Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Молитва» – самоотверженная женщина, жена, мать, которая жертвует самым дорогим для блага родного народа.
Можно сказать, что лирической героиней является сама Анна Ахматова, так как Молитва – это глубоко личное, потаённое обращение к Богу. Это неподдельное, не повторяющееся прошение, которое льётся из самой души конкретного человека.
- Под словосочетанием «песенный дар» автор подразумевает свой дар, талант. Она готова им пожертвовать, не задумываясь, не оглядываясь. Это крайняя обозначенная в стихотворении жертва. Она уже оторвала, вырвала из сердца «и ребёнка, и друга». Что ещё отдать?! Только себя. Насколько нужно быть отрешённой, жертвенной, чтобы отдать то, что, по сути, и является тобой?
- «Томительные дни», «туча над тёмной Россией» — это образное, символическое описание того страшного военного времени, периода мучительного ожидания. Последняя строчка в стихотворении пропитана светом, надеждой.
- «Облако в свете лучей» — это образное определение, это воспоминание о тяжёлых годах войны, но это уже не чёрная туча, это белое облако в лучах радости, гордости и счастья.
Анализ строк от литератора
Стих «Победителям» написан без авторского деления на строфы и имеет перекрестную рифмовку (ворота – смерть – пехота – Берт), кроме 7 и 8 строчки, где использована смежная рифмовка (парнишки – Гришки).
Сюжет можно условно разделить на две части – в первой показана пехота, оставившая позади Ленинград и пошедшая дальше освобождать советскую землю, во второй Ахматова обращается к настоящим героям этой войны – внукам, братьям и сыновьям.
Экспрессию в стихотворении усиливают элементы ассонанса (повтор гласных звуков) и аллитерации (повтор согласных: книжки, парнишки, Гришки, Алешки).
Метафора:
Инверсия «впереди была только смерть», эпитеты «желтые жерла» и «незатейливые парнишки».
Стихотворение показывает, что защищать Родину годное дело для русского человека, главное самому потом не стать оккупантом.
Темы и проблемы
Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы. На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками. Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.
По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.
Образы и символы
Система образов и символов в стихотворениях акмеистов не сильно разнообразна и обширна. Стихотворение «Победа» — не исключение. В первой части Ахматова метафорично описывает холодную зиму, окутывая природу «снежной пылью». В конце первой части вниманию читателей представлен еще один образ – «могучие деды-морозы». Опять же поэтесса несколько намекает нам на то, что военные, могучие и отважные, в больших зимних ватниках напоминают самого известного героя зимней сказки – Деда Мороза. Они, словно волшебники, несут добро людям и творят чудеса, изгоняя врагов.
Лирический герой появляется во второй части стихотворения – это обычный матрос, который очень многое пережил, он не раз видел смерть. Именно лирический герой своими воспоминаниями передает весь ужас войны.
А.Ахматова «Молитва». Анализ стихотворения?
Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Молитва» включено в ее лирический сборник «Белая стая» вышедший после сборников «Вечер» и «Чётки» и объединивший произведения 1914 — 1917 гг.
Эпиграф к книге, как и к предыдущим сборникам, проникнут страданием:
Но здесь звучит и другой мотив. В слове «светла» слышится некое полное достоинства успокоение. А это состояние человек обретает одновременно с формируемой на основе жизненного опыта философской позицией: человек должен достойно нести свой крест — в этом и есть смысл бытия. Такое мироощущение вполне закономерно в контексте военного времени – царствования смерти, болезней, разрухи, нищеты, голода, рабства – того, что губит весь мир, все человечество. В коротких восьми строках названо много того, чем лирическая героиня готова пожертвовать за светлый мир, победу, славу своей страны.
Все то, чем живет человек в обычное время, – семья, любимое дело, дети, друзья – все эти значимые для отдельной личности ценности отступают перед лицом общенародной трагедии.
Молитва – это заклинание, мольба о спасении, освященная верой человека в то, что он будет услышан. В этих словах звучит самоотречение, отказ от собственного, маленького, личного счастья во имя того, чтобы
А другого пути и нет, когда осознаешь неотделимость своей судьбы от судьбы Родины. И это не сиюминутный импульс, а результат долгой и трудной работы души, стоическое решение.
Глубокий идейный смысл стихотворения объясняет торжественность его звучания. Текст насыщен высокой лексикой: «литургия», «недуг», «дар», «жар»; метафоры: «туча», «облако в славе лучей»; эпитет «тёмная» в характеристике образа России понимается как «горькая, несчастная».
Стихотворение «Молитва» — одно из многих произведений А. Ахматовой, где она выражает свою неотделимость от судьбы страны, принимает как собственные все невзгоды и страдания своей Родины.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой » Молитва»
Стихотворение « Молитва» входит в сборник «Белая стая». Это третья книга стихов Анны Андреевны Ахматовой. До этого вышли сборники « Вечер» и
« Белая стая» включает стихи 1914 — 1917 г. Эпиграф к книге, как и в прежних сборниках, проникнут страданием: «Горю и ночью дорога светла». Но есть в сборнике не только этот мотив. В последнем слове «светла» звучит какое-то странное, полное достоинства успокоение. А это состояние приходит к человеку тогда, когда он не только обретает жизненный опыт, но и находит в нём свою философскую позицию: с чувством собственного достоинства «нести свой крест» — и в этом видеть смысл бытия.
Год 1915 – это второй год первой мировой войны. Война…Это слово заключает в себе самое страшное: смерть, голод, разруху, нищету, рабство, болезни – всё, что несёт гибель миру и человечеству. Оно, это слово, не звучит в стихотворении, но в восьми коротких строчках названо многое, что готова лирическая героиня отдать за светлый мир, за победу, за славу России.
Чем живёт человек на земле? Что для него дорого, когда он не задумывается в обыденной жизни о глобальном, значительном в мировом масштабе? Конечно, любимое дело, друзья, дом, дети, покой, здоровье… И насколько всё это утрачивает значение, нет, скорее не утрачивает, а отступает перед лицом всеобщей трагедии.
Молитва – это заклинание, мольба о спасении, вера в то, что помогает человеку надеяться и выжить. В этом стихотворении звучит не только самоотречение, отречение от собственного, личного, маленького счастья, которое героиня готова отдать за то, чтобы
«туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей», но и осознание неотделимости своей судьбы от судьбы страны. И это не порыв, это вынесенное из долгих томительных дней стоическое решение – отдать всё: и песенный дар, и друга, и даже ребёнка, за общую славу и победу.
В этом вся Ахматова, умеющая вбирать в себя мир и тем самым делать его богаче.
« Осуждены – и это знаем сами – мы расточать, а не копить»,- сказанное ею в том же 1915 году позволяет её стиху обрести бессмертие. В её поэзии выражена любовь к родине, к духовному и нравственному самостоянию человека. И всё это скреплено личностью самой Анны Андреевны Ахматовой, её честным отношением к жизни, к земле, к людям.
Стихотворение « Молитва» звучит торжественно, так как в нём заключён глубокий идейный смысл – нет ничего дороже на свете для человека, чем мирная жизнь людей его страны. Для этого поэт использует высокую лексику: «недуг», «жар», «дар», «литургия»; метафоры: «туча», « облако в славе лучей»; эпитет «тёмная» по отношению к России надо понимать как горькая, несчастная.
Это одно из стихотворений, где выражается не только человеческая, но и гражданская сущность поэта А.А.Ахматовой.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Блока Дикий ветер принес из далека
В стихотворении Александра Александровича Блока «Дикий ветер» выражаются буквально моря отчаяния и тоски, грусти и печали, горя, и душевной боли от безответной любви. Это прекрасное стихотворение, и, пожалуй, одно из самых лучших
- Анализ стихотворения Маяковского О дряни
Владимир Владимирович Маяковский — один из известных писателей старого времени. Он освещал в своих произведениях государственную власть и все что с ней связано. Он был очень талантливым и работал во многих направлениях.
- Анализ стихотворения Брюсова Детская
Стихотворение В.Я. Брюсова «Детская» написано в 1901 году. В нем автор легко и красочно описывает игру. Какую именно? Нельзя определить точно: у читателя возникают ассоциации то с прятками, то с догонялками.
- Анализ стихотворения Есенина Русь уходящая
Есенин написал «Русь уходящая» как сожаление об ушедшем старом времени и о пришедшем новом, недобром. Ещё не всё понятно, что в стране есть и что будет, но великому поэту не нравятся происходящие перемены. Он винит советскую власть
- Анализ стихотворения Баратынского Элегия 9 класс
Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,
Анализ стихотворения Ахматовой «Победа»
Не секрет, что Анна Ахматова весьма прохладно относилась к советской власти, считая, что революция 1917 года стала для России настоящей катастрофой. Однако поэтесса отказалась покидать родину ради того, чтобы обеспечить себе сытую и спокойную жизнь за границей. Она неоднократно признавалась, что готова разделить с Россией и ее народом все испытания, которые выпадут на их долю.
Тем не менее, Ахматова не подозревала, что расстрел мужа, арест сына и политические преследования ее самой — лишь малая толика бед, которые обрушатся на семью. Лето 1941 года стало очередным переломным моментом в жизни поэтессы, которая убедилась, что кроме внутренних недоброжелателей существуют еще и внешние враги, которые гораздо страшнее и опаснее. Свое нежелание покинуть Россию поэтесса объясняла чувством патриотизма. При этом она очень четко разделяла такие понятия, как «родина» и «власть», веря — наступят времена, когда все встанет на свои места. И в этот момент ей хотелось быть вместе со своим народом, который, как была убеждена поэтесса, сам делает историю своей страны. Именно по этой причине во время Великой Отечественной войны Ахматова, как тысячи советских людей, мечтала о победе. Она не знала, каким будет исход войны, но свято верила в то, что ее родина будет свободной. Именно по этой причине в 1942 году поэтесса начала работу над коротким циклом стихов, который позже получил название «Победа» и был завершен весной 1945 года.
Первая его часть посвящена первой военной зиме, холодной и беспощадной, которая помогла советским войскам задержать противника на самых подступах к Москве. «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — отмечает поэтесса, находясь в эвакуации за сотни километров от любимого Ленинграда. Эта первая победа. Пусть не такая громкая и значительная, как того бы хотелось, вдохновила Ахматову и дала ей силы пережить войну на чужбине. Вторая часть трилогии представляет собой короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем поэтесса пытается передать те чувства, которые испытывает ее герой, услышав о том, что война завершена. Четыре долгих года он провел в «набитых смертью морях», став очевидцем трагических событий. И теперь, когда все ужасы войны остались позади, «заплакал и шапку снял моряк», вспоминая тех, кто не сумел дожить до этого памятного дня.
Третья часть стихотворения носит праздничный и оптимистичный характер. Поэтесса отмечает, что «победа у наших стоит дверей», и встретить ее нужно достойно. По ее мнению, главное не в том, что земля очищена от врагов, а в том, что удалось сохранить детей, которым предстоит жить в новые времена. Она предлагает в знак окончания войны всем матерям поднять малышей, «спасенных от тысячи тысяч смертей», над головами, чтобы таким образом провозгласить торжество справедливости.
Патриотическая тема в лирике А. А. Ахматовой
«Великая земная любовь» — вот движущее начало всей ахматовской лирики. Лирическая героиня ее стихов — натура страстная, чувствительная, легко ранимая. Она и любит, и чувствует все как-то тоньше, проникновеннее. Но любовь к Родине — это особая любовь.
Родина Ахматовой не только родная природа, родная земля. Этот образ шире и глубже, потому что Родина — это люди, это история страны, ее нелегкая судьба… Патриотическая лирика поэтессы начиналась с признаний в любви к «обледенелому саду», который «весь сверкает и хрустит», к зеленой ветке, распустившейся раньше других, к кисти рябины, которая так похожа на собственную судьбу. Ее родина — это Пустых небес прозрачное стекло, Большой тюрьмы белесое строенье…
А город помнит о судьбе своей: Здесь Марфа правила, и правил Аракчеев. Любовь к родному городу пройдет через все творчество Ахматовой. Сначала это будет признание в любви Царскому Селу, в котором «невозможно песен не слагать», затем к любимому Петербургу-Ленинграду. Совсем юная, она заявляет: Но ни на что не променяем пышный Гранитный город славы и беды, Широких рек сияющие льды…
И голос Музы еле слышный
В 1941 году читателя буквально пронзят проникновенные строки-признания: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами: для славы мертвых нет…» Это преклонение Ахматовой перед теми, кто отважно, просто и мудро жил, защищая свой город, свою страну. Но еще задолго до войны ее Родина много перенесет, и испытает все трудности сама поэтесса
1917 год… Революция, гражданская война, смерть и страдания…
И «был голос», который «звал утешно»: «Оставь свой край глухой и грешный Оставь Россию навсегда». …Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Ахматова категорически отвергает любую мысль об эмиграции. Чуть позже она скажет еще более категорично: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам».
По-мужски категорично она отвергнет «их грубую лесть». Ахматова навсегда сохранит верность своей родине, вместе с ней она пройдет все трудности, которые выпали ее согражданам. Поэтесса вместе с другими будет стоять у ворот тюрьмы с «передачкой» в руках, она будет писать письма поддержки тем, кто осужден невинно. Суров, печален и правдив рассказ Ахматовой о тех страшных годах.
Она никого не будет проклинать, а выстоит, выдержит все, что выпало на долю ее страны, потому что это — ее страна. И любовь к ней неизменна и вечна. Любовь эта будет неоднократно подтверждена в стихах. Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды — военного лихолетья сразу найдет выражение в ее ставших хрестоматийными строках: Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться ничто не заставит. И так, по-матерински просто, но пронзительно, прозвучит стихотворение «Победителям», прочитав которое каждый сразу вспоминал своего, дорогого, любимого, единственного: Вот о вас и напишут книжки: «Жизнь свою за други своя», Незатейливые парнишки — Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, — Внуки, братики, сыновья!
Любовь к Родине у Ахматовой лишена каких-либо философских метаний. Россия — это люди, это ее город, ее друзья, ее стихи, ее Муза. Ее речь, родной русский язык, который она чувствует поразительно тонко, которым она безукоризненно владеет.
Поэтому и не воспринимаются пафосно следующие знаменитые строки: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- Но мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. И Ахматовой читатель верил и верит. Она не «с теми», кто издавал несправедливые постановления, кто необъективно судил ее поэзию. Признание читателей пришло, независимо от мнений тех, кто издавал постановления. Ахматова будет много ездить по стране, неоднократно побывает за рубежом.
Но по-прежнему самым радостным и счастливым будет для нее возвращение домой. Уже в пожилом возрасте Ахматова признавалась: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны.
Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Памяти друга
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.1945
* * *
Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.Май 1950
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1942 г., когда поэтесса находилась в эвакуации в Ташкенте. Вошло в цикл «Ветер войны».
Тема стихотворения – мужество людей в сражении за свою свободу и культуру.
Композиция Стихотворение делится на несколько смысловых частей: обращение к читателям, воинам; уверенность, что русский народ сумеет победить в борьбе; строки, похожие на клятву: русская речь будет сохранена. Текст состоит из двух строф по четыре строки и одного дистиха.
Жанр – стихотворение-манифест, призыв..
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и парная СС.
Метафоры – «мы знаем, что ныне лежит на весах», «час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», «и внукам дадим, и от плена спасем».
Разберем сюжет
По сюжету стихотворения автор строк показывает момент, когда Нарвские Триумфальные ворота остались позади, а впереди было ещё более года до победы и смерть ещё пристально смотрела в лица советских солдат.
Далее стих рассказывает, что именно о простых солдатах этой войны позже будут писать книги и снимать фильмы, ведь они своей жизнью отстояли родную землю от оккупантов. Это не 2022 год, когда российский солдат сам стал оккупантом на земле Украины, это 1944 года, когда он защищал свой дом, когда проливал кровь за свой кров, а не выбивал ногой двери чужого дома.
В финале стихотворения Ахматова ещё раз делает акцент на настоящих героях освобожденного от блокады Ленинграда – это не министры и генералы – это:
Память этих героев будет почитаться в веках, а память их праправнуков, пришедших оккупантами в Украину, будет вечным проклятием и пятном позора русского народа.
Композиция
Композиция стихотворения представлена тремя частями.
- Первая часть посвящена военной зиме, холодной и невыносимой – «в снежной пыли». «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — так поэтесса называет солдат, укутанных в зимние телогрейки, мешковатых, похожих на доброго сказочного героя.
- Вторая часть — короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем Ахматова говорит голосом лирического героя, рассказывает нам тяжёлую историю обычного военного, который прошел все эти страшные 4 года. Поэтесса очень красочно рисует картину жизни матроса, в которой смерть является обыденностью – «Вдоль смерти и смерти навстречу».
- Третья часть стихотворения носит оптимистичный характер. Поэтесса говорит о том, что «победа у наших стоит дверей», а, значит, что встретить великий праздник нужно достойно. Ахматова отмечает, что главная заслуга военных то, что спасены «от тысячи тысяч смертей» дети, которые и будут строить новый мир.
Темы и проблемы
Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы. На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками. Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.
По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.
Анализ 2
Вторая часть состоит из пяти строк, которые посвящены обобщенному образу моряка. Через стихотворные строки передается тяжелая история жизни военного, который смог выдержать годы страшной войны. Ахматова очень реалистично изображает всю картину жизни человека, который изо дня в день сталкивался с унесенными жизнями и смерть для этого человека становится нормой.
Заключительная часть имеет торжественный призыв встретить победу. Военным удалось спасти тысячи детей от тысячи смертей.
Основной тематикой стихотворения становится развитие войны, начало которой сопровождается грозным грохотом. Путь к победе лежит через горе, страдания и тысячи смертей невинных солдат, которые ценой собственной жизни дарят свободу новым поколениям.
Во время чтения стихотворения проявляется тема патриотизма, доблести и отваги солдат. Идейная составляющая достаточно проста, через неё Ахматова передает весь ужас военных действий. Поэтесса превозносит солдата русской армии и увековечивает его подвиг.
Анна Ахматова не могла любить власть СССР. Расстрел супруга, арест сына, приход ко власти злых людей, желающих прогнуть под свой формат народ – вот причины, которые были весьма значительны. Анну Андреевну можно понять.
Читайте по теме:
Победа – тема стихотворения. Анна Андреевна интересно раскрывала образы, показывая своё отношение к тем событиям, которые происходили в великой стране.
История создания
В 1942 году поэтесса начала работу над небольшим циклом стихотворений о войне, закончила который непосредственно перед победой – весной 1945 года. Все знают, что Анна Андреевна была настоящим патриотом своей страны, она не решилась на переезд за границу, она стойко терпела все то, что происходило вокруг нее: революции, репрессии, семейные трагедии (расстрел мужа и арест сына). Она терпела и надеялась, что великий народ России, который и творит историю своей страны, когда-нибудь заслужит лучшей жизни! Поэтому Анна Андреевна с трудом приняла тот факт, что страну «убивает» не только внутренняя «болезнь» — власть, но и внешняя – военные противники. Осознав весь ужас ситуации, Ахматова поняла, что именно она должна быть с народом, должна быть рядом. Именно осознание собственной значимости и послужило толчком к созданию данного цикла стихотворений.
Тем кощунственнее выглядит несправедливое и обидное обвинение политиков в адрес поэтессы. В 1946 году на съезде писателей некто Жданов, почетный партийный деятель, назвал Ахматову «не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». Его хамское выступление определило судьбу творчества Анны Андреевны: ее прекрасные военно-патриотические стихи были похоронены в забвении.
Композиция
Композиция стихотворения представлена тремя частями.
- Первая часть посвящена военной зиме, холодной и невыносимой – «в снежной пыли». «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — так поэтесса называет солдат, укутанных в зимние телогрейки, мешковатых, похожих на доброго сказочного героя.
- Вторая часть — короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем Ахматова говорит голосом лирического героя, рассказывает нам тяжёлую историю обычного военного, который прошел все эти страшные 4 года. Поэтесса очень красочно рисует картину жизни матроса, в которой смерть является обыденностью – «Вдоль смерти и смерти навстречу».
- Третья часть стихотворения носит оптимистичный характер. Поэтесса говорит о том, что «победа у наших стоит дверей», а, значит, что встретить великий праздник нужно достойно. Ахматова отмечает, что главная заслуга военных то, что спасены «от тысячи тысяч смертей» дети, которые и будут строить новый мир.
Анализ стихотворения «Победителям» Ахматова
В конце января 1944 года в Ташкент пришло известие о полном снятии блокады с Ленинграда. 29 февраля 1944 года А.А. Ахматова написала стихотворение «Победителям». Впервые оно было опубликовано в журнале «Красноармеец». Однако затем подверглось нападениям критики, длительное время было запрещено к переизданию. Генеральный секретарь правления Союза писателей А.А. Фадеев в одном из своих выступлений заявил, что в этом стихотворении у Ахматовой присутствует высокомерное, барское отношение к народу: «Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки… Так барыня кличет дворовых…».
А.А. Ахматова, вероятно, не читала это стихотворение перед широкой аудиторией, но оно было прочитано в узком кругу: она читала его своим друзьям, коллегам — Н.Я. Мандельштам, Э.Г. Бабаеву, З.А. Тумановой, Г.П. Макогоненко.
В центре сюжета стихотворения — Ленинград, город с Нарвскими воротами, война, идущие на фронт советские солдаты. Первые строчки стихотворения полностью соответствуют историческим реалиям:
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть,
Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «Берт».
Нарвские ворота здесь становятся своеобразной границей между жизнью и смертью. Впереди героев ждала неизвестность, возможно, гибель. Именно об этом писала А.А. Ахматова. Это произведение — «и гимн победителям, и их поминовение, ибо освобождение Ленинграда достигнуто ценой гибели защитников, их “соборной жертвой”». Исследователи отмечали наличие в произведении евангельских мотивов, мотива жертвы. Так, образ «желтые жерла “Берт”» с точки зрения фонетики и семантики ассоциируется у нас с образом «жертвы». Кроме того, исследователи отмечали, что выбор эпитета здесь не случаен. Желтый — цвет подлости, корысти, золота. Перекликается с названием рассказа М. Горького «Город желтого дьявола». Таким образом, фашистская идеология не что иное, как дьявольский режим, основанный на подлости, человеконенавистничестве, корысти.
И далее у Ахматовой следует цитата из евангельского текста: «Жизнь свою за други своя» — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В стихотворении речь идет не просто о почивших воинах, но о стоящих насмерть защитниках Ленинграда. «Их жертва — высшее проявление любви к городу, России, народу. Отсюда и открытая отсылка к заповеди Иисуса Христа перед его искупительной жертвой».
В финале поэт стремится назвать поименно каждого из погибших, безымянных героев, помня о том, что каждый из них — чей-то сын, брат, внук:
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки —
Внуки, братики, сыновья.
Здесь возникает тема памяти о погибших героях, особенно актуальная в послевоенный период.
Поэма «Русский трианон»
I
В тени елизаветинских боскетов
Гуляют пушкинских красавиц внучки
Все в скромных канотье, в тугих корсетах,
И держат зонтик сморщенные ручки.
Мопс на цепочке, в сумочке драже
И компаньонка с Жип или Бурже.
II
Иланг-илангом весь пропах вокзал
Не тот последний, что сгорит когда-то,
А самый первый, главный — Белый Зал
В нем танцевальный — убран был богато,
Но в зале том никто не танцевал.
III
С вокзала к парку легкие кареты,
Как с похорон торжественных, спешат.
В них дамы — в сарафанчики одеты,
А с aнглийским акцентом говорят.
Одна из них (как разглашать секреты,
Мне этого, наверно, не простят)
Попала в вавилонские блудницы,
А тезка мне и лучший друг царицы.
……………………………………..
Воспоминания о войне
1914-1917 гг.
IV
Как я люблю пологий склон зимы,
ее огни, и мраки, и истому,
Сухого снега круглые холмы
И чувство, что вовек не будешь дома.
Черна вдали рождественская ель,
Кричит ворона, кончилась метель.
V
И рушилась твердыня Эрзерума,
Кровь заливала горло Дарданелл,
Но в этом парке не слыхали шума,
Лишь ржавый флюгер вдалеке скрипел.
Но в этом парке тихо и угрюмо
Сверкает месяц, снег алмазно бел.
VI
Прикинувшись солдаткой, выло горе,
Как конь, вставал дредноут на дыбы,
И ледяные пенные столбы
Взбешенное выбрасывало море –
До звезд нетленных — из груди своей,
И не считали умерших людей.
VII
На Белой Башне дремлет пулемет,
Вокруг дворца гусарские разъезды,
Внимательные северные звезды
(Совсем не те, что будут через год),
Прищурившись, глядят в окно Лицея,
Где тень его над томом Апулея.
VIII
О знал ли он, любимец двух столетий,
Как грозно третьим будет принят он.
Мне суждено запомнить этот сон,
Как помнят мать, осиротевши, дети…
………………………………..
(1941)
IX
Все занялись военной суетою,
И от пожаров сделалось светло.
И только юг был залит темнотою.
На мой вопрос, с священной простотою
Сказал сосед: «Там Царское Село.
Оно вчера, как свечка, догорело».
И спрашивать я больше не посмела.
1923-1941
_______________________________
Духи назывались Ilang-Ilang (начало века). — Прим. Анны Ахматовой
* * *
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.28 сентября 1941, самолет
Смысл
Идея стихотворения проста – поэтесса жаждет показать то, что есть война, без всяких прикрас, показать весь ужас, напомнить о великом мужестве русского войска, о значимости мирного неба над головой. Этот посыл в то время не казался таким уж очевидным. СССР – страна с агрессивной внешней политикой, тираническим режимом и мощной пропагандистской машиной. Многие люди были настроены к остальному миру враждебно в силу специфического политического воспитания. Поэтому прорыв русской армии на Запад мог обернуться для многих стран новым порабощением, как это и случилось со многими странами Восточной Европы. Но Ахматова выступает против любой войны, любого насилия. Она искренне надеется, что, победив дракона, русский народ не станет драконом, и сохранит хрупкий мир на своих плечах. Такова ее главная мысль.
Конечно, ее целью было возвеличить и увековечить подвиг русского освободителя, который совершил христианский поступок: пожертвовал собою ради всего человечества. Муки каждого бойца Ахматова описывает для того, чтобы новые поколения помнили эту жертву и гордились ею, способствуя миру, а не войне.
Смысл
Идея стихотворения проста – поэтесса жаждет показать то, что есть война, без всяких прикрас, показать весь ужас, напомнить о великом мужестве русского войска, о значимости мирного неба над головой. Этот посыл в то время не казался таким уж очевидным. СССР – страна с агрессивной внешней политикой, тираническим режимом и мощной пропагандистской машиной. Многие люди были настроены к остальному миру враждебно в силу специфического политического воспитания. Поэтому прорыв русской армии на Запад мог обернуться для многих стран новым порабощением, как это и случилось со многими странами Восточной Европы. Но Ахматова выступает против любой войны, любого насилия. Она искренне надеется, что, победив дракона, русский народ не станет драконом, и сохранит хрупкий мир на своих плечах. Такова ее главная мысль.
Конечно, ее целью было возвеличить и увековечить подвиг русского освободителя, который совершил христианский поступок: пожертвовал собою ради всего человечества. Муки каждого бойца Ахматова описывает для того, чтобы новые поколения помнили эту жертву и гордились ею, способствуя миру, а не войне.