Анализ стихотворения да можно любить ненавидя брюсова

Анализ стихотворения да можно любить ненавидя брюсова

«Я люблю…» анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение, опубликованное в третьем по счету сборнике Валерия Брюсова «Me eum esse» под заголовком «Я люблю…», датируется июнем 1897 года. В это время двадцатитрехлетний скандально известный поэт-декадент — все еще студент и все еще проживает в доме своих родителей, в большой семье, где с недавнего времени появилась выпускница французской католической школы в Москве, чешка по национальности, Иоанна Матвеевна Рунт: она служит гувернанткой младших детей Александра, Лидии и Евгении, и ей двадцать один год. Валерий к тому времени уже пережил две бурные любовные драмы и в скромной гувернантке сумел распознать надежную подругу, с которой он затем счастливо прожил до конца своей жизни .

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращенном к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф

И. Тютчева — любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф.

И. Тютчева «Лебедь»: в нем «лебедь чистый» показан между двойною бездной — Небом и Морем.

Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа — и тоже между двумя символическими безднами: Небо остается «на своем месте», а место Моря занимает бездонная и еще неведомая бездна-стихия — Женщина.

Тема, основная мысль и композиция

Истинная любовь — вот тема этого стихотворения: любовь, которая не опускает человека до уровня инстинктивной, животной жизни, но, напротив, влечет его к небу. Это весьма ответственное поэтическое послание Валерия Брюсова не только возлюбленной, но и самому себе, и своим друзьям, а более врагам — той «антидекадентской» критике, которая именно в нем, Брюсове, усматривала едва ли не главного провозвестника «декадентских» устремлений его поколения. В данном стихотворении уже можно видеть начало того «страстного рационализма», который вообще среди всех русских поэтов отличает Брюсова, сочетавшего, казалось бы, несочетаемое — «романтическую» страсть со строгим «классицистическим» рационализмом поэтического мышления и художественного построения.

Так, вызывающе проста, предельно рациональна композиция стихотворения, выражающая его главную мысль и построенная на одном параллелизме, заявленном в первой строке и настойчиво повторенном в последней: любовь к единственной и главной женщине — любовь к небу.

Тропы и образы

Этот главный параллелизм раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отраженного в глазах любимой — в чем и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, — но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» — и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов дается лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп — сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой.

Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» : «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину — на небо — человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя…».

Размер и рифмовка

Брюсов — молодой, но уже известный адепт коротких строф — и в данном стихотворении щеголяет десятью двустишиями с заведомо небрежными, «избитыми» рифмами: «тебя — любя» , «глаз — нас», «поглощен — времен» и «волнах — мечтах».

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращённом к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф.И

Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь»: в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина.

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращённом к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф.И

Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь» : в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина.

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения

Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук)

Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете

Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образы Первая Вторая Третья Четвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена Руки, чертят звуки Прозрачные киоски, лазоревая луна Вся строфа (за исключением третьей строки)

«Я люблю…» анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение, опубликованное в третьем по счету сборнике Валерия Брюсова «Me eum esse» под заголовком «Я люблю…», датируется июнем 1897 года. В это время двадцатитрехлетний скандально известный поэт-декадент — все еще студент и все еще проживает в доме своих родителей, в большой семье, где с недавнего времени появилась выпускница французской католической школы в Москве, чешка по национальности, Иоанна Матвеевна Рунт: она служит гувернанткой младших детей Александра, Лидии и Евгении, и ей двадцать один год. Валерий к тому времени уже пережил две бурные любовные драмы и в скромной гувернантке сумел распознать надежную подругу, с которой он затем счастливо прожил до конца своей жизни .

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращенном к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф

И. Тютчева — любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф. И.

Тютчева «Лебедь»: в нем «лебедь чистый» показан между двойною бездной — Небом и Морем.

Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа — и тоже между двумя символическими безднами: Небо остается «на своем месте», а место Моря занимает бездонная и еще неведомая бездна-стихия — Женщина.

Тема, основная мысль и композиция

Истинная любовь — вот тема этого стихотворения: любовь, которая не опускает человека до уровня инстинктивной, животной жизни, но, напротив, влечет его к небу. Это весьма ответственное поэтическое послание Валерия Брюсова не только возлюбленной, но и самому себе, и своим друзьям, а более врагам — той «антидекадентской» критике, которая именно в нем, Брюсове, усматривала едва ли не главного провозвестника «декадентских» устремлений его поколения. В данном стихотворении уже можно видеть начало того «страстного рационализма», который вообще среди всех русских поэтов отличает Брюсова, сочетавшего, казалось бы, несочетаемое — «романтическую» страсть со строгим «классицистическим» рационализмом поэтического мышления и художественного построения.

Так, вызывающе проста, предельно рациональна композиция стихотворения, выражающая его главную мысль и построенная на одном параллелизме, заявленном в первой строке и настойчиво повторенном в последней: любовь к единственной и главной женщине — любовь к небу.

Тропы и образы

Этот главный параллелизм раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отраженного в глазах любимой — в чем и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, — но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» — и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов дается лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп — сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой.

Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» : «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину — на небо — человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя…».

Возможно вам будет интересно

  • Анализ поэмы Саша Некрасова 6 класс Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения
  • Анализ стихотворения Фонтан Фета Это произведение было создано летом 1891 года, стихотворение написано в особом лирическом тоне, которое приобретается благодаря использованию слова «мы». Так автор моделирует существующее пространство, которое
  • Анализ стихотворения Необычайное приключение на даче Маяковского Маяковский Владимир Владимирович – поэт-футурист, в своих стихах воспевающий революцию. Почти во всех его стихах чувствуется дух патриота, любителя своей Родины. Одно из стихотворений, написанных после революции
  • Анализ стихотворения Лебедь Бальмонта Люди очень часто прибегают к тому, что ищут в своей жизни символы, которые бы помогли правильно и четко изъяснить свои мысли, а так же сравнивать благодаря символам те или иные явления в жизни.
  • Анализ стихотворений Рубцова

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 29.06.2023 02:05 0 Черноротов Богдан.

Срочно!!!!! Что нового узнали о Хлестакове? Прочитать явление, написать, что нового узнали о Хлест

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:02 0 Карелина Александра.

Напиши антонимы к словам дружба, пришла, раздавать , аккуратно?​

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 02:01 0 Мухамет Ахмет.

Это Салтыков Шадрин , история одного города​

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:01 0 Емангулов Степа.

А.П. Чехов получил образование и профессию, не связанную с писательством. Что это за профессия? юр

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:19 0 Пархоменко Кирилл.

Определите основную мысль стихотворения м ю Лермонтова клык других не забывал аргументируйте её при

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:17 0 Василик Яринка.

Люди срочно пародия на любой стих !!! Четверостишье ПОМОГИТЕ КАК В АЛИСЕ СТРАНЕ ЧУДЕС!!! ДАМ 25 БАЛО

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 02:17 0 Боев Коля.

Какое отношение к жизни было у Троекурова и у Дубровского . Срочно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:02 0 Ивашко Аня.

Каким учреждением упровлял Артём Филиппович Земляника!!!!!!!!!!!! СРОЧНО БРАТЦЫ!!!!!!!!!! ​

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 02:02 0 Исимбаева Сауле.

Приключения Тома Сойера предисловие план помогите СРОЧНО!!!!

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:02 0 Дорофеев Олег.

Определите вид рифмовки в стихотворении «Зимний вечер» (смежная, перекрестная, кольцевая) . Составьт

Ответов: 1

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности

Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы

Анализ 2

Впервые стихотворение Брюсова, которое получило название «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано автором в сборнике, имеющим номер три. Он получил название, которое в переводе означало «Я люблю тебя». На момент написания ему исполнилось 23 года, он еще был простым студентом и разделял жилое помещение вместе с родственниками. Тогда в его семью добавилась еще и прелестная Иоанна Матвеевна Рунт, которая недавно отпраздновала 21-летие и закончила французскую католическую школу. Бальмон описывает ее как девушку, обладающую невероятной красотой, а также то, что она была надежным и верным товарищем.

К большому сожалению Елена Краскова, которая являлась первой и самой большой любовью поэта, в скором времени скончалась от оспы. Со второй женщиной он прекратил отношения в 1895 году. И именно в Иоанне он видел то опору и плечо, которое могло помочь ему в трудную минуту и спасти. Они прожили долго и достаточно счастливо, после того, как Брюсов умер, она прожила еще 40 лет и верно хранила все его творческое наследие.

Брюсов использует двойную картину любви, когда повествует об образе лирического героя. Брюсов говорит о том, что он мечтает о днях, которые сможет провести без возлюбленной, он хочет проклинать ее и не отвечать взаимностью. Но к собственному сожалению или счастью, он не может жить подобным образом. Его любовь намного сильнее происходящего, он постоянно думает о том, что она будет находиться рядом, прикасаться к её рукам и другим проявлениям ласки и любви.

Автор совершает невозможное, он сочетает в стихотворении романтическую страсть и четкий и строгий классицизм. А параллелизм – ненависти во время любви, придает ему особый шарм и лирику в повествовании.

Автор рассказывает о том, что любовь и ненависть совершенно нормальные чувства, которые могут уживаться в одном человеке параллельно. Ведь совершенно нормально настолько любить человека, что испытывать к нему определенного рода ненависть, потому что он находиться не рядом.

Брюсов с точностью описывает происходящее в душе лирического героя, рассказывая о том, что происходит внутри него. Он понимает, его любовь настолько сильна, что плавно перетекает в ненависть, ненависть за то, что предмет обожания не находится рядом с ним. Ему приходится бороться с собственными чувствами, которые не имеют стоящего выхода. Ему остается только ждать, когда она вернется в его жизнь

Анализ стихотворения Да можно любить ненавидя по плану

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Люблю одно

19 февраля 2016

Можно ли самостоятельно добраться до смысла, который писатели хотят на донести. Существуют поэты, стихотворения которых до сих пор не до конца разгаданы и проанализированы

Не важно, сколько строк занимает данное произведение, важно лишь то, как читатель их понимает

Высказываться в своих стихотворениях завуалированно, любили поэты символисты. Они отстранились от реальности, каждый предмет и явление были заменены на красивые и необычные эпитеты и афоризмы. Символизм происходит из латинского слова символ, который означает какой-то знак или понятие, служащее кратким объяснением к какому либо процессу.

Символизм появился в России в начале 20 века, во времена переломов в стране. Одним из его основоположников является Валерий Брюсов. Будучи еще подростком, он начал замечать в себе способности к письму.

Мальчик постоянно думал о теме нового произведения, прокручивая в голове его главные особенности. Уже скоро он начнет заниматься переводами стихотворений и увлекаться творчеством зарубежных символистов, которые в то время были очень популярными. Это окажет большое влияние на творчество молодого поэта, он станет одним из основоположников символизма в России.

Его стихотворение «Люблю одно» отражает все творчество великого поэта. Он вложил в него не только свой талант, но и сердце. Стихотворение получилось очень легкое и позитивное.

Литературный герой думает о том, что важно для него в этой жизни. Он говорит, что любит — «бродить без цели», «часы святых безделий, часы раздумий и картин»

На протяжении всего стихотворения мы не видим не грусти, не печали, ни злобы. Хорошее настроение с которым герой описывает свои чувства передается и читателям и вот они уже тоже пребывают в хорошем расположении духа.

Можно представить человека, который с широкой улыбкой проходит в «тесине стен». Он счастлив, счастлив видеть весну, новый день, он просто счастлив жить. Так же мы не видим рядом с героем ни близких, ни знакомых. Автор делает акцент на том, что он один :»По шумным улицам один». Ему это нравиться, он не боится одиночества, а с радостью его принимает.

Помогите сделать анализ стиха Брюсова «Творчество»

Владислав Волков

Ученик (119), на голосовании 1 год назад

1) Почему стихотворение называется «Творчество»? 2) Определите тему стихотворения. 3) Почему это стихотворение можно назвать символическим? 4) Какие художественные средства поэт использует в этом стихотворении? 5) В чём особенность композиции? 6) Какое состояние от лирического героя передает В. Брюсов? 7) Какое на Вас произвело впечатление это стихотворение?

Игорь

Мастер (1928) 1 год назад

Творчество В. Я. Брюсова — одно из выдающихся явлений в поэзии «серебряного века». Его стихотворения поражают «математической точностью слова, гармоничностью стиха, нежностью чувств, исключительной пламенностью и страстностью». Стихотворение «Хвала человеку» — яркий тому пример. Брюсов очень любил его и с удовольствием исполнял на своих выступлениях. Тема стихотворения — человек. Настроение произведения возвышенное, торжественное. Вызвано оно чувством глубочайшего уважения к человеку, преклонением перед тем, что он создал и чего добился, восхищением делами человеческими, гордостью за человека. Идея стихотворения замечательно отражена в его эпиграфе: «В мире много сил великих, / Но сильнее человека / Нет в природе ничего» (Софокл). Человек у Брюсова «неуклонный, неизменный», властный, «неустанный», «несытый и упрямый», «отважный», «дерзкий». Он выступает как повелитель всего, что его окружает, и нет того, что оказалось бы ему неподвластным. Человек, проходя сквозь столетия, подчиняет себе природные стихии, делает гениальные открытия, неустанно двигается вперед. Вооружившись волей, собрав силы, напрягая ум, он добивается любой поставленной цели. «Хвала Человеку» — это гимн, и неслучайно нарицательное существительное «человек» написано Брюсовым с заглавной буквы. Этим поэт еще раз подчеркивает величие человека. «Будь прославлен, Человек!» — восклицает он в первой строфе и, используя прием кольцевой композиции, этими же словами завершает свое стихотворение.

О плодах труда человеческого Брюсов говорит очень образно. Он рисует нервущиеся железные нити, опутавшие землю, укрощенного огнедышащего змея, дарующего человеку свет. Вера поэта в человека бесконечна. В скором будущем, по его мнению, он своей рукой направит «бег планеты меж светил», добьется невозможного, станет захлестывать «петли рабства» над новыми и новыми «выями». Этого, возможно, маловато. Но. При анализе стихотворения «Творчество» необходимо помнить, что произведение принадлежит «отцу русского символизма». что оно программное для самого поэта и его сторонников. Именно В. Я. Брюсову принадлежат слова о том, что «символизм – поэзия намёков». Символисты видели будущую русскую литературу в свете новой эстетики, для постижения которой нужен глубокий духовный переворот. Они считали, что символ сильнее действует на читателя, будит его мысль, заставляет интерпретировать видимое, постигая то, что скрыто за внешней оболочкой предмета или явления. Суть русского символизма в то, что возможно интуитивное прозрение сущности бытия

Естественно, что сам процесс творчества привлекал внимание поэтов-символистов. В стихотворении «Творчество» Брюсов описывает то состояние, в котором прибывает творец в минуту вдохновения

Своеобразное двоемирие: поэт в реальном мире и иной мир, где уже есть то, что будет им создано. Переплетение миров . и поэт уже все видит по-другому. И если в начале стихотворения говорится о тени «несозданных созданий». то в конце речь идет о творениях воплотившихся, созданных, написанных, но тем не менее полных тайн. Творчество продолжается (последние 2 строки). его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, оно боится яркого света, громких звуков, бесцеремонности (приведите примеры действий, описанных в стихотворении, характеристик предметов, звуковых, цветовых). Обратите внимание на мелодичность рисунка стихотворения, аллитерацию подчеркивающую необычность, божественность, разнообразие ощущений поэта, которого постигло вдохновение.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.

Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.

Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.

Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта

Ответов: 1

Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.

Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!

Ответов: 1

Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.

Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов​

Ответов: 2

Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.

1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен

Ответов: 1

Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.

Правильним є твердження: «Балади …​

Ответов: 1

Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.

Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н

Ответов: 1

Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.

Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко

Ответов: 1

Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.

Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям

Ответов: 1

Анализ стихотворения Брюсова «Да, можно любить, ненавидя…»

Не всегда любовь, о которой пишут знаменитые поэты, представляет собой чистое и нежное чувство. Случается, что сердце тянется к тому, кто жесток, порочен или равнодушен. Хуже того, бывает, что объект этой безнадёжной страсти знает о ней и откровенно использует поклонника, заставляя исполнять свою волю.

Именно о таком противоречивом чувстве и написал Валерий Яковлевич Брюсов в своём стихотворении «Да, можно любить, ненавидя…» в 1911 году. Оно вошло в цикл «Страсти сны» в сборнике «Зеркало теней». Эпиграфом к нему служат первые слова из стихотворения римского поэта Гая Валерия Катулла «Odi et amo», что переводится с латыни как «ненавижу и люблю».

Произведение состоит из семи строф-четверостиший, рифмующихся перекрёстно. Стихотворный размер – амфибрахий.

Эпиграф очень точно передаёт суть стихотворения, в котором автор говорит от первого лица. Строки представляют собой исповедь: лирический герой рассказывает о том, каково ему страдать одновременно от любви и ненависти к одной и той же женщине. Свою избранницу он описывает в таких эпитетах: «слишком жестокие губы», «облик и нежный, и грубый», «насмешливый взор». Поцелуи этой женщины автор уподобляет лезвиям кинжала. А сама эта любовная связь сравнивается с отношениями между персонажами древнегреческого мифа об Одиссее. При этом лирический герой напоминает себе царя Итаки, который мечтает вернуться домой, а коварная соблазнительница выступает в роли Калипсо (в строфе ударение падает на последний слог, что тоже считается допустимым вариантом) – нимфы, удерживающей Одиссея против его воли на пустынном острове.

Но нельзя сказать, что герой является пленником. Он признаётся, что сам желает оставаться с объектом своей страсти, хотя это и причиняет ему страдания. С помощью градации «мне страшно, мне душно, мне больно» поэт усиливает драматизм действия, но тут же признаётся, что находит в своих мучениях удовольствие. Как мазохист он упивается пыткой:
Но есть упоенье в позоре
И есть в униженьи восторг!

Стоит обратить внимание на цветовую гамму и свет в стихотворении. Говоря о той, что захватила сердце лирического героя, поэт использует слова «омрачённый», «сумрачный», «во мраке», «чёрной чертой»

Всё, что связано у него с роковой возлюбленной, ассоциируется со зловещей темнотой, непроглядной ночью. Даже речь этой женщины поэт сравнивает с тьмой, так она влечёт его своей загадочностью.

Автор понимает, что эта связь не сулит ему ничего хорошего. Он и сам рад порвать с ней. Валерий Яковлевич часто обращается к словам «проклятие», «яд», «горе», которые указывают, что он не смирился со своей участью. Последняя строка, усиленная аллитерацией, завершает стихотворение на неопределённой ноте.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Ненавижу и люблю

Да, можно любить, ненавидя, Любить с омраченной душой, С последним проклятием видя Последнее счастье — в одной!

О, слишком жестокие губы, О, лживый, приманчивый взор, Весь облик, и нежный и грубый, Влекущий, как тьма, разговор!

Кто магию сумрачной власти В ее приближения влил? Кто ядом мучительной страсти Объятья ее напоил?

Хочу проклинать, но невольно О ласках привычных молю. Мне страшно, мне душно, мне больно… Но я повторяю: люблю!

Читаю в насмешливом взоре Обман, и притворство, и торг… Но есть упоенье в позоре И есть в униженьи восторг!

Когда поцелуи во мраке Вонзают в меня лезвие, Я, как Одиссей о Итаке, Мечтаю о днях без нее.

Ответы на вопрос

Отвечает Рвачев Никита.

Стихотворение, опубликованное в третьем по счёту сборнике Валерия Брюсова «Me eum esse» («Это я», 1897) под заголовком «Я люблю…», датируется июнем 1897 года. В это время двадцатитрёхлетний скандально известный поэт-декадент – всё ещё студент и всё ещё проживает в доме своих родителей, в большой семье, где с недавнего времени появилась выпускница французской католической школы в Москве, чешка по национальности, Иоанна Матвеевна Рунт: она служит гувернанткой младших детей Александра, Лидии и Евгении, и ей двадцать один год. Валерий к тому времени уже пережил две бурные любовные драмы (первая любовь Брюсова, Елена Краскова, скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 года; со второй, Натальей Дарузес, он расстался в 1895 году) и в скромной гувернантке сумел распознать надёжную подругу, с которой он затем счастливо прожил до конца своей жизни (свадьба состоялась 28 сентября 1897 г.; пережив поэта на сорок лет, Иоанна Матвеевна Брюсова была верной хранительницей и издательницей его наследия).

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращённом к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф.И

Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь»: в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина.

Тема, основная мысль и композиция

Истинная любовь – вот тема этого стихотворения: любовь, которая не опускает человека до уровня инстинктивной, животной жизни, но, напротив, влечёт его к небу. Это весьма ответственное поэтическое послание Валерия Брюсова не только возлюбленной, но и самому себе, и своим друзьям, а более врагам – той «антидекадентской» критике, которая именно в нём, Брюсове, усматривала едва ли не главного провозвестника «декадентских» устремлений его поколения. В данном стихотворении уже можно видеть начало того «страстного рационализма», который вообще среди всех русских поэтов отличает Брюсова, сочетавшего, казалось бы, несочетаемое – «романтическую» страсть со строгим «классицистическим» рационализмом поэтического мышления и художественного построения. Так, вызывающе проста, предельно рациональна композиция стихотворения, выражающая его главную мысль и построенная на одном параллелизме, заявленном в первой строке и настойчиво повторённом в последней: любовь к единственной и главной женщине – любовь к небу.

Тропы и образы

Этот главный параллелизм («двойная любовь») раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы (бесконечность милых глаз, беспредельность милого взора) тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отражённого в глазах любимой – в чём и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, – но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» (метафора) – и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов даётся лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп – сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой. Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» (утраченного рая): «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину – на небо – человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя…».

Размер и рифмовка

Брюсов – молодой, но уже известный (и даже скандально известный благодаря моностиху «О, закрой свои бледные ноги») адепт коротких строф – и в данном стихотворении щеголяет десятью двустишиями (число десять некратно четырём – восемь двустиший могли бы восприниматься как два катрена) с заведомо небрежными, «избитыми» рифмами: «тебя – любя» (дважды!), «глаз – нас», «поглощён – времён» и «волнах – мечтах».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: