Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 7 В каком году А. А. Фет написал стихотворение «Вечер»?
- 1857
- 1860
(новая вкладка)
История написания |
Стихотворение написано в 1855году. Это был период, когда 35-летний поэт создавал прекрасные стихи о природе, восхищаясь её красотой и величием. Но уже в этом стихотворении прослеживается особенность пейзажной лирики поэта- её философское звучание, размышление о человеке, о его жизни и судьбе. |
Род литературы. Лирика
Жанр Лирическое стихотворение.Пейзажная и философская лика. |
Литературное направление «Чистое искусство» |
Размер стихаТрёхстопный анапест , перекрёстная рифма, чередование мужской и мужской рифмы. |
Тема, идея, проблемы |
Смена дня и ночи воспринимается поэтом как смена настроений, ощущений, мировосприятия. Если днём всё ясно, прозрачно, то ночью — загадочно, неизвестно и даже пугающе. А вечер — переход к ночи, ожидание чего-то непредсказуемого, непонятного.
Настроение – спокойное, автор передал ощущение радости, умиротворения, даже какой-то причастности человека к ходу явлений в природе, ведь он наблюдает эти изменения. А.Фет словно призывает читателя насладиться красотой вечера. Но , несомненно, времена суток воспринимаются поэтом и символично. Вечер, как бы он ни был красив, всё же начало ночи. А что-то она принесёт? Не случайно слышатся «вздохи дня». Однако поэт пока ещё верит, что всё будет хорошо, поэтому и заканчивает стихотворение светлыми красками: «Но зарница уж теплица ярко Голубым и зелёным огнём». |
Художественные средства |
Безличные предложения: «Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лесу…».Эти предложения помогают лучше почувствовать состояние природы вечером, услышать её звуки. А также увидеть вспышки света: « Засветилось на том берегу…» |
Олицетворения: река « убегает»; облака, «погорев», «разлетелись. |
Эпитеты: «померкший» луг, роща « немая». |
Метафора: «вздохи» дня |
Сравнение: « Разлетелись, как дым, облака…» |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Афанасий Афанасьевич Фет — русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист. Как говорил сам Фет о себе: «Природы праздный соглядатай». И правда, автор видел и восторгался великолепием природы, любая неприметная деталь в его глазах была особенно прекрасна. Исключением не является стихотворение Афанасия Фета «Вечер», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.
Краткая биография Фета Афанасия Афанасьевича: самое главное
Средства выразительности и тропы
Стих написан пятистопным ямбом в жанре философской лирики, имеет линейную композицию и перекрестную рифмовку (живую – песков – иную – берегов), где есть открытые и закрытые рифмы (открытые только в первом катрене).
Художественные средства используются Фетом для придания выразительности строкам и наполняют их глубиной, не ставя барьера на восприятии читателя.
- Эпитеты (цветущие берега, тоскливый сон, единый звук, тайная мука, бестрепетное сердце).
- Метафоры (дать сладость тайным мукам, согнать ладью живую с песков, упиться неведомым, волной подняться в жизнь иную).
- Анафоры (одной…, вот…).
Философская лирика редкий жанр для Афанасия Фета, тем интереснее читать стих, тем заманчивее погрузиться в его глубину и понять сущность поэта.
Анализ 2
Одним из ранних произведений Фета является «Когда мечтательно я предан тишине». Кроме этого главной героиней здесь стала Мария Козиминична Лазич, с которой он не стал счастливым, хотя и провел рядом с ней недолгие, но счастливые моменты. После нее автор больше никого не любил. Больше всего на свете ему нравилось, когда она садилась за фортепиано и играла его любимые мелодии.
Вот только им никогда не суждено было быть вместе, а все потому что он был нищим, а это не нравилось родителям Марии. И для того чтобы потом не жалеть об этом он решил во всем признаться своей любимой. Он боялся, что девушка больше не захочет с ним встречаться, вот только девушка оказалась совсем другим человеком. Теперь он живет от вечера до вечера и ждет того момента когда они опять встретятся.
На протяжении всего произведения автор размышляет и рассказывает о своих чувствах и размышлениях, которые приходят ему в голову. Он в стихотворном повествовании рассказывает о своей и единственной любви, которую он больше никогда не встретит, да и искать больше никого не собирается.
Всего произведение распределяется на пять четверостиший. В каждом отрывке он описывает ожидание того когда же они встретятся со своей любимой и будут всегда вместе. И больше их никто разлучить не сможет. Только она выражает и заставляет не только чувствовать и ощущать те эмоции, которые могут испытывать не все.
Дальше по сюжету рассказывается про ту самую девушку, которая и всколыхнула все чувства у нашего главного героя. И больше без нее он жить не может, да и не хочет. Кроме этого оказывается, что данное чувство взаимное и девушка, не тая, показывает это. Каждый день они встречаются и больше не хотят расставаться друг с другом. Они гуляют, разговаривают на разные темы, а вот прощание для них подобно смерти.
Анализ стихотворения Когда мечтательно я предан тишине по плану
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Когда мечтательно я предан тишине И вижу кроткую царицу ясной ночи, Когда созвездия заблещут в вышине И сном у Аргуса начнут смыкаться очи,
И близок час уже, условленный тобой, И ожидание с минутой возрастает, И я стою уже безумный и немой, И каждый звук ночной смущенного пугает;
И нетерпение сосет больную грудь, И ты идешь одна, украдкой, озираясь, И я спешу в лицо прекрасной заглянуть, И вижу ясное,- и тихо, улыбаясь,
Ты на слова любви мне говоришь «люблю!», А я бессвязные связать стараюсь речи, Дыханьем пламенным дыхание ловлю, Целую волоса душистые и плечи,
И долго слушаю, как ты молчишь,- и мне Ты предаешься вся для страстного лобзанья,- О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне! Как жить мне хочется до нового свиданья!
Весной 1845 года Фет, служивший тогда в кирасирском полку, познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала и высоко ценила его лирику. Кроме того, она обладала музыкальным слухом, прекрасно играла на фортепиано. Афанасий Афанасьевич влюбился в нее. При этом поэт всегда понимал, что вместе им быть не суждено. У Лазич отсутствовало приданое. Фет на тот момент также богатством похвастаться не мог. На протяжении нескольких лет он упорно занимался возвращением дворянского титула, положения в обществе и права на наследство. Брак с Марией Козьминичной ему был крайне не выгоден. Когда стало понятно, что чувство его взаимно, Афанасий Афанасьевич обо всем честно рассказал девушке. Лазич признания Фета не сильно смутили – она настояла на продолжении встреч. Около пяти лет длились их сложные отношения. Разрешить тяжелую жизненную ситуацию помогла судьба. В 1850 году Мария Козьминична скончалась от множественных ожогов, полученных при пожаре. На поэта эта трагедия произвела сильнейшее впечатление. Вплоть до самой своей смерти он чувствовал вину в случившемся.
Вероятно, именно роману с Лазич посвящено стихотворение «Когда мечтательно я предан тишине…», написанное примерно в середине сороковых годов. Лирический герой – мужчина, влюбленный в женщину, отвечающую ему взаимностью. С трепетом и превеликим нетерпением он ждет ночного свидания с ней. По-видимому, их встречи носят тайный характер. Указания на то есть в третьей строфе. Поэт говорит, что представительница прекрасного пола к месту свидания идет украдкой, озираясь. Фету удается передать горячность и страсть любовников. Герой пытается связать бессвязные речи, жадно целует волосы душистые и плечи девушки, дыханием пламенным ловит ее дыхание. Завершается текст на позитивной ноте, что подчеркивается при помощи двух риторических восклицаний:
О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне! Как жить мне хочется до нового свиданья!
Стихотворение «Когда мечтательно я предан тишине…» — великолепный образец периода. Синтаксическая конструкция, открывающая текст, замыкается лишь в финале, при этом придаточные предложения и обороты вставлены в нее будто в рамку. В первой строфе дважды повторяется союз «когда». Затем ему на смену приходят анафорические «и». С их помощью интонация доводится до максимальной высоты, откуда спускается посредством упомянутых выше восклицательных предложений.
Текст: pishi-stihi.ru
Проблемы
Поэт ставит вопрос: «Что может поэт дать обществу?». Проблематика стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…”— роль поэта в обществе, возможность изменить жизнь. Поэт воздействует на чувственную сторону человеческой натуры, воспевает красоту природы. В стихотворении не говорится о политической составляющей, нет призыва творить на благо общества или вещать с баррикад. Для направления «чистого искусства» важна была именно эстетическая сторона.
Здесь заметна разница подхода к роли поэта среди поэтов— классиков. У Пушкина поэт не только пробуждает у читателя добрые чувства, но и славит свободу и пробуждает милость к слабым. Поэт Лермонтова сталкивается с насмешками толпы, но продолжает творить на благо общества. Поэт в стихотворениях Некрасова служит для блага ближнего, обличает пороки общества и социальную несправедливость.
Анализ стихотворения Фета «Когда мечтательно я предан тишине…»
Стихотворение «Когда мечтательно я предан тишине…» было написано в 1845 году и посвящено любимой женщине Афанасия Фета. Конечно же, ней была Мария Лазич, прекрасная девушка, образованная, смышленая, умеющая играть на фортепиано. Поэт практически сразу влюбился в нее, а вскоре узнал, что чувства его взаимны. Однако Афанасий Фет не имел за плечами ни гроша, ведь еще в юном возрасте был лишен титула и всякого наследства. По этой причине, он не мог взять Марию замуж и сразу же обо всем признался возлюбленной. Этот факт не прекратил их встреч и свиданий.
В строках стихотворной работы читатель знакомится с главным героем – влюбленным мужчиной. Он с огромным нетерпением ожидает вечернего часа, когда снова сможет увидеть возлюбленную, когда вновь начнется их тайное свидание. Почему тайное? Наверное, по той причине, что девушка стремилась на встречу украдкой, озираясь назад. Их ночные посиделки были наполнены страстью и горячими поцелуями. Влюбленные не могли нарадоваться друг другом.
Окончание стихотворной работы весьма позитивно. Автор пишет о том, что с огромным нетерпением ждет наступления следующего дня, он хочет жить лишь для того, чтобы снова увидеться с любимой. Он неоднократно восклицает о своих безграничных эмоциях счастья и радости.
Какое великолепное стихотворение! Однако в реальности все случилось иначе. Роман Фета и Лазич длился около 5 лет. Мы не можем предположить, какой бы итог наступил в его конце. Выбор сделала сама судьба, забрав жизнь Марии, которая погибла на пожаре. Случившееся выбило землю из-под ног автора. Он никак не мог смириться с тем, что ничего уже не изменить. Такая душевная травма навсегда поселилась внутри поэта. И до последних дней своих Афанасий Фет страдал, он безумно жалел об ошибке своей молодости, о том, что не уберег возлюбленную и остался совершенно один. До последнего вздоха Фет продолжал любить только ее – единственную и неповторимую.
Анализ стихотворения Фета «Ave Maria» Анализ стихотворения Фета «Италия» Анализ стихотворения Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» Анализ стихотворения Фета «На качелях»
Краткий анализ произведения
В позднем периоде творчества Фет отходит от традиционного жанра пейзажной лирики. В его произведениях все чаще появляются философские размышления о смысле собственной жизни и роли поэта в обществе. Своеобразным творческим манифестом Фета является стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…».
- История создания – произведение было создано в 1887 году (поздний период творчества), а опубликовано посмертно.
- Тема стихотворения – роль поэта и поэзии, человека искусства в жизни общества.
- Композиция – стихотворение – целостный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение делится на три катрена, но написано оно одним предложением.
- Жанр – лирическое стихотворение.
- Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
- Метафоры – «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».
- Эпитеты – «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».
По мнению Фета, идеальный поэт ценен сам по себе. Он обладает уникальными умениями и возможностями: «тоскливый сон прервать», «дать жизни вздох». Все свои силы он направляет на поддержку искусства, которое становится самоцелью.
Мне нравится121Не нравится67
Текст
Одним толчком согнать ладью живуюС наглаженных отливами песков,Одной волной подняться в жизнь иную,Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,Упиться вдруг неведомым, родным,Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,Усилить бой бестрепетных сердец —Вот чем певец лишь избранный владеет,Вот в чем его и признак и венец!
1887 год.
В позднем творчестве Афанасий Фет все чаще отказывается от пейзажной лирики в пользу философских ноток, всё чаще поэт задумывается о смысле жизни и месте в мире человека и искусства. Пример тому стих “Одним толчком согнать ладью живую”, который написан в 1887 году, когда Фету 67 лет.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Анализируемое стихотворение было написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда поэт пребывал в депрессивном состоянии. Он жалел о страшной ошибке, которую совершил в молодости.
Когда-то поэт бросил любимую девушку, Марию Лазич, из-за тяжелого материального положения. Его невестой стала обеспеченная Мария Боткина. К ней поэт чувствовал симпатию, но так и не смог полюбить жену по-настоящему.
Всю жизнь поэт посвящал Лазич стихотворения. В 1887 году было написано произведение «Одним толчком согнать ладью живую», в котором автор пытается переосмыслить свою жизнь. Прямого упоминания о любви к Лазич в нём нет, но, зная биографию автора, нетрудно догадаться, чем продиктованы строки.
А. Фет хотел включить произведение в сборник «Вечерние огни», но не сделал этого по ошибке. В итоге стихи были опубликованы после смерти автора.
Тема
Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. Они раскрываются и в анализируемом стихотворении. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую».
Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.
Герой очень хочет услышать запах «цветущих берегов». Видимо, под этим образом подразумеваются прекрасные чувства, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремится поменять свою тоскливую жизнь на новые ощущения и эмоции, наконец, закричать о том, о чем язык пока не смеет говорить.
И только в последней строфе поэт называет того, кому всё это по силам: только настоящему творцу. А. Фет уверен, что суть «певца» в том, чтобы пробуждать сердца людей, их чувства.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который нельзя разделить на части по смыслу, так как всё это одна мысль о предназначении поэта и поэзии. Формально стихотворение состоит из четырёх катренов.
Текст представляет собой одно сложное предложение, что усиливает эффект единой мысли.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. А. Фет использовал перекрестную АВАВ рифмовку.
Жанр
Жанр – лирическое стихотворение, так как лирический герой провозглашает свои сокровенные мысли об истинном предназначении поэта.
Средства выразительности
Стихотворение богато средствами выразительности. Содержание поэт «плетёт» из метафор: «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».
Большинство метафор построено на символических образах. Выразительность описываемому придают эпитеты: «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».
Мне нравится41Не нравится16
Анализ стихотворения Фета «Когда мечтательно я предан тишине…. «Когда мечтательно я предан тишине…» А
Когда мечтательно я предан тишине И вижу кроткую царицу ясной ночи, Когда созвездия заблещут в вышине И сном у Аргуса начнут смыкаться очи,
И близок час уже, условленный тобой, И ожидание с минутой возрастает, И я стою уже безумный и немой, И каждый звук ночной смущенного пугает;
И нетерпение сосет больную грудь, И ты идешь одна, украдкой, озираясь, И я спешу в лицо прекрасной заглянуть, И вижу ясное,- и тихо, улыбаясь,
Ты на слова любви мне говоришь «люблю!», А я бессвязные связать стараюсь речи, Дыханьем пламенным дыхание ловлю, Целую волоса душистые и плечи,
И долго слушаю, как ты молчишь,- и мне Ты предаешься вся для страстного лобзанья,-
Анализ стихотворения Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно»
До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная поэта трагически погибла, и Фет считал, что виновен в ее смерти. Тем не менее, в 1857 году он обвенчался с Марией Боткиной, наследницей достаточно солидного капитала. Женился поэт не столько по любви, сколько по расчету, так как на собственном опыте ощутил, что значит быть нищим, лишившись в 16 лет не только титула, но и наследства. Таким образом, благополучно устроив свою личную жизнь, Фет вздохнул спокойно, но очень скоро стал терзаться сомнениями и укорять себя за то, что променял любовь на деньги.
Впрочем, действительно ли поэт был равнодушен к своей молодой супруге? История об этом умалчивает, однако сохранилось стихотворение Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно…», написанное в 1856 году и посвященное Марии Боткиной. В первой строчке этого произведения автор признается в любви, однако не уточняет – кому именно предназначена эта фраза. Логично предположить, что он обращается к своей невесте. Но последующие строки заставляют усомниться в этом, потому что автор предупреждает свою избранницу о том, чтобы она наслаждалась каждым мгновением счастья, которое, по его мнению, может быть таким скоротечным.
«Руки на грудь положи мне беспечно: сердца биенье под нею услышишь», — обращается поэт к своей невесте, словно бы напоминая ей и себе о том, что он – живой человек, не лишенный чувств. Однако даже в тот момент, когда он находится рядом с избранницей, все его мысли связаны с именем другой женщины, которую он продолжает любить. И именно это противоречие пугает поэта, который не уверен, что сможет дать настоящее счастье своей будущей супруге, молодой, неопытной и так искренне любящей человека, который, как считает Фет, этого вовсе не заслуживает.
Поэт понимает, что иллюзия счастливой семейной жизни не будет длиться вечно, поэтому он призывает свою будущую супругу: «Пей, отдаваясь минутам счастливым». В этой фразе заключены и жалось, и сострадание и надежда на то, что предстоящий брак все же окажется удачным. Однако поэт не может обманывать самого себя, поэтому просит невесту: «Не спрашивай взглядом пытливым, скоро ли сердце иссякнет, остынет». Автор знает, что чувства, которые он испытывает к избраннице – всего лишь иллюзия, потому что его душа навеки принадлежит другой.
Если ты любишь, как я, бесконечно, Если живешь ты любовью и дышишь, Руку на грудь положи мне беспечно: Сердца биенья под нею услышишь.
О, не считай их! в них, силой волшебной, Каждый порыв переполнен тобою; Так в роднике за струею целебной Прядает влага горячей струею.
Пей, отдавайся минутам счастливым,- Трепет блаженства всю душу обнимет; Пей — и не спрашивай взором пытливым, Скоро ли сердце иссякнет, остынет.
Афанасий Фет: если ты любишь, как я, бесконечно. «» &
ЕСЛИ ТЫ ЛЮБИШЬ, КАК Я, БЕСКОНЕЧНО… 1859
Если ты любишь, как я, бесконечно, Если живешь ты любовью и дышишь, — Руку на грудь положи мне беспечно: Сердца биенья под нею услышишь.
О, не считай их! в них, силой волшебной, Каждый порыв переполнен тобою; Так в роднике за струею целебной Прядает влага горячей струею.
Пей, отдавайся минутам счастливым, — Трепет блаженства всю душу обнимет; Пей — и не спрашивай взором пытливым, Скоро ли сердце иссякнет, остынет.
у стихотворения ЕСЛИ ТЫ ЛЮБИШЬ, КАК Я, БЕСКОНЕЧНО… аудио записей пока нет.
Анализ стихотворения Фета «Когда мечтательно я предан тишине…»
Весной 1845 года Фет, служивший тогда в кирасирском полку, познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала и высоко ценила его лирику. Кроме того, она обладала музыкальным слухом, прекрасно играла на фортепиано. Афанасий Афанасиевич влюбился в нее. При этом поэт всегда понимал, что вместе им быть не суждено. У Лазич отсутствовало приданое. Фет на тот момент также богатством похвастаться не мог. На протяжении нескольких лет он упорно занимался возвращением дворянского титула, положения в обществе и права на наследство. Брак с Марией Козьминичной ему был крайне не выгоден. Когда стало понятно, что чувство его взаимно, Афанасий Афанасиевич обо всем честно рассказал девушке. Лазич признания Фета не сильно смутили – она настояла на продолжении встреч. Около пяти лет длились их сложные отношения. Разрешить тяжелую жизненную ситуацию помогла судьба. В 1850 году Мария Козьминична скончалась от множественных ожогов, полученных при пожаре. На поэта эта трагедия произвела сильнейшее впечатление. Вплоть до самой своей смерти он чувствовал вину в случившемся.
Вероятно, именно роману с Лазич посвящено стихотворение «Когда мечтательно я предан тишине…», написанное примерно в середине сороковых годов. Лирический герой – мужчина, влюбленный в женщину, отвечающую ему взаимностью. С трепетом и превеликим нетерпением он ждет ночного свидания с ней. По-видимому, их встречи носят тайный характер. Указания на то есть в третьей строфе. Поэт говорит, что представительница прекрасного пола к месту свидания идет украдкой, озираясь. Фету удается передать горячность и страсть любовников. Герой пытается связать бессвязные речи, жадно целует волосы душистые и плечи девушки, дыханием пламенным ловит ее дыхание. Завершается текст на позитивной ноте, что подчеркивается при помощи двух риторических восклицаний:
О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!
Как жить мне хочется до нового свиданья!
Стихотворение «Когда мечтательно я предан тишине…» — великолепный образец периода. Синтаксическая конструкция, открывающая текст, замыкается лишь в финале, при этом придаточные предложения и обороты вставлены в нее будто в рамку. В первой строфе дважды повторяется союз «когда». Затем ему на смену приходят анафорические «и». С их помощью интонация доводится до максимальной высоты, откуда спускается посредством упомянутых выше восклицательных предложений.
/ / / Анализ стихотворения Фета «Когда мечтательно я предан тишине…»
Стихотворение «Когда мечтательно я предан тишине…» было написано в 1845 году и посвящено любимой женщине Афанасия Фета. Конечно же, ней была Мария Лазич, прекрасная девушка, образованная, смышленая, умеющая играть на фортепиано. Поэт практически сразу влюбился в нее, а вскоре узнал, что чувства его взаимны.
Однако Афанасий Фет не имел за плечами ни гроша, ведь еще в юном возрасте был лишен титула и всякого наследства. По этой причине, он не мог взять Марию замуж и сразу же обо всем признался возлюбленной. Этот факт не прекратил их встреч и свиданий.
В строках стихотворной работы читатель знакомится с главным героем – влюбленным мужчиной. Он с огромным нетерпением ожидает вечернего часа, когда снова сможет увидеть возлюбленную, когда вновь начнется их тайное свидание. Почему тайное? Наверное, по той причине, что девушка стремилась на встречу украдкой, озираясь назад. Их ночные посиделки были наполнены страстью и горячими поцелуями. Влюбленные не могли нарадоваться друг другом.
Окончание стихотворной работы весьма позитивно. Автор пишет о том, что с огромным нетерпением ждет наступления следующего дня, он хочет жить лишь для того, чтобы снова увидеться с любимой. Он неоднократно восклицает о своих безграничных эмоциях счастья и радости.
Какое великолепное стихотворение! Однако в реальности все случилось иначе. Роман Фета и Лазич длился около 5 лет. Мы не можем предположить, какой бы итог наступил в его конце. Выбор сделала сама судьба, забрав жизнь Марии, которая погибла на пожаре. Случившееся выбило землю из-под ног автора. Он никак не мог смириться с тем, что ничего уже не изменить. Такая душевная травма навсегда поселилась внутри поэта. И до последних дней своих Афанасий Фет страдал, он безумно жалел об ошибке своей молодости, о том, что не уберег возлюбленную и остался совершенно один. До последнего вздоха Фет продолжал любить только ее – единственную и неповторимую.
Анализ стихотворения Фета «Когда мечтательно я предан тишине»
Весной 1845 года Фет, служивший тогда в кирасирском полку, познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала и высоко ценила его лирику. Кроме того, она обладала музыкальным слухом, прекрасно играла на фортепиано. Афанасий Афанасиевич влюбился в нее. При этом поэт всегда понимал, что вместе им быть не суждено. У Лазич отсутствовало приданое. Фет на тот момент также богатством похвастаться не мог. На протяжении нескольких лет он упорно занимался возвращением дворянского титула, положения в обществе и права на наследство. Брак с Марией
Козьминичной ему был крайне не выгоден. Когда стало понятно, что чувство его взаимно, Афанасий Афанасиевич обо всем честно рассказал девушке. Лазич признания Фета не сильно смутили – она настояла на продолжении встреч. Около пяти лет длились их сложные отношения. Разрешить тяжелую жизненную ситуацию помогла судьба. В 1850 году Мария Козьминична скончалась от множественных ожогов, полученных при пожаре. На поэта эта трагедия произвела сильнейшее впечатление. Вплоть до самой своей смерти он чувствовал вину в случившемся.
Вероятно, именно роману с Лазич посвящено стихотворение «Когда мечтательно я предан тишине…»,
написанное примерно в середине сороковых годов. Лирический герой – мужчина, влюбленный в женщину, отвечающую ему взаимностью. С трепетом и превеликим нетерпением он ждет ночного свидания с ней. По-видимому, их встречи носят тайный характер. Указания на то есть в третьей строфе. Поэт говорит, что представительница прекрасного пола к месту свидания идет украдкой, озираясь. Фету удается передать горячность и страсть любовников. Герой пытается связать бессвязные речи, жадно целует волосы душистые и плечи девушки, дыханием пламенным ловит ее дыхание. Завершается текст на позитивной ноте, что подчеркивается при помощи двух риторических восклицаний: О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне! Как жить мне хочется до нового свиданья!
Стихотворение «Когда мечтательно я предан тишине…» — великолепный образец периода. Синтаксическая конструкция, открывающая текст, замыкается лишь в финале, при этом придаточные предложения и обороты вставлены в нее будто в рамку. В первой строфе дважды повторяется союз «когда». Затем ему на смену приходят анафорические «и». С их помощью интонация доводится до максимальной высоты, откуда спускается посредством упомянутых выше восклицательных предложений.
Анализ трех катренов
С первых строк стихотворения понятно, что это философская лирика и при её прочтении надо думать, желательно головой).
Смеем предположить, что под этими строками автор полагает изменение жизни человека, умение индивидуума плыть против течения бытия, ставя своё «Я», свои стремления выше привычного расписания.
Человек должен уметь изменять ход жизни, не должен вечно подстраивать парус под струю ветра, дующую, то с юга, то с севера, то со стороны добра, то со стороны зла.
Это же умозаключение можно перенести и на искусство, должное изменять мир одним мощным звучанием, одним порывом давая людям новые ориентиры и свежие взгляды.
Человек-творец должен уметь говорить то, от чего у других немеет язык, его глас обязан заставлять сердца громко биться и прокачивать остывающую кровь человеческую по жилам-дорогам к светлым горизонтам.
Это и есть венец творца, взявшего от Бога сосуд с талантом и пообещавшего всё его содержимое излить в сердца и души людей.
Темы
Тематика стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую…” — поэтическая сила, её воздействие на людей. Поэт получает венец избранности за то, что исключительная его способность — связывать два мира в своих произведениях, чувствовать вечность и приобщать к ней читателей.
Это стихотворение — о радости творчества. Поэзия влияет и на их создателя, и на читателя: наполняет радостью, выказывает потаённые чувства и мысли, от которых обычно «язык немеет». Поэт тем силён, что может вырваться за рамки «тоскливого сна», связь с иным миром, ощутить гармонию с ним через вдохновение и произведения искусства.