Анализ стихотворения есенина видно так заведено навеки

Сергей есенин 📜 видно, так заведено навеки - читать и слушать стих +заказать анализ

Темы и проблемы

  1. Основная тема стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» — быстротечность молодости. Поэт не просто вспоминает свою юность, но и осознает, что эта благословенная пора больше не повторится, а ведь именно с ней он связывал надежды и ожидания лучшего будущего.
  2. Тема прекрасной и «благословенной» юности тоже играет важную роль в произведении. Есенин с любовью и ностальгией описывает то, что он чувствовал в молодости. Бешеная скачка на розовом коне — вот то ощущение, по которому теперь лишь томится лирический герой.
  3. Определяющей проблемой этого стихотворения стала тоска по юности. Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны сновидению. Теперь уже ничего не исправить и не изменить. Впереди лишь увядание осени, которая не заменит «половодья чувств» весенней поры.
  4. Проблема равнодушия и холодности не дает покоя поэту в последние годы его жизни. Под влиянием увядания он изменился: стал менее эмоциональным, «скупым в желаньях».

Стихи Есенина о природе

Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.

Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.

Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…

Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.

Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.

Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.

На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.

Декабрь 1924

***

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?

1918 г.

***

Поет зима, аукает…

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910 г.

***

Зима

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

***

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

***

Восход солнца

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

1911-1912 гг.

***

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

1915 г.

«Видно, так заведено навеки…»

Видно, так заведено навеки -К тридцати годам перебесясь,Всё сильней, прожженные калеки,С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,И земля милей мне с каждым днем.Оттого и сердцу стало сниться,Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,И недаром в липовую цветьВынул я кольцо у попугая -Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.Сняв с руки, я дал его тебе,И теперь, когда грустит шарманка,Не могу не думать, не робеть.

В голове болотный бродит омут,И на сердце изморозь и мгла:Может быть, кому-нибудь другомуТы его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,Он тебя расспрашивает сам,Как смешного, глупого поэтаПривела ты к чувственным стихам.

Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.Только горько видеть жизни край.В первый раз такого хулиганаОбманул проклятый попугай.

Стихотворение Есенина С.А. — Видно, так заведено навеки…

См. также Сергей Есенин — стихи (Есенин С. А.) :

Вижу сон. Дорога чёрная…
Вижу сон. Дорога чёрная. Белый конь. Стопа упорная. И на этом на коне…

Официальная «биография» стихотворения «Видно, так заведено навеки» проста – написано июльским летом 1925 года в Константиново, а впервые напечатано в «Бакинском рабочем». Далее вошло в первый том собраний сочинений Есенина, в начале осени 1925 пошло на печать в Госиздат и ноябре этого же года вышло. Гораздо интересней анализ стихов в попытке отгадать загадку этих строк.

В чем же загадка? Буквально через пару месяцев после написания стихотворения Сергей Есенин женится на Софье Толстой, в самом же произведении указывается на реальный случай с кольцом и попугаем, значит, в нём говориться о Софье, своей будущей жене.

Случай был простой, Есенину кольцо (большой размер и медное) вынул у цыганки-гадалки попугай, Сергей его в шутку подарил Софье. Так и додарился до свадьбы. Кстати, Толстая носила это кольцо после смерти Есенина ещё много лет. Этот момент в стихах на 100% подтверждает, что стихотворение писалось как послание Софье. Но такие строки пишут не перед свадьбой, а перед разводом!

Варианта два – либо это ревность к прошлому Толстой, так как ещё встречаясь с Есениным она не могла сделать свой выбор между ним и Пильняком (второй ухажёр):

Либо пророческие строки. Мне по сердцу вариант №2, так как Софья стала последней женой Сергея – раз, да и брак складывался тяжело, да так и не сложился. Сначала Есенина не хотели прописывать в Толстой, так как её жильё было по-пролетарски «уплотнено» и Сергею сразу отказали в прописке из-за «отсутствия специальности».

Пришлось доказывать, что ты поэт, но и после прописки Есенин в доме Толстых

Именно от Толстых его злым роком позвал Англетер, а между свадьбой и смертью Сергей успел побывать в психоневрологической больнице.

Сергей Есенин прожил после написания полгода, Софья Толстая-Есенина ещё 32 года (умерла в июне 1957 года), значит, вместе сгореть не получилось или сгорела только любовь? Более всего стихотворение напоминает прощание с Софьей, но тогда странно выглядит прощание ещё до свадьбы… .

Ответы на все вопросы мог бы дать только Есенин, нам же остаётся лишь вслепую раскладывать пасьянс, пытаясь найти ответ с помощью скупой биографии поэта и собственного воображения.

К тридцати годам перебесясь, Всё сильней, прожженные калеки, С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать, И земля милей мне с каждым днем. Оттого и сердцу стало сниться, Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая, И недаром в липовую цветь Вынул я кольцо у попугая — Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка. Сняв с руки, я дал его тебе, И теперь, когда грустит шарманка, Не могу не думать, не робеть.

В голове болотный бродит омут, И на сердце изморозь и мгла: Может быть, кому-нибудь другому Ты его со смехом отдала?

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Небо и звезды»

С детства Лермонтов отличался не только мечтательностью, но и замкнутостью. Его внутренний мир был настолько богатым и разнообразным, что будущий поэт вполне справедливо полагал — он рискует быть непонятым теми, кто находится рядом. Приоткрыть дверь в собственную душу Лермонтов мог лишь в стихах, доверяя бумаге свои самые сокровенные мысли и чувства.

Стихотворения-рассуждения характерны для раннего периода творчества поэта. К ним относится и произведение под названием «Небо и звезды», написанное в 1931 году. В свои 17 лет поэт остро ощущает, что глубоко несчастлив. Он тщетно пытается найти причины такого душевного состояния, и приходит к выводу, что виной всему его особенная, утонченная натура, которая способна чувствовать даже то, что другим не под силу. Именно по этой причине, любуясь ночным звездным небом, автор поражается его безмятежности и умиротворенности. Оно напоминает Лермонтову о счастливых детских годах, проведенных в родительском доме, когда жизнь казалась полной открытий и удивительных событий. Именно по этой причине, обращаясь к своему молчаливому собеседнику, поэт восклицает: «О! для чего мне нельзя и подумать: звёзды, вы ясны, как счастье моё!».

Лермонтов пытается понять, почему именно он чувствует себя несчастным, однако для этого нужно честно и прямо признаться себе во многом. Этого юный поэт сделать пока не в состоянии, поэтому он убежден, что все его беды происходят лишь из-за того, что он – человек. Безмолвные и холодные звезды на черном небе не могут чувствовать и страдать, они лишены эмоций. Человеку в этом отношении гораздо сложнее, потому что он не в состоянии оставаться равнодушным, когда болит душа. Сам Лермонтов, несмотря на юный возраст, уже успел это испытать в полной мере, став жертвой кокетства Екатерины Сушковой. Неразделенная любовь – еще одна причина, по которой юный поэт не может просто так восхищаться звездным небом и получать удовольствие от романтической ночи, совершенной в своей тишине.

Безусловно, Лермонтов не лишен чувства прекрасного, и он понимает, насколько этот мир красив и безупречен

Однако эстетический аспект в данном случае не интересует юного поэта, который обращает внимание на самые неприятные и коварные черты человеческой натуры. «Люди друг к другу зависть питают», — отмечает автор, подчеркивая при этом, что ему хочется занять место небесной звездочки, чтобы избавить себя от душевных терзаний. Анализы других стихотворений

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Снег идет»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Снежное вино»
  • Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Сожженное письмо»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Солнце»

Чисто вечернее небо,

Ясны далекие звезды,

Ясны как счастье ребенка;

О! для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое!

История создания

Произведение было выпущено в свет в 1964 г., в этом же году русского поэта выгнали из института. Молодой человек только начинал серьезно заниматься творчеством, хотя первое своё стихотворение он написал, когда ему едва исполнилось 6 лет.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)

В 1967 г. творение «Звезда полей» вошло в соименный сборник.

Учитывая то, что поэт родился и жил в Архангельской области, в произведении ярко прослеживаются северные пейзажи. Рубцов рассказывает о своих жизненных проблемах и переживаниях.

Речь идёт о том, что литератор познал все трудности войны и пребывания в детдоме.

Анализ стихотворения «Закружилась листва золотая…»

В стихотворении «Закружилась листва золотая…» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная. Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке. Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая. Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера. «Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

История создания произведения

Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну. А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения – скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведения Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна. Автор с нежной грустью вспоминает былые времена « Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.» Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката – вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Анализ стихотворения Есенина «Видно, так заведено навеки…»

Произведение, созданное в середине лета 1925 г., воспроизводит реальный случай из есенинской биографии. «Попугаево» кольцо, которое теперь принадлежит музейной коллекции, бережно хранила последняя супруга поэта Софья Толстая. Именно она была участницей сцены, описанной в стихотворении, и прототипом его лирической героини.

Зачин открывается сообщением о возрасте лирического субъекта, и конкретная цифра упоминается во втором четверостишии. Временная отметка символизирует период сомнений и переоценки ценностей, который современные психологи называют кризисом среднего возраста. Какие чувства овладевают лирическим «я» на этапе жизненной зрелости? Он ощущает себя иным, чем в молодости, – спокойным, мудрым, готовым принять несовершенства окружающего мира. Умиротворенное состояние души метафорически уподобляется «розовому огню».

Упомянутый выше троп основан на ассоциации эмоционального портрета личности с пламенем. Он является частью оригинального иносказательного ряда, объединенного общей семантикой. Герой называет своих ровесников, познавших житейские невзгоды, «прожженными калеками». С огнем отождествляется и новая любовь. Характеристика искреннего и мощного чувства выражена афоризмом «гореть сгорая».

Появление кольца, символа гармоничного брака, не случайно: в глазах героя оно выступает гарантом грядущего счастья. Однако заунывная мелодия шарманки вселяет сомнения, для изображения которых поэт привлекает природные образы болота, мглы и изморози.

Передача кольца сопернику предваряет воображаемую картину измены. Доминантой эпизода становится издевательский смех, а ключевым определением – эпитет «смешной», примененный для самохарактеристики лирического «я».

Предположение, что любовь оказалась очередной иллюзией, не в состоянии удручить субъекта речи. Он смиряется с неверностью и насмешками, испытывая только горечь разочарования. В финальном двустишии возрастают иронические интонации: герой досадует на попугая, ловко обманувшего завзятого хулигана.

В поздних есенинских стихотворениях набирает силу мотив стоицизма. Предательство близких и одиночество не приводят к озлоблению. Субъект речи, «безжалостно привыкший» к жизненным диссонансам, благодарит судьбу за светлые минуты. Новый девиз остепенившегося хулигана – жить «легче» и «проще», смиряясь с недостатками земного бытия.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Тема и идея

Главная тема стихотворения — Родина. Поэт тосковал по селу, в котором он вырос, рассказывал о своей привязанности к дому, отцу и матери. Эта тема присутствует во всем творчестве Сергея Александровича. Отечество значит для него очень много, ведь в этом понятии заключается все то, что он любит и помнит с малых лет. Поэт тоскует по отчему дому, испытывает грусть, поэтому предается воспоминаниям о природе, среди которой раньше жил, рисует перед читателем иллюстрации прекрасной «голубой Руси» с ее красотой. Вспоминает оставленный дом и мать, которая стала заметно старее.

Родина для Есенина заключалась во всем, что было вокруг: и в березняке, и в цвете яблони, и в клене, который стережет Русь. Семья и Родина всегда были святынями для Сергея. Эти понятия неразделимы, ведь как невозможно забыть отца и мать, так и нельзя стереть память о том, откуда ты родом.

Поэт также поднимает социальные вопросы. После переезда перемены начались не только в жизни Есенина, но и в образе той самой Руси. В стране происходила смена власти, поэтому Сергей понимал, все уже не будет по-старому, все, что остается, — это воспоминания. Перемены коснулись всего, даже когда-то казавшихся нерушимыми основ патриархальной сельской жизни.

Ключевая идея стихотворения — человек не может жить без своих корней. Семья, традиции и места, где он вырос, становятся духовной опорой для личности на всю ее жизнь. Без памяти об этом человек кажется одиноким и беззащитным перед трудностями, что готовит судьба

Оттого и важно хранить эти ценности, не позволяя кому-то их разрушить

Мысли поэта были сосредоточены не только на личных волнениях, но и на общественных. По его мнению, революция не могла спасти крестьянство, она лишь подавляла его, навсегда меняя образ села. В 1918 году автор не мог дать точную оценку происходящему, ведь новая страна только начинала свой путь. Поэтому в произведении видно не протест системе или ее осуждение, а лишь грусть по прошедшим временам и слабый страх настоящего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: