«не в духе», анализ рассказа чехова

Парадокс душевной болезни в рассказе а. п. чехова «черный монах»

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между простыми, ясными, великолепными стихами Пушкина и дурацкими репликами Прачкина – «законника» и ненавистника всего крестьянского сословия.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова

  • «Гриша», анализ рассказа Чехова

  • «Дома», анализ рассказа Чехова

  • «Горе», анализ рассказа Чехова

  • «После театра», анализ рассказа Чехова

  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова

  • «Альбом», анализ рассказа Чехова

  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова

  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова

  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «Не в духе»

По писателю: Чехов Антон Павлович

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «В аптеке»

По писателю: Чехов Антон Павлович

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».

Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «В аптеке»

По писателю: Чехов Антон Павлович

Герои рассказа

В рассказе два героя – становой пристав Прачкин и его сын-школьник Ваня. Своего рода персонажем этого рассказа можно считать и стихи Пушкина, безвинно страдающие от грубой «критики» Прачкина.

Семён Ильич Прачкин – становой пристав, т. е. полицейский начальник полиции стана – нескольких деревенских волостей. Таким образом, действие происходит в сельской местности, где живут те самые мужики, которых изображал Пушкин в знаменитой картине зимы в начале пятой главы романа в стихах «Евгений Онегин», – и, разумеется, тоже зимой. Чуткое к сезонной проблематике «Родное слово» К. Д. Ушинского (к 1884 г. вышедшее уже юбилейным пятидесятым изданием) рекомендовало младшим школьникам в соответствующее время года выучить соответствующее стихи Пушкина наизусть. За этим делом мы и застаём Ваню Прачкина. О последнем читатель знает только то, что сегодня он старательно учит стихи, а вчера где-то «стекло разбил».

Жанр и направление

Рассказ «В аптеке» можно смело отнести к литературному направлению реализма. Чехов стремится к достоверному изображению окружающей действительности, используя максимально типичные образы. Созданные им персонажи, их слова и действия выглядят максимально натуралистично. Читатель может поверить в то, что описываемые в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «В аптеке» можно определить, как рассказ. Повествование охватывает краткосрочный промежуток времени и включает в себя минимальное число действующих лиц. Произведение намеренно не снабжено большим количеством деталей, чтобы подчеркнуть типичность описываемого события.

Главные герои и их характеристика

Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена,  Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».

Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему

При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам

Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.

«Каштанка»

Этот рассказ вот уже более сотни лет пользуется неизменной любовью взрослых и детей. Главная героиня в рассказе А. П. Чехова – это животное, а точнее собака по имени Каштанка. Потерявшееся одинокое животное, которое очень тоскует по своим хозяевам. Примечательно то, что от хозяев Каштанка знала лишь издевательства. Оказавшись у нового хозяина – циркового артиста, собака начинает совсем другую жизнь. Теперь ее хорошо кормят и не обижают. К тому же Каштанка проявляет артистические способности, и новый хозяин готовит ее к выступлению в цирке. Но в день представления собака узнает прежнего хозяина и радостно мчится к нему.

Основная идея

Смысл рассказа «В аптеке» прост, но в то же время очень важен для развития человеческой цивилизации. Чехов показывает тяжёлую болезнь общества, объятого равнодушием, формализмом и мещанством. Он показывает нам, как низко может пасть человек, который равнодушен к окружающим, и какие страдания он им несёт

Видя это, читатель понимает, как важно для человека сохранить в себе душевность, не закрываться от страданий окружающих. Иначе мы все рискуем превратиться в высохших чудовищ наподобие провизора из аптеки

Таким образом, главная мысль рассказа «В аптеке» заключается необходимости отзывчивости и гуманизма в любой сфере деятельности, и особенно в той, где люди ищут помощи, находясь между жизнью и смертью.

Герои рассказа

В рассказе два героя – становой пристав Прачкин и его сын-школьник Ваня. Своего рода персонажем этого рассказа можно считать и стихи Пушкина, безвинно страдающие от грубой «критики» Прачкина.

Семён Ильич Прачкин – становой пристав, т.е. полицейский начальник полиции стана – нескольких деревенских волостей. Таким образом, действие происходит в сельской местности, где живут те самые мужики, которых изображал Пушкин в знаменитой картине зимы в начале пятой главы романа в стихах «Евгений Онегин», – и, разумеется, тоже зимой. Чуткое к сезонной проблематике «Родное слово» К.Д. Ушинского (к 1884 г. вышедшее уже юбилейным пятидесятым изданием) рекомендовало младшим школьникам в соответствующее время года выучить соответствующее стихи Пушкина наизусть. За этим делом мы и застаём Ваню Прачкина. О последнем читатель знает только то, что сегодня он старательно учит стихи, а вчера где-то «стекло разбил».

Ранняя проза

Ярким примером является известное произведение «Лошадиная фамилия». Улыбка на губах и искренний смех появляются при прочтении незатейливого сюжета о том, когда глава семейства вместе со своими домочадцами пытается вспомнить фамилию дантиста. В то же время возникает повод задуматься: это смешное произведение или грустное. В простой сценке проскальзывают нотки грусти. Люди не интересуются судьбой человека, а рассуждают о его нелепой фамилии.

Грустная ситуация прослеживается в рассказе «Смерть чиновника», повествующего о судьбе Червякова, оплошавшего в театре

Он имел неосторожность чихнуть на лысую голову генерала. Это событие вызвало массу переживаний, в результате которых он скончался

Проблемы

  • Равнодушие – всё творчество писателя пронизывает мотив равнодушия, когда человек замыкается в своём маленьком мещанском мирке, в котором его не интересует ничего, кроме удовлетворения его мелочных потребностей. Именно с этим Чехов боролся в своём творчестве, показывая бессмысленность и бездуховность такого существования.
  • Халатность – на примере показанной аптеки мы можем видеть, как Чехов, который сам был врачом, осуждал неустроенность и нерасторопность системы здравоохранения Российской империи.
  • Жестокость – провизор, который заставил больного человека ждать целый час, а потом в таком состоянии бежать за деньгами, под личиной исполнительности и профессионализма прячет холодную, равнодушную жестокость.

Тезисы

Анализ рассказа
А. П. Чехова «Неприятность» может быть построен с опорой на понятие «рассказ
открытия». Этот тип рассказа был описан В. Б. Катаевым . Для подобного типа произведений
сюжетообразующим является разрушение схемы мышления героя, которое приводит к
открытию хаотичной, враждебной стороны действительности. У А. П. Чудакова
рассказ «Неприятность» со своими «ни с чем не связанными» маленькими эпизодами
и деталями упоминается в качестве прецедента поэтики случайности . В рассказе главный герой, земский врач, вследствие
«житейской мелочи» теряет свое видение мира, и привычная, окружающая его среда
начинает казаться ему ложной, пошлой, глупой. Эта перемена демонстрируется именно через «случайные элементы», представленные на разных
уровнях текста.Уже с самого начала рассказа мысли и разговоры врача часто перебиваются
живыми, но «не относящимися к делу» подробностями. Если посмотреть отрывок, в
котором показано, какой представляется доктору акушерка, можно заметить удивительную схожесть с описанием абсурдности происходящего у Альбера Камю. Доктор видит акушерку так: «Ее
розовое ситцевое платье было сильно стянуто в подоле и от этого шаги ее были
очень мелки и часты. Она шуршала платьем, подергивала плечами в такт каждому
своему шагу и покачивала головой так, как будто напевала мысленно что-то
веселенькое» . Очень похожую сцену рисует Камю в своем эссе «Миф о Сизифе»: «В немногие часы ясности ума механические действия
людей, их лишенная смысла пантомима явственны во всей своей тупости. Человек
говорит по телефону за стеклянной перегородкой; его не слышно, но видна
бессмысленная мимика. Возникает вопрос: зачем же он живет? Отвращение,
вызванное бесчеловечностью самого человека, … — это тоже абсурд» .В обоих случаях
присутствует рациональное объяснение движениям (узкое платье, жесты при
разговоре), но все же эти обыденные моменты кажутся чем-то очень странным,
непонятным, отсутствует звук: «мысленное» пение акушерки и телефонный разговор
за стеклом. «Случайные» элементы в рассказе Чехова создают такой же эффект в
процессе осмысления текста читателем:
как будто для понимания связи между деталями не хватает какой-то внутренней
мелодии, смысловой линии.Прежняя
схема мышления разрушена, иерархии «важных» и
«неважных» деталей исчезает — все окружающее доктора выражает глупость. Но само произведение
Чехова не становится абсурдным, мир изображается таким образом, что абсурдность
проявляется через восприятие реалистичных подробностей.Список литературы: Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971. Чехов А. П. Полное собрание сочинений. Т. 7. С. 143–144. Камю А. Миф о Сизифе // Бунтующий человек. М., 1990. C. 31.

«Дуэль»

В следующем, 1890 г. Антон Павлович Чехов совершил свой гражданский подвиг — поездку на «каторжный» Сахалин. Творческим результатом поездки явились очерки «Из Сибири» и книга «Остров Сахалин». И не только они. По словам Чехова, все, что он написал после, было «просахалинено». Так, в повести «Дуэль» (1891), действие которой происходит на Кавказе, в городке у моря, с первых же страниц возникает мотив тюрьмы, каторги. Герой повести, Лаевский, оказавшийся на Кавказе с женщиной, которую он увез от мужа, начинает тяготиться своим положением и мечтает вернуться «в Россию».

Колодцем, на дне которого томятся приговоренные к смерти, представляется ему Кавказ.

В центре внимания писателя — нравственный поединок двух героев. Один из них, Лаевский, погружен в самоанализ и представляет себя вторым Гамлетом, «лишним человеком», стремясь придать тем самым большее значение своим чувствам и переживаниям. Лаевский, его слова, его поведение возбуждают жгучую ненависть в зоологе фон Корене, который считает, что таких, как Лаевский, с его праздностью, безответственностью, бесхребетностью, надо уничтожать или, по крайней мере, держать в строгой изоляции, ссылке, даже в кандалах. Дуэль Лаевского и фон Корена началась раньше, чем они решили взять в руки пистолеты, и закончилась позже, чем завершился поединок. Лаевский слаб, безволен, но он прав, осуждая бесчеловечность фон Корена. «Мы для него только рабы, мясо для пушек, вьючные животные», — говорит Лаевский. Слова фон Корена об уничтожении «хилых и негодных» человеческих особей для сохранения «культуры» воспринимаются современным читателем, обогащенным опытом новейшей истории, особенно остро. Чехов опровергает философию фон Корена, показывая, как в конце повести Лаевский под влиянием тяжелых нравственных потрясений начал борьбу за иное, достойное человека существование.

Герои рассказа

В рассказе два героя – становой пристав Прачкин и его сын-школьник Ваня. Своего рода персонажем этого рассказа можно считать и стихи Пушкина, безвинно страдающие от грубой «критики» Прачкина.

Семён Ильич Прачкин – становой пристав, т. е. полицейский начальник полиции стана – нескольких деревенских волостей. Таким образом, действие происходит в сельской местности, где живут те самые мужики, которых изображал Пушкин в знаменитой картине зимы в начале пятой главы романа в стихах «Евгений Онегин», – и, разумеется, тоже зимой. Чуткое к сезонной проблематике «Родное слово» К. Д. Ушинского (к 1884 г. вышедшее уже юбилейным пятидесятым изданием) рекомендовало младшим школьникам в соответствующее время года выучить соответствующее стихи Пушкина наизусть. За этим делом мы и застаём Ваню Прачкина. О последнем читатель знает только то, что сегодня он старательно учит стихи, а вчера где-то «стекло разбил».

История создания

Идея для рассказа возникла у Чехова ещё на заре его становления как писателя. Антон Павлович только что пережил один из самых тяжёлых периодов своей жизни. Его отец, состоятельный купец, разорился, семья осталась без денег, а сам писатель был вынужден выживать в Москве практически без денег. В это тяжёлое время он мог в полной мере ощутить жестокость и бесчувственность общества, равнодушие людей к проблемам окружающих. Его переживания нашли своё выражение в целой серии рассказов, среди которых и был «В аптеке».

Рассказ был написан Чеховым в 1885 году буквально за несколько часов для «Петербургской газеты. Тема книги близка автору еще и потому, что он занимался медициной и учился бок о бок с людьми, которые избрали призванием служение людям, однако не испытывали ни малейшего желания помогать. Для них спасение жизни было прибыльным ремеслом. Эту профессиональную бесчувственность своего окружения и порицал автор.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Душечка» построена вокруг любящей и щедрой женщины, которая притягивала к себе мужчин. Многомудрый Литреконе объединил всех героев в таблицу:

герои рассказа «душечка»
характеристика
оленька
«это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «да, ничего себе…» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: «душечка!». главное свойство оленьки – растворение в личности партнера – очень тонко выражено в оборотах «мы с васичкой», «нам с ваничкой», поскольку утрачивается «я». так, имеем два варианта: «васичка» или «ванечка» и «мы». один полноценный элемент (муж) и дополнение к нему (оленька), не имеющее самостоятельности, образуют в итоге «мы».
кукин
«он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние…». этот человек считал себя знатоком искусства, порицал необразованную публику, не желавшую посещать организованные им мероприятия. он вообще часто жаловался: на убытки, на погоду; вероятно оттого «желтел» и «кашлял по ночам».
пустовалов
уже по введению его имени и отчества в повествование чувствуется, что это человек куда более серьезный, чем кукин. сравнить даже фамилии: кукин звучит комично, нелепо, пустовалов же – монументально и статно

в самом деле, если кукин имел привычку жаловаться и говорить о своих проблемах, то пустовалов обратил внимание на то, что тревожило ольгу, сочувствовал, пытался поддержать. он говорил мало, а свободное время предпочитал проводить дома.
смирнин
о ветеринаре известно мало

он мало времени проводил с семьей даже после примирения с женой, не занимался воспитанием сына. любил разговаривать с коллегами и раздражался каждый раз, когда в эти разговоры вмешивалась оленька.

Про автора

Антон Чехов – один из самых известных писателей в мировой литературе. Его произведения знакомы всему миру и до сих пор читаются и изучаются как шедевры прозы.

Чехов родился в 1860 году в Таганроге, в России. В юности он работал много и в разных сферах – был врачом, драматургом, журналистом. Однако, настоящие успехи пришли к нему как писателю. Чехов начал свою литературную карьеру в 1880-х годах, опубликовав несколько рассказов в журналах. С тех пор его творчество завоевало мировую известность.

Главным достоинством Чехова как писателя является его умение создавать живых, реалистичных персонажей. В его произведениях герои – это не просто марионетки, которыми автор управляет по своему усмотрению. Напротив, каждый персонаж имеет свои уникальные черты характера, привычки, страхи и мечты. Более того, многие персонажи Чехова являются типичными представителями русского общества того времени. Они отражают сложные социальные и психологические проблемы своей эпохи.

Еще одна характеристика творчества Чехова – это его умение создавать неповторимую атмосферу. В его произведениях часто присутствует тоска, скрытая боль, меланхолия, которые передаются не только через слова, но и через образы, звуки, запахи. Чеховский мир – это мир не только людей и событий, но и окружающей природы, которая также играет важную роль в произведениях писателя.

Чехов оставил после себя богатое наследие в мировой литературе. Его произведения продолжают вдохновлять и захватывать читателей со всего мира. Писатель был и остается не только классиком литературы, но и учителем жизни, который помогает понять глубинные проблемы человеческого существования.

Сюжет и композиция

Накануне вечером Семён Ильич Прачкин проиграл восемь рублей в карты. Деньги небольшие, но становому приставу обидно, и он «не в духе». Переживая вчерашнее, он ходит из угла в угол своей комнаты.

В соседней комнате Ваня Прачкин зубрит «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Торжество «какого-то мужика» приводит станового пристава в истинное бешенство. На эту и каждую последующую строку Пушкина Прачкин отвечает раздражённой репликой.

Комизм каждой реплики станового пристава двойственного происхождения. Во-первых, он критикует автора впервые услышанных им стихов за сочувствие мужицкой семье, которая, по мнению полицейского чина, не только недостойна такового сочувствия, но и явно нарушает целый ряд законодательных установлений Российской империи. Во-вторых, в каждой своей реплике Прачкин сам себе мучительно напоминает подробности вчерашнего проигрыша в карты, лишь самым косвенным образом связанные с пушкинскими стихами (или вовсе никак с ними не связанные).

Тем временем создаётся впечатление движения мужика, чья лошадка, «снег почуя, плетётся рысью как-нибудь», из хрестоматии прямо к Прачкину на двор, когда наконец, прервав зубрёжку, Ваня объявляет, что-де мужик привёз муку. Распорядившись принять мучную взятку, становой пристав всё же не повеселел («Но и мука не развеселила Прачкина»). Рассказ заканчивается в тот момент, когда в поиске выхода накопившейся злобы становой пристав, наконец, вспоминает, что Ваня вчера стекло разбил, и объявляет сыну, что собирается его за это высечь.

Сюжет и композиционные основы

Заболевший Свойкин отправляется к доктору, несмотря на позднее время. После этого ноги сами несут учителя в аптеку. Он показывает рецепт аптекарю. Ему приходится ждать целый час, чтобы получить препараты. Но для оплаты заказа не хватало шести копеек. Несмотря на болезнь клиента, провизор отказывается дожидаться оплаты завтрашним днем. За деньгами учитель отправляется домой.

Придя туда, Егор Алексеевич находит в ящике стола несколько медных монеток. Но ему было настолько плохо, что он свалился в бреду в постель. Медяки сыплются из рук больного, а ему снится, что он снова в аптеке расплачивается за лекарства.

На этом рассказ завершается. В нем можно выделить несколько основных композиционных моментов:

  1. Благие намерения приводят к потере драгоценного времени.
  2. Открытость финала рассказа. Можно лишь догадываться, пошел Свойкин в аптеку поутру, попал в больницу, выздоровел или умер. Исход может быть таким, каким его позволяет представить фантазия читателя.

Рассказчик использует необычные приемы, позволяющие почувствовать разницу между центральными персонажами. Первый — многословный человек, ведущий беседу с провизором, пока ожидает лекарства, несмотря на плохое самочувствие. Второй — молчаливый аптекарь, говорящий на нескольких языках, не демонстрирующий своих способностей.

«Три года»

Повесть «Три года» (1894) была первоначально задумана Чеховым как роман

Но писатель предпочел отказаться от некоторых сюжетных линий и сконцентрировал свое внимание на драматической истории человека, которому деньги не только не принесли радости, но лишили его душевного покоя, обезличили. Алексей Лаптев, главный герой повести, представитель крупной московской торговой фирмы, ничем не напоминает традиционных «Тит Титычей», как старого, так и нового, европеизированного образца

Это интеллигентный, деликатный человек, живущий напряженной духовной жизнью. Принадлежность к «именитому» купеческому роду угнетает его. Его мучит мысль, что любимая девушка соглашается на брак с ним только потому, что он богат. Он убежден, что миллионы и «дело» в результате погубят его.

В конце повести Лаптев ночью, выйдя из амбара, где производил подсчет своих доходов, услыхал за забором чье-то страстное объяснение в любви. И он задумался о том, какая чудная, поэтическая жизнь могла бы быть у него, если бы он решился уйти из своего амбара. Но Лаптев с грустью признается себе, что изменить жизнь ему мешает «привычка к неволе, к рабскому состоянию».

«Три года» — одно из самых значительных произведений Чехова, раскрывающих подавляющую, губящую человека власть денег.

«Толстый и тонкий»

«Толстый и тонкий» — ещё один рассказ, в котором высмеивается раболепство перед теми, кто богаче и влиятельнее. Вот только у «тонкого» Порфирия, в отличие от «хамелеона» Очумелова, никаких видимых причин трепетать перед сильными мира сего нет. Перед ним — вовсе не грозный генерал, а старинный друг. Вот как начинается рассказ:

Итак, «толстый», несмотря на свою пресыщенность, не забыл старого друга, и вполне искренне интересуется, как Порфирий поживает. (Читатель, правда, может усмотреть в таком интересе только возможность похвастаться — и, скорее всего, так и есть.) Однако главным объектом сатиры становится не «толстый», а «тонкий», который, узнав о том, что его товарищ дослужился до тайного советника, сразу же начинает перед ним лебезить, называть не иначе как «ваше превосходительство», повторять одно и то же… В итоге, как мы помним, «толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».

Что самое забавное, Порфирий — человек куда более честный, старательный и ответственный, чем его давний друг. Публицист М. Блау в замечательной статье «А. П. Чехов и «Табель о рангах» замечает:

Также М. Блау о путешествует не просто так: в поезде он оказывается потому, что его семья переезжает (Порфирия откомандировали служить столоначальником). Должность же столоначальника чаще всего занимали не коллежские асессоры, а надворные советники (чиновники рангом выше), а это значит, что, скорее всего, Порфирия вот-вот повысят. Так что «тонкий», одновременно с продвижением по службе содержавший пусть небольшую, но всё-таки семью, заслуживает уважения куда больше, чем Михаил, явно получивший звание тайного советника по знакомству. Но «тонкий» этого не осознаёт — в нём сразу же срабатывает инстинкт, присущий, увы, в основном людям, привыкшим зарабатывать на хлеб честно: будь со «старшим» настолько почтителен, насколько возможно. Ведь именно от таких, как «его превосходительство», и зависит твоё продвижение по службе, а значит, и материальное благополучие твоей семьи.

Отзыв

(287 слов) В коротком рассказе «В аптеке» рассказывается о человеческом равнодушии, которое может привести к смерти и страданиям. Чехов заставляет задуматься о том, что в каждой ситуации необходимо оставаться человеком, проявлять участие к людям. Главная мысль рассказа «В аптеке» заключается в необходимости сочувствия, понимания и милосердия в трудной жизненной ситуации. Особенно эти качества нужны медицинским работникам.

Чему учит А. П

Чехов в рассказе «В аптеке»? Почти в каждом своем произведении автор привлекал внимание к важнейшей, актуальной и поныне проблеме человеческого равнодушия. Люди часто не слышат друг друга, видят только себя, в быту и в рутине теряют человеческое

Рассказы А. П. Чехова – предупреждение для читателей. Эти выводы подтверждает мое мнение о героях. Свойкин предстает как страдающий человек, вызывающий сочувствие, он дружелюбный и наблюдательный. Провизор же – бездушная машина, в которой не осталось ничего человеческого. Допустим, ему не хотелось по каким-то причинам разговаривать с посетителем, а Свойкин все пытался завести беседу с аптекарем. Но разрешить практически умирающему человеку отдать каких-то шесть копеек потом – вполне возможно. Свойкин, узнав о том, что долгожданное лекарство не получит, не стал скандалить, а смиренно отправился за оставшимися деньгами. Но сил отдать их и получить свою склянку у него уже нет. Несмотря на то, что бедный учитель отдыхал по пути домой раз пять, дома он свалился на кровать и погрузился в бред. Причем в своих тяжелых снах Свойкин видел, как вернулся в аптеку и вновь беседует с провизором. Как знать, возможно, герой умрет только потому, что аптекарю нужно было сделать все «как нужно», по инструкции. Мое впечатление от этого финала очень мрачное.

Я бы порекомендовала рассказ «В аптеке» всем читателям, независимо от возраста и пола, ведь уроки человечности нужны каждому из нас. Мое отношение к прозе Чехова всегда было восторженным, и этот рассказ лишь укрепил его.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: