Анализ стиха «это утро, радость эта» а. фета

Если радует утро тебя…

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всем, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой прием придает событиям статичности, способствует созданию спокойной атмосферы, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально оно состоит из трех шестистопных строф.

Тема, идея и проблематика

Основная тема произведения — весна и ее влияние на внутреннее состояние человека. «Это утро, радость эта» — типичный пример великого мастерства Фета в изображении красот природы

Заметен талант автора, отточенный многолетним опытом в написании поэзии, предельное внимание к мелочам. Фет описывает природные красоты, но, кажется, намеренно избегает высоких слов и эпитетов

Какой бы ни предстала перед поэтом природа сегодня, это все он уже видел в жизни.

В природе ничего не поменялось: она все такая же прекрасная и чарующая. Изменился лишь сам творец. Он осознает, что больше его никогда не окутает тот восторг, испытываемый в весенний период в молодости. Годы идут, его жизнь медленно приближается к концу. Он совершил в ней множество ошибок, и даже ожидание теплого времени года не в силах отвлечь поэта от печальных дум.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марии Лазич.

Фет расстался с девушкой ещё в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

«Это утро, радость эта» кажется неожиданным коротким всплеском радости. В произведении мы видим гамму чувств, которые пробудила в душе лирического героя весна.

Тема

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев.

В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры

В каждом времени суток поэт замечает только самое важное

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя.

Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всём, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы.

В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой приём придаёт событиям статичность, способствует созданию яркой картины, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально оно состоит из трёх шестистопных строф.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки: парную ААВВ и кольцевую.

Жанр

Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. Мы видим мысли и чувства, переполняющие душу лирического героя с приходом весны. Оживающая природа подталкивает к раздумьям о вечности природы, о единстве человека и природы.

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор перечисляет всё, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы, поскольку они и так прекрасны. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств.

В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слёзы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворения – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой приём называется анафорой. Инструментом для передачи настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Главная мысль произведения заключается в том, что невероятно богатая красота природы оказывает прямое воздействие на душу человека. Даже стареющий поэт, испытавший множество бед и лишений в жизни, с наступлением весны чувствует прилив вдохновения и новых сил.

В поздний период творчества Фетом все чаще овладевали мысли о неудачно сложившейся жизни и скорой смерти, отразившиеся во многих произведениях. Стихотворение “Это утро, радость эта…”, напротив, проникнуто огромным оптимизмом и жизнеутверждающей верой автора.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества А. Фета. Поэт написал его в 1881 г., когда уже был в отставке и жил в имении за городом. В его зрелом творчестве преобладают философские мотивы, что связано с потерей возлюбленной Марией Лазич. Фет расстался с девушкой еще в молодости, а через некоторое время после расставания узнал, что она погибла. Воспоминания терзали его душу и оставляли след в лирике.

Стихотворение написано в 1881 году. Согласно эстетическим принципам А. А. Фета, поэзия призвана изображать мир только в одном аспекте — мир как красота. Для А. А. Фета — красота разлита в мире, но ее нужно увидеть, и затем передать в поэзии.

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором все: стаи птиц, мошек, слезы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры

В каждом времени суток поэт замечает только самое важное

Лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное, что еще больше помогает скрыть героя. О его чувствах и эмоциях можно судить по деталям. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, видимо, что-то печалит его сердце. В то же время, мужчина не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное даже в опечаленном сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Если радует утро тебя. Анализ стиха 2

Ни для кого не становится секретом, что поздняя лирика Фета становится достаточно драматичной. Почти все стихотворения посвящены Марии Лазич, как и все мысли поэта. Среди множества произведений, окрашенных в трагичные и тоскливые тона, можно встретить и достаточно легкие и безмятежные произведения. Фету постоянно приходится бороться с депрессивными расстройствами, но, когда наступают моменты тишины и спокойствия в его груди, он старается вдыхать воздух полной грудью и наслаждаться каждым моментом. Печально, но подобные моменты наступали в его жизни крайне редко.

Один из таких моментов случился именно зимой 1887 года, когда на свет появилось стихотворение под названием «Если радует утро тебя…». Автор старался держать свою личную жизнь в тайне, поэтому под произведениями не оставлял инициалов и обозначений. Поэтому узнать, кто является адресатом произведения до сих пор нельзя.

Некоторые предполагают, что это поэтические строчки были посвящены именно супруге автора, с которой его связывала не настоящая страсть, а нежные дружеские отношения. Но при этом, не стоит исключать, что произведение может быть посвящено любой другой девушке из окружения автора.

В центре событий роза, которую автор просит у своей возлюбленной. При этом он уверен, что вместе с цветком, он получит еще и взаимные чувства, а также частичку души. Именно в этой малости сейчас нуждается мужчина, внутри которого постоянно бушуют страсти и терзания.

Он хочет избавиться от переживаний и волнений, при этом он не претендует на сердце своей избранницы. Сейчас ему необходимо получить цветок, как символ того, что она чувствует взаимность, что она готова разделять с ним трудности и невзгоды, а сейчас ему достаточно, чтобы она просто находилась рядом и своим присутствием облегчала его душевные страдания.

Афанасий Фет так и не сможет обрести спокойствия во время своего земного пути. Он все время ищет успокоения своей душе, но его борьба с депрессией не приводит к положительным результатам. Он все больше замыкается в себе, стараясь найти ответы на поставленные вопросы. Афанасий Фет все чаще чувствует себя виноватым в том, как сложилась его жизнь, а также в смерти своей единственной возлюбленной, он выбрал богатство и положение в обществе вместо любви.

Анализ стихотворения Если радует утро тебя по плану

Анализ стихотворения Фета «Если радует утро тебя…»

Не секрет, что поздняя лирика Афанасия Фета окрашена в мрачные тона и посвящена Марии Лазич – возлюбленной поэта, которая трагически погибла в юности. Тем не менее, среди произведений этого автора, в которых отчетливо прослеживается мотив самоубийства, можно встретить очень светлые и безмятежные стихи. Считается, что в последние годы жизни Фет страдал серьезным нервным расстройством, однако в минуты душевного равновесия ему хотелось жить и дышать полной грудью. Правда, с каждым месяцем такие моменты умиротворения наступали все реже и реже.

В один из них, зимой 1887 года, Фет написал стихотворение «Если радует утро тебя…». Кому именно оно посвящено, до сих пор неизвестно. Возможно, адресатом была супруга поэта, с которой его связывала нежная дружба. Именно по этой причине автор не претендует на любовь жены, к которой не испытывает ответных чувств, и воспринимает ее как хорошую знакомую, которая, тем не менее, живет в своем собственном мире. Впрочем, не исключено, что стихотворение могло быть посвящено любой другой женщине, включая личного секретаря Фета.

Ключевым образом этого произведения является роза, которую автор просит в подарок у своей невидимой собеседницы. При этом подразумевается, что вместе с цветком она отдаст поэту частичку своей души и немного любви. Это – та малость, в которой нуждается автор, чтобы почувствовать себя если и не счастливым, то хотя бы свободным от тех страданий и угрызений совести, которые он испытывает на протяжении последних десятилетий. Фет не претендует на то, чтобы завоевать сердце своей собеседницы. Ему достаточно лишь получить цветок в подарок, чтобы сохранить его для этой женщины в качестве талисмана и оберега. Именно по этой причине поэт отмечает, что в любой жизненной ситуации, что бы ни произошло с героиней его произведения, она всегда сможет найти в его стихах «эту вечно душистую розу» — символ счастья, грез, любви и мимолетной радости.

Почему именно таким образом автор решил оставить о себе память в душе таинственной незнакомки? Вероятно, Фет испытывает к этой женщине чувство вины и раскаяния, он боится повторения истории с Марией Лазич, считая себя виноватым в ее гибели. Поэтому поэту хочется хоть как-то поддержать свою собеседницу, подарить ей если и не надежду, то хотя бы теплые воспоминания о том периоде жизни, когда утро еще может радовать своей безыскусной красотой, а в сердце живет надежда на взаимную любовь.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.

Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».

Эпитеты – «вздох ночной».

Анализ стихотворения Фета «Если радует утро тебя…»

Не секрет, что поздняя лирика Афанасия Фета окрашена в мрачные тона и посвящена Марии Лазич – возлюбленной поэта, которая трагически погибла в юности. Тем не менее, среди произведений этого автора, в которых отчетливо прослеживается мотив самоубийства, можно встретить очень светлые и безмятежные стихи. Считается, что в последние годы жизни Фет страдал серьезным нервным расстройством, однако в минуты душевного равновесия ему хотелось жить и дышать полной грудью. Правда, с каждым месяцем такие моменты умиротворения наступали все реже и реже.

В один из них, зимой 1887 года, Фет написал стихотворение «Если радует утро тебя…». Кому именно оно посвящено, до сих пор неизвестно. Возможно, адресатом была супруга поэта, с которой его связывала нежная дружба. Именно по этой причине автор не претендует на любовь жены, к которой не испытывает ответных чувств, и воспринимает ее как хорошую знакомую, которая, тем не менее, живет в своем собственном мире. Впрочем, не исключено, что стихотворение могло быть посвящено любой другой женщине, включая личного секретаря Фета.

Ключевым образом этого произведения является роза, которую автор просит в подарок у своей невидимой собеседницы. При этом подразумевается, что вместе с цветком она отдаст поэту частичку своей души и немного любви. Это – та малость, в которой нуждается автор, чтобы почувствовать себя если и не счастливым, то хотя бы свободным от тех страданий и угрызений совести, которые он испытывает на протяжении последних десятилетий. Фет не претендует на то, чтобы завоевать сердце своей собеседницы. Ему достаточно лишь получить цветок в подарок, чтобы сохранить его для этой женщины в качестве талисмана и оберега. Именно по этой причине поэт отмечает, что в любой жизненной ситуации, что бы ни произошло с героиней его произведения, она всегда сможет найти в его стихах «эту вечно душистую розу» — символ счастья, грез, любви и мимолетной радости.

Почему именно таким образом автор решил оставить о себе память в душе таинственной незнакомки? Вероятно, Фет испытывает к этой женщине чувство вины и раскаяния, он боится повторения истории с Марией Лазич, считая себя виноватым в ее гибели. Поэтому поэту хочется хоть как-то поддержать свою собеседницу, подарить ей если и не надежду, то хотя бы теплые воспоминания о том периоде жизни, когда утро еще может радовать своей безыскусной красотой, а в сердце живет надежда на взаимную любовь.

Проект « Разработка уроков по творчеству Афанасия Фета» Планирование проекта. Проект « Разработка уроков по творчеству Афанасия Фета». При реализации проекта учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Критерии оценки: Приложение – файл №6 Примеры оценивания: Приложение – файл №7. Ключевые слова: лирика, образ, импрессионизм, чистое искусство.

«Жизнь Фета» — Во время крымской кампании находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Мария Петровна Боткина. Брак, законный в Германии, в России был признан незаконным. И снится мне, что встала из гроба Такой же, какой ты с земли отлетела.

«Фет биография» — Брейн-ринг. Как называется трехсложный размер стиха с ударением на 1-й слог? 2-й слог? 3-й слоги? Что такое звукопись? Дом, в котором жил отец, а затем и А.А.Фет, будучи студентом. Страницы биографии. Тема: Поэт- пейзажист А. А. Фет. Какие вы знаете размеры стиха? Цель урока. Афанасий Неофитович Шеншин.

«Фет и Тютчев» — Афанасий Фет и Фёдор Тютчев – певцы русской природы. Эпитет. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Олицетворение. А.А. Фет. Поэзия – великое чудо. Сравнение. Метафора. учитель русского языка и литературы Рубцова Зинаида Васильевна. Звукопись. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Какие чувства выражают А. Фет и Ф.Тютчев в своих стихотворениях?

«Фет о любви» — Здесь Фет, большой ценитель прекрасных дам, познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. Мария Лазич – поклонница поэзии Фета, девушка весьма талантливая и образованная. Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь — вот и вся тематика. О, называй меня безумным!

«Поэт Фет» — В полумраке Прозрачный вьется огонек. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Ференц Лист Ferenc Liszt. Я верить не хочу! Мария Петровна Боткова. Однообразие служебных будней скрашивало только знакомство с местными помещиками. Что ж прикажете делать? Побывал Лист и в Елисаветграде, где познакомился с Марией Лазич.

Всего в теме
25 презентаций

Средства выразительности

В стихотворении не очень много средств выразительности. Автор задумчиво называет все, что видит вокруг, не пытаясь приукрашивать образы. Некоторые элементы пейзажа вызывают у него ассоциации, которые и передаются при помощи художественных средств. В тексте есть метафоры– «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы» и эпитет – «вздох ночной». Также одной большой метафорой можно назвать все строки, которые посредством пейзажных образов описывают весну.

Особенность анализируемого стихотворение – повторение местоимения «это» в разных формах. Такой прием называется анафорой. Инструментом для передачи грустного настроения служит также аллитерация, например, согласного «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод».

Анализ стихотворения — Если радует утро тебя. Русский язык и литература

Для почитателей творчества Афанасия Фета не секрет, что вся его лирика, написанная в поздний период его творческой жизни, окрашивается автором в темные и мрачные тона. Фактически все его произведения посвящены одной девушке – Марии Лазич, которая навсегда поселилась в его сердце. Фет старался бороться с собственными чувствами, но депрессия одолела его полностью и не позволила радоваться цели, которую он достиг посредством свадьбы.

Но среди драматичных стихов можно найти и светлые, возвышенные стихотворения, которые напоминают о безмятежной юности поэта. Автобиография автора говорит о том, что ему приходилось страдать от нервных расстройств, поэтому светлые и лирические моменты наступали в его жизни все реже, он находился в постоянном поиске вдохновения и полного спокойствия.

В центре событий роза, которую автор просит у невидимой собеседницы. Лирический герой рассчитывает на то, что вместе с цветком, который обладает определенным количеством шипов, она отдаст ему собственные чувства, в которых так нуждается автор. Он просто умоляет ее о том, чтобы она разделила с ним жизнь.

Афанасий Фет понимает, что он не сможет завоевать сердце своей единственной собеседницы, поэтому надеется получить подарок, как талисман или оберег, который защитит его от страданий и невзгод. Он мечтает разделить с ней счастье и проводить больше времени, при этом он понимает, что не сможет полностью завоевать сердце незнакомки, которая находится рядом с ним.

Художественные приемы

Произведение не наделено большим количеством средств выразительности. Автор не старается красиво нарисовать природу, а лишь кратко перечисляет все, что его окружает. Часть видимого пейзажа наталкивает его на ассоциации, которые выражаются при помощи художественных приемов.

Эпитет — «вздох ночей». Сравнения — «эти капли — эти слезы» и «мощь дня и света». Аллитерация в поэзии выступает средством для отображения печального настроения автора. К примеру, согласный «с»: «эта мощь и дня и света, этот синий свод». Анафора — повторение форм слова «это» в каждой строке как ключевая особенность данного произведения. Употребление однородных членов в предложении как синтаксический прием всего стиха: «…эти горы, эти долы…», «эти ивы и берёзы…» и т. д

Афанасий перечисляет все изменения природы, уделяя внимание каждой мелочи, отображая все, что происходит c окружающим миром с приходом весны

Помимо этого, единой метафорой можно назвать все строки, в которых через пейзажные образы характеризуют весну и туманное утреннее время.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Это утро, радость эта.История создания – произведение было написано в 1881 г. (поздний период творчества), когда поэт пребывал в загородном имении.

Тема стихотворения – весеннее пробуждение природы.

Композиция – Стихотворение невозможно поделить на части по смыслу, так как автор просто перечисляет все, что видит вокруг. В нем всего одно предложение, что придает мыслям целостности. Формально стихотворение состоит из трех шестистопных строф.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка параллельная и кольцевая.

Метафоры – «мощь и дня и света», «говор вод», «эти капли – эти слезы».

Эпитеты – «вздох ночной».

Стихотворение «Если радует утро тебя» Фет Афанасий Афанасьевич

Если радует утро тебя, Если в пышную веришь примету,- Хоть на время, на миг полюбя, Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь Не одну ты житейскую грозу,- Но в стихе умиленном найдешь Эту вечно душистую розу.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Если душно тебе, если нет у тебя Если душно тебе, если нет у тебя В этом мире борьбы и наживы Никого, кто бы мог отозваться, любя, На сомненья твои и порывы; Если в сердце твоем оскорблен идеал,…
  2. Если душно тебе, если нет у тебя Если душно тебе, если нет у тебя В этом мире борьбы и наживы Никого, кто бы мог отозваться, любя, На сомненья твои и порывы; Если в сердце твоем оскорблен идеал,…
  3. Если Волга разольется Много горя и страданья Сердце терпит невзначай. Милый скажет: «До свиданья…» Сердце слышит: «И прощай». Наперед не угадаешь, С кем судьбу свою найдешь. Коль полюбишь, пострадаешь, Эту песню запоешь. Если…
  4. Если утро зимнее темно Если утро зимнее темно, То холодное твое окно Выглядит, как старое панно: Зеленеет плющ перед окном; И стоят, под ледяным стеклом, Тихие деревья под чехлом — Ото всех ветров защищены,…
  5. Если любишь — найди В этот вечер в танце карнавала Я руки твоей коснулся вдруг. И внезапно искра пробежала В пальцах наших встретившихся рук. Где потом мы были, я не знаю, Только губы помню…
  6. Если жизнь тебя обманет Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет…
  7. И если я тебя не встречу И если я тебя не встречу, Я выдумаю наугад И жаркие, крутые плечи, И косы длинные до пят. Из света легкого, из зыбкой Мечты, неведомой иным, Я сам создам твою…
  8. Если Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, Даже лаять не хотят. Где же солнце? Что случилось? Целый день течет вода. На дворе такая…
  9. Если ты захочешь видеть Если ты захочешь видеть, Как сверкают звезды днем, Если ты захочешь видеть Блеск их в небе голубом, Не иди к стальным озерам, Не иди в простор полей, Там, окинув небо…
  10. Ах, если б лошадь мне тогда Ах, если б лошадь мне тогда, я б донеслась до переправы!.. Но от копыт отвыкли травы… Ах, если б лошадь мне тогда!.. Ах, если б выстрел за спиной, да окрик…
  11. О, если б ты могла О, если б ты могла хоть на единый миг Забыть свою печаль, забыть свои невзгоды! О, если бы хоть раз я твой увидел лик, Каким я знал его в счастливейшие…
  12. Если ночь все тревоги вызвездит Если ночь все тревоги вызвездит, как платок полосатый сартовский, проломаю сквозь вечер мартовский Млечный Путь, наведенный известью. Я пучком телеграфных проволок от Арктура к Большой Медведице исхлестать эти степи пробовал…
  13. Если ты уйдешь Если ты уйдешь, Станет мне темно, Словно день ты взял, Словно ночь пришла под мое окно, Не горящая ни одной звездой. Словно птицы все улетели прочь, И осталась мне только…
  14. Если где-то в чужой незнакомой ночи Если где-то в чужой незнакомой ночи Ты споткнулся и ходишь по краю, Не таись, не молчи, до меня докричи — Я твой голос услышу, узнаю. Может, с пулей в груди…
  15. Отрывок Не розу Пафосскую, Росой оживленную, Я ныне пою; Не розу Феосскую, Вином окропленную, Стихами хвалю; Но розу счастливую, На персях увядшую Элизы моей…….
  16. Если бы жить Если бы жить… Только бы жить… Хоть на литейном заводе служить. Хоть углекопом с тяжелой киркой, Хоть бурлаком над Великой рекой. «Ухнем, дубинушка…» Все это сны. Руки твои ни на…
  17. Я не обманывал тебя Я не обманывал тебя, Когда, как бешеный любя, Я рвал себе на части душу И не сказал, что пытки трушу. Я и теперь не обману, Когда скажу, что клонит к…
  18. Если б не вглядеться Если б не вглядеться, Не вмолиться, Если б не вродниться так в тебя, Можно бы и вовсе не родиться, А родившись, жить и не любя. И ведь вовсе не для…
  19. Если Если, если, если?! — Что тогда? Против нас пойдут Вода и Травы, Полные невидимой отравы, Смерчи лавой хлынут в города. Если, если, если… Мор и тьма. И подумать страшно —…
  20. Если не сегодня, то когда Если не сегодня, то когда Схлынет боль души, Уйдет беда? Станет на душе светлым-светло, Словно в целом мире рассвело… Если не сегодня, то когда Надо мной взойдет моя звезда, На…

Вы сейчас читаете стих Если радует утро тебя, поэта Фет Афанасий Афанасьевич

Анализ стихотворения Фета «Поэтам»

«Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А. А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.

Подняты очи и руки воздеты,

Возможности поэзии огромны:

Только у вас мимолетные грезы

Только у вас благовонные розы

Стихотворение «Поэтам» образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: «Одним толчком согнать ладью живую», «Если радует утро тебя» и др. где особенно выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Оно не делится на части по смыслу, автор рассказывает обо всём, что видит вокруг. Кажется, что он нанизывает свои самые значительные впечатления, формируя из них панорамную картину природы. В качестве основы для сюжета используются временные рамки: от утра до вечера. Особенность стихотворения в том, что автор не употребляет ни одного глагола. Такой приём придаёт событиям статичность, способствует созданию яркой картины, соответствующей внутреннему состоянию лирического «Я» и автора.

В произведении всего одно предложение, что придаёт мысли целостность. Формально оно состоит из трёх шестистопных строф.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. А. Фет использует два вида рифмовки: парную ААВВ и кольцевую.

Особенности размера и ритма

Стихотворение «Это утро, радость эта…» написано размером, который называется хорей, он двусложный с ударением на первый слог. В тексте чередуются четырёхстопные строчки с женским окончанием (последний слог безударный) и трёхстопные строчки с мужским окончанием (последний слог под ударением), это третья и шестая строки каждой строфы, которые рифмуются между собой. Остальные строки рифмуются попарно: первая со второй, четвёртая с пятой (А-А-С-В-В-С).

Однообразное начало строчек с повторения указательного местоимения компенсируется разнообразием продолжений, которые всегда немного отличаются или порядком слов, или соединением однородных членов, или знаками препинания. Помимо этого, в произведении использовано немного средств художественного чтения, например:

  • метафоры — употребление слов в переносном смысле, словно скрытые сравнения — «говор вод», «вздох ночной селенья»;
  • эллипсис — пропуск слов, замена их на тире — «этот пух — не лист»;
  • ассонанс — звуковой приём, подбор слов, в которых преобладает гласный звук «Е» (Э);
  • аллитерация — также игра звука, основанная на повторе согласных звуков: это «ТР», «ДР» в начале и в концовке стиха, и большое количество звенящих «З», «С».

Автор словно стремился наиболее кратко передать в этом стихотворении непосредственное восприятие весенней поры во всех её проявлениях, порадовать читающего ощущением могущественной созидательной силы весенней энергии жизни.

Поэт был сторонником концепции «чистого искусства», считал, что задача поэзии вести человеческую мысль в мир красоты и радости, прочь от этических и социальных проблем. Поэтому разборы творчества Фета вызывали бесконечные споры среди критиков на протяжении десятилетий — одни восхищались его тонким лирическим дарованием, другие считали поэтический мир чистой красоты слишком пресным и однообразным.

Композиция и структура образов стиха

Возможно, отбирая стихи для сборника, Фет посчитал это произведение слишком новаторским для современного ему читателя. Стихотворная форма действительно необычна, даже экспериментальна: весь текст представляет собой одно-единственное предложение, причём в этой фразе вовсе нет глаголов, а прилагательных всего два. Подобная безглагольность придаёт стихотворению сходство с неким каталогом, перечислением признаков, которое заканчивается обобщением.

Уникален и такой смелый приём, как сквозная анафора — одинаковое начало всех строчек со слов «это», «этот». Синтаксическая функция указательного местоимения заключается в отсылке к предыдущему упоминанию предмета, здесь многократный повтор его как бы открывает текст, направляет взгляд в мир настоящей весны. Тема разделена на три смысловые части, которые при внешней похожести имеют определённый план развития:

  • первая часть направлена ввысь и вызывает ассоциацию с утром — это небо, бескрайнее светлое пространство, в нём и цвет, и графический рисунок птичьих стай, и звуковой образ весеннего гама птиц и бегущей воды;
  • средняя часть напоминает день и взгляд по сторонам — это земля, пейзаж, деревья, насекомые, простор сужается, появляются мелкие детали и опять звук, уже более близкий, словно бы звенящий вокруг лирического героя;
  • в заключительной части описан вечер, погружение внутрь себя — это туманное состояние души, весеннее волнение, радостное возбуждение, бессонные ночи, а звучащие «дробь» и «трели» уже скорее метафоричны, чем реальны.

Набор образов, характерных для рассказа о весеннем времени, довольно банален, каждый из них неоднократно встречается в предыдущих произведениях и самого Фета, и других русских классиков.

Автор словно создаёт реестр традиционных символов весны, отсылая читателя к стихам своих предшественников. Например, метафора «говор вод» вызывает в памяти стих Ф. Тютчева «Весенние воды», а «синий свод», как и образ пчелы или пуха вместо листвы, является почти прямой цитатой из пушкинского «Евгения Онегина».

Весьма популярны у русских литераторов также описания птичьих стай и любимых всеми деревьев — ив и берёз.

Красивые цитаты про утро

Утром людям приходят более правильные мысли, чем вечером.

Ненастное утро может смениться ясным днём.

Не нужно верить в солнце, чтобы оно вставало по утрам.

Утром думай. Днем действуй. Вечером ешь. Ночью спи.

Утро вечера мудренее. Звучит глупо и затасканно, но это так.

Утром всё выглядит иначе.

Утро слишком прекрасно, чтобы длиться долго.

Не доверяйте снам — утро настает всегда.

Рано ложиться и рано вставать — вот что делает человека здоровым, богатым и умным.

Всё-таки утро прекрасно, оно не безжалостно, как ночь, заставляющая вспоминать то, что хочешь забыть.

У утра нет четких временных рамок. Считается, что это время с восхода солнца и до полудня. Поэтому в каждой географической зоне, климатическом поясе, в каждый сезон утро длится разное количество времени. Но, даже, несмотря на все эти условности, первые часы нового дня прекрасны всегда. Не даром его воспевают поэты и писатели. Так что вполне закономерно, что в нашей подборке есть и короткие и красивые цитаты про утро великих людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: