«отец горио»

Краткое содержание романа «отец горио» бальзака о.

Проблематика романа «Отец Горио»

Роман Бальзака «Отец Горио» является социально-психологическим, который исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений, психологию урбанистического общества.

В романе мы наблюдаем противопоставление двух социальных миров: сверху буржуазное и великосветское общество, внизу — пансион Воке — мир бедноты. В центре каждого из этих миров Бальзак поставил женскую фигуру: с одной стороны — представитель Сент-Жерменского предместье виконтесса где Босеан, с другого — собственница пансиона госпожа Воке.

На первый взгляд эти два мира совсем разные и отделенные непроходимой бездной. Но в действительности они крепко связаны между собой, задача автора в том и заключалось, чтобы показать внутреннюю связь низов и верхов буржуазного общества. Это он и вскрыл в судьбе Растиньяка, который одновременно принадлежал и к тому, и к другому миру.

Находясь в салоне виконтессы, Растиньяк упоминает пансион: “Мысли Эжена на один миг перенесли его в семейный пансион, — его охватил большой ужас…” , а в пансионе, Растиньяк думает о высшем свете.

Тема “пансиона” и тема “света” в романе все время пересекаются, а в конце сплетаются в одно целое. Низом и верхом руководят одни и те же законы.

В романе две сюжетно-композиционные линии: первая — трагическая история отца Горио, который потерял не только все свое богатство, но и самое дорогое в жизни — любовь своих детей. Он перед смертью убедился в том, что деньги дают все.

Вторая линия — история Растиньяка, который, похоронив отца Горио, бросает вызов Парижу: “Ну, теперь кто кого!”.

Характеристика пансиона подчеркивает устарелость и старомодность вещей и людей, которые находятся в нем. “Здесь есть мебель “изгнанная отовсюду, несокрушимая и помещенная сюда, как помещают отходы цивилизации в больнице для неизлечимых”, мебель “старая, едва живая”; “мерзкие гравюры, от которых теряешь аппетит”. Здесь, в конце концов, постоянно встречаются погасшие, выцветшие глаза, “сморщенные” лица, тела, которые сохранили лишь “остатки красоты” .

Пансион госпожи Воке является своеобразным сосредоточением, символом социальных и моральных законов, характерных для Франции в период жизни Бальзака.

Эта общая атмосфера бедноты, угасание, холода пансиона усиливается нудным запахом, который стоит тут. “В нем ощущается затхлость, плесень, гниль; он вызывает содрогание, бьет чем-то промокшим в нос, пропитывает собой одежду, отдает столовой, где закончили обедать; воняет кухней, лакейской, кучерской” .

Описание дома госпожи Воке заканчивается обобщением: “Коротко говоря, здесь царство бедности, где нет намека на поэзию, бедности потертых, скаредных, сгущенных. Хотя они еще без дыр и без лохмотьев, но скоро превратятся в тлен” .

В этом изображении окружения уже есть предыдущая характеристика действующих персонажей. Черты их общего портрета заложены в описании жилья. Таким образом, читатель погружается в атмосферу этого маленького мира.

Но пансион не единый центр романа.

Салон Сен-Жерменского предместья, аристократические особняки — это другая часть города. Это два полюса Парижа — низ и верх, земля и небо, ад и рай. Сверху — роскошь, внизу — бедность. Бальзак постоянно сравнивает эти два мира. Бедность на фоне роскоши, роскошь на фоне бедности. Верх и низ у Бальзака сталкиваются один из одним, один в одном отображаются, один от другого зависят — они будто создают двуединий образ. Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен, виконтесса где Босеан почти в равной степени могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них представляет отдельную социальную группу и соответствующий ей взгляд: Горио — буржуазную, Растиньяк — провинциальное мещанство, виконтесса — парижское высшее мещанство, Вотрен — преступный мир.

Таким образом, в романе можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка — «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»; семья и семейные отношения в буржуазном мире;

Образ Растиньяка

Образ Растиньяка в романе «Отец Горио» очень показателен ведь соединяет в себе не только положительные, но и отрицательные качества, то есть читатель может проследить изменения, которые происходили в мировоззрении юноши в течение всего романа. В начале произведения он представляется как восторженный юнец, недавно покинувший родительский дом, но с момента его переезда в Париж с ним происходят значительные перемены. Конечно же, был период, когда, соприкоснувшись с настоящей жизнью парижан, Растиньяк категорически осуждал ее. Однако к концу произведения с ним происходят значительные метаморфозы. Это проявляется наиболее ярко, когда юноше приходит в голову мысль убить мужа своей любовницы.

Анализ сочинения

Что может почерпнуть для себя читатель в романе «Отец Горио»? Анализ этого произведения позволяет пересмотреть отношения в семье. С одной стороны, любящий отец, который не может похвастать блестящим образованием или принадлежностью к древнему аристократическому роду, однако олицетворяет идеал родительской любви. С другой стороны — дочери главного героя, которые, как только отец удачно выдал их замуж, поспешно отвернулись от него. В конце романа главный герой умирает, однако на самом деле он был мертв еще в начале повествования, потому что без остатка отдал себя собственным детям. Финал произведения трагичен и психологически тяжел: лежа на смертном одре, Горио не проклинает своих дочерей, наоборот, он прощает их и благословляет. Понимая безмерную прагматичность своих детей, он не может винить их, даже более того — оправдывает их поступки. Что же случилось с детьми этого несчастного человека? Виноват ли отец, что баловал их? После его смерти этот факт становится очевиден. К сожалению, Оноре де Бальзак вынужден признать, что настоящая любовь не в чести в Париже — ее заменили на что-то совсем иное. Как замечает автор романа устами одной героини — вся жизнь парижан строится на титулах и деньгах, искренность здесь не считается добродетелью, а скорее, дурным тоном или даже пороком.

Философская проблематика и ее художественное воплощение в романе о. Де Бальзака «Шагреневая кожа»

«Шагреневая кожа»
как философский
этюд:
жанровые
особенности (соотношение реального и
условно-фантастического в романе,
социального и философского начал).

Рафаэль де Валантен:
типичное и исключительное в характере
и судьбе героя. Сравните образы Рафаэля,
Растиньяка и Жюльена Сореля, проследите
динамику образа молодого героя –
искателя счастья во французской
литературе.

Женские образы в
романе (Полина и Феодора – ангел-хранитель
и демон-погубитель Рафаэля)

Поэтика романа
(роль эпиграфа, мастерство описаний
предметного, вещного мира, специфика
сюжетно-композиционного построения
романа, особенности стиля и языка)

Литература:

См. список к
предыдущему занятию, а также

Кучборская Е.П.
Творчество Бальзака. М., 1970. С. 15-76

Елизарова М.
Бальзак. Очерк творчества. М., 1951

Семинарское занятие
№ 4

Главные герои романа

Произведение имеет большое число персонажей, как главных, так и второстепенных. В данной главе рассмотрим значимых персонажей сочинения великого Оноре де Бальзака

Несомненно, краткое содержание «Отца Горио» частично позволяет читателю понять и представить внутренний мир персонажей романа, но, чтобы сделать картину более полной, следует уделить внимание характеристике каждого героя. Что же замечательного открывается в произведении «Отец Горио»? Персонажи данного литературного шедевра продуманы автором до мельчайших подробностей, вплоть до привычек и воспоминаний

Главный герой, так называемый папаша Горио, неизлечимый который в своем сумасшествии тих и кроток. Однако он искренне любит своих дочерей, которые используют несчастного отца исключительно для получения финансовой помощи на свои увеселения.

  • Эжен де Растиньяк, студент, который приехал из провинции. Вначале романа у него были чистые юношеские надежды получить образование, приносить пользу родителям, но однажды попав в высший свет, он полностью меняет свои жизненные приоритеты и вслед за «сливками» парижского общества предается разврату. Со временем он становится любовником второй дочери Горио — красавицы баронессы. Растиньяк — единственный, кто питает к старику хоть немного уважения и жалости.
  • Дельфина де Нусинген — старшая дочь Горио, которая замужем за довольно состоятельным человеком, но открыто изменяет ему, впрочем, как и он ей.
  • Анастази де Ресто — младшая дочь старика Горио, замужем за графом.
  • Вотрен — сосед Горио и Растиньяка по пансиону. Если внимательно проанализировать образы произведения, то двуличность и лицемерие многих персонажей романа прослеживается очень отчетливо. Но Вотрен, хотя и являющийся буквально воплощением мирового зла в романе, по крайней мере честен. Это бывший каторжник, довольно опасный человек, играющий чужими жизнями. В произведении «Отец Горио», персонажи которого описаны весьма искусно, этот преступник кажется не столь уж плох на фоне алчных и бесчестных соседей, которых он откровенно презирает.
  • Виконтесса де Босеан — родственница Растиньяка, которая вводит несозревшего юнца в высший свет, тем самым подталкивая его к падению.
  • Воке — владелица пансиона, вдова пятидесяти лет. Когда-то женщина хотела выйти замуж за Горио, но была отвергнута. После этого она стала враждебно относиться к главному герою. Ее презрение увеличилось, когда стали заметны признаки его явного разорения.

Действующие лица

В романе автор переносит своих читателей в Париж и там знакомит с французским буржуазным обществом. Для передачи своих мыслей писатель использует следующие образы:

  1. Горио — добрый и отзывчивый мужчина преклонных лет. Любящий отец трех дочерей готов пойти ради них на все. Герой пожертвовал всем ради их общего счастья.
  2. Эжен де Растиньяк — молодой человек, студент. Он амбициозный и целеустремленный человек. На протяжении всего повествования мечтает о роскошной жизни.
  3. Анастази де Ресто — светская особа и старшая дочь главного героя, вышедшая замуж за графа.
  4. Дельфина де Нусинген — младшая из дочерей Горио. Девушка вышла замуж за банкира.
  5. Воке — злая и корыстная женщина. Несмотря на свой преклонный возраст она управляет пансионатом.
  6. Виконтесса де Босеан — самая известная особа в Париже, которая обучала Эжена правилам поведения на светских мероприятиях.
  7. Вотрен — беглый каторжник, злой и коварный персонаж.
  8. Викторина Тайфер — богатая и молодая. Она унаследовала целое состояние и теперь живет независимо от всех.

https://youtube.com/watch?v=TnhSYVyRgs8

Оноре де Бальзак: «Отец Горио»

История создания романа связана с возникшей у Бальзака идеей написания цикла рассказов, которые должны были изобразить жизнь его соотечественников. Произведение стало первым в серии сочинений, затем объединенных в сборник под названием «Человеческая комедия». Когда же написал данное произведение Оноре де Бальзак? «Отец Горио» был создан в 1832 году, однако публикация состоялась лишь через два года. В течение этого времени в воображении гения формировался план написания повестей, которые должны были показать реальную жизнь французского общества, стремления и чаянья современников писателя. Что хотел донести до читателя Оноре де Бальзак? «Отец Горио» показывает гамму обычных чувств, испытываемых человеком, в том числе и нелицеприятных, таких как алчность, удовлетворение собственных амбиций за счет унижения других и патологическое желание череды бесконечных удовольствий.

События происходят в Париже, городе, который, по мнению автора, отбирает у людей все человеческое, оставляя им лишь страстные и неутолимые желания. Краткое содержание «Отца Горио» позволяет ознакомиться с главными идеями произведения, потратив на это минимум времени.

События романа переносят читателя в небольшой пансион, расположенный на окраине Парижа. Люди, живущие в нем, очень разные, но их объединяет одно — удача давно прекратила им благоволить.

Среди постояльцев заведения живет старик, который имеет довольно скверный характер. Никто не подозревает, что на самом деле он обедневший дворянин, отчаянно пытающийся устроить своим дочерям счастливое будущее. Его сосед по пансиону — Растиньяк, единственный, кто случайно узнает об этом. Данное открытие полностью изменяет мнение молодого человека о несчастном старике. Краткое содержание «Отца Горио» содержит квинтэссенцию ключевых событий и описание значимых для анализа произведения характеров. Бывают случаи, когда необходимо прибегнуть к помощи более сжатого рассказа, например, при наличии огромного объема информации во время экзаменов. В таких ситуациях краткое содержание «Отца Горио» позволит в считаные секунды понять направление авторской мысли, а также основные идеи произведения.

Объективный роман г. Флобера «Госпожа Бовари»

Проблематика
романа и ее воплощение в художественном
мире произведения.

Сюжет и композиция,
художественное пространство

Система образов,
характерология:

Эмма и Шарль
Бовари

Родольф и Леон

Аптекарь Омэ,
ростовщик Лере.

Новаторство Г.
Флобера: в чем заключается сущность
объективного метода Флобера?

Литература:

Г. Флобер. Госпожа
Бовари

Иващенко А.Ф.
Гюстав Флобер. Из истории реализма во
Франции. М., 1955

Реизов Б.Г.
Творчество Флобера. М., 1955

Карельский А.В.
От героя к человеку. (Развитие
реалистического психологизма в
европейском романе 1830-1860 гг.) // Карельский
А.В. От героя к человеку. Два века
западноевропейской литературы. М.,
1990. С. 197-247. (консп.)

Моруа А. Гюстав
Флобер «Госпожа Бовари» // Моруа А.
Литературные портреты (любое издание).

Набоков В.В. Лекции
по зарубежной литературе (гл. о Флобере)

Семинарское занятие
№ 6

Оноре де Бальзак — один из основоположников реализма в европейской литературе. Темы, затрагиваемые писателем, не изолированы от повседневных реалий. Его произведения довольно жесткие и беспощадные, впрочем, как порой и сама жизнь по отношению к людям. В литературных шедеврах, вышедших из-под его пера, персонажи выглядят натурально, живо, их интересуют вещи, которые привлекают каждого из нас. Многие герои его романов — люди, желания которых алчны, решения и поступки прагматичны, основная цель — получение удовольствий, а не возвышенные помыслы, присущие обычно романтичным персонажам.

Мастерство Проспера Мериме-новеллиста

Романтизм и реализм
в «экзотических» новеллах П. Мериме
(«Матео Фальконе», «Кармен»). Различия
в изображении исключительных,
«экзотических» героев романтиками и
Мериме (сравните образы Эсмеральды и
Кармен).

Социально-психологические
новеллы П. Мериме о современном обществе
(«Этрусская ваза», «Арсена Гийо»).
Авторская ирония и ее функции.

Художественные
особенности новелл П. Мериме (жанровое
своеобразие, принципы сюжетостроения,
рамочная композиция, автор и герои,
роль детали)

Литература:

Учебники

Виппер Ю.Б.
Проспер Мериме – романист и новеллист
// Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история.
М., 1990. С. 262-284. (консп.)

Андреев Л.Г.
Проспер Мериме // История французской
литературы. – М., 1987

Фрестье Ж. Проспер
Мериме. М., 1987

Семинарское занятие
№ 5

Характеристика отца Горио

Главный герой олицетворяет всепоглощающую отеческую любовь, которая полностью лишает его возможности анализировать происходящее между ним и дочками. Несомненно, что именно он стал причиной того, что дочери выросли такими. Его безрассудная любовь привела к столь трагичному финалу. Автор подчеркивает, что прекрасное чувство, которое дарит людям радость и счастье, все же должно быть подчинено разуму.

Любовь — страшное оружие, которое способно убивать, ведь именно это и произошло в романе. Отцовское чувство, не знающее меры, убило все человеческое в дочерях главного героя. Характеристика отца Горио не может обойтись без критичного взгляда на данного персонажа. Профессионалы, которые впоследствии анализировали роман, ставили в укор автору именно факт безрассудной любви, настаивая на том, что это противоестественное, патологическое чувство, которое, скорее, похоже на помешательство.

Главная тема романа «Отец Горио»

Роман «Отец Горио» был написан Оноре де Бальзаком в 1832 году. Произведение было опубликовано через два года после написания. Впоследствии роман был включен в цикл произведений «Человеческая комедия».

Замечание 1

Центральная тема романа – искренняя отцовская любовь, которой не оказалось места в развращенном парижском обществе.

Главными героями романа являются:

  • Отец Горио,
  • Анастази де Ресто,
  • Дельфина де Нусинген,
  • Эжен де Растиньяк.

Художественная проблематика романа включает развенчание мифа о том, что добиться богатства и славы можно честным трудом. Об этом размышляет на протяжении всего повествования один из героев романа – Эжен де Растиньяк, молодой студент. История жизни отца Горио и его дочерей – «банкирши» Дельфины де Нусинген и графини Анастази де Ресто проходит перед читателем в неотрывной связи с обучением Растиньяка.

Отца Горио до появления в пансионе «Дом Воке» Эжена де Растиньяка никто не воспринимал всерьез. Все считали его старым сластолюбцем и кутилой, растратившем свое состояние на любовниц. Проникновение Растиньяка в высший свет общества Парижа открыло неприглядную правду – изысканно одетые красавицы оказались дочерями бывшего вермишельщика, который сколотил состояние во время Французской буржуазной революции. Отец Горио за каждой из дочерей дал внушительное приданое, однако как только девушки стали знатными парижанками, они отвернулись от своего отца, малообразованного и не такого уж и богатого человека.

Отец, выброшенный из жизни своих дочерей, по мнению виконтессы де Босиан и графини де Ланже, является рядовой трагедией в жизни парижского высшего света, живущего на принципах мужского тщеславия, женской испорченности и бесконечной жажды богатства. Виконтесса предостерегает Растиньяка от искренности. В этом мире, где все строится на титулах и деньгах, недопустимо проявлять искренние чувства, особенно – любовь. В парижском обществе человек может быть или палачом, или жертвой – другого не дано.

Разделение на части

Чтобы понять главную суть произведения, необходимо сделать анализ. Кроме этого, нужно текст разбить на смысловые подзаголовки и изучить каждый, например:

  1. Жители пансионата.
  2. Ненависть к главному герою.
  3. Эжен обращается за помощью к виконтессе.
  4. Поход на бал.
  5. Знакомство с графиней.
  6. Правда об отце Горио.
  7. Влюбленность в Дельфину.
  8. План каторжника.
  9. Поимка Вотрена.
  10. Смерть юного Тайфера.
  11. Ссора сестер.
  12. Смерть старика.
  13. Похороны отца.

История жизни папаши Горио в романе – это фактически надгробная эпитафия медленно агонизирующему герою. Формально вермишельщик умирает только в конце произведения, когда остаётся без гроша в кармане и получает удар, поняв, что больше ничем не может помочь своим дочерям. На самом деле Горио перестаёт жить сразу же, как только отдаёт своё сердце и деньги детям. Сила отцовской любви такова, что даже на пороге смерти папаша Горио, признавая жестокую правду жизни, тем не менее, прощает своих дочерей и надеется только на то, что попадёт в рай, откуда ему разрешат являться на землю и следить за жизнью обожаемых им существ.

Эжен де Растиньяк – чистый, неиспорченный светом молодой человек, глядя на творящуюся вокруг него мерзость, в конце романа, решает бросить вызов парижскому обществу. Студент понимает, что и виконтесса де Босиан, и Вотрен были правы: честностью в жизни можно добиться разве что нищих, унылых похорон. В высшем свете люди нужны друг другу только, когда они могут дать что-то взамен: деньги, связи, титулы и небольшое количество настоящей любви. Последняя – самая драгоценная валюта для знатных парижанок, самостоятельно лишивших себя искренней привязанности браком по расчёту.

Анастази де Ресто, Дельфина де Нусинген, виконтесса де Босиан, графиня де Ланже – все великосветские дамы имеют любовную связь на стороне. Они любят по-настоящему, со всей силой страсти, на которую способны парижские женщины, но эта любовь не приносит им счастья: любовник и отец большинства детей Анастази, граф Максим де Трай – тянет из своей дамы сердца деньги на оплату карточных долгов; маркиз д’Ажуда-Пинто верен виконтессе де Босиан до тех самых пор, пока ему не подворачивается выгодная для женитьбы партия; графиню де Ланже её любовник и вовсе бросает, так и не появившись на авансцене произведения; любовная связь Дельфины и Эжена строится на принципе взаимовыгодного обмена: Эжен обеспечивает Дельфине приём в высшем обществе, Дельфина становится любовницей, которая так необходима любому светскому человеку.

Оноре де Бальзак – один из основоположников реализма в европейской литературе. Темы, затрагиваемые писателем, не изолированы от повседневных реалий. Его произведения довольно жесткие и беспощадные, впрочем, как порой и сама жизнь по отношению к людям. В литературных шедеврах, вышедших из-под его пера, персонажи выглядят натурально, живо, их интересуют вещи, которые привлекают каждого из нас. Многие герои его романов – люди, желания которых алчны, решения и поступки прагматичны, основная цель – получение удовольствий, а не возвышенные помыслы, присущие обычно романтичным персонажам.

События романа переносят читателя в небольшой пансион, расположенный на окраине Парижа. Люди, живущие в нем, очень разные, но их объединяет одно – удача давно прекратила им благоволить.

Проблемы, раскрытые в романе

Данное сочинение поражает своей многогранностью: казалось бы, на переднем плане виден вечный конфликт между поколениями, однако это только верхний пласт всего того, о чем хотел сказать Бальзак. Какие же проблемы хотел осветить автор романа «Отец Горио»? Проблематика, раскрытая в произведении, затрагивает взаимоотношения не только в семье, но и обществе. Необходимо понимать, что французский социум того времени был довольно неоднороден, а разрыв между различными группами настолько велик, что переход из одной социальной прослойки в иную не представлялся возможным

В том числе и на этой проблеме пытается акцентировать внимание автор

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: