Стихотворение «Ненужное письмо» Северянин Игорь
Семь лет она не писала, Семь лет молчала она. Должно быть, ей грустно стало, Но, впрочем, теперь весна.
В ее письме ни строчки О нашей горькой дочке. О тоске, о тоске,- Спокойно перо в руке.
Письмо ничем не дышит, Как вечер в октябре. Она бесстрастно пишет О своей сестре.
Ах, что же я отвечу И надо ли отвечать… Но сегодняшний вечер Будет опять, опять.
(2 votes, average: 3,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Пишет мне сестричка Пишет мне сестричка, только В буквы слезы льет, Пишет, что гуляет Колька, — Только дым идет. Все до поры, до времени, Потом растает дым, Отпустят в октябре меня, Тогда и…
- Прошло семь лет Прошло семь лет, а может быть, семь бед, а может, семь веселых каруселей мимо тебя галопом пролетели, а может, семь дождей и семь метелей семь раз успели замести мой след……
- Ответ на письмо Что я тебе отвечу на обман? Что наши встречи давние у стога? Когда сбежала ты в Азербайджан, Не говорил я: «Скатертью дорога!» Да, я любил. Ну что же? Ну и…
- Письмо Франсуа Вийону Добрый вечер, коллега! Здравствуйте, Франсуа! (Кажется, по-французски это звучит «бон суар».) Скорее сюда, трактирщик, беги и вина налей. Мы с вами сегодня живы, что может быть веселей! Но в темную…
- Письмо (Я здесь живу…) Я здесь живу на сквозняке, Меж гор, поднявшихся до неба, Не на курорте, а в тоске, В какой еще ни разу не был. Уж месяц март, а здесь зима —…
- Что делать, мой ангел, мы стали спокойней Что делать, мой ангел, мы стали спокойней, мы стали смиренней. За дымкой метели так мирно клубится наш милый Парнас. И вот наступает то странное время иных измерений, где прежние мерки…
- Путник замечает ненужное вполне Путник замечает ненужное вполне: лошадиную кость и брошеный сапог, в расщелине двух ящериц и мох, и припек более жаркий, чем извне. Пахнет незатейливостью такой мирок и пылью, и чтобы сюда…
- Письмо торговца фруктами с Центрального рынка Жора и Аркадий Вайнер! Вам салям алейкум, пусть Мы знакомы с вами втайне, — Кодекс знаем наизусть. Пишут вам семь аксакалов Гиндукушенской земли, Потому что семь журналов Вас на нас…
- Письмо с позиций Если умру я, усну навсегда, Кто пожалеет? Может быть солнце могилу мою В полдень согреет? Может быть, ветер в могильных кустах Ночью заплачет? Может быть, месяц, как по полю конь,…
- Письмо Мы не рыбы и не птицы, И в отечестве своем Мы привыкли веселиться И печалиться вдвоем. Одиноко мне и жарко. Напишу возьму письмо. Есть конверт. Наклею марку. Пусть идет себе…
- Письмо Писать всю ночь письмо. Писать, еще не зная, Сумеешь ли послать. И все-таки писать. Для самого себя. Поймешь ли ты, родная, Что я хотел сказать? Нет, спутался опять! Писать всю…
- Шестилетней Оле Рано дед проснулся, Крякнул, потянулся, Давши мыслям волю, Вспомнил внучку Олю. Семь часов пробило; Затопили печку, Темно очень было, И зажег он свечку. И дедушка хилый К внучке своей милой…
- К М. Л. Огаревой (Хочу еще письмо писать…) 1 18 декабря, вечером Хочу еще письмо писать От делать нечего и скуки И время длинное разлуки Стихом причудливым занять. Я здесь один и словно в пытке: Тоска, и на…
- Ты письмо мое, милый, не комкай Ты письмо мое, милый, не комкай. До конца его, друг, прочти. Надоело мне быть незнакомкой, Быть чужой на твоем пути. Не гляди так, не хмурься гневно, Я любимая, я твоя….
- К княгине Дашковой. Письмо на случай открытия Академии российской Избранная Минервы волей Устроить росским музам сень, Позволь для них счастливый день Восторженну их лучшей долей Оставить в памяти граждан… Не думай, чтобы я, гордяся Талантом, мне который дан, И…
- Письмо Письма солдатский треугольник, С дороги посланный домой, Опять напомнил мне сегодня Год сорок первый, роковой. Еще июню — половина, В полях пшеничных — тишина. Мчит эшелон по Украине, Мы солнцу…
- Письмо о пользе желаний Наскуча век желаньями терзаться, Препятством чтя их к благу моему, Сжал сердце я и волю дал уму, Чтобы от них навеки отвязаться. Все суета — так пишет Соломон; Хоть ныне…
- Я целовал твое письмо Я целовал твое письмо, Не унимая нервной дрожи. В нем наказание само, В нем отречение — и все же Я целовал твое письмо. Могло бы быть совсем иначе. Не плачу…
- Открытое письмо Не в том, что ты была горда, — Начало всех начал, Не в том, что пела ты, когда Я злился и молчал. Да и не в кротости твоей В какой-то…
- Письмо товарищу Кострову Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я растранжирю. Представьте: входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту…
Вы сейчас читаете стих Ненужное письмо, поэта Северянин Игорь
Примечания
. Игорь Северянин глазами современников / Сборник. Сост., вступ. ст. и коммент. Терехиной В.Н. и Шубниковой-Гусевой Н.И. СПб.: ООО «Полиграф», 2009. С. 99. Д. Бурлюк, однако, несколько ошибся в подсчетах: за 1913—1918 гг. книга выдержала десять изданий, восемь из которых вышли в свет с 1913 по 1915 гг.
. См. предисловие Ф. Сологуба к первому изданию «Громокипящего кубка» (1913).
. См. запись А. Блока в дневнике 1913 года: «…вчера я читал маме и тете его книгу («Г. к.» — прим. В. Б.). Отказываюсь от многих своих слов, я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это настоящий, свежий детский талант» («Игорь Северянин глазами современников». С 49). Запись сделана 25 марта. Как известно, «Громокипящий кубок» вышел в свет 4 марта.
. См. статью В. Брюсова «Игорь Северянин» (1915): «Не думаем, что надобно было доказывать, что Игорь Северянин — истинный поэт. Это почувствует каждый <…>, кто прочтет «Громокипящий кубок» (Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 299).
. См. статью В. Ходасевича «Обманутые надежды» (1915) // Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 509511.
. Игорь Северянин глазами современников. С. 48.
. См. теоретические соображения А. Блока по поводу книги стихов, высказанные им в рецензии на сборник В. Гофмана «Книга вступлений»: «Задача каждого сборника стихов состоит, между прочим, в группировке их, которая должна наметить основные исходные точки; от каждой их них идет пучок стихов, пусть многообразных, но с им одним присущим ароматом. Так создаются отделы, которых, однако, может и не быть в случае однозвучности всех стихов» (Блок А.А. Виктор Гофман. Книга вступлений. Лирика 1902—1904 // Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5. М.; Л., 1962. С. 552).
. «<…> следует иметь в виду условность понятий «роман» и «сюжет» по отношению к циклизации в лирике. Понятие «сюжет» употребляется вообще очень широко по отношению к лирике, остается слишком многозначным» (Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. С. 43.)
. «В грехе — забвенье».
. «В очарованьи».
. «Намеки жизни».
. «В грехе забвенья».
. К стихотворениям такого типа поэт обращается чаще всего при раскрытии образа возлюбленной.
. «В березовом коттэдже».
. «День на ферме».
. «В кленах раскидистых».
. «Это все для ребенка».
. К. Бальмонт «Дон Жуан».
. Подчеркнем еще раз условность этих понятий применительно к лирике.
. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. С. 65.
. Цит. по: Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы. С. 655—656.
. «Ты ко мне не вернешься».
. Кошелев В. Гумилев и «северянинщина». Две маски // Русская литература. 1993. № 3. С. 167.
. «Гурманка».
. См. стихотворение «В пяти верстах по полотну».
. «Четкая поэза».
. «Земля и солнце».
. Цит. по: Кокорев А., Руга В. Москва повседневная. Очерки городской жизни начала XX века. М., 2006. С. 412.
. «Тринадцатая».
. «Прогулка короля».
. Можно предположить, что сонеты «Оскар Уайльд», «Гюи де Мопассан» и «Памяти Амбруаза Тома» предвосхитили поэтику будущих «медальонов», которые были написаны в 1925—1933 гг.
. Игорь Северянин глазами современников. С. 69, 87.
. Цит. по: Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы. С. 701.
. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. С. 43.
. Иванов-Разумник Р.В. Мороженое из сирени // Игорь Северянин. Царственный паяц. С. 345.
. Амфитеатров А. Человек, которого жаль // Там же. С. 367.
. Гиппиус В. Русская хандра // Там же. С. 359—360.
. Вольная трактовка тыняновской характеристики лирического героя Блока.
. См., например: Терехина В.Н., Шубникова-Гусева Н.И. «Согреет всех мое бессмертье…» // Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы.
. См. заключительные строки стихотворения «Я — композитор» (1912): «Я — композитор: в моих стихах / Чаруйные ритмы».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Очень нужен анализ стихотворения «Мои похороны» Северянина. Можно не очень большой.
Рита Терёхина Ученик (137) 2 года назад
Даниил Швартц Ученик (100) 2 года назад
Я согласен с анализом Риммы Мельниковой, но хотел бы дополнить. В стихотворении указанны цветы: мимоза, лилия, фиалка .На языке цветов это означает — что автора будут помнить как человека чистого, величественного, гордого, чуткого, скромного, верного.
ALO Ученик (141) 2 года назад
Белый гроб, словно фарфор. Он чист и «яблочные снежинки» — это лепестки цветов яблони. «И похоронят (. как Суворова. )» Гроб Суворова не мог пройти в узкие двери и поэтому его пришлось спустить с балкона на руки суворовским гренадерам-ветеранам, пришедшим на похороны. — т. е. Его гроб пронесут на руках. «Не повезут поэта лошади -Век даст мотор для катафалка. » — ну с этим всё понятно. Поэт смотрит в будущий век. Только не ясно, радуется-ли он тому, что его гроб повезут в катафалке. «На гроб букеты вы положите: Мимоза, лилия, фиалка. » — ну тут всё ясно и без объяснений. «Под искры музыки оркестровой, Под вздох изнеженной малины -Она, кого я так приветствовал, Протрелит полонез Филины. » — про девушку, которая будет петь на его похоронах. «Всем будет весело и солнечно, Осветит лица милосердье. » — поэт верит, что будет хорошая погода, что никто не будет плакать на его похоронах, не будет горевать и рыдать в три ручья. Что лица будут спокойные, выражающие спокойствие их душ и сердец. «И светозарно, ореолочноСогреет всех мое бессмертье! » — он станет бессмертным, благодаря своим стихам, которые будут озарять и согревать тех, кто будет читать его стихотворения. Тех, кто проникнется его стихами, словами, рифмами. Стихотворение про то, что время движется дальше и люди не стоят на месте. И рождаются, и умирают, их неизменно преследует прогресс. И не смотря на потерю этого человека, остальные не станут долго горевать и будут смотреть вперёд, Но при этом, люди никогда о нём не забудут, пока существуют его стихотворения.
Кузнецова Ульяна Ученик (91) 2 года назад
Имя Фамилия Ученик (106) 2 года назад
«Классические розы», анализ стихотворения Северянина
В 1918 году после Октябрьской революции поэт-литератор Игорь Северянин переезжает жить из Петербурга в Эстонию, в Эст-Тойлу, где он всегда проводил весну и лето. Исторические перевороты изменили жизнь не только всей страны, но и каждого конкретного человека в ней. Поэт оказался в чужой для него атмосфере. Все, что было для него дорого и мило, осталось в прошлом. А жизнь предлагала новые варианты политической розни, ожесточенной борьбы. Под сомнение ставились ценности, которые до этого признавались человечеством. Время мало способствовало поэзии, но все же поэт выпустил 9 книг, сделал много переводов.
Поиски истинной тропы, пути к себе, к прошлому поэт выразил в своем стихотворении «Классические розы», написанном в 1925 году. Тоска по родине — основной фон этого произведения, а тема неоправдавшихся патриотических надежд — главный элемент его содержания. Минорный пафос стихотворения передает трагизм событий того времени и переживаний автора.
Стихотворение разделено на три смысловые части. Первая рассказывает о прошлом, подчеркивая его фразой «Как хороши, как свежи были розы». В то время мечты людей были «прозрачны и ясны», а сам поэт имел и любовь, и славу. Во второй автор описывает настоящее: «Как хороши, как свежи ныне розы». Несмотря на то, что «всюду льются слезы», и перестала существовать целая страна, нет тех людей, которые в ней жили. А третья часть рассказывает о том, что будет: грозы стихают, Россия ищет свои тропы. Розы все также прекрасны, но когда-то они должны будут упасть на гроб поэта. Между всеми тремя частями существует явный контраст, кроме одного сходства – как хороши розы в прошедшем, настоящем и будущем.
Поэты всегда отзывались с болью на драматические события в политической жизни родины. Истинные патриоты мечтали видеть ее счастливой, а, значит, свободной. Свое предназначение художники слова несут в служении своему народу, Отчизне.
В произведении «Классические розы» звучит тревога за Россию, за ее людей. Автор выражает надежду на то, что его родина все-таки найдет выход.
Понимая и принимая неизбежное, мысленным взором лирический герой проследил за своим уходом из жизни.
Понятие «роза», которое автор вынес в заглавие произведения, выражает символ красоты, торжественности, но в то же время и опасности, заключенной в шипах цветка. Так принято, что цветы символизируют радость жизнь, ее победу над смертью. Однако на могилу тоже кладут цветы, высаживают их, отсюда ассоциация с трауром. Так и в стихотворении «Классические розы» этот величественный цветок используется в двойном значении: сначала это символ любви и позитивных воспоминаний, а затем символ траура – розы, брошенные в гроб.
Лирическое произведение «Классические розы» — это стихотворение, жанр которого сам автор определил как «стихотворение без рифмы и размера». Три временных пласта — прошлое, настоящее и будущее, четко распределены по строфам. Каждая строфа оканчивается восклицательным знаком, что подчеркивает эмоциональную окраску речи.
Половину строк стиха составляют метафоры и эпитеты — «Как свежи розы», «роились грезы», розы любви, лета прошли, «Россия ищет троп».
Важную роль играет интертекст: строка из элегии И. Мятлева «Розы» повторяется в стихотворении трижды в неизменном виде.
После ознакомления со стихотворением «Классические розы» становится понятно — за маской лирика и мечтателя Игоря Северянина скрывалось страдающее лицо поэта. Его соотечественникам не дано было бросить розы в гроб поэта, но их потомкам суждено прочесть и осмыслить произведения человека, который слишком долго ждал понимания.
- «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
- «Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
- «Град», анализ стихотворения Северянина
- «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
- «Родник», анализ стихотворения Северянина
- «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- Игорь Северянин, краткая биография
По произведению: «Классические розы»
По писателю: Северянин Игорь
Рождение эгофутуриста
На момент написания стихотворения Лотареву 23 года, и он только недавно начал подписываться псевдонимом Северянин, публикуя тематические брошюры, чаще по теме «Морская война» (Игорь провел часть детства в Порт-Артуре, отсюда и отпечаток).
Внутри поэта вызревает эгофутуризм, датой его появления считают брошюру «Пролог эго-футуризма», но это будет только в следующем, 1911 году.
К рождению строк стиха «Мои похороны» Северянина подтолкнул страх смерти, точнее не самой смерти, а небытия после неё, когда поплакали и разошлись, а после тебя ничего не осталось. В произведении автор мнит себя великим и оставляет миру после кончины большое наследие, за что его похороны превращаются в торжественную церемонию государственного уровня.
Жанр, рифма, тропы и композиция
Стихотворение относится к жанру философской лирики с легким налетом автопортрета, где композиция состоит из четырех катренов и развивается линейно, не имея сюжетных повторов и окольцовки.
Рифмовка перекрестная (фарфоровый – яблоновых – Суворова – новых), во второй и четвертой строфах все рифмы открытые, а в первом и третьем катрене они сочетаются с закрытыми рифмами.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (гроб фарфоровый, снежинки яблоновые, музыка оркестровая).
- Олицетворения (вздох изнеженной малины, согреет бессмертие, век даст, осветит лица милосердие).
- Метафора (ткань снежинок яблоновых).
- Инверсии (гроб фарфоровый, снежинки яблоновые, музыка оркестровая, согреет бессмертие).
Отметим также обязательные для Северянина неологизмы (протрелит, яблоновые), катахрезу «искры музыки» и восклицание в финале, с помощью которого автор подчеркивает значимость последних строк, делает акцент на бессмертии поэта.
Вот так вот, с помощью микста таланта и эпатажа, Северянин всходил на Олимп русских поэтов. Свой творческий путь он после хорошо объяснил в стихотворении «Двусмысленная слава», написанном в 1918 году и обращенном к критикам и тем, кто сомневается в высоте его полета.
Анализ стихотворения Игоря Северянина «Я гений»
Игорь Северянин оставил свой след в литературе «серебряного века». Он сделал неоценимый вклад в русскую поэзию. Судьба Северянина сложилась непросто. Он достигал вершину славы, однако умер в нищете, забытый всеми. В его стихах присутствовала лирика и ирония. В качестве примера можно привести стихотворение «Я гений». Оно вызвало в общество бурю негативных эмоций.
Одной из особенностей этого произведения является сложность его восприятия. Это связано с тем, что в нем много измененных слов. Чтобы понять его, необходимы определенные знания. Автор написал его таким, чтобы добиться особого звучания. Он дробил слова и заимствовал их из устаревшей речи.
Другой отличительной чертой стихотворения является сочетание лирики и иронии. Мы видим понятные образы, за которыми что-то скрывается. Что-то большее и истинное. Автор хвалит себя и возвышает свой талант. Но за этими выражениями скрывается что-то пустое.
Скорее всего, автор хотел показать, что за всеми хвалебными речами, за славой скрыта пустота. Северянин высмеивает свои же речи. Основную суть этого стиха можно объяснить, как то, что возвышение самого себя будет высмеяно. Рано или поздно это приведет к забвению.
Это произведение оказывает сильное влияние на читателя. Его можно назвать гениальным, несмотря на сложную восприимчивость.
Сочинения по картинам | Сочинения по литературе и на тему
Оригинал текста
Меня положат в гроб фарфоровыйНа ткань снежинок яблоновых,И похоронят (…как Суворова…)Меня, новейшего из новых.
Не повезут поэта лошади -Век даст мотор для катафалка.На гроб букеты вы положите:Мимоза, лилия, фиалка.
Под искры музыки оркестровой,Под вздох изнеженной малины -Она, кого я так приветствовал,Протрелит полонез Филины.
Всем будет весело и солнечно,Осветит лица милосердье…И светозарно, ореолочноСогреет всех мое бессмертье!
1910 год.
Стихотворение «Мои похороны», созданное Северяниным в 1910 году, есть смакование поэтом собственных похорон на фоне достигнутой славы, когда процессия величественна и ей в такт плачут народные волны. Стих относится к ранней лирике Игоря Васильевича, когда он еще не обрел славы, но уже шел к ней семимильными шагами.
Анализ стихотворения Северянина «Мои похороны»
Стихотворение «Мои похороны» написано в 1910 году. Только подобный Игорю Васильевичу двадцатитрехлетний человек крайне широких взглядов может позволить себе кокетничать на тему смерти, эпатируя читателя. Стихотворение ясно показывает, что автор жаждет славы: лавры не кого-нибудь, а А. В. Суворова не дают ему покоя – поэт желает посоревноваться в величии с прославленным русским полководцем.
У Игоря Васильевича была прекрасная память, позволявшая ему на слух воспроизводить довольно сложные оперные партии, и замечательный голос. На первых выступлениях поэт пел свои стихи именно на мотив полонеза Филины – арии из оперы французского композитора Амбруаза Тома. Полонез Филины по жанру – торжественный танец-шествие, сложнейшая женская вокальная партия, включающая виртуозные пассажи (так называемые трели). Отсюда неологизм «протрелит» – «пропоет».
Вставная конструкция «…похоронят, как Суворова…» требует пояснения. При выносе гроба с телом А. В. Суворова оказалось, что он не может пройти в узкие двери комнаты, и его пришлось спускать с балкона на руки пришедшим на похороны гренадерам-ветеранам. То есть, Северянин считает себя заслуживающим аналогичной посмертной почести – поэт считает, что его гроб пронесут на руках.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
эпитеты – «гроб фарфоровый (белого цвета, а не из фарфора)», «изнеженная малина», «яблоновые снежинки»;
метафоры – «ткань снежинок яблоновых (слой лепестков яблоневого цвета, напоминающих снежинки)»;
катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих гармоничное смысловое целое) – «искры музыки»;
олицетворения – «вздох малины», «осветит лица милосердье», «согреет бессмертье», «век даст мотор» – поэт уверен, что его слава переживет века;
многочисленные параллельные ряды однородных членов предложения – «в гроб, на ткань», «мимоза, лилия, фиалка», «вздох, искры», «весело и солнечно», «светозарно, ореолочно»;
синтаксический параллелизм – «под искры, под вздох»;
антитезу «не лошади – (а) век…», включающую в себя эллипсис;
лексический повтор – «меня положат … и похоронят, меня…»;
яркие, запоминающиеся авторские неологизмы – «яблоновые», «протрелит», «ореолочно (то есть, выделив на силуэтах ореолы, световую кайму)», задерживающие внимание читателя;
инверсию «не повезут лошади», «музыка оркестровая», «осветит лица милосердье», «согреет бессмертие», позволяющую построить рифму.
Наречие «ореолочно» является аллюзией, отсылающей читателя к нимбам святых. То есть, поэт самоуверенно полагает, что его физическая смерть не только трансформируется в бессмертие, но и очистит людей духовно, примирит враждующих. Действительность оказалась гораздо прозаичнее.
Игорь СеверянинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Краткий анализ катренов
С первых строк произведения автор показывает пышность похорон, что превозносит покойника, делая его чуть ли не национальным достоянием.
Лотарев-Северянин сравнивает свои похороны с погребением Суворова – он, поэт, создал новый стиль в русской поэзии и достоин за это высших почестей.
Катафалк будут вести на авто, а гроб непременно украсят дорогими цветами, так как продукт цветоводства подешевле просто оскорбит память поэта-футуриста.
На похоронах обязательно будет и таинственная возлюбленная, которая исполнит в слезах полонез Филины, прощаясь с поэтом, без которого земля русская оскудела, а дети осиротели).
В финале автор подчеркивает, что это будет не траурная процессия в её прямом понимании, так как умерло тело, но поэт жив в своих стихах, а значит бессмертен. Его бессмертие будет царить над головами людей, как ореол, согреет их милостью сияния и наградит великим разумом, оставленным поэтом на пороге могилы.
Это стихотворение есть шаг к славе, которая не смогла сохранить тело пиита, но оставила после его смерти великое наследие, которое с определенной толикой отступления и можно называть бессмертием.
Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное
Игорь Северянин поэт 20 века.
Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.
«Futurum» в переводе с латыни означает «будущее, а «Ego» — «я». Отрицая все традиции русской поэзии, они пытались создать новый язык, конструировали новые слова, декларировали новую мораль, где центром внимания поэта становится его собственное «я».
Эгофутурист Игорь Северянин – самый яркий представитель этой эпатажной поэзии. Его сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» были невероятно популярны, а его «поэзоконцерты» собирали полные залы и вызывали ажиотаж.
«Ананасы в шампанском» — одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни.
Неспроста каждое предложение в нем – односоставное и с восклицательным знаком в конце. Общей картинки нет, только обрывочное мелькание «видеокадров», из которых складывается противоречивое впечатление: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов».
В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.
И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс». Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.
«Кензель». Для справки: кензелем в литературоведении называют форму стихотворения, включающего в себя три пятистишия. «Кензель» написан в 1911 году. Его очень любили слушать поклонники в исполнении Северянина на многочисленных выступлениях в разных городах. Буквально после первых слов «В шумном платье муаровом…» раздавались восторженные аплодисменты.
Стихотворение рисует перед нами изысканный, экзотический мир, принадлежащий таинственной женщине. Она идет по ночной, «олуненной» аллее, ассоциируясь с морем («проходите морево»), потому что платье у нее шумное, муаровое (шелк, переливающийся разными оттенками) тальма (накидка) «лазорева».
Утонченная, «изящная», «эстетная», она производит чарующее впечатление на фоне лунной ночи и песочной дорожки, «от листвы разузоренной», подобно меху ягуара. Красота и тайна женщины вызывают мысли о любви. Конечно, ей «предназначено» «любовное упоенье», ведь для такой неземной женщины «ночь всегда новобрачная». Но «найдется ли пара» подобному чуду? Вряд ли
. Она сядет в бензиновый ландолет, доверив жизнь «мальчику в макинтоше резиновом», закроет ему глаза своим «жасминовым», «шумным», «муаровым платьем»… Что последует за этим? Разбитый автомобиль, погубленная жизнь, мимолетная, ничего не значащая связь? Неологизмы в стихотворении доступны и экстравагантны, они усиливают ассоциации, увлекают в волшебный и таинственный мир.
А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.
Игорь Северянин — Меня положат в гроб фарфоровый ( Мои похороны )
Moi pokhorony
Menya polozhat v grob farforovyNa tkan snezhinok yablonovykh,I pokhoronyat (kak Suvorova)Menya, noveyshego iz novykh.
Ne povezut poeta loshadi, —Vek dast motor dlya katafalka.Na grob bukety vy polozhite:Mimoza, lilia, fialka.
Pod iskry muzyki orkestrovoy,Pod vzdokh iznezhennoy maliny —Ona, kogo ya tak privetstvoval,Protrelit polonez Filiny.
Vsem budet veselo i solnechno,Osvetit litsa miloserdye. I svetozarno-oreolochnoSogreyet vsekh moye bessmertye!
Vjb gj[jhjys
Vtyz gjkj;fn d uhj, afhajhjdsqYf nrfym cyt;byjr z,kjyjds[,B gj[jhjyzn (rfr Cedjhjdf)Vtyz, yjdtqituj bp yjds[/
Yt gjdtpen gjnf kjiflb, —Dtr lfcn vjnjh lkz rfnfafkrf/Yf uhj. ertns ds gjkj;bnt:Vbvjpf, kbkbz, abfkrf/
Gjl bcrhs vepsrb jhrtcnhjdjq,Gjl dplj[ bpyt;tyyjq vfkbys —Jyf, rjuj z nfr ghbdtncndjdfk,Ghjnhtkbn gjkjytp Abkbys/
Dctv ,eltn dtctkj b cjkytxyj,Jcdtnbn kbwf vbkjcthlmt///B cdtnjpfhyj-jhtjkjxyjCjuhttn dct[ vjt ,tccvthnmt!