«саламбо», краткое содержание по главам романа гюстава флобера

Гюстав флобер, «саламбо» (исторический роман): краткое содержание, отзывы

Флобер Г. Саламбо читать краткое содержание, пересказ

Тоскуя по сильным и суровым страстям, которых он не находил в окружающей его действительности, Флобер обратился к глубокой истории. Он поселил своих героев в III в. до н. э. и выбрал реальный эпизод — когда знаменитый карфагенский полководец Гамилькар Барка с невиданной жестокостью подавил восстание наемных войск. Началось с того, что Совет Карфагена, разоренного Пунической войной, не смог вовремя уплатить наемным солдатам жалованье и попытался умалить их гнев обильным угощеньем. Местом пира стали сады, окружавшие роскошный дворец Гамилькара. Изможденные, усталые воины, многие из которых были ранены или изувечены, стеклись к месту пира. Это «были люди разных наций — лигуры, лузитанцы, балеары, негры и беглецы из Рима… Грека можно было отличить по тонкому стану, египтянина — по высоким сутулым плечам, кантабра — по толстым икрам…». Расчет Совета оказался неверным. Под влиянием винных паров злость обманутых воинов, с помощью которых Гамилькар одержал победы в своих недавних походах, лишь усилилась. Они требовали ещё и ещё — мяса, вина, золота, женщин, Внезапно из карфагенской тюрьмы донеслось жалобное пение заключенных там рабов. Пировавшие оставили яства и бросились освобождать узников. Они вернулись, с криком гоня перед собой человек двадцать невольников, громыхавших цепями. Разгул возобновился с новой силой. Кто-то заметил озеро, в котором плавали украшенные драгоценными камнями рыбы. В роду Барки почитали этих рыб как священных. Варвары со смехом выловили их, развели огонь и стали весело наблюдать, как извиваются в кипятке диковинные создания. В этот момент верхняя терраса дворца осветилась и в дверях показалась женская фигура. «Волосы её, осыпанные фиолетовым порошком, по обычаю дев Ханаана, были уложены наподобие башни… на груди сверкало множество камней… руки, покрытые драгоценными камнями, были обнажены до плеч… Зрачки её казались устремленными далеко за земные пределы». Это была дочь Гамилькара Барки — Саламбо. Она воспитывалась вдали от людских взоров, в обществе евнухов и служанок, в необычайной строгости и изысканности и в постоянных молитвах, прославляющих богиню Танит, которой поклонялся Карфаген. Богиня считалась душой Карфагена и залогом его могущества. Сейчас Саламбо звала своих любимых рыбок, причитая и укоряя варваров в святотатстве. Она говорила на самых разных языках, обращаясь к каждому на его наречии. Все внимательно слушали прекрасную девушку. Но никто не смотрел на нее так пристально, как молодой нумидийский вождь Нар Гавас. Он не был наемником и на пиру оказался случайно. Он жил во дворце Гамилькара уже шесть месяцев, но впервые увидел Саламбо и был поражен её красотой. По другую сторону стола расположился огромным ливиец по имени Мато. Его тоже покорил облик Саламбо. Когда девушка кончила свою речь, Мато восхищенно поклонился ей. В ответ Саламбо протянула ему чашу с вином в знак примирения с войском. Один из солдат, галл, заметил, что в их краях женщина подает мужчине вино, когда предлагает разделить с ней ложе. Он не успел закончить фразы, как Нар Гавас выхватил дротик и метнул его в Мато, попав тому в руку. Ливиец в ярости вскочил, однако Гавас успел скрыться во дворце. Мато ринулся за ним — наверх, к красной двери, которая захлопнулась за соперником. Но за дверью оказался один из освобожденных рабов — Спендий. Он стал рассказывать Мато, что жил прежде во дворце, знает его тайники и в награду за свободу готов показать Мато, где хранятся сказочные сокровища. Но все мысли Мато отныне были заняты Саламбо. Два дня спустя наемникам объявили, что если они покинут город, то им будет полностью выплачено обещанное жалованье и карфагенские галеры отвезут всех на родину. Варвары уступили. Семь дней по пустыне добирались они до места, где ведено им было разбить лагерь. Однажды в этом лагере появился Нар Гавас. Мато поначалу хотел его убить за выходку на пиру. Но Нар Гавас сослался на опьянение, посылал Мато богатые дары и в результате остался жить среди наемников. Только Спендий сразу понял, что этот человек замышляет предательство. Однако кого он хочет предать — варваров или Карфаген? В конечном счете Спендию это было безразлично, поскольку «он надеялся извлечь пользу для себя из всяких смут». Мато был в глубокой печали. Часто он ложился на песок и не двигался до самого вечера.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Мы изучаем — Саламбо — краткое содержание романа Флобера. Подсказки школьнику

Действие романа разворачивается в III веке до нашей эры в Карфагене, в перерыве между Пуническими войнами. Правитель Карфагена Гамилькар Барка собирается подавить восстание войска.

Власти не смогли выплатить деньги наемным воинам, поэтому решили устроить для них обед в саду. Под действием вина их злость усилилась еще больше. Обманутые солдаты освободили узников тюрьмы и стали агрессивно вести себя. В этот момент из дворца вышла дочь государя Карфагена — Саламбо. Девушка говорила с каждым наемником на его языке и упрекала его в жестокости по отношению к священным рыбам.

На пиршестве присутствовал молодой вождь Нар Гавас. Он восхищался красотой девушки. Смотрел на нее и ливиец Мато. Приметив это, молодой вождь ранил руку соперника дротиком.

Правительство Карфагена обещало выплатить награду солдатам, если они покинут город на галерах. Наемники разбили лагерь и ждали денег. Среди них поселился и Нар Гавас, предварительно извинившись перед Мато.

Золота солдаты так и не получили, так как дела в Карфагене были совсем плохи. Обманутых людей привел в ярость праздный образ жизни полководцев Карфагена. Тогда они принялись осаждать город.

Спендий предложил Мато по трубам добраться в Карфаген и похитить одеяло богини Танит. Это божество было символом величия и процветания Карфагена. Прикосновение к покрывалу каралось смертью.

Украв покрывало, Мато пришел к Саламбо и признался в любви. Девушка испугалась и позвала прислугу. Мато, закутанный в покрывало, свободно вышел из города.

После этого на Карфаген посыпались неудачи. Жрец сказал, что Саламбо должна вернуть покрывало Танит. Девушка направилась к лагерю варваров и оказалась в палатке Мато. Она обвинила его в горе, он стал извиняться и целовать ее. Вдруг начался пожар, устроенный Наром Гавасом. Девушка вернулась к своим с покрывалом. Там ее ждал сюрприз. Нар Гавас перешел на сторону Карфагена. Гамилькар Барка видел счастливый союз государства и полководца, поэтому поженил его со своей дочерью.

После этого Карфагена ждали только удачи на поле боя.

Мато был захвачен в плен. День его казни совпадал с днем свадьбы Саламбо. Его провезли через весь город. Каждый мог нанести ему удар в любое место кроме глаз и сердца. Саламбо увидела из окна его измученное тело и поняла, как сильно она его любила.

После очередного удара ливиец умер. В тот момент на свадьбе умерла и Саламбо за то, что дотронулась до покрывала Танит.

Флобер Саламбо Краткое содержание и анализ

Напомню читателю: Гамилькар — отец великого полководца древности Ганнибала, герой 1-й Пунической войны с Римской республикой, подавивший восстание рабов и расширивший владения Карфагена. Эту эпоху (III в. до н. э.) решил воссоздать Флобер. Он совершил путешествие в Тунис, где когда-то располагался Карфаген. Прочитал огромное количество книг, посвященных той эпохе, и прежде всего, конечно, древних: Полибия — «Всеобщую историю», Корнелия Непота — «Жизнь Гамилькара», Страбона, Тита Ливия и др.

Со всей тщательностью и научной достоверностью он воссоздал экзотику древности. Пошел, пожалуй, дальше Вальтера Скотта. И тем не менее трудно назвать роман «Саламбо» историческим романом. Это скорее романтическая поэма. Флобер наконец-то ступил на свою стезю. Он — романтик по складу своего ума, склонностей. Его отличает и всегда отличала, говоря словами Пушкина, «мечтам невольная преданность».

Сильные, страстные люди, дикие нравы, чувства, выходящие за пределы возможного, — все отличало картину древности от мягкотелой, унылой, пошлой обывательской современности.

Первые страницы: наемники пируют во дворце Гамилькара. Он богат, сказочно богат, и пир поражает роскошью яств. Впрочем, пир давал не сам Гамилькар, а власти Республики. Флобер с наслаждением живописует этот пир, его участников (все так не похоже на современность!). Чтобы обо всем этом рассказать, писатель перерыл сотни источников, дотошно выискивая в них указания на исторические реалии. Главное событие, на котором построен весь сюжет романа, — это восстание наемных войск в Карфагене (с ними не расплатились городские власти).

Главные действующие лица: Гамилькар, его дочь Саламбо. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

(Десятилетний сын, будущий полководец Ганнибал едва намечен автором.) Два воина: один — молодой нумидийский вождь Нар Гавас, другой — молодой ливиец Мато — соперники в борьбе за Саламбо. греческий раб Спендий, добровольный слуга Мато, жрец Шагабарим, священные крокодилы, черный змей, дух-покровитель дома Гамилькара, и таинственная, непостижимая богиня Танит, богиня луны.

На террасе своего дворца ночью Саламбо совершает ритуал молебствия при холодном свете луны. Мир древнего человека был окружен таинствами, он таил в себе что-то непостижимое, страшное, пугающее и прекрасное, далекое от мелких забот быта. Флобер внутренне благоговел перед этим миром сказки и бури человеческих страстей и ослепительной мечты человеческой.

Воин Мато зовет Саламбо уйти с ним. Этот воин бесстрашный, жестокий в бою, непреклонный в своих желаниях, охваченный огнем любви. Мато похищает священный заимф, покрывало богини Танит, которой поклоняются все карфагеняне. Касаться этого покрывала запрещено, и, когда Мато уходит из города, открыто, завернутый в этот заимф, возмущенная толпа, с криками и воплями провожая его, не может подступиться к нему, ибо на нем священное покрывало.

Восставшие наемники, окружавшие город, завладев через дерзкую вылазку Мато заимфом, рассчитывают на успех. Тогда жрец Шагабарим посылает красавицу Саламбо в лагерь восставших, чтобы выкрасть его. И дочь Гамилькара выполняет его волю.

В палатке Мато она отдастся ему: страсть, охватившая ее, была неподвластна ее воле. Далее Флобер рисует страшные сцены войны. Иногда дикая жестокость, бесстыдство нравов показаны с натуралистическими подробностями, на которые бы не решились младшие его братья по перу — Бальзак и Стендаль. Реализм раздвигал свои позиции. Стендаль только провозглашал, что познание сущности человека нужно начинать с его физиологии, но не осмелился применить его в творчестве. Флобер приступил к выполнению программы своих предшественников. Золя довел ее до абсурда, возведя единичные случаи патологии в ранг всеобщности, и. в сущности, исказил облик человека. Реализм перешел в натурализм.

Полезный материал по теме:

  1. Гюстав Флобер Краткое содержание Госпожа Бовари анализ
  2. Анализ сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»: краткое содержание, характеристика главных героев, чему учит
  3. Самое краткое содержание Гобсек Бальзак
  4. Краткое содержание Гобсек Оноре де Бальзак в сокращении
  5. Краткое содержание книга Консуэло Жорж Санд

[править] Сюжет

Предводитель воинов-наемников Мато поднимает восстание, требуя уплаты вознаграждения за битвы в Пунической войне, но у разоренного Карфагена нет денег и нечем платить. Именно в это время Мато встречает дочь прославленного карфагенского полководца Гамилькара Барки Саламбо. Весь сюжет сводится к их любви, вспыхнувшей неожиданно и не могущей иметь никакого будущего. Они совершенно далеки друг от друга; он — солдат, она — воспитанная в религиозных традициях знатная красавица, а бунт, поднятый воинами, разъединяет их еще больше. «Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического», — писал Флобер о своих героях. Их любовь только зародилась, но она уже сильна и готова к жертвам во имя друг друга, однако же открыться в ней они никому не могут. Мато проникает к возлюбленной в священном покрывале богини Танит— с этим покрывалом связана страшная легенда: до него нельзя дотрагиваться карфагенянам, если Саламбо дотронется до него — она погибнет.

Видя отношение Мато к Саламбо, Нар Гавас, сам влюбленный в Саламбо, желает помешать их любви и с этой целью переходит на сторону карфагенян, помогая Гамилькару Барке подавить восстание. А за такую помощь он получает награду — женитьбу на Саламбо. Мато ведут на казнь, Саламбо не в силах помешать этому, но и свадьбы с Нар Гавасом не бывать: Саламбо падает замертво, дотронувшись до священного покрывала Танит.

Напомним: речь идет о сюжете произведения — на самом же деле настоящая исторически существовавшая Саламбо стала женой Нар Гаваса, а ее любовные отношения с Мато вряд ли имели место в реальной жизни.

Об авторе

Вам будет интересно:Пьеса Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот»: краткое содержание, главные герои, сюжет, экранизация

Родился Флобер в Руане. Отец его был хирургом, и он большую часть детства провел в госпитале. Гюстав получил хорошее образование в Королевском колледже и писателем быть не собирался. Хотел продолжить свое образование, но внезапная болезнь изменила планы. Вместо этого он отправился в Италию.

В 1858 году Гюстав путешествовал по Африке. Здесь и зародилась мысль о написании исторического романа. Действие «Саламбо» происходит в древнем Карфагене. Такая экзотическая тема дала писателю простор для воображения и заставила погрузиться в изучение древних источников. Роман опубликовали в 1862 году, и он стал настолько популярным, что модницы стали щеголять в платьях в «пуническом» стиле

Не обошли своим вниманием роман и критики. Они писали, что Флобер, гоняясь за историческими деталями, совсем забыл о психологии персонажей

Вам будет интересно:Научно-фантастический роман Жюля Верна (в соавторстве с Андре Лори) «Пятьсот миллионов бегумы»: краткое содержание, персонажи

В палатке

Саламбо с проводником приезжают в лагерь варваров. В палатке Мато девушка собирается взять заимф и вернуться в Карфаген. Ливиец смеётся над ней, называя своей рабыней, и тут же просит прощения за низость и заливается слезами. Упоённый радостью он засыпает на груди у Саламбо.

Гамилькар поджигает лагерь Автарита. Мато покидает палатку. К Саламбо вползает Гискон и проклинает её за то, что она предалась постыдной страсти с варваром. Девушка забирает заимф и бежит в карфагенский лагерь.

Нар Гавас переходит на сторону Гамилькара. Саламбо приносит отцу заимф. Увидев разорванную золотую цепочку на ногах дочери, Барка обручает её с Нар Гавасом.

Танит

Спендий предлагает Мато похитить заимф – священное покрывало Танит. Ливиец приходит в ужас от подобного святотатства, но всё же идёт за греком. Они долго блуждают по территории храма и в самом храме, куда открыт доступ только жрецам. Спендий сдёргивает с Танит покрывало и передаёт его Мато, после чего убивает пришедшего на шум священника.

Мато проникает во дворец Гамилькара. Он любуется на спящую Саламбо. Когда девушка просыпается, ливиец показывает ей заимф и признаётся в любви. В первые мгновения Саламбо страстно тянется к покрывалу, но, осознав происходящее, зовёт на помощь слуг. Спендий сбегает из Карфагена. Мато один идёт по улицам города. Горожане в ярости обступают его, но ничего не могут сделать против заимфа. Около ворот ливийца окружают, но он открывает их и уходит в лагерь наёмников.

Актуальность романа Флобера «Госпожа Бовари»

Интересно то, что излишние знания принесли несчастье и беспокойство госпоже Бовари. Знания не приносят счастья, человек, чтобы быть удовлетворенным, должен остаться ограниченным потребителем, как описал Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» . Эмма изначально имела посредственный ум (ничего не доводила до конца, не могла читать серьезные книги) и волевых усилий не прилагала, так что была бы счастлива вести уютную жизнь закоренелой провинциалки с примитивными, ограниченными интересами. Она ведь тянулась к земным идеалам (знатность, развлечения, деньги), но шла к ним мистическими, романтическими путями в своем воображении. У нее не было оснований для таких амбиций, поэтому она их придумала, как выдумывают многие наши знакомые и друзья. Тропа эта не раз уже пройдена и едва ли не вымощена, как полноценная жизненная дорога. Воспаленная фантазия часто будоражит умы провинциальных мещан. Каждому наверняка приходилось слышать о воображаемых связях, огромных капиталах завтрашнего дня и донельзя амбициозных планах «С ПОНЕДЕЛЬНИКА». Жертвы культа успешности и самореализации со знанием дела говорят об инвестициях, проектах, своем бизнесе и независимости «от дяди». Однако проходят годы, рассказы не прекращаются и лишь обрастают новыми подробностями, только вот ничего не меняется, люди живут из кредита в кредит, а то и из запоя в запой. У каждого неудачника есть своя трагедия, и она мало чем отличается от истории Эммы Бовари. В школе ведь тоже говорили, что отличники будут жить долго и счастливо. Так и остается человек наедине со своим дневником, где у него пятерки, и реальным миром, где все оценивается другими мерилами. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пир во дворце

Приступая к краткому содержанию романа «Саламбо», напомним, что действие происходит в Карфагене, разоренном Пунической войной. Его Совет не смог выплатить жалованье наемным солдатам и пытался обильным угощением умерить их пыл. Сады, окружавшие дворец Гамилькара, послужили местом для пира. Усталые воины разных наций стекались к месту пира. Но расчет Совета оказался неточным – обманутые воины, разогретые вином, требовали еще и еще. Мяса, женщин, вина…

Со стороны тюрьмы донеслось пение рабов. Пировавшие вмиг оставили застолье и побежали освобождать заключенных. Вскоре, ведя перед собой узников, заключенных в цепи, они вернулись, и пиршество возобновилось с новой силой. Кто-то заметил плававших в озере рыб, украшенных драгоценностями. Они в роду Баки почитались как священные, но варвары выловили прекрасных рыбок, развели огонь и стали наблюдать, как они извиваются в кипятке.

Смерть

В последние годы Гюстава Флобера все чаще беспокоила эпилепсия. Забытый друзьями и обнищавший, свет французской литературы умер 8 мая 1880 года в деревне Круассет. Причина смерти – кровоизлияние в мозг во время очередного приступа.

Похороны состоялись 11 мая в присутствии именитых писателей – Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Эдмонда де Гонкура, Альфонса Доде. Тело покоится на монументальном кладбище Руана.

Embed from Getty Images Могила Гюстава Флобера

В память о Флобере остались десятки произведений, сотни фильмов, университеты и улицы, названные его именем. В Руане в 2008 году даже построили мост Гюстава Флобера – самый высокий подъемный мост в Европе, чья общая высота составляет 91 м, а горизонтальный подъем полотна дороги – 55 м.

Но самое главное — творчество Флобера повлияло на более современных писателей: если бы не «Госпожа Бовари», мир бы не прочел произведений Франца Кафки или Жан-Поля Сартра. Французские литераторы до сих пор ставят Флобера на одну ступень с такими законодателями национального творчества, как Артюр Рембо и Шарль Бодлер, а его романы заходят на новый виток популярности.

Проигранная битва

Война продолжалась. И хотя покрывало вернули богине, варвары побеждали. В городе началась чума. В отчаянии совет старейшин решил принести в жертву богам детей из знатных семей. Пришли и в дом Гамилькара – за десятилетним Ганнибалом. Но отец спрятал ребенка, а на закланье отдал невольника. После жертвоприношения полил дождь, а с ним в Карфаген пришло спасение. Рим и Сиракузы поспешили им на помощь, и наемники потерпели поражение.

В их рядах начался разлад и страшный голод. Погиб верный Спендий, а Мато был взят в плен: Гавас, подкравшись сзади, накинул на него сетку. Перед смертью его подвергли пыткам, запрещено было трогать глаза и сердце, чтобы продлить его мучения. Когда Саламбо, сидевшая на террасе, увидела его, Мато представлял собой кровавую массу.

Девушка вспомнила, каким мужественным он был в палатке, как ласково разговаривал с ней. Глаза Мато еще были живы, и он неотрывно смотрел на Саламбо. Истерзанный, он упал замертво. Гавас встал и на виду ликующего города обнял Саламбо и пригубил золотую чашу. Девушка тоже поднялась, но тут же опустилась на трон. Она была мертва. Как пишет о Саламбо Флобер, девушка умерла в наказание за то, что коснулась божественного покрывала.

Часть вторая

Новый дом, куда предстояло заселиться семейству Бовари, находился по соседству с трактиром. И, несмотря на то, что обстановка дома требовала обновления, а у Шарля от оставленного первой женой наследства фактически не осталось средств, Эмма была уверена, что в этом месте начнется новый, счастливый период ее жизни.

Эмма хотела, чтоб ребенок родился как можно скорее, дав ей возможность ощутить пока непонятное ей счастье материнства, она мечтала о мальчике. Однако родилась дочка, которой долго не могли подобрать имя, но потом назвали Бертой и отдали на содержание кормилице. Однажды, когда мадам Бовари решила проведовать маленькую Берту, она встретила Леона, который сопроводил ее к дому кормилицы. С той поры Леон все чаще стал бывать в доме Бовари, ища встреч с Эммой.

Подросшую Берту она забрала домой и демонстрировала всем гостям, как она сложена.

Леон был в отчаянии, но он не догадывался, что всякий раз, когда он покидает дом Бовари, Эмма по-прежнему стоит у окна и провожает его взглядом.

Шарль как будто не замечал перемен в поведении жены, он был уверен, что она счастлива.

Священник готовил мальчишек к первой исповеди, и времени на беседу с Эммой у него не было. Эмма вернулась домой раздраженная, она хотела, чтобы все от нее отстали, даже дочка.

Леон решает переехать в Париж и приходит попрощаться с Эммой и Бертой.

Видя состояние жены, Шарль пригласил к ним пожить свою мать, та в свою очередь, найдя причину страданий Эммы в книгах, пообещала съездить в библиотеку и отказаться от абонемента на книги.

Эмма находит вскоре утешение в знакомстве с Родольфом Буланже, который привел к лекарю своего работника. Родольф, увлекшись Эммой решил во что бы то ни стало соблазнить ее.

Он приглашает Эмму на конную прогулку, однако Эмма отказывает. Шарль настаивает, чтоб Эмма заказала костюм для конных прогулок и приняла приглашение. Так и случилось. На этой прогулке Родольф и Эмма стали любовниками, их отношения продолжали развиваться – они писали друг другу страстные письма, виделись каждый вечер. Эмма была счастлива.

К Шарлю же Эмма все чаще ощущала чувство, напоминающее ненависть, хотя сама понимала, что правильнее бы было полюбить его.

Шарль в это время был всецело занят работой. Он выполнил сложную операцию на сухожилии, однако случилось так, что нога у больного не заживала, а образовавшаяся гангрена поднималась все выше, так, что ногу пришлось ампутировать. Это происшествие еще более укрепило в Эмме мысль о никчемности мужа.

Для Эммы получение письма, свидетельствующего о разрыве с любовником, стало причиной ее долгой болезни. Она даже чуть было не покончила с собой.

Популярные сегодня пересказы

  • Чернобыльская молитва — краткое содержание книги Алексиевича Книгу, написанную белорусской писательницы Светланой Алексиевич, посвященную взрыву в 1986 году на Чернобыльской АЭС, назвали «Чернобыльская молитва». Это произведение документального характера
  • Страна негодяев — краткое содержание поэмы Есенина Вот оно Урал 1919 года… Время страшной революции… Дни, когда люди разделились на тех, кто поддерживает всеми силами господствующую власть и тех, кто рьяно противится политике государства…
  • Краткое содержание рассказа Наша жучка Дурова В детстве автор учился в военной гимназии. У него с друзьями была собака по кличке Жучка. Они подкармливали её и резвились с ней.
  • Лягушки — краткое содержание комедии Аристофана Комедия Аристофана названа так благодаря хору лягушек, который был частью всего спектакля. Этот хор олицетворял собой лягушек, которые сидят поблизости от реки Ахерон, реки царства мертвых, по которой перевозят

[править] Постановка Моисеева

Еще одну постановку осуществил тоже на сцене московского Большого театра балетмейстер И. А. Моисеев в 1932 году.

Нина Подгорецкая — Саламбо, Большой театр, 1932

Однако время на дворе стояло послереволюционное, требовавшее больших идеологических изменений. Образ раба-бунтовщика вполне соответствовал требуемым стандартам. Теперь мятежник Мато и его борьба, а не любовь Саламбо должны были выйти на первый план постановки. И. Моисеев значительно переработал либретто А. Горского, сделав балет из 5-актного 4-актным, а музыку А. Ф. Арендса перемешав с фрагментами из произведений А. К. Глазунова, В. В. Небольсина и А. Н. Цфасмана.

Премьера новой редакции прошла 15 июня 1932 на сцене московского Большого театра; балетмейстер И. А. Моисеев, художник П. И. Соколов, дирижер Ю. Ф. Файер; Саламбо — Н. Б. Подгорецкая, Мато — сам балетмейстер И. А. Моисеев, Нарр-Авас — Н. М. Ларионов, Лидийский военачальник — А. М. Мессерер, Гамилькар — А. Д. Булгаков, Камон — К. Я. Голейзовский.

В 1930-х годах по решению Сталина в труппу московского Большого театра были переведены танцовщики и балетмейстеры из Ленинграда. Хореографическое направление Московской труппы было обречено на уничтожение.

Балет «Саламбо» больше не возобновлялся.

История «Саламбо»

История, которую поведал Флобер в романе «Саламбо», произошла в Карфагене за триста лет до рождения Христа. Карфаген уже проиграл Риму свою первую войну и потерял Сицилию.

Флобер — очень требовательный писатель, он работал над каждой строчкой и не боялся уничтожать целые главы своих сочинений. Когда начало роману было положено, писатель почувствовал, что что-то не так и, недолго думая, отправился в дальнюю и опасную поездку – в Тунис. Вернувшись из своего путешествия, он первым делом уничтожил все, что написал, и стал активно изучать труды античных историков.

По словам писателя, для работы над романом он прочел больше сотни научных трудов о Карфагене. Поэтому каждая деталь, использованная Флобером в «Саламбо», имела исторический источник. Критики даже пытались обвинить его сочинение в не историчности, но Флобер незамедлительно ответил на все вопросы и подкрепил их ссылками на историков и их работы. Последнее слово осталось за мастером.

Роман писатель продал за 10 000 франков, при условии что он будет принят издателем без редактирования и в нем не будет ни одной иллюстрации. После успеха первой книги Гюстав Флобер мог ставить условия, и они безоговорочно были приняты. Роман высоко оценили как читатели, так и коллеги писателя. Не обошлось и без брюзжания нескольких недовольных критиков.

Лагерь наемников

Продолжим краткое содержание «Саламбо» и вернемся в лагерь наемников. Через два дня им объявили: если они покинут город немедленно, то им будет выплачено все до копейки. Они согласились, им велели разбить лагерь вдали от города. Однажды там объявился Нар Гавас. Мато хотел его убить, но тот пришел с дорогими подарками и попросил разрешения остаться. Мато часто ложился и не вставал до самого вечера – образ Саламбо преследовал его постоянно. В этом он признался Спендию, который сидел и размышлял, зачем здесь появился Нур. Он был уверен в его предательстве, но не знал, кого именно он хочет предать: Карфаген или их.

Все ждали прибытия обещанного золота, а люди в лагерь все прибывали и прибывали. Сюда шли все – изгнанники, бежавшие преступники, разоренные крестьяне. Напряжение росло, а денег все не было. Однажды прибыл полководец Ганнон и стал рассказывать, как плохи дела в Карфагене, как мало в казне денег. Воины двинулись в Карфаген. За три дня они преодолели путь, и началась кровопролитная битва.

О романе

Роман Флобера «Саламбо» ценен не только исторической составляющей, но и бытовым фоном. Одежда, посуда, религия, оружие, еда, архитектура или военные действия – все было достоверным. Но эта история о людях, которые живут, любят, ненавидят и умирают, живых настоящих людях со своими страстями и чувствами. Да, читателя и героев романа разделяют сотни лет, но чувства не меняются – они остаются прежними, такими же, как у нас.

В древнем Карфагене правил совет олигархов (зажиточных граждан), который разорил страну своей неудачной политикой, проиграл войну и отправил в изгнание талантливого полководца. О нем вспомнили, лишь когда толпа наемников не получила денег и начала бунт. Саламбо – жрица и дочь полководца Гамилькара и сестра Ганнибала. Женщина с истинными и подлинными чувствами, достойными уважения.

Как показал анализ «Саламбо», через роман, так же как и многие произведения писателя, красной нитью проходит идея, что женщина способна на героизм и самопожертвование, но в мире мужчин это не имеет значения — все будет уничтожено и растоптано.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: