Лето 1854 тютчев анализ стихотворения кратко

Анализ стихотворения «лето» тютчева. тютчева стихи о лете

Анализируем строфы

В первой строфе мы видим раскаленный солнечный шар, который медленно остывает и на ночь погружается в воды океана, даря людям и природе вечер. Со стороны кажется это морская волна устала от раскаленного зноя и к вечеру охлаждает солнце, чтобы мир слегка отдохнул от жары.

На небе уже начинают появляться звезды, они пока светлы и не горят ночным огнем, но уже приподнимают свод над раскаленной землей и тушат небесный пожар.

Воздух в этот момент похож на реку, которая течет, словно бы, между небом и землей, её влага тоже вносит вклад в дело охлаждения земли, от чего грудь дышит уже легче.

В этот момент летнего вечера лирическому герою чудится, словно бы, по жилам природы пробежал сладкий трепет, похожий на прохладную струю. Это похоже на касание раскаленных от солнца ног природы ключевыми водами вечера.

С помощью строк Федор Тютчев отлично передает картину летнего вечера, когда на мир опускается прохладная истома, похожая на награду за пережитый жаркий день.

Композиция

С точки зрения композиции это достаточно простое произведение: оно состоит из четырёх строф, каждая из которых описывает свою часть природного явления. Так, первая строфа описывает картину заката, из которой мы может понять, что очарование летнего вечера усиливается тем, что лирический герой созерцает его где-то у моря.

Вторая строфа – это описание неба, на котором уже появились первые звёзды, от чего небесный свод кажется выше. В третьей строфе Тютчев описывает не только окружающий лирического героя мир, когда воздух течёт свободнее, не сдерживаемый жарой, но и состояние человека: после знойного дня наконец-то ощущается долгожданная прохлада, благодаря которой дышать становится легче. И это само по себе подарок.

Наконец, четвёртая строфа – это неуловимый момент оживления природы, которая весь день изнемогала от жары. И здесь автор усиливает олицетворение: природа в его трактовке чувствует себя как человек, который погрузил горячие ноги в ключевую воду. Именно такое ощущение освященности приносит с собой вечер.

Это лирическое стихотворение. Тютчев создал очень чувственное стихотворение, построенное на ощущениях лирического героя, наблюдающего картину летнего вечера, пришедшего на смену знойному дню. И в то же время подтекст произведения очевиден: поэт говорит о жизни человека, которой нужно наслаждаться. Ведь никто не знает, какой момент станет для него последним.

Тютчев старался передать те эмоции лирического героя, которые он испытывает, созерцая красоту окружающего мира.

Для передачи настроения и усиления поэтического эффекта автор использует четырёхстопный ямб и перекрестную рифмовку. Простота стихотворного размера позволяет легко воспринимать стихотворение, в то же время углубляя его и делая разноплановым.

История создания

Это произведение Тютчев написал в сложный для себя жизненный период, когда он переживал потерю возлюбленной и двух дочерей. И всё же, как истинный творец, поэт сумел отрешиться от личной трагедии и написать прекрасное, наполненное радостью и светлыми чувствами стихотворение. Оно появилось в 1866 году, а история создания поэтических строк тесно связана с тем, что автор видел вокруг себя.

Основная тема стихотворения – это необходимость наслаждаться жизнью, радоваться прекрасным мгновениям, ведь человеческое существование непредсказуемо. Именно эту идею он выражает посредством художественных образов, символически показывая красоту окружающего мира.

Как тонкий пейзажный лирик, он полностью отрешается от собственных переживаний, стараясь сосредоточиться на том, чтобы передать читателю увиденную им картину. Она, действительно, будто нарисована кистью умелого художника, который вдобавок смог передать и ощущения, и запахи.

Анализ от критика

По жанру это сюжетное лирическое стихотворение, написанное четырехстопным ямбом, с линейным развитием композиции и четырьмя авторскими строфами.

Рифмовка перекрестная (шар – скатила – пожар – поглотила), где мы видим открытые и закрытые рифмы.

Из средств выразительности отметим:

  1. Метафоры (звезды… небесный свод приподняли, раскаленный шар (солнце), воздушная река, вечера пожар волна морская проглотила).
  2. Эпитеты (морская волна, светлые звезды, небесный свод, влажные главы, сладкий трепет).
  3. Сравнение (сладкий трепет, как струя).
  4. Олицетворения (звезды небесный свод приподняли, раскаленный шар земля скатила, жилы природы, звезды светлые взошли).

Если в этот летний теплый вечер вы хотите ощутить дыхание прохладной грозы, то прочитайте стих «Неохотно и несмело», написанный Тютчевым в 1849 году и описывающий приближение грозового ливня. Прохлада сразу пробежит истомой по вашему телу.

Вариант №3

В творчестве Федора Ивановича Тютчева тема природы занимает особое место. В своих произведениях он показывает ее как живое существо, наделяет ликом и душой. Автор предпочитает изображать переходные ее состояния, такие как смена времен года, смена дня и ночи. Поэтому природа все время находится как бы в движении и постоянно меняет свой образ. В стихотворении «Летний вечер» поэт описывает красочный закат жаркого лета. С помощью метафор и эпитетов рассказывается, как сначала земля скатывает со своей головы солнце в образе раскаленного шара, а затем пылающий закат, названный автором «пожаром», поглощается морской волной.

Создается впечатление, что находишься в театре, где солнце, земной шар, морская волна и окрашенный в яркие цвета небосвод выступают в качестве действующих лиц в завораживающем зрелище. А в следующей сцене героями уже становятся светящиеся звезды, которые «своими влажными главами» приподнимают небесный свод.

Другое действующее лицо — незримый воздух, который можно только ощутить, как он наполняется свежестью после знойного дня. Его поэт сравнивает с рекой, протекающей между небом и землей. Сам же летний вечер предстает перед нами как небольшой временной промежуток между дневным зноем и ночной прохладой. Но за столь короткое время на небосклоне происходит множество событий. С помощью образов обычный закат превращается в неповторимое и красочное зрелище.

Природа в этом романтическом произведении выступает как живое существо, как утомленная после жаркого дня прекрасная дева: по ее «жилам» пробегает «сладкий трепет», а «горячие ноги» ее охлаждаются ключевой водой.

Ф.И.Тютчев в стихотворении «Летний вечер» не только сам любуется красотой русской природы, но и заставляет читателей восхищаться ее незабываемыми пейзажами, ее преображением, изменчивостью и великолепием.

История создания

Уже когда Федор Иванович Тютчев был в почтенном возрасте, к нему пришла слава. В 1854 г. вышел первый сборник его стихов и широкая публика узнала о таланте поэта. Однако сам он не хотел признавать свою внезапную славу. Автор хотел абстрагироваться от суеты известности и в такие моменты часто искал утешение в природе. В отличие от А. А. Фета, Тютчев лишь наблюдает за природой, он не пропускает ее через себя. И в этом уникальность пейзажной лирики этого поэта.

Стихотворение написано в 1866 спустя два года после смерти его любимой жены Елены Денисьевой. Она умерла прямо на его руках, а через некоторое время ушли из жизни двое их общих детей.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…» 1 вариант

Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти Тютчева – в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», – это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля – начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна – пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»)

Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью

В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев – мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Анализ №4

Нередко произведения Федора Тютчева сравнивают с поэзией не менее замечательного художника слова Афанасия Фета. Оба они великолепно владеют красотой русского языка, умеют тонко и вдумчиво выражать свои мысли, облекая их в прекрасную поэтическую форму пейзажной зарисовки.

И все-таки отличие есть, и весьма существенное. Фет, описывая в своих стихах красоту природы, выражает собственное отношение к увиденному. Тютчев также восхищается великолепными пейзажами и прекрасными видами, но при этом не смешивает их с собственными ощущениями и переживаниями.

Не является исключением и знаменитое стихотворение Тютчева «Летний вечер». Датой создания произведения является 1866 год. Поэт здесь выступает в роли наблюдателя, который умеет ценить каждый светлый момент в этой жизни, наслаждается им, понимая, что время, отпущенное нам судьбой, скоротечно.

Произведение наполнено романтикой, чувственными образами, символизмом, что так свойственно творчеству Ф.Тютчева. Как и в предыдущих своих работах, поэт изображает природу живой, одухотворенной, способной мыслить, чувствовать, меняться. Казалось бы, одно из самых обычных природных явлений – закат, но благодаря перу талантливого поэта, оно превращается в удивительное красочное зрелище. Солнце автор уподобляет раскаленному шару, который земля «с главы скатила» — как будто сняла с себя причудливый головной убор. Вечер был охвачен «пожаром» — он будто некое живое существо, заключившее своего пленника в крепкие объятия.

Одним прикосновением пера к бумаге Тютчев оживляет холодные и далекие звезды, мерцающие тусклым неживым светом. В глазах поэта звезды – это могучие гиганты, способные приподнять небосвод. Воздух автор сравнивает с небесной рекой, которая после заката наполняется водой, и, протекая между «небом и землей», дарит свежесть, жизненную силу и свободу от дневной жары. Природа отдыхает, она благодарна живительному потоку за этот бесценный дар.

Финальная часть стихотворения посвящена самому главному герою этого произведения – матушке-природе, которая, по мнению поэта, является истинной волшебницей, удивительным творцом всего, что есть прекрасного на этом свете. Именно природа вдохновила Тютчева на создание столь замечательного романтического произведения под названием «Летний вечер».

Темы и настроение

Основная тема — природа. Пейзаж у Тютчева живет своей жизнью и является полноценным героем, принимая человеческий облик. В «Летнем вечере» он скрывается от зноя дня в прохладной и влажной темноте ночи, и все вокруг омывает и ласкает его успокаивающим влиянием сумерек.

Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.

Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.

Средства выразительности

Достаточно небольшое по объему произведение “Летний вечер” Тютчев насытил разнообразными тропами. Для создания художественного эффекта он использовал:

  • Эпитеты – “раскаленный шар”, “мирный пожар”, “морская волна”, “влажные главы”, “небесный свод”, “воздушная река”, “сладкий трепет” .
  • Олицетворения – “земля скатила”, “звезды взошли, “звезды приподняли”, “жилы природы” .
  • Метафоры – “волна поглотила пожар вечера”, “звезды приподняли небесный свод” .
  • Сравнение – “трепет, как струя” .

Создавая торжественный гимн природе, поэт также не забывал об инверсиях и устаревших словах, которые делали его более торжественным и убедительным.

Жанр

Это пейзажная лирика, в которой, однако, прослеживаются и философские мотивы. Тютчев создал очень чувственный стих, построенный на ощущениях человека, наблюдающего картину летнего вечера, пришедшего на смену очевидно знойному дню. И в то же время подтекст произведения очевиден: поэт говорит о жизни человека, которой нужно наслаждаться. Ведь никто не знает, какой момент станет для него последним.

Стиль изложения достаточно необычен для Федора Ивановича, которые нечасто прибегал к романтическим приемам. Однако именно они помогли ему не только создать незабываемое зрелище, но и передать те эмоции лирического героя, которые он испытывает, созерцая красоту окружающего мира.

Для передачи настроения и усиления поэтического эффекта автор использует четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Простота стихотворного размера позволяет легко воспринимать стихотворение, в то же время углубляя его и делая разноплановым.

Анализ строф

Первая строфа стиха есть один четырехстрочный афоризм, который начинается знаковыми для многих словами:

Далее автор кратко перечислил основные направления сердечной веры – это нетленная краса и нескудеющая сила, хотя разум подсказывает, что это не так, поэтому сие изречение вопрос веры.

В строфе №2 Тютчев утверждает, что неземные цветы (душа) не подвержены земному увяданию, зной солнца не сушит на них росу, они прекрасны, потому что не скованны узами бытия.

Строфа №3 рассуждает о том, что вера не обманет только того, кто ею живет. Нельзя получать неземные блага и вечную красоту души, если вера приходит только как консьержка, по мере необходимости.

Только в этом случае земное цветение сохранится и после, а события жизни, радостные события, перенесутся в вечность и останутся с душой человека навсегда.

Смысл четвертой строфы прост – благодать доступна лишь тем, кто умел не только любить, но и платил за это чувство страданием.

Завершается стих пятой строфой, которая продолжает мотив предыдущего катрена – благодать придет только к тому, кто умел врачевать чужие недуги своим страданием и вытерпел это до конца, не свернув с пути и не отказавшись от веры.

Очень много, конечно, между строк воспоминаний о Денисьевой, которую Тютчев не бросил, когда была открыта тайна их связи и на Елену свалилось общественное осуждение, переходящие в закрытые двери и проклятия.

Анализ стихотворения Летний вечер Тютчева

Произведение «Летний вечер» было рождено Тютчевым в 1866 году. Поэт создал данное стихотворение в лирической форме, которое сполна наполнено чувствами и романтикой.

Определенный подчерк и рифмовка позволяет не только наслаждаться данным стихотворением, но и побыть героем данного стиха. Солнце заходит и читателю выпадает возможность почувствовать всю красоту замечательного вечера. Автор уникально и неповторимо предает природе жизнь, заставляя её ожить.

Разнообразные метафоры и прекраснейшие эпитеты придают величие и мощь Природе

Также стоит обратить внимание на талант автора использовать сравнения. В стихотворении герой дышит воздухом, который благодаря речевым оборотам превращается в речку

Рассматривая данный момент в стихотворении можно понять то, что именно под водой свободно дышится герою произведения. Очень своеобразная и уникальная антитеза.

Читая стихотворение совершенно не видно, что автор недавно перенес самый трагический момент в своей жизни. Потеря детей и жены является очень большим горем, но на произведении это никак не отражается. Связано это с тем, что люди по сравнению с великой природой лишь маленькая её частичка. Унывать не нужно, а стоит лишь в данную минуту восхищаться чудесным вечером, красоту которого передает автор.

В завершении стихотворения Тютчев акцентирует внимание на том, что вся красота, которую видят люди, заслуга только природы и именно она есть создателем всего прекрасного на планете. Стоит отметить, что Тютчев является одним из величайших поэтов, его произведения растопят даже самые каменные сердца

Автором восхищаются даже самые профессиональные поэты и писатели. Когда знакомишься с таким великим стихотворением, то есть желание забыть все проблемы и наслаждаться красотой природы

Стоит отметить, что Тютчев является одним из величайших поэтов, его произведения растопят даже самые каменные сердца. Автором восхищаются даже самые профессиональные поэты и писатели. Когда знакомишься с таким великим стихотворением, то есть желание забыть все проблемы и наслаждаться красотой природы.

Картины, посвященные стиху «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева

Известна картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», которая посвящена этому удивительному времени года. Кроме того, свои шедевры посвятили ему художник Еремина, великолепные стихи были созданы Фетом, Баратынским.

К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Тютчев написал текст произведения в возрасте 25 лет, а позднее, уже в 1854 году поэт решил вернуться к стихотворению и немного переделать его содержание. Сегодня широко известна его последующая, более поздняя редакция.

Опубликовано стихотворение было тогда годом позднее в 1855 г., в поэтическом московском журнале «Галатея».

Стих написан в 1828 году, оно было опубликовано в следующем году, после чего Тютчев вновь вернулся к нему в 1854 году. Композиция стихотворения Весенняя гроза состоит из трех частей — начальной строфы, двух центральных строф, создающих основной образ грозы, и заключительной строфы.

Используя эту форму, Тютчев передает свою идею о том, что гроза — это вечное движение и служит символом рождения и обновления. Каждая часть работает вместе, иллюстрируя эту концепцию яркими образами, подчеркивающими благоговейную красоту этих природных явлений.

Лето 1854 (Тютчев)

  • «Какое лѣто, что за лѣто. » // Ѳ. И. Тютчевъ Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова. библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ. — 7-е изд. — СПб. Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 172 (РГБ )
  • Лето 1854 // Ф. И. Тютчев Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М. Издательский центр «Классика», 2003. — Т. 2. Стихотворения, 1850—1873. — С. 64 — ISBN 5-7735-0130-9 .
  1. ↑ Впервые — Стихотворения Ф. Тютчева / Подгот. И. Ф. Тютчев и И. С. Аксаков. М. 1868. С. 163.

Это произведение перешло в общественное достояние . Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.

Ljeto 1854

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство — И как, прошу, далось нам это Так ни с того и ни с сего?

Гляжу тревожными глазами На этот блеск, на этот свет.. Не издеваются ль над нами? Откуда нам такой привет.

Увы, не так ли молодая Улыбка женских уст и глаз, Не восхищая, не прельщая, Под старость лишь смущает нас?

Ah, kakvo ljeto, divno ljeto! Čarolija, i to je to! I kako dobili smo sve to Tek tako, s neba naprosto?

Ja ćutim nelagodu malu Kad gledam ovog svjetla sjaj. Zar netko s nama zbija šalu? I otkud prelijep ugođaj?

Baš tako, kada osmijeh plane I djevojačkog oka žar Tek zbuniš se pod stare dane I ne vidiš im sjaj i čar.

Полный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи!..»

Я очи знал, — о, эти очи!

Как я любил их, — знает Бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный

В тени ресниц ее густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слез.

Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет.

Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.

Одно из первых стихотворений “Я очи знал, – о, эти очи!” , которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться

Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. “Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!”, – восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице. Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой “такое слышалося горе, такая страсти глубина!”.

Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.

Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в “Денисьевский цикл”. Однако лишь в произведении “Я очи знал, – о, эти очи!” автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной “повстречаться без волненья и любоваться им без слез”.

Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья. Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: