Темы надежды и возрождения в романе э. золя «жерминаль»

Реферат. своеобразие и эволюция эстетических принципов э. золя: романы «западня» и «жерминаль»

Золя «Жерминаль» — краткое содержание

Золя

— все произведения Страница: Роман французского писателя Э.Золя «Жерминаль» входит в цикл произведений «Ругон-Маккары». Герои романа: рабочие – углекопы, буржуа Этьен Лантье, углекоп Маэ, его дети — Катрин, Захария, Ханлен, лавочник Мегра, углекоп Шаваль, директор шахт Энбо, совладельцы шахт Грегуары. Действия романа разворачиваются в угольном поселке под названием «Двести Сорок». … Механик Этьен Лантье, изгнанный с железной дороги за пощечину начальнику, пытается устроиться на работу в шахту, которая находится в поселке «Двести Сорок». Но работы нет, и Этьен находит место лишь потому, что накануне его прихода умерла одна из откатчиц. Этьен попадает в артель старого забойщика Маэ. У Маэ большая семья, но почти все дети уже работают в шахте, в том числе пятнадцатилетняя Катрин. Этьен, оказавшись в шахте, удивляется тяжести работы: приходится работать в невыносимой духоте, лежа то на спине, то на боку. У Этьена даже возникает желание покинуть такую работу, тем более, что он видит, как плохо обращается начальство с шахтерами. Само семейство Маэ живет в непредставимой бедности. Постоянные долги лавочнику, никогда не хватает денег на хлеб – все это вынуждает их совершать унизительные поступки. Однажды жена Маэ даже идет за помощью к Грегуарам, совладельцам шахт. Грегуары живут безбедно, и помощь, которую они оказывают Маэ, заключается лишь в двух старых платьях и куске булки. В то же время лавочник требует возвращения долгов. Маэ удается смягчить его только обещанием прислать к нему Катрину, хотя она знает, что лавочник «испортил многих девушек поселка»… Между тем Катрины домогается молодой углекоп Шаваль. Девушка сопротивляется ему, ведь ей очень нравится Этьен Лантье, но это продолжается недолго. Шаваль – гневливый и вспыльчивый, старается вести себя с Катрин ласково, даже дарит ей ленту для волос. В итоге девушка отдается ему в сарае за поселком. Этьен постепенно привыкает к работе, к людям, даже к грубой простоте местных нравов: ему то и дело попадаются обнимающиеся парочки. Но Этьен возмущен любовью Катрин и Шаваля, хотя в действительности просто ревнует эту девушку. Вскоре Этьен знакомится с русским машинистом Сувариным, который живет с ним по соседству. Суварин – очень скрытный человек, поэтому Этьен нескоро узнает, что Суварин – социалист, бежавший из России. Этьен рассказывает Суварину о своей дружбе и переписке с вождем рабочего движения Плюшаром. Но у Суварина и Этьена Лантье разные жизненные позиции – Суварин считает, что жизнь можно изменить только при помощи террора, а Этьен склонен думать о забастовках, как о лучшем средстве «спасти мир». В конце лета Этьен перебирается в дом к Маэ. Он пытается увлечь главу семейства своими идеями, и ему это почти удается. Но жена Маэ говорит, что равенства между хозяевами шахт и шахтерами никогда не устанавливается. Вскоре появляется идеальный повод для забастовки – очередное сокращение выплат. Директору шахт Энбо сообщают, что никто не вышел на работу. Этьен и несколько его товарищей образуют делегацию для переговоров с хозяевами. Страница:

Золя «Творчество» — краткое содержание

Золя

— все произведения Страница: Клод Лантье, художник, повесился в своей мастерской перед неоконченной картиной в ноябре 1870 г. Его жена Кристина, позировавшая для этой картины и мучительно ревновавшая к ней, потеряла рассудок от горя. Клод жил в полной нищете. От него не осталось ничего, кроме нескольких набросков: последнюю и главную картину, неудавшийся шедевр, сорвал со стены и сжег в припадке ярости друг Клода Сандоз. Кроме Сандоза и Бонграна — другого приятеля Клода, художника-мэтра и академика-бунтаря, — на похоронах не было никого из их компании.

…Все они были родом из Плассана и подружились в коллеже: живописец Клод, романист Сандоз, архитектор Дюбюш. В Париже Дюбюш с великим трудом поступил в Академию, где подвергался беспощадным насмешкам друзей: и Клод, и Сандоз мечтали о новом искусстве, равно презирая классические образцы и мрачный, насквозь литературный романтизм Делакруа. Клод не просто феноменально одарен — он одержим. Классическое образование не для него: он учится изображать жизнь, какой её видит, — Париж, его центральный рынок, набережные Сены, кафе, прохожих. Сандоз грезит о синтезе литературы и науки, о гигантской романной серии, которая охватила и объяснила бы всю историю человечества. Одержимость Клода ему чужда: он с испугом наблюдает за тем, как периоды воодушевления и надежд сменяются у его друга мрачным бессилием. Клод работает, забывая о еде и сне, но не идет дальше набросков — ничто не удовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев и скульпторов — легкий и циничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори — уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её «школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята не только спорами об искусстве: Магудо с отвращением терпит рядом с собой шлюху-аптекаршу Матильду, Фажероль влюблен в прелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время с художниками бескорыстно, вот уж подлинно из любви к искусству.

Клод сторонился женщин до тех пор, пока однажды ночью, неподалеку от своего дома на Бурбонской набережной, не встретил во время грозы заблудившуюся молодую красавицу — высокую девушку в черном, приехавшую поступать в лектрисы к богатой вдове генерала. Клоду ничего не оставалось, как предложить ей переночевать у него, а ей ничего не оставалось, как согласиться. Целомудренно поместив гостью за ширмой и досадуя на внезапное приключение, утром Клод смотрит на спящую девушку и замирает: это та натура, о которой он мечтал для новой картины. Забыв обо всем, он принимается стремительно зарисовывать её маленькие груди с розовыми сосками, тонкую руку, распустившиеся черные волосы… Проснувшись, она в ужасе пытается спрятаться под простыней. Клод с трудом уговаривает её позировать дальше. Они запоздало знакомятся: её зовут Кристина, и ей едва исполнилось восемнадцать. Она доверяет ему: он видит в ней только модель. И когда она уходит, Клод с досадой признается себе, что скорее всего никогда больше не увидит лучшую из своих натурщиц и что это обстоятельство всерьез огорчает его. Страница:

Забастовка

Краткое содержание «Жерминаля» Золя поможет вам быстро вспомнить это произведение, освежить в памяти основные события. Когда Маэ снова получает сокращенный заработок, к тому же удостаивается выговора за разговоры о политике. При этом на новом участке шахты, где работает картель, становится все опаснее. Случается обвал, в котором младший сын Маэ Жанлен ломает обе ноги. После этого герои «Жерминаль» Золя понимают, что нужно бастовать, терять больше нечего.

Директор Энбо узнает, что никто не вышел на работу. Этьен с приятелями собирают делегацию для начала переговоров. Шахтеры требуют, чтобы им прибавили плату за вагонетки всего на пять су. Энбо пытается спровоцировать раскол среди товарищей, говорит, что они подверглись внушению, но в действительности никто из рабочих не состоит в Интернационале.

Этьен начинает спорить с Энбо, в результате прямо угрожая, что рабочие могут прибегнуть и к другим мерам, чтобы отстоять свои права. Правление не идет на уступки, что еще больше ожесточает шахтеров. В поселке уже ни у кого нет денег, но Этьен призывает сражаться до последнего. Помочь деньгами обещает Плюшар, но постоянно медлит.

На совещании хозяин кабака Раснер призывает прекратить забастовку, но шахтеры доверяют Этьену. Собрание пытается разогнать полиция, но вдова предупреждает рабочих, они успевают разойтись. Между тем, правление шахт решило уволить самых упорных и подстрекателей.

Собрания шахтеров

Со временем Этьен превращается в наиболее влиятельного человека в шахтерской среде, вытесняя их предыдущего лидера Раснера, который был очень хитрым. На очередном собрании, которое теперь проходят в лесу, старик по прозвищу Бессмертный вспоминает о своем неудачном опыте протестов, когда несколько десятков лет назад несколько его приятелей в результате погибли, но так ничего и не добились.

Этьен страстно выступает, в результате шахтеры снова решают продлить стачку. Во всей компании работает только шахта в Жан-Барте. Тамошних рабочих обзывают предателями, обещая проучить. В Жан-Барте шахтеры из Монсу рубят канаты, вынуждая углекопов выйти на поверхность. Там же находятся Шаваль и Катрина, которым теперь приходится выйти. Между бастующими и штрейкбрехерами начинается драка. Когда руководители компании вызывают армию и полицию, рабочие берутся за разрушение шахт.

В шахте

Герои пытаются спастись, оказавшись в воде по грудь. Они выбираются в сухую шахту, а после бродят по подземным лабиринтам. Здесь происходит финальное столкновение Шаваля и Этьена.

В отзывах о «Жерминале» Эмиля Золя читателей и критиков всегда отмечалось, что это одна из ключевых сцен произведения. Во время драки Этьен разбивает голову оппоненту. Затем вместе с Катриной он выскребает скамью в скале, на которой они сидят под потоком камней, несущихся по дну шахты.

Они три дня проводят под землей, ожидая гибели, но в последний момент спасательная операция завершается с успехом. Слыша звуки рабочих, которые пробиваются к ним, они соединяются в первом поцелуе. После этого Катрина впадает в беспамятство, а когда спасатели доходят до них, она уже оказывается мертвой.

Сюжет

В произведении говориться о мужчине Этьен Лантье. Он работал на железной дороге, но вскоре его уволили за то, что он ударил своего начальника. И он пошёл устраиваться на шахту фирмы Монсу, которая находиться рядом с городом Воре. Работу было тяжело найти. У него получилось устроиться на шахту только потому, что там освободилось одно место. Забойщик которого звали Маэ проработал там много лет, там же работала его дочка Катрина. Они приняли  к себе в смену Лантье.

Работа Лантье давалась тяжело. В этой же шахте работал сын Маэ Захария. Остальные шахтеры, работали лёжа на боку в нешироком ущелье шахты. Этьен давно хотел рассчитаться с работы, но он не может оставить дочь одну на такой адской работе. Начальство вечно было недовольное. Семья Маэ жила очень бедно, и были долги. Жена забойщика с детьми попросила им помочь, у Грегуаров компаньонов компании. Семья дала им немного поношенных вещей для детей, и платьев.

Семья Маэ жила строго по своим правилам. Мужчины работали на шахте, а женщины занимались домашними делами. Праздничным днём для Маэ было купание один раз в семь дней. Они купались и одевали чистые вещи. Вечером Маэ мог получить «бесплатный десерт». Шавель начал заигрывать к Картине. Она не отвечала ему взаимностью, но потом сдалась.

Этьен смирился с тяжёлой работой. Ему не нравятся только взаимоотношения Катрины и Шаваля. Позже Этьен познакомился с Сувариным который работал машинистом. Этьен рассказывает ему о своем товарище из России. У Суварина негативное отношение к марксизму и интернационализму. Его надежда лишь террор и революция. А Этьен хочет протест, что б его поддержали все коллеги, но на это не было денег.

Перебравшись в дом к Маэ Этьен начал его убеждать, начать забастовку на шахте. Маэ считал, что будет справедливо прожить свою жизнь богато. В деревне люди начали шептаться об этом диалоге между Маэ и Этьеном. Начальство штрафовало за все нарушения работников, и уменьшали зарплату. Работать в шахте было все тяжелее и хуже. За месяц Маэ получил очень маленькую зарплату. В шахте случилось крушение, и младший сын Маэ поломал себе ноги. И тут глава семьи осознал, что нужно бастовать.

Все работники шахты объявили забастовку в которой потребовали повышение зарплаты, и не вышли на работу. Работа во всех шахтах прекратилась.  Все рабочие остались без денег. Были вызваны жандармы. Которые убили несколько шахтеров, и старого Маэ. Спустя немного времени рабочие сдались и вышли работать на шахту. Этьен хочет уехать, но не может оставить Катрину.

Катрина и Шаваль вышли на работу. За ними пошел и Этьен. Там происходит драка, в которой Этьен убил Шаваля, шахту затопило водой. Только на третий день нашли и спасли Катрину и Этьена. Не выдержав такого потрясения девушка скоропостижно скончалась, а Этьен уехал из деревни.

Достоинства и силу «Жерминаля» проверило время — ему почти сто тридцать лет.

В нем автор обращается к проблеме, которая, по его мнению, «станет наиболее важной в XX веке» – «борьбе труда и капитала». Сюжетную основу романа составляет история стачки на угольной шахте

«Эта дьявольская книга — крепкий орешек», — жаловался Золя. Задуманное заставит его сойти в «преисподнюю труда», искать своих героев в той черной стране, где нет отрадных глазу картин, где люди нередко теряют человеческий облик. Проникнуть в их судьбы, оценить их усилия в ежедневной борьбе за хлеб, за глоток воздуха, за свое человеческое достоинство…» [Травушкин, 1979, с.6

Действие романа приурочено к экономическому кризису 1866-1867 годов, который тяжело ударил по угольной, металлургической и текстильной промышленности Франции.

Написанию произведения предшествовала большая подготовительная работа. Писатель посещал бастующие угледобывающие районы северной Франции: Анзен, Лилль, Денен; спускался в забои (облачившись в шахтерскую одежду, с обязательной лампочкой в руках, он спустился на глубину 675 метров в забой «Лисья нора» в Денене); посещал в Париже организованные Рабочей партией собрания, слушал социалистических лидеров — Поля Лафарга, Шарля Лонге, Жюля Геда; изучал беллетристические произведения об углекопах: Виктора Шербюлье «Оливье Могань», романы Эли Берте «Углекопы», Гектора Мало «Без семьи», Мориса Тальмейра «Гремучий газ», Ива Гюйо «Сцены социального ада, или Семья Пишо»; беседовал с И. С. Тургеневым, издателем А. С. Сувориным; прочитал книгу С. Степняка-Кравчинского «Подпольная Россия», изучал научную литературу: книгу инженера Луи-Лорана Симонена «Жизнь под землей, или Шахты и шахтеры» (1867), книги бельгийского врача Боена-Буассо «Очерк заболеваний, увечий и патологии углекопов» (Автор исследовал нечеловеческие условия труда и быта, описал сложившийся в шахтерском поселке особый неполноценный физический тип «наследственного углекопа» (houilleur-ne), показал неизбежность в условиях шахтерского быта падение нравственности и пагубные последствия обычных среди рабочей молодежи ранних и беспорядочных отношений полов. Кричащие факты, почерпнутые писателем из этой специальной книги, говорят о том, что «натуралистические» страницы романа, за которые писателя будут потом постоянно упрекать, имеют печальную жизненную основу, и их можно трактовать как изображение преступлений государственной системы. Книга бельгийского врача «Гигиена шахтера» окажется в руках Этьена Лантье, он будет пользоваться ею в беседах с товарищами.

Тема возрождения и надежды в романе Э. Золя «Жерминаль»

Писатель рисует стачку шахтеров с горячим сочувствием, но изображает ее как слепой бунт темной массы, которой движут скорее животные инстинкты голода, нежели сознательный протест против угнетателей. Писатель исследует экономические причины стачки. Но политическая сторона стачки выглядит не так достоверно. Золя с недоверием относился к политике вообще, включая и революционную политическую борьбу народа. Будучи убежденным сторонником демократии, мужественно вставший в ее защиту в 90-е годы, писатель не понял Парижской коммуны, опасался революционных потрясений. Золя, в соответствии с позитивистской философией, понимал жизнь общества и природы как эволюцию, которая независимо от человеческой воли ведет к прогрессу. Писатель считал, что здоровое начало жизни рано или поздно сумеет преодолеет порочный общественный строй, социальные болезни. Приведет человечество к победе справедливости.

К моменту создания романа «Жерминаль» надежды на будущее у писателя окончательно связываются с народом. В нем Золя видит здоровую жизненную силу. В романе действуют представители основных направлений в рабочем движении:

  • Анархист Суварин, наделенный внешность П. Кропоткина, который в те годы находился в парижской эмиграции;
  • Социалист Плюшар, поддерживающий идеи Ж. Геда;
  • Поссибилист Раснер.

Возглавляющий рабочее движение Этьен Лантье колеблется между различными идеями, обнаруживающими свою несостоятельность по ходу романа. Так, надежды рабочих на крушение капитализма в результате стачки, которое обещает Плюшар, оказываются обманутыми. Действия Суварина приводят к трагедии. Писатель считает, что наиболее близким к истине является поссибилизм, утверждающий, что насилие не приводит к добру, и нужно ждать, когда в обществе, подобно брошенным в землю семенам, созреет будущее.

Тема надежды заложена в самом названии романа. Жерминаль – месяц прорастания посевов. Образ семени, поднимающегося из земли в виде ростка, образ зимы и весны, прошлого и будущего, гибели и возрождения, образ надежды проходит через все произведение настойчивым лейтмотивом.

В романе «Жерминаль» происходит встречное движение образов – вверх и вниз. Шахтеры непрестанно спускаются под землю, вниз. Под землей погибают многие персонажи произведения. земля разверзается под рухнувшей шахтой. И под землей же расцветает любовь Этьена и Катри. В земле прорастают «семена гражданского сознания». Из глубины шахты поднимается армия бойцов. Здесь. В земле, зарождается новая жизнь, здесь же зреет завтрашний день.

«Жерминаль» является одним из ключевых романов эпопеи и имеет мировое значение. Золя сформировал концепцию произведения в процессе основательной подготовительной работы. Сам писатель подчеркивал, что «Жерминаль» — это роман о восстании наемных рабочих, о борьбе труда и капитала. По замыслу писателя, книга предсказывает будущее и выдвигает вопрос, который в 20 веке станет наиболее важным. И писатель оказался прав. Социальные конфликты, которые порой выливаются в войны и революции, вместе с научно-техническим прогрессом в 20 веке привели к глубоким общественным преобразованиям.

Писатель в финале романа дает понять, что в жизни, как в природе, неизбежны ростки нового.

Мнение обывателя[править]

Фильм сильно разочаровал. Желание автора детально передать сюжет книги за два с половиной часа оборачивается искажением пространственно-временного восприятия. Складывается ощущение, что всё действие развернулось всего за неделю. Смысл большинства событий останется загадкой для людей, не бравших в руки одноименную книгу. Слабо показан контраст между бедностью и богатством, который Эмиль Золя так чётко описывал в книге. Да и сопереживание углекопам не зарождается в той степени, в которой оно пронизывает при прочтении книги. Вывод: Если вы не читали столь замечательное произведение, то не смотрите фильм. Дабы не рождать ложных предрассудков относительно великого писателя.

История создания романа Эмиля Золя «Жерминаль»

Роман «Жерминаль» был опубликован впервые в 1885 году. Время действия произведения – 1865 год. Действие основано на тщательном изучении документов. Однако писатель не ставил перед собой задачу создать исторический роман. Здесь Золя, как и в остальных романах цикла «Ругон-Маккары», проецирует прошлое на современность и наоборот, выверяет и освещает одно другим. Писатель жертвует исторической точностью ради широты художественного обобщения. Документы 1860-х годов в романе соединены с фактами, которые относятся к рабочему движению 1880-х годов, что усиливало актуальность произведения.

Замечание 2

Жерминаль – это название месяца осенних всходов в революционном календаре.

В 1878 году произошла стачка рабочих на шахтах Анзена, затем в 1880 и 1884 – в копях Па-де-Кале. Писатель, захваченный драматизмом этой пролетарской борьбы, решил изменить первоначальный замысел своего произведения. Так вместо романа о коммунаре появилось произведение об углекопах. Окончательно роман оформился в период пребывания писателя в Анзене. Здесь Золя лично наблюдал забастовку рабочих, которая длилась почти два месяца и закончилась поражением.

«Жерминаль» — один из самых сильных романов Э. Золя. В нем писатель предсказывает неизбежность грандиозных социальных потрясений и подчеркивает необходимость реформирования капиталистического общества и справедливого отношения к рабочему человеку. При этом Эмиль Золя является противником насильственных действий. Он считает, что необходимо убеждение.
Действие произведения происходит в шахтерском поселке на севере Франции. Механик Этьен Лантье устраивается в шахту и поселяется в семье Маэ, старого забойщика. Групповой портрет семьи Маэ, созданный писателем, является художественно убедительным социальным и психологическим обобщением. Шахтеры не могут выбраться из нужды. Шестнадцатилетняя Катрин в шахте работает откатчицей, Захария, ее брат, добывает уголь. Жена Маэ и младшие дети вынуждены идти за подаянием в усадьбу Грегуаров, хозяев шахты. Изредка помещики бросают шахтерам подачки, одновременно штрафуя за «несоблюдение техники безопасности».

Широка экспозиция, которая воссоздает быт и труд шахтеров, объясняет последующие события – конфликт рабочих и хозяев. Этьен, живя и работая с шахтерами, размышляет над социальной несправедливостью: те, кто работает, бедствуют, а рантье, паразитирующие на рабочих, жируют. Постепенно главный герой приходит к убеждению в необходимости открытой стачки.

Биография Эмиля Золя

Эмиль Золя, известный французский литературный деятель, был основоположником натурализма в литературе Франции. Золя в России стал известным и читаемым быстрее, чем на своей родине. Эмиль Золя родился в апреле 1840 года. Отец мальчика, итальянец, получивший французское гражданство, работал инженером. Мать Золя была француженкой. В 1843 году отец писателя подписал контракт на строительство канала, поэтому семья переехала в Экс-ан-Прованс. Работа над реализацией проекта начала продвигаться в 1847 году, однако отец писателя получает серьезное воспаление легких и скоропостижно умирает.

Эмиля Золя в этом же году определяют в пансион при колледже, где писатель знакомится с Полем Сезанном, будущим знаменитым художником постимпрессионистом. Дружба Эмиля Золя с Полем Сезанном продлилась больше 25 лет. В этот период Золя становится поклонником творчества Альфреда де Мюссе и Виктора Гюго. Во время нахождения в пансионате Эмиль Золя получает и религиозное обучение. Позже в произведениях писателя город Экс-ан-Прованс часто описывается под вымышленным наименованием Плассан.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

После смерти отца мать писателя, вдова, вынуждена жить на пенсию, которой катастрофически ни на что не хватает. Ей приходится в 1852 году вернуться в Париж для того, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В ходе судебного разбирательства компания, основанная отцом писателя, была признана банкротом.

В возрасте 18 лет Эмиль Золя приезжает в Париж, к матери. Жизнь в этот период была полна ограничений, связанных с тяжелым материальным положением. В Париже Золя пытается поступить на юридический факультет, однако эта попытка оказывается неудачной — будущий писатель провалил экзамены.

Внутренний кризис

Рабочие подавлены и испуганы. В это время в Монсу приезжают представители столичных властей. Этьен чувствует вину за гибель этих людей, власть вновь захватывает Раснер, который согласен на перемирие.

Этьен встречается с Сувариным, который рассказывает ему о своей жене, ее повесили в Москве. Сам Суварин идет к шахтам, на которые рабочие согласились вернуться, подпиливает скрепу обшивки, защищавшую шахту от подземного моря.

Наутро Этьен выясняет, что Катрина собирается пойти на шахту. Он поддается минутному порыву, отправляется ее увидеть. К вечеру потоп прорывает обшивку, воды прорывается на поверхность. На дне шахты остаются Этьен, Шаваль, Катрина и Мук.

Столкновения

Жанлен оправился после травмы, хромает на обе ноги, но умудряется очень быстро бегать и стрелять из пращи. Он мечтает убить солдата, как-то воплощает свой замысел в жизнь. Он прыгает сзади на военного, наносит смертельный удар ножом.

Столкновения между властями и бастующими после этого становятся неизбежными. Солдату получают применять оружие только в самом крайнем случае, вскоре раздаются первые выстрелы. Шахтеры бросаются в оппонентов кирпичами и грязью, а военные в ответ открывают огонь. Практически сразу убиты двое детей — Бебера и Лидия. Также погибает влюбленная в Этьена Мукетта, Туссен Маэ.

В начале 80-х годов

Золя считал, что натурализм в литературе существовал всегда, но именно в XIX веке сложились особенно благоприятные условия для его развития. Золя полагал, что нашел надежный способ перебросить мост между наукой и искусством, найти для натурализма новые перспективы. Это было связано, прежде всего, с успехами естественных наук и культом научного знания в общем, который сформировался в XIX веке. Искусство должно откликнуться на призыв времени, отобразить изменения, которые произошли, поэтому необходимо реформировал роман. В основе писательского творчества должен лежать тот же самый метод, что и в науке, — эксперимент, то есть внимательное наблюдение и изучение натуры.

Необходимо обогатить роман «научным», физиологическим пониманием человека. По мнению Золя, писатель как бы должен экспериментировать с «подопытными» персонажами: ставить их в зависимость от среды и наследственности и в пределах заданных условий изучать их поведение.

Натуралистическая теория складывалась у Золя на протяжении многих лет, она постоянно уточнялась, дополнялась и нашла свое выражение в предисловии к роману «Тереза Ракен» (1868).

Золя видит в натурализме естественное и закономерное развитие реализма Бальзака и Стендаля в новых исторических условиях. Для него цель искусства, как и прежде, «внимательное изучение действительности», которое «в принципе не может иметь предела». Однако сегодня, считает Золя, роман, чтобы стать «современным орудием познания», обязан быть научным, т.е. «придерживаться только фактов, доступных наблюдению», а писатель должен уподобиться естествоиспытателю, ставящему опыт. «Автор экспериментального романа – это ученый, применяющий в своей области то же орудие, что и другие ученые: наблюдение и анализ».

Однако все написанное в первые годы творчества было лишь подготовкой к главному делу жизни писателя – серии «Ругон-Маккары», над которой Золя работает с 1868 по 1893 годы. Она представляет собой грандиозную картину социальных отношений в эпоху Второй империи, но сам художник мыслил свое произведение прежде всего — как «естественную историю», как исследование, основанное на принципе наследственности и замкнутое в границах физиологии, определяющей психику действующих в романе лиц. Золя прикладывает очень много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров.

4 стр., 1557 слов

Принципы авторского права

… правоведов. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА Прежде, чем преступить к вопросу рассмотрения принципов авторского права, необходимо определить само понятие авторского права, а также рассмотреть действующее … других авторов. Задачей данной работы является изучение принципов авторского права, пронизывающих нормы действующего законодательства, регулирующих правоотношения, связанные с …

Одним из наилучших романов цикла « Ругон-Маккар», написанных на началах экспериментального метода, стал роман «Жерминаль».

Бескорыстность и товарищеская солидарность шахтеров являются для

Катрины непреложным законом. Ее ничто не может остановить, когда нужно прийти на помощь голодающей семье, в которой она оказалась поруганной и отверженной.

4 стр., 1972 слов

География преступности

… в регулярно выпускаемых оперативных сводках. Для большей наглядности географии преступности могут использоваться картограммы. География преступности также занимается исследованием таких аспектов, как эффективность работы … постоянным высоким количеством правонарушений различной тяжести, а после знаменитого урагана Катрина число убийств в городе значительно выросло. Новый Орлеан является наиболее …

В конце романа мы видим умирающую Катрину, которая побеждает в себе вековую покорность униженному существованию.

В «Жерминале» Золя анализирует важнейшее социально-историческое разногласие национальной жизни Франции конца XIX ст. Ее сам писатель обозначил «как борьбу работы и капитала». В одном из писем к Золя Г. де Мопассан писал о «Жерминале»: «…я считаю этот роман наиболее могущественным и впечатляющим среди всех Ваших произведений».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: