где-то есть город,

тихий, как сон.

Пылью текучей

по грудь занесён.

В медленной речке

вода как стекло.

Где-то есть город,

в котором тепло.

Наше далёкое детство

там прошло…

Ночью из дома я поспешу,

в кассе вокзала билет попрошу:

«Может, впервые за тысячу лет

дайте до детства плацкартный билет!..»

Тихо ответит кассирша:

«Билетов нет…»

Так что ж, дружище!

Как ей возразить?

Дорогу в детство

где ещё спросить?

А может, просто

только иногда

лишь в памяти своей

приходим мы сюда?..

В городе этом сказки живут.

Шалые ветры в дорогу зовут.

Там нас порою сводили с ума

сосны — до неба, до солнца — дома.

Там по сугробам

неслышно шла зима…

Дальняя песня

в нашей судьбе.

Ласковый город,

спасибо тебе!

Мы не вернёмся,

напрасно не жди.

Есть на планете

другие пути.

Мы повзрослели.

Поверь нам.

И прости.

*****

Анализ стихотворения «Мгновения» Рождественского

Роберт Иванович Рождественский — мастер песенного жанра, автор множества полюбившихся произведений из ряда советских кинофильмов. Его стихотворение «Мгновения» стало одной из самых популярных песен XX века.

Стихотворение стало песней для телефильма «Семнадцать мгновений весны», выпущенного в 1973 году. Р. Рождественскому в эту пору 41 год, он автор около 16 сборников стихов, включая переиздания. Музыку написал композитор Микаэл Таривердиев, исполнил песню певец Иосиф Кобзон.

По жанру — элегия с элементами гражданской лирики, по размеру — пеон (сверхдлинный напевный размер) со сложной рифмовкой. Композиция кольцевая, с возвратом к началу. Структура — лесенка, ступени которой позволили автору расставить акценты в нужных местах, подчеркнуть ритм, интонацию и особенности синтаксиса. Поэт вложил в стихи общечеловеческий смысл, еще драматичнее они зазвучали в кино от лица советского разведчика. Поэт показывает мир крупно, с напряженностью текущего момента. Центральный образ «мгновения» встречается в тексте 15 раз, включая название. Р. Рождественский не играет с формой и смыслами, его строки чеканны, выверены, прямы, говорят о непреходящей ценности понятий: Родина, честь, совесть, долг. Поэт широко пользуется тавтологическими рефренами, внутренней рифмой, звуковыми повторами: мгновения спрессованы в года (в данном случае — анафора), глоток воды. Сравнения: свистят, как пули у виска, большое, как глоток. Образ «обыкновенной воды», быта, суеты, монотонности контрастирует с напряженным ожиданием, внутренней готовностью к подвигу, малому или большому. Произведение метафорично: у каждого свои колокола, своя отметина. Олицетворения: мгновение придет, раздают, секунды свистят. Эпитетов мало: крохотных, обыкновенная. Литота: крохотных мгновений. Поэт обращается к читателю на «ты», интонация его подчеркнуто серьезна, со сдержанным пафосом. «Наверное» — указание на то, что автор не уверен, что его посыл будет понят и принят. Он открывает перед читателем свое сердце, принципы, но разделят ли их современники и потомки — ему неизвестно. Жизнь — череда моментов, среди которых нет неважных, проходных. Человек постоянно принимает решения: сказать, промолчать, начать или отложить.

Масштабность темы и лиричность ее воплощения — вот основа созданного в 1970-х годах произведения Р. Рождественского «Мгновения». Песня ушла в народ, стала одним из смысловых акцентов телефильма «Семнадцать мгновений весны».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Взял билет до станции

Взял билет до станции

Первая любовь.

Взял его негаданно.

Шутя.

Невзначай.

Не было попутчиков.

Был дым голубой.

Сигареты кислые.

И крепкий чай.

А ещё шаталась

монотонная мгла.

А ещё задумчиво

гудел паровоз…

Там, на этой станции,

вершина была.

Тёплая вершина.

До самых звёзд.

Ты её по имени сейчас не зови,

хоть она осталась —

лицом на зарю…

Встал я у подножия

Первой любви.

Пусть не поднимусь уже —

так посмотрю.

Потянулся к камню

раскалённой рукой.

Голову закинул,

торопясь и дрожа…

А вершины вроде бы

и нет

никакой.

А она,

оказывается,

в пол-этажа…

Погоди!

Но, может быть,

память слаба?..

Снег слетает мудро.

Широко.

Тяжело.

В слове

буквы смёрзлись.

Во фразе —

слова…

Ах, как замело всё!

Как замело!..

И летел из прошлого

поезд слепой.

Будто в долгий обморок,

в метели

нырял…

Есть такая станция —

Первая любовь.

Там темно и холодно.

Я проверял.

1980 год

*****

Родина моя

Я, ты, он, она,

Вместе — целая страна,

Вместе — дружная семья,

В слове «мы» — сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

Над тобою солнце светит,

Родина моя.

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя.

Я люблю, страна, твои просторы,

Я люблю твои поля и горы,

Сонные озера и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину

Радуга-дуга.

Нам откроет сто тропинок

Синяя тайга.

Вновь настанет время спелых ягод,

А потом опять на землю лягут

Белые, огромные, роскошные снега,

как будто праздник.

Будут на тебя звезды удивленно смотреть,

Будут над тобой добрые рассветы гореть вполнеба.

В синей вышине будут птицы радостно петь,

И будет песня звенеть над тобой в облаках

На крылатых твоих языках!

Я, ты, он, она,

Вместе — целая страна,

Вместе — дружная семья,

В слове «мы» — сто тысяч «я»,

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

Над тобою солнце светит,

Льется с высоты.

Все на свете, все на свете

Сможем я и ты,

Я прильну, земля, к твоим березам,

Я взгляну в глаза веселым грозам

И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.

Обняла весна цветная

Ширь твоих степей.

У тебя, страна, я знаю,

Солнечно в судьбе.

Нет тебе конца и нет начала,

И текут светло и величаво

Реки необъятные, как песня о тебе,

как будто праздник!

*****

Красивая женщина

Красивая женщина — это профессия.

И если она до сих пор не устроена,

ее осуждают и каждая версия

имеет своих безусловных сторонников.

Ей, с самого детства вскормленной не баснями,

остаться одною а, значит, бессильною,

намного страшнее, намного опаснее,

чем если б она не считалась красивою.

Пусть вдоволь листают романы прошедшие,

пусть бредят дурнушки заезжими принцами.

А в редкой профессии сказочной женщины

есть навыки, тайны, и строгие принципы.

Идет она молча по улице трепетной,

сидит как на троне с друзьями заклятыми.

Приходится жить — ежедневно расстрелянной

намеками, слухами, вздохами, взглядами.

Подругам она улыбается весело.

Подруги ответят и тут же обидятся…

Красивая женщина -это профессия,

А всё остальное — сплошное любительство!

Запись композиций

Выбрать исполнителя оказалось непростым делом. Композиции пробовали исполнять многие артисты, но режиссеру не нравились их версии. Вот как об этом вспоминает Вера Таривердиева:

Статья по теме

Пристроили «бесхозную мелодию». История песни из «Весны на Заречной улице»

— Пробовались практически все советские певцы – от Магомаева до Мулермана. Уже была готова фонограмма с записью Муслима Магомаева. Но Лиозновой все время казалось, что его, пусть и очень хорошему, исполнению чего-то не хватает. Она рискнула и попросила записать песни Иосифа Кобзона. Это было попадание в «десятку»! Магомаев обиделся. С Иосифом Кобзоном муж делал песни в течение месяца. Они работали над голосом. Татьяна Лиознова хотела, чтобы он был неузнаваем. В конце концов добились идеального исполнения.

Когда Магомаев услышал версию Кобзона, он согласился, что она идеально вписывается в фильм. Но все равно чувствовал досаду из-за того, что не получилось стать исполнителем композиций.

— Я записал песни к фильму, но, увы, мой голос не соединился с образом советского разведчика Штирлица-Тихонова, — признался певец. — С песней «Мгновения» ещё можно было покрутить и так, и этак — спеть пожёстче или более проникновенно. А с песней «Я прошу, хоть ненадолго…»… Как Микаэл Таривердиев ни изощрялся, ни варьировал, всё-таки это интонационно, мелодически напоминало «Историю любви» Франсиса Лея. Эту песню я так и спел — по-американски, по-фрэнксинатровски… Татьяна Михайловна просто сказала: «Нет» (эта маленькая женщина умеет отказать с жёсткой безапелляционностью). И предложила переделать. Я отказался. Я такой, какой есть, и подделываться под разведчика не могу, не хочу и не буду. Я никогда ни под кого не подстраиваюсь…

О негативной реакции Муслима Магометовича на выбор исполнителя вспоминал и и сам Микаэл Леонович:

— А Магомаев обиделся на меня тогда страшно. Дело не в том, что он пел плохо или хорошо. Просто для этой картины нужен был не его голос. Голос Кобзона попал в изображение, прямо в «десятку».

Роберт Рождественский. «Не думай о секундах свысока»

Его стихи идеально ложились на музыку. Композиторы-песенники утверждают: Роберт Рождественский был одним из первых, кто довёл песенную поэзию до уровня настоящей поэзии.

«Где он, этот день, и на каком календаре», «Я прошу, хоть ненадолго, боль моя, ты покинь меня», «Я сегодня до зари встану, по широкому пройду полю», «Позвони мне, позвони», «Не думай о секундах свысока…» — его стихи идеально ложились на музыку.

Композиторы-песенники утверждают: Роберт Рождественский был одним из первых, кто довёл песенную поэзию до уровня настоящей поэзии. Поэтом-песенником он стал случайно. Тогда не все коллеги и друзья одобрили этот выбор. Говорили — ты не песенник, ты большой поэт. Действительно, стихами Рождественского зачитывались миллионы советских людей. На знаменитые поэтические выступления в Политехническом музее собиралась вся молодежь того времени. Среди участников — поэты Евтушенко, Окуджава, Вознесенский, Ахмадулина — знаменитые «шестидесятники».

Эту удивительную эпоху мы увидим глазами Екатерины Рождественской, известного фотохудожника. Будучи ребенком, Катя была свидетелем этих удивительных встреч в их доме. Когда приходили Василий Аксёнов, Евгений Евтушенко, Виталий Коротич, Юлиан Панич, как много читали вслух, как много шутили, спорили о вечных ценностях в поисках правды.

Сегодня фотоаппарат в руках Екатерины — подготовка к выставке, посвященной юбилею отца. Каждая встреча с героем фильма — попала в объектив. Будущая экспозиция рождается на наших глазах. «Можно, я буду снимать?» — задает вопрос Галине Волчек Катя Рождественская и продолжает интервью. Вот Леонид Рошаль, Иосиф Кобзон, Игорь Николаев у рояля. И неслучайно. Мы слышим первые аккорды новой песни. Известному композитору Екатерина принесла свои любимые стихи папы. Мы стали свидетелями появления шлягера. «На стихи Роберта Рождественского написано много песен, и я думал, что ничего нового открыть уже невозможно

Но Катя Рождественская подсказала мне обратить внимание именно на эти стихи, и так родилась замечательная песня „Мы совпали с тобой“», — рассказывает Игорь Николаев

В фильме принимают участие:

вдова Роберта Рождественского — Алла Киреева,

дочери Екатерина и Ксения,

внуки Алексей и Дмитрий,

зять Дмитрий Бирюков,

поэт Евгений Евтушенко,

писатель Василий Аксенов (съемка 2006 года),

певец Иосиф Кобзон,

скульптор Георгий Франгулян,

композитор Игорь Николаев,

проректор Литературного института Михаил Стояновский.

Производство: ТК «Совершенно секретно». 2012

Продюсер: Этери Левиева.

Режиссер: Алексей Аленин.

Авторы: Никита Васильев, Мария Абрамова.

Будь, пожалуйста, послабее

Будь, пожалуйста, послабее.

Будь, пожалуйста.

И тогда подарю тебе я чудо запросто.

И тогда я вымахну — вырасту, стану особенным.

Из горящего дома вынесу тебя, сонную.

Я решусь на все неизвестное, на все безрассудное —

в море брошусь, густое, зловещее, и спасу тебя!..

Это будет сердцем велено мне, сердцем велено…

Но ведь ты же сильнее меня,

сильней и уверенней!

Ты сама готова спасти других от уныния тяжкого,

ты сама не боишься

ни свиста пурги, ни огня хрустящего.

Не заблудишься, не утонешь, зла не накопишь

Не заплачешь и не застонешь, если захочешь.

Станешь плавной и станешь ветреной, если захочешь…

Мне с тобою — такой уверенной —

трудно очень.

Хоть нарочно, хоть на мгновенье —

я прошу, робея,- помоги мне в себя поверить,

стань слабее.

*****

Приду к тебе

Только захоти —

Приду к тебе,

Отдыхом в пути

Приду к тебе.

К тебе зарей приду,

Живой водой приду.

Захочешь ты весны —

И я весной приду к тебе.

Приду к тебе я

Отзвуком в ночной тиши,

Огнем негаснущим,

Крутым огнем твоей души…

Слова найду святые,

Я для тебя найду слова…

Слова найду святые,

Я для тебя найду слова.

Сквозь громаду верст

Приду к тебе,

Светом дальних звезд

Приду к тебе,

К тебе во сне приду

И наяву приду,

Захочешь ты дождя,

И я дождем приду к тебе!..

Приду к тебе я

Отзвуком в ночной тиши,

Огнем негаснущим,

Крутым огнем твоей души…

Слова найду святые,

Я для тебя найду слова…

Слова найду святые,

Я для тебя найду слова.

*****

Отдать тебе любовь?

— Отдать тебе любовь?

— Отдай!

— Она в грязи…

— Отдай в грязи!..

— Я погадать хочу…

— Гадай.

— Еще хочу спросить…

— Спроси!..

— Допустим, постучусь…

— Впущу!

— Допустим, позову…

— Пойду!

— А если там беда?

— В беду!

— А если обману?

— Прощу!

— «Спой!»- прикажу тебе..

— Спою!

— Запри для друга дверь…

— Запру!

— Скажу тебе: убей!..

— Убью!

— Скажу тебе: умри!..

— Умру!

— А если захлебнусь?

— Спасу!

— А если будет боль?

— Стерплю!

— А если вдруг — стена?

— Снесу!

— А если — узел?

— Разрублю!

— А если сто узлов?

— И сто!..

— Любовь тебе отдать?

— Любовь!..

— Не будет этого!

— За что?!

— За то, что

не люблю рабов.

1969 год

*****

Анализ стихотворения Рождественского «Мгновения»

Военный фильм «Семнадцать мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году, по праву является классикой советского кинематографа. Однако мало кто знает о том, что слова к заглавной песне этого сериала под названием «Мгновения» были написаны поэтом Робертом Рождественским. Собственно говоря, это произведение появилось несколько раньше, и автор не подозревал, что вскоре вся необъятная страна будет его цитировать. Да и смысл в так популярные ныне строки поэт вкладывал совершенно иной. Но так случилось, что именно это произведение смогло наиболее полно передать настроение фильма и стать его «визитной карточкой». Действительно, жизнь разведчика состоит из мгновений, которые впоследствии складываются в целостную картину. Однако в тот момент, когда рождались строки этого произведения, их автор думал не о великих подвигах, а о скоротечности человеческой жизни.

Философский смысл «Мгновений» очевиден, ведь, как тонко подметил поэт, не стоит думать «о секундах свысока». Порой достаточно одного мига, чтобы человеческая жизнь кардинально переменилась или же вовсе оборвалась. Но понять это может лишь тот, кто сам неоднократно находился на краю пропасти. Роберт Рождественский относится к числу таких людей, так как расцвет его творчества пришелся на послевоенные годы, когда за одно необдуманное слово можно было стать жертвой репрессий. Между тем, этому поэту не только удалось выжить, но и стать культовой фигурой в советской поэзии. Но какую цену за это пришлось заплатить, знает один лишь поэт. Поэтому он отмечает, что «мгновенья раздают – кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие», намекая на то, что многие его коллеги ради славы пошли на предательство своих друзей и близких
. Автор не сомневается, что рано или поздно правда все же восторжествует, и поступки людей, создающих историю, получат объективную оценку. Но при том он отмечает, что для принятия тех или иных решений и в прошлом, и в настоящем, и в будущем требуются всего лишь мгновения.

Их значение трудно переоценить, потому что они являются путеводными маяками в жизни каждого из нас. Поэтому неудивительно, что некоторые люди годами ждут, когда же наступит тот самый момент истины, откровения и свершения важных поступков. Сам же поэт считает, что специально подстраиваться под мгновения не стоит, достаточно лишь «просто помнить долг» и жить по совести. Тогда не придется сожалеть о секунда, кардинально меняющих жизнь и заставляющих каждого из нас принимать судьбоносные решения, последствия которых станут очевидными лишь спустя какое-то время.

Не думай о секундах свысока.
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола, своя отметина,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье, где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.
И ты, порой, почти полжизни ждешь,
когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.
А в общем,
надо просто помнить долг
от первого мгновенья до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное,-
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.

Позвони мне

Позвони мне, позвони.

Позвони мне, ради бога!

Через время протяни

голос тихий и глубокий.

Звёзды тают над Москвой.

Может, я забыла гордость?

Как хочу я слышать голос,

как хочу я слышать голос,

долгожданный голос твой!

Позвони мне,

позвони…

Без тебя проходят дни.

Что со мною, я не знаю.

Умоляю, позвони!

Позвони мне, заклинаю!

Дотянись издалека.

Пусть над этой звёздной бездной

вдруг раздастся гром небесный,

вдруг раздастся гром небесный

телефонного звонка!

Позвони мне,

позвони…

Если я в твоей судьбе

ничего уже не значу,

я забуду о тебе,

я смогу, я не заплачу.

Эту боль перетерпя,

я дышать не перестану.

Всё равно счастливой стану,

всё равно счастливой стану,

даже если без тебя!

*****

Образы и символы

Лирическим героем можно считать одну из многочисленных граней автора какого-либо произведения. То же самое касается и лирики Роберта Рождественского.

Лирический герой «Мгновения» — это одна из граней поэта Рождественского, который задумывается о жизни, о человеческих ценностях, который анализирует себя «в жизни», анализирует окружающих его людей и, в конечном счете, пишет данное стихотворение, которое является «сутью жизни».

Основным образом стихотворения является мгновение. Поэт сравнивает его и с пулями, и с дождём.

Сравнение с пулей неслучайное! Пуля имеет большую скорость и поражающую способность. Мгновения, мимолетные события также быстры, также, порой, сокрушительны, они также меняют жизнь, толкают на переоценку ценностей, они также малы и также сильны.

Сравнение мгновений с дождём также интересно. Во-первых, это очень образно, наглядно, так как полотно дождя соткано из маленьких капель, которые сопоставимы с мгновениями, из которых плетётся жизнь. Во-вторых, дождь имеет несколько, противоположных по характеру, значений, как и мгновения, которые могут быть окрашены как в светлые тона, так и в цвета более темные. Дождь – символ блаженства, очищения и преображения, а также иногда дождь ассоциируется с печалью. Но в целом, обобщенно, дождь, как символ, положителен. Тоже самое можно сказать и о мгновениях. Они бывают радостными и вдохновляющими, а бывают абсолютно противоположными. Но оглядываясь назад, на пройденные мгновения, человек видит свою жизнь только в светлых красках, переоценивая некоторые события, всматриваясь в самую их суть.

Данная строка, которая повторяется в произведении дважды, является образным определением мгновения. В ней заключен очень простой смысл: бережно относиться ко времени, отведенному именно тебе.

Поговорку «копейка рубль бережёт» можно модифицировать во фразу «секунда сутки бережёт» или «мгновенье вечность бережёт». Смысл у всех этих ёмких изречений один: не пренебрегай малым, дабы получить многое.

Мне кажется неслучайным многократное повторение слова «мгновение» в произведении:

Да, данная структура очень «музыкальна», добавляет напевности стихотворению, но, помимо этого, она (структура) ещё и объемна, то есть «физически» показывает, как «крохотные мгновения» складываются в большое, значимое и заметное.

Неправда, что время уходит

Неправда, что время уходит.

Это уходим мы.

По неподвижному времени.

По его протяжным долинам.

Мимо забытых санок посреди сибирской зимы.

Мимо иртышских плесов с ветром неповторимым.

Там, за нашими спинами, —

мгла с четырех сторон.

И одинокое дерево, согнутое нелепо.

Под невесомыми бомбами —

заиндевевший перрон.

Руки, не дотянувшиеся до пайкового хлеба.

Там, за нашими спинами, —

снежная глубина.

Там обожженные плечи деревенеют от боли.

Над затемненным городом

песня:

«Вставай, страна-а!..»

«А-а-а-а…» — отдается гулко, будто в пустом соборе.

Мы покидаем прошлое.

Хрустит песок на зубах.

Ржавый кустарник призрачно топорщится у дороги.

И мы на нем оставляем

клочья отцовских рубах

и надеваем синтетику, вредную для здоровья.

Идем к черте, за которой —

недолгие слезы жен.

Осатанелый полдень.

Грома неслышные гулы.

Больницы,

откуда нас вынесут.

Седенький дирижер.

И тромбонист,

облизывающий пересохшие губы.

Дорога — в виде спирали.

Дорога — в виде кольца.

Но —

отобедав картошкой или гречневой кашей —

историю Человечества

до собственного конца

каждый проходит по времени.

Каждый проходит.

Каждый.

И каждому — поочередно —

то солнечно, то темно.

Мы измеряем дорогу

мерой своих аршинов.

Ибо уже установлено кем-то давным-давно:

весь человеческий опыт —

есть повторенье ошибок…

И мы идем к горизонту.

Кашляем.

Рано встаем.

Открываем школы и памятники.

Звезды и магазины…

Неправда, что мы стареем!

Просто — мы устаем.

И тихо отходим в сторону,

когда кончаются силы.

Обвинения в плагиате

После выхода фильма на экраны многие решили, что «Песня о далекой Родине» и правда напоминает произведение Франсиса Лея. В Союз композиторов СССР даже пришла телеграмма такого содержания: «Поздравляю успехом моей музыки советском фильме. Франсис Лей».

Обвинения в плагиате не прошли даром для Таривердиева: его не звали на телевидение, от него отвернулись многие коллеги, за спиной сплетничали недоброжелатели. А позже выяснилось, что у Лея нет претензий к советскому композитору, а пресловутую телеграмму анонимный шутник выслал из московского телеграфа.

Секретный Юлиан Семёнов. Что скрывал «отец» Штирлица?
Подробнее

Спасибо, жизнь

Спасибо, жизнь, за то что вновь приходит день,

Что зреет хлеб и что взрослеют дети.

Спасибо, жизнь, тебе за всех родных людей,

Живущих на таком огромном свете.

Спасибо, жизнь, за то, что этот щедрый век

Звучал во мне то щедростью, то болью

За ширь твоих дорог, в которых человек,

Все испытав, становится собою.

За то, что ты река без берегов,

За каждую весну твою и зиму,

За всех друзей и даже за врагов —

Спасибо жизнь. За все тебе спасибо!

За слезы и за счастье наяву,

За то, то ты жалеть меня не стала,

За каждый миг в котором я живу,

Но не за тот в котором перестану.

Спасибо жизнь, что я перед тобой в долгу,

За прошлую и завтрашнюю силу.

За все что я еще успею и смогу,

Спасибо, жизнь, воистину спасибо.

*****

За тобой через года

За тобой

через года

иду,

не колеблясь.

Если ты —

провода,

я —

троллейбус.

Ухвачусь за провода

руками долгими,

буду жить

всегда-всегда

твоими токами.

Слышу я:

«Откажись!

Пойми

разумом:

неужели это жизнь —

быть привязанным?!

Неужели в этом есть

своя логика?!

Ой, гляди —

надоест!

Будет плохо».

Ладно!

Пусть своё

гнут —

врут расцвеченно.

С ними я

на пять минут,

с тобой —

вечно!

Ты —

мой ветер и цепи,

сила и слабость.

Мне в тебе,

будто в церкви,

страшно и сладко.

Ты —

неоткрытые моря,

мысли тайные.

Ты —

дорога моя,

давняя,

дальняя.

Вдруг —

ведёшь меня

в леса!

Вдруг —

в Сахары!

Вот бросаешь,

тряся,

на ухабы!

Как ребёнок, смешишь.

Злишь, как пытка…

Интересно мне

жить.

Любопытно!

1962 год

*****

Помните

(Отрывок из стихотворения «Реквием»)

Помните!

Через века, через года, —

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, —

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся, —

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье, —

пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —

помните!

О тех,

кто уже никогда не споет, —

помните!

Детям своим расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, —

о погибших

помните!

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда, —

заклинаю, —

помните!

1960 год

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: