Валерий брюсов 📜 ангел бледный

Вот это скандал!

Несчастный моностих стал поводом для нападок. Что за невнятный смысл, почему всего одна строка, к чему эти странные эксперименты над формой и содержанием? Брюсова на разный лад склоняли все кому не лень. Газетчики, критики, коллеги и оппоненты… Популярность альманаха и известность стихов росли в геометрической прогрессии. Такая пища для упражнений в остроумии!

Поэт и литературный критик Владимир Соловьёв прокомментировал стихи так:

Однако не все были настроены критически. В неопубликованном некрологе, посвящённом Брюсову, Сергей Есенин отразил иную точку зрения:

Чего Брюсов точно добился публикацией моностиха, так это славы быть его автором. На многие годы одна строка заслонила от общества всё остальное творчество поэта. «Эта маленькая строчка была для Брюсова тяжёлым жёрновом в тысячи пудов...» — писал Максимилиан Волошин.

Поэта ассоциировали в первую очередь со строкой о ногах, а не с другими произведениями и многочисленными переводами. И мне кажется, эта ситуация не слишком сильно изменилась в наши дни.

Тема и идея произведения

Темой стихотворения является рождение человека. Читателю не надо задумываться над тем, о чем это стихотворение. В последних строках заложены основная мысль и идея этого произведения.

Тем самым Лермонтов хотел сказать, что человек всегда будет стремиться к Божественному небу. Желание чудное – это желание оказаться рядом с Богом, слышать ангельские песни.

Биографы считают, что на создание этого произведения Лермонтова вдохновило воспоминание о колыбельной песне матери, которую она пела ему в детстве. Существует также мнение, что это произведение посвящено отцу, который умер в 1831 году от чахотки. И возможно, Михаил Юрьевич знал о болезни отца. Вероятнее всего, обе эти версии имеют право на существование. Песня матери послужила формой стихотворения, а непростая судьба отца, легла в основу содержания стихотворения. Отец, хоть и был характером не подарок, и на него возлагалась ответственность за гибель жены, все же находил сочувствие в душе сына. Родителей, как известно, не выбирают, и дети любят их такими, какие они есть. Михаил Юрьевич тоже любил отца, и страдал от разлуки с ним.

Размер и рифмовка

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова
  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
  • «Женщине», анализ стихотворения Брюсова
  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
  • Валерий Брюсов, краткая биография
  • «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова
  • «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
  • «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
  • «Работа(Единое счастье — работа…)», анализ стихотворения Брюсова
  • «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
  • «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Когда волнуется желтеющая нива» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, тема, жанр

Следующая

Анализ стихотворений«Как весел грохот летних бурь» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-х годах Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» — она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт уделял много времени иностранным языкам — иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.

В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня».

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» — «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки… Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник — «Это — я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу — сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами — поэт посвятил Константину Бальмонту. Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это потому, что они были неделями счастья. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что же? Так есть». Иоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не давала их выбрасывать во время уборок, а после — стала настоящей хранительницей брюсовских трудов.


Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 год. Фотография: М.Золотарева


Валерий Брюсов


Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами — Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» — именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты — разумеется, чужой рукой.

В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м — сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет — мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ангел.

История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери.

Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры.

Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы.

Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”.

Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”.

Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.Тема – назначение поэзии, роль её создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему всё новое поколение поэтов.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дактиль (трёхсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрёстный способ рифмовки.

Метафоры – “со взором горящим”, “полюби беспредельно”.

Сравнения – “паду я бойцом побеждённым”.

Эпитеты – “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.

Славянизмы (устаревшие слова) –“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

Композиция, образы, тропы

Тема полного любовного цикла, пережитого за одно мгновенье, была бы сугубо фантастической у любого автора, кроме поэта-символиста. Его образы-символы, несущие полновесную как философскую, так и психологическую нагрузку, в первых двух катренах создаются главным образом за счёт ярких, свежих, неожиданных эпитетов (эта, первая половина стихотворения ими перенасыщена), создающих убедительную картину бешеного ри ХХ столетия: встречи мимолётные; гулкие улицы; взоры безотчётные; беседа беглая ресниц; на зыби яростной мгновенного; безмолвный крик желанья пленного. По контрасту во второй половине стихотворения эпитеты вовсе исчезают, и на глазах изумлённой публики потенциальные эпитеты-причастия обретают действенную краткую форму: прошлое рассказано; зов брошен; и вот она обетом связана; страсть испытана; любовь пережита. Этот смысловой приём в третьем катрене усилен анафорой («И взором… И брошен… И вот…»), которая подчёркивает взрывную молниеносность, действенность качеств и решений.

Анализ стихотворения Брюсова «Ангел бледный»

Стихотворение «Ангел бледный» В. Я. Брюсов написал в июле 1896 года. Оно вошло в сборник «Me eum esse» («Это я»), в раздел «Ненужная любовь». В 1911 году произведение опубликовал журнал «Gaudeamus».

Это произведение состоит из трёх строф-восьмистиший. Схему рифмовки в строфе можно выразить следующим образом: ababcdcd (перекрёстная рифма). Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Автор ведёт повествование от первого лица.

«Ангел бледный» относится к декадентскому периоду творчества Валерия Яковлевича. Об этом можно судить по характерным для этого поэтического направления образам, таким как ночь, бледный свет фонаря, туманная аллея.

Обратим внимание на центральный образ стихотворения – ангел бледный. Известно, что Брюсов скептически относился к христианству

Обращаясь к теме религии, он выступал в качестве исследователя, нежели как адепт вероучения. Под его пером сюжеты и герои мифологии становились поэтическими символами.

Так получилось и с образом ангела. Думается, что создавая это стихотворение, молодой Валерий Яковлевич в меньшей степени думал о несметном небесном воинстве, изображённом христианскими теоретиками в различных трактатах. Наоборот, ангел Брюсова приобретает нетипичные для традиционных представлений черты. Взять хотя бы внешность героя. С помощью трогательных эпитетов поэт рисует облик персонажа: «синеглазый», «легкокрылый», «утомлённый». Ангел предстаёт в виде одинокого юноши болезненного вида – автор не раз упоминает, что он бледен. Кроме того, речь героя представляет собой не громогласный призыв, с каким библейские ангелы обращались к людям, а «шёпот милый».

Поэт указывает и на то, что этот ангел предпочитает темноту солнечному свету. «Утомлённый слишком ярким светом дня», – говорит автор. Грёзы ангела предназначены ночи, а не божьему свету, хотя именно для его прославления созданы небесные посланцы согласно христианской мифологии. Эпитет «тень зёленая», в которой стоит герой, также характеризует его как необычное существо.

Важный момент – близость героя Демону, упомянутому в третьей строфе. Речь идёт о Демоне Лермонтова, прячущемся в Кавказских горах. Эти персонажи похожи, возможно, между ними есть некое родство. Думается, что этот ангел есть не что иное, как воплощение смерти. В пользу этой догадки говорит и утверждение о том, что ангел не знает о поэте, то есть смерть ему ещё не грозит.

Смерти поёт «гимн нескромный» поэт. Действительно, стихотворение напоминает религиозный гимн или молитву благодаря анафорам (первая, чётвертая, девятая, тринадцатая и двадцать третья строки начинаются с обращения «ангел бледный»). Такая композиция роднит произведение с более поздним стихотворением «Ангел благого молчания», написанного в 1908 году. Стоит отметить, что подобная романтизация смерти характерна для многих поэтов Серебряного века, и Валерию Яковлевичу удалось сделать этот образ нежным и трагическим.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

История одной строки

Валерий Брюсов написал моностих «О закрой свои бледные ноги» в 1894 году. Годом позже он включил его в альманах «Русские символисты», чем вызвал у общества колоссальный резонанс. Это был первый опубликованный моностих за последние 90 лет.

Почему Брюсов уложился в одну строку? Вот как на этот вопрос отвечал сам поэт:

Идею для моностиха Брюсов, скорее всего, почерпнул из переводов, которыми он регулярно занимался. Сохранился автограф: «Обнажи свои бледные ноги». Слово «обнажи» зачёркнуто, над ним написано «протяни». Далее идёт свободное пространство, не свойственное плотным переводам Брюсова.

Как будто поэт собирался продолжить свою работу, но почему-то бросил. Возможно, при подготовке альманаха он снова наткнулся на эту строку и, полностью изменив смысл, изложил её по-другому. Так в печати появился моностих «О закрой свои бледные ноги».

Анализ стихотворения ангел бледный брюсов

стихотворение «ангел бледный» в. я. брюсов написал в июле 1896 года. оно вошло в сборник «me eum esse» («это я»), в раздел «ненужная любовь». в 1911 году произведение опубликовал журнал «gaudeamus».

это произведение состоит из трёх строф-восьмистиший. схему рифмовки в строфе можно выразить следующим образом: ababcdcd (перекрёстная рифма). стихотворный размер – четырёхстопный хорей. автор ведёт повествование от первого лица.

«ангел бледный» относится к декадентскому периоду творчества валерия яковлевича. об этом можно судить по характерным для этого поэтического направления образам, таким как ночь, бледный свет фонаря, туманная аллея.

обратим внимание на центральный образ стихотворения – ангел бледный. известно, что брюсов скептически относился к христианству

обращаясь к теме религии, он выступал в качестве исследователя, нежели как адепт вероучения. под его пером сюжеты и герои мифологии становились поэтическими символами.

так получилось и с образом ангела. думается, что создавая это стихотворение, молодой валерий яковлевич в меньшей степени думал о несметном небесном воинстве, изображённом христианскими теоретиками в различных трактатах. наоборот, ангел брюсова приобретает нетипичные для традиционных представлений черты. взять хотя бы внешность героя. с трогательных эпитетов поэт рисует облик персонажа: «синеглазый», «легкокрылый», «утомлённый». ангел предстаёт в виде одинокого юноши болезненного вида – автор не раз упоминает, что он бледен. кроме того, речь героя представляет собой не громогласный призыв, с каким библейские ангелы обращались к людям, а «шёпот милый».

поэт указывает и на то, что этот ангел предпочитает темноту солнечному свету. «утомлённый слишком ярким светом дня», – говорит автор. грёзы ангела предназначены ночи, а не божьему свету, хотя именно для его прославления созданы небесные посланцы согласно христианской мифологии. эпитет «тень зёленая», в которой стоит герой, также характеризует его как необычное существо.

важный момент – близость героя демону, упомянутому в третьей строфе. речь идёт о демоне лермонтова, прячущемся в кавказских горах. эти персонажи похожи, возможно, между ними есть некое родство. думается, что этот ангел есть не что иное, как воплощение смерти. в пользу этой догадки говорит и утверждение о том, что ангел не знает о поэте, то есть смерть ему ещё не грозит.

смерти поёт «гимн нескромный» поэт. действительно, стихотворение напоминает религиозный гимн или молитву анафорам (первая, чётвертая, девятая, тринадцатая и двадцать третья строки начинаются с обращения «ангел бледный»). такая композиция роднит произведение с более поздним стихотворением «ангел благого молчания», написанного в 1908 году. стоит отметить, что подобная романтизация смерти характерна для многих поэтов серебряного века, и валерию яковлевичу удалось сделать этот образ нежным и трагическим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: