Константин бальмонт ~ август (как ясен август, нежный и спокойный…) + анализ

Анализ любого произведения бальмонта. стихи бальмонта – анализ

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь как самое сильное чувство, побуждающее к действию и рождающее саму жизнь.

Основная мысль стихотворения – призыв любить, ведь только любящий может быть счастлив. Поэт объясняет свою философскую мысль параллелями из культурного наследия человечества, которые нужно увидеть в подтексте.

Стихотворение имеет композицию классического сонета, то есть в нём есть сюжетно-эмоциональный перелом, который происходит между катренами и терцетами. Первый катрен – повторение лирическим героем призывов к любви самой природы. Второй катрен не отрицает призыва любить, но показывает заключённое в нём противоречие. Есть ли смысл любить, если жизнь коротка. Любовь сопряжена с болью и смертью.

К. Бальмонт и символизм

Поэт родился в эпоху, названную в литературе Серебряным веком. Буйство течений и направлений не могло не увлечь молодого поэта. Изо всех направлений наиболее близким Бальмонту оказался символизм. Именно в ключе символизма создано стихотворение, анализ которого мы будем проводить.

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» не будет полным без знания некоторых особенностей этого направления в литературе.

Название «символизм» происходит от французского слова. Именно во Франции и зародилось это течение. Его отличительными чертами были поиск особой формы, выражение эмоций символическими образами. Поэзия данного жанра должна была воспевать мистические душевные порывы. Не поучать, но увлекать.

Анализ стиха

Анализ стиха Анализ — история создания, мысли автора, и прочее Поспевает брусника. Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь, за синее Море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся, И заплачет спросонья. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии

Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Образы и символы

«Я всему молюсь» — эпиграф к сборнику «Только любовь», который был взят автором из романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Сборник стихов «Только любовь», куда входит произведение «Золотая рыбка», характеризуется направленностью автора к новым впечатлениям и чувствам.

Путь лирического героя данного цикла – это часть пути всеобщего, мирового. Лирический герой находится в духовном поиске, стремится к познанию, к приобщению к вечному через творчество и любовь.

Лирическим героем стихотворения «Золотая рыбка» является сам автор, от чьего лица ведётся повествование, кто впускает нас в чарующий мир чудес и волшебства.

Золотая рыбка является основным образом произведения. Она исполнительница желаний. Рыбка является символом просветления, символом новых возможностей, начинаний.

Золотой цвет также символичен. Он является цветом мудрости, цветом солнца. Солнце часто встречается в произведениях автора. Оно для поэта ассоциируется с недосягаемой мечтой.

Также в стихотворении присутствует образ луны. Луна – это зеркало, которое отражает солнечный свет.

В контексте данного стихотворения луна является отражением волшебства; именно при лунном свете природа раскрывает свой сокровенный смысл, своё чарующее нутро. При лунном свете природе не страшно раскрыть себя, луна является защитой, покровом.

Всё творчество Бальмонта отличается особой музыкальностью. Музыка для автора – это особая суспензия, которая заливает, заполняет каждое произведение поэта, в ней растворяются все другие ингредиенты, объединяются, создавая совершенно новый, единый, гармоничный продукт на выходе.

Очень символично то, что в данном произведении «звучит музыка» и от скрипок, и от самой рыбки. Скрипка, которую считают самым «тонким», чувственным инструментом, издаёт приятные звуки, сплетающиеся с музыкой от рыбки, то есть музыкой чудес, музыкой души, бесшумной, но волнующей. Нередко, описывая чувственные переживания человека, упоминают о струнах души, что даёт основание уверенно провести параллель между душой и скрипкой. Данное предположение придаёт стихотворению дополнительный сакральный смысл.

Россия

Есть слово — и оно едино.

Россия. Этот звук — свирель.

В нем воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Береза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг,

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлит злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отвергшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная,

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовет к раскрытости весна.

От солнца — ласка властелина,

Весь мир — одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина.

О чем томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого взыскую,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную —

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,

Качнув подснежник, ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Весенним солнцем разогрет,

Мой край в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого в мире счастья нет.

1923 год

*****

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь как самое сильное чувство, побуждающее к действию и рождающее саму жизнь.

Основная мысль стихотворения – призыв любить, ведь только любящий может быть счастлив. Поэт объясняет свою философскую мысль параллелями из культурного наследия человечества, которые нужно увидеть в подтексте.

Стихотворение имеет композицию классического сонета, то есть в нём есть сюжетно-эмоциональный перелом, который происходит между катренами и терцетами. Первый катрен – повторение лирическим героем призывов к любви самой природы. Второй катрен не отрицает призыва любить, но показывает заключённое в нём противоречие. Есть ли смысл любить, если жизнь коротка. Любовь сопряжена с болью и смертью.

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Жанр, направление, размер

Данное лирическое произведение относится к такому жанру как элегия. Нет, стихотворение «Золотая рыбка» совсем не печальное, но оно повествует о сокровенном, о волшебном, близком каждому из нас, о мимолётном и чудесном.

Бальмонт – поэт-символист. В его поэзии ярко просматривается тенденция бегства от реальности, стремление в прекрасное царство мечты. Как и все символисты, он выражает невыражаемое в своих произведениях, но, в отличии от них же, он пишет не о «человеческом», а об общем, то есть о мечте, о чуде, о вечности, о мгновении…

Многие современники поэта утверждали, что он уже рождён был символистом.

Размер стихотворения «Золотая рыбка» интересный, распевный: чередуются четырёхстопный и трёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Камыши

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают, — и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик,

То Месяц багровый печально поник.

И тияой запахло. И сырость ползет.

Трясина заманит, сожмет, засосет.

«Кого? Для чего?» — камыши говорят.

«Зачем огоньки между нами горят?»

Но Месяц печальный безмолвно поник.

Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

*****

Русский язык

Язык, великолепнейший наш язык,

Речное и степное раздолье.

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.

Березовая роща, свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий на дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг, за лесом, на горе.

Про Соловья-разбойника былины.

«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.

В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.

Сто зим в зиме. Проворные салазки.

Бежит савраска мирною рысцой.

Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.

Родимый дом. Тоска острее стали.

Здесь хорошо. А там смотри, смотри.

Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.

Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?

Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.

Из тесноты идут вразброд дороги.

Как хорошо в чужих краях вздохнуть

О нем — там в синем, — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.

В размах грозы сцепляются зарницы.

К Царь-граду не ходил ли наш Олег?

Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,

Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»

Тебя потопит льдяная река,

Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра

Не удержать в окованном вертепе,

Пойдешь ты в путь дорогою Петра,

Чтоб брызг морских добросить в лес в степи.

Гремучим сновиденьем наяву,

Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,

Венчая полноводную Неву

С янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал.

Зальешь и запоешь умы и страны.

Не твой ли он, колдующий Байкал,

Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,

Свой говор, златозвонкий, среброкрылый,

До той черты, где Тихий океан

Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,

Как радуга над нашим водоемом.

Ты в черный час вместишься в малый вздох.

Но завтра — встанет! С молнией и громом!

3 июля 1924 года, Шатэлейон

LiveInternetLiveInternet

Константин Дмитриевич Бальмонт

Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не хотели цветов, И вы не расслышали слов.

Я был вам призывом к борьбе, Для вас я забыл о себе, Но вы, не увидев огня, Оставили молча меня.

Когда ж вы порвали струну, Когда растоптали весну, Вы мне говорите, что вот Он звонко, он нежно поет.

Но если еще я пою, Я помню лишь душу мою, Для вас же давно я погас, Довольно, довольно мне вас.

Стихотворение «Довольно» имеет весьма интересную историю создания. Как пишет в мемуарах Е. А. Андреева, вторая жена К. Д. Бальмонта, оно представляет собой быструю гневную импровизацию на поведение слушателей.

Екатерина Андреева

Выступая на лекции по современной поэзии перед русскими слушателями в Париже в 1903 году, Константин Дмитриевич прочел стихи К. К. Случевского, но был освистан. Публика не пожелала слушать произведения человека, который служил редактором Правительственного вестника, издававшегося при Главном управлении по делам печати. Эта организация считалась высшим цензурным органом в дореволюционной России. Бальмонт рассердился и спросил у публики, чего же она хочет: «Некрасова. – Но он был картежник, Фет – помещик, Толстой – граф», — вспоминает Екатерина Алексеевна. Однако слушатели попросили поэта читать собственные стихи, на что тот разразился следующими строками:

Я был вам звенящей струной, Я был вам цветущей весной, Но вы не хотели цветов, И вы не расслышали слов.

За резкими речами поэта публика не почувствовала шпильки в свой адрес, поэтому встретила эпиграмму бурными овациями. Затем стихотворение появилось в шестом номере журнала «Новая жизнь» без заглавия.

Как и во многих других произведениях, центральной фигурой выступает персона самого автора. Поэт-светоч, чье высокое предназначение – зажигать сердца людей пламенными стихами, оказался недооцененным:

Но вы, не увидев огня, Оставили молча меня.

Лирический герой разочарован толпой, он отворачивается от неблагодарных людей, провозглашая отныне только собственную душу источником вдохновения. В этом чувстве он близок герою произведения А. С. Пушкина «Поэт и толпа», которое так же высмеивает низменные требования непосвященных к поэтическому таланту.

И пушкинский герой, и творец Бальмонта показывают себя гордыми и надменными носителями чудесного дара, но не желают делиться им с чернью. Стихи поэтов перекликаются:

И толковала чернь тупая: Зачем так звучно он поет? (А. С. Пушкин)

Когда растоптали весну, Вы мне говорите, что вот, Он звонко, он нежно поет. (К. Д. Бальмонт)

Таким образом, на примере произведения «Довольно» читатель может убедиться, что во все времена творцы сталкиваются с одними и теми же проблемами, непониманием и невежеством толпы.

pishi-stihi.ru

LiveInternetLiveInternet

Константин Дмитриевич Бальмонт

Сонет

Как ясен Август, нежный и спокойный, Сознавший мимолетность красоты. Позолотив древесные листы, Он чувства заключил в порядок стройный.

В нем кажется ошибкой полдень знойный,- С ним больше сродны грустные мечты, Прохлада, прелесть тихой простоты И отдыха от жизни беспокойной.

В последний раз, пред острием серпа, Красуются колосья наливные, Взамен цветов везде плоды земные.

Отраден вид тяжелого снопа, А в небе журавлей летит толпа И криком шлет «прости» в места родные.

Стихотворение «Август» (1894 г.) содержится в сборнике «Под Северным небом». Если представить эту книгу как времена года, то этот сонет занимает свое точное место – ближе к концу сборника. Оно как мимолетная фотография фиксирует мгновение уходящего лета, прекрасную, но немного грустную картину.

Этот сонет имеет структуру, которую можно представить в виде схемы abba abba cdd ccd. В катренах преобладают мужские окончания, в терцетах мужские рифмы чередуются с женскими. Это создает особую мелодичность стиха.

В стихотворении автор выступает как наблюдатель. Находясь по ту сторону объектива, он, однако, незримо присутствует в строках. Благодаря его отношению и читателю передается настроение тихой светлой грусти, которую вызывают гаснущие краски лета.

Все чувства и ощущения в стихотворении смягчены. Вроде бы выражение восхищения заключено в первой строке: «Как ясен Август,…». Однако, вместо восклицательного знака автор ставит запятую, продолжая: «…нежный и спокойный…». Это сразу настраивает не на бойкий лад, а на умиротворение и созерцание. Автор не собирается демонстрировать пестрые картинки, наполненные солнечными зайчиками и яркой зеленью, которую ожидают от летних пейзажей. В центре внимания поэта процесс постепенного угасания, изменения природы к более спокойному состоянию. Перед мысленным взором русского читателя рисуются родные просторы, приобретающие благородную палитру золота. Оттенки этого цвета повсюду – в листьях и деревьях, плодах и снопах. Автору даже не нужно упоминать цвета, воображение с помощью узнаваемых образов дополнит картину.

Стихотворение очень музыкально. Но в отличие от других произведений цикла («У фьорда», «Зарница», «Норвежская девушка» и т. п.), чьи ритмы напоминают бег бурного весеннего потока, мелодия «Августа» похожа на медленное течение равнинной реки. Здесь нет взрывных аллитераций, резких повторов, внезапных пауз. Вместо этого движение стиха плавное и равномерное. Повторяются мягкие сонорные согласные; цепочки созвучий «спокойный – стройный – знойный», «наливные – земные – родные» формируют ровное звучание. Легко представить, как теплым августовским вечером эти слова плывут в воздухе, исполняемые негромким голосом как протяжная песня.

Название месяца в сонете дано с большой буквы. Часто К. Д. Бальмонт так поступает, когда олицетворяет нечто – стихию, дух или чувство. Август здесь служит символом человеческой зрелости. Проникая вглубь этого образа, читатель может обнаружить сходство между последним летним месяцем и человеком, пережившим бурную юность и вступившим в пору мудрости. Такой человек действительно другой: «Он чувства заключил в порядок стройный», узнал «прелесть тихой простоты».

Таким образом, поэт снова спрятал глубокий смысл в привычный живописный образ, чем нельзя не восхищаться.

pishi-stihi.ru

Константин Бальмонт ~ Август (Как ясен Август, нежный и спокойный…) + Анализ

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

Величайший русский поэт, символист, тонкий лирический певец, классик литературы Серебряного века. Автор множества поэтических сборников, статей и очерков.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942) недавно публиковал (посмотреть все)

  • Константин Бальмонт ~ Август (Как ясен Август, нежный и спокойный…) + Анализ — 23.08.2021
  • Константин Бальмонт ~ Белый пожар (Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя…) (+ Анализ) — 22.08.2021
  • Константин Бальмонт ~ В синем храме — 11.11.2020

Август

Как ясен Август, нежный и спокойный, Сознавший мимолетность красоты Позолотив древесные листы, Он чувства заключил в порядок стройный.

В нем кажется ошибкой полдень знойный, С ним больше сродны грустные мечты, Прохлада, прелесть тихой простоты И отдыха от жизни беспокойной.

В последний раз, пред острием серпа, Красуются колосья наливные, Взамен цветов везде плоды земные.

Отраден вид тяжелого снопа, А в небе журавлей летит толпа, И криком шлет «прости» в места родные.

Год написания: 1894

Короткие стихи Бальмонта Стихи Бальмонта о природе

Анализ стихотворения Бальмонта «Август»

Стихотворение «Август» (1894 г.) содержится в сборнике «Под Северным небом». Если представить эту книгу как времена года, то этот сонет занимает свое точное место – ближе к концу сборника. Оно как мимолетная фотография фиксирует мгновение уходящего лета, прекрасную, но немного грустную картину.

Этот сонет имеет структуру, которую можно представить в виде схемы abba abba cdd ccd. В катренах преобладают мужские окончания, в терцетах мужские рифмы чередуются с женскими. Это создает особую мелодичность стиха.

В стихотворении автор выступает как наблюдатель. Находясь по ту сторону объектива, он, однако, незримо присутствует в строках. Благодаря его отношению и читателю передается настроение тихой светлой грусти, которую вызывают гаснущие краски лета.

Все чувства и ощущения в стихотворении смягчены. Вроде бы выражение восхищения заключено в первой строке: «Как ясен Август,…». Однако, вместо восклицательного знака автор ставит запятую, продолжая: «…нежный и спокойный…». Это сразу настраивает не на бойкий лад, а на умиротворение и созерцание. Автор не собирается демонстрировать пестрые картинки, наполненные солнечными зайчиками и яркой зеленью, которую ожидают от летних пейзажей. В центре внимания поэта процесс постепенного угасания, изменения природы к более спокойному состоянию. Перед мысленным взором русского читателя рисуются родные просторы, приобретающие благородную палитру золота. Оттенки этого цвета повсюду – в листьях и деревьях, плодах и снопах. Автору даже не нужно упоминать цвета, воображение с помощью узнаваемых образов дополнит картину.

Ещё по теме: Константин Бальмонт ~ Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…

Стихотворение очень музыкально. Но в отличие от других произведений цикла («У фьорда», «Зарница», «Норвежская девушка» и т. п.), чьи ритмы напоминают бег бурного весеннего потока, мелодия «Августа» похожа на медленное течение равнинной реки. Здесь нет взрывных аллитераций, резких повторов, внезапных пауз. Вместо этого движение стиха плавное и равномерное. Повторяются мягкие сонорные согласные; цепочки созвучий «спокойный – стройный – знойный», «наливные – земные – родные» формируют ровное звучание. Легко представить, как теплым августовским вечером эти слова плывут в воздухе, исполняемые негромким голосом как протяжная песня.

Название месяца в сонете дано с большой буквы. Часто Константин Бальмонт так поступает, когда олицетворяет нечто – стихию, дух или чувство. Август здесь служит символом человеческой зрелости. Проникая вглубь этого образа, читатель может обнаружить сходство между последним летним месяцем и человеком, пережившим бурную юность и вступившим в пору мудрости. Такой человек действительно другой: «Он чувства заключил в порядок стройный», узнал «прелесть тихой простоты».

Тема стихотворения «Камыши» Бальмонта

Тему стихов определить сразу довольно трудно. Если исходить из названия, перед нами — образец пейзажной поэзии. Но углубляясь в произведение, сразу видим, что речь не о пейзаже, и воспевания красоты растений мы здесь не найдем. Тема совсем другая: «О чем шепчут камыши лунной ночью»?

Но этим не ограничиваются поднятые в поэзии вопросы. Тема загадочности природы, недоступных людям знаний благодаря метафорам плавно переходит на душу лирического героя и человечества в целом. Что же такое, этот «бесшумный шепот камышей»? Разговор? Чувства? Ответ будет правильный, если мы выберем любой из этих вариантов. Но наиболее точное определение — это, скорее всего, мысли. Шепот камышей — это мыслительный процесс. Мысли бесшумны, но не стихают ни на минуту. Именно в мыслях рождаются вопросы и образы: слуховые, зрительные и даже тактильные.

Произведение написано в мистическом ключе. Загадочный «разговор» камышей — образ, скорее, слуховой, чем зрительный. Далее сделаем подробный анализ стихотворения.

Композиция

В первой части стихотворения мы видим спокойное и размеренное описание природы, легкое и мелодичное описание зимнего леса заставляет читателя погрузиться в то зимнее волшебство, которое старается донести нам автор. Он как художник рисует картину, глядя на которую, мысленно переносишься туда.

Во второй части стихотворения мы видим более яркие краски, и изначальная тишина уходит на второй план. Начинает присутствовать некая мистика.

Автор использует ряд риторических вопросов, которые придают некую активность тексту.

Но, достигнув кульминационного момента, резко обрывается, уступая снова место прекрасному отдыху и умиротворению природы.

Лирический герой выступает простым наблюдателям этой зимней сказки.

Большое количество критиков отмечали в творчестве Бальмонта использование именно музыкального стиля написания, благодаря которому Бальмонту удалось в строках своей поэзии показать всю певучесть и красоту русского языка.

В заключительной части стихотворения поэт снова возвращается к тихому и нежному повествованию, описывая прекрасную дремоту зимней природы, используя видоизмененные слова и образы из первой строфы.

Бальмонт использует достаточно расплывчатые образы, что придает тексту некую воздушность и невесомость.

Для придания таинственности и романтичности, автор прибегает к использованию выразительных средств языка.

Все вместе это создает гармоничную и законченную картину, которую хочется перечитывать снова и снова.

Тропы, жанр и рифма

Стих написан в жанре сонета и относится к пейзажной лирике, имея линейное развитие композиции и комбинированную структуру – два катрена и две терцета (строфа из трех строк).

В первых двух строфах рифмовка комбинированная – кольцевая и смежная (2 и 3 строчки) – (спокойный – красоты – листы – стройный), где рифмы открытые и закрытые. Последние две строфы рифмуются сложно и их проще соединить в одну (серпа – наливные – земные – снопа – толпа – родные). Видим рифму 1 – 4 и 5 строки, а также 2 – 3 и 6 строчек.

Средства художественной выразительности:

  1. Метафоры (журавлей толпа, позолотив листы).
  2. Эпитеты (земные плоды, наливные колосья, грустные мечты).
  3. Олицетворение Август нежный и спокойный (это олицетворение, так как последний месяц лета написан автором с большой буквы).

Бальмонт в произведении, через чувства лирического героя, хорошо передает свою любовь к августу, прописывая её с помощью лирических строк.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: