Сюжет стихотворения жуковского море, проблемы элегии и история создания

240,анализ стихотворения «море» в, жуковского

Взаимоотношения моря и неба

Само по себе море никак не может раскрыть свою тайну, так как оно «безмолвно», это также можно упомянуть в анализе стихотворения «Море» Жуковского. Однако поэт, наблюдающий за ним, видит признаки нарождающейся в нем тревоги. В движении волн он замечает, что море тоже хотело бы обрести покой. И постепенно он постигает эту тайну: небо является тем, что заставляет постоянно тревожиться морские волны. Два существа – бездонное небо и необъятное море – тяготеют друг к другу. Они, словно люди, наделяются поэтом чувством родства.

Дальнейший анализ лирического стихотворения Жуковского «Море» показывает, что поэт заинтересован теми взаимоотношениями, которые связывают две бездны. Море предстает как неразрывно связанное с небом, оно тяготеет к нему. Оно является несвободным в отличие от неба, которое обладает абсолютной волей. Море томится «в земной неволе», и оно имеет возможность только наслаждаться видом высокого неба. Эта любовь наполняет существование моря высоким смыслом, несмотря на то что оно томится в плену и вынуждено противостоять грозным тучам.

МОре Жуковский

Анализ стихотворения «Море» В.А.Жуковского.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием

, способ рифмовки —то кольцевая, то перекрестная рифма. Все эти ритмические особенности помогают уловить ритм плеска волн.

Стихотворение относится к романтическому направлению

: чувствуется неудовлетворенность действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. Мир романтика — мир возвышенный, необычный, внебытовой. Поэт-романтик мыслит, как правило, категориями обобщенными.

История создания.

В.А. Жуковский. В 1820—1821 годах Жуковский предпринимает путешествие в Германию морем, которое связано с личной драмой поэта — глубоким чувством к Марии Протасовой и несогласием матери его возлюбленной на брак. Попытки добиться согласия были безуспешными и принесли любящим тяжелые разочарования. Эти обстоятельства окрасили в трагические тона и интимную лирику поэта. Замужество Марии в 1817 году, а затем ее ранняя смерть в 1823 году стали личной драмой Жуковского.

В основе

лирического произведения лежит морской пейзаж. Автор изображает море прекрасным, величественным. Оно зримо предстает перед нами благодаря изобразительным эпитетам.Преобладают психологические, эмоционально-оценочные эпитеты — так природный пейзаж становится под пером художника психологическим пейзажем, «пейзажем души» лирического героя. Море непредсказуемо и своенравно. Эту противоречивость, присущую самой природе морской стихии, подчеркивает антитеза, лежащая в основе произведения. Жуковский противопоставляет море спокойное, льющееся «светозарной лазурью», то есть светом зари, морю бурному, которое «рвет и терзает враждебную мглу», что придает элегии напряженность, динамику.

Особенность поэтической речи:

1. В элегии Жуковского ассонанс

позволяет ощутить глубину моря, непостижимость его тайны («безмолвное море, лазурное море»).

2. Инверсия, усиливающая смысловое значение ключевых слов в стихе: «над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его» и др.;

3. Словесные повторы, делающие стихотворную речь выразительной и музыкальной: «безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни» — «сладостный блеск»;

4. Анафора, усиливающая выразительность, приподнятость стиха. У Жуковского — лексическая анафора — повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море…»; синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Что движет…», «Чем дышит…»; «Ты льешься…», «Ты бьешься…», «Ты рвешь…».

5. Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражающие чувства лирического героя. Так, например, Жуковский после ряда вопросов, обращенных к морю, ставит многоточие, обозначающее бесконечность, неразрешимость этих вопросов и невозможность до конца постичь «глубокую тайну» «безмолвного моря».

6. Жуковский использует торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость : «смятенной любовью», «из земныя неволи», «блещешь звездами», «сбираются тучи», «волны подъемлешь», «испуганны волны»;

Композиция стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря. Но разве может быть душа у морской стихии? У романтиков это не вызывает сомнения. Ведь, по их представлениям, именно в природе растворяется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой. Вот почему в произведениях романтиков так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим в стихотворении Жуковского «Море». Его своеобразный сюжет можно разделить на три части: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть, «Обманчивый покой» — третья часть.

В тексте идет перекличка природного и

человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу.

В подзаголовке стиха автор сам обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта, относится к романтизму.

Темы

  1. Невозможность любви – центральная тема элегии. Таким образом Жуковский обнажил перед широкой публикой личную драму, поскольку произведение является во многом автобиографичным. Он был страстно влюблен в прекрасную Марию Протасову, но по веским причинам не мог связать с ней свою жизнь. В итоге, все, что оставалось влюбленному поэту – стать добрым другом для своей возлюбленной. Судьба Жуковского оказалась более печальной, нежели созданная им аллегория. Он наделил море многими своими личными чертами, благодаря чему водная стихия получилась очень живой и реальной, способной вызывать сопереживание.
  2. Тема борьбы – одна из главных в произведении. Его кульминацией является появление туч на небе и дальнейшее противостояние с морем. Однако одержанная победа не дарит морю заветного покоя: ожидание возвращения мглы заставляет его постоянно волноваться.
  3. Все произведение пронизано темой одиночества. Лирический герой, чувствуя себя одиноким человеком, не зря обращается к морю – в нем он видит родственную душу. Лирический герой хорошо понимает водную стихию, которая очень точно перекликается с его душевным состоянием.

В.А. Жуковский анализ стихотворения «Море»

Романтизм — это самое волнующее направление в литературе, которое появилось в Европе и распространилось по всему миру. В нашей стране романтизм появился, благодаря Жуковскому, чье творчество позволило двигаться русской литературе в новом направлении. В основе русского романтизма было заложено созерцание и восхищение окружающим миром. У Жуковского есть яркие примеры романтизма, среди которых можно выделить его стихотворение Море. Над его анализом нам сегодня и предстоит поработать. Это позволит ученикам дать ответы по творчеству Жуковского и его стихотворению Море на ЕГЭ.

Краткий анализ стихотворения

Анализируя стихотворение Море, что изучают на уроках литературы в 9 классе, мы прослеживаем образ моря, свободного и романтичного, который раскрывается с каждой последующей строчкой стихотворения. Читатель сначала видит тихую водную стихию. Она привлекла лирического героя, который не только наблюдает со стороны, но и пытается с ним разговаривать. Наблюдая за морем, герой хочет познать тайны стихии, величественность этой безграничной водной глади. Писатель одушевляет море. Оно дышит, наделено таинственностью, которую и пытается понять наш герой. Он хочет узнать, что движет необъятное лоно и чем дышит морская грудь, тянет ли море к небесному простору. Небо же его оттеняет и дарит морю лазурные оттенки. Благодаря небу, оно горит вечерними и утренними красками, лаская золотые облака. А ночью море блестит небесными звездами, что отражаются в воде.

Но вот надвигаются темные тучи, и морская гладь начинает волноваться, а на ее поверхности появляются волны. Этими волнами море терзает мглу, пытаясь ее разогнать. Мы видим, что образ моря у Жуковского, подобен женскому образу, а небо являет собой вечность и олицетворяет нечто прекрасное. Море тянется к небу, пытаясь разорвать земные узы, да вот только не дано им воссоединиться. И даже после того, как тучи развеялись и исчезла мгла, оно испуганно волнуется. Ведь все напоминает о том, что морю невозможно соединиться с небом, и остается лишь скрывать смятение в своей бездне.

Жанр и направление

По своему литературному направлению стихотворение Жуковского относится к романтизму, а вот по жанру Море — это элегия, в которой автор делится своей душевной болью через созданный им образ.

Композиция и главные герои

Раскрывая в своей работе тему любви и одиночества, Жуковский раскрывает главную мысль и идею стихотворения. Это родство человека с природой и борьба за свое счастье. Чтобы раскрыть сюжет, автор композиционно делит стихотворение на три части. Это созерцание героем безмолвного моря. Затем буря разрушает идиллию, созданную между морем и небом. Эта буря и дает возможность понять что за тайну может хранить пучина вод.

Главным героем в стихотворении Жуковского выступает море. Оно разное. Сначала тихое и безмятежное в своей любви к небу. Затем взволнованное, когда тучи его разлучают с небом. В конце море сильное, и пытается противостоять мгле, которая украла его счастье. Кроме того мы видим, что между морем и небом любовь невозможна. Поэтому оно готово просто созерцать, любоваться и дрожать, переживая за небо.

Свое стихотворение Море Жуковский пишет в 1822 году. Это был уже зрелый период творчества поэта. А стихотворение было посвящено возлюбленной Протасовой, с которой Жуковскому было не суждено создать семью. Ведь мать девушки была двоюродной сестрой писателя, и женщина сочла такое родство серьезной причиной для отказа. Эта ситуация отразилась болью и разочарованием в душе писателя и его творчестве. Так и появилась на свет знаменитая элегия Жуковского Море.

«Море», анализ стихотворения Жуковского

Стихотворение «Море» Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах «певцом романтики и свободы». Жуковский оттачивал своё мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бёрнса, Блейка. В «Море» автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок.

Тема стихотворения — свободное море. Оно бывает разным: прекрасным, загадочным, умиротворённым, беспокойным. Идея стихотворения — показать читателю огромность и мощь моря, его неразрывную связь с небом, его превосходство над суетностью и обыкновенностью человека. Море у Жуковского замаскировано под живой объект, до конца не понятный читателю. Эта поэтическая уловка в духе романтизма помогает автору сохранять интригу своих философских рассуждений на протяжении всего стихотворения.

С самого начала стихотворения читатель пребывает в напряжённом ожидании финала: а что же будет с морем дальше, как оно справится с бурями и страстями? Каждый волен воспринимать море по-разному. Для кого-то это только вольная, огромная стихия, для некоторых — это источник вдохновения и красоты, для иных — пространство приключений и подвигов. Многие из почитателей таланта Жуковского (а среди них и известные литературные деятели) предполагают, что «море у поэта — есть человек, а человек — есть море». Если взять за основу анализа стихотворения такую точку зрения, то станет понятной главная мысль стихотворения — каждый человек — это большое море с личными штилями, штормами в душе, с жизненными напастями, вечными надеждами и частым одиночеством среди шумной толпы.

Сюжет стихотворения»Море» не сложен для восприятия. Читатель как бы со стороны наблюдает всё происходящее. Вначале он видит спокойное, синее море и некоего лирического героя, ведущего с ним разговор. Лирический герой стоит на берегу и, зачарованный увиденным вокруг себя, старается познать и понять тайны морского величия и небесного безграничия. Какую же мы сложную задачу он поставил перед собой, ибо никогда «нельзя объять необъятное».

Далее читатель слушает речь лирического героя с ещё большим интересом — ведь тот теперь в свою беседу вовлекает ещё и небо. Море и небо немы, они позволяют себе с высоты своей значительности в мире только снисходительно слушать разгорячённого человека.

В конце стихотворения показаны единство моря и неба, их тайная солидарность и искренняя привязанность друг к другу.

Размер стихотворения — амфимбрахий. Если внимательно присмотреться к слоговому делению слов в строчке, то можно увидеть, что в трёх идущих друг за другом слогах ударение падает на каждый второй (серединный). Рифму можно назвать перекрёстной. Есть в ней есть много не созвучий, свойственных Жуковскому. Автор стремился не к «чистым», а к «неожиданным» рифмам, чтобы подчеркнуть исключительность описываемой ситуации. Например: море-любовью; твою-грудь; лоно-неволи. Встречаются у автора и своеобразные «свободные» строчки, которые «белый стих» его творения делают очень красивыми.

Стихотворение «Море» изобилует олицетворениями. Да это и понятно. Ведь у автора море, небо, буря — живые, как люди. Море дышит, думает, скрывает тайну, ласкает облака, дрожит. Тучи отнимают небо у моря. Небо тянет море к себе.

Эпитеты помогают точно рассмотреть картину происходящего: «безмолвное море», «тревожною думой», «необъятное лоно», «глубокая тайна», «светозарной лазурью», «облака золотые», «враждебная мгла», «прошлой тревоги», «возвращённых небес», «бездне покойной».

Глаголы в стихотворении настраивают читателя на внезапность и неожиданность, на быстроту развития сюжета: бьёшься, воешь, подъемлешь, рвёшь, терзаешь…

Жанр стихотворения — элегия. В переводе с греческого — «жалобная песня». Грусти в стихотворении много, жалоб — нет. Есть сожаление, есть жалость, есть тоска, есть печаль. Есть надежда и есть светлое, чистое размышление о жизни… Размышление в духе романтизма…

  • «Людмила», анализ баллады Жуковского
  • «Светлана», анализ баллады Жуковского
  • «Лесной царь», анализ баллады Жуковского
  • «Невыразимое», анализ стихотворения Жуковского
  • Жуковский Василий Андреевич, краткая биография

По произведению: «Море»

По писателю: Жуковский Василий Андреевич

Анализ стихотворения Море Жуковского

Романтизм в литературе в России всегда будет ассоциироваться с Василием Андреевичем Жуковским и с его излюбленным жанром элегии. Стихотворение «Море» полностью подходит под эти данные и является классическим примером этакой стихотворной сказки. Многие литературоведы отмечают автобиографичность произведения, мол, за красивыми пейзажами кроется настоящая трагедия – любовь Жуковского к Марии Протасовой, и открытое неприятие поэта её матерью.

Море символизирует душевное состояние человека в нескольких этапах его жизни, если говорить конкретно — в трёх, и читателю представляются 3 картины жанра марина.  Это настоящий «пейзаж души». Оно сначала внешне спокойное, что подчёркивают эпитет: «безмолвное море», метафора: «думою наполнено». Море оказывается живым существом, о чём читателям заявляет использование такого средства художественной выразительности, как олицетворение: «ты дышишь». Море страдает и любит, верит и надеется. Риторические вопросы: «Что движет …?», «Чем дышит…?» показывает, что вовсе лирический герой и не спокоен, он просто надевал эту маску безмятежности.

Вдруг налетает ветер и вскрывает уже заживший рубец на сердце моря. Во второй части стихотворения обнажается рана лирического героя, используется аллегория «бушующее море», для описания которого поэт вводит аллитерацию – сочетает звуки: «л» и «ш».  Тёмными тучами застилается его разум. Лексическая анафора: «Ты…» показывает в каком состоянии полного смятения и растерянности пребывает море. На протяжении всего стихотворения прослеживается чёткая словесная градация: «бьёшься», «воешь», «рвёшь», «терзаешь». Человек буквально на глазах закипает, доходит до точки не возврата. И, в конце концов, лирический герой успокаивается, но делает он это внешне, он зарывает свою боль глубоко в душе, а внутри у него продолжает завывать буря. Море снова красивое, со своими правильными и грациозными волнами, но в его глубине не прекращается страшный шторм.

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий подобно волнам, то слегка колышется, размеренно передвигается по строкам, то несётся галопом от буквы к букве. Возвышенный слог, высокая лексика: «лоно», «дума», передают глубину переживаний лирического героя, его нравственную чистоту. Ритм стихотворения задаётся особым приёмом повторяющихся фраз – рефреном: «безмолвное море», «лазурное море».

Море подобно человеку страдает на бренной земле, его место только там, где всё чисто, вечно и прекрасно. Его путь лежит только на небо.

9 класс, кратко по плану

Разбор литературной работы

В лирике В. А. Жуковского это стихотворение является поэтическим манифестом. Элегию о море особенно отметил Александр Сергеевич Пушкин, который спустя несколько лет создал собственную поэтическую работу с таким же названием.

Исследование поэтического слога

Водная стихия бурно грохочет, завывает, волнуется и одерживает победу над мглой. Потом долго беспокоится, разъярённая боем. Для создания образа штормящего моря поэт использует множество глаголов, добавляющих действия и динамики картине.

В заключительных строках лирический герой вспоминает, как морская вода спокойно любуется небесной высью, а в своих глубинах переживает за неё. Похоже, эта черта натуры моря и привлекает героя. Можно строить предположения, что при помощи метафорических сравнений автор повествует о своих чувствах и отношениях с возлюбленной Протасовой. Морские просторы — это сам поэт, небосвод представляет собой избранницу его сердца.

Композиция литературной работы:

  1. Изображение спокойной морской глади.
  2. Описание бушующего моря.
  3. Обманчивое спокойствие водной стихии.

Литературное произведение созерцательное, проникнуто светлой печалью. Поэт использовал стихотворный размер трёхстопный амфибрахий, стихотворение не связано рифмой, строки объединены неким ритмом. Шум морских волн автор доносит до читателя, используя такой литературный приём, как аллитерация. В определённых строках Жуковский воспроизводит словесные сочетания с буквами «ш» и «ж». Например, «дышишь», «бьёшься», «воешь», «рвёшь и терзаешь», «живо».

Романтизм в стихе

Поэт мастерский рисует картину морской стихии. Создаётся впечатление, что перед глазами солёные волны и слышится их рокот. Пожалуй, море пребывает в неволе, как всё земное. Получить полную свободу невозможно, а несвобода отягощает: «тянет тебя из земныя неволи».

Это чрезвычайно значимая мысль для автора. В романтизме, где присутствует очаровательное, то есть другие миры, каковы прелестны и идеальны, обычная жизнь всегда является мучением, грустью и скорбью, в которой гармония недостижима. Гений только на мгновение приходит на землю, чтобы потом опять умчатся в собственный совершенный мир, который недоступен для земных людей.

У поэта морской простор претерпевает страдания, как и человек. Будничный мир наполнен разочарованием и потерями, он зыбок и непостоянен. Только лишь в небесной выси есть вечное и великое. По этой причине туда стремится море, как и лирический герой стихотворения, желающий разорвать земные оковы. Морская гладь наблюдает за небом, которое «светозарно», страшится его потерять, «дрожит».

Художественное своеобразие

Строй строк стихотворения мелодичен, эмоционален, в нём есть напор и напряжение. Поэт создал гениальную элегию, в которой его искусство набирает необычайную высоту, что описал Александр Пушкин, как «стихов пленительную радость». Тайна мироздания — непостижимая загадка, на которую нет ответа. Элегия содержит в себе исключительную выразительность.

Важны для донесения авторского замысла эпитеты, наполненные символами христианства:

  • «светозарный»;
  • «свет»;
  • «лазурный».

Природа живая, слияние с окружающими неизбежно в произведениях поэта. Так, например, морская стихия воссоединяется с небом. Всё подвижно и динамично. Автор отмечает могущество, величие моря. В литературных работах Жуковского человек находится в единстве и согласии с силами стихий. Натура радуется жизни, помогает людям постигать «тайны бытия» — комплексные и вечные философские вопросы интересовали русского классика, вдохновлённого желанием преисполнить смыслом бытие.

Темы

  • Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
  • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
  • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.

Художественные средства

В своем произведении Василий Андреевич использует богатейшую палитру художественных средств, при помощи которых максимально полно и точно раскрывается образ моря.

Немаловажная роль в элегии отведена эпитетам. В самом начале произведения с их помощью поэт передает умиротворенное состояние водной стихии: «лазурное», безмолвное». Он оживляет море, наделяя его человеческими качествами: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». Напряжение кульминационной части элегии как нельзя лучше передают соответствующие глаголы: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Взволнованное состояние волн передает эпитет «испуганны», а противодействие двух сторон – туч и моря – выражается в эпитетах «враждебная» (мгла) и «темные» (тучи).

В заключительной части произведения точно подобранные эпитеты передают радость от встречи моря и неба: недаром «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

В элегии Жуковского «Море» можно встретить и фигуры речи, среди которых наиболее выделяются речевые обороты, характерные для романтизма: «напряженная грудь», «сладостная жизнь». В первой части произведения встречается риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?»

Привлекает к себе внимание и антитеза, которая выражается путем противопоставления двух сил(ясное небо – темные тучи)

Кульминационная часть недаром заканчивается многоточием. Автор словно обрывает повествование на самой драматичной ноте, чтобы вновь сделать акцент на царственном море, одержавшим победу в схватке со мглой.

Анализ стихотворения Море Жуковского

Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.

Именно это, новое направление в области поэзии принесло авторам, которые применяли его в своих произведениях новые темы, необычные образы, разные настроения, от грустных и лирических, до веселых и даже смешных, совершенно неожиданные мотивы, художественные способы более яркого изображения своего произведения.

По мнению специалистов и критиков в области литературы, открывателем всего нового, что смог дать русским поэтам романтизм, для России стал именно Жуковский.

Стоит справедливо отметить, что стихотворение «Море» данного автора, стало одним из самых ярких образцов применения стиля романтизм в литературе.

Из истории стихотворения, надо отметить один важны факт, оно было написано и создано в 1822 году. Именно с этого времени, стиль романтизм стал довольно широко распространяться в произведениях многих поэтов.

Стихотворение начинается с открывающейся взгляду прекрасной картины «лазурного моря», которое не смотря на всю свою мощь и силу, довольно спокойное и умиротворенное. Большое количество различных эпитетов только лишь подчеркивает чистоту моря, его спокойствие, свет и так далее. Именно всё это и пронизывает каждый участок данной картины, которая стала началом произведения.

Так же значительное место в данном произведение уделено небу, которое представлено широкой воздушной, необъятной пеленой, которая обволакивает морские просторы.

Вторая часть стихотворения как бы приоткрывает нам тайну, которую хранит морская душа, происходит это во время начинающийся бури.

И лишь в третьей части читатели смогут понять основную идею создания данного произведения.

Каков пафос стихотворения «К морю» Пушкина: средства выразительности


Пафос стихотворения «К морю» Пушкина Пафос стихотворения «К морю» Пушкина заключается в том, что поэтпрославляет свободу, а море является ее олицетворением. Он невольно ассоциирует водную гладь с человеческим духом, с поэтическим сознанием. Примечательно, что поэт прощается с морем, но не говорит о том, что пламя в его душе угасло и он сдастся окружающей действительности.

«Блещешь гордою красой» — автор применяет интересные средства выразительности, словно указывает на сильный характер стихии, на его великолепие.

Пушкин восхищается свободолюбивым нравом моря, которое прекрасно в любое время дня, но всегда уникально, поскольку его настроение в тот или иной период сложно предугадать. Впрочем, это и есть та свобода, которой человеку достичь крайне сложно.

Пушкин утверждает, что Наполеон был «человеком моря», что у них есть общие отличительные черты.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей».

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Мужчина уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Вариант №2

Не писать про море невозможно. Эта стихия притягивает и манит к себе и поэтов — новичков, и маститых авторов. Одним из которых, является Жуковский. Его считают основоположником русского романтизма. Одна из его основных идей — близость человека и природы.

Он не только любуется и восхищается морем. Для него оно живое существо. Если быть точнее, то женщина, которая хранит свои тайны и открывает их не всякому человеку. Она умеет быть невозмутимой и спокойной, когда в душе бушуют «отелловские» страсти.

Не потому ли поэт сравнивает море с женщиной, что стихотворение и было посвящено конкретной даме — Марии Протасовой. Её родители были против брака с поэтом, потому что они были между собой близкими кровными родственниками. А такие браки всегда под негласным запретом. Себя поэт сравнивает с небом, которое самой природой навечно соединено с морем.

Жуковский чувствовал, что их отношения не долговечны, поэтому он чётко обозначил свою дальнейшую жизнь. За свою любовь он бороться не будет. Морю не дотянутся до неба. Это только кажется, что на линии горизонта море и небо соединяются. А потом, когда приближаешься к этой точке — море и небо снова далеко друг от друга. Только во время шторма брызги от волн могут долететь до неба.

Но вот шторм закончился. И снова на линии горизонта кажется, что море слилось воедино с небом. Молодые люди расстались навсегда. Но в последней строке стихотворения поэт выражает надежду на то, что девушка всё-таки его любит.

Стиль стихотворения — элегия. Да плюс ещё и в виде аллегории. Отчего оно только выигрывает и приобретает какую-то утончённую красоту. Элегия носит философский характер. Для неё характерны тоска, лирическое размышление.

По смыслу стихотворение можно разделить на три части. Первая часть — поэт смотрит на море, разговаривает с ним. Он чувствует, что море хранит какую-то тайну. Вторая часть описывает шторм. Это своего рода ответная реакция моря на то, что в его владения вторгаются тёмные тучи. Третья часть — тучи ушли, море опять спокойно. Оно любуется небом и дрожит за него, но не подаёт вида. Точно, как женщина.

В стихотворении отсутствует рифма. Оно написано амфибрахием. Этот размер придаёт ему напевность. Но вот запоминается оно плохо, да и песня из него вряд ли получится, хоть некоторые строки и поются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: