Тютчев снежок история создания

«снежные горы» ф. тютчев

«Снежные горы», анализ стихотворения Тютчева

Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не вспомнить «Весеннюю грозу» или «Зима недаром злится. ». Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. Правильней будет называть ее пейзажно-философской.

Но философия поэта на самом деле довольно сложна и понятна не каждому. Тютчев воспринимал природу как особый мир, неподвластный человеку. Наоборот, человек, по его мнению, слаб перед лицом вечной природы. Тютчев как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира — к тем вопросам, которые в свое время получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Сна, Смерти, Судьбы нашли свое воплощение в стихах Тютчева.

Пожалуй, сложнее всего создавать произведения о зиме. Казалось бы, однообразный пейзаж: все вокруг бело, глазу не за что зацепиться. Однако есть у Федора Ивановича стихотворение «Снежные горы». в котором поэту, как всегда, удается создать неповторимый образ. Это стихотворение, об анализе которого и пойдет речь далее, было написано Тютчевым в Мюнхене, когда он жил за границей, будучи чиновником Русской дипломатической миссии.

Так как на много лет поэт был оторван от русской природы и литературной жизни, он испытывал тоску, и когда Семён Егорович Раич, бывший его учитель, выпускавший в 1829 ?1830 годах журнал «Галатея», предложил Федору Ивановичу написать несколько стихотворений, тот с радостью согласился. Тютчев сразу же в 1830 году прислал несколько своих произведений, в том числе и «Снежные горы».

Журнал Раича не был широко известен в России, поэтому и стихи Тютчева не принесли популярности автору. И только спустя долгих шесть лет все его произведения были опубликованы в журнале А. С. Пушкина «Современник» под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и получили признание широкой общественности.

В первоначальном варианте все слова: «горы». «озеро». «камней». «выси». «землей». «неба» — были написаны с заглавной буквы. Поэт как будто мифологизировал картину: явления природы оживали у него в первозданной своей сущности. В «Галатее» стихотворение «Снежные горы» было написано вместе с другим похожим произведением «Утром в горах» под одним общим названием «В горах». Стихотворения на самом деле объединены общим горным пейзажем, только в первом изображено, в соответствии с названием, утреннее время, а во втором — полдень.

Взор автора как будто скользит от горных высот вниз, в «дольний мир». и снова вверх, к вершинам гор, к самому небу. Этот контраст темной земли и «лазури неба огневой» усиливается образами второй строфы, где природа оживлена: струи озера синеют, камни блестят на зное и «в родную глубь спешат ручьи» .

В первоначальном варианте была еще одна строфа, изображавшая пасущееся стадо, но в пушкинском издании она исчезла, очевидно, чтобы подчеркнуть самодостаточность природы и отстраненность ее от человека. Действительно, когда в первой строфе возвышается величественный исполин — гора, все остальное теряет смысл, ведь она вечна, поэтому ей поклоняются как божеству:

Играют выси ледяныеС лазурью неба огневой.

А в это время «наш дольний мир» лишен сил, потому что «полдневная пора палит отвесными лучами». Такое состояние воспринимается поэтом очень необычно, ведь в последней строфе он называет землю издыхающей. Интересно отметить, что в более поздних изданиях такие необычные образы, столь изысканные метафоры «перебирается прохлада». «над издыхающей землей» не были приняты, например, в последней строфе был использован более нейтральный оборот — «над усыпленною землей». И только в 1900 году произошел возврат к самому первому варианту из «Галатеи».

Таким образом, стихотворение Федора Тютчева помогает с новой силой ощутить, насколько недостижимым может быть идеал вечной молодости, воплощенный в лирике поэта, благодаря олицетворению равнодушной силы природы, неподвластной человеку. Эта именно та природа, которая потрясает подлинностью своего состояния и души.

Жанр, размер

В лирике Федора Ивановича в большей части проявляется романтизм. В анализируемом стихотворении это особенно отчетливо видно. Больше всего в произведении видны чувства и переживания лирического героя. Автор идеализирует природу, показывая читателю все её прелести.

«Весенние воды» — это пейзажная лирика. В самом центре стихотворения описывается природа. Лирический герой каждой клеточкой своего тела ощущает приближение весны. Да, снег ещё не до конца сошел, но в воздухе уже начинает пахнуть теплом и уютом

Больше всего о приходе весны напоминают весенние воды, которым герой уделяет особое внимание

Природа начинает просыпаться после длительной зимней спячки, и торопится поскорее возродиться.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды»

Стихотворное наследие Ф.И. Тютчева совсем невелико. Это говорит о серьезном подходе поэта к своему творчеству. Одна из ведущих тем в лирике Тютчева – тема природы. Поэт очень трепетно относился к окружающему его миру. Он считал природу живой, существующей по своим вечным законам. К пейзажной лирике Тютчева можно отнести и стихотворение «Весенние воды». Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны. Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью. А бегущий поток весенних вод расшевеливает все живое, заставляя проснуться от тяжелого зимнего сна: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят. Весенние воды – первые предвестники приближающегося тепла. Вечерами еще бывает морозно, зима не отступает полностью, вокруг еще лежит снег. Но наступает день, и становится ясно, что солнце греет уже совсем по-весеннему жарко. И холодный, мрачный снег превращается в задорные ручейки, оповещающие о начале весны: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Примечательно то, что в стихотворении воды Тютчев называет именно «гонцами» весны, а не посланниками. Думаю, это связано с тем, что гонцы – люди, разносящие вести. А воды как раз бегут, оповещая все на своем пути о приходе солнца и тепла. И восторженное восклицание автора сливается воедино с радостной песней весенних вод: Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. Интересно то, что время действия Тютчев обозначает скорее иносказательно. В первых же двух строках идет противопоставление: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят… Именно этот контраст и показывает, что речь идет о самом начале весны. Мы видим, что «брег» еще «сонный», не отошедший от зимней спячки. А весенние воды уже бегут, торопясь всем и каждому о скором приходе долгожданной весны. И читатель тут же видит перед собой картину постепенно просыпающейся природы, сбрасывающей с себя оковы сна. Известно, что в первом варианте стихотворения вместо строки «А воды уж весной шумят» стояла другая строчка: «А воды с гор уже шумят». Для чего же это было сделано? Я думаю, что автор заменил простое выражение на метафору «воды весной шумят», чтобы лучше передать весеннее настроение. Кроме того, эта строчка обозначает тему, которая будет развиваться на протяжении всего стихотворения. Во второй строке произведения явно чувствуется аллитерация. Преобладание шумных согласных «ш», «ж», «с» создает ощущение бегущих потоков воды, растапливающих снег и сметающих все на своем пути. Эта строка передает неотвратимую силу весны. Для передачи действия вод использованы глаголы «шумят», «бегут», «будят», «блещут», «гласят». Они подчеркивают стремительность весны, ее молодость, энергичность. Для этих же целей в 3 и 4 строках первой строфы автор использует аллитерацию: преобладают звонкие согласные «б», «бл», «гл». Примечательно, что если в первой строфе преобладают глаголы, то в последней строфе гораздо больше прилагательных. Таким образом автор подводит итог и дает характеристику весны. Тютчев показывает, чего он ждет от этого удивительного времени года. Для описания весенних дней автор использует такие прилагательные, как «тихие», «теплые», «майские». Для хоровода Тютчев находит такие определения, как «румяный» и «светлый», «весело». Метафора «хоровод дней» подчеркивает, с одной стороны, настроение весенней поры, а с другой – восприятие этой поры людьми, то настроение, которое оно создают в человеческой душе. Кроме того, мне кажется, что эта метафора имеет еще одно значение – она дает представление о ритме жизни, который наступает с приходом весны. Мне кажется, что это стихотворение Тютчева рассказывает не только о приходе весны как новой поры года. Как и все произведения этого поэта, «Весенние воды» — глубокое и многослойное произведение, имеющее философский подтекст. Это стихотворение и о Весне в жизни каждого человека. Это касается не только молодости – весенней поры жизни, когда все так ново, интересно, дышит энергией и силой. Еще это произведение и о надеждах, которые подобны весеннему ветру в человеческой жизни. Каждый раз они приносят обновление, ожидание нового счастья, любовь к жизни.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Тютчева «Утро в горах»

Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами — небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит «удушливо-земному» существованию. Подобная антитеза моделируется в стихотворении «Снежные горы», первоначальная редакция которого включала и анализируемый текст. «Дольный мир» предстает пассивным, «полусонным» и обессиленным, а «выси ледяные» полны жизни — таинственной, «огневой», недоступной человеческому разуму.

«Утро в горах» 1829 г. обнаруживает традиционную образную структуру тютчевской природной зарисовки: вершины окружает яркая «лазурь небесная». Последнюю характеризует необычное олицетворение, наделяющее деталь пейзажа свойством ощущать человеческие эмоции — смеяться. «Светлая полоса» долины, пролегающей между гор, отражает великолепие голубого неба. В стихотворном тексте встречается лаконичная отсылка к прошлому: ночью прошла гроза, и поэтому утренняя панорама выглядит особенно ясной, чистой, выразительной.

Взгляд лирического героя-созерцателя вновь устремляется вверх, на склоны «высших гор», покрытые облаками. Завершает произведение эмоциональная доминанта — пышное сравнение скоплений тумана с невесомыми «руинами» дворца, возведенного магической силой.

В поэтическом тексте фигурирует колористическая лексика с чистыми оттенками голубого и белого. Она поддерживает восторженное романтическое настроение лирического «я», очарованного открывшейся панорамой.

Не всегда изображение горных цепей очерчивается пейзажной проблематикой. Логично, что идеальное пространство «недоступных громад» становится прибежищем неземных существ — небесных ангелов. Об этом говорит лирический субъект позднего стихотворения «Хоть я и свил гнездо в долине…» Показательно, что душа человеческая рвется ввысь, желая освободиться из «густого слоя» земной суеты.

Амбивалентность образа далеких вершин проявляется в произведении « ». Антропоморфный ночной образ гор порождает «льдистый ужас» с сердце лирического «я». Характерно, что безоблачная лазурь, услаждавшая взор героя днем, здесь становится устрашающим «сумраком», поддерживающим мотивы смерти и хаоса. «Чары гибельные» развеиваются с восходом солнца, скрывающего в дневном свете двойственность модели мира.

Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины Туманы покрывают скат, Как бы воздушные руины Волшебством созданных палат.

Стихи Тютчева о Родине

Как насаждения Петрова…

Как насаждения Петрова,
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись —
Так насаждаемое ныне,
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.

Как дочь родную на закланье…

Как дочь родную на закланье
Агамемнон богам принес,
Прося попутных бурь дыханья
У негодующих небес, —
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой!
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой!
Нет! нас одушевляло в бое
Не чревобесие меча,
Не зверство янычар ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди!
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать.
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ —
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет.
Он чует над своей главою
Звезду в незримой высоте
И неуклонно за звездою
Спешит к таинственной мете!
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем.

И дым отечества нам сладок и приятен…

«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!

Умом Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…

Славянам

Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.

Русская география

Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек…

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения можно назвать приход весны. Автор передает это все через лирического героя, который наделен невероятной чуткостью, способный отметить даже самые незначительные изменения в окружающем мире. Он наслаждается природой, любуется ею, о чем с воодушевлением рассказывает читателю. Весна – это своего рода ренессанс человеческой души.

Так же автор показывает ту незримую, но очень сильную связь человека с окружающим миром. Он просыпается вместе с природой, у него появляются новые силы и желание жить и творить. Настроение стихотворения радостное, поскольку лирический герой чувствует начало счастливых перемен. Зима закончилась, поэтому впереди теплые и счастливые дни. Пусть снег еще не растаял, это нисколько не огорчает лирического героя. Он, наконец-то, пробудился от зимней спячки и готов на новые подвиги.

Все ждут прихода весны. Автору удается показать то, насколько прочная связь между темой природы и внутреннего мира человека. Данную связь он показывает на примере того, что как только пробудилась природа – настроение лирического героя так же улучшилось.

В данном произведении отсутствуют философские размышления, касающиеся жизни. Здесь показана лишь красота природы и любовь к ней человека. Главной идеей стихотворения выступают мысли, которые возникают у лирического героя с приходом весны.

Текст стихотворения

Из истории создания произведения

Тютчевское наследие насчитывает приблизительно 50 стихов-переводов и 250 собственных произведений автора. «Снежные горы» – одна из жемчужин тютчевской лирики. Эта поэзия принадлежит к разряду пейзажно-философских текстов. Глубина содержания, наполненность вечно актуальными смыслами делает это произведение популярным и сегодня.

Тютчев – русский писатель, творчество которого изучается в школе. Поэтому с творениями автора знаком каждый образованный человек. Особой известной пользуется пейзажная и философская лирика автора. «Снежные горы» относят именно к таким стихам – на грани философских рефлексий и описаний природы.

Когда автор написал стих – это вопрос. Точную дату создания произведения выяснить так и не удалось. Предполагается, что Тютчев работал над этим текстов в промежутке с 1825-го по 1829-й годы. Писатель часто находился вдали от родины, служил в Германии, жил в Мюнхене. Одно известно точно: «Снежные горы» появились не от внезапного вдохновения. Причина написания именно такой поэзии – просьба Сергея Раича.

Хороший друг, учитель Тютчева, Раич издавал в России литературный журнал под названием «Галатея». Московское издание выходило каждый месяц. В 1830-м Раич публикует тютчевскую поэзию в этой периодике. В этой публикации произведение вышло под другим названием – «В горах».

Судьба стиха

Журнал Раича не пользовался популярностью. Эта деталь обусловила малое количество отзывов, которое получил тютчевский стих. С момента первой публикации прошло шесть лет, и произведения поэта взял к публикации «Современник». На тот период приходился пик славы этого журнала, поэтому и стих получил достаточно много отзывов. Публика пересмотрела свои взгляды на тютчевское произведение. Писатель приобрел новых почитателей.

Сюжет поэзии

Поэт обращается к описанию прекрасного зимнего полдня. Вокруг – горы, которые нависают над озерами. Зима – это время, когда природа погружается в сон. Тютчев – мастер-пейзажист. Писатель изображает солнечные лучи, которые, падая вниз, на горы, уподобляют озеру большому зеркалу. На вершинах гор берут начало холодные ручьи. Но пейзаж – это не далеко не центр повествования. На самом деле между строк автор спрятал глубоко философское содержание.

Философский характер текста

Писатель изображает два мира, на которые словно разделилась окружающая среда. Существует некий мир гор (верхний мир) и земли (нижний мир). Стоит подчеркнуть, что Тютчев часто употребляет этот прием.

Тютчев строит свое произведение на контрасте холода и жара. Автор призывает смириться перед неприступной, всесильной энергией, перед природной стихией.

Критики расценивают тютчевскую философию как сложное и не всем понятное формирование. Эта философия зиждется на понимании поэтом природы. Для писателя, природа представляется особым миром, над которым не властны люди. Люди оказываются слабыми, сталкиваясь с вечной стихией и ее проявлениями. Вероятно, Тютчев придерживался герметической концепции, согласно с которой стихия – это извечное начало мира. Автор интересовался легендами, обрядами, сказками и теми образами, смыслами, которые в них закодированы. Образы из старинных сказаний тоже нашли свое место в тютчевской поэзии. Ключевую роль в анализируемом произведении сыграли такие образы, как мать-земля, океан, солнце, день и ночь, сон, смерть, судьба.

Образы произведения

Образ огня

В контексте русской культуры огонь – это также символ освобождения, очищения, победы светлых сил над силами тьмы. Огонь – это посредник между людьми и кончиной. Тютчев заставляет вспомнить об образах Чистилища: местная река (она же – дорога к аду) обычно изображается огненной.

Образ воды

Образ земли

Поэт мыслит землю страдающей, издыхающей. Не удивительно, что человек тяготится жизнью на земле. На самом деле человеческая душа жаждет иной жизни. Нижний, земной мир наполняется болью, страданиями, тогда как мир верхний – это полное жизни, счастливое, радостное, приближенное к Творцу измерение.

Образ льда

Земля мучает людей постоянным зноем. Лед – это спасение от жары, которая заставляет страдать и медленно убивает. Полуденный зной больше не имеет значения в верхнем, холодном мире. Лед – это, таким образом, подарок человеку от Богу, надежда на спасение.

Образ гор

Образ горных вершин помогает поэту проиллюстрировать центральную идею произведения – существование двух измерений. Эти измерения существуют в природе. Верхний мир очень древний, ведь горы живут сотни и тысячи лет. Горы – это жители одновременно двух миров, ведь подножием эти гиганты касаются земли, а вершиной – небес.

С самого начала поэзии, когда образ гор только предстает перед взором читателя, поэт изображает их массивными великанами. Люди почитают горы, поклоняются горным вершинам, словно богам.

Писатель сравнивает людей с горами.

Человек таким образом касается невидимого доселе мира. На земле человек подвергается манипуляции страстями, что тоже причиняет боль и страдания. Поэтому люди стремятся вверх, в горний мир, чтобы навсегда забыть о мучительных страстях.

Художественные особенности стиха

Ключевая особенность произведения – это цветовые эпитеты. Автор использует колористику и цветопись в поэзии. В целом, тютчевский стих отличается образностью, заставляя работать воображение читателей. Именно воображение приводит в движение все эти цветовые эпитеты и образы. Писатель не забывает об оттенках лазури, о золотом цвете, о кристально-белом оттенке горных ледников. С цветописью тесно связана и мифология – еще одна характерная черта тютчевской поэзии. Образ природы в этой логике изображается как некая первозданная сущность.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В стихотворении описывается зимний полдень в горах, что расположились над озером. Тютчев изображает природу, погрузившуюся в полудрему. Лучи солнца, падают на землю и делают озеро схожим со стальным зеркалом. С вершин гор быстро стекают вниз ручьи.

Автор делит окружающий мир на два: мир высот и мир низов. Этот прием характерен для философских стихотворений поэта. Лирика Тютчева зачастую строится на контрасте. В данной работе автор еще и противопоставляет ледяные вершины огневому небу. Холод контрастирует с жаром, смирение с энергией.

Земля в стихотворении издыхает, и в этом пространстве приходится жить человеку. Но душа его хочет иного. Мир гор, их высот показан миром, полным жизни и счастья, ведь они приближены к Богу. А лед показатель дарованной им возможности спастись во время полуденного зноя.

Образное восприятие в сознании читателя помогает создать множество использованных автором цветовых эпитетов: есть здесь и оттенки лазури, и золота, и кристально-белый цвет вершин.

Обратившись к горным вершинам, Тютчев доходчиво проиллюстрировал идею, с которой был абсолютно согласен: мнение о существовании двух миров природы. Ведь горы существуют сотни тысяч лет. Они стоят на земле и в тот же момент достигают облаков. Люди подобны горам: много лет они стремятся к вершинам, пытаются покорить их, забираются все выше. Такое поведение человека обусловлено желанием понять тайные начала, попробовать прикоснуться к невидимому доселе миру.

Федор Тютчев — Уже полдневная пора ( Снежные горы )

Snezhnye gory

Uzhe poldnevnaya poraPalit otvesnymi luchami, —I zadymilasya goraS svoimi chernymi lesami.

Vnizu, kak zerkalo stalnoye,Sineyut ozera strui,I s kamney, bleshchushchikh na znoye,V rodnuyu glub speshat ruchyi.

I mezhdu tem kak polusonnyNash dolny mir, lishenny sil,Proniknut negoy blagovonnoy,Vo mgle poludennoy pochil, —

Gore, kak bozhestva rodnye,Nad izdykhayushchey zemleyIgrayut vysi ledyanyeS lazuryu neba ognevoy.

Cyt;yst ujhs

E;t gjklytdyfz gjhfGfkbn jndtcysvb kexfvb, —B pflsvbkfcz ujhfC cdjbvb xthysvb ktcfvb/

Dybpe, rfr pthrfkj cnfkmyjt,Cbyt/n jpthf cnheb,B c rfvytq. ktoeob[ yf pyjt,D hjlye/ uke,m cgtifn hexmb/

B vt;le ntv rfr gjkecjyysqYfi ljkmybq vbh, kbityysq cbk,Ghjybryen ytujq ,kfujdjyyjq,Dj vukt gjkeltyyjq gjxbk, —

Ujht, rfr ,j;tcndf hjlyst,Yfl bpls[f/otq ptvktqBuhf/n dscb ktlzystC kfpehm/ yt,f juytdjq/

История создания

Стихотворение «Весенние воды» поэт написал в 1830 году, но в печать оно попало лишь через два года в журнал «Телескоп». В это время Федор Иванович проживал в Германии. Ему очень не хватало природы России, которую он так сильно любил. Тоска по Родине так же имела место быть, поскольку поэт являлся настоящим патриотом родной земли.

Приход весны поэту приходится встретить вдали от родного края. Единственное, что немного успокаивало автора, это то, что весенние дни в Германии были очень похожи на весну в России. В его строках слышится любовь и надежда на приход теплых дней, поэтому Тютчев детально описывает всю прелесть пробуждения природы после зимней спячки.

Стоит вспомнить о том, что творчество не являлось основным занятием поэта. Это было больше хобби для души, а все основное время он тратил совершенно на иной вид деятельности. Свои стихотворные труды он демонстрировал лишь самому близкому и родному кругу людей. Именно родные настояли на том, чтобы Тютчев придал огласке свои труды.

Поэзия Тютчева имеет особую ценность, поскольку была написана не для широкой публики, поэтому впитала в себя все самые интимные и искренние переживания поэта, которыми принято делиться лишь с самыми близкими людьми.

Стихи Тютчева о любви

Я помню время золотое…

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Слезы

O lacrimarum fons…
Gray

Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Лето 1854

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..

К N.N.

Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!

Проходя свой путь по своду…

Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?

Все отнял у меня казнящий Бог…

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.

На Неве

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!

Весь день она лежала в забытьи…

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: