Анализ стихотворения лермонтова «разлука»

Анализ любимого стихотворения м. лермонтова

Первая часть: предыстория

Произведение Александра Сергеевича было написано в 1817 году. Стихотворение было создано именно в тот период, когда Пушкин уже оканчивал лицей в Царском Селе, в котором провел достаточно долгое время. Во время своего обучения Александр завел дружбу со многими талантливыми людьми. Поэт сильно ценил дружбу, а факт скорого расставания сильно огорчал его.

Произведение посвящено близкому другу Пушкина – Кюхельбекеру. Изначально стихотворение «Разлука» имело другое наименование – «К Кюхельбекеру». Лишь спустя многие годы Александр Сергеевич изменил название своего стихотворения.

Стихи Лермонтова о Кавказе

Тебе, Кавказ, суровый царь земли…

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
Еще ребенком, робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников Аллы́.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы,
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был – товарищ их воздушный.
С тех пор прошло тяжелых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил,
Как некогда ребенку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел.
Он пролил в грудь мою забвенье бед,
И дружно я на дружний зов ответил;
И ныне здесь, в полуночном краю,
Всё о тебе мечтаю и пою.

Крест на скале

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Кавказу

Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! Прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.

Утро на Кавказе

Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск и светит там и там:
Так девушки, купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!..

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

Композиция

Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.

Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.

В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности «святому братству». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.

Тема

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.

Анализ стихотворения Лермонтова «К Сушковой» (Вблизи тебя до этих пор)

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К Сушковой» было написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой – первой возлюбленной поэта. Известно, что любовь Лермонтова была безответной, имела продолжение – по прошествии некоторого времени – и закончилась для Сушковой довольно печально. Однако первый «этап» этого романа завершился грустно для самого Лермонтова – его юношеские чувства были безжалостно отвергнуты.

Думаю, поэт пишет стихотворение-обращение «К Сушковой», подводя своеобразный итог этой любовной истории По форме произведение легко

и непринужденно. В нем герой беззаботно прощается с предметом своего увлечения: Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор Не билось сердце у меня. Однако он признается, что, при необходимости разлуки, почувствовал грусть и свою привязанность к девушке: Однако же хоть день, хоть час Еще желал бы здесь пробыть; Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить.

Однако это ни в коем случае не любовь! – предупреждает герой: Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю — зачем скрывать! Так ли это на самом деле? Зная автобиографический подтекст этого произведения, можно предположить,

что беззаботность – это всего лишь маска. Вполне возможно, что лирический герой страдает и страдает сильно. Что является причиной его переживаний – чувство любви или ущемленное самолюбие? Трудно сказать, однако, на мой взгляд, в стихотворении все же преобладает теплая и дружеская интонация. Герой хочет показать, что видит в героине скорее доброго друга, способного отвлечь его от горестных мыслей и суеты бренного мира: Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить.

Стихотворений состоит из трех строф, планомерно развивающих авторскую мысль. Зачин — героя не было даже намека на чувство к героине. Развитие темы — предстоящая разлука выявила его привязанность к девушке. Вывод — это не любовь, а скорее, дружеская привязанность, которая способна утешить лирического героя, страдающего в этом мире.

Художественный строй стихотворения основывается на метафорах:«не слыхал в груди огня», «разлуки первый звук», «предвестник мук», «блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить».

По жанру стихотворение представляет собой обращение, поэтому оно построено как диалог, что придает ему живости и эмоциональности. В плане синтаксиса это выражается в наличие вопросительных и восклицательных предложений (вторая строфа), в лексических повторах («Нет, нет, он не предвестник мук»; «Однако же хоть день, хоть час»). С фонетической точки зрения в произведении наблюдаются аллитерации: повторы звонких согласных, например («разлуки первый звук»).

Стихотворение создано с помощью перекрестной рифмовки, с преобладанием точных мужских рифм. Оно написано четырехстопным хореем с пиррихиями и спондеями.

Таким образом, «К Сушковой» — высокохудожественное произведение юного Лермонтова, написанное в жанре обращения. Несмотря на то, что оно было создано шестнадцатилетним юношей, стихотворение содержит в себе основные черты стиля великого русского поэта.

анализ стихотворения разлука пушкин

1)выразительно-избразительные средства языка 2)лексика (антонимы, синонимы) 3)синтаксис (указать виды предложений) 4)размер 5)каким настроением проникнуто стихотворение очень срочно, спасибо заранее

Это стихотворение обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру и в первой редакции так и называлось — \»К Кюхельбекеру\», но впоследствии автор сочинение с изменил название. Написано стихотворение было в последние дни совместной жизни в лицее. Сҭихотворение состоиҭ из одной строфы в восемнадцать строк. В них звучиҭ возвышенная нота (\»Прошли лета соединенья. \») В первых строках автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом, затем от чистого сердца желает Кюхельбекеру блага, а в конце заверяет его в своей преданности и верности. Вообще, стихотворение проникнуто дружбой и искренностью. Основная идея заключается в том, что автор обещает сохранить дружбу и после разлуки, после окончания Лицея: \»Где б ни был я. святому братству верен я\». Лирическим героем является сам автор. Пушкин в этом стихотворении использует различные метафоры: Моим стихам внимает наш пенат. \»Пенатом\» Пушкин называет Лицей, который стал для него вторым домом, родным для сердца местом. \»Прошли лета соединенья, \» — так пишет автор о годах, проведенных в стенах Лицея. Оҭделывая стихотворение весной 1825 г. перед публикацией, Пушкин, среди исправлений художественного порядка, сделал одно существенное смысловое изменение; в стихах: Не разлучайся, милый друг, С форҭуной, дружеством и Фебом — поэҭ иправил второй стих: С свободою и Фебом. Феб — древнегреческий бог-покровитель искусств. Пушкин завещает своему другу не предавать идеалов молодости, оставаться свободным и верным искусству. Святому братству верен я. Под \»святым братством\» поэҭ подразумевает дружбу, связывавшую Пушкина с Кюхельбекером. Также использовано олицетворение: И дни ҭвои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой ҭишине. Автор желает своему другу спокойной и счастливой жизни. \»Разлука\» написана четырехстопным ямбом, перекрестные и охватные рифмы чередуюҭся.

nata thapko

Ученик (145) 1 год назад

Это стихотворение обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру и в первой редакции так и называлось — \»К Кюхельбекеру\», но впоследствии автор сочинение с изменил название. Написано стихотворение было в последние дни совместной жизни в лицее. Стихотворение состоит из одной строфы в восемнадцать строк. В них звучит возвышенная нота (\»Прошли лета соединенья. \») В первых строках автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом, затем от чистого сердца желает Кюхельбекеру блага, а в конце заверяет его в своей преданности и верности. Вообще, стихотворение проникнуто дружбой и искренностью. Основная идея заключается в том, что поэт обещает сохранить дружбу и после разлуки, после окончания Лицея: \»Где б ни был я. святому братству верен я\». Лирическим героем является сам автор. Пушкин в этом стихотворении использует различные метафоры: Моим стихам внимает наш пенат. \»Пенатом\» Пушкин называет Лицей, который стал для него вторым домом, родным для сердца местом. \»Прошли лета соединенья, \» — так пишет поэт о годах, проведенных в стенах Лицея. Отделывая стихотворение весной 1825 г. перед публикацией, Пушкин, среди исправлений художественного порядка, сделал одно существенное смысловое изменение; в стихах: Не разлучайся, милый друг, С фортуной, дружеством и Фебом — поэт иправил второй стих: С свободою и Фебом. Феб — древнегреческий бог-покровитель искусств. Пушкин завещает своему другу не предавать идеалов молодости, оставаться свободным и верным искусству. Святому братству верен я. Под \»святым братством\» поэт подразумевает дружбу, связывавшую Пушкина с Кюхельбекером. Также использовано олицетворение: И дни твои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой тишине. Автор желает своему другу спокойной и счастливой жизни. \»Разлука\» написана четырехстопным ямбом, перекрестные и охватные рифмы чередуются.

«К Сушковой» М.Лермонтов

«К Сушковой» М.Лермонтов

Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор — Не билось сердце у меня.

И что ж?- разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук;

Я не люблю — зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть час Еще желал бы здесь пробыть, Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить.

Анализ стихотворения Лермонтова «К Сушковой»

В доме своей московской кузины Верещагиной юный автор был представлен ее подруге, Екатерине Сушковой. Стройная темноволосая девушка стала первым адресатом любовной лирики поэта. Время расцвета «сушковского цикла» — летние месяцы 1830 г. которые поэт провел в имении Середниково вместе с кузиной. Веселая и бойкая красавица Сушкова, жившая по соседству, часто навещала своих приятелей.

Стилистика стихотворения, посвященного черноокой возлюбленной, соответствует особенностям романтической традиции. Лирический герой прибегает к возвышенным определениям, верным приметам популярного художественного стиля: «груди огонь», «прелестный взор», «чудные глаза», «души тревоги».

Действуя в рамках канонов, автор не ограничивается разработанными сюжетами. Он привносит в лирическое произведение нотки психологизма. Стремясь точно передать смутные предчувствия, юный поэт определяет тему поэтического текста — зарождение любви.

Посвящение, ставшее заглавием, диктует особенности формы произведения — обращение к лирическому «ты», женскому образу. Облик героини лишен конкретики за исключением единственной детали — блеска глаз, притягательного и пленяющего.

Лирический субъект разделяет художественное пространство на два участка: момент ушедший, до разлуки, и момент сегодняшний, после расставания. В начальной строфе конкретизируются ощущения, которые были испытаны в прошлом. Общение с героиней не нарушало душевного спокойствия, граничащего с безразличием.

Во втором катрене представлена ситуация дня сегодняшнего: в сердце героя зародились волнение и беспокойство. Странные новые чувства пока нельзя назвать определенно, поэтому герой отрицает свою влюбленность, не возводя неясные ощущения в ранг «мук». Эмоциональные движения, получающие общую характеристику «души тревог», переданы при помощи риторического вопроса и восклицания.

Пожелание героя составляет содержание финальной строфы: здесь воображается модель будущего, которое принесло бы комфорт внутреннему миру. Лексическая анафора «хоть» подчеркивает стремление быть рядом с героиней.

Романтичность, возвышенность и чуткость к перемене состояния сближают лирическое «я» стихотворения с характерными чертами образа лермонтовского героя. Тема юной зарождающейся любви пока не отягощается мотивами непонимания, страдания, обмана.

Анализ стихотворения Лермонтова “Разлука

Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл “мучительной” и “бессмысленной”. В последствии он так

и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.

Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием “Разлука” датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем

И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение,

адресованное Сабурову, автор начинает со строк: “Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал”. Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.

Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: “Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты”. Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: “Вечную разлуку трепеща вижу пред собой”. В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение, потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.

Анализ стихотворения Лермонтова Разлука

История создания элегии «Разлука», написанной в 1830 году,  обоснована  рядом интересных причин, связанных  с дружбой между М.Ю.Лермонтовым и Сабуровым. Стихотворение проникнуто грустными мотивами, что говорит о прекращении общения между бывшими верными друзьями, о проявлении  сожаления и напряженного , искреннего  переживания  лирического героя перед другом и одновременно наставником. Из-за случайного раскрытия сердечного секрета он просит истинное прощение ,которое вкладывает в послание.

Автор, поднимает  в своём произведении актуальные в наше время темы, такие как дружба, заканчивающаяся тяжёлым расставанием, ощущение внутренних переживаний, мучающих лирического героя, пытавшегося искупить вину своими печальным и честными строками: « Я виноват перед тобою / цену услуг твоих не знал». Все  строфы  наполнены отчаянием и горестью расставания с лучшим другом, который приходился учителем для героя. Он раскаивается и жалеет, что  лучший друг прервал с ним связи холодно и равнодушно, словно как враги. Негативное завершение дружеских отношений вызывает в ранимой душе поэтического персонажа страдания и мучения, происходит внутренняя совестливая борьба.

Композиция стихотворения значит важную роль, потому что она служит раскрытию и воплощению художественных замыслов писателя. В элегии поэта раскрывается взволнованное состояние, так как он использует повторы слова «чужой», усиливающие тоску, обращение «ты», которое прибавляет насыщенности общему произведению. С помощью восклицательных «Свершилось!» и вопросительных «…холодной гордости твоей?»  предложений повышается выразительность ощущаемого печального пафоса.  Элегия примерно разделена на три условные части. В первой смысловой части описывается трудное душевное состояние героя, готового променять важные собственные мечты на  прощение друга, жертвуя личными ценностями, значит он  дорожит приятелем, проявляя благородность и гуманизм: «Готов был, ставши на колени/ Проступком называть мечты».  Далее изображается разочарование персонажа и его грустная искренняя исповедь, где он испытывает сильное расстройство и нервозность от происходящей разлуки, не понимая безразличного отвержения близкого друга. Финал же звучит не таким трагичным и мрачным, как прошлые, так как лирический герой с чистой душой желает прекрасного светлого будущего, пытаясь загладить вину, а также беспокоится о его настроении и психологическом комфорте.

Разлука
Сейчас читают:

  • История создания поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

    Согласно историческим свидетельствам, переписке поэта и воспоминаниям его друзей, желание написать поэму «Мцыри» возникает у М.Ю. Лермонтова после его первой ссылки, куда он был сослан после того, как в свет вышло его стихотворение «Смерть поэта,

  • Сочинение Мой характер 9 класс ОГЭ 15.3

    Я считаю, что сразу вот так рассказать «какой у тебя характер» очень сложно, потому что человек сразу же начинает, так сказать «теряться». А вот что такое вообще «характер»? Это образ жизни, стиль поведения, а может твое обычное настроение?

  • Идеальное государство сочинение рассуждение

    Что такое идеальное государство? Однозначного ответа конечно же нет, ведь для каждого человека, безусловно государство в котором он живет, является самым лучшим по сравнению со всеми остальными. Ведь это его родина какая бы она не была

  • Сочинение Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок

    Для жизни любого организма необходимо совсем чуть-чуть, для человека немного больше. Людям необходимы не только природные данные, но и материальные, а также духовные. Они помогают стать полноценной личностью в обществе и обрести счастье.

  • Сочинение по картине Маковского Ночлежный дом

    Картины Владимира Егоровича Маковского можно причислить к искусству передвижников. Его произведения характеризуются проявлением заботы и понимания, счастья и судьбы «маленького человека».

  • Символика пьесы Гроза Островского сочинение

    В этом знаменитом произведении автор применял образы – символы, которые заметно обогатили его. Символы пронизывают все произведение. Начать же рассмотрение символики все драмы следует с названия. Что означает слово «Гроза», и какой несет в себе символ.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Композиция

Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.

Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.

В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности «святому братству». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе. Стих написан разностопным ямбом, поэт применил все виды рифмовки в данном произведении.

Анализ стихотворения Лермонтова «Разлука»

Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл «мучительной» и «бессмысленной». В последствии он так и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.

Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием «Разлука» датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем

И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение, адресованное Сабурову, автор начинает со строк: «Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал»

Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.

Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: «Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты». Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: «Вечную разлуку трепеща вижу пред собой». В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение, потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: