Песенка Дьявола
По сюжету произведения лирический герой пересказывает песенку, пропетую ему старым верным другом Дьяволом (это и есть элемент эпатажа – скандального оборота, нарушающего принятые нормы морали).
Суть песенки в следующем – один моряк попал в шторм, где его окружили огромные волны, но он не терял надежды спастись, надеясь на свою любовь. Надежду на спасение подтверждал и голос с небес, рокочущий:
Однако голос потрубил и забыл о моряке, который всю ночь успешно боролся с волнами, а поутру утоп.
Дьявол акцентирует внимание лирического героя на том, что Бог обманул моряка, несмотря на всю любовь того к нему. Моряк любил Бога, тот обещал не обмануть его в спасении, но обманул – вот основная мысль песни Дьявола
Моряк любил Бога, тот обещал не обмануть его в спасении, но обманул – вот основная мысль песни Дьявола.
Жанр, тропы и рифма
Стихотворение написано в жанре лирической фантазии, имеет трехчастную композицию (вступление – песенка – финал) и перекрестную рифмовку (Дьявол – одну – плавал – ко дну), где во всех трех авторских катренах используется закрытая и открытая рифма.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (старый друг, верный дьявол, умный дьявол).
- Сравнение (любовь белее пены).
- Метафора (вставали волны-стены).
Сюжетным противопоставлением являются фраза Бога:
и ответ Дьявола:
то есть, Бог обманул.
Чтобы смягчить шок от остроты этого стихотворения советуем прочесть стих «У камина», который спокоен, как морской бриз, и рисует нам пером уже более зрелого Гумилева идиллию вечернего разговора возле камина.
Анализ стихотворения Бальмонта “Бог и Дьявол”
Среди поэтов серебряного века трудно отыскать автора, которого бы не волновали вопросы мироздания. Каждый русский литератор самостоятельно трактовал для себя такие понятия, как “Бог” и “Дьявол”, ассоциируя их с событиями собственной жизни или же общественными явлениями. Для Константина Бальмонта эти два мифических персонажа олицетворяют не только понятия добра и зла. Они – залог равновесия Вселенной, две взаимосвязанных части мира и человеческой души.
Рассуждая на тему того, насколько тесно в нашей жизни переплетаются
Следует сразу же отметить, что Автор не отдает предпочтение кому-то одному из своих героев, считая, что они дополняют и уравновешивают друг друга. Поэтому поэт относится к ним с равной долей уважения и заявляет: “Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог”. В этой фразе нет сарказма или же неуважения к догмам христианства.
Бальмонт признает, что темная и светлая силы в этом мире равны, и их баланс является залогом существования всего живого на планете. “Одному – мои крики, а другому мечты, но вы оба велики, вы восторг Красоты”,
Себя он сравнивает с блуждающей тучей, которая постоянно меняет направление своего движения. Однако в этом кажущемся хаосе именно Бог и Дьявол являются путеводными звездами автора, хранят и оберегают его от неправильных поступков. Бальмонт разрушает стереотипы о том, что эти персонажи должны олицетворять конкретные качества и черты характера каждого из нас. В религии эта тема весьма утрирована, а у Бальмонта приобретает несколько иную смысловую нагрузку.
Когда в его душе правит Бог, то поэт чувствует себя созидателем, отмечая: “О, как радостно жить мне, я лелею поля”. Однако если верх берут деструктивные силы, то автор превращается в настоящего деспота, безжалостного и беспощадного, признаваясь: “Много снов я разрушил, много сжег я домов”.
Отказаться от Бога в угоду Дьяволу и наоборот Бальмонт считает для себя невозможным, ведь в этом случае пришлось бы избавляться от части собственной души, которая бы утратила ту хрупкую гармонию, которую каждый из нас изначально получает в подарок от высших сил. Преклоняясь перед ними, поэт отмечает: “О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!”. Он восхищается коварство и мудростью собственной натуры, понимая, что стал тем, кем является, лишь благодаря равновесию двух противоборствующих стихий.
Гумилев – Бог – Дьявол
Если посмотреть между строк стихотворения, то сюжет много сложнее и давайте чуть в него углубимся.
Вообще не понятно, о каком обмане говорил моряку Бог, может он его и не обманул, а спас, но не тело, а душу.
Второй момент – это отношения самого Гумилева к Богу и Дьяволу, ведь называя последнего верным другом, он противопоставляет Бога и Сатану не в пользу повелителя небес. При дословном прочтении стиха Бог моряка обманул, а герой верит, что Дьявол его не обманет – он верный.
Не будем говорить за грехи, но элемент эпатажа яркий, в 1905 году сравнивать Бога и Дьявола не в пользу первого мог не каждый.
Главные герои и их характеристика
- Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
- Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
Стихотворение «Бог и Дьявол» Бальмонт Константин Дмитриевич
Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог, Одному — мои стоны, и другому — мой вздох, Одному — мои крики, а другому — мечты, Но вы оба велики, вы восторг Красоты.
Я как туча блуждаю, много красок вокруг, То на север иду я, то откинусь на юг, То далеко, с востока, поплыву на закат, И пылают рубины, и чернеет агат.
О, как радостно жить мне, я лелею поля, Под дождем моим свежим зеленеет земля, И змеиностью молний и раскатом громов Много снов я разрушил, много сжег я домов.
В доме тесно и душно, и минутны все сны, Но свободно-воздушна эта ширь вышины, После долгих мучений как пленителен вздох. О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!
(2 votes, average: 4,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Умный дьявол Мой старый друг, мой верный Дьявол, Пропел мне песенку одну: «Всю ночь моряк в пучине плавал, А на заре пошел ко дну. Кругом вставали волны-стены, Спадали, вспенивались вновь, Пред ним…
- Вздох, равный мигу одному Вздох, равный мигу одному, Глухой удар часов в дому, Где никого и ничего От проживанья твоего, От прошлых дней… Лишь мрак один, Паук в корзине паутин, И на обоях, у…
- Я люблю тебя! Я люблю тебя! — прочитаешь во взгляде, но мало: я люблю тебя! — мои руки повторят тебе. Я люблю тебя — я тебе бы часами шептала: я люблю тебя, я…
- Безответным рабом «Безответным рабом Я в могилу сойду, Под сосновым крестом Свою долю найду». Эту песню певал Мой страдалец-отец, И по смерть завещал Допевать мне конец. Но не стоном отцов Моя песнь…
- Первый ландыш О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок…
- На даче у новой знакомой Фотоснимок в треть стены — Двое хлопцев до войны: «Воротарские» кепули И глаза слегка хмельны. А под снимком на столе Дышит водка в хрустале — Пьем с хозяйкой за знакомство…
- Ты не спрашивай, не распытывай Ты не спрашивай, не распытывай, Умом-разумом не раскидывай: Как люблю тебя, почему люблю, И за что люблю, и надолго ли? Ты не спрашивай, не распытывай: Что сестра ль ты мне,…
- О, женщина, дитя, привыкшее играть О, женщина, дитя, привыкшее играть И взором нежных глаз, и лаской поцелуя, Я должен бы тебя всем сердцем презирать, А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя! Люблю и рвусь к…
- Когда мне повстречалась ты Когда мне повстречалась ты, судьба моя была расколота… Я за собою сжег мосты, перед собою сжег мосты – и все равно мне было холодно!…
- Нет дня, чтоб я не думал о тебе Нет дня, чтоб я не думал о тебе, Нет часа, чтоб тебя я не желал. Проклятие невидящей судьбе, Мудрец сказал, что мир постыдно мал. Постыдно мал и тесен для мечты,…
- Алхимия скорби Один рядит тебя в свой пыл, Другой в свою печаль, Природа. Что одному гласит: «Свобода!» — Другому: «Тьма! Покой могил!» Меркурий! ты страшишь меня Своею помощью опасной: Мидас алхимик был…
- Я люблю тебя Я люблю тебя, как море любит солнечный восход, Как нарцисс, к волне склоненный,- блеск и холод сонных вод. Я люблю тебя, как звезды любят месяц золотой, Как поэт — свое…
- Поэза Южику Весеннее! весеннее! как много в этом слове! Вы, одуванчики, жасмины и сирень! Глаза твои! глаза! они как бы лиловей Они сиреневей в весенний этот день! Любимая! любимая! как много в…
- Посвящение Liberta va cercando… Чистилище. 1, 71 Я цепи старые свергаю, Молитвы новые пою. Тебе, далекой, гимн слагаю, Тебя, свободную, люблю. Ты страсть от сердца отрешила, Твой бледный взор надежду сжег….
- Одному поколенью на плечи Одному поколенью на плечи — Не слишком ли много? Испытаний и противоречий Не слишком ли много? Я родился в войну мировую, Зналось детство с гражданской войною, И прошел полосу моровую,…
- Я не люблю тебя: мне суждено судьбою Я не люблю тебя: мне суждено судьбою, Не полюбивши, разлюбить. Я не люблю тебя; больной моей душою Я никого не буду здесь любить. О, не кляни меня! Я обманул природу,…
- Люблю тебя «Люблю тебя» произнести не смея, «Люблю тебя!» — я взорами сказал; Но страстный взор вдруг опустился, млея, Когда твой взор суровый повстречал. «Люблю тебя!» — я вымолвил, робея, Но твой…
- Он залатан, мой косматый парус Он залатан, Мой косматый парус, Но исправно служит кораблю. Я тебя люблю. При чем тут старость, Если я тебя люблю! Может быть, Обоим и осталось В самом деле только это…
- К Л.- (У ног других не забывал…) Подражание Байрону 1 У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней; Так память, демон-властелин, Все будит старину, И я твержу один,…
- Августовская фреска Алене Басиловой И грустно так, и спать пора, но громко ходят доктора, крест-накрест ласточки летят, крест-накрест мельницы глядят. В тумане сизого вранья лишь копны трепетной груди, зеленоглазая моя, ты сероглазых…
Вы сейчас читаете стих Бог и Дьявол, поэта Бальмонт Константин Дмитриевич
Жанр и направление
В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».
Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.
Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).
Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.
Образ Христа в поэзии Бальмонта
В творчестве Бальмонта нередко слышится молитвенный призыв к Господу, острая нужда в Нем: «Господи, молю Тебя, приди! Уж тридцать лет в пустыне я блуждаю, Уж тридцать лет ношу огонь в груди, Уж тридцать лет Тебя я ожидаю». Лирический герой постоянно беседует с Богом. Призыв «О Господи, молю тебя, приди!»звучит как последняя надежда, просьба помочь преодолеть раздирающие душу сомнения.
На протяжении всей жизни, в самые непростые ее моменты Бальмонт обращался к образу Христа в своих стихотворениях. Особенно часто это стало происходить в период второй эмиграции поэта (1920-1942 гг.), которая стала для Бальмонта сложным и болезненным периодом. Большинство исследователей творчества Бальмонта считают, что именно в последние годы жизни в его поэзии и в нем самом по-настоящему утвердился христианский взгляд на мир.
Он пишет много стихотворений о Боге, в которых возвращается к чистому, искреннему и раннему «Одна есть в мире красота…». Познакомившись и испытав влияние многих мировых вероучений, Бальмонт окончательно понял, что Истина — во Христе. К нему вновь приходит то «припоминанье», о котором он писал еще в 1903 году в книге «Только любовь»: «в должный миг припоминанье Пронзит внезапно темноту. И приведет меня скитанье к весеннеликому Христу».
Источники, которые использовались для написания статьи:
- Бальмонт Константин «Собрание сочинений в 7 томах»
- Кондаков Николай «Образ Христа в творчестве К.Д. Бальмонта»
- Цыкунова Галина «Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта»
Духовные поиски Бальмонта
Среди всех русских поэтов духовные поиски Константина Бальмонта отличаются особенной пестротой. Он интересовался древнеиндийскими учениями, называя Индию «всеобъемлющей и всепонимающей Страною Мысли», изучал йогу, всерьез увлекался индуизмом, что дало поэту веру в бесконечные человеческие воплощения в «будущих жизнях». Бальмонт проштудировал огромное количество научных работ по религии, философии и мифологии Востока: «В течение многих месяцев читаю миллионы книг об Индии, Китае и Японии», — говорил он. Поэт читал «Веды», «Упанишады», «Авесту» и другую древнейшую религиозную литературу.
Однако, как бы то ни было, все эти интересы были преходящими. Только одна священная книга волновала поэта всегда: Библия.
Для Бальмонта Священное Писание было «заветной книгой, словом Божьим», в зрелом возрасте он признавался, что брал ее с собой всегда, «куда бы не лежали пути». Тем не менее, разнообразные религиозные увлечения поэта привели к тому, что однажды Бальмонт засомневался: «Ведь я многогранный, и во мне совмещается христианин и не христианин». И все же из поздних стихотворений Бальмонта мы видим, что эти сомнения в конце концов разрешились.
Бальмонт был ищущей натурой, что во многом соответствовало образу поэта непростого переходного времени рубежа веков. Бальмонт прошел огромное количество этапов: в нем и в его творчестве сочетались демонизм, христианство, магия, увлечение восточными религиозными и философскими системами. Он пытался совместить в себе все. Но такая эклектика, несмотря на глубокую переработку всех этих разнообразных тем, приносила Бальмонту не только удовлетворение, но и умножала сомнения. Путь Бальмонта — это не только путь блестящего талантливого поэта. За образом вызывающего самовлюбленного декадента скрывался простой человек, очень добрый и великодушный.Его путь — это долгий путь настоящих искренних исканий и страданий, который был завершен далеко от родины, горячо любимой поэтом. Между его стихотворением «Одна есть в мире красота…» и кончиной — пропасть лет и полвека скитаний. Однако в своей первой лирической книге Бальмонту удалось на поэтическом уровне сказать то, к чему он придет в конце жизни. Умирает Бальмонт как христианин. По воспоминанием писателя Бориса Зайцева (с Зайцевым и Иваном Шмелевым — авторами с истинно христианским мировосприятием — Бальмонт особенно сблизился в конце жизни), когда Бальмонт исповедовался перед кончиной, то сила его покаяния произвела впечатление даже на священника: Константин Дмитриевич «считал себя неисправимым грешником, которого нельзя простить».
Анализ стихотворения Бальмонта «Бог и Дьявол»
Полярные понятия «дьявол» и «Бог» – ключи к расшифровке секретов мироздания. Каждый знает библейскую интерпретацию этих образов, но кроме нее существуют еще десятки толкований. К. Бальмонт в стихотворении «Бог и Дьявол» пытается осознать, что значат эти грани мироздания лично для него. Стихотворение было написано в 1913 году, когда К. Бальмонт уже сформировался как литератор, стал известным не только в России, но и за границей. Тема стихотворения «Бог и Дьявол» – противоположные грани бытия и человек. К. Бальмонт утверждает, что в человеке живет не только Бог, но и Дьявол. Это закономерность человеческого существования, поэтому ни одну со сторон нельзя опровергать или выделять лучшую из них.
Уже в первой строфе появляется центральная триада образов – Дьявол, Бог и лирический герой. Стихотворение написано от первого лица, что помогает читателю полностью окунуться во внутренний мир лирического героя и автора. Герой признается в любви нечистому и Господу. Примечательно, что первое обращение адресовано Дьяволу. Одной стороне посвящаются стоны и вздохи, другой ¬– мечты. Автор не уточняет, что именно возносится к Богу, а что – к Дьяволу, но он признается, что считает великим обоих.
Во втором и третьем четверостишиях К. Бальмонт не говорит о двух противоположностях прямо, углубляясь в переживания лирического героя. Герой признается, что блуждает без пристанища, намекая на то, что не может окончательно стать на сторону Бога или Дьявола. Он рассказывает, как «лелеет» поля дождем, а дома сжигает «змеиностью молний». В этих описаниях нетрудно узнать нечистого и Господа.
Последняя строфа расставляет все точки над «и». Лирический герой после мучений в тесном и душном доме, наконец, понимает, что значат для него противоположности. Он называет Бога единственным, следуя, так образом, христианской морали. Для характеристики Дьявола автор выбирает эпитет «таинственный». Одним словом он объясняет, почему люди переходят на сторону зла: они хотят раскрыть вечную тайну.
Чтобы воссоздать вечные образы и раскрыть переживания лирического героя, К. Бальмонт в стихотворении «Бог и Дьявол» использует метафоры: «вы восторг Красоты», «лелею поля», «пылают рубины, чернеет агат». Для отображения неуверенности лирического героя, его блужданий автор использует сравнение «я как туча блуждаю». Так система образов построена на противоположности, автор использует контраст: Дьявол – Бог, пылает – чернеет, лелею – разрушил, сжег.
Анализируемое произведение состоит из четырех катренов с параллельной рифмой. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Такая организация придает произведению монументальности, торжественности. Интонация «Бога и Дьявола» плавная, спокойная, только в последнем четверостишии поэт употребляет риторическое обращение. Оно подчеркивает идейное звучание и выражает эмоциональный накал лирического героя.
Стихотворение «Дьявол и Бог» – новое слово в вечном вопросе мироздания, которое утверждает, что мир невозможен без существования противоположностей.
Анализ стихотворения Бальмонта «Завет бытия» Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» Анализ стихотворения Бальмонта «Бабочка» Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»
Анализ стихотворения Бальмонта «Голос дьявола»
Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали для него в совершенно ином ракурсе. Бальмонт вдруг осознал, что построение нового общества без разрушения старых основ попросту невозможно. И это означает, что без жертв не обойтись. Причем, поэта пугала не столько физическая, сколько духовная гибель людей, их деградация. Именно поэтому, вернувшись из ссылки, в 1903 году Бальмонт не только отказался от своих революционных убеждений, но и создал стихотворение «Голос дьявола», которое ярко иллюстрирует все то, что происходило в его душе все эти годы.
Это произведение построено как монолог человека, который отрекается не только от традиционных славянских ценностей, но и хочет изменить весь мир. Сделать это можно при помощи светлых либо темных сил, и герой стихотворения Бальмонта, которого автор отождествляет с самим собой, выбирает второй вариант, заявляя: «Я ненавижу всех святых». Он утверждает, что те, кто достиг чистоты духа и просвещения, спасают лишь самих себя, нисколько не заботясь об окружающих. «За душу страшно им свою, им страшны пропасти мечтания», – отмечает поэт, вкладывая в слова своего персонажа мысли и стремления дьявола. Именно через такое искушение в свое время прошел и сам Бальмонт, отстаивая непонятные идеалы и не осознавая, что это ведет не только к гибели всей страны, но и к разрушению его собственной личности, которая рискует утратить свою целостность.
Поэтому удалось остановиться у роковой черты, и не последнюю роль в этом сыграли административные меры, предпринятые властями по отношению к Бальмонту. Однако автор прекрасно понимает, что тысячи других людей были лишены такой милости свыше и стали жертвами искусителя, который толкнул их в пропасть. Там бунтарство является нормой поведения, а разрушение – одним из главных инструментов воздействия на окружающий мир. Поэтому героя стихотворения Бальмонта открыто заявляет: «Мне ненавистен был бы Рай среди теней с улыбкой кроткой». Эта фраза говорит об отсутствии смирения у тысяч людей, которые в своей жизни руководствуются голосом дьявола и ведут борьбу с ветряными мельницами, разрушая самих себя, свое тело и свою душу. Их состояние поэту хорошо известно, так как совсем недавно он готовы был покончить жизнь самоубийством, потому что не видел иного выхода. Но он сумел изменить свою судьбу, чего не скажешь о герои стихотворения, который утверждает: «Я гибну, гибну, – и пою, безумный демон снов лирических».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Темы
- Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
- Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
- Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
- Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
Почему идёт борьба за души?
Вы никогда не задумывались над этим вопросом? Ведь фактически, Бог и Дьявол преследуют единые цели. Они словно «покупатели» в военкомате вербуют новобранцев. При этом действуют высшие сущности примерно одинаковыми способами.
Смотрите, Дьявол искушает человека, обещая взамен всевозможные блага при жизни. Сделка, в результате которой один получает осуществление заветных желаний, второй – бессмертную душу. Приблизительно по этой схеме действует и Бог. Он требует соблюдения определённых заповедей, и обещает Рай в посмертии. Что в итоге? Правильно! Он тоже получает бессмертную душу. Как видите, методы одинаковые, различается лишь мотивация.
Что же такого кроется в человеческой душе, что она жизненно необходима высшим сущностям? Лично у меня складывается впечатление, что нас (людей), выращивают, словно кормовую плантацию, получая чистую энергию. Кроме того, непонятно, кто именно сотворил людей вообще, Бог или Дьявол? Ведь если мы создавались по образу и подобию Божиему, то почему на Земле происходит столько грязи? Киньте в меня камень те, кто ни разу в жизни не обманул, не украл, не прелюбодействовал. Поэтому я больше склоняюсь к мысли, что создавались люди именно Дьяволом. Именно поэтому мы такими и получились.
Разумеется, Богу это не могло понравится, и он создал себе идеальную пару людей – Адама и Еву. Они гуляли по райским кущам, но фактически являлись бездушными манекенами. Адам и Ева не знали добра и зла, а без этого просто невозможно иметь душу. Ведь душа – это эмоции, чувства и желания. Добро и зло Адам и Ева познали лишь после того, как отведали яблоко с запретного дерева. Что получилось в итоге? Их выгнали из Рая, отправив к остальному человечеству. Только не говорите, что Адам и Ева были первыми и единственными людьми, от которых пошёл весь человеческий род. Такое невозможно в принципе.
О чём?
В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.
Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.
Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.
Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.
О произведении
1894 год. Именно в это время происходит вхождение Бальмонта в большую литературу. Он познакомился с ведущими поэтами конца XIX века: символистами Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и Валерием Брюсовым, который отметил в Бальмонте «иступленную любовь к поэзии».
Стихотворение «Одна есть в мире красота…» вошло в первый поэтический сборник поэта — отправную точку его блестящего литературного пути — поэтическую книгу «Под северным небом» (всего за свою долгую творческую деятельность Бальмонт издаст 35 поэтических сборников!). Основные темы сборника, который вышел в самом начале 1894 года в Петербурге, отвечали популярным в конце века декадентским настроениям в поэзии: это мотивы упадка, одиночества, поэтизация смерти («смерть встречай как лучшей жизни весть») и печали (не зря Бальмонт взял в качетсве эпиграфа к сборнику цитату из австрийского поэта Николауса Ленау: «Божественное в жизни всегда являлось мне в сопровождении печали»).
Стихотворение «Одна есть в мире красота…» заметно выделялось среди прочих текстов сборника, написанных в символистском духе. Молодой Бальмонт коснулся темы веры человека, которая будет волновать его на протяжении всего его жизненного и творческого пути.
В своем раннем стихотворении Бальмонт подчеркивает бесконечное нравственное совершенство Христа. Именно в этом совершенстве, в жертвенности, в бесконечной любви к ближнему — истинная красота, в отличие от внешней «красивости», которую, например, можно увидеть у статуй античных богов или в поразительных природных ландштафтах.
Еще в одном своем раннем стихотворении Бальмонт подкрепляет свои мысли: «Ужели маловерным непонятно. Что правда — только в образе Христа? Его слова звучат светло и внятно: «Я — жизни смысл, печаль и красота…».
Однако в своих суждениях о Христе поэт не был последовательным. Прежде чем вернуться к такому восприятию Спасителя и всецело христианскому мироощущению, Бальмонту пришлось пройти долгий и тернистый путь…
Автор
Бальмонт Константин Дмитриевич. 1892 г.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) – один из самых видных поэтов-символистов Серебряного века, критик и таланливый переводчик, знавший более 10 языков. К моменту написания стихотворения «Одна есть в мире красота…» двадцатисемилетним Бальмонтом уже были сделаны переводы многих западноевропейских авторов, например, немца Генриха Гейне, француза Альфреда де Мюссе и англичанина Перси Биши Шелли
В 1894 году Бальмонт выполнил грандиозный перевод «Истории скандинавской литературы» с датского языка, что стало важной вехой в развитии русского литературоведения
В дальнейшем поэт возьмется за переводы Эдгара По, Оскара Уайльда, испанских драматургов Педро Кальдерона и Лопе Де Вега, переведет поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре» с грузинского, а после путешествия в Японию (Бальмонт был заядлым путешественником, которому удалось посетить множество экзотических уголков, например, Океанию, Цейлон и Новую Зеландию) взялся за адаптацию японских хокку.
Оскар Уайльд. «Баллада Рэдингской тюрьмы». Перевод К. Д. Бальмонта; Обложка Модеста Дурнова. Скорпион, 1904.
Однако несмотря на свою любовь к дальним странам, Бальмонт был преданным поклонником и почитателем русской культуры, в которую тоже внес немалый вклад, создав, к примеру, поэтический перевод «Слова о полку Игореве». Бальмонт признавался: «Я люблю Россию и русских. О, мы, русские, не ценим себя! Мы не знаем, как мы снисходительны, терпеливы и деликатны. Я верю в Россию, я верю в самое светлое её будущее».