Анализ стихотворения прости некрасов

Анализ стихотворения «памяти добролюбова» некрасова

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»

Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. После отмены крепостного права в 1861 году нападки на поэта со стороны литературных критиков и чиновников усилились, так как он по-прежнему продолжал адресовать свои произведения низшим слоям общества, считая, что их жизнь нисколько не улучшилась.

Наконец, в 1874 году, желая ответить своим оппонентам на незаслуженные упреки и оскорбления, Николай Некрасов написал стихотворение «Элегия», из названия которого можно сделать вывод, что на сей раз речь пойдет о чем-то благородной и изящном. В этом заключалась ирония поэта, который вновь посвятил стихи тяжкой доле своего народа и попытался найти ответ на вопрос, действительно ли крестьянам стало жить лучше после отмены крепостного права?

Стихотворение начинается с обращения к неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает в том, что «тема старая «страдания народа»» все еще актуальна хотя бы потому, что крестьяне, получив свободу, все так же бедствуют

И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение. «Я лиру посвятил народу своему», — отмечает Некрасов, и в этих словах нет ни грамма пафоса

Ведь поэт на собственном опыте узнал, каково это – жить в нищете и порой даже не иметь крыши над головой. Поэтому Некрасов о и нисколько не сожалеет о том, что героями его произведений являются не взбалмошные светские девицы, чиновники и аристократы, а крестьяне.

Некрасов отмечает, что ему посчастливилось видеть «красный день», когда произошла отмена крепостного права, что вызвало у поэта «сладкие слезы». Однако радость его была недолгой, так как, по уверению автора, муза-вдохновительница приказала идти ему вперед. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?», — вопрошает поэт.

Ответ на этот вопрос он пытается найти в повседневной жизни крестьян, которые все так же вынуждены гнуть спину на поле, чтобы прокормить себя и свою семью. Наблюдая за тем, как споро кипит работа во время жатвы, как стройно и слаженно поют женщины, орудуя серпом, а счастливые дети бегут в поле, чтобы передать отцу завтрак, Некрасов отмечает, что подобная картина навевает умиротворение и спокойствие. Однако поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы

, ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю, получение образования и возможность узнать, что жить можно совсем по-другому, зарабатывая не тяжким физическим трудом, а интеллектом.

Поэтому, завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам

. И даже герои его многочисленных произведений не в состоянии объективно сказать, действительно ли они стали счастливыми. На одной чаще весов – свобода, на другой – голод и нищета, ведь теперь они сами несут ответственность за собственную жизнь и очень часто даже не представляют, как ею распорядиться. При этом Некрасов прекрасно осознает, что естественный процесс миграции вчерашних крепостных уже начался, и этим пользуются их вчерашние хозяева, которые за копейки покупают дармовую рабочую силу, которая не умеет отстаивать свои права в силу безграмотности и впитанного с молоком матери преклонения перед господами. В итоги тысячи вчерашних крестьян обрекают себя и свои семьи на голодную смерть, даже не подозревая о том, что на их труде по-прежнему наживаются те, кто сумел извлечь свою выгоду из отмены крепостного права.

В 1874 г. и является ответом на многочисленные нападки и обвинения поэта в том, что он в своих произведениях постоянно говорит о тяжелом положении простого народа. В 1861 г. произошла отмена крепостного права в России. Консерваторы были крайне недовольны этим, считая указ чрезмерной преждевременной мерой. При этом их ярость против защитников народа усилилась. Некрасов отразил свои мысли об отмене крепостничества в своем произведении, иронично назвав его «Элегия». Стихотворение посвящено другу поэта — А. Еракову.

Анализ стихотворения «Прости» Некрасова

Трудные отношения Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Яковлевной Панаевой – основа любовной лирики поэта на протяжении многих лет.

Стихотворение написано 1856 году. Его автору в эту пору исполнилось 35 лет, он известный литератор с широкими демократическими взглядами, издатель журнала «Современник». На эти же годы приходится тяжелая болезнь писателя. С Авдотьей Панаевой он к этому времени знаком довольно давно. Эта запутанная, иногда мучительная для всех сторон (женщина была замужем) история тянулась много лет. Несколько раз они были на грани разрыва отношений. Особенно надломила поэта смерть их маленького сына. По жанру – любовная лирика, по размеру – ямб с парной рифмовкой, 2 строфы. Лирический герой – сам автор. Композицию можно разделить на 2 части: нынешнее положение дел, крушение, усталость, разочарованье. И прошлое счастье. Начинает герой с патетического восклицания, давшего название всему стихотворению. У его обращения повелительное наклонение, он убеждает героиню последовать его советам.

Настойчивый рефрен «не помни», возглавляющий строку, прячущийся в ее середине, держит на себе целую гроздь негативных эмоций: паденье, тоска, озлобленье, унынье. Видимо, страстные натуры участников этой истории порядком портили эти отношения. Вторая строфа начинается с «но». Ведь «бури и слезы» — это еще не все. В первой же строке появляется слово «любовь». Поэт утверждает, что этот путь они «свершали бодро». Он подчеркивает местоимение «мы». Завершается произведение призывом благословить эти годы. Он обещает не забыть это чувство, о том же просит и героиню. Само расставанье даже не обсуждается. Он лишь просит простить его за появленье в ее жизни. Н. Некрасов заявляет, что радость была, несмотря на скандальность их положения, осуждение общественности, упреки друзей. Прощается почти назидательно, будто он гораздо старше, чем был на самом деле. Кто знает, могло ли понравиться такое стихотворение его, как он уже считал, бывшей возлюбленной? Впрочем, общеизвестно, что они не разошлись. Только овдовев, А. Панаева уходит от поэта. В завещании Н. Некрасов оставил ей часть своих средств. Четверостишия переполнены перечислительной градацией. Противопоставление «дней» из первой строфы и из второй. Эпитеты: ласково, бодро. Метафора: любви светило.

«Панаевский цикл» Н. Некрасова – портрет любимой женщины в развитии, исследование женской психологии, погружение в мир чувств.

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 150. Впервые опубликовано: БдЧ, 1856, N 10 (ценз. разр. — 22 сент. 1856 г.), с. 206, с подписью: «Н. Некрасов». В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений». Беловой автограф в
письме Некрасова к Тургеневу от 30 июля 1856 г. — ИРЛИ, 21194. Некрасов приводит эти стихи (в письме) как «написанные вчера») чем определяется их датировка. Относится к группе стихотворений, обращенных к А. Я. Панаевой. Многократно положено на музыку (А. Маркович, 1856; Н. Т. Кравцов, 1858; Ц. А. Кюи, 1859; Н. Ф. Бунаков, 1863; В. Н. Кашперов, 1864; Ю. Г. Гербер, 1870; А. И. Дюбюк, 1870; д д. Ржевская, 1870; Л. А. Фохт, 1873; Н. П. Карцев, 1878; К. Ю. Давыдов, 1879; А. А. Ильинский, 1879; В. Л. Фабиан-Бланки, 1879; А. Б. Куракин, 1881; Н. А. Римский-Корсаков, 1883; П. И. Чайковский, 1887; С. М. Блуменфельд, 1889; С. Д. Волков-Давыдов, 1889,К. Н. Лазари, 1889; М. Г. Вальяни, 1891; И. Ф. Россет, 1892; д. И. Манн, 1893; В. В. Варгин, 1894; А. Ф. Тюрнер, 1897; Г. Я. Фистулари, 1899; Н. Д. Дмитриев, б. д.; В. П. Калафати, 1900; Р. А. Гуммерт, 1901; И. Н. Соколов, 1901; Н. И. Филшшовский, 1901; Л. В. Николаев, 1902; Н. С. Терещенко, 1902; Н. Н. Черепнин, 1904; В. А. Золотарев, 1906; Д. К. Саришский-Бей, 1906; А. К. Черткова, 1908; Ф. М. Блуменфельд, 1910; Ф. Ю. Бенуа, 1912; Б. Л. Левинзон, 1912; М. Д. Кетриц, 1913; А. И. Юрасовский, 1915; А. Н. Александров, 1948).

Личность Добролюбова в стихотворении

Поэт развивает мысль о том, что Добролюбов совершил подвиг, отдав свою жизнь на служение высоким идеалам. Некрасов показывает читателям молодого писателя как мудрого и зрелого человека. Конечно, сложно представить, что столь молодой критик стал грозой литературных деятелей, к которым он относился строго, но объективно.

Некрасов упоминает, что Добролюбов отдал свою жизнь родной земле, предпочитая ее любовь женской любви. Но Россия слишком поздно сумела оценить все дары, которые были преподнесены ей молодым публицистом. В анализе стихотворения Николая Некрасова «Памяти Добролюбова» говорится, что, если бы не болезнь, так рано унесшая юный талант, ему удалось бы изменить своей деятельностью общественное мнение, заложив прочный фундамент для нового общества, способное свободно мыслить. Но этого не случилось. Хотя автор предполагает, что творчество Добролюбова послужило мощным толчком к тому, что в Российской империи отменили крепостное право.

Поэт подчеркивает, что за все свое существование земля русская не рождала такого выдающегося сына. При этом Некрасов убеждает читателей, что Добролюбов жил и занимался литературным творчеством и общественной деятельностью не для личной выгоды, а для славы России, которую мечтал изменить в лучшую сторону. Если бы в Российской империи хотя бы иногда рождались патриотично настроенные самоотверженные люди, подобные Добролюбову, судьба государства была бы совсем иной.

Из анализа стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова» узнаешь, что главные добродетели Николая – это суровое подчинение рассудку всех страстей, сознательный отказ от наслаждений и молодости, духовная чистота. Вызывает некоторое удивление, что Добролюбов отказался от любви женщин ради любви к Родине. Возможно, он считал, что сосредоточение на собственной высокой цели невозможно, обретя личное счастье.

Сделав по плану анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова», становится очевидным, что молодой критик нес в массы отношение к жизни и литературе, основанное на разумном начале.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Цветаевой Куст Несложно заметить, что в творчестве Марины Цветаевой очень часто встречаются образы куста или дерева. Они символизируют бегущей от будничной маеты героине отдушину, райское пристанище, волшебство. Стихотворение «Куст» Марина
  • Анализ стихотворения Ахматовой Победа Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла
  • Анализ стихотворения Фета Уж верба вся пушистая раскинулась кругом Одной из самых популярных тем в поэзии А.Фета всегда являлась тема «Природы». Произведение «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом» также относится к этой лирике. Оно передаёт чувства природы и людей с приходом Весны.
  • Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.
  • Анализ стихотворения Блока Родина Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны,

Николай Некрасов – человек самодостаточной, несмотря на всю его критичность по отношению к своему творчеству. Однажды, когда поэт владел журналом, который назывался «Современник», к нему в издательство на прием работы пришел один молодой человек, которого звали, как впоследствии оказалось, — Добролюбовым. Этот молодой человек – отличался, как тоже впоследствии прояснилось, незаурядными способностями, а также, обладал хорошим талантом писать и сочинять.

Некрасов всегда восхищался этим человеком. Но так как их возраст далеко отличался друг от друг, они не особо дружили между собой. Но тем не менее, это вовсе не означало, что Некрасов не мог втайне или открыто восхищаться таким человеком. И именно тогда, когда умер этот «неограненный алмаз», Добролюбов, поэт до конца только осознал, насколько сильная потеря совершилась.

Тогда Некрасов пишет стихотворение под названием «Памяти Добролюбову», которое написано в 1861 году. Некрасов рассказывает всем людям об этом человеке, и насколько сильна эта потеря в обществе. Ведь именно этот человек мог доступно и нормальным литературным языком рассказать о произведении, написать о нем рецензию, и главное указать – что достойно внимания людей, а что – нет.

Анализ стихотворения «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» Пушкина А.С.

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба. Одно из таких произведений — элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич. Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности: Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Раннее творчество

Творчество Николая Некрасова не вызывает ассоциаций с тематикой любви — оно отличается своеобразием. Но на самом деле интимная лирика играет в нем значительную роль. Поэт писал исключительно о собственных переживаниях. И это неудивительно, ведь он был таким привлекательным мужчиной, какой пользовался успехом у женщин.

Но покорить сердце единственной женщины, к которой он долгое время испытывал сильные чувства, Некрасов полностью не смог. Хотя для этого он делал все, что умел — посвящал ей стихи. Некоторые описывали счастье любви, другие полны страдания и скорби из-за ссор и разлук. Отношения между Николаем и его возлюбленной были напряженными. Дни, наполненные радостью и теплыми воспоминаниями, сменяли холодные разговоры и равнодушие.

Каждое из стихотворений рассказывает определенную историю жизни поэта. А первые строки родились благодаря детской влюбленности в юную служанку. Уже тогда мальчик считал, что его чувства искренни и несбыточны. Девушка была очень красива, но не могла составить пару будущему поэту из-за социального класса и разницы в возрасте.

А в будущем было еще много женщин у Некрасова. Стихи о любви стали неотъемлемой частью его творчества. Одна из его возлюбленных удостоилась целого цикла произведений. Поэт не сдерживал эмоции, выплескивал их на бумагу

Ему было не важно, прочитает ли эти строки любимая женщина. Раннее его творчество было порывистым, стремительным.

Главной музой до конца жизни для Николая оставалась Авдотья Панаева. Он с большим трудом завоевывал эту женщину, а их отношения можно назвать уникальными. Но и после нее у него были романы, хотя и не такие бурные.

Тема

Центральная тема – восхищение личностью Николая Добролюбова, значение его творчества для формирования светлых идеалов у молодого поколения. В своем произведении автор показывает яркий образ революционера, положившего собственную жизнь на служение отчизне.

Добролюбов предстает в образе самоотверженного человека, который обладал редким литературным даром и способностью сплачивать вокруг себя талантливых людей. Некрасов восхищается духовной чистотой почившего литератора, его исключительно высоким моральными качествами, революционным настроем.

Поэт искренне скорбит по ушедшему в мир иной другу, и сокрушается, что не так часто можно повстречать на своем жизненном пути столь талантливых и самоотверженных людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: