Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 6 классе.
УМК В. Я. Коровиной
Цель урока: способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом.
- Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово.
- Повторить понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание.
- На примере стихотворного текста рассмотреть внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление.
- Отрабатывать навык выразительного чтения.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, выборочный анализ стихотворений.
Оборудование: мультимедийный проектор.
В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.
2. Русские поэты XIX века (вторая половина). – М.: Просвещение, 1989.
3. Смолякова Н. В. Русская литература XIX века. – М.: Издат-Школа 2000.
4. Турьянская Б. И. Литература в 6 классе: Урок за уроком. М.: Русское слово, 2000.
5. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. – М.: Экзамен,2006.
Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике.
II. Повторение изученного материала . (слайд 2 : вопросы к беседе )
Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово. (слайд 3 : портрет Полонского )
III. Изучение нового материала .
- Сведения о жизни Я. Полонского. (слайд 4, 5, 6 : информация о жизни и творчестве )
Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт. Среди его друзей – Афанасий Фет.
2. Подготовка к восприятию.
Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью
Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива
Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.
3.Первичное чтение стихотворений учителем.
Обратите внимание на типичные черты лирики Полонского. (слайд 7)
- Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи.
- Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
- Мотив неясной надежды.
4. Проверка восприятия.
- Чтение стихотворения лучшими учениками и анализ.
- Какая картина предстаёт перед вами? (слайд
- Каким настроением проникнуто это стихотворение? (слайд 9)
- Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении?
Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину? (слайд 11)
Совпадают ли ваши представления с теми чертами лирики, которые были обозначены в начале урока?
V. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Полонского; сделать иллюстрации к ним.
Комментарии к уроку.
Урок способствует развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом, даёт детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Учащиеся повторяют понятия образ-настроение, лирический герой, образ-переживание.
На примере стихотворного текста рассматривается внутреннее состояние человеческой души: смятение, беспокойство, томление.
Чтение стихотворений позволяет отрабатывать навык выразительного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Край ты мой, родимый край. » Стихотворения о родной природе.
Развёрнутый конспект по литературе на тему: «Край ты мой, родимый край. » Стихотворения русских поэтов о родной природе.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.
В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык. .
Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)
Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 — для тех, кто послабее.
Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию .
Цель урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов; помочь понять настроения, чувства поэтов; определить способы создания образов; воспитывать чувство прекрасного к природе; ознакомить
учащихся с творчеством поэтов Ставрополья, пробудить интерес к их творчеству; воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края.
образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учетом его смысла и чувств.
развивающая— развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.
Воспитательная –воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии; воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.
Метапредметные:
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
-
Конспект уроку стрибок у довжину з розбігу
-
Конспект требования к печати детской книги
-
У бабушки в деревне конспект занятия
-
Святой богатырь илья муромец конспект
- Экстренные оперативные и аварийные службы цукс еддс конспект
Анализ стихотворения Я. П. Полонского «В хвойном лесу»
Творчество Якова Петровича Полонского занимает достойное место в русской литературе, хотя по понятным причинам ему не придавалось такого масштабного значения, как творчеству Некрасова. Между тем Я. П. Полонский – человек широкой души и редкого поэтического дара, тонкий лирик и истинный патриот России, ценность творческого наследия которого не осознана до сих пор.
Его поэзия отличается редкой музыкальностью и простотой формы, что ярко иллюстрирует стихотворение «В хвойном лесу». Оно включает следующие выразительные средства:
- сравнения – «смолой, как дымом», «точит (источает, выделяет), как слезы» – неслучайны, они описывают явления, характерные для обстановки храма и поведения в нем человека;
- метафоры – «дышит гнилью», «аромат ран», «ранен сердцем и душой»;
- инверсию – «гнилью вековою», «весною молодой», «смолу точит сосен … кора» – которая позволяет гармонично выстроить рифму и придает изложению былинный оттенок;
- контекстуальные антонимы – «вековая – молодая», «гниль – весна» – подчеркивают двойственный характер любого явления жизни;
- олицетворения – «кора в ранах», «кора точит» – уподобляют сосновую кору человеческой коже, а сосну – человеку;
- эпитеты – «целебный аромат», «теплый туман» – придают изложению не наглядную, а чувственную образность;
- лексические повторы – «я был … ранен – ранен сердцем…»; «такой же гнилью и такою же весной» – позволяют сделать акцент на ключевых словах;
- частотность однородных членов предложения (параллельные ряды) – «гнилью и весною»; «царапины и раны»; «нож и топор»; «смолянистый и целебный»; «сердце и душа»; «гниль и весна» – способствует предельно точной детализации описаний;
- умолчание – «дышу весной…» – таким образом автор дает понять, что, невзирая на негативный жизненный опыт, вдохновлен и открыт для новых чувств.
Последняя строфа произведения напоминает читателю о семейной драме автора, пережившего смерти жены и сына. В контексте речи слово «гниль» приобретает значение «сырость». Оборот «аромат ран» отсылает нас к смолистому запаху хвои, который усиливается при повреждении коры.
Лирического героя, ассоциированного с автором, охватывает восторг и благоговение при посещении леса, чувства переполняют его – на это указывает частотность местоимений «весь», «вся», «всей». Употребляя оборот «кадильный дым», поэт одухотворяет лес, явно уподобляет его храму, а также делает своим собеседником, подчеркивает очищающий и тело, и душу характер пребывания в чащобе.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑