Анализ стихотворения фета лес

Природа в поэзии фета. «я пришел к тебе с приветом…»

Художественные средства

Фет рисует образ ночи, пытаясь остановить мгновение, запечатлеть его в слове. Он редко использует сравнения, образность создается метафорами, эпитетами, порядком слов в предложении, именными восклицательными предложениями. Это делает стихотворение Фета безошибочно узнаваемым и незабываемым.

Эпитеты и метафоры

Образные сравнения и олицетворения передают восхищение поэта картиной весенней ночи. Они являются отражением глубоких эмоций лирического героя. Например:

  • «из царства льдов, …как свеж и чист твой вылетает май» — новизна и чистота природы в эту ночь навевают автору мысль, что май — существо не от этого мира, рожденное в неведомых снежных краях, он лишь мимолетный гость русской весны;

  • «звезды… в душу смотрят вновь» — небесные светила соединяются с духом человека под необыкновенным действием прекрасной ночи;

  • «в воздухе… разносится тревога и любовь» — воздух становится не просто физическим веществом, а духовным эфиром, в котором обитают сокровенные чувства;

  • «березы ждут» — образ березки как молодой девушки издавна жил в русских песнях, Фет запечатлел его в своей лирике задолго до Есенина.

Пейзажу придают выразительности эпитеты. Читая стихотворение, человек переносится в сад с деревьями, сплошь усеянными белыми цветами. Ночь, словно мягкая ласковая шаль, окутала плечи. Сначала взгляд обнимает всю ширь прекрасной равнины, затем обращается к небу, где созерцает луну и звезды, наконец, видит прекрасные березки. Эпитеты, используемые автором при создании стихотворения:

  • свеж и чист;
  • песня соловьиная;
  • дева новобрачная;
  • невольная песня;
  • полночный край;
  • полупрозрачный лист.

Синтаксические особенности

Фет мастерски пользуется безглагольным методом рисования словесных образов. Высшей точки этот способ достиг в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…», однако и в «Майской ночи» бросается в глаза именной характер предложений, особенно в первой половине стихотворения. Фет описывает движения души, а не действия.

Восклицательные предложения выражают спонтанность, неудержимый душевный порыв. Вся первая строфа состоит из восклицаний:

  • «Какая ночь!»;
  • «На всем такая нега!»;
  • «Благодарю, родной полночный край!»;
  • «…как… вылетает май!».

Восклицания передают мощные эмоции лирического героя. Ведь все душевные силы поэта при виде красоты расцвели, нежность и прелесть окружающего мира повелевают ему петь, а он не вправе отказать, ведь Фет — служитель красоты, «чистого искусства».

https://youtube.com/watch?v=vygB35SDqUg

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Тема

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подаёт лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесу один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых трудно разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: «всё гудёт и колышется».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и «мёртвые листы» уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника, «глашатая медного». Под образом странника, может быть, и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор ещё надеялся встретиться с ней снова.

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Афанасьевич Фет

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь», созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-дождь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье

Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть. Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

Текст: pishi-stihi.ru

Средства выразительности

Для придания стихотворению яркости и уникальности поэт задействовал ряд художественных приемов

К примеру, Фет часто использовал слово «еще», чтобы придать произведению параллелизма и обратить внимание к его основной мысли. Помимо этого, поэт текст полон традиционных тропов:

  1. Метафоры — «зарей гремит телега», «нега не успела снизойти», «соловей не смеет запеть» .
  2. Эпитеты — «душистая», «сизый», «пролетные», «живая», «степная»;
  3. Олицетворения — «солнце греет», «краснеет липа», «березняк желтеет».

В тексте также была использована антитеза, противопоставление третьей строфы первым двум.

Проанализировав стихотворение, можно уверенно сказать, что Фет — это настоящий художник природы. Ему под силу было запечатлеть ее самые незначительные, но такие прекрасные изменения. Это небольшое стихотворение дает возможность самому все прочувствовать и пропустить через себя все те эмоции, что наступают в преддверии весны, когда дышать становится легче и вся природа начинает постепенно пробуждаться от трех месяцев спячки.

Когда Афанасий Афанасьевич решил прийти с приветом?

Стихотворение стало для русского лирика поэтическим манифестом, монолог окрылённого юноши к любимой. Это произведение искусства появилось в 1843 году, тогда Афанасию было 23 года. В своём творчестве он передал всю нежность и романтизм того возраста. В этот период жизнь юнца ещё полна бесстрашия человеческого осуждения, смелости любовных поступков. Произведение сыграло важную роль в творчестве Фета. Поэт создал шедевр как гимн о вечной любви, которая никогда не угасает и всегда с героем. Впервые читатель ознакомился с ним в журнале, который назывался «Отечественные записки». Публикацию расположили на первой странице в качестве заглавия, и это о многом говорит. Журналы на такое место располагают только те материалы, которые они оценили по достоинству, считают достойным для публикации на самом видном месте. Эта публикация в очередной раз подчеркнула значимость вклада Фета в русскую литературу.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые, что мне листы». Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».

Привлекает внимание и интонация. Даже одинокая прогулка по лесу описывается как целая гамма чувств: “шумно, и жутко, и грустно, и весело”, а радость от услышанного звучания рога передаётся при помощи восклицательных предложений

Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «всё гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Средства выразительности

Для того чтобы проанализировать стихотворение нужно не только внимательно прочитать его

Важно понимать, какими способами автор описывает природу

В своей работе Фет использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта весна предстает душистой, а весть живой;
  • метафоры — у Фета заря гремит телегой, а нега не успевает снизойти;
  • олицетворение — у поэта солнце греет, а липа краснеет.

Фет использует лексический повтор слова «еще» и это позволяет подчеркнуть: весна еще не пришла, но ее наступление неизбежно, нужно только набраться терпения. Перемены не происходят моментально, только с наступлением теплых деньков снег начинает таять, и все вокруг меняется.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.

История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

Анализ стихотворения Фета «Хижина в лесу»

Стихотворение «Хижина в лесу» написано в 1855 году блестящим гвардейским офицером и утонченным лириком. На момент написания стихотворения А. А. Фет уже публиковался в журналах и получал на эти публикации положительные отзывы. Наряду с этим поэт делал успешную военную карьеру.

Стихотворение «Хижина в лесу» свидетельствует о том, что поэт переживал непростые времена, познал и предательство и разочарование. Произведение просто изобилует средствами художественной выразительности, это:

  • эпитеты – «колючий вихрь», «яркая полоса», «давняя уверенность», «одинокий путь» – ярко и образно характеризуют описываемые явления;
  • метафоры – «блеснул звездою», «ложится полосой», «переносит (заносит) сугробом» – позволяют емко передать главное свойство предмета;
  • эллипсис – «морозит – (поэтому) трудно продохнуть», «вот надежда (появилась)», «(значит) приют недалек», «голос (слышится) за стеной» – сокращают объем текста без потери смысла;
  • олицетворения – «тучи насунулися», «вихрь переносит», «луч, скользя, ложится»;
  • фразеологизм – «ни зги не видно»;
  • инверсия – «вихрь колючий», «приют знакомый», «с уверенностью давней», «сил нет», «умирать так безотрадно (тяжело)» «ответа нет, привета нет», «рвался я» – позволяющая сформировать размерность стиха;
  • риторические восклицания – «О, как… несносен!», «О, выйди!», «Это я!», «Напрасно!», «…ответа нет, привета нет!», «…сил нет … брести!» – отражают накал чувств, обманутые ожидания;
  • риторический вопрос – «Давно ль … рвался..?» – отражают досаду лирического героя;
  • умолчания – «Стучусь…», «Напрасно!..» – создают интригу и одновременно подчеркивают, как безмерно устал путник – ему трудно говорить пространно;
  • синонимы «безжизненно, бесстрастно» создают атмосферу мертвящего равнодушия, которое страшнее прямого отказа;
  • синтаксический параллелизм – «…ответа нет, привета нет … сил нет…», «так безжизненно, бесстрастно – так безотрадно»;
  • контекстные антонимы «умирать – далее брести»;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «ответа нет, привета нет», «блеснул звездою из-за сосен»: глухие звуки с и т передают ощущение безнадежности.

Метель является аллегорией жизненных невзгод, тяжелых испытаний, ситуации неопределенности – недаром автор использует оборот «ни зги не видно». Возможно, лесная хижина выступает аллюзией на семейный очаг, который автору не удалось разжечь в ту пору (напомним, что женился поэт лишь спустя два года). Даже описательная часть стихотворения наводит читателя на философские размышления, заставляет задуматься о хрупкости человеческих отношений.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Короткие стихи про весну для детей

После первых чисел марта природа начинает оживать, а время распускающихся листочков — это именно то самое время, когда стихи про весну для детей помогут вам донести до малыша весеннее настроение. Детишки с удовольствием читают красочные, простые рифмы о первой капели или нежных подснежниках в лесу.

Стихи про весну для детей, состоящие из одного четверостишья, можно учить с совсем маленькими детишками.

Кутерьма

Когда от весны удирала зима, Такая вокруг началась кутерьма И столько на землю свалилось хлопот, Что утром, не выдержав, тронулся лёд.

Орлов В.

По весне набухли почки И проклюнулись листочки. Посмотри на ветки клена – Сколько носиков зеленых!

Дмитриев Т.

К нам весна шагает

К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под ее ногами. Чёрные проталины на полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны.

Токмакова И.

Пришла весна! Весна – красна. С зеленой травкой у окна Развесила сережки Березе — белоножке.

Трутнева Е.

На иве распустились почки

На иве распустились почки, Берёза слабые листочки Раскрыла – больше снег не враг. Трава взошла на каждой кочке, Заизумрудился овраг.

Бальмонт К.

Что ни сутки, По минутке День длинней, Короче ночь. Потихоньку, Полегоньку Прогоняем зиму Прочь!

Берестов В.

Наконец пришла весна. Ель, берёза и сосна, Сбросив белые пижамы, Пробудились ото сна.

Шандра И.

На деревьях – Ты взгляни, — Там, где были почки, Как зеленые огни, Вспыхнули листочки.

Гончаров Н.

Про весну

Кап да кап, и не до сна, Постучалась к нам весна. Зазвенел ручей игриво. Вышел ежик: «Что за диво! Хватит звери нам скучать, Уж весну пора встречать!»

Лана Луканова

Ласточка

Ласточка примчалась Из-за синя моря, села и запела: «Как февраль ни злися, Как ты, март, ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик — Все весною пахнет!»

А. Майков

Живая цепочка

Набухла речка, Набухла почка, Живая в небе Плывёт цепочка.

В рассветной сини Курлычет стая, Весну и лето Соединяя.

Орлов В.

У весны весёлый старт

У весны весёлый старт — На пороге стоит Март. Весело звенит капель — К нам уже спешит Апрель.

Май их быстро догоняет, Всех цветами он встречает. Света, радости полны Все три месяца весны.

Эрато Е.

Здравствуй, весенняя первая травка!

Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом yглy.

Высунуть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок.

Сергей Городецкий

Весна

Пробудившись ото сна, Кистью мягкою весна На ветвях рисует почки, На полях – грачей цепочки, Над ожившею листвой – Первый росчерк грозовой, А в тени прозрачной сада – Куст сирени у ограды.

Лунин В.

Два скворца летели

Два скворца летели, На березку сели, Сели и запели, —

Как они летели, как они спешили С берегов заморских В край родимый, милый К беленькой березке!

Муравейко И.

Если снег повсюду тает

Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если стал теплее ветер, Если птицам не до сна, Если солнце ярче светит, Значит, к нам пришла весна.

Карганова Е.

Прошли дожди

Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь – туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зелёный, И в серебре лесных озёр Ещё стройней его колонны, Ещё свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор!

Бунин И.

Ласточка

Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края.

Под окошком вьется С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою…»

Льдов К.

Прилетел журавушка

Прилетел журавушка На старые места: Травушка-муравушка Густым — густа!

А заря над ивушкой, Ясным – ясна! Весело журавушке: Весным – весна!

Благинина Е.

Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли»

Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее.

Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – «Уж верба вся пушистая», «Еще весны душистой нега», «Я пришел к тебе с приветом», «Первый ландыш», «Глубь небес опять ясна», «Еще весна, — как будто неземной», «Еще майская ночь», «Что за вечер! А ручей». Большинство из них проникнуто восторгом, связанным с приходом весны. Лирический герой, как и окружающая его природа, приветствует происходящие перемены. Возможно, он не до конца осознает, почему весна рождает в его душе подобные эмоции, что не мешает отдаваться им полностью.

Стихотворение «Весенние мысли» начинается с позитивной ноты. Герой склонен воспринимать весну как время надежд, любви. Первые четыре строки произведения посвящены описанию пейзажа. Поэт рассказывает о летящих издалека птицах, расторгающих лед берегах, теплом солнце, ожидающем, когда расцветет душистый ландыш. Во второй строфе нашли отражение душевные переживания лирического героя. Пейзаж, который он наблюдает, рождает светлые чувства и эмоции.

Волнуется его сердце, кровь приливает к щекам. Кажется, бесконечная как мир любовь совсем близко, вот-вот придет и затянет в свой водоворот. Настроение третьего четверостишия несколько отличается от настроения, царившего в первых двух. Из финальной строфы становится понятно, что зимой у лирического героя были близкие отношения с некой женщиной. Скорей всего, между ними произошел разлад. Теперь мужчина не уверен, что весной, средь природы разнеженной они вновь станут близки. Тем не менее, его не оставляет надежда на грядущее счастье.

Во всех трех строфах Афанасий Афанасиевич повторяет слово «снова». Благодаря этому у читателя появляется ощущение круговорота жизни, постоянной повторяемости вещей и явлений. Каждый год приходит весна, тает снег и тянутся к теплому солнцу растения, каждый год люди влюбляются и расстаются. Мир существует по законам, действующим сотни лет. Меняются незначительные детали, первоосновы остаются незыблемыми. Лирический герой – лишь песчинка в огромной вселенной, малая часть вечного круговорота. Впрочем, и он имеет право на счастье, на любовь, на радость, пробужденную весной.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.

История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

Анализ 3

Для Афанасия Фета на протяжении всей жизни было три постоянных ценности, о которых он писал поэтические строчки и посвящал произведения. На все остальные темы и мотивы он накладывает табу, в его произведениях не освящаются социальные и политические вопросы. Большую часть лирики занимает описание природы, которое поэт пропускает через призму своего восприятия. Фет старается зафиксировать каждое даже мимолетное изменение, которое затрагивает его душу.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…», которое было опубликовано автором в 1854 году, входит в число тех, где автор описывает мимолетный период одного из сезонов и состояние природы в данный момент. Автор описывает промежуток времени, когда природа изменяется и скоро должна в законные права вступить весна. Но при этом лирического героя переполняет чувство того, что скоро растает весь снег, а цветы начнут расцветать. Он надеется, что подобные перемены коснуться и его души, которая сможет начать все сначала, позволит расцвести.

Описанию поддается поздняя зима, при этом в пейзаже проглядываются яркие краски, видно, как желтеет березник, а липа набирает красный цвет. В кусте смородины поет соловей, а солнце уже начинает греть в полдень. Все это предвещает то, что скоро придет теплое время года, а природа снова обновиться.

Автор создает образ весны, отрицая ее приход в целом. Для Афанасия Фета предметом искусства становятся разные мелочи, например, то, как рдеет румянец на щеках девушки или тот же смородиновый куст. Благодаря описываемым мелочам, читатель понимает, что в данном произведении описывается весна в России, а не в каком другом месте.

В пейзажной лирики, поэт часто использует образ зари. Для него она похожа на огонь, который может быть порожден только солнцем. Как только начинается день, то заря наделена ясностью и чистотой, а лучи с особой нежностью ложатся на землю. Весь мир в заре похож на совершенно другое явление, он помогает родиться вдохновению, поэтому заря неразрывно связана с приходом весны.

Весна для поэта словно заря, начало нового дня, начало всего нового. Он находится в предчувствии нового, начала чувств и переживаний, которые принесут ему вдохновение и новые жизненные силы. Он радуется приходу весны, которая наступает каждый год и дает силы жить.

Анализ стихотворения Ещё весны душистой нега по плану

Средства выразительности

Чтобы максимально точно и мелодично описать природные явления и настроение лирического героя, Фет использовал художественные средства. К ним относятся:

  1. Эпитеты: «весна душистая», «сизый румянец», «красавица степная», «замороженный путь».
  2. Олицетворения: «солнце греет», «березняк желтеет».
  3. Метафоры: «зарей гремит телега», «возрожденья весть живая», «соловей не смеет запеть».

Помимо этого, Афанасий Афанасьевич использует повтор слова «еще», чтобы создать параллелизм. Благодаря этому автор отражает главную идею произведения: ощущая естественные перемены вокруг себя, человек осознает, что они постепенны и не могут произойти мгновенно. Но он чувствует, что весна близко, скоро будет светить солнце и дышать станет легче.

ИВАН НИКИТИН

ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ …

Полно, степь моя, спать беспробудно: Зимы-матушки царство прошло, Сохнет скатерть дорожки безлюдной, Снег пропал, — и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись, Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами В синеве, на просторе плывут, По груди у тебя полосами Друг за дружкою тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют — посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской, от зари до зари!

Там уж лето… ложись под косою, Ковыль белый, в угоду косцам! Подымайся, копна за копною! Распевайте, косцы, по ночам!

И тогда, при мерцаньи румяном Ясных зорек в прохладные дни, Отдохни, моя степь, под туманом, Беззаботно и крепко усни.

«Еще весны душистой нега…» анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» было написано знаменитым русским поэтом Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1854 году. Через несколько месяцев после своего создания оно впервые было напечатано в журнале «Современник» вместе с рядом других стихотворений поэта. На момент написания произведения имя А. А. Фета уже было широко известно, поэт сблизился с литературным кружком журнала «Современник», где состояли такие признанные мастера слова, как И. Тургенев и Н. Некрасов.

Несмотря на дружбу Фета с другими поэтами, их влияние

на его поэзию было минимальным: А. А. Фет являлся новатором в области стиха и следовал своему уникальному стилю.

Стихотворения А. А. Фета считаются вершиной русской Пейзажной лирики, к этому литературному направлению принадлежит и произведение «Еще весны душистой нега…». При создании стихотворения поэт обратился к одному из своих любимых лирических жанров: Элегии. Творческие работы такого стиля отличает легкая грусть, которой проникнуты авторские строки.

Меланхолическое, задумчивое настроение стихотворения создает ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит

душевный подъем лирического героя, заметно его воодушевление из-за появления первых сигналов наступающей весны.

Элегия «Еще весны душистой нега…» посвящена Теме природы, как и большинство произведений А. А. Фета. В творчестве поэта любовь к пейзажам тесно переплетается с любовью к родным краям, но при этом в стихотворении нет мотивов гражданской лирики. Центральное место занимает мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворенности природу.

Произведение состоит из трех строф, каждая из которых состоит из пяти строчек. Первые две строфы логически объединяют друг друга, выстраиваются в единую композицию. В них поэт описывает зимний пейзаж с его приметами: «овраги полны снега», «лишь в полдень солнце греет».

Третья же строфа создана при помощи приема противопоставления, в ней появляются нотки весенней природы: «пролетных журавлях», «возрожденья весть».

Сюжет стихотворения представляет собой череду живописных картин, которые сменяют друг друга. Автор словно рисует два пейзажа: на первом из них еще лежит снег, а солнце начинает греть только к полудню. Лирический герой наблюдает зиму, в которой пока нет намека на весенние метаморфозы; но он их предвкушает, на это указывает постоянно повторяющееся слово «еще». Фет понимает, что зима не будет вечной, и весна вот-вот придет.

На втором пейзаже, нарисованном автором, также изображена зима, однако человек — «красавица степная» — уже испытывает ощущение прихода весны, которое витает в воздухе вместе с пролетными журавлями. В короткой зарисовке поэту удается показать взаимоотношения человека и природы, синтез чувств, который знаком каждому, кто наблюдал перемены в окружающем мире.

Строки стихотворения написаны четырехстопным и пятистопным Ямбом, стихотворным размером с ударением на втором слоге в стопе, и объединены сплетенной рифмовкой, имеющей схему ABAAB с чередованием женских и мужских рифм.

Стихотворение «Еще весны душистой нега…» отличает многообразие троп, которые и создают уникальный по красоте пейзаж пробуждающейся природы. Среди них такие средства художественной выразительности, как многочисленные Эпитеты , Метафора , Антитеза , Олицетворения , синтаксический параллелизм с помощью лексического повтора . Последняя стилистическая фигура активно используется автором для того, чтобы подчеркнуть настроение предощущения изменений в природе. Наступление весны не может произойти резко, все перемены являются постепенными, плавными, и поэт рассказывает о них как будто бы миг за мигом.

В то же время отмечается и быстротечность момента, это проявляется в быстрой смене характера стихотворения в заключительной строфе.

Афанасий Афанасьевич Фет является гением пейзажной лирики. Его необычайно красивое и задумчивое стихотворение «Еще весны душистой нега…» наполнено удивительной любовью к природе, имеющей столь много обличий.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Афанасий Фет — гениальный творец, человек со сложной судьбой, кому благодаря фантастическому упорству и трудолюбию удалось заявить о себе, о своем таланте. Его творческий путь, впрочем, как и жизненный, наполнен моментами быстрых взлетов и трагичных падений вниз.

В минуты, когда слезы отчаяния подкатывали к горлу, растерянность и непонимание одолевали сознания, Фет обращался к поэзии. Именно в стихотворениях он всегда находил отраду. Они спасали его в самые трудные моменты жизни.

Одним из самых тяжелых периодов жизни, по собственному признанию поэта, стали годы после смерти Марии Лазич.

В 1845 году, находясь на военной службе в Херсонской области, Фет познакомился с Еленой Лазич. Он начал ухаживать за молодой женщиной, но та была за мужем и всячески отклоняла его предложения

Тогда молодой человек обратил внимание на сестру Елены Марию. Однако и она объявила Фету, что давно влюблена в другого и хочет связать свою жизнь с ним узами брака

Фет даже стал сокрушаться в письмах, что упустил такую искреннюю девушку. Но он не знал, что Мария была влюблена в него с их первой встречи и не имела никакого жениха

Но она была зла на Фета за то, что он обратил внимание на ее сестру и, лишь получив отказ, переключился на нее

Такие встречи, в которых ни один не мог признаться в искренности чувств, продолжались довольно долго, пока тетушка Марии, видя страдания девушки, лично попросила Фета больше не приезжать в гости, на что тот с легкостью согласился.

А несколько месяцев спустя молодой человек узнает, что девушка умерла в страшных муках от ожогов, которые получила, когда случайно бросила зажжённую спичку себе на подол платья и заснула. В последнем своем обращении к родственникам Мария просила не винить Афанасия ни в чем.

Забыть девушку поэт бы не в силах. Он винил себя в ее смерти. Ведь если бы он вовремя признался ей в чувствах, то она бы просто не оказалась в тот страшный миг в этом месте, все было бы по-иному. Самобичевание поэта подпитывали его лирику, наполняли стихи страстью и раскаянием.

Одним из таких его работ стала «Ель рукавом мне тропинку завесила», сотворенная в конце 90-х гг. 19 века. Она возникла после создания нескольких стихотворений, в которых автор просит прощения у Лазич. Фет достаточно испытывал на себе вкус утраты и, по мнению современников, почти сошел с ума от горя.

Большинство стихотворений, адресованных усопшей Марии, создатель не публиковал: они были обнародованы уже после смерти поэта. Однако данное стихотворение было напечатано еще при жизни автора.

Ведь в нем поэт описал лес, запорошенный снегом, где лирический герой ощущает себя то жутковато и печально, то вдруг радостно. Фет пишет о буре, кружащей оставшиеся листья деревьев, внимает шуму ветра.

И эти звуки нравится ему, он даже согласен отправиться на этот зов, сравниваемый с голосом судьбы. Но лишь малая част читателей сможет понять, что вся разгадка такого поведения, да и смысла всего стихотворения кроется в его последней строчке.

В ней появляется та, что стоит вдали и к кому поэт обращается на «ты». Это был не образ подкрадывающейся суровой зимы, а образ погибшей возлюбленной, далекой и холодной. Автор грезит свиданием с ней, хотя и осознает, что для этого ему нужно проститься с жизнью на этом свете. Эта мысль его абсолютно не отталкивает, а напротив, радует.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Использованные автором эпитеты, такие как «глашатай медный» и «странник бедный», олицетворения «мертвые листы» создают безрадостную картину жизни. Прием аллитерации, то есть повторения согласных звуков, позволяет читателю «услышать» завывание ветра, шум в лесу, которые томили Фета.

Описывая медленное увядания природы, Афанасий Фет говорил о собственном угасании: его душа сгорала от мук как пламя свечи, постепенно и безвозвратно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: