Краткое содержание
Талисман. Дождливой осенью в здание игорного дома вошёл человек, приковавший к себе взгляды присутствующих. Он выглядел как человек, которому нечего терять. Его взгляд был бесстрастным и таинственным. Молодой человек проиграл последнюю монету с изображением Наполеона и быстро покинул заведение.
В оцепенении блуждая по Парижу, Валантен размышлял только об одном — как лучше покончит жизнь самоубийством. Он решил броситься с моста в Сену ночью. Решив скоротать время, он прогуливался по улицам города и набрел на лавку, где торговали древними вещами.
Его встретил ухмыляющийся старик. Он понял, что творится в душе клиента и стал показывать ему свои сокровища, постепенно подводя его к самому ценному экспонату — шагреневой коже. Старик сказал, что может помочь юноше, более того, Валантен станет могущественным человеком.
Шагреневая кожа обладала силой, способной исполнить любое желание человека. Единственным недостатком этой помощи было то, что с каждым желанием владелец сокращал свои дни жизни. Валантен подумал, что он и так хотел умереть, почему бы перед смертью не испытать все радости жизни?
Заключив договор о продаже, он загадал получить плотские удовольствия. Кусок шагреневой кожи тут же уменьшился в размерах и мог поместиться Валантену в карман. На мосту он встретился со своими приятелями, которые предложила ему работу репортёра в газете.
Её учредитель богатый банкир Тайфер устроил по поводу открытия газеты устроил празднество, на которое приглашён также Валантен. Здесь автор описывает публику, пришедшую на банкет. Она была поистине чудовищной — бездарные поэты стояли рядом с такими же безыдейными писателями и журналистами.
Чтобы разбавить скучную атмосферу банкир пригласил музыкантов и куртизанок. Красивые прелестницы изображали из себя невинных дев. Акилина и Евфросия сказали, что хотят умереть молодыми и красивыми, избежав старости и увядание красоты.
Женщина без сердца. В этой части романа Рафаль делится со своим другом Эмилем душевными страданиями. Его отец был богатым землевладельцем, но его земли из-за войны Наполеона оказались на чужих территориях. Судебные тяжбы ни к чему не привели.
Их семья разорилась. Властный отец преждевременно ушёл из жизни. У Валантена остались некоторые сбережения, которые он хотел растянуть на некоторое время. Он съехал в дешёвый пансион, где занялся научной деятельностью.
Хозяйка мадам Годен заботилась о постояльце, а её дочка Полина влюбилась в Рафаэля. Девушка была умной и красивой, но Валантен мечтал о роскошной даме. Полину он считал недостойной своего внимания. Скоро его грёзы сбылись.
Приятель Растиньяк познакомил его со светской львицей Феодорой, не имеющей ни мужа, ни любовника. Бедный Рафаэль на последние гроши старался выглядеть презентабельно, но графиня не обращала на него внимания. Безумно влюблённый в неё Валантен раскрыл свои чувства, но девушка ответила, что выйдет замуж только за очень богатого человека.
Рафаэль загадывает желание стать баснословно богатым. Утром пришёл нотариус, который принёс завещание от богатого родственника, внепно скончавшегося. Шагреневая кожа значительно стала меньше. Только теперь Рафаэль понял во что вляпался. Он мог позволить загадать всё, но не хотел это делать.
Агония. В третьей части Валантен предстаёт перед нами в роли маркиза. Он подавляет в себе любое желание, а слуги стараются по его взгляду угадать прихоти.ю Однако время от времени Рафаэль не может сдержаться и шагреневая кожа продолжает уменьшаться.
Однажды в театре наш герой видит восхитительную женщину, к которой обращены все взгляды мужчин. Это была Полина. Её отец вернулся из Индии миллионером. Рафаэль, скрепя сердце, загадывает желание, чтобы девушка полюбила его. С удивлением он обнаруживает, что размеры кожи остались прежними.
Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа»
Классное произведение. Прочитал очень давно, но одна мысль, выражающая (на мой взгляд) философскую суть этой новеллы содержится в следующей цитате:
Человек истощает себя безотчетными поступками, — из-за них-то и иссякают источники его бытия. Все формы этих двух причин смерти сводятся к двум глаголам желать и мочь. Между этими двумя пределами человеческой деятельности находится иная формула, коей обладают мудрецы, и ей обязан я счастьем моим и долголетием. Желать сжигает нас, а мочь — разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии. Итак, желание, или хотение, во мне мертво, убито мыслью; действие или могущество свелось к удовлетворению требований моего организма. Коротко говоря, я сосредоточил свою жизнь не в сердце, которое может быть разбито, не в ощущениях, которые притупляются, но в мозгу, который не изнашивается и переживает все. Излишества не коснулись ни моей души, ни тела. Меж тем я обозрел весь мир. Нога моя ступала по высочайшим горам Азии и Америки, я изучил все человеческие языки, я жил при всяких правительствах. Я ссужал деньги китайцу, взяв в залог труп его отца, я спал в палатке араба, доверившись его слову, я подписывал контракты во всех европейских столицах и без боязни оставлял свое золото в вигваме дикарей; словом, я добился всего, ибо умел всем пренебречь. Моим единственным честолюбием было — видеть.
Видеть — не значит ли это знать?.. А знать, молодой человек, — не значит ли это наслаждаться интуитивно? Не значит ли это открывать самую сущность жизни и глубоко проникать в нее? Что остается от материального обладания?
Только идея. Судите же, как прекрасна должна быть жизнь человека, который, будучи способен запечатлеть в своей мысли все реальности, переносит источники счастья в свою душу и извлекает из них множество идеальных наслаждений, очистив их от всей земной скверны. Мысль — это ключ ко всем сокровищницам, она одаряет вас всеми радостями скупца, но без его забот. И вот я парил над миром, наслаждения мои всегда были радостями духовными. Мои пиршества заключались в созерцании морей, народов, лесов, гор. Я все созерцал, но спокойно, не зная усталости; я никогда ничего не желал, я только ожидал. Я прогуливался по вселенной, как по собственному саду. То, что люди зовут печалью, любовью, честолюбием, превратностями, огорчениями, — все это для меня лишь мысли, превращаемые мною в мечтания; вместо того чтобы их ощущать, я их выражаю, я их истолковываю; вместо того чтобы позволить им пожирать мою жизнь, я драматизирую их, я их развиваю; я забавляюсь ими, как будто это романы, которые я читаю внутренним своим зрением. Я никогда не утомляю своего организма и потому все еще отличаюсь крепким здоровьем. Так как моя душа унаследовала все не растраченные мною силы, то моя голова богаче моих складов. Вот где, — сказал он, ударяя себя по лбу, — вот где настоящие миллионы! Я провожу свои дни восхитительно: мои глаза умеют видеть былое; я воскрешаю целые страны, картины разных местностей, виды океана, прекрасные образы истории. У меня есть воображаемый сераль, где я обладаю всеми женщинами, которые мне не принадлежали. Часто я снова вижу ваши войны, ваши революции и размышляю о них. О, как же предпочесть лихорадочное, мимолетное восхищение каким-нибудь телом, более или менее цветущим, формами, более или менее округлыми, как же предпочесть крушение всех ваших обманчивых надежд — высокой способности создавать вселенную в своей душе; беспредельному наслаждению двигаться без опутывающих уз времени, без помех пространства; наслаждению — все объять, все видеть, наклониться над краем мира, чтобы вопрошать другие сферы, чтобы внимать богу? Здесь, — громовым голосом воскликнул он, указывая на шагреневую кожу, — мочь и желать соединены! Вот они, ваши социальные идеи, ваши чрезмерные желания, ваша невоздержность, ваши радости, которые убивают, ваши скорби, которые заставляют жить слишком напряженной жизнью, — ведь боль, может быть, есть не что иное, как предельное наслаждение. Кто мог бы определить границу, где сладострастие становится болью и где боль остается еще сладострастием? Разве живейшие лучи мира идеального не ласкают взора, меж тем как самый мягкий сумрак мира физического ранит его беспрестанно? Не от знания ли рождается мудрость? И что есть безумие, как не безмерность желания или же могущества?
Глава 7. Судьбоносная игра в карты
В этой главе герой романа Рафаэл де Валентинья попадает на светское мероприятие, где играют в карты. Игрокам удаётся заставить Валентинью продать свое имущество, чтобы продолжить играть. Жажда азарта и богатства приводят к разорению героя и его желанию покончить с собой.
Бальзак в этой главе показывает, как сильны у людей желание играть и жажда богатства. Игра в карты становится символом жестокости, которая может разрушить жизнь человека. А автору удалось с помощью героя романа показать, что жадность и азарт могут привести к трагическому концу.
Несмотря на то, что игра в карты – распространенное занятие, Бальзак показал ее с другой стороны. В данной главе автор говорит о главной проблеме всех азартных игр – наркотической зависимости от них. В результате, даже когда человек проигрывает, он не может остановиться и продолжает играть, что может привести к трагедии.
«Игры судьбы» в романе «Шагреневая кожа»
В романе Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» судьба играет важную роль в жизни главного героя, Рафаэля де Валентена. Онкак раз и является одним из главных игроков в этой несправедливой и безжалостной игре.
Судьба Рафаэля является необычайной и запутанной. Его жизнь полна неожиданных поворотов. Начиная со своего детства и заканчивая зрелым возрастом, Рафаэль сталкивается со многими сложностями и испытаниями. Он потерял мать, не смог завоевать любовь отца, попал в долговую яму, столкнулся с предательством близких ему людей и т.д.
Но несмотря на все трудности, Рафаэль не сдаётся и продолжает жить, бороться и постигать жизненные уроки. Он постоянно меняет свои планы и судьба ставит перед ним новые задачи. Одним из самых важных для него является поиск загадочной шагреневой кожи. И здесь тоже судьба играет свою роль. Рафаэль не знает, на что готова пойти его возлюбленная, Федора, чтобы помочь ему в поисках этого драгоценного материала и сохранении своих отношений.
Таким образом, «Шагреневая кожа» — это роман о том, как судьба может забрасывать нас на разные стороны, сколько бы мы не планировали и старались жить нашу жизнь. Каждый человек сталкивается со своими испытаниями, и это делает нас сильнее и мудрее.
Часть I. Талисман
В конце октября 1829 года в игорный зал приходит молодой человек. Лицо белокурого юноши ещё светится очарованием невинности, но вместе с тем на нём лежит и отблеск сладострастного порока. Незнакомец проигрывает последнюю золотую монету и решает покончить жизнь самоубийством. Перед смертью он ходит по Парижу, изучает продающиеся книги, отдаёт последние су нищим, любуется хорошенькой женщиной.
В лавке древностей перед лицом юноши проходит вся история мира, начиная с Древнего Египта и заканчивая эпохой Ренессанса. После заката солнца перед героем появляется маленький, худенький старичок в чёрном халате и предлагает показать ему изображение Иисуса Христа кисти Рафаэля.
Картина потрясает молодого человека своей реалистичностью. Он признаётся хозяину лавки, что хотел покончить жизнь самоубийством из-за унизительной нищеты. Старичок предлагает помощь. Он указывает на висящую напротив картины Рафаэля шагреневую кожу. Лоскуток, величиной со шкурку лисицы, с обратной стороны содержит печать Соломона и надпись-предупреждение. Старик говорит, что сам никогда не пробовал владеть шагреневой кожей, а своё благополучие построил на отказе от двух раздирающих человека принципов – желания и возможности. Он предпочитал знать и видеть и жить разумом, а не сердцем. В отличие от старика юноша желает прожить бурную жизнь в наслаждениях вином, весельем и женщинами. Старик смеётся над его желанием. Юноша хватает шагреневую кожу и выбегает на улицу, где встречает трёх своих друзей.
Рафаэль де Валантен (так зовут главного героя романа) отправляется вместе с ними на ужин к банкиру Тайферу, решившему организовать оппозиционную королевской власти газету. Общество из подающих надежды молодых писателей, художников и учёных наслаждается едой и вином, болтает о политике, рассуждает об устройстве государства. После ужина молодые люди направляются в залу, где их встречает целый сераль очаровательных женщин самых разных национальностей. Прекрасные дамы выглядят невинными, но скрывают внутри себя самый изысканный порок.
Рафаэль и его друг, журналист Эмиль, беседуют с двумя девушками – величественной красавицей Акилиной, чей возлюбленный погиб на эшафоте, и хрупкой девой Ефрасией, не верящей в любовь.
Знакомство с главным героем
Главный герой романа «Шагреневая кожа» — Жильберо Сапьен. Он молодой и амбициозный юноша, который пытается добиться успеха в жизни. Жильберо живет в Париже, работает юристом и мечтает о богатстве и славе.
Он любит красивых женщин, но не может найти свою истинную любовь. Жильберо часто меняет своих возлюбленных, но никто не может заменить ему той, которую он действительно ищет.
Жильберо очень амбициозен и готов пойти на многое, чтобы достичь своей цели. Он никогда не останавливается на достигнутом и продолжает двигаться вперед, даже если ему приходится преодолевать невероятные препятствия.
Встреча с главной героиней романа, Анжеликой, изменит жизнь Жильберо навсегда. Он поймет, что именно она была его истинной любовью, и готов на все, чтобы быть с ней вместе.
Шагреневая кожа
На вопросительный взгляд маркиза старик ответил, что теперь он счастлив как юноша, и что он неверно понимал бытие: «Вся жизнь — в едином часе любви». Разглядывая публику, Рафаэль остановил взор на Феодоре, которая сидела с очередным поклонником, все такая же красивая и холодная. На соседнем кресле с Рафаэлем сидела прекрасная незнакомка, приковывающая восхищённые взгляды всех присутствующих мужчин. Это была Полина. Ее отец, в своё время командовавший эскадроном конных гренадеров императорской гвардии, был взят в плен казаками; по слухам ему удалось бежать и добраться до Индии. Вернувшись, он сделал дочь наследницей миллионного состояния. Они договорились встретиться в гостинице «Сен-Кантен», их прежнем жилище, хранившем воспоминания их бедности, Полина хотела передать бумаги, которые, переезжая, завещал ей Рафаэль. Очутившись дома, Рафаэль с тоской взглянул на талисман и загадал, чтобы Полина любила его. Наутро его переполняла радость — талисман не уменьшился, значит, договор нарушен.
Встретившись, молодые люди поняли, что всем сердцем любят друг друга и ничто не препятствует их счастью. Когда Рафаэль в очередной раз взглянул на шагрень, он заметил, что она вновь уменьшилась, и в порыве гнева выбросил ее в колодец. Что будет, то будет, — решил измученный Рафаэль и зажил душа в душу с Полиной. В один февральский день садовник принёс маркизу странную находку, «размеры которой не превышали теперь шести квадратных дюймов».
Рафаэль.
Отныне Рафаэль решил искать средства спасения у учёных, чтобы растянуть шагрень и продлить свою жизнь. Первым к кому он отправился, был господин Лавриль, «жрец зоологии». На вопрос о том, как остановить сужение кожи, Лавриль ответил: «Наука обширна, а жизнь человеческая очень коротка. Поэтому мы не претендуем на то, чтобы познать все явления природы».
Вторым, к кому обратился маркиз, стал профессор механики Планшет. Попытка остановить сужение шагрени путём воздействия на неё гидравлического пресса не увенчалась успехом. Шагрень осталась цела и невредима. Поражённый немец ударил кожу кузнечным молотом, но на ней не осталось и следа повреждений. Подмастерье бросил кожу в каменноугольную топку, но даже из неё шагрень вынули совершенно невредимую.
Химик Жафе сломал бритву, пытаясь надрезать кожу, пробовал рассечь ее электрическим током, подверг действию вольтова столба — все безрезультатно.
Ниверие.
Теперь Валантен уже ни во что не верил, стал искать повреждения своего организма и созвал врачей. Уже давно он стал замечать признаки чахотки, теперь это стало очевидно и ему и Полине. Врачи пришли к следующему заключению: «чтобы разбить окно, нужен был удар, а кто же его нанёс?» Они приписали пиявок, диету и перемену климата. Рафаэль в ответ на эти рекомендации саркастически улыбнулся.
Месяц спустя он отправился на воды в Экс. Здесь он столкнулся с грубой холодностью и пренебрежением окружающих. Его избегали и почти в лицо заявляли, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сузилась.
Покинув воды, он поселился в сельской хижине Мон-Дора. Люди, у которых он жил, глубоко сочувствовали ему, а жалость — «чувство которое всего труднее выносить от других людей». Вскоре за ним приехал Ионафан и увёз своего хозяина домой. Переданные ему письма Полины, в которых она изливала свою любовь к нему, он бросил в камин. Изготовленный Бьяншоном раствор опия погрузил Рафаэля в искусственный сон на несколько дней. Старик слуга решил последовать совету Бьяншона и развлечь хозяина. Он созвал полный дом друзей, намечалось пышное пиршество, но увидевший это зрелище Валантен пришёл в неистовый гнев.
Выпив порцию снотворного, он вновь погрузился в сон. Разбудила его Полина, он стал упрашивать ее покинуть его, показал клочок кожи ставший размером с «лист барвинка», она стала рассматривать талисман, а он, видя, как она прекрасна, не смог совладать с собой. «Полина, иди сюда! Полина!» — выкрикнул он, и талисман в ее руке стал сжиматься. Полина решила растерзать себе грудь, удавить себя шалью, чтобы умереть. Она решила, что если убьёт себя, он будет жив. Рафаэль же, видя все это, опьянел от страсти, бросился к ней и тут же умер.
Бальзак «Отец Горио» сокращенно
Оноре де Бальзак «Отец Горио» краткое содержание для читательского дневника:
Отец Горио – бывший макаронный фабрикант, который снимает комнаты в пансионе «Дом Воке». Ранее он платил большие деньги и ему принадлежали лучшие комнаты в доме. К тому же он хорошо одевался. Хозяйка дома, госпожа Воке, мечтала выйти за него замуж. Однако прошло время, мужчина переселился на самый дешевый этаж, заметно обеднел и превратился во всеобщее посмешище. Время от времени к нему приходят две дочери. Обе создают впечатление знатных дам.
В том же доме проживает молодой юноша Эжен Растиньяк. Однажды на балу у виконтессы де Босеан он встречает прекрасную графиню Анастази де Ресто. Рассказывая на кухне следующим утром жильцам дома об этой встрече, он узнает, что графиню содержит папаша Горио. Эжен не верит этому, однако, придя как-то к графине с визитом, он застает там своего соседа.
Анастази знакомит юношу с мужем, а также с любовником – Максимом де Траем. Сначала его хорошо принимают и мило ведут с ним беседу, но стоило ему упомянуть о Горио, как с ним тут же прощаются. Эжен едет к виконтессе де Босеан, у которой узнает, что графиня на самом деле дочь господина Горио. Вторая его дочь, Дельфина, является женой известного банкира – барона Нусингена.
Сделав состояние в период революции, папаша Горио дал за каждой дочерью приданое по 500–600 тыс.франков, однако спустя некоторое время дочери отказались от отца. Также де Босеан советует Эжену завязать роман с Дельфиной, чтобы с ее помощью получить хорошее положение в обществе.
Вернувшись домой, юноша решает помочь Горио и с помощью родных собирает деньги. В это время к нему приходит еще один его сосед, господин Вотрен, и предлагает заключить сделку – Эжен получает невесту с приданым в 1 миллион франков, но 20% забирает Вотрен. Такой невестой может стать юная Викторина, непризнанная дочь отца-миллионера. Аферист утверждает, что если убить ее брата, то отец захочет наследников и признает дочь. Однако юноша отказывается.
Постепенно Растиньяк влюбляется в Дельфину, и отдает ей все свои деньги. Бедствуя, он признается в любви Викторине. После этого все узнают, что брата девушки смертельно ранили на дуэли. В это же время парижская полиция узнает, что Вотрен – это беглый каторжник и его арестовывают.
Анастази, платя по векселям любовника, разоряется, и муж отказывается от нее. Отец Горио заболевает и умирает. Перед смертью он признает, что дочерям нужны были только его деньги. Хоронит его Растиньяк за свой счет.
Основная идея рассказа – показать деградацию духовной личности на примере дочерей, которых интересовали только деньги.
События в эпилоге
В заключительной части истории автор намекает читателю, что не будет рассказывать о том, что ожидало Полину в будущем. Её судьба остаётся загадкой. Для Бальзака молодая женщина становится воплощением нескольких образов:
- небесных сфер;
- цветка, рождённого из огня;
- ангела, являющегося в грёзах.
Бессердечная Феодора, напротив, становится для него воплощением бездушного мира светской жизением, возникшим в туманной дымке над Луарой. Женская фигура напоминаем им ундину, сильфиду или призрак Дамы у Антуана де ла Саль, котони. Бальзак рассказывает о молодой паре, которая на палубе парохода любуется загадочным видрый оберегает Францию от пагубных веяний современного мира.
Часть III. Агония
В Итальянском театре герой встречает Полину. Она настолько прекрасна, что к ней прикованы взоры всего общества. Рафаэль желает, чтобы девушка полюбила его. Шагреневая кожа не меняет своих размеров.
Полина и Рафаэль признаются друг другу в любви. Девушка рассказывает, как зарабатывала деньги на веерах, чтобы юноша мог носить чистые рубашки и пить вдоволь молока во время своей бедности. Молодые люди решают пожениться. Рафаэль видит, что шагреневая кожа продолжает уменьшаться. В порыве ярости он выкидывает лоскут в сад.
Полина и Рафаэль наслаждаются счастье. Садовник вылавливает в колодце остаток шагреневой кожи. Рафаэль ссорится с Полиной.
Зоолог, г-н Лавриль, определяет шагреневую кожу как кожу редкой породы осла – онагра, встречающегося в Персии, и говорит, что она, как все элементы нашего мира, может сжиматься и растягиваться. Профессор механики Планшет отводит Рафаэля к Шпигхальтеру. Там они пробуют растянуть кожу под огромным прессом, но кожа остаётся неизменной. Химик Жафе пробует подвергнуть её воздействию реактивов, и это тоже не даёт никаких результатов.
Рафаэль начинает кашлять, как чахоточный. Бьянош собирает медицинский консилиум. Один из врачей считает, что у Рафаэля больной желудок, второй – душа, третий – и то, и другое. Героя отправляют на воды. Местное общество не принимает его. Рафаэля вызывают на дуэль. Он убивает противника, после чего переезжает в другую местность. Свои последние дни герой проживает на лоне дикой природы. Когда деревенские жители начинают его жалеть, Рафаэль возвращается в Париж. Он просит Бьяноша выписать ему настойку с опием, чтобы жить хотя бы во сне.
Смерть приходит к Рафаэлю в объятиях Полины, которую он желает больше всего на свете.
- Паспорт службы школьной медиации в школе
- Нестор янкас катя краткое содержание
- Рыцарь на коньках краткое содержание
- Патопсихология зейгарник краткое содержание
- Лучшее во мне краткое содержание
Глава 4. Утренний Париж
В главе 4 романа «Шагреневая кожа» главный герой молодой немецкий аристократ Рафаэль де Вальентин отправляется на прогулку по улицам Парижа. Утренняя атмосфера города, которую Бальзак описывает с помощью слов «свежесть» и «жизнь», заполнила сердце Рафаэля новыми эмоциями.
Париж радовал молодого романтика своей атмосферой: шумный движ, жизнь полная разнообразных сопричастностей и разных интересов, богатство зданий и памятников. Автор описывает каждый малейший детально, оставляя в живом восприятии слушателя прохладный воздух зимнего Парижа, запах весеннего утра и зелень листьев весенних деревьев.
Также, автор остроумно вплетает в свое описание исторические детали, рассказывая о ресторане, в котором Наполеон Бонапарт любил питаться. Рафаэль де Вальентин охотно предался увлечению изучением культуры французов.
В центре внимания автора оказалось не только сумасшедший и загадочный Антаэм младший, но и уникальный и авантюристический характер Рафаэля, который позволил Бальзаку сделать еще один превосходный шаг к тому, чтобы преподнести своим читателям удивительную историю.