Краткое содержание «миф о сизифе (сизифов труд)»

Анализ произведения "посторонний" камю

Введение 2.1. Цель работы

С дaвних пор культура Франции была щедра на писателей особого склада, успешно сочетающих в своём творчестве филосoфию и словесность. К ним относятся Вальтер, Рус-со, Сартр… Среди первых в ряду этих громких имён должен быть по праву назван Аль-берт Камю.
При жизни Кaмю не испытывал недостатка ни в поклонниках, ни в ниспровергателях. Вокруг каждой его oчередной книги кипели страсти. Да и этот не удивительно, ведь он в своём творчестве затрагивал проблемы человеческого существования, поиска смысла жизни, пытался нaйти ответ на злободневные вопросы человечества.
Oднако в России, особенно в последние годы, имя этого французского писателя и фи-лософа было однозначным и полузапретным. Этo объясняется тем, что его творчество по мнению многих литературоведов, не отвечало интересам общества и более того было на-правлено против него. Oсобенно большие претензии предъявлялись к предвоенному цик-лу, который сам Камю назвал «Абсурд». В связи с этим, исследовательских работ по творчеству писателя в настоящей стране очень мало

В имеющихся жe работах, внимание исследователей как правило сосредоточено на позднем творчестве писателя или на содер-жании его работ, не затрагивается философский аспект. Aктуальность данной темы обусловлена необходимостью целостного осмысления проблемы абсурдного человека в творчестве Камю

Во все времена людей, которые были готовы не смотря ни на что отстаивать свои взгляды и даже умереть за них, были едини-цы. Это связано с тем, что человек боится неизвестности, боится того, что общество его не поймет и не примет, а значит намного проще «плыть по течению», чем против него. Такая позиция верна лишь от части. Всем хочется спокойной размеренной жизни, а вечной борьбы. Но если посмотреть на такое общество со стороны, можно увидеть лишь роботов, запрограммированных по одному и тому же сценарию, чья жизнь протекает размеренно от рождения до самой смерти. А тех, кто отходит от «намеченного плана» общество либо старается опять же подчинить себе, либо попросту уничтожает. Несомненно, всегда нахо-дится и так называемая золотая середина. Это своеобразное связующее звено между одно-ликим обществом и теми, кто идет против него. В наше время роль подобного коммуни-катора отчасти берет на себя человек, работающий в сфере PR. Но он должен уметь не только отстаивать чьи-то взгляды, налаживать отношения, но и иметь собственное мне-ние, независимое от мнения других. Можно сказать, что пиарщик в какой-то степени тоже идет против течения.
Цель данной работы: показать особенности рaскрытия проблемы абсурдности человека в творчестве А. Камю, и в частности в таких его произведениях, как «Посторонний», «Миф о Сизифе».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1)познакомиться с рaботами, изучающими творчество А. Камю;
2)oпределить, что вкладывает Камю в понятие «абсурда»;
3)проследить, как представлена прoблема абсурдности человека в романе «Посторон-ний» и в эссе «Миф о Сизифе».

Миф о Сизифе

Книгу завершает этюд о самом ярком абсурдном бунтаре в истории человечества. Это Сизиф, которого «боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз». Герой мифа получает наказание за свои земные страсти и любовь к жизни. Известно, «что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд», но герой презирает выпавший ему жребий. Его жизнь заполнена новым смыслом, в котором сознание побеждает судьбу, обращая страдания в радость. Муки, испытываемые Сизифом под тяжестью камня, — это и есть бунт против абсурдного мира.

Существование современного человека схожа с судьбой Сизифа — она во многом абсурдна, наполнена скукой и бессмыс­ленностью. Но человек может обрести смысл жизни, отвергнув самоубийство. Чувство абсурда, возникающее в результате осознания абсурда, позволит ему переоценить свою судьбу и стать свободным.

Множество вариантов

Сизиф — кто он такой? Применимо ли к нему выражение «бог Сизиф»? Чем он знаменит? Этот коринфский царь не был олимпийцем, но богом был его отец – повелитель всех ветров Эол. Матерью была смертная женщина Энарета, подарившая мужу кроме Сизифа пятерых сыновей и пять дочерей. Может быть, такое обилие сестер и братьев сделало будущего царя Коринфа олицетворением хитрости, жестокости, порочности и корыстолюбия. Миф о Сизифе имеет несколько вариантов его прижизненных деяний и причин для жестокого наказания, полученного им после смерти. Самым большим его грехом считалось абсолютное неуважение к богам. Он выбалтывал смертным все их тайны, причем совсем не бескорыстно.

Кем был Сизиф?

Сизиф был, согласно греческой мифологии, первый король города Эфира, в настоящее время известный как Коринф. Похоже, что в «Одиссее и Илиаде» он был амбициозным и жестоким правителем, который, не колеблясь, использовал насилие, чтобы остаться у власти и избежать потери влияния на своих противников, что привело его к убийству нескольких человек. Кроме того, он не чувствовал покраснения, когда обманывал людей, и в целом его описывали как заставляющего его выполнять характеристики классических обманщиков..

Конечно, почти полный контроль над большой территорией и управление ею не были чем-то необычным на том этапе греческой истории, но Сизиф имел несчастье навязывать свою волю в нарушение правил, которые Зевс навязывал смертным. Согласно некоторым версиям мифа, Сизиф обвинил Зевса в похищении нимфы, в то время как другие говорят, что он перешел черту, убив нескольких путешественников.. В тот момент, когда Танатос, смерть, пошла искать греческого царя по приказу Зевса, Сизиф обманул того, кто должен был отвезти его в подземный мир, надев на него цепи и кандалы, предназначенные для его использования, чтобы он не мог умереть, пока не вмешается Арес.

Когда пришло время, история не закончилась тем, что Сизиф остался в подземном мире. Верный своему злому и лживому характеру, греческий царь попросил свою жену не совершать типичные ритуалы в честь мертвых, так что у Сизифа был повод попросить вернуться в мир смертных, чтобы наказать ее. Это желание было удовлетворено Аресом, но Сизиф отказался вернуться в область смерти, поэтому возвращение его означало вызывать новые раздражения у богов. Там началось знаменитое наказание великого камня.

Может быть, вам интересно: «Каковы истоки философии? Первые мыслители»

«Посторонний», анализ повести Камю

Повесть Альбера Камю «Посторонний» была написана в 1940 году и опубликована в 1942 году. Анализ данного произведения, как наиболее яркого и известного, помогает проследить все основные идеи творчества автора.

Сюжетная линия «Постороннего» (как, кстати, и композиция) линейна. Повесть состоит из двух частей. В первой части француз Мерсо, который живет в Алжире, получает известие о смерти матери и прибывает на похороны. Следующий день в Алжире герой проводит с дамой по имени Мари, которая становится его девушкой. Сосед-сутенер Раймон приглашает Мари и Мерсо провести выходные на берегу моря, но по дороге они замечают, что за ними следят арабы, один из которых – брат бывшей любовницы Раймона. На отдыхе между арабами и друзьями Мерсо происходит стачка, которая заканчивается ничем. Через некоторое время герой, увидев на пляже одного из арабов, убивает его. Вторая часть – затянувшееся на 11 месяцев дело Мерсо, в результате которого его приговаривают к смертной казни.

Несмотря на простой сюжет, идея автора очень глубока. Нам важны не сюжетные линии, а реакция главного героя на происходящее вокруг, точнее, отсутствие какой-либо реакции. Камю рисует человека, который не испытывает традиционные, принятые в обществе эмоции. Он не плачет на похоронах матери, ему безразлично предложение Мари пожениться, он не ощущает ничего во время убийства. Судебный процесс кажется главному герою муторным и затянутым, он не обращает внимания на происходящее.

Повесть имеет два смысловых уровня – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир Мерсо.

В действиях главного героя проявляется экзистенциальный романтизм его образа. Мерсо — изгой в обществе, его поступки вызывают непонимание и порицаются. Его не понимают ни присяжные, ни судьи, ни Мари. Видимость понимания и дружбы создает Раймон, однако, в конечном счете, ему нет дела до Мерсо (как и тому нет дела до Раймона). Еще одна составляющая романтического образа – действиями героя движет природа. Он единственный, кто любит смотреть в небо. Даже убийство, казалось бы, направляет палящее солнце, которое светит в тот момент на пляже.

В повести виден яркий авторский стиль. Текст представляет собой смесь описания и повествования в прошедшем времени от первого лица. Герой лаконично перечисляет все, что он сделал, не делая разницы между распитием чашки кофе, походом в кино и убийством. Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.

Кульминационный момент повести – последняя ночь в камере, когда безразличие оставляет главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах. Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и ОН. Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.

Таким образом, в повести «Посторонний» в полной мере проявляются экзистенциалистские взгляды и идеи абсурдизма Камю. Что интересно, автор не порицает поступки главного героя. Порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести.

Прочитав анализ «Постороннего», ознакомьтесь с другими сочинениями, связанными с Альбертом Камю:

  • «Посторонний» Камю, краткое содержание
  • «Падение», анализ повести Камю
  • «Падение», краткое содержание повести Камю
  • Роман «Чума», анализ
  • «Калигула», краткое содержание по действиям пьесы Камю
  • «Калигула», анализ пьесы Камю
  • «Миф о Сизифе», анализ
  • Альберт Камю, краткая биография

По произведению: «Посторонний»

По писателю: Камю Альберт

Разум + Неблагоразумный мир = Абсурдная жизнь

Чувство абсурда — это следствие конфликта. С одной стороны, мы постоянно создаём осмысленные планы на нашу жизнь, с другой, мы сталкиваемся с непредсказуемым миром, который не соответствует нашим представлениям.

Что такое абсурд? Это быть разумным в неблагоразумном мире.

Это базовый конфликт, с которым мы сталкиваемся. Это напряжение возникает, когда наши умственные представления о мире встречаются с опытом реальной жизни.

Наконец, самая большая проблема из всех: мы можем дерзко заявлять, что мир «вечен», хотя понимаем, что отведённое именно нам время ограничено. Все мы когда-нибудь умрём. Да, и даже читатель.

Если разум и неблагоразумный мир — это ключевые компоненты, тогда, по словам Камю, мы можем схитрить и избежать проблемы абсурда. Как? Устраним один из компонентов.

Проблематика

  • Вопросы поиска смысла жизни и нигилизма в романе «Посторонний» — главные проблемы, которые поднимает автор. Камю — мыслитель 20-го века, когда крушение моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев представляло собой факты современности. Конечно, нигилизм, как следствие кризиса религиозной традиции, проявлялся в разных культурах, но такого острого конфликта, такого глобального разрушения всех устоев история не знала. Нигилизм 20 века — выведение всех следствий из «смерти Бога». Прометеевский бунт, героическое «самопреодоление», аристократизм «избранных» — эти темы Ницше были подхвачены и видоизменены философами-экзистенциалистами. Мыслитель дал им новую жизнь в «Мифе о Сизифе» и продолжил работы с ними в «Постороннем».
  • Кризис веры. Религиозную веру автор считает ложью, оправданную лишь тем, что она якобы во благо. Вера примиряет человека с бессмыслицей существования нечестно, отбирая ясность видения, закрывая ему глаза на правду. Христианство толкует страдания и смерть, как долг человека перед богом, но не дает доказательств, что люди — должники. Они обязаны верить на слово в сомнительное утверждение, будто дети детей … в ответе за грехи отцов. Что же такого сделали отцы, если все платят, а долг с годами только растет? Камю ясно и отчетливо мыслит, отвергая онтологический аргумент — из наличия у нас идеи Бога нам не вывести его существования. «У абсурда куда больше общего со здравым смыслом, — писал автор в 1943 г. — он связан с ностальгией, тоской по потерянному раю. Из наличия этой ностальгии нам не вывести самого потерянного рая». Требования ясности видения предполагает честность пред самим собой, отсутствие всяких уловок, отказ от смирения, верность непосредственному опыту, в который нельзя ничего приносить сверх данного.
  • Проблемы вседозволенности и подлинности выбора. Однако из абсурда следует отрицание моральных и этических норм. Камю делает вывод — «все дозволено». Единственной ценностью становится полнота переживания. Хаос не надо уничтожать самоубийством или «скачком» веры, его нужно максимально полно изжить. На человеке нет первородного греха, и единственной шкалой для оценки его существования является подлинность выбора.
  • Проблемы, вытекающие из абсурдности реальности: несправедливый и откровенно глупый приговор Мерсо, основанный на том, что он не плакал на похоронах, нелепая месть арабов, повлекшая смерти невинных людей и т.д.

Сизиф в эссе Альбера Камю

Учитывая то, что боги, наказавшие Сизифа, считали, что тяжёлый и бесполезный труд – это самое ужасное, что только может быть, Камю рассматривает Сизифа как абсурдного героя, живущего полноценной жизнью, ненавидящего смерть и обречённого на бессмысленную работу.

Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.

Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.

Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.

Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!

Советуем также прочитать:

Подлинным ответом на абсурд он полагает бунт индивида против всего удела, ясность видения своего удела и полнота переживания – вот ценности абсурдного человека. Единственной шкалою для оценки существования является подлинность выбора, самоопределение.

Нравы и традиции Викторианской эпохи Многие из традиций, которые, как нам порой кажется, существовали всегда, появились именно в эпоху королевы Виктории. Как раз к 1840-му году чай в 5 часов стал приметой хорошего дома. Тогда входит в моду у джентльменов курить трубку, и в д …

Абсурдное рассуждение

Книга начинается с примечания о том, «что абсурд, который до сих пор принимали за вывод, берётся здесь в качестве исходного пункта». Основным вопросом любой философии является вопрос о смысле жизни:

Самоубийца признаётся, «что жизнь кончена, что она сделалась непонятной». Но что лежит в основе его выбора? Решение добровольно уйти из жизни созревает «в безмолвии сердца». При этом внешние события являются лишь толчком, когда «этой малости… достаточно, чтобы горечь и скука, скопившиеся в сердце самоубийцы, вырвались наружу».

Для понимания того, что может выбрать человек в этой ситуации, необходимо выявить факторы, толкающие человека на этот поступок. Безразличие мира, сознание своей смертности, бессмысленность жизни — всё это лишь способы проявления чувства абсурда, среди которых, безусловно, главным является скука:

Сталкиваясь с окружающим миром, разум бессилен найти истину в себе и мире. Это «столкновение между иррациональностью и исступлённым желанием ясности, зов которого отдаётся в самых глубинах человеческой души» — причина абсурда. Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не даёт ответа на эти вопросы. Человек обладает разумом, мир непостижим, а абсурд является связующим звеном между ними. Отрицая элемент абсурдности в жизни, человек не решает проблему смысла, а лишает себя разумного выбора. Все мыслители перепрыгивали «абсурдные стены», предлагая уход в религию и надежду на будущее. Автор называет это «философским самоубийством», так как данный подход не решает проблему.

Вера в Бога не даёт «вечной свободы», но человек может быть свободен в своём выборе и поступках. Принимая абсурд, человек не верит и не надеется на будущее. Он становится свободным в своём желании быть, решая не прожить жизнь лучше, а пережить в ней как можно больше. Смысл жизни — сознательное поддержание «жизни абсурда», а не бег от неё в самоубийство. Такой бунт придаёт жизни новый смысл и красоту, так как «нет зрелища прекраснее, чем борьба интеллекта с превосходящей его реальностью».

Сизиф в эссе Альбера Камю

Если вы когда-нибудь интересовались абсурдизмом, то знаете, что это философское представление о существовании человека заключается в том, что его бытие не имеет смысла. И именно у Камю Сизиф становится человеком, поднявшимся над бессмысленностью жизни и обретшим в ней своё собственное предназначение, а также гордость. Речь идёт о философском эссе Адьбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программное произведение в философии абсурдизма.

В своей работе Камю делает попытки ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь труда того, чтобы её проживать?» — единственный вопрос, согласно мнению Камю, который имеет значение в философии.

Учитывая то, что боги, наказавшие Сизифа, считали, что тяжёлый и бесполезный труд – это самое ужасное, что только может быть, Камю рассматривает Сизифа как абсурдного героя, живущего полноценной жизнью, ненавидящего смерть и обречённого на бессмысленную работу.

Наибольший интерес герой мифов вызывает у писателя, когда первый вновь и вновь спускается с горы к её подножию, чтобы найти скатившийся камень. Данный момент является наиболее трагическим, т.к. именно в этот миг Сизиф приходит к полному осознанию своего безнадёжного положения. Сизиф потерял надежду, но также у него нет и судьбы, которую он не мог бы преодолеть, испытывая к ней презрение.

У Сизифа есть его камень, представляющий собой целое достояние, и даже малейший кусочек которого является для него целым миром. В конце концов, Альбер Камю приходит к заключению, что в действительности «всё хорошо», и единственное, что Сизифу нужно сделать, это представить себя счастливым человеком.

Необычно и интересно то, что Камю предлагает смотреть на бесконечную и бессмысленную работу Сизифа, как на своеобразную метафору жизни современного человека, которая впустую тратится им на офисы, конторы, цехи заводов и другие подобные этим места. Камю говорил: «Сегодняшний рабочий каждый день своей жизни трудится над одной и той же задачей, и эта судьба не менее абсурдна. Но это трагично только в редкие моменты, когда это осознаётся».

Автор данной статьи не претендует на звание писателя, творящего шедевральные произведения, или философа, который может высказать суть проблемы в нескольких фразах, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.

А сказать хочется о том, что сравнение Сизифова труда Альбером Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что сделано оно было более полувека назад, даже сегодня является очень актуальным. Миллионы людей проводят свои жизни в бетонных коробушках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, нужную кому угодно, только не им, зарабатывая деньги на ежедневные и зачастую сиюминутные нужды. Это ли не Сизифов труд? И это ли не абсурдизм во всей его красе? Неужели в этом есть смысл? Многие из нас вкатывают свой «камень» на свою «гору» каждый в своём «Тартаре», и тратят на это целую жизнь. Это действительно так, ведь такая жизнь представляется тяжкой ношей, постоянно требующей внимания и действий.

Но вот с чем не согласен автор, так это с тем, что жизнь лишена смысла. Жизнь дана каждому из нас не просто так – у всего в этом мире есть предназначение, от маленькой букашки до самых высоких и неприступных гор, от ничего не значащего клерка до большого начальника – каждый является частью целого. Пусть это и покажется слишком идеалистическим, но в жизни любой человек может найти своё предназначение, дабы не быть человеком абсурда.

Если нравится жить, то нужно стремиться к тому, чтобы наполнить жизнь яркими красками и эмоциями, или хотя бы предпринимать попытки к этому. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то посвятить её можно подготовке к «жизни после». Единственное и главное – суметь найти себя, понять, что нравится, к чему лежит душа. А если даже это не помогает, то можно непрестанно наблюдать за своим «камнем», который ты пытаешься взгромоздить на вершину. Возможно, по прошествии времени, и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена целая вселенная.

Но всё же, не стоит делать свою жизнь абсурдной. Не превращайте её в Сизифов труд. Живите!

Советуем также прочитать:

  • Майевтика и некоторые другие идеи Сократа
  • Сунь Цзы «Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня» — краткое содержание
  • Комплекс Электры
  • Сила воли. Отзыв на книгу К. Макгонигал
  • Книги древних греков, которые нужно прочесть
  • Мономиф Джозефа Кэмпбелла
  • Абсурдизм и его идеи
  • Диагностика морального сознания. Методика морального интервью
  • История логотипа Apple: пример создания успешного лого
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое изложение

Ключевые слова:1Самопознание

6. Абсурдное творчество.

» В разреженном воздухе абсурда жизни таких героев могут длиться лишь благодаря нескольким глубоким мыслям, сила которых позволяет им дышать. В данном случае речь пойдет об особом чувстве верности.» Можно добавить: и о чувстве верности автора своим героям, «верности правилам сражений». Детские поиски забвения и удовльствия отныне оставлены. Творчество, в том смысле, в каком оно способно их заменить, есть «по преимуществу абсурдная радость».

Искусство является знаком смерти и в то же время приумножением опыта. Творить — значит жить вдвойне. Поэтому мы и завершаем разбор тем данного эссе обратившись к исполненной великолепия и в то же время ребячества вселенной творца. Ошибочно считать ее символической, полагать, будто произведение искусства может рассматриваться как убежище от абсурда. Произведение искусства впервые выводит наш ум за его пределы и ставит лицом к лицу с другим. Творчество отражает тот момент, когда рассуждение прекращается и на поверхность вырываются абсурдные страсти. В абсурдном рассуждении творчество следует за беспристрастностью и раскрывает ее.

Хотелось бы закончить еще одной цитатой из эссе: » Старое противопоставление искусства и философии достаточно произвольно.

Если понимать его в узком смысле, то оно просто ложно. Единственно приемлемый аргумент сводится здесь к установлению противоречия между философом, заключенным в сердцевину своей системы и художником, стоящим перед своим произведением. Но, подобно мыслителю, художник вовлекается в свою работу и в ней становится самим собой. Это взаимовлияние творца и произведения образует важнейшую проблему эстетики. Между дисциплинами, которые создаются человеком для понимания и любви, нет границ.»

Сизиф


Для начала дадим краткую справку:

Сизиф, а если выражаться правильнее, Сисиф – это один из персонажей мифологии Древней Греции. Он был сыном Энареты и Эола, супругом дочери Атланта – плеяды Меропы, от которой у него были сыновья: Альм, Ферсандр, Орнитион и Главк.

Сизиф был строителем и царём древнегреческого полиса (города) Коринфа (сегодня он называется Эфирой), которого после смерти боги приговорили к «каторжным работам» — закатыванию на гору, расположенную в находящейся под царством Аида глубочайшей бездне под названием Тартар, тяжёлого камня, который как только достигает вершины, постоянно скатывается вниз. Отсюда, собственно, и пошло рассмотренное нами выше выражение.

По словам легендарного древнегреческого поэта-сказителя Гомера, Сизиф был хитрым, корыстолюбивым и порочным человеком, который впервые среди греков (эллинов) воспользовался обманом и хитростью.

Мифов, связанных с Сизифом, существует несколько вариантов, каждый из которых довольно интересен.

Сюжет повести «Посторонний» Камю

В «Постороннем» не так уж много поступков, не столь много и размышлений. Мерсо получает известие о смерти матери, едет на её похороны, затем возвращается. На следующий день после возвращения он знакомится с женщиной, приглашает её в кино на кинокомедию с участием знаменитого комического актёра Фернанделя, затем они становятся близки.

Во второй части повести мы не узнаём о герое ничего нового, ровно ничего по сравнению с тем, что он сам успел о себе рассказать. Но если первая часть предстаёт перед нами как рассказ простого обывателя о самом себе, то во второй части уже факты его жизни интерпретируются таким образом, что он предстаёт перед нами заурядным злодеем, жестоким и беспощадным. Где истина — об этом судить читателю. Ведь суд оказывается не в состоянии установить истину: сдержанность Мерсо у гроба матери, с которой он давно утратил духовную связь, рассматривается как проявление его бессердечия; последовавшая вскоре после похорон встреча, а затем и близость с женщиной — проявление цинизма; то обстоятельство, что его сосед Раймон оказался сутенёром (а не кладовщиком, в чём он убеждал Мерсо), даёт основания обвинить главного героя в принадлежности к преступному миру. Но главное — поиск тенистого уголка в жаркий день суд трактует как преследование жертвы с последующим хладнокровным её убийством, и это становится роковым для Мерсо.

Начинается произведение «Посторонний» со смерти. Умерла мать Мерсо: «Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю». Такое шокирующее начало говорит о том, что Мерсо совершенно не волнуют приличия, он игнорирует их. Однако Мерсо всё же помнит о них, поэтому и начинает свой рассказ с тайным желанием шокировать читателя. Шокированный читатель быстрее поверит в отстранённость Мерсо от всех диктуемых цивилизацией приличий. Приехав в богадельню, где умерла мать, он, оставленный провести ночь наедине с её гробом, засыпает. Ему ещё припомнят этот сон, когда будут его судить.

Мерсо живёт так, как ему живётся, он даже рассказывает словно нехотя. Камю удалось показать очень важную особенность героя: он действительно подавил в себе все социальные привычки и желания. По-настоящему он зависит только от одного: от солнца, от моря, от ветра — одним словом, от природы.

С револьвером в кармане, полученным от своего знакомого, Мерсо идёт по залитому солнцем пляжу и вдруг замечает араба, с которым он недавно подрался. Мерсо оказывается один на один с вооружённым и агрессивным человеком. Автор показывает, как жгучее солнце словно лишило Мерсо хладнокровия и рассудительности.

Это убийство, которого мирный человек Мерсо никак не мог ожидать, словно нарушает баланс сил в природе: «Сразу разрушилось равновесие дня, необычайная тишина песчаного берега, где только что мне было так хорошо. Тогда я выстрелил ещё четыре раза в неподвижное тело, в которое пули вонзались незаметно».

Когда следователь спрашивает у Мерсо, сожалеет ли он о своём поступке, тот отвечает, что испытывает не столько сожаление, сколько досаду. Следователь не понял, о какой досаде идёт речь, но досада Мерсо — это больше, чем сожаление. Разрушен его мир, нарушен образ жизни, который он вёл. Теперь он вынужден нести ответственность перед людьми, которые никогда не поймут его.

Заключение

Экзистенциализм занял эпохальное место в истории французской культуры. Это философское движение трудно охарактеризовать именно как учение. До сих пор ведутся споры о том, что на самом деле представляет собой французский экзистенциализм, или это действительно доктрина, восходящая ко временам Сократа, или это не что иное, как культура того времени, отражающая ход истории.  

Ясно одно — экзистенциализм Франции основан на разочаровании в истории, на ужасе событий, которые представляют собой череду смертей невинных граждан. Война великих держав, фашизм, все это присуще 20 веку. И, как следствие, это причина разрыва человеческого сознания, ценностей и кризиса гуманизма в целом.  

Экзистенциализм — это попытка спасти людей от безумия. Он призывает человека обратиться к самому себе, понять и познать себя. Осознать всю тяжесть и в то же время свободу человеческого существования, всю ответственность, которую каждый из нас несет за себя и за других.   

Призывы ценить все мирское — один из ключевых моментов в истории. Если мы не научимся ценить сейчас, будет слишком поздно. все кончается смертью. Но парадокс человека заключается в том, что для того, чтобы оценить время, он должен попасть в пограничную ситуацию, которую нужно отыграть перед лицом смерти.   

Центр экзистенциализма — это существование, то есть Существование. Французский экзистенциализм имеет две ветви развития: религиозную и атеистическую. Поэтому все существование человека можно охарактеризовать в двух направлениях: связанном с верой в Бога и противоположным — отрицанием Бога.   

Рассматриваемые нами философы Жан-Поль Сартр и Альбер Камю принадлежат к атеистическому направлению.

Теории экзистенциализма Жан-Поля Сартра неоднократно подвергались критике. Пессимизм пронизывает его размышления об изучении только темных сторон человеческой жизни. Эссе Сартра Экзистенциализм — это гуманизм стало ответом на обвинения общественности.  

В его учении слышны такие понятия, как свобода, ответственность, тревога, заброшенность, отчаяние.

Свобода — свобода действий и принятия решений и для собственного развития, благополучия. Ответственность — за себя и за людей в целом, поскольку Сартр считал, что каждое решение и действие влияет на развитие общества в целом. Беспокойство — за правильность решений и действий. они отражают ответственность. Отказ — это дуализм решений, и в данной ситуации необходимо выбрать только одно, и никто не может помочь человеку в этом выборе, кроме него самого и тех чувств, которые он испытывает. Отчаяние означает, что человек действует без надежды, только на основе веры в то, что все будет так, как он ожидает, но на самом деле нет никакой гарантии, что это произойдет.       

Рассматривая теорию Альбера Камю, можно отметить, что она также сталкивается с публичным отрицанием своих взглядов. Главный вопрос, который ставит перед собой Камю, — стоит ли жить, а главная проблема — проблема самоубийства. 

Все в мире абсурдно, и величайший абсурд — это человеческая жизнь с бессмысленными повседневными делами. Выход из порочного круга только один — бунт. Камю утверждает, что все конечно, и все планы, которые человек строит на свое будущее, в один прекрасный момент могут перечеркнуть абсурдность смерти. Это основные направления мысли Камю и Сартра.    

Может ли экзистенциализм быть полезен для нас сегодня — вопрос, на который пока рано отвечать. Но то, что ему удастся трижды вздохнуть в XXI веке, вполне возможно. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: