Благодарность за отказ
По сути стихотворение является благодарностью Сушковой за отказ и получение первого печального опыта отвергнутого любовника.
Без смеха – уже хорошо, пусть пока страсть и отвергнута, а небольшое внимание к ухажеру притворно. Во второй строфе автор, по сути, признается в любви к девушке, но он не хочет, чтобы она в отношении его чувств ограничилась только благодарностью
Во второй строфе автор, по сути, признается в любви к девушке, но он не хочет, чтобы она в отношении его чувств ограничилась только благодарностью.
Лирический герой не желает стать одним из рабов сердца героини и получить за это благодарность, вместо язвительной укоризны, которая адресуется в адрес тех, кто отказался от рабства.
В финальном катрене герой благодарит девушку за отказ, ведь, как бы горек он не был, но он испытал в сердце радость любви.
Как показала история, Лермонтов в этот момент только вступал в бой за сердце Екатерины и получит в конце концов ответ «Да», пусть для этого и придется играть не по правилам своей чести, а по законам светского общества того времени.
Анализ стихотворения Я не унижусь перед тобою Лермонтова
Элегия «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), издана М.Ю.Лермонтовым 1832 г. Любовная лирика стояла на первом месте у поэта. В ту пору он был безумно, страстно влюблен в Наталью Иванову. Именно ей он посвятил данное произведение. В своем стихотворении он описывает чувства разочарования, о безответной любви, о предательстве девушки, которая не поверила в настоящие благородные, нежные чувства героя. Униженный и оскорбленный поэт, обвиняет свою возлюбленную в предательстве и лжи. Она ему все время врала и только напрасно давала надежду. Наталья постоянно меняла поклонников и практически не обращала внимания на поэта. Девушка разбила сердце лирика, он долго переживал по поводу разрыва отношений с Натальей.
Известно, что летом 1831 г. Поэт окончательно порвал все отношения с Натальей. После чего свет увидит новую пьесу «Странный человек». Написанная элегия «Я не унижусь пред тобой» была послана и бывшей возлюбленной лирика. Разочаровавшись в любви лирик, по-прежнему считает свою любимую самой лучшей. Пусть даже она его предала и предпочла кого то другого. Герой был гордый и свободолюбивый. Поэтому хоть и испытывал глубокие возвышенные чувства, не может и не хочет больше унижаться пере своей возлюбленной. Так же, как и А.С. Пушкин в своем знаменитом «Я Вас любил…», М.Ю. Лермонтов жаждет любимой отрады и удачи с другим ее возлюбленным.
В ее особе он винит всех женщин в неверности и легкомыслии. С огромной обидой герой спрашивает, как же можно доверять вам, если даже ангел изменил. Поэта постигло разочарование во всех красавиц мира. После разбитой безответной любви он становится холодным и расчетливым. Увлекает женщин, для того чтоб жестоко предавать и обманывать их. Герой полагает, что он правильно поступает по отношению ко всем представительницам женского пола. И с гордость произносит: «Я не унижусь пред тобой…». Чтобы изобразить состояние, в котором находился герой, лирик, применяет любимый прием: духовного внутреннего состояния при помощи эпитетов, гипербол, метафор. Вся элегия написана без деления на строки, большое количество восклицательных предложений и риторических вопросов, один взволнованный монолог, который читается на одном дыхании.
После этой элегии лирик больше не когда не посвящал стихи Натальи. Запустение стало своеобычным местью за растерзанные грезы и мечты.
Прочитав элегию М.Ю. Лермонтова «К***», я полагаю это одно из экспансивных по настоящему открытых и искренних произведений выдающего произведения.
9, 10 класс кратко по плану
Лермонтов. Анализ стихотворения «К *** (Я не унижусь пред тобою)»
18 декабря 2009
Данное стихотворение напрямую связано с жизнью писателя, с его чувствами к любимой женщине. Эта женщина выступает в роли некого идеала, который так разочаровал поэта. Любовь была безответной, а глубокие лирические чувства унижены изменой любимой. Стихотворение датируется 1832 годом. Как и любой автор, Лермонтов описывает тему любви открыто, но в то же время драматично. И вообще, вся поэзия писателя пронизана глубоким чувством разочарования и одиночества, что и характерно для его творчества. Под строками «К» автор подразумевает Иванову Наталью Федоровну, которая оскорбила его чувства.
Автор считает, что она предала его и упрекает ее в том, что она была не верна по отношению к нему. Само название «Я не унижусь пред тобой» говорит за себя. Унижение — это своего рода лирические чувства поэта, на которые нет взаимного ответа. Но после того, как она выступает в роли кокетки, автор решает прервать любую связь с ней. Ему чуждо такое отношение с ее стороны. Это обижает его, оскорбляет его внутренний мир. Он посылает эти строки ей, чтоб донести то, что накопилось в сердце.
Автор больше не верит в нее. Он жалеет бесценно прожитые годы, которые посвятил ей. Из этих строк сразу видно, что автор не может вернуться к той жизни. Он больше никогда не поверит ей и ее словам. Он не хочется больше тратить свое время на нее, потому что она введет его в заблуждение.
Слишком много жизни Лермонтов потратил для нее. Автор так долго надеялся на взаимность, что силы иссякли. Ради ее улыбки он возненавидел целый мир. Здесь автор подчеркивает силу настоящей любви. Для такой любви ничто не чуждо! Лермонтов, как и Пушкин в своем стихотворении «Я вас любил…», желает счастья своей любимой. Но в отличие от Пушкина, он стремится к тому, чтоб отомстить за все страдания.
Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно,
У поэта накопилось зло на безответность и кокетство с ее стороны. В то же время автор одинок и печален. Только сожаление того, что неудача неизбежна вызывает в нем злость. Это стихотворение написано сплошным текстом, будто исповедь, крик души, отчаяния поэта. Мы здесь не видим четкого распределения на строфы. Читая стихотворения, мы не найдем в нем разделения. Читать его можно безостановочно.
С помощью сложных метафорических обращений, автор выражает свою внутреннюю грусть наиболее полно.
Это интересно: 61,§ 3, 4, конструктивизм
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.История создания – Стих написан в 1817 году и посвящен близкому другу поэта – Кюхельбекеру.
Тема стихотворения – Дружба.
Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.
Жанр – Дружеское послание.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.
Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы».
Эпитеты – «последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого».
Олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».
Композиционное своеобразие
В построении художественного текста можно условно выделить три части. Первая — начало стиха — выражение лирическим героем сожаления о том, что очень скоро придется попрощаться с милым его сердцу человеком. Персонаж с нотками боли и тоски вспоминает то время, когда он был рядом со своими друзьями, ему грустно от того, что очень скоро эти чудесные времена навсегда уйдут в прошлое.
Вторая часть представляет собой пожелания лирического героя своему другу. Вот что кажется для него самым значимым в жизни, вот что желает он родному человеку:
- любовь, которая ему самому пока неведома;
- счастье;
- свободу;
- возможность свободно заниматься творчеством.
Наконец, третья часть стихотворения — это уверение друга в том, что клятвы, возможно, юношеские и наивные, будут соблюдены. Несмотря на то, что «союз распался», его члены продолжат общение между собой, поскольку их связывает нечто большее, чем необходимость учиться в одном классе.
Кокетка и кавалер
Екатерина и Михаил познакомились у баронессы Александры Хюгель, когда поэту было 16, а девушке 18 лет и она уже была известной в светском обществе кокеткой. Вот что писала сама Сушкова о встрече с Лермонтовым:
Признания из уст юноши долго ждать не пришлось, но он получил холодный и несколько насмешливый отказ – зачем он был нужен красавице, за которой увивались косяки кавалеров?
Катеньке Лермонтов посвятил более 10 стихотворений (сушковский цикл), но на первом этапе не добился и толики взаимности.
Однако «жизнь с@ка ещё та», позже Михаил Юрьевич отомстил – когда Сушкова собиралась замуж за друга поэта Лопухина, то Лермонтов пригрозил Екатерине, что вызовет его на дуэль. Как результат – Лопухин вычеркнут из списка потенциальных мужей, а Михаил, наконец-то, добился признания в любви, пусть для этого и надо было ждать 4 года.
Анализ стихотворения Лермонтова «К Сушковой» (Вблизи тебя до этих пор)
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К Сушковой» было написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой – первой возлюбленной поэта. Известно, что любовь Лермонтова была безответной, имела продолжение – по прошествии некоторого времени – и закончилась для Сушковой довольно печально. Однако первый «этап» этого романа завершился грустно для самого Лермонтова – его юношеские чувства были безжалостно отвергнуты.
Думаю, поэт пишет стихотворение-обращение «К Сушковой», подводя своеобразный итог этой любовной истории По форме произведение легко и непринужденно. В нем герой беззаботно прощается с предметом своего увлечения: Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор Не билось сердце у меня. Однако он признается, что, при необходимости разлуки, почувствовал грусть и свою привязанность к девушке: Однако же хоть день, хоть час Еще желал бы здесь пробыть; Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить.
Однако это ни в коем случае не любовь! – предупреждает герой: Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю — зачем скрывать! Так ли это на самом деле? Зная автобиографический подтекст этого произведения, можно предположить, что беззаботность – это всего лишь маска. Вполне возможно, что лирический герой страдает и страдает сильно. Что является причиной его переживаний – чувство любви или ущемленное самолюбие? Трудно сказать, однако, на мой взгляд, в стихотворении все же преобладает теплая и дружеская интонация. Герой хочет показать, что видит в героине скорее доброго друга, способного отвлечь его от горестных мыслей и суеты бренного мира: Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить.
Стихотворений состоит из трех строф, планомерно развивающих авторскую мысль. Зачин — героя не было даже намека на чувство к героине. Развитие темы — предстоящая разлука выявила его привязанность к девушке. Вывод — это не любовь, а скорее, дружеская привязанность, которая способна утешить лирического героя, страдающего в этом мире.
Художественный строй стихотворения основывается на метафорах:«не слыхал в груди огня», «разлуки первый звук», «предвестник мук», «блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить».
По жанру стихотворение представляет собой обращение, поэтому оно построено как диалог, что придает ему живости и эмоциональности. В плане синтаксиса это выражается в наличие вопросительных и восклицательных предложений (вторая строфа), в лексических повторах («Нет, нет, он не предвестник мук»; «Однако же хоть день, хоть час»). С фонетической точки зрения в произведении наблюдаются аллитерации: повторы звонких согласных, например («разлуки первый звук»).
Стихотворение создано с помощью перекрестной рифмовки, с преобладанием точных мужских рифм. Оно написано четырехстопным хореем с пиррихиями и спондеями.
Таким образом, «К Сушковой» — высокохудожественное произведение юного Лермонтова, написанное в жанре обращения. Несмотря на то, что оно было создано шестнадцатилетним юношей, стихотворение содержит в себе основные черты стиля великого русского поэта.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес» Все творчество М.Ю.Лермонтова пронизано одиночеством и уединенностью. Произведение «Утес» было написано в конце творческого пути поэта, недолго до его трагической.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М. Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к.
- Анализ поэмы Лермонтова «Мцыри» Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был.
- Краткое содержание «Бородино» Лермонтова «Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел.
- Анализ стихотворения Лермонтова «Валерик» Несмотря ни на что Лермонтов все же связал свою карьеру со службой Отечеству. Бросив университет, он отдавал свой долг службе.
- Анализ стихотворения Тургенева «Голуби» Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «К Сушковой» (Вблизи тебя до этих пор)
Жанр, композиция, тропы и рифма
Стихотворение написано ямбом в жанре любовной лирики и имеет последовательное развитие композиции в границах четырех катренов.
Рифмовка кольцевая (призна́нье – приняла́ – поняла́ – внима́нье) с женскими и мужскими рифмами.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (притворное вниманье, чудный взор, язвительная и жестокая укоризна).
- Метафоры (печальная толпа рабов, взор убьет, цвет жизни).
- Инверсия (в сердце возродила ты).
Отметим также пятикратное повторение глагола «Благодарю!», за которым следует восклицание, что показывает эмоциональность лирического героя.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор»)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «К Сушковой» было написано в 1830 году и посвящено Екатерине Сушковой – первой возлюбленной поэта. Известно, что любовь Лермонтова была безответной, имела продолжение – по прошествии некоторого времени – и закончилась для Сушковой довольно печально. Однако первый «этап» этого романа завершился грустно для самого Лермонтова – его юношеские чувства были безжалостно отвергнуты. Думаю, поэт пишет стихотворение-обращение «К Сушковой», подводя своеобразный итог этой любовной истории По форме произведение легко и непринужденно. В нем герой беззаботно прощается с предметом своего увлечения: Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор Не билось сердце у меня. Однако он признается, что, при необходимости разлуки, почувствовал грусть и свою привязанность к девушке: Однако же хоть день, хоть час Еще желал бы здесь пробыть; Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить. Однако это ни в коем случае не любовь! – предупреждает герой: Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю — зачем скрывать! Так ли это на самом деле? Зная автобиографический подтекст этого произведения, можно предположить, что беззаботность – это всего лишь маска. Вполне возможно, что лирический герой страдает и страдает сильно. Что является причиной его переживаний – чувство любви или ущемленное самолюбие? Трудно сказать, однако, на мой взгляд, в стихотворении все же преобладает теплая и дружеская интонация. Герой хочет показать, что видит в героине скорее доброго друга, способного отвлечь его от горестных мыслей и суеты бренного мира: Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить. Стихотворений состоит из трех строф, планомерно развивающих авторскую мысль. Зачин — героя не было даже намека на чувство к героине. Развитие темы — предстоящая разлука выявила его привязанность к девушке. Вывод — это не любовь, а скорее, дружеская привязанность, которая способна утешить лирического героя, страдающего в этом мире. Художественный строй стихотворения основывается на метафорах:«не слыхал в груди огня», «разлуки первый звук», «предвестник мук», «блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить». По жанру стихотворение представляет собой обращение, поэтому оно построено как диалог, что придает ему живости и эмоциональности. В плане синтаксиса это выражается в наличие вопросительных и восклицательных предложений (вторая строфа), в лексических повторах («Нет, нет, он не предвестник мук»; «Однако же хоть день, хоть час…»). С фонетической точки зрения в произведении наблюдаются аллитерации: повторы звонких согласных, например («разлуки первый звук»). Стихотворение создано с помощью перекрестной рифмовки, с преобладанием точных мужских рифм. Оно написано четырехстопным хореем с пиррихиями и спондеями. Таким образом, «К Сушковой» — высокохудожественное произведение юного Лермонтова, написанное в жанре обращения. Несмотря на то, что оно было создано шестнадцатилетним юношей, стихотворение содержит в себе основные черты стиля великого русского поэта.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
История создания
Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел дружбу со многими интересными талантливыми личностями.
Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».
Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.
«К Сушковой» М.Лермонтов
«К Сушковой» М.Лермонтов
Вблизи тебя до этих пор Я не слыхал в груди огня. Встречал ли твой прелестный взор — Не билось сердце у меня.
И что ж?- разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук;
Я не люблю — зачем скрывать!
Однако же хоть день, хоть час Еще желал бы здесь пробыть, Чтоб блеском этих чудных глаз Души тревоги усмирить.
Анализ стихотворения Лермонтова «К Сушковой»
В доме своей московской кузины Верещагиной юный автор был представлен ее подруге, Екатерине Сушковой. Стройная темноволосая девушка стала первым адресатом любовной лирики поэта. Время расцвета «сушковского цикла» — летние месяцы 1830 г. которые поэт провел в имении Середниково вместе с кузиной. Веселая и бойкая красавица Сушкова, жившая по соседству, часто навещала своих приятелей.
Стилистика стихотворения, посвященного черноокой возлюбленной, соответствует особенностям романтической традиции. Лирический герой прибегает к возвышенным определениям, верным приметам популярного художественного стиля: «груди огонь», «прелестный взор», «чудные глаза», «души тревоги».
Действуя в рамках канонов, автор не ограничивается разработанными сюжетами. Он привносит в лирическое произведение нотки психологизма. Стремясь точно передать смутные предчувствия, юный поэт определяет тему поэтического текста — зарождение любви.
Посвящение, ставшее заглавием, диктует особенности формы произведения — обращение к лирическому «ты», женскому образу. Облик героини лишен конкретики за исключением единственной детали — блеска глаз, притягательного и пленяющего.
Лирический субъект разделяет художественное пространство на два участка: момент ушедший, до разлуки, и момент сегодняшний, после расставания. В начальной строфе конкретизируются ощущения, которые были испытаны в прошлом. Общение с героиней не нарушало душевного спокойствия, граничащего с безразличием.
Во втором катрене представлена ситуация дня сегодняшнего: в сердце героя зародились волнение и беспокойство. Странные новые чувства пока нельзя назвать определенно, поэтому герой отрицает свою влюбленность, не возводя неясные ощущения в ранг «мук». Эмоциональные движения, получающие общую характеристику «души тревог», переданы при помощи риторического вопроса и восклицания.
Пожелание героя составляет содержание финальной строфы: здесь воображается модель будущего, которое принесло бы комфорт внутреннему миру. Лексическая анафора «хоть» подчеркивает стремление быть рядом с героиней.
Романтичность, возвышенность и чуткость к перемене состояния сближают лирическое «я» стихотворения с характерными чертами образа лермонтовского героя. Тема юной зарождающейся любви пока не отягощается мотивами непонимания, страдания, обмана.
М. Ю. Лермонтов — Сушковский цикл стихов
М. Ю. Лермонтов — Сушковский цикл стихов
Сушковский цикл, утвердившееся в лермонтоведении название группы стихотворений 1830 года, отразивших юношескую влюбленность Лермонтова в Екатерину Александрвну Сушкову. В отличие от ивановского цикла, Сушковский цикл обладает известной определенностью: о Сушковой, о встречах с нею Лермонтова и стихах, написанных по этому поводу, известно из разных источников, в том числе из воспоминаний самой Сушковой. К Сушковсокму циклу принято относить стихотворения:
а также с большой степенью вероятности
Необходимо учитывать и возможность переадресовки Лермонтовым тех или иных стихотворений 1830—1831 гг.
Сушковский цикл — лирический дневник юноши Лермонтова; несмотря на традиционную романтическую стилистику, стихи цикла (особенно первые два) отличаются психологической точностью и конкретностью: зарождение чувства, которое сам поэт еще не решается назвать любовью:
«И что ж? — разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю — зачем скрывать!»,
и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделенной любви. Биографическая конкретность проникает и в самую поэтическую стилистику — «притворное вниманье», «острота речей», насмешка и «презренье» — все это, вплоть до романтического клише, — «чудный взор», «блеск чудных глаз» (Сушкову называли черноокой красавицей), отражает реальную ситуацию отношений Лермонтова и Сушковой.
Хотя в стихах Сушковского цикла уже вырисовываются черты образа лирического героя (каким он сложится в дальнейшем в поэзии Лермонтова ) с его разочарованностью, обманутыми надеждами, бессменными «тревогами души», в целом он не выходит за рамки любовной темы; однако сам образ любви-страдания как абсолютного и исключительного по силе чувства («Такой любви нельзя не верить») пройдет через всю лирику Лермонтова. Отвергнутая любовь несет герою разочарование во всех ценностях — и земных и небесных:
«Чем успокоишь жизнь мою, Когда уж обратила в прах Мои надежды в сем краю, А может быть и в небесах. »
Но и к неразделенной любви Лермонтов предъявляет абсолютные критерии, предпочитая светской благосклонности определенность, «чистоту» безответности («Благодарю!»). Отсюда — из стремления исчерпать, дойти до конца в крушении своих надежд, своей «оставленности» всеми в мире — поражающее читателя парадоксальное желание увидеть «труп» возлюбленной, при том, что ее «взор» — единственное «блаженство» героя («Прости, мой друг. »).
Через многие стихи Сушковского цикла проходит мотив неистребимости первого чувства, не вытесняемого и новыми увлечениями: «Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней» («У ног других не забывал»). Именно в Сушковском цикле поэт дает знаменательное для его творчества определение памяти как «демона-властелина».
По сравнению с непримиримо обвиняющим тоном стихов ивановского цикла в Сушковском цикле упреки в безответности возлюбленной и непонимании ею героя выражены в смягченной форме, что м. б. объяснено биографически (Сушкова была равнодушна — и не скрывала этого — к Лермонтову, когда создавались обращенные к ней стихи, но внимательно относилась к его поэтическим опытам). В стихотворение «Нищий» (написано после пребывания Лермонтова и Сушковой в Троице-Сергиевой лавре) на основе конкретных реалий поэт создал символически обобщенный образ душевного равнодушия, человеческой «глухоты».
Важная особенность стихов Сушковского цикла в том, что их написание совпало с открытием Лермонтова поэзии Дж. Байрона. Многие мотивы цикла — неразделенной любви, памяти, разлуки, смерти и др. — представляют собой поэтические реминисценции из его стихов. Однако связь с английским поэтом далеко превосходит сферу обычных литературных влияний. По убедительному предположению современных исследователей, «огромный Байрон», с которым Лермонтов, как свидетельствуют многие современники, не разлучался, был биографией Байрона, написанной Т. Муром. И свой собственный жизненный опыт Лермонтов интерпретировал в то время сквозь призму судьбы (а не только поэзии) Байрона, стремясь найти сходство в своей жизни с его жизнью и нередко формируя свое поведение и эмоциональное восприятие по образу и подобию английского поэта. Такого рода настроения, связанные с особой, оплаченной самой жизнью, «игрой под Байрона», лежат в основе многих лирических ситуаций и мотивов стихов Сушковского цикла.
История создания
Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел службу со многими интересными талантливыми личностями.
Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».
Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.
М. Ю. Лермонтов — Сушковский цикл стихов
М. Ю. Лермонтов — Сушковский цикл стихов
Сушковский цикл, утвердившееся в лермонтоведении название группы стихотворений 1830 года, отразивших юношескую влюбленность Лермонтова в Екатерину Александрвну Сушкову. В отличие от ивановского цикла, Сушковский цикл обладает известной определенностью: о Сушковой, о встречах с нею Лермонтова и стихах, написанных по этому поводу, известно из разных источников, в том числе из воспоминаний самой Сушковой. К Сушковсокму циклу принято относить стихотворения:
а также с большой степенью вероятности
Необходимо учитывать и возможность переадресовки Лермонтовым тех или иных стихотворений 1830—1831 гг.
Сушковский цикл — лирический дневник юноши Лермонтова; несмотря на традиционную романтическую стилистику, стихи цикла (особенно первые два) отличаются психологической точностью и конкретностью: зарождение чувства, которое сам поэт еще не решается назвать любовью:
«И что ж? — разлуки первый звук Меня заставил трепетать; Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю — зачем скрывать!»,
и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделенной любви. Биографическая конкретность проникает и в самую поэтическую стилистику — «притворное вниманье», «острота речей», насмешка и «презренье» — все это, вплоть до романтического клише, — «чудный взор», «блеск чудных глаз» (Сушкову называли черноокой красавицей), отражает реальную ситуацию отношений Лермонтова и Сушковой.
Хотя в стихах Сушковского цикла уже вырисовываются черты образа лирического героя (каким он сложится в дальнейшем в поэзии Лермонтова ) с его разочарованностью, обманутыми надеждами, бессменными «тревогами души», в целом он не выходит за рамки любовной темы; однако сам образ любви-страдания как абсолютного и исключительного по силе чувства («Такой любви нельзя не верить») пройдет через всю лирику Лермонтова. Отвергнутая любовь несет герою разочарование во всех ценностях — и земных и небесных:
«Чем успокоишь жизнь мою, Когда уж обратила в прах Мои надежды в сем краю, А может быть и в небесах. »
Но и к неразделенной любви Лермонтов предъявляет абсолютные критерии, предпочитая светской благосклонности определенность, «чистоту» безответности («Благодарю!»). Отсюда — из стремления исчерпать, дойти до конца в крушении своих надежд, своей «оставленности» всеми в мире — поражающее читателя парадоксальное желание увидеть «труп» возлюбленной, при том, что ее «взор» — единственное «блаженство» героя («Прости, мой друг. »).
Через многие стихи Сушковского цикла проходит мотив неистребимости первого чувства, не вытесняемого и новыми увлечениями: «Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней» («У ног других не забывал»). Именно в Сушковском цикле поэт дает знаменательное для его творчества определение памяти как «демона-властелина».
По сравнению с непримиримо обвиняющим тоном стихов ивановского цикла в Сушковском цикле упреки в безответности возлюбленной и непонимании ею героя выражены в смягченной форме, что м. б. объяснено биографически (Сушкова была равнодушна — и не скрывала этого — к Лермонтову, когда создавались обращенные к ней стихи, но внимательно относилась к его поэтическим опытам). В стихотворение «Нищий» (написано после пребывания Лермонтова и Сушковой в Троице-Сергиевой лавре) на основе конкретных реалий поэт создал символически обобщенный образ душевного равнодушия, человеческой «глухоты».
Важная особенность стихов Сушковского цикла в том, что их написание совпало с открытием Лермонтова поэзии Дж. Байрона. Многие мотивы цикла — неразделенной любви, памяти, разлуки, смерти и др. — представляют собой поэтические реминисценции из его стихов. Однако связь с английским поэтом далеко превосходит сферу обычных литературных влияний. По убедительному предположению современных исследователей, «огромный Байрон», с которым Лермонтов, как свидетельствуют многие современники, не разлучался, был биографией Байрона, написанной Т. Муром. И свой собственный жизненный опыт Лермонтов интерпретировал в то время сквозь призму судьбы (а не только поэзии) Байрона, стремясь найти сходство в своей жизни с его жизнью и нередко формируя свое поведение и эмоциональное восприятие по образу и подобию английского поэта. Такого рода настроения, связанные с особой, оплаченной самой жизнью, «игрой под Байрона», лежат в основе многих лирических ситуаций и мотивов стихов Сушковского цикла.