«я не для ангелов и рая…» м. лермонтов

«Русалка» М.Лермонтов

«Русалка» Михаил Лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «Русалка»

В отличие от Пушкина, Михаил Лермонтов никогда не увлекался народным творчеством и не пытался перекладывать на современный язык сказки, легенды и предания, сохранившиеся с незапамятных времен. Тем не менее, в его литературном наследии достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. Одним из них является существующий миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек-русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласиться взять одну из них в жены.

В стихотворении «Русалка», написанном в 1836 году, Михаил Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако все же пытается его опровергнуть. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу. И именно этим щемящим чувством наполнено все стихотворение. первая часть которого построена, как рассказ от третьего лица. Сперва Лермонтов задает нужный настрой, повествуя о том, как на поверхности реки появилась русалка, которая хочет «доплеснуть до луны серебристую пену волны». Подобный сюжет автор рисует умышленно, так как уже с первых строчек хочет раскрыть перед читателями всю тщетность замыслов царицы речных глубин, которая не понимает, что ее мечтам не суждено сбыться. Это касается не только попыток дотянуться до небесного светила, которое со дна водоема кажется таким близким и желанным, но и стремления обрести счастье с земным мужчиной, заманив его всеми правдами и неправдами в свое подводное царство.

Вторая часть стихотворения построена в виде песни русалки, которая жалуется на свою горькую судьбу и рассказывает о то, что красивый витязь – «жертва ревнивой волны» — не может вновь вернутся к жизни даже благодаря поцелуям главной герои и ее многочисленных подруг, которые безумно в него влюблены. Свой подводный мир русалка описывает с нежностью и волнением. рассказывая о том, на дне реки существуют «хрустальные города», которые населяют стаи золотых рыбок. И именно там покоится «витязь чужой стороны», который, несмотря на все попытки его оживить, остается «хладен и нем». При этом юная русалка сетует на то, что ей неведом секрет пробуждения таинственного витязя, который остается равнодушен к «страстным лобзаньям» прекрасных жительниц подводного мира. Он «не дышит, не шепчет во сне», что вызывает у русалки недоумение, смешанное с разочарованием и обидой.

Песня-жалоба владычицы речных глубин адресована далеким облакам, которые проплывают по небу, безучастно взирая на ту, которая хотела уподобиться людям и познать радость любви. Однако ее молитвы никогда не будут услышаны, потому что для того, чтобы обращаться к Богу, необходимо иметь душу. Мораль, которую Лермонтов заложил в это стихотворение, имеет конкретного адресата, которым является его бывшая возлюбленная Екатерина Сушкова. Именно между ней и бездушной русалкой проводит поэт очень тонкую параллель, намекая на то, что этой женщине никогда не удастся вымолить у него прощение за все те низкие поступки и насмешки, которые Лермонтову довелось стерпеть от этой надменной красавицы. Впрочем, еще до того, как было написано это стихотворение, поэт сумел жестоко отомстить той, которая без малого 10 лет владела его сердцем. В очередной свой приезд в Москву он сделал все возможное, чтобы Екатерина Сушкова не только в него влюбилась, но и стала всерьез рассматривать кандидатуру поэта, являющегося богатым наследником, в качестве возможного супруга. Вот тогда-то Лермонтов публично разрушил ее надежды и заявил, что никогда не свяжет свою судьбу с женщиной, которая его недостойна.

«Ангел» М.Лермонтов

Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.

«Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение. которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет. Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами. Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

Стихотворение «Ангел» отличается особой мелодичностью и нежностью. Этого эффекта Михаилу Лермонтову удалось добиться за счет тщательного подбора слов, в которых преобладают мягкие шипящие и свистящие звуки. Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям. Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Используя противопоставление небесной и земной жизни. Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью. Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист. Он убежден, что человек приходит в этот мир для того, чтобы страдать, и этим очищает собственную душу. Только в этом случае она может вернуться туда, откуда принес ее ангел, обретя вечный покой. И для того, чтобы человек стремился жить по Божьим законам, в его душе, словно чарующее наваждение, остается воспоминание о песни ангела, которое дарит ему ощущение радости и бесконечности бытия.

Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо». которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни. При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали. Ведь жизнь души вечна, и изменить подобный порядок вещей никто не в состоянии. Здесь же прослеживается едва уловимое сравнение с колыбельной, пение которой малышам является незыблемым ритуалом, который своей цикличностью напоминает процесс совершенствования души. Однако даже самая волнующая и нежная колыбельная не в состоянии по красоте соперничать с песней ангела, являясь ее бледной копией и напоминанием о том, что рай все же существует.

Композиция

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!”.

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

Особенности произведения

Средства выразительности позволяют читателям лучше понять чувства лирического героя. В любовной истории он выражает свою горечь, обиду, печаль. Достигается это посредством эпитетов и метафор. Через них поэт демонстрирует, чем именно он жертвовал — годами жизни. Он предполагает, что мог бы получить взамен:

  • «чудесный дар»;
  • «небесные мысли»;
  • «силу духа».

В качестве средств выразительности используется и противопоставление героя и избранницы. Поэт подчеркивает, что девушка натворила своей легкомысленностью. Мужчина делает предположение о поездке на юг. В этой фразе скрывается особое послание: Лермонтов обещает уехать на Кавказ. Подобное изгнание не пугает его, так как он не хочет видеть коварную изменницу.

В стихотворении «Я не унижусь пред тобой…» читатель узнает о горьком опыте поэта, его разочаровании в отношениях с женщинами. А детальный разбор произведения помогает узнать лучше эмоции автора.

Анализ стихотворения «Ангел» Михаила Лермонтова

Стихотворение «Ангел» относится к раннему периоду творчества Михаила Лермонтова. Оно было написано в 1831 году, когда юному поэту едва минуло 16 лет. В основу этого произведения легла детская колыбельная, которую автор часто слышал от матери. Однако у полузабытой песни поэт позаимствовал лишь размер, полностью изменив ее содержание.

«Ангел» — эпическое и очень романтичное произведение, которое состоит из четырех четверостиший. Повествует оно о рождении нового человека, душу которого несет ангел, чтобы воссоединить ее с телом еще до того, как ребенок появится на свет.

Во время этого загадочного ночного путешествия ангел поет удивительную по красоте песню, в которой восхваляет достоинства праведной жизни и обещает пока еще безгрешной душе младенца вечный рай. Однако реалии земной жизни весьма далеки от небесного блаженства, ребенку с детства предстоит столкнуться с болью и унижениями, печалью и слезами.

Но отзвук волшебной песни ангела навсегда остался в душе человека, и он пронес через всю свою долгую жизнь.

Они являются великолепным фоновым сопровождением, создавая эффект колебания воздуха во время полета ангела и подчеркивая удивительное изящество исполняемой им песни. При этом о ее содержании читатель догадывается лишь в общих чертах, понимая, что она является гимном божественному миру, в который суждено попасть лишь по-настоящему чистым и безгрешным людям.

Неудивительно, что душа человека, которой была адресована эта песня, всю свою жизнь «томилась, предчувствием чудным полна», а земные песни казались ей скучными.

Используя противопоставление небесной и земной жизни, Михаил Лермонтов сумел добиться удивительной контрастности, которая, тем не менее, отличается мягкостью и легкостью.

Однако в самом стихотворении очень четко проведена грань между двумя мирами, которые пересекаются между собой лишь во время рождения и смерти человека. Если рассматривать это произведение с философской точки зрения, то становится очевидным, что юный Лермонтов – идеалист.

Примечательно, что стихотворение «Ангел» начинается со слова «небо», которое отождествляется с чем-то божественным и возвышенным, а заканчивается словом «земля», символизирующим не только бренность существования, но и завершение человеческой жизни.

При этом своеобразный рефрен в виде последней строчки каждого четверостишья словно бы напоминает о том, что пребывание человека на земле в телесной оболочке – лишь временное явление, и к смерти нужно относиться с легкостью, без страха и печали.

Анализы других стихотворений

Ангел

По небу полуночи ангел летел,      И тихую песню он пел, И месяц, и звёзды, и тучи толпой      Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов      Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала      Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс      Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой      Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она,      Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли

     Ей скучные песни земли.

Композиция и построение стиха

По жанру это произведение можно отнести к восторженной песне. Это лирико-эпическое произведение философско-религиозной направленности. Оно состоит из двух частей. На долю первой части приходится три строфы. В этом произведении два лирических героя. Ангелу отводится главная роль. О нем повествует первая часть произведения. Ангел – вестник Бога, несет в мир молодую душу, которой предстоит непростая жизнь. Ангел счастлив оттого, что на него возложена замечательная миссия – дать жизнь новому человеку.

Вторая часть короче – всего одна строфа из четырех. Она – о молодой душе, которую принес ангел в мир. Этой молодой человеческой душе отводится роль второго плана. В 4 поэтические строки поэт вместил целую человеческую жизнь.

Каждая строфа представляет собой цельное предложение. В конце каждой второй строки стоит точка с запятой, в конце каждой четвертой – точка, завершающая предложение. Произведение написано 3 и 4-стопным амфибрахием. Рифма сильная, рифмовка в строфах смежная, парная.

Средства выразительности

Эпитеты в стихотворении «Ангел» помогают создавать определённые образы и особую атмосферу. Так, показывая уникальную чистоту главного персонажа, Лермонтов называет его хвалу «великому» богу «непритворной». Поэт употребляет это определение так, чтобы читатель не мог не обратить на него внимания при прочтении: в конце второй строфы, в обособленной уточняющей конструкции. Образу молодой души придаёт особый колорит эпитет «чудный», относящийся к её желанию. То есть, несмотря на печаль мира и собственное томление, душа продолжает верить и надеяться, ведь она помнит «живой» голос Ангела.

Поэт пользуется антитезой «небо и земля», а усиливает её противопоставленными эпитетами, описывающими песни этих миров. Например, у земли песни «скучные», а у Ангела – «святые».

Кроме того, Лермонтов обращается к такой стилистической фигуре, как инверсия, что придаёт возвышенность и покой повествованию. В последней строфе мы обнаруживаем анафору: «И долго…И звуков», — что делает завершение стихотворения наиболее гармоничным, но в тоже время намекает на бесконечность жизни молодой души, когда-то принесённой на землю Ангелом.

История создания

М. Лермонтов был совсем юным, когда, в 1831 году, написал удивительное по силе чувств стихотворение «Ангел». На создание стихотворения «Ангел» М. Лермонтова воодушевила колыбельная, которую поэту пела в детстве мать. Слова песни не запомнились ему, но само приятное воспоминание обрело форму в данном произведении. Автор лишился матери в раннем детстве, поэтому каждое такое воспоминание было свято для него.

Бытует и иное мнение, будто произведение «Ангел» было посвящено отцу, который умер от чахотки в 1831 году. Тяжёлый жизненный путь отца также, возможно, стал основой для стихотворения М. Лермонтова. Он был бедным офицером, который женился на любимой женщине против воли ее родителей. Но счастья в этом браке он не обрел, а после смерти возлюбленной ее родственники отняли у него сына. Чтобы обеспечить мальчику лучшее будущее, он отдалился от него.

Тема

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я не унижусь пред тобою.История создания – стихотворение создано в 1832 году, когда несчастливо закончился роман Михаила Юрьевича и Натальи Ивановой. Впервые оно было опубликовано уже спустя много лет после гибели поэта – в 1859 году.

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция – одночастная, поэт на протяжении всего письма упрекает возлюбленную и рассказывает о своём горьком разочаровании в ней.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.

Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Образы и символы

В стихотворении «Ангел» видны чистые и искренние эмоциональные порывы юного поэта. В своём произведении он с любовью и благоговением создал картину рождения человека на свет. Религиозность и собственное философское прочтение начала человеческой жизни завораживают читателя своей простотой и волшебством. Произведение, наполненное свежестью, возвышенностью и ангельским ликованием, содержит образы и символы, обязательные для понимания смысла происходящих в стихотворении событий.

Лирический герой стихотворения – ангел, небесный посланник, который нёс в своих объятиях, как бы охраняя от всего дурного, молодую душу. Стихотворение повествует о рождении человека. Песня ангела – метафора молитвы, благословения души. Его песне внимают вся природа. Таким образом, в стихотворении присутствует основная мысль о том, что Творец и ангелы неотделимы от природы, они взаимодействует с ней. Песня осталась в душе без слов, но она давала жизнь душевным качествам: любви, нежности, доброте, непорочности и чистоте. Кроме того, песню можно расценить как гимн Райскому миру, который уготован всем тем, кто чист духовно и тем, кто раскаивается в своих согрешениях. В последнем четверостишии говорится о человеке, который родился благодаря ангелу. Душа его долго томилась на свете. Её «чудное желание» – это стремление к совершенству, к Богу. Автор делает акцент на том, что человек на протяжении всей жизни идёт к этой самой безупречности. «Скучные песни земли» – в понимании автора это земная жизнь, которая не могла сравниться по своей красоте с райской красотой, со «звуками небес».

Можно даже сказать, что стихотворение «Ангел» в какой-то мере даёт чувство защищённости, если читатель невольно сопоставляет себя с молодой душой, окружённой ангельской благодатью.

Тема

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описывать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Средства выразительности

Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”. Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Ангел» описаны в списке:

  • Основной темой стихотворения является религия. М.Ю. Лермонтов описывает ангела, который несёт в мир божественное начало – чистую душу, вселяя в неё своим пением духовную красоту.
  • Также главной темой произведения является рождение нового человека, который проживёт непростую, но долгую жизнь, полную надежд и стремлений.
  • Тема жизни и смерти тоже присутствует в этом стихотворении, вырисовываясь в последней строфе, где читателю сообщается о том, что душа после долгого жизненного пути покинула этот мир.

М.Ю

Лермонтов выражает в стихотворении «Ангел» проблему, которая читается ясно и точно: в мире много боли и горя, но, несмотря на это, важно всеми силами стремиться к свету, чтобы не нарушить закон Божий. Автор заставляет задуматься о том, что нельзя сдаваться, и как бы ни были скучны для человека «песни земли», он должен всегда быть полон «чудным желанием», чтобы идти дальше и достойно пройти жизненный путь

Такова проблематика стихотворения.

Идея

Во все времена поэта считали особенным человеком, наделённым исключительным даром слова. Для эпохи романтизма это творец, который может слышать голос Небес. В русской поэтической традиции эта идея была воплощена в образе Пророка, к которому обращались А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Оба автора были сторонниками идеи о небесном происхождении поэтической души. Таким образом, главная идея стихотворения «Ангел» — показать рождение нового Пророка, который будет облекать в слова райские песни Ангела. Поэта ждёт страдание, непонимание, отторжение обществом, но это не наказание, как в случае с Демоном, а миссия, как у Пророка, как у Иисуса Христа. Стихотворение пронизано печальным элегичным характером, но имеется место и для радости. Она будет жить в светлом воспоминании и небесной песне.

Анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова (3 вариант)

Стихотворение «Ангел» (1831 г.) относится к юношескому периоду творчества Лермонтова. В его основу поэт положил детскую колыбельную песню, которую слышал от матери. Это единственное юношеское произведение Лермонтова, которое он впоследствии сам передал в печать.

Стихотворение написано в то время, когда поэт полностью находился во власти идеалистических представлений. Он еще не столкнулся с суровым и безжалостным миром, который будет вызывать только презрение. Лермонтову очень далеко до мотивов острого одиночества и демонической темы. Его ощущения чисты и возвышенны.

Центральный образ произведения – летящий по небу ангел, который поет «тихую песню»

Это божественное пение приковывает внимание всей природы. Ангел прославляет Бога и райскую жизнь

Он несет с собой юную душу, чтобы вдохнуть ее в младенца. Эта душа абсолютно безгрешна, она внимает песне ангела и навсегда сохраняет ее в своей памяти. Ангелу жаль оставлять невинную душу в «мире печали и слез», поэтому в песне он дарит ей надежду на будущее воскрешение в лучшем мире.

Автор считает, что слова этой песни и ее конкретное содержание не так важны. Ее основное достоинство — мелодичность. Достаточно сохранить в душе хотя бы звук, который вновь сделает песню первозданно живой. В несколько ином виде Лермонтов впоследствии разовьет эту тему в стихотворении «Молитва».

Автор сравнивает человеческую жизнь с бесконечным томлением души, которую может согреть только ангельская песня. «Скучные песни земли» никогда не заменят «звуки Небес». Это очень красивое поэтическое сравнение означает, что для любого человека первостепенными являются духовные ценности.

Произведение написано очень простым и доступным языком. Многократное использование союза «и» в начале строк придает ему библейскую торжественность.

В стихотворении «Ангел» Лермонтов еще не использует религиозные образы в качестве каких-то символов. В нем нет тайного смысла и скрытых намеков. Сюжет произведения не выходит за рамки православных канонов. Это действительно искреннее выражение наивной веры молодого человека, навеянное дорогими воспоминаниями из детства. Ангел может ассоциироваться только с любящей матерью, которая поет младенцу колыбельную песню перед тем, как отпустить его в самостоятельную жизнь, наполненную страданиями и болью.

Я не унижусь пред тобою

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для зблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслею небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд! — прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

К чужим горам, под небо юга

Я удалюся, может быть;

Но слишком знаем мы друг друга,

Чтобы друг друга позабыть.

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил, —

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! — лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала — я тебя не знал!

Зима 1832 года

*****

анализ стихотворения м. ю. лермонотова «русалка». ю. лермонотова «русалка»

БЕСПАРДОННЫЙ

Высший разум (969003) 4 года назад

Читая и перечитывая хрестоматийное стихотворение Лермонтова «Русалка» (1832), то и дело натыкаешься на противоречия. Начало этих стихов вроде противоречий не предвещает – оно умиротворенно и красиво. Его необычный ритм словно бы повторяет движение волны – накат – откат:

Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.

Уже в первой строфе задана одна из повторяющихся тем лермонтовского творчества – не находящая разрешения тяга к иному миру или стихии. Русалка, жительница вод, старается доплеснуть пену волны до ночного небесного светила. Глагол «старалась» без лишней конкретизации говорит о безрезультатности попытки.

Вторая строфа стихотворения начинается неожиданно – пейзаж с голубой рекой и спокойно плывущей по ней при свете луны русалкой сменяется новой картиной:

И шумя, и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака….

Осмелюсь сказать, что этот новый пейзаж противоречит предыдущему. Во второй строфе река явно неспокойная, шумная, порожистая, да и на смену лунному свету приходят облака. При ярком лунном свете облака обычно и на небе-то не видны, а тут – они отражаются в воде. Иное дело – днем. В стихотворном пейзаже Лермонтова, как мне кажется, запечатлены приметы не одного какого-то временного момента, а некоего ВРЕМЕНИ, вмещающего в себя и спокойную, и бурную реку, и луну, и облака.

В конце второй строфы возникает новый мотив, также повторяющийся в лермонтовской поэзии, – пение:

И пела русалка – и звук ее слов Долетал до крутых берегов.

В связи с поющей русалкой нельзя не вспомнить поющего ангела из одноименного стихотворения Лермонтова («Ангел». 1831). Русалка пела для себя, но ее могли слышать обитатели земли, жившие по берегам реки. Ангел пел для обитателей небесных сфер, этой песне, хотя она была тихой, внимало все вокруг – и месяц, и звезды, и тучи; но случилось услышать ее и душе, которую ангел нес на землю, «для мира печали и слез». Звук ангельской песни запечатлелся в еще не воплотившейся душе, подобно материнской колыбельной, услышанной Лермонтовым-ребенком, и остался в ней «без слов, но живой»

Обратим внимание, что и русалку, и ангела слышат те, кому недоступно содержание песни, так как они принадлежат к иному миру, иной стихии, но, как мы знаем из стихов того же Лермонтова, эмоционально, на каком-то другом уровне понимания можно понять даже «темные речи». Они оба поют о своем мире, воздавая ему хвалу

Ангел поет о таких же, как он, ангелах, обитателях рая, и о его владыке – Боге. Русалка поет о водной стихии – стадах рыбок, хрустальных городах на дне. Опять подчеркну некоторую противоречивость: в песне русалки сказано, что на дне «играет мерцание дня». в то время как русалка плывет по реке ночью. И снова можно говорить, что в стихах Лермонтова передан не один какой-то момент, а некое ВРЕМЯ.

Еще замечу, что «хрустальные города» на дне больше ассоциируются с морями и океанами, чем с рекой. Видимо, речь здесь идет не о конкретной реке, а о стихии воды.

Песня русалки занимает большую часть стихотворения – четыре строфы из семи. В трех строфах рассказывается о главной диковине речного дна – витязе, ставшем «добычей ревнивой волны». Интересно, что о нем сказано: «витязь чужой стороны». Возникает вопрос: какая сторона для русалки будет чужой? В более позднем стихотворении «Дары Терека» (1839) река Терек запальчиво говорит старику Каспию, что «в забаву» его сынам «разорил родной Дарьял». Дарьял, Дарьяльское ущелье, для Терека «родные». так как он протекает по этим местам. Он предлагает в дар престарелому Каспию убитого кабардинца и «труп казачки молодой» – и кабардинцы, и казаки (терские) проживали по берегам Терека.

Шынар Байгенжиева

Знаток (297) 1 неделю назад

анализ стиха бальмонт русалка

Мое грядущее в тумане

Мое грядущее в тумане,

Былое полно мук и зла…

Зачем не позже иль не ране

Меня природа создала?

К чему творец меня готовил,

Зачем так грозно прекословил

Надеждам юности моей?..

Добра и зла он дал мне чашу,

Сказав: я жизнь твою украшу,

Ты будешь славен меж людей!..

И я словам его поверил,

И, полный волею страстей,

Я будущность свою измерил

Обширностью души своей;

С святыней зло во мне боролось,

Я удушил святыни голос,

Из сердца слезы выжал я;

Как юный плод, лишенный сока,

Оно увяло в бурях рока

Под знойным солнцем бытия.

Тогда, для поприща готовый,

Я дерзко вник в сердца людей

Сквозь непонятные покровы

Приличий светских и страстей.

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: