Жанр, композиция и тропы
Стихотворение написано в жанре интимной лирики, имеет линейное развитие композиции и перекрестную рифмовку (приковано – уходи – уготовано – пути), которая связывает три авторских строфы-катрена.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (белая зима, меня усталую, томления острые).
- Лексический повтор (я не плачу, я не жалуюсь).
- Инверсия (томлений острых).
Интимная и любовная лирика – это одни из наиболее частых жанров в произведениях Ахматовой. Чтобы же остаться в струе магии любви, в финале этого анализа рекомендуем почитать стих «Это просто, это ясно», написанный поэтессой в 1917 году на фоне расставания с Борисом Анрепом.
Сердце к сердцу не приковано (Ахматова)
Общественное достояние Общественное достояние false false
Это произведение находится в общественном достоянии в России и в США согласно совместному эффекту статьи 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства США. поскольку оно было опубликовано (или обнародовано) до 7 ноября 1917 года (по новому стилю) на территории Российской империи (Российской республики ), за исключением территорий Великого княжества Финляндского и Царства Польского. и не было опубликовано (или обнародовано) на территории Советской России или других государств в течение 30 дней после даты первого опубликования (или обнародования).
Несмотря на историческую преемственность, юридически Российская Федерация (РСФСР. Советская Россия ) не является полным правопреемником Российской империи. Поскольку Российская империя не была участницей международных соглашений в области авторского права, общая международная защита этого произведения также не осуществляется.
Анализ трех катренов
В первом катрене лирическая героиня констатирует, что одно сердце к другому никто силой не приковывал, если кому-то не нравится быть вместе, то пусть идет ровно и далеко. Любовь – это связь двух свобод, иначе это рабство, иначе это антоним счастья.
Во второй строфе героиня не скрывает своей боли, своего разочарования, но не пытается кого-то насильно удержать. Она признается в своем несчастии и просит не целовать её, уставшую от такой жизни, измученную от крушения надежд на крепкую семью.
В финальном катрене небольшая загадка – сначала героиня признается в том, что пора страсти осталась позади, а в самом конце задает таинственный вопрос:
Возможно, под кем-то третьим она имеет в виду не конкретного человека, а собирательный образ счастья, образ того мужчины, который умеет любить не только сильно, но и всегда?
«Сердце к сердцу не приковано…» А.Ахматова
«Сердце к сердцу не приковано…» Анна Ахматова
Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь — уходи. Много счастья уготовано Тем, кто волен на пути.
Я не плачу, я не жалуюсь, Мне счастливой не бывать. Не целуй меня, усталую,- Смерть придется целовать.
Дни томлений острых прожиты Вместе с белою зимой. Отчего же, отчего же ты Лучше, чем избранник мой?
Анализ стихотворения Ахматовой «Сердце к сердцу не приковано…»
В марте 1912 года Ахматова вошла в большую литературу, выпустив тиражом в три сотни экземпляров свой первый сборник «Вечер». Его хорошо приняли и коллеги по цеху, и профессиональные критики. Полюбилась лирика молодой дебютантки и публике. Недаром такой популярностью пользовалась ее вторая книга, изданная через пару лет. Наиболее проницательные люди поняли, что в русской культуре произошел настоящий переворот. В поэзии появилась талантливая женщина с собственным голосом, которая не стала скрываться под мужским псевдонимом, а выступила смело, открыто. При этом она не увлекалась модными тогда декадентскими течениями, продолжая по большей части классические традиции, в частности, заложенные Пушкиным.
В первый сборник Ахматовой включено стихотворение «Сердце к сердцу не приковано…», датированное весной 1911 года и относящееся к интимной лирике. Произведение написано женщиной, не так давно вышедшей замуж, — ее брак с Гумилевым был заключен в конце апреля 1910. Николай Степанович, на протяжении нескольких лет добивавшийся любви Анны Андреевны, после свадьбы достаточно быстро к ней охладел. В доказательство достаточно хотя бы того факта, что осенью 1910 года он покинул молодую супругу и на несколько месяцев отправился в африканскую экспедицию. В рассматриваемом тексте слышится отголосок сложившейся в жизни поэтессы ситуации. Лирическая героиня произведения не собирается удерживать мужчину. Личную свободу человека она ставит выше любви. К тому же, женщина прекрасно понимает правильность старой русской поговорки: «Насильно мил не будешь». Она не только прощает уходящего возлюбленного, но и желает ему счастья. В словах ее слышатся одновременно грусть и мудрость. В начале второй строфы героиня словно возражает неизвестному собеседнику: «Я не плачу, я не жалуюсь…». И тут же спокойно констатирует, что не суждено ей быть счастливой. Покинутой, но не потерявшей гордости женщине не нужны жалостливые ласки возлюбленного. Отказываясь от его поцелуя, она намекает на свою скорую кончину: «…Смерть придет поцеловать».
Стихотворение «Сердце к сердцу не приковано…» принадлежит перу молодой Ахматовой – на момент написания ей было чуть больше 20 лет. При этом в произведении чувствуется мудрость, присущая много испытавшим, повидавшим, почувствовавшим и знающим женщинам, которые не раз успели разочароваться в любви и мужчинах.
нужен анализ стихотворения или ссылка к нему. Анна Ахматова «сердце к сердцу не приковано. «
Екатерина Афанасьева Гуру (4730) 6 лет назад
“Сердце к сердцу не приковано”
Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь — уходи.
Любовь ее лирической героини не только требовательная и страстная, но и жертвенная, иногда — печальная или отчаянная, но часто способная к сопереживанию, сочувствию, самоотдаче. Это свойство делает многие стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными.
Можно смело сказать, что огромный поэтический талант Анны Ахматовой, ее ощущение мира, постоянное стремление к внутренней гармонии и всегда открытый многообразным звукам слух художника и создали эту уникальную в мировой литературе лирику.
Героиня этого стихотворения показана в момент расставания с любимым. Причем мы видим, что он ее не любит, поэтому она и говорит ему такие решительные слова об уходе. Перед нами Анна Ахматова создает образ гордой и решительной женщины, которая жертвует своими чувствами, ради своей гордости. Ее избранник волен уйти. Причем Анна Ахматова пишет это краткими лаконичными строками, которые в дальнейшем можно даже цитировать, насколько они точны.
Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь — уходи. Много счастья уготовано Тем, кто волен на пути.
Героиня Ахматовой не плачет и не жалуется, хотя скорее всего ей нелегко достается такое спокойствие, она даже сравнивает его со смертью.
Я не плачу, я не жалуюсь, Мне счастливой не бывать. Не целуй меня, усталую, — Смерть придется целовать.
Анна передает нам даже временной промежуток этих острых чувств… зима. И в в последних строках она горько сожалеет о том, что ее возлюбленный лучше, чем ее избранник.
Дни томлений острых прожиты Вместе с белою зимой. Отчего же, отчего же ты Лучше, чем избранник мой?
Анна Ахматова передает нам состояние героини простым, естественным языком. Её поэзии присущи конкретно — чувственное восприятие мира, близость стиха к разговорному строю языка, интимность… Мы как будто читаем ее личный дневник, а в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.
Когда расходятся сердца
Чтобы Ахматова-Горенко согласилась стать женой, Гумилев долго и упорно за ней ухаживал, сломив-таки в конце концов сопротивление девушки и получив от неё согласие. Не сказать, чтобы Николай был так противен Анне, но она изначально не видел в нём мужа, согласившись стать его женой только ради создания семьи.
Пара повенчалась в мае 1910 года (Николаевская церковь под Киевом), но уже во второй половине года Гумилев остыл к Ахматовой и отправился один в одно из своих многих путешествий в поисках острых ощущений.
Стих пишется, когда семья ещё существует, но отношения уже покрыты трещинами и былой уровень доверия вернуть нельзя.