Стихотворение «бьется в тесной печурке огонь» сурков алексей александрович

Анализ стихотворения «Бьётся в тесной печурке огонь» Суркова

Стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь» Алексея Александровича Суркова стало настоящей народной песней времен Великой Отечественной войны.

Стихотворение написано в 1941 году. Его автору в эту пору исполнилось 42 года, он уже был известным автором нескольких сборников, редактором «Нового мира». На фронт его не призывали, однако он сам вызвался трудиться военным корреспондентом. Первой читательницей этого стихотворения была жена поэта Софья Кревс. Он послал эти строки ей в письме. Они вылились из его сердца после ноябрьского боя на подступах к столице. А. Сурков находился на позициях, когда полк был атакован противником. Под минометным огнем солдаты выходили к своим. Свои же первым делом изумились – как они смогли пройти невредимыми по заминированному полю. В это время его семья, супруга с детьми, находилась в эвакуации. «Землянка» быстро стала популярной среди солдат. Цензурные изменения, внесенные в предпоследнюю строфу, были ими с негодованием отвергнуты. По жанру – интимная лирика, по размеру – анапест с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой – сам автор. Интонация – главное богатство этой песни. Неподдельная, мужественная и вместе с тем нежная, подкупающая своей естественностью, она вызывала мгновенный отклик в сердцах ее слушавших. Первое четверостишие, при всей своей простоте, полно различными средствами выразительности. Здесь и две инверсии: бьется огонь, поет гармонь, и сравнение «как слеза», и такой уютный и понятный эпитет «в тесной». Наконец, уменьшительный суффикс в слове «печурка». Довершает картину гармонь – поистине народный инструмент, ставший метафорой голоса. А песня, конечно же, про «улыбку твою и глаза». Во всяком случае, так каждый думал, слушая песню. В минуту почти неотвратимой смерти «в белоснежных полях под Москвой» сама природа шепчет имя любимой как молитву. Инверсия «голос живой» подчеркивает близость гибели, разлуки. Повторы «далеко-далеко» и «снега и снега» словно из сказки или детского лексикона. Точное числительное «четыре шага» заставляет вздрогнуть даже самое притерпевшееся сердце. В финале герой просит гармонику петь и звать «заплутавшее счастье». Здесь чувствуется солдатская решимость победить, выстоять, вернуться. Последняя строка отсылает даже к церковной лексике, правда, чуть переиначенной: негасимой (то есть, неугасимой). Холодная землянка противопоставлена теплу любви.

Музыку на стихи А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь» сочинил композитор К. Листов.

ПЕСНЯ «В ЗЕМЛЯНКЕ». АВТОРЫ

Советский композитор Константин Яковлевич Листов (1900-1983)

КОНСТАНТИН ЛИСТОВ

Константин Яковлевич Листов родился 2 октября (19 сентября по старому стилю)
1900 года в Одессе в семье артистов цирка. В цирке будущий композитор приобрёл
свои первые музыкальные навыки, выучившись играть на мандолине и выступая на
цирковой арене. В 1917-м году Листов окончил в Царицыно музыкальное училище по
классу фортепиано у А. Раниец, а в 1922-м — Саратовскую консерваторию по классам
композиции у Л. Рудольфа и фортепиано у И. Розенберга. С 1919-го по 1923-й год
композитор работал пианистом, а позже — дирижёром Саратовского театра миниатюр.
В 1923-м году Листов переезжает в Москву и начинает работать в театре при Всероссийском
Пролеткульте. С 1934-го по 1938-й год композитор занимает должность дирижёра Театра
обозрений, а с 1938-го по 1940-й — Театра классической буффонады под руководством
В. Бебутова. В годы войны (1941-1945) Константин Яковлевич работал музыкальным
консультантом Политуправления Военно-морского флота. Перу Константина Листова
принадлежат две оперы, одиннадцать оперетт, музыка к спектаклям, оркестровые
и инструментальные произведения, однако основная сфера его творчества — песня.
Среди наиболее популярных песен композитора можно назвать «Песню о тачанке»
(слова М. Рудермана, 1937), «В парке Чаир» (слова П. Арского, 1939),
«Если любишь — найди» (слова Л. Ошанина, 1940), «В землянке» (слова А. Суркова, 1942),
«Севастопольский вальс» (слова Г. Рублёва, 1955). Во время войны Листов был награждён
орденом Красной Звезды и медалями, а в 1973-м году ему было присвоено звание
Народного артиста РСФСР. Константин Яковлевич Листов умер 6 сентября 1983 года.
Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Советский поэт Алексей Александрович Сурков (1899-1983)

АЛЕКСЕЙ СУРКОВ

Алексей Александрович Сурков родился 13 октября (1 октября по старому стилю) 1899 года
в деревне Середнево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина. Проучившись
некоторое время в Середневской школе, уехал на заработки в Санкт-Петербург. С 12-ти лет
работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и
весовщиком в Петроградском торговом порту. В 1918-м году ушёл добровольцем в Красную Армию.
В том же году в петроградской «Красной газете» были опубликованы его первые стихи. После
Гражданской войны вернулся в родную деревню и стал работать сотрудником избы-читальни
в соседнем селе Волково (1922-1924). С 1924-го по 1926-й год Сурков работал первым
секретарём Рыбинской оргпнизации комсомола, с 1926-го по 1928-й — главным редактором
губернской газеты «Северный комсомолец». После I Всесоюзный съезд пролетарских писателей,
делегатом которого был избран поэт, Сурков остался в Москве, учился на факультете литературы
в Институте красной профессуры (1931-1934), преподавал в Редакционно-издательском институте
и Литературном институте Союза писателей СССР (1934-1939), был заместителем редактора
журнала «Литературная учёба». Во время Великой Отечественной войны Сурков работал военным
корреспондентом фронтовой газет «Красноармейская правда», «Красная звезда» и «Боевой натиск».
В послевоенное время поэт работал ответственным редактором журнала «Огонёк» (1945-1953),
ректором Литературного института им. А. М. Горького (1950-е годы), главным редактором
«Краткой литературной энциклопедии» (с 1962 года). За годы творческой деятельности
Алексей Сурков выпустил полтора десятка поэтических сборников, однако наибольшую известность
он приобрёл как поэт-песенник. Среди песен на его стихи можно назвать такие песни как
«Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной»,
«Бьётся в тесной печурке огонь…» («В землянке»), «Конармейская», «Песня смелых»,
«Марш защитников Москвы» и др. Поэт имеет звание Героя Социалистического Труда (1969) и
лауреата двух Сталинских премий (1946 и 1951). Алексей Александрович Сурков умер 14 июня 1983 года.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Анализ стихотворения Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь…»

Стихотворение Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…» было написано в начале Великой Отечественной Войны – 27 ноября 1941 года в советской деревушке Кашино. Стихотворение легло на музыку и стало безумно популярной песней военных лет под названием «В землянке». По словам автора, песня родилась после одного из тяжелых дней у реки Истра. Под впечатлением от всего пережитого, Алексей Александрович написал письмо своей семье, находившейся в эвакуации в городе Чистополе, расположенном на территории современного Татарстана.

Под пером ручки рождались трогательные шестнадцать строчек стихотворения, очень личные и нежные. Поэт не собирался их публиковать и, тем более, не видел их в качестве будущей песни. Но судьба распорядилась иначе: три месяца спустя, уже в московской редакции, повстречались композитор Константин Листов и поэт Алексей Сурков. Листов настоятельно просил выдать ему какой-нибудь материал для песни. Сурков, будучи уверенным, что фронтовой песни из этих строк не получится, отдал ему листок с написанным стихотворением. Через неделю Константин вернулся и, взяв гитару, исполнил песню под названием «Землянка». Внезапно наступившая тишина в комнате дала понять, что песня получилась.

С тех пор песня стремительно пошла по фронтам: Севастополь, Полярный, Ленинград… Советским «блюстителям нравственности» она не нравилась – критики считали ее непатриотичной, упадочнической. Но народ полюбил эти простые, понятные всем строчки.

Главная тема произведений любого лирического автора – любовь. Суриков не стал исключением. Война, с ее немыслимой жестокостью, несправедливостью и бессмысленностью казалось, не оставляет места такому хрупкому чувству, как любовь. Но именно она оживила эти строчки, наполнила их смыслом, теплом близких душ и стала родной для миллионов советских солдат.

Строки, написанные в разгар жестокой войны, отдают тихой грустью от разлуки с любимой семьей. Как бы ни были патриотично настроены бойцы перед боем, но после него, когда наступает тишина и каждый остается один на один со своей личной болью, единственное, что спасает – это семья. Вернее, воспоминания о ней. О родителях, сестрах, братьях, женах и детях. В каких бы суровых условиях ни находился русский солдат, он всегда надеялся, что его семья жива, пусть она далеко, но зато в безопасности. И каждый из них понимал, что завтрашний бой может стать последним.

В начале стихотворения возникает аскетичный образ фронтовой землянки. Здесь, в окружении своих товарищей по оружию, автор думает о том, что является самым главным для него – о своей любимой. Огонь выступает символом тепла, дома, жизни. Но даже он весьма слабо греет солдата. Редкий отдых припорошен грустью: «На поленьях смола, как слеза».

Где бы не находился герой стихотворения, его мысли всегда о любимой, его сердце – в прошлой, мирной жизни, где нет места холоду, голоду и смерти.

На образ жены переносится олицетворение всей жизни, радости, весны и тепла, всего того, в чем так жадно нуждается простой советский солдат. Как противопоставление ярко рисуется другая сторона жизни – зло, война и горе.

Метафорический прием «А до смерти четыре шага» стал опознавательным знаком этого произведения. Фраза понеслась по местам боев, и каждому бойцу она была до боли знакома и близка… В этих нескольких словах автор смог заложить весь огромный страх перед смертью, когда уже больше никогда не будет ни мирного неба над головой, ни цветущих яблонь, ни детского смеха.

Последнее четверостишье выражает уверенность в победе и настрой сражаться до конца. Вьюга олицетворяет заблудившееся счастье, надежду на спокойную жизнь. Но, когда есть самое главное – любовь близких, не страшны любые беды, все они временны. Только любовь способна «вывести» солдата из боя невредимым, спасти его от холода и голода, дать силы противостоять страхам.

«Сочинение по песне «Бьётся в тесной печурке огонь…» (на стихи А.А. Суркова)»

Песню «Бьется в тесной печурке огонь» можно назвать, пожалуй, одной из самых известных песен Великой Отечественной войны. Она давно уже стала народной, и мало кто знает, что и слова, и музыка этого произведения сугубо авторские: слова принадлежат поэту и фронтовому корреспонденту Александру Суркову, а музыка — композитору Константину Листову. Сурков создал свое стихотворение, которому, кстати, дал название «В землянке», в ноябре 1941 года, находясь на Западном фронте. В начале произведения стоит посвящение конкретному лицу — возлюбленной поэта Софье Крево. Чуть позже, в феврале 1942 года, Сурков передал стихотворение композитору Листову, который очень быстро положил это произведение на музыку. Получилась песня, которая приобрела необыкновенную популярность в Красной Армии: Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега… До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. В чем секрет этой незатейливой, на первой взгляд, песни? На мой взгляд, ее самое главное достоинство — искренность. Читая это произведение даже сейчас, спустя 65 лет после Великой Отечественной войны, испытываешь невольное волнение и трепет. А что говорить о солдатах того времени, каждый из которых переживал нечто похожее на то, о чем поет лирический герой? Эта песня затрагивает самые главные струны в душе любого человека. Она о вечном — о жизни и смерти, о страхе и о силе, о любви, которая единственная способна вдохновить, уберечь, спасти. Первая строфа является вводной. Она обрисовывает «место действия». Мы понимаем, что герой после боя сидит в землянке, в окружении своих товарищей. И здесь, в редкую минуту отдыха, он думает о самом главном — о своей любимой, невыносимо тоскует по ней: Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. В печи бьется огонь — символ жизни, света, тепла, любви. Но и огонь слабо греет героя — его отдых «приправлен» печалью и горечью. Об этом нам говорит сравнение «На поленьях смола, как слеза». Герой погружен в воспоминания о любимой: «И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза». О ней он думает всегда — настолько велика сила любви героя: Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. В самые трудные и страшные моменты войны лирического героя спасали лишь воспоминания о любимой женщине: «Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой». Он невыносимо тоскует по ней: по теплу, ласке, радости — по мирной жизни. Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега… До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. Таким образом, любимая героя становится олицетворением всего живого и прекрасного — того, в чем так нуждается каждый человек. И ей в стихотворении противопоставляется зло, разрушение, смерть: «До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага». Этот метафорический образ — «до смерти четыре шага» — стал хрестоматийным, «опознавательным» местом данного произведения. Наверное, это произошло потому, что образ был близок каждому в то время, особенно тем, кто находился на фронте. Он выражал самые сокровенные страхи — быть убитым, не дожить до победы, никогда вновь не испытать счастья мирной жизни. Но герой не собирается сдаваться. Несмотря ни на что, он уверен, что будет бороться до последнего — назло врагам, страху, тоске: Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. Образ вьюги символизирует все это. Солдату кажется, что его счастье где-то «заплутало», но это ненадолго. Ведь у него есть самое главное — «негасимая любовь», которая его греет, поддерживает, дает силы сражаться и побеждать. Две последние строки автор повторяет дважды: Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви

Он стремится акцентировать внимание на этих словах, потому что они — главные. И приобретают здесь общечеловеческий, философский смысл: любовь — вот то, что всегда спасает человека, поддерживает его в самой трудной ситуации

Любовь к женщине, к родителям, к своей родине. Это сильнейшая созидательная сила, в которой заключается смысл жизни. Думаю, людям, прошедшим Великую Отечественную войну, в этом можно верить. Несмотря ни на что, нужно сохранять в своем сердце любовь, и за это, как говорится в святых книгах, нам воздастся.

LiveInternetLiveInternet

История одной из самых популярных фронтовых песен.

Военный корреспондент Алексей Сурков и не думал, что его «домашнее» стихотворение, тёплые строки, адресованные жене, находящейся в эвакуации, станут одной из самых популярных у бойцов песен.

«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти черты шага», — эти трогательные строги корреспондент газеты “Красноармейская правда” Алексей Сурков адресовал своей супруге Софие и даже представить не мог, что его стихи станут известной песней. Алексей сочинил эти стихотворное послание под Истрой, после того, как всю ночь ему со штабом гвардейского полка пришлось по пояс в снегу выходить из окружения.

Военкор Алексей Сурков (справа).

Случился тот памятный бой на подступах к Москве 27 ноября 1941 года. Танковая дивизия гитлеровцев атаковала позиции 258-го полка 9-й гвардейской стрелковой дивизии – танки отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Всем штабным и корреспондентам пришлось взяться за оружие, и они с честью прошли это боевое крещение. Когда Сурков с бойцами под непрерывным минометным огнём вышел к своим, их огорошили вопросом: «А как вы смогли пройти через поле? Там же всё заминировано!» Для Алексея Суркова эта война была уже четвёртой. И хотя он был непризывного возраста, дома оставаться не мог. И вот после выход из окружения, усталый и промёрзший, сидя у железной солдатской печурки он и вывел строки: «Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола…». Когда стихотворение было готово, солдат озаглавил его строкой – «Тебе — солнышко мое!». Его жена у это время была с дочкой и сыном в эвакуации.

Текст песни *Землянка*

«Землянка», возможно, так и осталась бы частью личной переписки, если бы зимой 1942 года из эвакуации не вернулся композитор Константин Листов, и его не назначили старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-морского флота. Он пришёл во фронтовую редакцию и попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». И вот тут Алексей Сурков вспомнил о своих стихах. Он переписал их начисто, вручил Листову и не очень верил, что из них получится песня. Через неделю Листов появился в редакции снова, попросил гитару и спел… На этой премьере в редакции «Фронтовой правды» был и писатель Евгений Воробьев. Он попросил Листова записать ее мелодию, и песня была опубликована в газете. Но песня, полюбившаяся бойцам вдруг попала в немилость. «Блюстителям фронтовой нравственности» не понравились строки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага». Они назвали их упадническими и потребовали заменить. Именно из-за этого весь тираж грампластинок, на которых в августе 1942 года была выпущена «Землянка», уничтожили. Но песня ушла в народ, и ничто не могло помешать её популярности.

Лидия Русланова выступает перед бойцами.

Ольга Бергольц ещё в годы войны рассказывала историю, свидетелем которой она оказалась на крейсере «Киров». Офицеры, услышав песню с «улучшенным» текстом по репродуктору, демонстративно выключили его, и трижды спели сами с подлинным текстом. Всегда исполняли «Землянку» на своих фронтовых концертах, несмотря на негласный запрет, Леонид Утесов и Лидия Русланова. А для Руслановой эта песня стала ещё и признание в любви боевому генералу, Герою Советского Союза Владимиру Крюкову.

Памятный знак в Истринском районе.

На том месте, где была написана «Землянка» — в деревне Кашино Истринского района – в 1998 году установили памятник. Вашему вниманию песня «Землянка» в исполнении Лидии Руслановой. Эта песня вошла в фильм «Война в цвете.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: