«осыпаются астры в садах», анализ стихотворения бунина

Анализ стихотворения ивана бунина "рассвет" - бунин - анализ стихотворения - каталог статей

Текст

Осыпаются астры в садах,Стройный клен под окошком желтеет,И холодный туман на поляхЦелый день неподвижно белеет.Ближний лес затихает, и в немПоказалися всюду просветы,И красив он в уборе своем,Золотистой листвою одетый.Но под этой сквозною листвойВ этих чащах не слышно ни звука…Осень веет тоской,Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дниПо аллее, давно молчаливой,И с любовью и с грустью взгляниНа знакомые нивы.В тишине деревенских ночейИ в молчанье осенней полночиВспомни песни, что пел соловей,Вспомни летние ночиИ подумай, что годы идут,Что с весной, как минует ненастье,Нам они не вернутОбманувшего счастья…

1888 год.

Стихотворение «Осыпаются астры» относится к ранней лирике Ивана Бунина, оно написано в 1888 году, когда молодому поэту было всего 18 лет. Между тем в стихе видна уже рука мастера, пейзажные образы переданы нам с завидной реалистичностью, а тонкое вкрапление грустных ноток только дополняет букет ощущений при чтении строк.

Анализ стихотворения «Осень. Чаши леса» — по русскому языку и литературе

Бунин любил описывает пейзажи в своей лирике. Особенно выделяется одно из стихотворений, написанное в 1905 году. Оно посвящено осени. Первые его строки звучат так: «Осень, Чащи леса». Стихотворение написано трехстопныи хореем. Медленный темп стиха звучит, как медитация. Поэт в, лаконичной форме, высказывает свои философские мысли о проходящем и вечном на этой земле.

В пасмурную, осеннюю пору поэт-лирик решил прогуляться по лесу. Из-за характера погоды Бунин все на природе видит в белесых тонах: мох сухих болот, небо и даже озеро. Лес стоит пустой и голый. А все растения отцвели и завяли. Он вспоминает про красивые кувшинки и шафран, цветущие здесь красиво, летом. Судя по описанию, поэт рассказывает в своих стихах о поздней, сухой осени.

Но вот среди пустынного пейзажа он увидел серую ольху и невольно залюбовался ею. Она кажется ему красивой, среди пустынного леса. Небольшое, изящное, скромное дерево растет около воды. Мечтательному поэту кажется, что оно, как женщина, любуется в водную гладь, как в зеркало.

Но ольха уже тоже погрузилась в осенний сон, листья с нее опали. Вот поэт и говорит про деревце, что оно стоит в полусне.

Философ-поэт остановился у пейзажа с ольхой и замечтался. Он представляет, что вслед за осенью наступит зима, а затем весна. Лес снова начнет оживать. А ольха &???? это первое дерево, цветущее весной. Уже к концу осени у нее появляются небольшие, коричневые сережки. А к весне ствол у дерева засеребриться, и она выпустит свои уже цветущие сережки.

В этом стихотворении он размышляет, о том, что не все вечно в мире. Однолетние растения осенью погибают, а деревья только уходят в состояние покоя и весной опять оживают.

Видно, что поэт любит свою родную, скромную природу и даже в осеннем, пустом лесу находит для себя места, для любования ими. Бунин очень любил свою Родину. Любимым годом Бунина была именно осень. Мечтательные люди любят побродить в это время года по тихому пустынному лесу. Им никто не мешает предаваться их думам и сочинять стихи.

Полезный материал по теме:

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Помню – долгий зимний вечер.

История создания – Стихотворение написано в 1887 году.

Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.

Композиция – Произведение условно разделено на три основные части.

Жанр – Колыбельная песня.

Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрестной рифмовки.

Метафоры – «невнятный шум берез», «золотые волны ржи», «шепот ветра».

Эпитеты – «тихий», «невнятный», «полдневный летний».

Олицетворения – «буря плачет», «воет вьюга», «ходят волны».

Стихи про осень – Иван Бунин – Стихи для детей

Осень

Осень. Чащи леса. Мох сухих болот. Озеро белесо. Бледен небосвод. Отцвели кувшинки, И шафран отцвел. Выбиты тропинки, Лес и пуст, и гол. Только ты красива, Хоть давно суха, В кочках у залива Старая ольха. Женственно глядишься В воду в полусне – И засеребришься

Прежде всех к весне.

Октябрьский рассвет

Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится,

Ветер шуршит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампада Меркнет, устало горя. В трепетный сумрак озябшего сада Льется со степи волнами прохлада…

Медленно рдеет заря.

Как печально, как скоро померкла

Как печально, как скоро померкла На закате заря! Погляди: Уж за ближней межою по жнивью

Ничего не видать впереди.

Далеко по широкой равнине Сумрак ночи осенней разлит; Лишь на западе сумрачно-алом

Силуэты чуть видны ракит.

И ни звука! И сердце томится, Непонятною грустью полно… Оттого ль, что ночлег мой далеко,

Оттого ли, что в поле темно?

Оттого ли, что близкая осень Веет чем-то знакомым, родным — Молчаливою грустью деревни

И безлюдьем степным?

Шумели листья, облетая

Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая

Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, — беспечной шуткой Смятенье их казалось мне: Под гул и шорох пляски жуткой

Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным Кружиться по лесу, кричать — И каждый медный лист встречать

Восторгом радостно-безумным!

Осыпаются астры в садах

Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука… Осень веет тоской,

Осень веет разлукой!

Поброди же в последние дни По аллее, давно молчаливой, И с любовью и с грустью взгляни

На знакомые нивы.

Обманувшего счастья…

Еще от дома на дворе

Еще от дома на дворе Синеют утренние тени, И под навесами строений Трава в холодном серебре; Но уж сияет яркий зной, Давно топор стучит в сарае, И голубей пугливых стаи Сверкают снежной белизной. С зари кукушка за рекою Кукует звучно вдалеке, И в молодом березняке Грибами пахнет и листвою. На солнце светлая река Трепещет радостно, смеется, И гулко в роще отдается

Над нею ладный стук валька.

Не видно птиц. Покорно чахнет…

Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет тёмная листва. А в поле ветер.

День холодный Угрюм и свеж — и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень. И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

В полях сухие стебли кукурузы

В полях сухие стебли кукурузы, Следы колес и блеклая ботва. В холодном море — бледные медузы

И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем На темный берег. В море — летаргия

Во всем великом таинстве своем.

«Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный Туманный блеск…» Ни неба, ни земли. Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной

Бездонно-фосфорической пыли.

(1

Анализ стихотворения Бунина Осень чащи леса



  • Иван Алексеевич Бунин – Первый снег
  • Иван Алексеевич Бунин – Октябрьский рассвет
  • Иван Алексеевич Бунин – Листопад
  • Иван Саввич Никитин – Встреча зимы
  • Иван Демьянов – Снежная баба
  • Андрей Парошин – Подарки деда Мороза
  • Ирина Гурина – “Скоро скоро Новый год. “
  • Ольга Чусовитина – Когда Новый год
  • Елена Григорьева – Новогодняя ночь
  • Виталий Татаринов – Скоро новый год

Предлагаем вам красивые осенние стихи И.Бунина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Бунина про осень. а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.Короткие стихи про осень Бунина помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года осень.

Иван Бунин – В полях сухие стебли кукурузы

В полях сухие стебли кукурузы, Следы колес и блеклая ботва. В холодном море — бледные медузы

И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем На темный берег. В море — летаргия

Во всем великом таинстве своем.

«Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный Туманный блеск. » Ни неба, ни земли. Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной

Бездонно-фосфорической пыли.

Иван Бунин – Ветер осенний в лесах подымается

В бешеной пляске несет.

Только замрет, припадет и послушает, – Снова взмахнет, а за ним Лес загудит, затрепещет, – и сыплются

Листья дождем золотым.

Веет зимою, морозными вьюгами, Тучи плывут в небесах. Пусть же погибнет все мертвое, слабое

И возвратится во прах!

Зимние вьюги – предтечи весенние, Зимние вьюги должны Похоронить под снегами холодными

Мертвых к приходу весны.

Сок животворных корней.

Жизнь зарождается в мраке таинственном. Радость и гибель ея Служат нетленному и неизменному –

Вечной красе Бытия!

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Вечер» прослеживается определенная тематика:

  1. Основная тема — счастье . Автор дает описание теплого осеннего дня, показывает красоту природы, в которую герой вглядывается через открытое окно дома. Все это рождает в нем чувство истинного счастья. Он осознает, что люди часто не замечают его, хотя оно разлито в красоте природы, уединении с книгой, думах о высоком.
  2. Природа . Бунин описывает красоту осеннего сада, теплого света, сияющего облака. В них он находит лишний повод для радости жизни, ведь его окружает прелесть, таящая в себе наслаждение для человека, знающего и умеющего чувствовать.
  3. Внутренний мир . Часто человек ищет счастье внешнее, обусловленное обстоятельствами, однако истинная радость жизни всегда пребывает в нем самом. В нашей душе есть источник горя и наслаждения, не зависящий напрямую от того, что с нами происходит.
  4. Главную проблему произведения автор обозначает еще в первой части стихотворения – это проблема призрачности счастья. Мы не замечаем его и не способны ловить красоту мимолетных мгновений.
  5. Настроение стихотворения — светлая и спокойная радость от осознания того, что поиски счастья приводят человека в глубины его души, где всегда найдется сила для нового дня.

«Рассвет», анализ стихотворения Блока

Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в сборник «За гранью прошлых дней». Анализ этого стихотворения поможет определить и понять мировоззрение, настроение поэта на тот момент жизни и творчества.

Стихотворение «Рассвет» — это романтическая поэзия, чистая лирика, где-то даже торжественная молитва. В нём чётко прослеживается обострённое мироощущение автора, идея «двоемирия» — противопоставление земли и неба, материального и духовного.

Поэт учит красоте окружающего мира, чистоте и возвышенности чувств. Лирический герой соприкасается с тайной бога и верит в возможность проникновения за пределы живого. Он верит в воплощение идеального в земную действительность, считает возможным соприкосновение иной и реальной жизни. Здесь имеет место мистический романтизм, свойственный А.Блоку в данный творческий период.

Тонкой невидимой нитью проходит тема грядущих событий первой русской революции 1905-1907 гг. Стихотворение носит позитивный характер, заставляет поверить в лучшее. Даже само название «Рассвет» — это ожидание чего-то светлого, нового, надежда на будущее. Руки, поднятые к небу, молящаяся женщина, белые голуби, золотящие крыльями пасмурные крыши — всё это символизирует мир и веру в будущее.

Поэт сплетает строку в музыкальный, мелодичный слог, прекрасно работает со словом.

Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Автор активно использует эпитеты, которые придают лёгкость и эмоциональность: «торжественные звуки», «послушным голубям», «пасмурные крыши», «шар огромный», «красной тишине». Используя такие метафоры, как «по воздуху неслись звуки», «крылами стали золотить», «шар плывущий», поэт наполняет произведение особым смыслом, активностью, что позволяет передать основные мотивы.

Также используется ещё один художественный троп — олицетворение. Звуки и шар в сознании А.Блока — живые. Неживые понятия принимают своеобразную окраску, делают мир светлым и радостным.

Это стихотворение простое и настоящее, как и поэт, написавший его.

Также ознакомьтесь с анализом других стихотворений Александра Александровича:

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
  • «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
  • «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Осенний день», анализ стихотворения Блока
  • «В ресторане», анализ стихотворения Блока
  • «Скифы», анализ стихотворения Блока
  • «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока
  • «Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока

По произведению: «Рассвет»

По писателю: Блок Александр Александрович

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух равных частей, представляющих собой три катрена каждая. Таким образом, в стихотворении 6 строф. Первые 3 строфы – описание осенней природы. В первой строфе лирический герой наблюдает осеннюю природу деревни: цветы в садах, клёны у окошка, поля за домами.

Во второй строфе лирический герой достигает (мысленно или реально) ближнего леса, осматривает его. В третьей строфе человек входит под лесную сень и настраивается на философский лад. Появляются созвучные осеннему настроению мотивы тоски и разлуки. Стихотворение могло бы быть закончено и после третьей строфы, но ощущается некоторая недосказанность, заявление новой темы. Удивителен восклицательный знак в конце первой строфы. Это мысленное восклицание лирического героя в чаще, где «не слышно ни звука», своеобразный крик души.

Неизвестно, к кому обращена вторая часть стихотворения. Чаще всего в случаях, когда адресат не назван, Бунин обращается к самому себе. Это обращение во внутренний мир, к лирическому герою стихотворения. По последним строкам первой и второй части можно сделать предположение, что лирический герой обращается к женщине, с которой переживает разлуку, с которой был счастлив, но счастье его обмануло. Обращение к женщине подтверждается возникновением в предпоследней строчке местоимения «нам». Лирический герой готов к диалогу с невидимым собеседником (или собеседницей).

В пользу первой версии говорит первая строчка второй части. Последними днями Бунин называет, очевидно, дни перед отъездом лирического героя из деревни. В четвёртой строфе лирический герой как будто отправляется по собственным следам: осматривает аллеи и нивы, как в первой строфе. В пятой строфе путешествие в пространстве заменяется путешествием во времени: осенние ночи навевают мысль о летних, когда пел соловей.

Философская мысль, высказанная в последней строфе, в сущности, перекликается с высказыванием Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну реку». Осень сменится весной, но это будет уже другая весна, лирический герой не испытает былого счастья. К мысли об изменчивости присоединяется мысль о бренности существования, о быстро текущих годах.

Тема стихотворения: осень в природе навевает грустные мысли о конечности всего сущего. Основная мысль: былого не вернуть, и осень – время тихой грусти по ушедшему.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Листопад»

Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.

Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением.

В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок. Березы отливают золотом, листья кленов подернуты благородным багрянцем, а ели по-прежнему остаются зелеными, напоминая о том, что еще совсем недавно здесь царило Его Величество Лето. Однако в просветах уже виднеется голубое небо, а земля устилается разноцветным ковром из листьев, которые шуршат под ногами при каждом шаге.

Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. «Воздушной паутины ткани блестят, как сети серебра», — отмечает автор, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична.

Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти. Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.

«Застывшая красота» осени недолговечна, потому что вместе с теплом уходят и краски жизни. Облетевшие листья деревьев, улетающие на юг стаи птиц, белесый и враждебный туман по утрам – все эти характерные черты приближающейся зимы умеет подметить Бунин и переносит их в свои произведения. Он мысленно прощается с лесом, в котором уже «морозный светится пожар», и просит у него прощения за то, что невозможно повернуть время вспять и вернуть те теплые, солнечные деньки, которые будут согревать поэта холодной зимой в его воспоминаниях.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Гусар»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дары Терека»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Два сокола»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

Стихи про осень — Иван Бунин — Стихи для детей

· Опубликовано · Обновлено

Осень

Осень. Чащи леса. Мох сухих болот. Озеро белесо. Бледен небосвод. Отцвели кувшинки, И шафран отцвел. Выбиты тропинки, Лес и пуст, и гол. Только ты красива, Хоть давно суха, В кочках у залива Старая ольха. Женственно глядишься В воду в полусне – И засеребришься

Прежде всех к весне.

Октябрьский рассвет

Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится,

Ветер шуршит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампада Меркнет, устало горя. В трепетный сумрак озябшего сада Льется со степи волнами прохлада…

Медленно рдеет заря.

Как печально, как скоро померкла

  • Как печально, как скоро померкла На закате заря! Погляди: Уж за ближней межою по жнивью
  • Ничего не видать впереди.
  • Далеко по широкой равнине Сумрак ночи осенней разлит; Лишь на западе сумрачно-алом
  • Силуэты чуть видны ракит.
  • И ни звука! И сердце томится, Непонятною грустью полно… Оттого ль, что ночлег мой далеко,
  • Оттого ли, что в поле темно?
  • Оттого ли, что близкая осень Веет чем-то знакомым, родным — Молчаливою грустью деревни
  • И безлюдьем степным?

Шумели листья, облетая

  1. Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая
  2. Кружилась по ветру с листвой.
  3. А я был мал, — беспечной шуткой Смятенье их казалось мне: Под гул и шорох пляски жуткой
  4. Мне было весело вдвойне.
  5. Хотелось вместе с вихрем шумным Кружиться по лесу, кричать — И каждый медный лист встречать
  6. Восторгом радостно-безумным!

Осыпаются астры в садах

  • Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях
  • Целый день неподвижно белеет.
  • Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем,
  • Золотистой листвою одетый.
  • Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука… Осень веет тоской,
  • Осень веет разлукой!
  • Поброди же в последние дни По аллее, давно молчаливой, И с любовью и с грустью взгляни
  • На знакомые нивы.
  • В тишине деревенских ночей И в молчанье осенней полночи Вспомни песни, что пел соловей, Вспомни летние ночи И подумай, что годы идут, Что с весной, как минует ненастье, Нам они не вернут
  • Обманувшего счастья…

Еще от дома на дворе

Еще от дома на дворе Синеют утренние тени, И под навесами строений Трава в холодном серебре; Но уж сияет яркий зной, Давно топор стучит в сарае, И голубей пугливых стаи Сверкают снежной белизной. С зари кукушка за рекою Кукует звучно вдалеке, И в молодом березняке Грибами пахнет и листвою. На солнце светлая река Трепещет радостно, смеется, И гулко в роще отдается

Над нею ладный стук валька.

Не видно птиц. Покорно чахнет…

Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет тёмная листва. А в поле ветер.

День холодный Угрюм и свеж — и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень. И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

В полях сухие стебли кукурузы

В полях сухие стебли кукурузы, Следы колес и блеклая ботва. В холодном море — бледные медузы

И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем На темный берег. В море — летаргия

Во всем великом таинстве своем.

«Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный Туманный блеск…» Ни неба, ни земли. Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной

Бездонно-фосфорической пыли.

(1

История создания

Это стихотворение было создано в 1909 году. Это время можно назвать расцветом карьеры поэты: он получил престижную пушкинскую премию, обрел любовь в союзе со второй женой, много путешествовал. Публика, наконец, признала, что перед ней предстал зрелый литератор, достойный уважения.

Как говорил Бунин: «…у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания». Стихотворение «Вечер» — это не только пейзажное изображение, а также сплетение философских взглядов самого поэта. Иван Алексеевич впоследствие был вынужден покинуть Россию, но до конца своих дней возобновлял в памяти воспоминания о родине, воссоздавал образ России. В стихотворении он вспоминает те моменты, когда был по-настоящему проникнут счастьем, но не осознавал этого. Ирония судьбы заключается в том, что сам автор был счастлив именно в 1909 году, а после познал много горя и лишений, будучи эмигрантом.

Построение и рифмовка

Характеристика композиции стихотворения — важная часть его разбора. В произведении «Листопад» несколько смысловых частей:

  • красочное описание леса — расписного терема, в котором царствует осень;
  • изображение мрачных пейзажей в том виде, в каком они предстают незадолго до наступления холодов;
  • рассказ о том, как будет выглядеть природа зимой.

Произведение состоит из нескольких строф, в каждой из которых есть логическое завершение. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Структура представлена 7 четверостишиями и 2 двустишиями. В 1, 3 и 5 строфах присутствует чередование мужских и женских рифм. В 6, 8 и 9 строфах рифмовка кольцевая, а в 4, 7 и 2 — смежная. Критики отмечают напевность стихотворения и его фольклорную направленность.

Тропы и образы

Образы первой строфы создают эпитеты: стройный клён, холодный туман, ближний лес, золотая листва, сквозная листва, неподвижно белеет (наречный). Образы стихотворения традиционные для осеннего пейзажа: увядающие астры, желтеющий клён, туман на полях, лес в уборе (олицетворение), сквозная листва. Увядание природы создаёт образ осени как живого существа (олицетворение). Она веет тоской и разлукой (метафоры).

Первая строфа наполнена осенними красками: разноцветные цветы, жёлтый клён, золотистый лес, белый туман.

Эпитеты второй строфы посвящены описанию не осенней природы, а пространства и времени, пропущенного через призму человеческого сознания: последние дни, давно молчаливая аллея (метафорический эпитет), знакомые нивы, деревенские ночи, осенняя полночь, летние ночи, обманувшее счастье (метафорический эпитет). Существительные этой строфы тоже связаны с внутренним миром человека: любовь, грусть, тишина, молчанье, ночи, годы, счастье. Эти слова продолжают ряд эмоций, начинающийся в предыдущей части словами тоска и разлука. В антитезе осени и весны заключена идея стихотворения о быстротечности и бренности бытия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: