Анализ стихотворения бунина листопад

Образ природы в лирике сергея есенина

История создания

Иван Алексеевич с детства был увлечен поэзией, и с ранних лет увлеченно писал стихи. Уже к семнадцати годам одаренный юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьезные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.

Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.

Именно к таким произведениям относится и стих «Помню — долгий зимний вечер», написанный в 1887 году. Удивительно, что семнадцатилетний юноша коснулся темы детства. Возможно, толчком к написанию стихотворения стало душевное состояние автора, при котором вновь хочется почувствовать себя маленьким ребенком, надежно защищенным от житейских бурь материнской любовью.

Чему учит?

Этот рассказ учит нас тому, что без крова, без семьи человеку не прожить. Каждое существо нуждается в какой-никакой любви, ласке и тепле домашнего очага.

А главное, чему учит рассказ «Кукушка» — чтобы получить все то, о чем говорилось выше, нужно просто этого захотеть. У нашего героя никаких стремлений и планов на будущее не было, поэтому таким вышел его финал. Нас же Бунин учит тому, чтобы мы всегда хотели для себя и для других лучшего и просто к этому стремились. У каждого человека должно быть место, куда он сможет вернуться после различных передряг, откуда никто не выгонит, и где можно отогреться и отдохнуть. Даже если нет возможности приобрести такое место, можно просто найти человека, с которым тебе будет также уютно, как в теплом доме.

Анализ стихотворения Бунина «Осыпаются астры в садах…»

Произведение 18-летнего поэта создано в духе традиций классической осенней лирики. Холодные туманы, лес с золотистой листвой, поредевшие аллеи и пустые нивы — все эти образы пришли из творчества Пушкина и Тютчева, Плещеева и Фета, Некрасова и Кольцова. Традиционен и мотив грусти, которая охватывает лирического героя, почувствовавшего «дыханье близкое зимы» (А. Фет).

Композиция произведения построена по двухкомпонентному принципу: первая часть посвящена описанию осеннего пейзажа, вторая содержит обращение лирического «я» к близкому человеку.

Молодой автор изображает детальную картину увядания природы. Описание начинается с ближнего плана: осыпаются садовые цветы и желтеет клен, растущий под окном. Затем взгляд лирического героя смещается, охватывая дальнюю перспективу. Он замечает туман на полях и лес, великолепный осенний наряд которого уже заметно облетел. Все образы объединяются по признакам тишины и статичности: «неподвижно белеет», «затихает», «не слышно ни звука». Мотив тишины стремительно развивается во второй части. Он усиливается до такой степени, что становится главной особенностью и «деревенских ночей», и «осенней полночи».

В конце первой строфы звучит афористичный вывод, усиленный анафорой: наступившее время года несет горькое будущее — разлуку и печаль. Следующие строфы подтверждают философский вывод героя.

Многочисленные глаголы в повелительном наклонении организуют лирическое повествование во второй части стихотворения. Герой предлагает возлюбленной совершить неспешную одинокую прогулку по осенней аллее. Романтическая пара испытывает «любовь и грусть» при виде увядающей природы. Характерно, что герои захвачены одинаковыми чувствами, но переживают их не вместе, а отдельно. Отношения влюбленных уже разорваны, призрачного счастья не вернуть, но герои эмоционально близки.

Мотив печали усиливают воспоминания о минувшем лете, размышления о неумолимом ходе времени и невозможности возвратить утраченную любовь.

«Обманувшее счастье» бунинской осени находит близкие соответствия в поэтике Лермонтова. Образ навеян сравнением бледного осеннего света с тоской «обманутой любви», которое встречается в лермонтовском «Солнце осени». Существенно отличается настроение лирических героев: у Лермонтова это романтик, оскорбленный человеческим бездушием, у Бунина преобладает камерный элегический тон.

Образы

Основной и центральный образ произведения – Осень, которая является вдовой. Поэт олицетворил ее и добавил в нее разнообразия, применяя сравнения. За счет чего, кажется, что описано существо, которое он созерцал, что хорошо сказывается на восприятии стиха. Также имеется неотделимый от основного образа вдовы образ ее пристанища – леса, который является для нее своеобразным теремом. Он так же изменяется, вместе с осенью – теряет свою контрастность, распадается, чтобы предстать зимним чертогом. В произведении имеются темы, как смерти, так и перерождения. Это показано в строках, в которых говорится о лесе, пророчащем себе смерть, о тающем зазимке, который все умертвляет. В последующих строках говорится о воскрешении, когда на развалинах старого леса возникнет новый.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано неторопливым трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина

  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина

  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина

  • «Книга», анализ рассказа Бунина

  • «Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина

  • «Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина

  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина

  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»

  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина

По произведению: «Осыпаются астры в садах»

По писателю: Бунин Иван

«Вечер», анализ стихотворения Бунина

Анализ стихотворения «Вечер»

Стихотворение «Вечер», написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нём поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы.

Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов.

В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути её решения, во второй – тема получает своё развитие, а проблема – объяснение, в третьей – делается окончательный вывод о том, что же делает человека счастливым.

В начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком. Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано»

Влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. Он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа

Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем. Вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя.

Ведущим приёмом организации текста является упорядоченное перечисление однородных членов («сад», «воздух», «облако»), усиливающееся к концу произведения («Я вижу, слышу, счастлив»).

Также обратите внимание на другие сочинения, связанные с творчеством Бунина:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Книга», анализ рассказа Бунина
  • «Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина
  • «Осыпаются астры в садах», анализ стихотворения Бунина
  • «Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

По произведению: «Вечер»

По писателю: Бунин Иван

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают тропы:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зелёный огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение – “разлетелись, как дым, облака “.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищён великолепием пейзажа, чувствует природу как живое существо и ощущает себя наблюдателем и частью её в одно и то же время.

Таким образом, поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть всё окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит его, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Тема стихотворения

По жанровой принадлежности «Листопад» относится к пейзажной лирике. Главная тема — состояние природы в осеннюю пору. Поэт проводит параллели между состоянием растений и человеческой жизнью. Размышления придают стихотворению философский подтекст, созвучный настрою поэта в ту пору, когда была создана миниатюра. И. А. Бунин очень точно показывает всё, что только может произойти с природой осенью.

В качестве рассказчика в произведении присутствует лирический персонаж. Кроме него, есть ещё 2 главных героя: лес и осень. Стих начинается с того, что рассказчик как бы показывает читателю прекрасный пейзаж, восхищающий взор россыпью красок. Лес показан как сказочный терем, в котором живёт Осень. В качестве литературного приёма в стихотворении используется олицетворение: поэт наделяет человеческими чертами Золотую пору, представляя её вдовой.

Лес и лирический герой стихотворения замирают в ожидании перемен, как только ими повеет в воздухе. Они готовятся к тому, что осень вот-вот переступит порог терема. Рассказчик понимает, что тёплые деньки скоро сменятся прохладой, но его это не печалит. Напротив, он всей душой вбирает то хорошее, что есть сейчас:

  • шуршание листьев;
  • солнечный свет;
  • игру мотыльков;
  • пение птиц.

Пернатые своими музыкальными трелями как бы вторят тому, что происходит в душе героя. Но внезапно состояние счастья сменяется странным ощущением. Кажется, что скоро в лесу что-то должно произойти. Всё погружается в молчание, наступает затишье, а это значит, что природа готовится к «долгому ненастью».

Теперь по ночам холодно, это чувствует даже сама Осень. Ночи становятся белыми, в лесу неуютно, одиноко и холодно. Вся природа чувствует своё скорое умирание. Автор описывает, как хохочут совы и пахнут прелые листья, и от этой картины читателю становится зябко и неуютно.

Ночью всё живёт ожиданием утра, но когда оно наступает, ничего не меняется. В лесу по-прежнему мрачно и неуютно, Осень заперлась в своём тереме, в бору бушует дождь, и довершают мрачную картину огоньки волчьих глаз. Лес потемневший и полинялый, сырая листва осыпалась, как будто сняв крышу, и совсем недолго осталось до наступления зимы.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Солнечный удар» линейная, весьма примитивная в силу его небольшого объёма. Особенность структуры заключается в отсутствии экспозиции.

  1. Как таковое вступление отсутствует, рассказ начинается с интригующего безличного предложения «После обеда вышли на палубу…». Завязкой произведения можно считать быстро развившийся роман между двумя главными героями.
  2. Кульминацией является непосредственно сам «солнечный удар», то есть резкие и нежданные чувства, появившиеся у поручика по отношению к его безымянной попутчице.
  3. Классической развязки действия произведение также не имеет, мы лишь узнаём о чувствах героя, садящегося в пароход и уплывающего обратно в закат своей будничной жизни.

Главный и единственный конфликт произведения — внутренний. А именно переживания, буря чувств, стихийное бедствие внезапно проснувшейся любви в сердце поручика.

Глубокий психологизм рассказа погружает читателя в мир непростых чувств главного героя.

«Солнечный удар», анализ рассказа Бунина

Тема любви является главной в творчестве Ивана Александровича Бунина. «Солнечный удар» — один из наиболее известных его рассказов. Анализ данного произведения помогает выявить взгляды автора на любовь и на ее роль в судьбе человека.

Что характерно для Бунина, он акцентирует внимание не на платонических чувствах, а на романтике, страсти, желании. Для начала 20 века это можно считать смелым новаторским решением: никто до Бунина открыто не воспевал и не одухотворял телесные чувства

Для замужней женщины мимолетная связь была непростительной, тяжким грехом.

Автор утверждал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Это высказывание применимо и к данному рассказу. В нем любовь приходит как озарение, как яркая вспышка, как солнечный удар. Это стихийное и часто трагичное чувство, которое, тем не менее, является великим даром.

В рассказе «Солнечный удар» Бунин говорит о мимолетном романе поручика и замужней дамы, которые плыли на одном теплоходе и внезапно воспылали друг к другу страстью. Автор видит вечную тайну любви в том, что герои не вольны в своей страсти: после ночи они расстаются навсегда, не узнав даже имени друг друга.

Мотив солнца в рассказе постепенно меняет свою окраску. Если в начале светило ассоциируется с радостным светом, жизнью и любовью, то в конце герой видит перед собой «бесцельное солнце» и понимает, что он испытал «страшный солнечный удар». Безоблачный небосклон стал для него сероватым, а улица, упираясь в него, горбатилась. Поручик тоскует и чувствует себя постаревшим на 10 лет: он не знает, как найти даму и сказать ей, что больше не может жить без нее. Что стало с героиней, остается загадкой, однако мы догадываемся, что влюбленность тоже оставит на ней отпечаток.

Манера повествования Бунина является очень «плотной». Он мастер короткого жанра, и в небольшом объеме ему удается максимально полно раскрыть образы и донести свою идею. В рассказе много кратких, но емких описательных предложений. Они наполнены эпитетами и деталями.

Что интересно, любовь – это шрам, который остается в памяти, но не лежит бременем на душе. Проснувшись один, герой понимает, что снова способен видеть улыбающихся людей. Он и сам скоро сможет радоваться: душевная рана может затянуться и почти не болеть.

Бунин никогда не писал о счастливой любви. По его словам, воссоединение душ – это совсем иное чувство, не имеющее ничего общего с возвышенной страстью. Настоящая любовь, как уже было сказано, приходит и уходит внезапно, как солнечный удар.

См. также:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Книга», анализ рассказа Бунина
  • «Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина
  • «Осыпаются астры в садах», анализ стихотворения Бунина
  • «Перед закатом набежало», анализ стихотворения Бунина
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

По произведению: «Солнечный удар»

По писателю: Бунин Иван

Природа в стихах И. А. Бунина: анализ стихотворения «Листопад»

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Листопад»

Осень — буйство красок и тишина

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора. Именно пейзажная лирика, помогает автору передать глубину его размышлений о смысле жизни и её быстротечности, а также о вечной любви и радости бытия. В этом стихотворении, пёстрыми красками золотой осени завуалирована осенняя грусть увядания и оскудения. Особенно отчетливо автор передает это состояние во второй части стиха, слегка приоткрыв вуаль.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». В описании природы осени использовано множество красок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки – здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев. А во второй части стиха картина осени предстает в образе тихой вдовы осени, входящей в свой лес-терем, окруженный тишиной:

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Но, после этих строк облик красочной осени наполняется грустным мотивом вечной тишины и покоя. Этот мотив усиливается использованием таких слов: «последний», «замирает», «мертвое молчанье», «тишина». Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». А играющий последний мотылек — единственный одушевленный персонаж, во второй части стиха – «на паутине замирает».

В последнем четверостишье, автор снова возвращается к поэтическому образу осени, но в ее описании использует уже не красочные и яркие сравнения, а тишину, которая объяла все:

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине

Стихотворение И. А. Бунина «Листопад», передает и красоту осенней природы, и глубокую полноту светлой грусти. Пусть это уже осень и очень скоро придет тишина и полная пора увядания, однако эта печаль светлая и яркая, как золотая осень.

Композиция

Стихотворение «Листопад» состоит из семи длинных строф, которые начинаются с появления Осени и заканчиваются ее уходом из лесного «терема».

  1. Первые две строфы передают радостное настроение, связанное с теплой ранней осенью. Листья уже пестреют разными красками, но еще не опадают, небо пока не закрыто серыми тучами.
  2. Третья строфа становится переходной. Уходят «последние мгновенья счастья», веселое настроение предыдущих строф сменяется на тревожное. Завораживающее «мертвое молчанье», в котором можно было расслышать шелест листка, сменяется «пустынной тишиной ночной», от которой Осени становится жутко.
  3. Четвертая строфа сохраняет зародившуюся ранее пугающе-завораживающую атмосферу. Лес неподвижен и красив, как бездушная статуя, однако солнечный свет его покинул. Теперь он погружен в холодное сияние луны.
  4. Пятая строфа как бы подтверждает, что обратного пути нет. Происходит буйство стихий, прорываются мгла, дождь и порывистый ветер. От спокойной картины предыдущих строф не остается и следа: все движется, все меняется. В конце появляется «зазимок», показывая, что пора Осени уже скоро пройдет.
  5. Шестая строфа показывает последние дни Осени в ее «тереме». Все сковано холодом, зима уже подбирается к порогу. Настроение жалобно-тоскливое, хочется сбежать из безжизненного, пустого пространства, в которое превратился лес.
  6. Последняя строфа начинается с прощания Осени с ее домом, а продолжается описанием грядущих дней. Настроение вновь меняется на радостное, как в самом начале стихотворения, только краски уже другие. Описываются все прелести серебряной зимы. Прежний «терем» рушится и сменяется «ледяными чертогами». Осенний цикл завершается и начинается зимний.

Тема

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья». Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял». Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Бунин «Солнечный удар» сочинение

«Солнечный удар», как и большинство бунинской прозы периода эмиграции, имеет любовную тематику. В нем автор показывает, что и разделенные чувства могут породить серьезную любовную драму.

Л. В. Никулин в своей книге «Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты» указывает, что изначально рассказ «Солнечный удар» был назван автором «Случайное знакомство», затем Бунин меняет название на «Ксения». Однако оба эти названия были зачеркнуты автором, т. к. не создавали бунинского настроения, «звука» (первое просто сообщало

о событии, второе называло потенциальное имя героини). Писатель остановился на третьем, наиболее удачном, варианте — «Солнечный удар», который образно передает состояние, испытанное главным героем рассказа и помогает раскрыть существенные особенности бунинского видения любви: внезапность, яркость, кратковременность чувства, мгновенно захватывающего человека и как бы сжигающего его дотла.

О главных действующих лицах рассказа мы узнаем немногое. Автор не указывает ни имен, ни возраста. Таким приемом писатель как бы возвышает своих героев над окружающей обстановкой, временем и обстоятельствами. В рассказе

два главных героя — поручик и его попутчица. Они были знакомы только сутки и представить не могли, что неожиданное знакомство способно обернуться чувством, которого за всю жизнь не испытывал ни один из них. Но влюбленные вынуждены расстаться, т. к. в понимании писателя будни, быт противопоказаны любви, способны только разрушить и убить ее.

Здесь очевидна прямая, полемика с одним из известных рассказов А. П. Чехова «Дама с собачкой», где такая же неожиданная встреча героев и посетившая их любовь продолжается, развивается во времени, преодолевает испытание буднями. Автор «Солнечного удара» не смог пойти на такое сюжетное решение, потому что «обычная жизнь» не вызывает у него интереса и лежит за пределами его любовной концепции.

Писатель не сразу дает возможность своим героям осознать все, что произошло с ними. Вся история сближения героев — это своего рода экспозиция действия, подготовка к потрясению, которое свершится в душе поручика позже, и в которое он не сразу поверит. Это происходит после того, как герой, проводив свою попутчицу, возвращается в номер. Сначала поручика поражает странное ощущение пустоты его комнаты. В дальнейшем развитие действия контраст между отсутствием героини в реальном окружающем пространстве и ее присутствием в душе и памяти главного героя, постепенно усиливается. Внутренний мир поручика наполняется ощущением неправдоподобности, неестественности всего случившегося и нестерпимой болью потери.

Писатель передает мучительные любовные переживания героя через перемены в его настроении. Сначала сердце поручика сжимается нежностью, он тоскует, пытаясь при этом скрыть свое смятение. Затем происходит своеобразный диалог поручика с самим собой

Особо пристальное внимание Бунин уделяет жестам героя, его мимике и взглядам. Немаловажным являются и его впечатления, проявляющиеся в виде произнесенных вслух фраз, достаточно элементарных, но зато ударных

Только изредка читателю предоставляется возможность узнать мысли героя. Таким способом Бунин выстраивает свой психологический авторский анализ — одновременно и тайный, и явный.

Герой старается засмеяться, отогнать печальные мысли, но ему это не удается. Он то и дело видит предметы, которые напоминают о незнакомке: смятую постель, шпильку для волос, недопитую чашку кофе; чувствует аромат ее духов. Так зарождается мука и тоска, не оставляя и следа от былой легкости и беззаботности. Показывая, пропасть, которая пролегла между прошлым и настоящим, писатель акцентирует субъективно-лирическое переживание времени: настоящего сиюминутного, проведенного с героями вместе и той вечности, в которую для поручика перерастает время без возлюбленной.

Расставшись с героиней, поручик осознает, что его жизнь его потеряла всяческий смысл. Известен даже тот факт, что в одной из редакций «Солнечного удара» было написано, что у поручика упорно зрела мысль о самоубийстве. Так, буквально на глазах у читателя свершается своего рода метаморфоза: на месте вполне заурядного и ничем не примечательного армейского поручика появился человек, который по-новому мыслит, страдает и чувствует себя постаревшим лет на десять.

Любовный многогранник в жизни Ивана Бунина

Летом 1926 года Бунин, гуляя по пляжу со своим приятелем Михаилом Гофманом, познакомился с молодой семейной парой – тоже эмигрантами из России. Галина Кузнецова была начинающим писателем, довольно дружелюбно воспринимаемым критиками и регулярно печатавшимся в различных изданиях. Муж Дмитрий, будучи бывшим белым офицером, пробовал себя в качестве юриста, но клиенты находились крайне редко. В конечном итоге он стал работать таксистом, денег в семье не хватало.

Юная Галя (ей только исполнилось 26 лет), вращавшаяся в литературных кругах, была очарована маститым и известным писателем. А Бунин решил, что это и есть та самая любовь, которая теперь уже на всю жизнь. Они начали встречаться. Если Вера Муромцева ещё старалась закрывать глаза на частые отлучки мужа из дома, то Дмитрий терпеть такое положение дел не стал. Галина ушла от него и сняла квартиру в Париже. Бунин приезжал к ней из Грасса всё чаще.


Галина Кузнецова

В конечном итоге 56-летний писатель принял решение поселить Галину Кузнецову у себя дома. Вере он объявил, что это его ученица, и он будет её наставником в литературе. Если жена видела выходящую утром из спальни мэтра Галю, он беззастенчиво говорил, что они всю ночь работали. Муромцева же считала, что не имеет права запрещать Ивану любить того, кого он хочет. Эмигрантская среда бурлила от негодования, сплетники утверждали, что Бунин сошёл с ума на старости лет, но больше всего осуждали Веру, которая смирилась с недвусмысленной ситуацией.

Справедливости ради отметим, что Бунин сжёг свои записи этого периода, а Галина в своём «Грасском дневнике» об интимных моментах не пишет. Своими произведениями в этот промежуток времени она не занимается: переписывает черновики «Жизни Арсеньева», исполняет все поручения мэтра, ведёт его переписку, принимает гостей, если дома нет Веры.

Тем не менее, Галя первое время считала, что Бунин разведётся с немолодой женой, отношения с Муромцевой были очень натянутыми. Этот любовный союз длился 6 лет. Постепенно общение между женщинами стало дружеским, Вера стала играть роль матери для молодой писательницы и обезумевшего от любви мужа. Она утешала Галю, Кузнецова в виду отсутствия денег в «семье» делилась с ней своим гардеробом.

В 1929 году жизнь четы Буниных и Галины Кузнецовой становится ещё более напряжённой: в гости приезжает начинающий писатель Леонид Зуров и… остаётся навсегда. Что примечательно, Бунин сам его пригласил, обещал помочь с трудоустройством, но Зуров наскучил ему уже через недёлю, а выгнать было бы невежливо. Леонид талантлив, но психически не уравновешен, периодически ему требуется лечение. К тому же он влюбляется в Веру Муромцеву и всячески это проявляет. Вера значительно старше и не отвечает на его чувства, Зуров регулярно грозит самоубийством. Обстановка в доме накаляется до предела. Но что же это было – любовь между всеми соседями или вынужденное совместное проживание по причине отсутствия денег?


Стоит Галина Кузнецова, в центре Иван Бунин, Вера Бунина и Леонид Зуров. 10 ноября 1933 года

Все проживающие на вилле Буниных перебиваются случайными заработками. Писатель уже дважды номинировался на Нобелевскую премию, но не получил её, а как бы было здорово раздать все долги и покончить с финансовыми проблемами! Сегодня будет голосование в третий раз. Бунин уже не надеется стать лауреатом, поэтому, чтобы не сидеть в нервном напряжении дома, идёт с Галей в кино. Но досмотреть его им не дал Зуров, прибежавший сообщить радостную весть. В Стокгольм на церемонию Бунин едет с Верой и Галиной, Леонида решено оставить дома во избежание его психических срывов на публике.

На обратном пути Галина тяжело заболела, Бунин договорился со своим знакомым философом Фёдором Степуном, что он приютит её на время лечения в своём доме в Берлине. Там Кузнецова познакомилась с его сестрой – оперной певицей Маргаритой, которую все называли Маргой, и… влюбилась. Устав от эгоизма Бунина, неврастении Зурова и молчаливой терпимости Муромцевой, Галя поддалась влиянию и таланту новой раскрепощённой личности. По возвращению в «семью» началась бурная переписка. Примерно через год Марга приехала в гости, тут и стало ясно, что они не просто подружки. Отчаявшийся Бунин написал в своих воспоминаниях: «Я думал, придет какой-нибудь хлыщ со стеклянным пробором в волосах. А ее увела у меня баба…». Марга с Галиной уехали в Германию. Страдающий Бунин написал знаменитые «Тёмные аллеи».

Жанр и направление

Жанр произведения — рассказ. Но стоит заметить, что он не относится к реализму в чистом виде. Раннее творчество Бунина принято относить к направлению, так называемого, «неореализма». Основные стремления этой литературной школы были связаны с желанием продолжать традицию классического реализма в литературе, но дополняя произведения чертами, близкими к искусству символизма. Это проявлялось в четко выраженной установке на изображение реалистических деталей, быта, психологической обстановки, которая окружала героев произведений.

В целом, автор стремился к объективному воссозданию действительности. По стилю его проза напоминает тексты периода золотого века русской литературы, где основой является чистый, размеренный, классический язык без вычурности и неологизмов, с опорой на народную разговорную речь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: