Анализ стихотворения аглаи шишковой «перед рассветом»

«рассвет» а. блок

Анализ стихотворения Блока «Рассвет»

Произведение 1903 г. вошло в число юношеских творений, которые были отредактированы автором в 1919 г. и напечатаны отдельной книгой «За гранью прошлых дней».

В зачине стихотворения обозначены движения лирического субъекта, своей неторопливостью и величавостью напоминающие молитвенный ритуал. Серьезность момента обусловлена событием, которое с восхищением встречает герой-романтик, – восходом солнца. Сначала он слышит «торжественные звуки», и лишь потом видит «багрянцем» одетое небо.

Центральную часть произведения занимает развернутое сравнение. Колористические и световые метаморфозы рождают в сознании героя динамическую зарисовку: женщина, направляющаяся в храм, кормит «послушных» голубей

Имеют важное значение детали, задействованные в опоэтизированной сцене – цветовой акцент «розовый» и колористические коннотации золотисто-желтого, присущие лексеме «зерно»

Образ голубей, «позаимствованный» из сравнения, плавно перетекает в пейзажную зарисовку. Герою важен цвет оперения птиц – белый. Именно такой оттенок появляется на небе, постепенно трансформируясь, вытягиваясь в «нить». Светлеющая высь наступает на «пасмурные крыши». Появляется следующая колористическая доминанта – «золотить», в контексте которой последний раз актуализируется деталь, связанная с образом голубей, – лексема «крылами».

Лирический герой отмечает преображение земного мира, которое вызвано влиянием небесных сил. Крыши домов кажутся необычно нарядными, позолоченными.

В финале еще раз обозначается позиция героя: он возвышается в высоком окне. Завершает картину рассвета великолепное явление солнца, метафорически уподобленного «шару огромному», который медленно движется в «красной тишине». Финальная катахреза, один из излюбленных приемов Блока, подчеркивает величественное звучание торжественного момента.

В художественном пространстве «Рассвета» опоэтизированное изображение начала дня сочетается с философско-мистическим планом. Последний организован под влиянием мировоззренческих установок Вл. Соловьева, оказавших сильное воздействие на раннюю блоковскую лирику. Приветствуя восходящее солнце, герой слагает восторженный гимн небесной возлюбленной, которая высвободилась из ночного плена. Ожидание долгожданной встречи придает стихотворному тексту «Рассвета» позитивные интонации и гармоничный колорит.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

На поле Куликовом

— 1 —

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь…

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

7 июня 1908 года

— 2 —

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:

Не вернуться, не взглянуть назад.

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень.

За рекой — поганая орда.

Светлый стяг над нашими полками

Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: «Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мёртвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

8 июня 1908 года

— 3 —

В ночь, когда Мамай залег с ордою

Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою, —

Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим,

Средь ночных полей,

Слышал я Твой голос сердцем вещим

В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась

Княжеская рать,

И вдали, вдали о стремя билась,

Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы

Реяли вдали.

А над Русью тихие зарницы

Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом

Угрожал бедой,

А Непрядва убралась туманом,

Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

14 июня 1908 года

— 4 —

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…

«Явись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

За ветром взывают мечи…

31 июля 1908 года

— 5 —

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

23 декабря 1908 года

*****

История создания

Стихотворение «О, весна, без конца и без краю…» было написано в сложный для поэта период – 24 октября 1907 года. В это время он находится на пороге «новой жизни»: его напряженные отношения с женой, Любовью Менделеевой, все больше и больше обостряются, она уже не скрывает свои интриги с Андреем Белым. Именно весной она уходит к лучшему другу поэта.

В течение определенного времени Блок начинает увлекаться актрисой Натальей Волоховой – именно она повлияла на создание нового цикла стихотворений «Заклятие огнем и мраком».

Но несмотря на то, что сердце поэта занято другой женщиной, он все равно возвращается к образу жены, которая его предала. В определенный период его жизни супруга все же вернется, и тогда он будет готов принять ее со всеми прошлыми обидами, что она ему причинила.

В момент написания стихотворения «О, весна, без конца и без краю…» поэт был в очень тяжелом состоянии – он еле справлялся с одолевавшими его мыслями о плохом. 29 октября, через несколько дней после создания стихотворения, в письме матери он пишет, что его стихи хорошие, но подлинной жизни у него нет, потому что жизнь и профессия несовместимы. Отношения с Любовью Менделеевой налаживаются – он даже знакомит двух женщин, но ни с одной из них не чувствует себя комфортно. Они обе живут полной жизнью, играют в театре, общаются с другими мужчинами. Блок остается одиноким.

Свой цикл стихов позднее, 14 ноября 1907 года, он вышлет В. Брюсову. В сопроводительном письме Блок отметил одну очень важную деталь: заглавия каждого стихотворения соединяются в единый текст, обладающий сквозным для цикла смыслом. В первых словах названий есть своя связь:

Этот метод, по предположениям критиков, может восходить к наследию Ф. Ницше.

На железной дороге

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая…

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно.

14 июня 1910 года

*****

Стиль стихотворения

Период романтики закончен, не за горами долгая супружеская жизнь, до которой остаётся всего шаг.

В стихотворении Блоком используется символизм, что свойственно его стилю. Золотое весло, белое платье, бледная краса – это очевидный символизм, с помощью которого Блок передаёт свои чувства и эмоции, шифруя их от других.

Стиль написания – трёхстопный дактиль, стихи читаются легко и быстро запоминаются, что делает их любимыми для многих почитателей поэта. Лично мне концовка «Мы встречались» напомнила есенинское «Сукин сын», хотя у Блока в строках больше романтизма и используется символизм, чуждый Есенину.

Стихотворение, безусловно, относится к золотому фонду русской поэзии, поэтому мимо него не стоит проходить.

Рефераты. Скачать реферат

Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в сборник «За гранью прошлых дней». Анализ этого стихотворения поможет определить и понять мировоззрение, настроение поэта на тот момент жизни и творчества.

Стихотворение «Рассвет» — это романтическая поэзия, чистая лирика, где-то даже торжественная молитва. В нём чётко прослеживается обострённое мироощущение автора, идея «двоемирия» — противопоставление земли и неба, материального и духовного.

Поэт учит красоте окружающего мира, чистоте и возвышенности чувств. Лирический герой соприкасается с тайной бога и верит в возможность проникновения за пределы живого. Он верит в воплощение идеального в земную действительность, считает возможным соприкосновение иной и реальной жизни. Здесь имеет место мистический романтизм, свойственный А.Блоку в данный творческий период.

Тонкой невидимой нитью проходит тема грядущих событий первой русской революции 1905-1907 гг. Стихотворение носит позитивный характер, заставляет поверить в лучшее. Даже само название «Рассвет» — это ожидание чего-то светлого, нового, надежда на будущее. Руки, поднятые к небу, молящаяся женщина, белые голуби, золотящие крыльями пасмурные крыши — всё это символизирует мир и веру в будущее.

Поэт сплетает строку в музыкальный, мелодичный слог, прекрасно работает со словом.

Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Автор активно использует эпитеты, которые придают лёгкость и эмоциональность: «торжественные звуки», «послушным голубям», «пасмурные крыши», «шар огромный», «красной тишине». Используя такие метафоры, как «по воздуху неслись звуки», «крылами стали золотить», «шар плывущий», поэт наполняет произведение особым смыслом, активностью, что позволяет передать основные мотивы.

Также используется ещё один художественный троп — олицетворение. Звуки и шар в сознании А.Блока — живые. Неживые понятия принимают своеобразную окраску, делают мир светлым и радостным.

Это стихотворение простое и настоящее, как и поэт, написавший его.

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает тему – угасания любви к женщине. Фоном для раскрытия любовных мотивов Александр Александрович выбрал природу. Молодые люди встречаются у залива вечером. Место и время встреч придают описываем событиям загадочности и романтики. В центре стихотворения лирический герой и его возлюбленная. Трудно понять, знакомы молодые люди или герой был влюблен в незнакомку.

В первых строфах лирический герой рассказывает о встречах с девушкой в белом платье. Интересно, что платье – единственная деталь портрета, о которой упоминает автор. Он не описывает ни лицо, ни фигуру героини. Белый цвет ее наряда символизирует чистоту, непорочность юность. Лирический герой признается, что на какое-то время забыл, что в человеке главное – душа и влюбился в прекрасную оболочку: «я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив».

Влюбленный искренне удивляется тому, что во время встреч и он, и девушка молчали. Видимо, он не осмеливался взглянуть в глаза любимой, ведь замечал «вечерние свечи», камыш у берега. Молодым людям не суждено было быть вместе, лирический герой объясняет это просто: «приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь…». Чувства молодого человека сгорели в молчании.

Последние стихи – откровение лирического героя. Он признается, что его сердце опустело. Заметно, что он не радуется таким переменам, ведь описывает свое внутреннее состояние с нескрываемой печалью: «все померкло, прошло, отошло…».

Кажется, он вступает в конфликт с самим собой. Напевы девушки кажутся теперь ему панихидой по любви.

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества А. Блока, но благодаря оригинальным образам оно заняло заметное место в русской литературе.

В ресторане

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступлённо запели смычки…

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой легка…

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

19 апреля 1910 года

*****

Две Марии

6 февраля 1947 года Борис Леонидович приехал в двухэтажный невзрачный дом на Беговой улице в Москве. Там тогда жила Мария Вениаминовна Юдина. (Великий поэт и великая пианистка были знакомы с конца 1920-х годов.) В тот зимний вьюжный вечер у Юдиной собрался небольшой круг друзей, которым Борис Леонидович прочитал несколько глав из своего еще не оконченного романа «Доктор Живаго». А завершил чтение «Рождественской звездой».

В осипшем от напряжения голосе чтеца были утомление и торжество путника, добравшегося до цели своего путешествия.

В ночь с 7 на 8 февраля Мария Вениаминовна пишет большое благодарное письмо поэту. Последние строчки:

«Если бы Вы ничего кроме «Рождества» не написали в жизни, этого было бы достаточно для Вашего бессмертия на земле и на небе. Умоляю дать списать».

Юдина передает письмо с кем-то из общих знакомых, и уже 9 февраля Борис Леонидович посылает Марии Вениаминовне «Рождественскую звезду»:

«Переписываю и вкладываю «Рождественскую звезду». Я читал ее потный, хриплым и усталым голосом, это придавало «Звезде» дополнительный драматизм усталости, без которого она Вам понравится гораздо меньше, Вы увидите…»

И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы, — так встретились две Марии.

Мария Вениаминовна, получив драгоценный список стихотворения, немедля переписывает его своим удивительным почерком, который сам по себе христианская проповедь: буква «Т» у Юдиной неизменно читается как крест, распятие.

С тех пор начинается путь «Рождественской звезды» по СССР — из рук в руки, от души к душе. В этом было что-то первохристианское. В условиях, когда духовные стихи не могли появиться в печати, а Евангелие было запретной книгой, поэт становился евангелистом, а его читатели — учениками и миссионерами.

Переводчик Николай Михайлович Любимов свидетельствует:

«Стихотворение скоро разошлось в списках по Москве и Ленинграду. Особенно об этом старалась пианистка, неугомонная Мария Вениаминовна Юдина. Качалов плакал, читая «Рождественскую звезду», даже Фадеев знал ее наизусть…»

Художественные приемы

Анализ «Мы встречались с тобой на закате» знакомит с особенностями произведения. Текст написан в жанре любовной лирики. Лирический герой делится воспоминаниями и разочарованием от прошедшей любви. Размер стихотворения — трехстопный анапест.

Текст можно условно разделить на две части. В первой герой рассказывает о встречах с любимой, во второй делится своими чувствами. Блок наполнил стихотворение множеством символов. Например, белое платье указывает на следующие качества:

  • юность;
  • непорочность;
  • чистота.

События разворачиваются во время вечерней прогулки. Туман подчеркивает непрочность отношений, молчаливость указывает на то, что их союзу не суждено долго существовать. Особая атмосфера стихотворения передается с помощью средств выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает встречи как безмолвные, свечи вечерними, красу и стан бледным;
  • метафоры — Блок рассказывает, как весло рассекает воду, а тишь становится лазурной;
  • гипербола — автор намеренное преувеличивает некоторые места, например, чувства у него исчезли все.

Поэт талантливо переплетает описания природы и влюбленность лирического героя. В стихотворении Блоку удалось точно описать, как происходит угасание чувств в сердце человека.

О, весна без конца и без краю

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя!

24 октября 1907 года

*****

Рефераты. Скачать реферат

Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в сборник «За гранью прошлых дней». Анализ этого стихотворения поможет определить и понять мировоззрение, настроение поэта на тот момент жизни и творчества.

Стихотворение «Рассвет» — это романтическая поэзия, чистая лирика, где-то даже торжественная молитва. В нём чётко прослеживается обострённое мироощущение автора, идея «двоемирия» — противопоставление земли и неба, материального и духовного.

Поэт учит красоте окружающего мира, чистоте и возвышенности чувств. Лирический герой соприкасается с тайной бога и верит в возможность проникновения за пределы живого. Он верит в воплощение идеального в земную действительность, считает возможным соприкосновение иной и реальной жизни. Здесь имеет место мистический романтизм, свойственный А.Блоку в данный творческий период.

Тонкой невидимой нитью проходит тема грядущих событий первой русской революции 1905-1907 гг. Стихотворение носит позитивный характер, заставляет поверить в лучшее. Даже само название «Рассвет» — это ожидание чего-то светлого, нового, надежда на будущее. Руки, поднятые к небу, молящаяся женщина, белые голуби, золотящие крыльями пасмурные крыши — всё это символизирует мир и веру в будущее.

Поэт сплетает строку в музыкальный, мелодичный слог, прекрасно работает со словом.

Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Автор активно использует эпитеты, которые придают лёгкость и эмоциональность: «торжественные звуки», «послушным голубям», «пасмурные крыши», «шар огромный», «красной тишине». Используя такие метафоры, как «по воздуху неслись звуки», «крылами стали золотить», «шар плывущий», поэт наполняет произведение особым смыслом, активностью, что позволяет передать основные мотивы.

Также используется ещё один художественный троп — олицетворение. Звуки и шар в сознании А.Блока — живые. Неживые понятия принимают своеобразную окраску, делают мир светлым и радостным.

Это стихотворение простое и настоящее, как и поэт, написавший его.

klassreferat.ru

Александр Блок РАССВЕТ Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. «Рассвет», анализ стихотворения Блока Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в сборник «За гранью прошлых дней». Анализ этого стихотворения поможет определить и понять мировоззрение, настроение поэта на тот момент жизни и творчества. Стихотворение «Рассвет» — это романтическая поэзия, чистая лирика, где-то даже торжественная молитва. В нём чётко прослеживается обострённое мироощущение автора, идея «двоемирия» — противопоставление земли и неба, материального и духовного. Поэт учит красоте окружающего мира, чистоте и возвышенности чувств. Лирический герой соприкасается с тайной бога и верит в возможность проникновения за пределы живого. Он верит в воплощение идеального в земную действительность, считает возможным соприкосновение иной и реальной жизни. Здесь имеет место мистический романтизм, свойственный А.Блоку в данный творческий период. Тонкой невидимой нитью проходит тема грядущих событий первой русской революции 1905-1907 гг. Стихотворение носит позитивный характер, заставляет поверить в лучшее. Даже само название «Рассвет» — это ожидание чего-то светлого, нового, надежда на будущее. Руки, поднятые к небу, молящаяся женщина, белые голуби, золотящие крыльями пасмурные крыши — всё это символизирует мир и веру в будущее. Поэт сплетает строку в музыкальный, мелодичный слог, прекрасно работает со словом. Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Автор активно использует эпитеты, которые придают лёгкость и эмоциональность: «торжественные звуки», «послушным голубям», «пасмурные крыши», «шар огромный», «красной тишине». Используя такие метафоры, как «по воздуху неслись звуки», «крылами стали золотить», «шар плывущий», поэт наполняет произведение особым смыслом, активностью, что позволяет передать основные мотивы. Также используется ещё один художественный троп — олицетворение. Звуки и шар в сознании А.Блока — живые. Неживые понятия принимают своеобразную окраску, делают мир светлым и радостным. Это стихотворение простое и настоящее, как и поэт, написавший его.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

Композиция

Тематически и композиционно цельное произведение по смыслу разделяется на две части. Первые 8 строк как бы формулируют вопрос: что есть жизнь? Вторая половина стихотворения – заключение о невозможности ответа.

Автор говорит о том, как человек пытается разгадать загадку жизни – он осознает конечность своего существования. Ему могла бы помочь разгадка извечной тайны бытия, поэтому он и задается вопросами, которыми закрывается первая часть стихотворения.

Лирический герой спрашивают – являются ли человек на земле случайным явлением или, возможно, частью другого мира, отколовшейся от него по какой-то причине.

Блок показывает, что основная проблема – это принципиальная непознаваемость жизни. Сколько бы человек ни искал разгадку, найти её всё равно не дано. Всё, что возможно – это верить в то, что на тебе лежит печать творца.

Завершается произведение мыслью о том, что всё вечно – творец даёт взамен ушедших лет новые. Мысль о том, что со смертью одного человека жизнь всё равно продолжается, не высказывается прямо, но читается между строк. В этом и есть “начало и конец” жизни.

Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

18 октября 1908 года

«Рассвет», анализ стихотворения Блока

Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в сборник «За гранью прошлых дней». Анализ этого стихотворения поможет определить и понять мировоззрение, настроение поэта на тот момент жизни и творчества.

Стихотворение «Рассвет» — это романтическая поэзия, чистая лирика, где-то даже торжественная молитва. В нём чётко прослеживается обострённое мироощущение автора, идея «двоемирия» — противопоставление земли и неба, материального и духовного.

Поэт учит красоте окружающего мира, чистоте и возвышенности чувств. Лирический герой соприкасается с тайной бога и верит в возможность проникновения за пределы живого. Он верит в воплощение идеального в земную действительность, считает возможным соприкосновение иной и реальной жизни. Здесь имеет место мистический романтизм, свойственный А.Блоку в данный творческий период.

Тонкой невидимой нитью проходит тема грядущих событий первой русской революции 1905-1907 гг. Стихотворение носит позитивный характер, заставляет поверить в лучшее. Даже само название «Рассвет» — это ожидание чего-то светлого, нового, надежда на будущее. Руки, поднятые к небу, молящаяся женщина, белые голуби, золотящие крыльями пасмурные крыши — всё это символизирует мир и веру в будущее.

Поэт сплетает строку в музыкальный, мелодичный слог, прекрасно работает со словом.

Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Автор активно использует эпитеты, которые придают лёгкость и эмоциональность: «торжественные звуки», «послушным голубям», «пасмурные крыши», «шар огромный», «красной тишине». Используя такие метафоры, как «по воздуху неслись звуки», «крылами стали золотить», «шар плывущий», поэт наполняет произведение особым смыслом, активностью, что позволяет передать основные мотивы.

Также используется ещё один художественный троп — олицетворение. Звуки и шар в сознании А.Блока — живые. Неживые понятия принимают своеобразную окраску, делают мир светлым и радостным.

Это стихотворение простое и настоящее, как и поэт, написавший его.

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 года, Озерки

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: