«гобсек», подробный пересказ повести бальзака

Смысл произведения «гобсек» оноре де бальзака

Болезнь графа

О чем дальше нам расскажет краткое содержание «Гобсека»? Виконтесса, воспользовавшись паузой, отослала дочь спать, ибо незачем молодой девушке слушать, до какого распутства доходит женщина, преступившая известные нормы. Камилла ушла, и Дервиль сразу же сказал, что разговор идет о графине де Ресто.

Вскоре Дервиль узнал, что сам граф тяжело болен, и супруга не пускает к нему стряпчего для оформления сделки. В конце 1824 года графиня сама убедилась в подлости Трая и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживала за больным мужем, что многие готовы были простить ей ее недостойное поведение. На самом же деле графиня просто подстерегала свою добычу.

Граф, не добившись встречи со стряпчим, хочет отдать документы сыну, но графиня всячески препятствует этому. В последние часы мужа она на коленях вымаливает прощение, но граф остался непреклонен – бумаги он ей не отдал.

Смерть ростовщика

Краткое
содержание «Гобсека» продолжается рассказом о том, как на следующий день в дом графа пришли Гобсек и Дервиль. Их глазам открылось ужасающее зрелище: графиня, не стыдясь того, что в доме находится покойник, учинила настоящий погром. Заслышав их шаги, она сожгла документы, адресованные Дервилю, и тем самым предопределила судьбу всего имущества: оно перешло во владение Гобсека.

Ростовщик оставил особняк и по-барски стал проводить время в новых владениях. На просьбы Дервиля сжалиться над графиней и детьми он неизменно отвечал: «Несчастье — лучший учитель».

Когда сын Ресто узнает цену деньгам, тогда он и вернет имущество. Дервиль, услышав о любви молодого графа и Камиллы, отправился к старику и застал его при смерти. Все свое имущество тот завещал родственнице — публичной девке.

В изложении краткого содержания «Гобсека» нужно отметить, что старый ростовщик не забыл и о Дервиле — поручил распорядиться припасами. Увидев сгнившие и протухшие продукты, стряпчий убедился, что скупость Гобсека превратилась в манию. Оттого он ничего не продавал, что боялся продешевить.

Так что виконтессе не о чем беспокоиться: молодой Ресто вернет свое состояние. На что виконтесса отвечала, что Камилле вовсе не обязательно встречаться со своей будущей свекровью.

Биография


Гобсек – арт Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге «Гобсек»

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Смысл книги «Гобсек»

Оноре де Бальзак показывает, что даже самая сильная личность может пасть перед огромным количеством денег. Гобсек всю жизнь считал деньги, совершая успешные сделки одну за одной. Можно считать, что они и были смыслом его жизни, о чем Гобсек не боялся говорить. Совершая сделки, он получал от этого удовольствие, ведь они приносили мужчине именно его. Заемщик жил сделками, постоянно думал о них, искал способы продать имущество подороже. Именно в этот момент своей жизни он жил, пускай и не так, как принято в остальном светском обществе.

Однако, получив огромное количество имущества и денег, он потерял себя. Теперь уже не нужно было искать выгоды в сделках — оставалось лишь жадно копить имущество, загребая его к себе поближе. Поэтому Гобсек и погибает — его жизнь стала бесполезной. И, что символично, погибает он именно среди своих «богатств» в виде картин, золота, денег и испорченной еды. Гобсек даже съесть что-то вкусное боялся, ведь жажда денег пленила его. Так он и умер в бессмысленных богатствах среди гнили.

Для полного понимания стоит сравнить его с самим собой в начале произведения. Аккуратный, немного строгий Гобсек, у которого каждая монетка на счету и Гобсек, тонущий в собственном богатстве. Наглядно, не так ли?

Вот такое произведение! Чтобы понять все его великолепие, нужно читать его в полной версии. Так удовольствия от чтения будет куда больше!

Трагедия Гобсека

В центре повести Оноре де Бальзака «Гобсек», краткое содержание которой изложено выше, – человек, скопивший огромное состояние, но оставшийся в конце своего пути совершенно один. Гобсек – так зовут этого героя – ни с кем не общается, мало выходит из дому. Единственный человек, кому он доверяет – Дервиль. Ростовщик видел в нем и делового товарища, и умного собеседника, и хорошего человека.

Молодой стряпчий, общаясь со стариком, набирается опыта, просит рекомендации и совета. Наблюдая за ростовщиком, Дервиль сделал вывод, что в нем живут двое: существо подлое и возвышенное, скряга и философ.

Жизненный опыт научил старика оценивать человека с первого взгляда, мыслить и анализировать. Он часто рассуждал о смысле жизни. Но с возрастом страсть к деньгам все же возобладала и постепенно переросла в поклонение. Возвышенные чувства переросли в эгоизм, жадность и циничность. Если в молодости он мечтал познать мир, то к концу жизни главной его целью стала охота за деньгами. Но счастья они ему не принесли, он так и умер в одиночестве со своими миллионами.

Как видно из краткого содержания по главам, Гобсек и вся его жизнь – это трагедия не отдельного человека, а целой системы. Жизнь Гобсека только подтверждает известное выражение: счастье — не в деньгах. Бальзак на его примере показал, к чему приводит бездумное поклонение звонкой монете.

Мораль произведения

Для лучшего понимания авторского замысла лучше прочитать «Гобсек» полностью. На страницах объёмной повести автор показал судьбы нескольких людей.

Героиня была одержима страстью к молодому любовнику, а ростовщик считал главным в жизни деньги. Предаваясь порокам, люди не замечали, как опустошают себя. Последние годы жизни ростовщик занимался тем, что копил добро. Пока запасы портились, он переписывался с торговцами, желающими их приобрести, и не желал уступить в цене. Большей частью накопленного Гобсек так и не успел воспользоваться.

Положительные герои — Камилла и Эрнест. Нравственное начало в них выше, чем меркантильное. Они молоды, поэтому ещё не понимают, какую силу над людьми имеет золото. Что было дальше с героями, автор не описывает. Но по заключительным словам виконтессы понятно, что она охотно выдаст дочь замуж за Эрнеста, когда тот станет богатым.

Биография


Гобсек – арт Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге «Гобсек»

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Биография


Гобсек – арт Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.


Иллюстрация к книге «Гобсек»

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.


Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Трагедия Гобсека

В центре повести Оноре де Бальзака «Гобсек», краткое содержание которой изложено выше, – человек, скопивший огромное состояние, но оставшийся в конце своего пути совершенно один. Гобсек – так зовут этого героя – ни с кем не общается, мало выходит из дому. Единственный человек, кому он доверяет – Дервиль. Ростовщик видел в нем и делового товарища, и умного собеседника, и хорошего человека.

Молодой стряпчий, общаясь со стариком, набирается опыта, просит рекомендации и совета. Наблюдая за ростовщиком, Дервиль сделал вывод, что в нем живут двое: существо подлое и возвышенное, скряга и философ.

Жизненный опыт научил старика оценивать человека с первого взгляда, мыслить и анализировать. Он часто рассуждал о смысле жизни. Но с возрастом страсть к деньгам все же возобладала и постепенно переросла в поклонение. Возвышенные чувства переросли в эгоизм, жадность и циничность. Если в молодости он мечтал познать мир, то к концу жизни главной его целью стала охота за деньгами. Но счастья они ему не принесли, он так и умер в одиночестве со своими миллионами.

Как видно из краткого содержания по главам, Гобсек и вся его жизнь – это трагедия не отдельного человека, а целой системы. Жизнь Гобсека только подтверждает известное выражение: счастье — не в деньгах. Бальзак на его примере показал, к чему приводит бездумное поклонение звонкой монете.

Мораль произведения

Для лучшего понимания авторского замысла лучше прочитать «Гобсек» полностью. На страницах объёмной повести автор показал судьбы нескольких людей.

Героиня была одержима страстью к молодому любовнику, а ростовщик считал главным в жизни деньги. Предаваясь порокам, люди не замечали, как опустошают себя. Последние годы жизни ростовщик занимался тем, что копил добро. Пока запасы портились, он переписывался с торговцами, желающими их приобрести, и не желал уступить в цене. Большей частью накопленного Гобсек так и не успел воспользоваться.

Положительные герои — Камилла и Эрнест. Нравственное начало в них выше, чем меркантильное. Они молоды, поэтому ещё не понимают, какую силу над людьми имеет золото. Что было дальше с героями, автор не описывает. Но по заключительным словам виконтессы понятно, что она охотно выдаст дочь замуж за Эрнеста, когда тот станет богатым.

Падение дома де Ресто

Однажды Дервиль привел к Гобсеку своего знакомого Максима де Трая – красавца, блестящего парижского ловеласа и повесу. Максим крайне нуждался в деньгах, однако Гобсек отказывает де Траю в ссуде, потому что знает о его многочисленных невыплаченных долгах. На следующий день просить за Максима приходит красивая дама. Забегая вперед, отметим, что это была графиня де Ресто, мать того самого Эмиля де Ресто, что сегодня безуспешно сватается к Камилле де Гранье.

Ослепленная страстью к мерзавцу де Траю, графиня заложила за него молодого любовника фамильные бриллианты. Надо сказать, несколько лет назад графиня оплатила первый вексель де Трая именно у папаши Гобсека. Сумма была небольшой, но еще тогда Гобсек предсказал, что этот подлец вытянет все деньги из семейства де Ресто.

Вскоре к Гобсеку ворвался граф де Ресто, законный супруг сумасбродной графини и владелец заложенных бриллиантов. Вернуть драгоценности ростовщик отказался, но посоветовал графу обезопасить свое наследство, иначе его детям будет не суждено увидеть деньги. Посоветовавшись с Дервилем, граф передает все свое имущество Гобсеку и составляет встречную расписку, в которой говорится, что продажа имущества фиктивная – когда старший сын станет совершеннолетним, ростовщик передаст права управления имуществом законному наследнику.

Граф заклинает Дервиля хранить расписку у себя, поскольку не доверяет своей алчной жене. Однако, по злой насмешке судьбы, тяжело заболевает и не успевает передать документ, от которого зависит судьба его мальчика. Пока граф в беспамятстве прикован к постели, графиня не покидает его комнаты, правдоподобно изображая убитую горем супругу. Никто, кроме Гобсека и Дервиля, не знает истинной подоплеки этой «привязанности». Подобно хищнице, графиня ждет заветного часа, когда ее жертва испустит последний вздох.

Вскоре граф умирает. Дервиль с Гобсеком мчатся в дом де Ресто и становятся свидетелями страшной картины. Все в комнате графа было перевернуто вверх дном, посреди этого хаоса, растрепанная со сверкающими глазами, металась графиня. Ее не смущало присутствие умершего, его тело было презрительно откинуто на край кровати, как ненужная более вещь.

В камине догорали какие-то бумаги. Это была расписка. «Что вы наделали? – вскрикнул Дервиль – Вы только что разорили собственных детей. Эти документы обеспечивали им богатство…»

Казалось, графиню хватит удар. Но ничего исправить уже было нельзя – Гобсек стал полноправным владельцем состояния де Ресто.

Тематика произведения

Исследование человеческой души

Бальзака интересует все, что могло бы пролить свет на происхождение о особенности человеческих страстей. Литературное исследование страсти проходит в двух плоскостях:

  • Гобсек предстает как «ученый», который пытается проникнуть в глубину такого чувства, как страсть. Последняя проявляется в жизни в разных ипостасях: жадность к деньгам, похоть к женщинам, эгоизм и обожание себя (нарциссизм) и т. д.
  • Автор, в свою очередь, тоже «препарирует» своего персонажа (то есть Гобсека) под микроскопом литературного анализа. Писатель, таким образом, демонстрирует, что образ умудренного опытом мужчины скрывает ту самую страсть: желание получить больше денег, накопить больше вещей.

Мотив пагубной страсти

В центре прозы французского автора – власть богатства, страсть к деньгам, накоплению, обогащению. Отдельные события-примеры подтверждают – снова и снова – заключение писателя о разрушительном характере страстей.

Тема отчуждения

Кроме этого, литератор обращается к мотивам затворничества. Эта тема воплощена через образ Гобсека (в особенности, через стиль жизни героя). Мужчина отчуждается от общества, причем делает это по собственной воле. Бальзак раскрывает гнилые, нравственно низкие аспекты человеческой натуры. В конце повествования читатель понимает, почему Гобсек так относится к своим наследникам. Герой умирает, не оставив завещания, – что тоже символично.

Мотивы произведения

Отдельно стоит проанализировать бальзаковское творение на предмет мотивов, которые раскрывает писатель на этих страницах:

  • власть денег над человеческой душой и социумом;
  • власть одного человека над другим (этот мотив раскрывается через привилегированное положение ростовщика);
  • супружеская измена;
  • поиск сокровища (желание легких денег, отсутствие стремления прилагать усилия в жизни);
  • дружба старика и юноши;
  • мудрость и опыт жизни;
  • скупость;
  • одиночество;
  • философское отношение к жизни;
  • трудолюбие и роль работы в жизни;
  • общественные и индивидуальные пороки;
  • потеря рассудка, безумие (конец главного героя);
  • отчуждение и отстраненность человека;
  • любовь, мания, страсть.

Конфликты повести

Бальзаковское произведение не зря входит в школьную программу. Конфликты, которые автор выворачивает наизнанку в этом творении, не теряют своей актуальности. Обратимся к ключевым конфликтам “Гобсека”:

  • человек contra общество (отображается через образ главного героя, который противостоит обществу; таким образом сам писатель высказывает протест против порядков современного ему общества);
  • социум contra индивидуальность (автор обращается также к социальному конфликту: расслоение общества на простых людей, торговцев, аристократию и буржуазию);
  • отцы contra дети (сын графа не понимает своего отца; Гобсек не хочет иметь детей).
  • идеология contra философия (Гобсек предстает в образе философа, который тоже попадает в сети порока);
  • семья contra быт (на примере семейства де Ресто);
  • чувства contra разум.

4.4 / 5 ( 5 голосов )

Идея, тема и проблематика произведения

Замечание 1

Главным мотивом повести является мотив власти: власть денег над человеком и обществом и власть одного человека над судьбами других людей.

Кроме мотива власти, в повести присутствуют и другие мотивы:

  • супружеская измена;
  • поиск сокровищ;
  • дружба;
  • одиночество;
  • скупость;
  • мотив характеров: человек-трудяга, прекрасная девушка, молодой искуситель;
  • потеря рассудка;
  • созерцание окружающего мира и т. д.

Проблемы, описываемые в повести, так волновали писателя, что он возвращался к ним неоднократно.

Ключевая проблема произведения – социальная. Однако проблема власти денег над человеком и обществом является только частью проблематики. Следствием этой проблемы становится деградация личности под действием этой власти.

Эпоха, описываемая в повести – эпоха упадка моральных качеств человека, деградации человеческих взаимоотношений, потери доверия и уважения. Общество и мир представлялись современникам Бальзака в виде большого механизма, которым руководят власть и деньги. Примечательно, что образы произведения не одноплановы. Многие персонажи имеют аналитический ум, способны мыслить самостоятельно, быть независимой личностью. Но несмотря на это, большой механизм, которым управляют деньги, запущен, и эта машина в своих жерновах перетирает судьбы людей.

Бальзак в своем произведении протестует против подобного уклада общества. Он считает его неестественным, ошибочным, нездоровым. Писатель подчеркивает, что нельзя строить отношения с людьми, общество и государство на таких нездоровых основах. Реалистические образы произведения утверждают идею возрождения нормального, здорового общества, в котором нет таких, как Гобсек. Власть, деньги, пороки должны отступать перед благородством, порядочностью, любовью.

Конфликт между человеком и обществом – одна из центральных тем повести.

Гобсек отрешен от общества, в котором живет. Это одинокий человек, сознательно избегающий общества. Он берет со своих клиентов очень высокие проценты, фактически разоряет их, зная, что они находятся в затруднительном положении. Гобсек не верит ни в человеческую порядочность, ни в честность, ни в дружбу, ни и любовь. Гобсек и сам становится черствым, бессердечным человеком.

В повести изображается разложение и упадок старой французской аристократии.

Прочие произведения

В молодости Оноре старался не обращать внимания на несправедливые слова критиков, продолжая свое дело. Ранними работами стали:

Роман «Шуаны»;

— «Шагреневая кожа»;

— «Гобсек»;

— «Дом кошки, играющей в мяч».

Бальзак стремился продемонстрировать индивидуализированный тип каждого своего персонажа. Центром его творчества являлись не выдуманные герои, а жизнь и поступки буржуазного общества. Полюбившийся образ Гобсека из одноименной повести показал читателям, какой может быть жизнь трагичной, если человеку приходится убить в себе все хорошее и стать бездушным обдиралой и накопителем.

«Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: