Краткое содержание «Отца Горио»
История развивается в пансионе «Дом Воке», названном в честь вдовствующей хозяйки. Четырехэтажное здание заселено персонажами совершенно разных характеров. Четвертый этаж самый дешевый, второй — самый лучший и дорогой. Причем на втором этаже проживают две вдовы: сама хозяйка и госпожа Кутюр, жена погибшего комиссара, которая содержит вдобавок молодую воспитанницу Викторину Тайфер. Третий этаж занят стариком Пуарсе и бывшим каторжником Вотреном. На четвертом этаже расположились апартаменты старой девы Мишано, отца Горио (в прошлом владельца макаронной фабрики), а так же юного студента Растиньяка. Есть и мансардный этаж, где живут кухарка и слуга Кристоф. Жильцы пансиона ходят в потрепанной одежде, а лица их поникшие, кроме девушки Викторины, которую не признал отец миллионер.
В центре всех событий оказывается старик Горио. После ухода от дел на фабрике в 1813 году он поселился в пансионе и, будучи при деньгах, занял комнату на самом престижном этаже. Вдовствующая хозяйка желала выйти за него замуж, однако, не добившись своего, буквально воспылала ненавистью к Горио. С течением времени старик обнищал, и ему пришлось переехать на самый верхний этаж. Ему дали прозвище «папаша». Иногда к нему приезжают его дочери, которые одеты и обуты очень богато в отличие от своего отца.
События у Горио развиваются печально. Вотрен застает его за походом к ростовщику, принимающему старые столовые серебряные приборы, о чем сообщает хозяйке. Он пытается доказать всем, что отец содержит своих дочерей.
Краткое содержание Шуаны, или Бретань в 1799 году Бальзак
В начале вандемьера (конец сентября по обычному календарю) толпа новобранцев шла из Фужера в Майенну. Еще четыре года назад эти места были охвачены роялистским мятежом, а Фужер всегда считался одним из самых опасных его очагов.
Именно поэтому командир полубригады Юло решил как можно скорее произвести набор, объявленный Директорией, но когда бретонцы послушно явились на сборный пункт, заподозрил неладное. Большая часть рекрутов слишком походит на шуанов – крестьян-роялистов, ведущих партизанскую войну во имя Бога и короля.
Эти свирепые люди в козьих шкурах смотрят на офицеров исподлобья, и намерения их ясны – завладеть оружием
Внимание Юло привлекает коренастый заросший дикарь с кнутом в руке: на просьбу назвать себя он отвечает, что его зовут Крадись-по-Земле
Это шуанская кличка, и Юло укрепляется в своих подозрениях: роялисты что-то затевают – видимо, это связано с тем, что у них появился юный и смелый вожак по произвищу “Молодец”.
Дурные предчувствия командира сбываются: как только отряд поднимается на гору Пелерина, Крадись-по-Земле оглушительно свистит, и тут же раздается залп. Несмотря на неожиданную атаку, “синие” отчаянно отбиваются, а на выручку им уже спешит отряд из Фужера.
Среди роялистов Юло приметил молодого человека – явного аристократа по осанке и манере держаться. Очевидно, это и был “Молодец” – не будь его, крестьяне вряд ли решились бы вступить в открытое сражение.
Кроме того, в разгар схватки все явственно услышали женский голос, подстрекавший шуанов биться смелее. Когда республиканский отряд уходит, бретонцы нападают на почтовый дилижанс и грабят его – к великому неудовольствию молодого предводителя.
Крестьянам нет дела до этих споров: захватив ехавшего в дилижансе богача д’Оржемона, Крадись-по-Земле и Хватай-Каравай требуют выкупа в триста экю – если через две недели денег не будет, скряга об этом горько пожалеет. А маркизу вручают письмо из Парижа: друзья извещают его, что министр полиции Фуше намерен подослать к нему красавицу шпионку.
Через два с половиной месяца Юло получает депешу от своего генерала – две роты должны сопровождать карету, в которой путешествуют весьма важные персоны.
Старый вояка приходит в ярость: охранять двух баб и парижского хлыща – какой позор! Но приказ есть приказ: Мари де Верней со служанкой Франсиной и щеголеватый господин по имени Корантен благополучно добираются до Алансона.
В гостинице они знакомятся с морским офицером и его слишком моложавой матерью – оба внимательно присматриваются к Мари, пытаясь разгадать, кто она такая и почему едет под конвоем. Красота незнакомки производит сильное впечатление на моряка. В свою очередь.
Значение романа
Сюжетная структура романа выстраивается посредством нескольких тематических линий, которые имеет взаимосвязь, но при этом отличаются способностью самостоятельного существования.
Первой сюжетной линией является тематика преданного отцовского отношения, заключающаяся в передаче старым Горио всего состояния своим дочерям и его смерти в нищете и одиночестве. Второй сюжетной линией является тематика честолюбия студента-провинциала Эжена де Растиньяка, который посредством использования связей попадает в высший парижский свет. Третьей линией представляется тематика философии преступления, заключающаяся в сомнениях беглого каторжника Вотрена в добродетельной общественной морали, отстаивая права сильной личности на пренебрежение законом.
Кроме того, в романе описывается тема власти денег по отношению к человеку.
Художественной проблематикой романа являются авторские размышления над общечеловеческим мифом о возможности получения славы и состояния честным путем, которые выражаются в повествовании в истории Эжена де Растиньяка, рассказанной параллельно с историей жизни папаши Горио и его дочерей.
Жизнь отца Горио является фактически надгробной эпитафией для медленно агонизирующего героя, рядовой трагедией, постоянно случающейся в жизни высшего парижского общества.
В образе одного из главных героев романа Эжена де Растиньяка автор изображает чистого, неиспорченного высшим обществом молодого человека, осознающего происходящую мерзкую ситуацию, решающего бросить вызов парижскому свету.
Женские персонажи произведения изображаются писателем в качестве великосветских дам, имеющих любовные отношения на стороне.
Взаимосвязь сюжетных линий в сочетании с кульминацией романа является отличительной особенностью типично бальзаковского творчества, строящегося одновременно и в то же время независимо в параллельном виде.
Центральной темой произведения представляется изображение истории утраченных юношеских иллюзий, описанных автором посредством конфликта и психологических особенностей человека в сочетании с окружающим его миром.
Из юриста в писатели
Будучи двадцатилетним юношей, Оноре поступил в школу права. Однако его успешная карьера в роли клерка прерывается неожиданной любовью к письму.
В 20-30 годы XIX века публикуются первые остросюжетные романы Бальзака, в которых он придумывает кодекс нравственности и правильного поведения в светском обществе. Изначально его творчество носило анонимный характер. Но постепенно популярность его романов начала набирать обороты, в частности среди женского населения. В познании женской психологии писателю помогла его первая возлюбленная, которая была не только старше писателя на двадцать два года, но и состояла в официальных отношениях. В итоге одна из читательниц добилась прямого внимания Оноре и стала его женой (польская графиня Ганская).
К 1840 году писатель был на пике популярности, однако это не сделало его жизнь безмятежной. Будучи авантюрным человеком, Бальзак вкладывал много денег в совершенно нерентабельные проекты. Например, покупка загородного дома, без хорошего денежного обеспечения или основание периодического издания, ставшего совершенно провальным.
Характеристика персонажей
Папаша Горио
Главный герой романа живёт ради своих неблагодарных дочерей. Анастази и Дельфина стали единственным утешением его жизни. Бескорыстная отцовская любовь приводит к тому, что Горио не имеет средств отапливать свою комнату зимой и купить себе новую одежду. Прообразом главного героя стал король Лир.
Студент Растиньяк
Эжен происходит из небогатой многодетной семьи. Характер Эжена весьма противоречив. С одной стороны, молодой человек тщеславен и хочет выгодно устроиться в столице. Но с другой стороны, юноша способен любить, уважать, сочувствовать, помогать ближнему. В погоне за успехом Эжен смог сохранить многие нравственные ориентиры: Растиньяк отказался от возможности получить богатое приданое Викторины путём устранения её брата.
Анастази и Дельфина
Дочери старика Горио одинаково равнодушны к своему пожилому отцу. Для обеих сестёр брак стал лишь формальностью. У Анастази есть любовник, от которого она родила почти всех своих детей. Старшая сестра смогла найти своё место в высшем обществе. Дельфине повезло меньше. Муж обманул её, забрав приданое, а парижская элита отказалась относиться к ней, как к равной. Практически сразу же после свадьбы барон и баронесса де Нусинген перестали общаться и открыто имеют любовников.
Мамаша Воке
Вдова Воке не является главной героиней, но её роль в повествовании важна так же, как и роль главных героев. Хозяйка пансиона воплощает собой корыстный и расчётливый средний класс, который уже смог перешагнуть черту бедности в обратном направлении, но при этом ещё не смог достичь той роскоши, которая доступна элите.
Анализ произведения
Герои романа «Отец Горио» также вовлечены в борьбу за «место под солнцем». Бороться, тем не менее, большинству из них приходится не с жестоким и враждебным миром, а с собой. Нет ничего проще, чем придумать циничный план действий, а затем хладнокровно ему следовать. Однако между разумом и чувствами человек по-прежнему нередко предпочитает последнее, за что и бывает наказ.
Старик Горио, сумевший заработать неплохое состояние, лишился всего, даже жизни, из-за своей безумной любви к дочерям. Анастази де Ресто тоже стала заложницей и жертвой собственных чувств. Она неумолима по отношению к отцу, ненавидит сестру и бессовестно изменяет мужу. Но любовь к Максиму де Трай заставляет Анастази забыть об опасностях и собственном благополучии. Де Трай, как может заметить читатель, не достоин ни одной из принесённых жертв. Растиньяк имеет возможность получить в жёны богатую наследницу, уничтожив конкурента чужими руками. Но и он не находит в себе сил отказаться от чувств и переступить через свои моральные принципы.
4
5
(
4
голоса
)
Тайна Анастази
Во время визита в дом светской красавицы Эжен совершает большую оплошность. Беседуя за столом, он упоминает старика Горио, которого случайно заметил во дворе графского дома. Огорченный юноша направляется в дом своей богатой родственницы, которую застает в слезах. Как оказалось, ее возлюбленный, маркиз д’Ажуда-Пинто, собирается порвать с ней ради выгодной женитьбы. Эту новость виконтесса узнала от своей подруги герцогини де Ланже.
Молодые женщины забыли своего отца. Они враждуют между собой и завидуют друг другу. Виконтесса советует Эжену воспользоваться их соперничеством. Дельфину не принимают в высшем обществе. За приглашение в дом знатной особы она готова пойти на все.
Кто такой Вотрен?
Полиция давно следит за ним, но доказательств, что он закоренелый преступник, не может собрать. Представители полиции привлекают старую деву Мишоно и предлагают ей усыпить Вотрена. Когда он будет без чувств, она должна хлопнуть по его плечу и увидеть клеймо на его плече. Если оно есть, полиция собирается разделаться с ним без суда и следствия. Вотрен-искуситель, не зная об этом, все продолжает стараться сблизить Эжена и Викторину, которую ждут миллионы. А также рассказывает, что брат Викторины, который стоит между ней и деньгами, уже вызван на дуэль. Чтобы Растиньяк не помешал этому плану, Вотрен устраивает небольшую попойку, подливая в вино снотворное. Пока Эжен крепко спит и не может помешать дуэли, мадемуазель Викторина становится наследницей отца, который, потеряв сына, забирает ее к себе.
Характеристика персонажей
Папаша Горио
Главный герой романа живёт ради своих неблагодарных дочерей. Анастази и Дельфина стали единственным утешением его жизни. Бескорыстная отцовская любовь приводит к тому, что Горио не имеет средств отапливать свою комнату зимой и купить себе новую одежду. Прообразом главного героя стал король Лир.
Студент Растиньяк
Эжен происходит из небогатой многодетной семьи. Характер Эжена весьма противоречив. С одной стороны, молодой человек тщеславен и хочет выгодно устроиться в столице. Но с другой стороны, юноша способен любить, уважать, сочувствовать, помогать ближнему. В погоне за успехом Эжен смог сохранить многие нравственные ориентиры: Растиньяк отказался от возможности получить богатое приданое Викторины путём устранения её брата.
Анастази и Дельфина
Дочери старика Горио одинаково равнодушны к своему пожилому отцу. Для обеих сестёр брак стал лишь формальностью. У Анастази есть любовник, от которого она родила почти всех своих детей. Старшая сестра смогла найти своё место в высшем обществе. Дельфине повезло меньше. Муж обманул её, забрав приданое, а парижская элита отказалась относиться к ней, как к равной. Практически сразу же после свадьбы барон и баронесса де Нусинген перестали общаться и открыто имеют любовников.
Мамаша Воке
Вдова Воке не является главной героиней, но её роль в повествовании важна так же, как и роль главных героев. Хозяйка пансиона воплощает собой корыстный и расчётливый средний класс, который уже смог перешагнуть черту бедности в обратном направлении, но при этом ещё не смог достичь той роскоши, которая доступна элите.