Анализ романа «господа головлевы» м. салтыкова-щедрина

Социально-психологическая, семейная мысль в романе в романе "господа головлевы" м.е. салтыкова-щедрина

Популярные сочинения

Сочинение на тему Человечность 9 класс 15.3 ОГЭ Я считаю, что человечность это крайне важное качество, которое должно воспитываться и прививаться с самых пеленок. Родители должны на своем примере показывать ребенку
Сочинение Мечтатель в повести Белые ночи (образ и характеристика) В повести Достоевского «Белые ночи» мы знакомимся с грустной историей о трогательной любви и несбывшихся желаниях одинокого человека, который был отстранен от реальной жизни своими мечтами.
Образ и характеристика Раисы Петерсон в повести Поединок Куприна Александр Куприн является автором произведения Поединок

Основная сюжетная линия произведения, посвящена военным офицерам, которые по случайности судьбы, были вынуждены превратить

Воззрения Салтыкова-Щедрина на литературу и искусство

Щедрин был не только великим художником-сатириком, но и замечательным критиком, теоретиком искусства. Он плодотворно pas рабатывал основные проблемы критического реализма и особенно сатиры.

Он написал значительное количество статей и рецензий, посвященных литературе, театру и драматургии. Во всех этих работах сатирик поднял важные вопросы теории критического реализма; например: вопрос об общественной роли искусства, проблему нового революционного демократического героя, сатирической типизации, изображения характера в сатирическом произведении и т.д.

Литературно-эстетическая позиция Щедрина складывалась в результате обобщения достижения русского критического реализма на основе традиции Белинского, Чернышевского и Добролюбова. Их идеи получили новое развитие в литературно-критической и публицистической деятельности Салтыкова-Щедрина. Он отличался в то же время самобытностью и оригинальностью теоретических идей. В условиях 60-х годов и в последующие период он творчески развивал принципы революционно-демократической эстетики.

Статьи Белинского сыграли решающую роль в формировании литературных взглядов Щедрина. Основные его взгляды на литературу окончательно установились в начале 60-х годов. Его литературные понятия, как заметил К.Н.Григорьян, вырабатывались в борьбе с идеалистической эстетикой. С точки зрения Щедрина, для истинной поэзии обязательны «конкретность, отсутствие преувеличения, определительность представлений и ощущений» .

Щедрин утверждал диалектическое единство поэтического вдохновения и мысли поэзии и знаний.

Основной вопрос эстетики — вопрос об отношении литературы к действительности — Щедрин решал с материалистических позиций, утверждая зависимость литературы от жизни. М.М.Герасимович утверждает, что: «Салтыков рассматривал законы художественного творчества и их развитие в тесной связи с эволюцией общества, исходя из ПОЛОЕЄНИЯ революционно-демократической эстетики о социальной обусловленности искусства: «Сфера изящного точно так ке следует своим историческим законам, как и всякая другая сфера человеческой деятельности» .

Для Щедрина, (как и для всех просветителей, познавательная активная функция литературы стоит на первом плане.

Большой заслугой Салтыкова-Щедрина явилась теоретическая разработка проблем идейности литературы и роли мировоззрения в художественном творчестве

Щедрин был твердо убевден в том, что сила и действенность произведения во многом зависят от способности писателя познать внутренний смысл, важность определенной точки зрения художника на изображаемую им действительность, от активной творческой позиции писателя по отношению производимым событиям

Щедрин требует от художника глубокого осознанного выбора объектов изображения, четкого и ясного отношения к явлениям жизни. Придавая большое значение роли мировоззрения в творчестве, он в то же время не считал, что мировоззрение может заменить талант. Великий русский писатель указывал, что при полном отсутствии таланта никакое богатство сюжета не может выручить автора, оно лишь сильнее подчеркнет его несостоятельность.

Передовое мировоззрение воодушевляет художника, мобилизует его силы, дает простор его таланту, выводит наружу скрытые, таящиеся под спудом способности его. «Необходимость относиться к явлениям жизни под тем или иным углом зрения, — пишет Салтыков, — … нимало не может слушать стеснением для творческой деятельности художника, а напротив того, открывает ей новые горизонты, оплодотворяет ее, дает ей смысл… Ничто в такой степени не возбуждает умственную деятельность, не заставляет открывать новые стороны предметов и явлений, как сознательные симпатии и антипатии. Без этой подстрекающей силы художественной воспроизведение действительность был бы бесконечным повторением описания одних и тех же признаков» Л

Щедрин не мог не выступить против «искусства для искусства», так как вопрос о «свободной» и тенденциозной поэзии был одной из центральных проблем, отражавших борьбу между идеалистической и материалистической эстетикой. Салтыков, ссылаясь на творчество Фета и Павловой, показал, что задача «искусства для искусства» заключается в том, чтобы увести читателя от важнейших вопросов современности, сделать литературу средством вовлечения людей в область субъективных, лишенных общественного значения, чувств и переживаний.

Главные герои и их характеристика

Главные герои романа «Господа Головлевы» представлены в списке:

  1. Главной героиней романа является шестидесятилетняя женщина, которую зовут Арина Петровна Головлева. По своей натуре она очень властная, поэтому никто не смеет ей перечить. Зато она активна, умна, хитра и ответственна: хозяйство при ней в полном порядке, правда, излишнее радение о нем превратилось в скаредность. Арина Петровна является очень серьёзной женщиной, но к своему супругу она проявляет полное равнодушие. Женщина на любила детей, так как, по её мнению, они являются настоящей обузой. Детей Арина Петровна держала впроголодь. Но к старости сердце женщины смягчилось. Обман Порфирия и бедность на многое открыли ей глаза. Перед смертью она даже попыталась помочь внукам и готова была пожертвовать своей сытой жизнью ради помощи Петру.
  2. Супругом Арины Петровны был легкомысленный человек, которого звали Владимир Михайлыч. Отец семейства вел бесцельный и праздный образ жизни. Владимир Михайлыч терпеть не мог свою супругу. Главный персонаж любил выпить и развлекаться с горничными до тех пор, пока он не стал дряхлым стариком.
  3. Старшим сыном в семье был Степан, которого Арина Петровна прозвала Степкой-озорником. По своей натуре мальчик был таким же проказником, как и Владимир Михайлыч. Правда, в зрелости это сходство привело к пьянству и разврату. Он промотал даже доходный дом, заработанный для него матерью. Легкомыслие, безответственность, слабость духа компенсировались только добротой и отходчивостью Степана. Он умер от пьянства и скудного содержания матери, которая подавала ему лишь объедки.
  4. Свою дочь Анну Арина Петровна отправила учиться в высшее учебное заведение для того, чтобы она стала бухгалтером или домашним секретарём. Но девушка решила сбежать с корнетом Улановым. В итоге они венчались без благословения. Выделенное матерью наследство они промотали, офицер бросил жену, и она умерла в нищете, оставив на попечение Арины Петровны двоих дочерей — Любу и Аню.
  5. Порфирий — средний сын. Это расчётливый, подлый, жадный и лицемерный человек. Он обманом присвоил все состояние матери, но сам в хозяйстве ничего не понимал. Его страстью было пустословие. Он настолько равнодушен к детям и жаден, что обоих сыновей довел до смерти своей скаредностью, а третьего отдал в воспитательный дом. При всем ханжестве он завел любовницу и бесконечно подавлял ее своими упреками. Дожил до старости, но повредился в уме и лишь под конец жизни осознал, насколько виноват перед матерью и детьми.
  6. Совсем другим был младший сын Павел. Это был человек, лишенный всяких «поступков «. Павел не проявлял склонностей к играм, общению и учебе. По мере взросления мальчик превратился в загадочную и угрюмую личность. Однако он, в отличие от Порфирия, приютил мать и даже упрекнул брата в том, что тот ее обманул. Умер от алкоголизма.
  7. Анна — внучка Арины Петровны. Впечатлительная, живая и подвижная натура с возвышенными идеалами и целями. Вырвалась из Головлевской пустоши, но ее поглотила пошлость провинциального театрального мира, где девушек на сцене приравнивали к продажным и втаптывали в грязь всеми способами. Из-за влияния среды Анна спилась и впала в распутство, но под конец жизни вернулась в Головлево и убедила дядю признать свою вину за участь родных. Анна — добрая, благодарная и нежная девушка, которая прониклась теплотой даже к бабушке, которая считала ее лишним ртом и поила кислым молоком.
  8. Люба — более рассудительная и холодная девушка, чем сестра. Именно она стала содержанкой и втянула сестру в разврат. Она же уговаривала ее покончить с собой.

Особенности психологического анализа в романе «Господа Головлевы»

Ни в одном из своих произведений Салтыков не достигает такой глубины в художественном раскрытии внутреннего мира героя как в «Господах Головлевых». Сам Щедрин отдавал себе отчет в глубоком психологизме содержания своего произведения, когда писал Некрасову о работе над романом: «содержание ее все психологическое» /XIX,67/.

Психологический анализ в реалистической литературе, как правило, служил средством более глубокого проникновения во внутренний мир человека с одновременным раскрытием воздействия на психику социальных обстоятельств среды. И как правило, большие мастера реализма на Западе и в России умели достичь художественного синтеза и создавали целостные образы. Психологизм выступает в познавательном значении, способствуя углубленности художественного изображения характеров, их индивидуализации, конкретности и типической обобщенности. В направленности психологического анализа выражается отношение писателя к изображаемым явлениям, его идейная позиция. Психологический анализ подчинен авторскому замыслу в создании характеров и всего произведения в целом.

Салтыков-Щедрин применяет интенсивный психологический анализ в наиболее острых, переломных ситуациях, когда в жизни действующих лиц происходят крупные перемены, сопряженные с драматизмом переживаний, когда решается их судьба и действительность предстает перед ними во всей своей жестокости, или они сами наносят удары другим людям. В этих ситуациях они начинают с большей пристальностью вглядываться в сущность проис- ходящего с ними. Они всматриваются в окружающее, осмысливают его точнее, осознают свое настоящее и будущее. Именно в этих ситуациях с наибольшей детализацией выявляются характеры в единстве их индивидуальных и типологических особенностей и одновременно ярко выражается сатирическое их обличение писателем. И это понятно: в момент сдвига в судьбе, грозящего опасностью, персонажи мобилизуют все свои скрытые внутренние ресурсы.

Е изображении таких ситуаций с большой полнотой раскрывается мастерство писателя в психологическом анализе характеров. Салтыков-Щедрин осуществляет психологический анализ «изнутри» в таких ситуациях по отношению ко всем главным действующим лицам: Арине Петровне, братьям Головлевым, Анниньке и Петеньке.

В этой главе нашей работы нам ванно показать как Салтыков-Щедрин психолооически характеризует каждого персонажа, как сочетает психологический анализ «изнутри» со внешним обликом и реакциями героя, с потоком сознания и со внутренним монологом. Со всеми этими элементами Салтыков-Щедрин достигает большой степени достоверности в изображении внутренней жизни героев своего романа. В связи с рассмотрением внутренней жизни Голов-левых (как она раскрывается писателем на протяжении романа), нам хотелось бы специально рассматривать прозрение как центральный момент в процессе просветтления «одичалой души»

Представляется важным выяснить: это исключение из правила? Или это общий творческий принцип? И если верно последнее предположение, то особенно важно выяннить: когда и как этот момент наступает у каждого из персонажей?

С начала романа в авторском повествовании, в номпоновке сцен, в последовательности действий и поступков писатель обнажает две родовые страсти Головневых. Они все тяготеют к двум социально-психологическим типам, гениально открытым еще Гоголем. Они либо расточители, либо накопители. Сатирик укрупняет эти страсти и доводит до крайнего предела. Все внутренние усилия головлевских хищников направлены к тому, чтобы обеспечить себе «полную свободу от нравственных ограничений, не дать повода к прямому уличению себя в «кровопийстве» /ХП, 130/. А все действия расточителей направлены к сумбурному растрачиванию сил, средств, времени, здоровья.

В первой главе романа главное место занимают два образа: Арина Петровна и ее старший сын, Степан Владимирыч.

Четко и одновременно с большой глубиной Щедрин описывает внешние и внутренние особенности характера владелицы Головлева.

Мы не найдем в романе портрета Арины Петровны как Степана-балбеса, полкового врача или Евпраксеюшки, портреты который напоминал бы развернутые тургеневские, Щедрин только дает некоторые штрихи ее внешности и сразу начинает говорить о ее характере. «Арина Петровна — женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным Головле-вским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтоб при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька

Литературное направление и жанр

«Господа Головлёвы» — роман, в котором описана хроника семейства господ Головлёвых, постепенное вымирание рода, то есть формально это жанр семейной хроники

Нельзя не принимать во внимание, что роман вырос из очерков, поэтому ему свойственна документальность и обстоятельность. Роман «Господа Головлёвы» социально-психологический

Социальные причины обусловливают психологическое развитие героев и, наоборот, их поступки являются следствием их психологии. Психология героя раскрывается как раз через поступки, а не через внутренние монологи.

Жанр произведения также определяют как социально-бытовой роман, каковыми обычно бывают романы о семейных отношениях.

Салтыков-Щедрин – писатель-реалист. Сатирические черты, свойственны его творчеству в целом. Излюбленный сатирический приём писателя – гротеск – используется как акцент на недостатках и изъянах описываемого им явления, не искажая пропорций, что свойственно гротеску.

Популярные сочинения

  • Сочинение Раскольников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика) Роман Преступление и наказание написал в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением.
  • Сочинения по картинам Брюллова Известным русским художником, который рисовал и портреты, и пейзажи был Карл Петрович Брюллов. Он имел награды за заслуги перед Отечеством. Получил золотую медаль за картины на богословские темы.
  • Анализ сказки Маленький принц Экзюпери Сказка «Маленький Принц» известного французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери оправданно считается одним из лучших творений мировой литературы. В произведении поднимается много важных вопросов

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к социально-психологической драме в духе реализма, основу которой составляет история трех поколений рода помещиков Головлевых, закончившаяся трагедией.

Ключевой тематикой романа является духовное и физическое разрушение человеческой личности, показанное писателем в виде помещичьей жизни в период упразднения института крепостного права. При этом название романа в стиле тонкой иронии передает авторскую идею о постепенном неизбежном вымирании сословия помещиков, не приносящего существенной пользы обществу.

Композиционная структура произведения представляется собой завязку, которая переходит в экспозицию и другие сюжетные элементы, выстроенные в соответствии с логической последовательностью, полностью раскрывающие основную тему романа и доносящие авторский замысел.

Центральным персонажем романа является Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой, представленный в образе лживого, лицемерного человека, отличающегося празднословием и бесконечным издевательством над окружающими людьми. В образе Иудушки писатель изображает ярко проявление вырождения помещиков, живущих исключительно за счет крепостных крестьян, которые имеют от них рабскую зависимость.

Иудушка характеризуется писателем изворотливой силой, гнусной жестокостью, мерзопакостными поступками, не принимающего традиции семейных обрядов и отношений внутри семьи, использующего закон и религию в качестве обуздывающей, карающей силы для угнетения слабого человека.

Сюжетная линия произведения повествует о семье Головлевых, члены которой обрекаются на несчастливую жизнь, начиная со дня их рождения. Изображая героев семейства, писатель демонстрирует отсутствие взаимопонимания, любви, дружбы и уважения друг к другу, а также ведение праздного образа жизни в отсутствие жизненных целеустремлений, плавно переходящих в пьянство и разврат, являющихся примером масштабной общероссийской проблемы.

Началом умертвления дворянского рода становится смертельная кончина сына Головлевых Степана, являющегося представителем молодого поколения семейства, одного из самых умных и даровитых Головлевых, но ставшего под влиянием деспотичного воспитания матери человеком со слабым, покорным характером. После смерти Степана на семью обрушивается цепочка несчастий и постепенно начинают умирать остальные члены семьи, душевное состояние которых развращено тягой к богатству, жадности, бессмысленными развлечениями и алкоголем. В качестве причины обрушившихся на семью Головлевых смертей писатель указывает Порфирия Головлева, который в прямом либо косвенном смысле способствует уничтожению членов собственной семьи.

Смысловая нагрузка романа передает авторскую идею, заключающуюся в личностном распаде души человека, который впоследствии приводит к физической гибели. Именно в этом писатель видит вечную моральную проблему современного общества.

История Головлевых — художественный анализ причин распада семейных уз и вымирания семьи, захлебнувшейся в бездуховности, пустословии, праздномыслии. Этапными на этом пути являются судьбы Арины Петровны и ее сына Степана Владимировича (Степки-балбеса) Головлевых. Сложная и богатая натура первой загублена жизненным укладом, доминантой которого является традиция, утратившая живые связи с реальностью и превратившая в лицедейство даже материнские чувства. Образом жизни Степки-балбеса становится праздность и непригодность к практической деятельности.

Художественное открытие романа — образ Порфирия Владимировича Головлева (Иудушки) — новый психологический тип в литературе. Его характеризуют лицемерие, предательство, жестокость, сделавшие образ аккордным словом в богатейшей социальной и нравственной типологии сатирика.

Другой особенностью творчества Салтыкова-Щедрина является его приверженность к сатире. Важнейший прием этого типа литературы — гротеск, имеющий в истории культуры множество разновидностей (творчество Д. Свифта, Э.Т.А. Гофмана, Н.В. Гоголя и др.) Творческую манеру Щедрина отличает то, что он не искажает естественных пропорций рассматриваемого явления, а обнаруживает и акцентирует его аномальные, пораженные участки и исследует перспективу их влияния на организм в целом. Творческая система Щедрина сложилась в эпоху реформ в России второй половины XIX в.

  • Рябина сообщение для 1 класса

      

  • Сообщение об обряде колядования

      

  • Сообщение на тему фотопортрет

      

  • Сообщение о коронавирусе для школьников

      

  • Государственная итоговая аттестация сообщение

Дети Порфирия

И как же живут оставшиеся господа Головлевы? Краткое содержание описания того, как они коротают дни, уныло. Когда-то цветущее, сегодня огромное имение пустынно; в нем почти не осталось обитателей. Порфирий, овдовев, завел себе утешение — дьячкову дочку Евпраксеюшку.

С сыновьями у Порфирия тоже не заладилось. Старший, Владимир, отчаявшись выбить из скупого отца часть наследства на пропитание, покончил с собой. Второй сын — Петр — служит в офицерах, но удрученный безденежьем и полным равнодушием отца, проигрывает в столице казенные деньги. В надежде на то, что теперь уже, наконец, Порфирий ему поможет, он приезжает в Головлево и бросается ему в ноги, умоляя спасти от бесчестья. Но отец непреклонен. Его совсем не интересуют ни бесчестье сына, ни просьбы родной матери, пишет Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы, и Порфирий в частности, не тратят сил на родственников. Пребывая в откровенной глупости и пустословии, Иудушка реагирует исключительно на поповскую дочку, с которой запретно тешится.

Арина Петровна, вконец отчаявшись, проклинает сына, но даже это не произвело на Порфирия никакого впечатления, впрочем, как и последующая скорая смерть матери.

Порфирий усердно считает оставшиеся денежные крохи, завещанные ему матерью, и опять ни о чем и ни о ком не думает, кроме Евпраксеюшки. Немного растопил его каменное сердце приезд племянницы Анниньки. Однако та, пожив некоторое время с полоумным дядей, решает, что жизнь провинциальной актрисульки все же лучше, чем гниение заживо в Головлеве. И довольно быстро покидает поместье.

Темы, затронутые в книге

Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.

Для романа характерно переплетение морально-этических проблем с социальными проблемами. Вопрос распада «дворянского гнезда» был самым важным в то время, но впервые был показан так сатирически, без всяких сожалений и симпатий. Семейство Головлевых угасает не от нищеты, а от духовной деградации ее членов. Автор в своем произведении рассматривает проблемы, приводящие к полному вырождению:

  1. В первую очередь, это наследственный характер, повторение пороков и отрицательных черт в детях, внуках — Иудушка изображен еще лицемернее матери, а братья показаны более безвольными, чем отец.
  2. Во-вторых, сам образ жизни членов семьи, где господствуют праздность, отсутствие какой-либо умственной или физической деятельности, пьянство, недостаток общения, однообразное питание.
  3. Страсть накопительства, характерная для Арины Головлевой, которая стала очередной причиной вырождения семьи, т. к. оборачивалась только неприятностями для ее детей.

Беглянка Анна

Не улыбнулось счастье и дочери Анне. Господа Головлевы (анализ их поступков довольно прост – они говорят о желании дать детям фундамент для строительства своей жизни) отправили на обучение и ее. Мать надеялась, что после учебы Анна с успехом заменит ее в хозяйственных вопросах. Но и здесь ошиблись господа Головлевы.

Содержание жизни Анны весьма примитивно. Едва попав в общество, она влюбляется в молодого военного и сбегает с ним. Мать снова решила помочь своему чаду. Она отписывает во владение Анне небольшую деревеньку. Но, как и следовало ожидать, через два года, промотав небольшие деньги и деревушку, корнет сбегает от Анны, оставляя ее одну с двумя детьми.

Не выдержав такой измены, Анна Владимировна умирает. Арина Петровна вынуждена приютить двух оставшихся сироток.

Суть: о чем роман?

В первой главе автор представляет героев — членов семьи Головлевых. Также он рассказывает об их золотых временах, когда властная, активная и хозяйственная Арина Петровна сколотила капитал и держала детей в узде. Но в погоне за наживой женщина забыла о детях и своим деспотизмом, экономией, жадностью сделала их несчастными, порочными, «поломанными». В этой же главе подводится итог жизни старшего сына Степана. Он пошел в праздного и легкомысленного отца, поэтому прокутил все свое имущество и приехал в Головлево больным, нищим, оборванным. Скаредная мать кормила его объедками, но не выгоняла. От бездеятельности и тоски он спился и умер. Угас в своих покоях и его отец. В этой же главе мы узнаем о том, что дочь Арины Петровны сбежала с офицером, но растратила все деньги и умерла нищей и одинокой с двумя девочками на руках. Их обеспечила Арина Петровна — выделила им усадьбу с доходом, стол, слуг.

Во второй главе рассказывается о крахе Арины Петровны. Она доверилась среднему сыну Порфирию, разделила имения между двумя братьями, а свой капитал, поддаваясь манипуляциям Порфирия, пустила на расширение его владений. Как итог, сын выжил мать из своей усадьбы, окружив непомерными требованиями. Арина Петровна уехала к младшему сыну, но тот быстро спился от праздной жизни и во всем ограничивал мать из-за обиды на ее отношение к нему. Перед смертью Павел не обеспечил ни мать, ни племянниц, поэтому его имущество досталось хитрому Порфирию. Мать уехала в имение внучек вместе с ними.

В третьей главе Арина Петровна понимает, что живет в бедности и должна начать весь свой путь накопления с самого начала, но ни сил, ни цели у нее не осталось. Люба и Анна уезжают из деревни, потому что не видят в ней перспектив. Арина Петровна героически борется с одиночеством и бедностью, но вскоре сдается и мирится с сыном. Теперь она сидит у себя дома приживалкой и кормится от щедрот сына. Но Порфирий вскоре привязался к матери и был рад ее видеть. Здесь мы узнаем о судьбе сыновей Порфирия. Скупость и равнодушие отца довели юношей до смерти. Володя женился против его воли и был оставлен без содержания. Петр проиграл казенные деньги, не получил помощи от отца, был осужден и умер по дороге в тюрьму.

В четвёртой главе от дряхлости умирает Арина Петровна. Перед смертью она не успела завещать свою долю Любе и Анне. К Порфирию приехала Анна, они с Любой стали артистками. Теперь отношение к ним изменилось. Все вокруг считали их продажными женщинами. Однако они не продавали тело, а зарабатывали вполне честно, хоть и не были особенно талантливы. Анна не осталась в родном имении, потому что приставания и докучливые упреки дяди напугали ее. Она предпочла городскую жизнь, где есть свобода и движение. Дядя передал ей опекунские деньги и с трудом, но отпустил в Москву. Но после встречи с ней Евпраксия, экономка и любовница барина, задумалась о своей судьбе и поняла, что Порфирий всю жизнь специально ее тиранил и унижал. Таким же манером он относился к другим людям.

В пятой главе рассказывается о беременности Евпраксии, которая была до этих событий. Тогда Порфирий отказался от ребенка и передал его в воспитательный дом.

В шестой главе Евпраксия взбунтовалась против барина, стала заводить романы с конторщиком и кучером, а Порфирий под градом ее упреков замкнулся в себе и сошел с ума. Вся его жизнь протекала в воображении.

В седьмой главе рассказывается о судьбе Анны и Любы после посещения Головлева. Девушки так и остались в провинциальном театре, но со временем Любу сманила перспектива стать содержанкой и накопить денег. Она помогла богатому купцу завоевать расположение Анны: ей просто не давали работать. Но содержатели девушек растратили казенные деньги, и накопленные богатства к Анны и Любы изъяли. Из-за скандала их уволили из театра. А в другом городе девушек с печальной славой пустили по рукам. Анна начала спиваться и заболела чахоткой. Люба наложила на себя руки, а Анна струсила и уехала в Головлево. Там она запила вместе с дядей. Но после многих ссор племянница и дядя, наконец, поняли и простили друг друга. Порфирий раскаялся в своем поведении и умер по дороге к могиле матери. А Анна лежала в горячке и умирала дома.

Подробнее о сюжете написано в кратком содержании по главам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: