История создания произведения
Созданию этого стихотворения предшествовал разговор с руководством Петербуржского университета, куда Лермонтов хотел перевестись из Москвы. Но ему предложили начать учебу с первого курса. Перспектива стать «вечным студентом» Лермонтова не вдохновляла. Он бродил по городу и не видел выхода в сложившейся ситуации. О том, в какой части Петербурга его размышления воплотились в столь чудесные романтические строки, существует 2 точки зрения:
- Академик Дмитрий Лихачев, опираясь на городские легенды, полагал, что Лермонтов сочинил это стихотворение на террасе Монплезира;
- Анна Ахматова писала, что на создание стихотворения «Парус» Лермонтова вдохновила «Маркизова лужа».
В тот момент Лермонтов не видел выхода. Но позднее он придет к решению поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная стезя обещала столь желаемую бурю и невзгоды.
Анализ стихотворения
Сам Лермонтов не относился всерьез к этому произведению. Отчасти потому, что первая строка стихотворения«Белеет парус одинокий…» принадлежала Бестужеву-Марлинскому. Отчасти потому что оно было сочинено спонтанно, под влиянием настроения. Но поклонники поэта рассудили по-своему. В 1942 году это миниатюрное произведение было опубликовано в «Отечественных записках».
На первый взгляд это произведение относится к жанру пейзажной лирики, но литературные критики предпочитают относить его к философскому творчеству, справедливо полагая, что пейзаж служит лишь фоном для более четкого и выпуклого отображения главной мысли поэта.
Композиция и построение стиха
Стихотворение состоит из 12 строк. Его структуру можно рассматривать и как три катрена, и как 2 шестистишия, настолько цельными они получились. В этом произведении Лермонтов применил стихотворный размер четырехстопный ямб. Рифма перекрестная. Женские рифмы сочетаются с мужскими.
Композиционно — это произведение состоит из двух частей. Но эти части не идут последовательно, а переплетаются между собой. В первых двух строках каждой строфы поэт описывает физическое состояние судна под белеющим парусом. А в третьей и четвертой строках душевное состояние Паруса, служившее олицетворением его собственного внутреннего настроя.
Тема и идея стихотворения
Можно сказать, что в первых двух строках каждого четверостишия звучит тема произведения, а идея кроется во-вторых парах строк. Таким образом, тема стихотворения – это плывущий по морю парус. Погода прекрасная, парус плывет спокойно. Идея заложена в строке «А он, мятежный, просит бури». Восемнадцатилетний Лермонтов жаждет жизни, борьбы, стремится плыть против ветра и против течения. Впрочем, Лермонтов всегда плыл против течения, не особо считаясь с общественным мнением. От того был так неудобен и неугоден многим.
Средства художественной выразительности
Стихотворение построено на антитезах. На море спокойно, под ним струя светлей лазури, а он жаждет бури. Из речевых фигур в стихотворении использованы:
- Антонимы — ищет-кинул, далекий- родной,
- Риторические вопросы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
- Оксюморон, то есть соединение противоречий автор применил в конце произведения: как будто в бурях есть покой.
Из тропов автор применил:
- Эпитеты – голубом, далекой, родном,
- Метафоры – одинокий (парус), золотой (луч) мятежный (он, парус);
- Олицетворения – ищет, не ищет, кинул, бежит, просит.
В этом стихотворении молодой Лермонтов подразумевает себя, говорит о себе. Он всегда чувствовал себя одиноким, хотя рядом были близкие друзья, родственники. Но в юноше, выросшем без родительского внимания, говорит максимализм. Он впервые, может быть, споткнулся и растерялся. Он не знает, как жить дальше. Может быть, от этой растерянности, в нем заговорил бунтарский дух, а душа взалкала бури.
Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (1)
Стихотворение «Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал.
История создания
Несмотря на то, что стихотворение «Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.
Напечатал стихотворение журнал «Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.
Тема
Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение «Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в «пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.
Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Композиция
Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.
В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.
Жанр
Стихотворение «Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.
Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе. Средства выразительности
Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:
Эпитеты – «»тучка золотая”, «влажный след”, «старый утес”». Олицетворения –»»ночевала тучка”, «тучка умчалась”, «утес задумался и плачет”». Метафоры –»»грудь утеса”, «по лазури весело играя”, «морщина утеса”».
Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.
Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать «Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг
«Два великана» М.Лермонтов
«Два великана» Михаил Лермонтов
В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ, И померяться главами Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной Трехнедельный удалец,— И рукою дерзновенной Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал: Посмотрел — тряхнул главою. Ахнул дерзкий — и упал!
Но упал он в дальнем море На неведомый гранит, Там, где буря на просторе Над пучиною шумит.
Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана»
Воинская слава Отечества — один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.
Центральная тема стихотворения — противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.
Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь — о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка — единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.
Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.
Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».
Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» — «наглый натиск», «следование традициям» — «нарушение старого уклада».
Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».
Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.
Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.
Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. Два великана
Пишем сочинение. Анализ лирического стихотворения. Учебно-методическое пособие
В настоящее время каждый блок тем выпускных сочинений включает в себя анализ лирического стихотворения. Этот вид письменной работы по литературе вызывает у школьников немало затруднений. Научиться писать сочинение такого типа поможет наше пособие. Кроме 85 стихотворений поэтов разных эпох и их анализ вы найдете здесь практические рекомендации по технологии написания сочинения — анализ лирического стихотворения. Учащимся общеобразовательных школ, колледжей и лицеев, абитуриентам пособие поможет подготовиться не только к вступительным и выпускным сочинениям, но и к устным ответам на экзаменах и уроках литературы, а учителям и преподавателям — сделать уроки знакомства с русской поэзией более содержательными.
265 новейших сочинений на «отлично». Учебное пособие
Издательство: Экзамен, 2021 г.
Сборник содержит образцы сочинений по русской литературе выпускников и абитуриентов, получивших оценку «отлично». Предлагаемые сочинения написаны на темы по древнерусской литературе, литературе XVIII в. и на темы, связанные с творчеством писателей XIX-XX вв. А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова, И.А. Бунина, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.И. Куприна, АА. Ахматовой, МИ. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского, М.А. Шолохова, Н.А. Заболоцкого, А.И. Солженицына, Е.А. Евтушенко, B.C. Высоцкого и др. а также сочинения на свободные темы по произведениям русской литературы XIX-XX вв. Жанры предлагаемых работ многообразны: сочинение-характеристика литературного героя, сравнительная характеристика героев, анализ стихотворения, анализ эпизода, проблемная тема, сочинение-рецензия. Книга предназначена для выпускников, абитуриентов, а также учащихся средних школ, гимназий, лицеев. 12-е издание, переработанное и исправленное.
Анализ стихотворения. Пишем итоговое сочинение
Справочник включает все тексты стихотворений в полном объеме школьной программы. Каждое стихотворение разобрано по определенной схеме: представлена история создания произведения, определен тип лирики, стиль поэта, жанр, стихотворный размер, указано, какая строфика представлена в произведении. Обозначены средства художественной выразительности (тропы) и лексические средства. Данный справочник поможет вам быстро, легко, отвечая поставленной задаче, выполнить анализ стихотворения, написать сочинение но творчеству поэта Золотого или Серебряного века. Также данный сборник может пригодиться вам при подготовке к ЕГЭ по литературе и при подготовке к выпускному итоговому сочинению.
Хрестоматия для начальной школы. 4 класс
Эта хрестоматия — настольная книга четвероклассника. В ней собраны литературные произведения из школьной программы, а также произведения, рекомендованные для внеклассного чтения, — словом, всё то, без чего в 4 классе просто не обойтись. Русские народные сказки и былины. Мифы. Стихотворения русских поэтов — А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Рубцова и других. Рассказы и сказки русских классиков и современных писателей — В. Гаршина, А. Чехова, А. Куприна, В. Драгунского и других. Сказки зарубежных писателей — Х.К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Сетон-Томпсона. Эта хрестоматия незаменима при подготовке к урокам литературы! Для младшего школьного возраста.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта —спам опубликован не будет
Анализ стихотворения Лермонтова «Два сокола»
Ранние произведения Михаила Лермонтова наполнены мечтами и романтикой. Тем не менее, даже в них проскальзывают довольно мрачные философские мысли, которые были свойственны 15-летнему юноше. Он часто задается вопросом не только о том, зачем появился на свет, но и пытается решить глобальные проблемы, одна из которых касается взаимоотношений людей. Именно этой теме посвящено стихотворение «Два сокола», датируемое 1829 годом. Построено оно в форме диалога двух гордых птиц, которые встретились «близ Азовских берегов», чтобы обменяться впечатлениями о том, что им довелось увидеть
Казалось бы, разговор соколов должен носить некий романтический характер, однако автор стихотворения отказывается от этой идеи и акцентирует внимание не на красотах окружающей природы, а на более прозаических вещах
«Ах, я свет возненавидел и безжалостных людей», – отмечает один из героев произведения. Его рассказ посвящен человеческой жестокости, которой нет оправдания. И подобное встречается повсеместно, когда страдания парня становятся отрадой для его избранницы, а «для детей тиран отец» – такое же обыденное явление, как и разбитые женские сердца.
Обличая людей от имени птиц, Лермонтов и сам пытается разобраться в том, почему мир устроен так неправильно и несправедливо. При этом он понимает, что даже животные по отношению друг к другу ведут себя более благородно. Они не предают и не меняют своего мнения в угоду личной выгоде, что свойственно человеку. Исходя из того, что люди являются частью этого мира, Лермонтов тщетно ищет ответ на вопрос, почему же самые низкие и пошлые чувства вытесняют здоровый инстинкт. В итоге люди не могут жить счастливо, постоянно конфликтуют, соперничают и уничтожают друг друга, действуя с присущей им жестокостью и лицемерием.
Еще не успев познать любви, юный поэт, тем не менее, затрагивает тему измены которая – «нож для сердца вековой». С учетом того, как впоследствии будут складываться взаимоотношения Лермонтова с представительницами слабого пола, можно предположить, что это стихотворение является пророческим. Автор словно бы предчувствует, что и его очень скоро предадут, выставив на всеобщее посмешище. Правда, своей обидчице, светской львице Екатерине Сушковой, он все же сумеет отомстить. Но при этом поступит с ней весьма жестоко, хотя и осуждает в данном произведении тех, у кого ненависть и злоба преобладают над более высокими и чистыми чувствами.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (3)
В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно
Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна
Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».
В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса
Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях