Анализ стихотворения тютчева 1 декабря 1837

Анализ стихотворения тютчева 1 декабря 1837

Сюжет

Особенность сюжета в его сказочности. Ожившие силы природы на глазах у читателя соперничают друг с другом.

И, как принято в любой сказке, добро побеждает зло:

  • стихотворение начинается со вступления: «Весна в окно стучится»;
  • завязка сюжетной линии содержится в описании окружающего мира природы, радостно встречающего приход весны;
  • развитие сюжета — противостояние двух времен года;
  • кульминация повествования: Зима от бессилия и злобы кидает в Весну комом снега и убегает;
  • последняя строфа содержит развязку сюжета и заключение. Весна одержала победу. Сюжет имеет повествовательный характер.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима недаром злится.История создания – стихотворение было написано в 1836 году, в период творческого подъёма, который переживал поэт.

Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности.

Композиция – кольцевая, описание начинается с образа Весны и заканчивается им.

Жанр – лирическое стихотворение.

Олицетворения – “Зима недаром злится”, “Весна в окно стучится”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит”, “Весне и горя мало: умылася в снегу”.

Метафоры – “Взбесилась ведьма злая”, “В прекрасное дитя”.

Аллитерация – “И жаворонки в небе уж подняли трезвон”, “Зима ещё хлопочет и на Весну ворчит, та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…”.

Образы и символы

Автор использует несколько ярких образов в анализируемом стихотворении.

Первый образ – это образ зимы. Для автора данное время года ассоциируется с прошлым, то что давно должно уйти, но все пытается зацепиться. Даже лирический герой относится к зиме как к некой «злой ведьме».

В противовес автор раскрывает образ весны. С помощью него он показывает молодость, чистоту и красоту. Благодаря её приходу – человек начинает себя чувствовать счастливым, в его сердце зарождается надежда и любовь.

Автор оживляет образы зимы и весны, наделяя их реальными качествами и способностями. Они испытывают чувства, хохочут, ворчат, шумят. В этом и заключается особенность творчества Тютчева. Он видит природные явления как живые существа, обладающие душой и чувствами.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства: “и сердцу стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: жизнь заговорила вновь.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвёртой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в особом восприятии весны. Для лирического героя – это новая жизнь, новые эмоции, чувства, впечатления. С приходом тёплых дней оживает всё вокруг и внутри человека. Это происходит из-за неразрывной связи человека и природы. Всеобщее возрождение помогает лирическому герою «вспрянуть ото сна», оно придает ему новые силы и вдохновение.

Смысл, заложенный в стихотворении «Зима недаром злится», понятен и близок каждому из нас: в борьбе между жизнью и смертью, новым и старым, пробуждением и сном нужно выбирать первое. Каждый из нас должен быть готовым встретить весну в своем сердце и стряхнуть сонную одурь.

Тематика стиха

Литературные критики разделились в мнении относительно тематики тютчевского произведения:

  • одни специалисты считают, что Федор Иванович вообще не заложил в строки своего шедевра какой-либо тонкой идеи;
  • другие же литературоведы подчеркивают, что автор, напротив, умело скрыл главную мысль своего лирического творения.

В чем же, в таком случае, состоит эта «главная мысль»? Первое впечатление: писатель изображает привычные (на первый взгляд) события. Это, например, смена сезонов года, когда на место зимы приходит весна. Федор Иванович тонко подмечал круговорот, отличающий природные процессы, цикличность мира. Читатели узнают личное отношение автора к происходящему: Тютчев не скрывает радости от прихода весенней поры. Образы Весны с Зимой отличаются живостью, человечностью, запоминаемостью. Весну автор изображает «прекрасным дитем», Зиму – «ворчливой старухой», «ведьмой злой». Старость зимы проигрывает весенней молодости. Это вечный цикл, который будет вновь и вновь еще много тысяч лет.

Художественные особенности поэзии

Тютчевское творчество отличается непосредственностью и легким разговорным стилем. «Зима недаром злится…» – не исключение. Федора Ивановича не беспокоило то, как читатели воспринимают эти произведения. Впрочем, от читающей публики поступали лишь положительные отзывы на тютчевское творчество.

Этот стих – отправная точка, поворотный момент в тютчевском творчестве. Впоследствии автор много работал над техникой своих произведений, созданием сложных образов, включением в поэзию философских размышлений. Но все это будет позже. А в 1830-х годах Тютчев еще не относится к своим литературным пробам серьезно, уделяя большую часть времени дипломатической карьере. В свободное время поэтом руководило исключительно вдохновение. Тютчевское творчество – безграничный и свободный потом образов.

Ключевые образы поэзии

Первая ассоциация, которая возникает в голове при чтении тютчевского произведения, – русская народная сказка. Писатель явно вдохновлялся фольклорными образами и мотивами. Поэзия «пропиталась» бинарными оппозициями – а это типичная черта фольклора и мифов. Так, автор упоминает о вечном противостоянии доброго и злого начала. Эти начала воплощаются через весну и зиму – классические образы для народного творчества.

Тютчевская «Зима…» недаром признается прекрасным образцом пейзажной поэзии. На голову Федора Ивановича в этот период творчества еще не обрушилась критика и замечания от читателей и литераторов-коллег. Русский поэтический мир еще не показал начинающему автору свой злобный оскал.

Тютчевская поэзия не отягощается пока что смысловой нагрузкой, отличается легкостью образов и свободой стиля. Эти характеристики – редкие «гости» для поэтических произведений XIX-го столетия. Даже авторы-современники нечасто хвастаются простой и одновременно выверенностью, точностью художественного слога.

Философские смыслы произведения

Тютчевские образы Весны с Зимой наполняются философским содержанием. Писатель проводит демаркационную линию между двумя периодами жизни мира – холодной зимой и теплой весной. Эта линия размежевания присутствует и в человеческой жизни – между молодостью и старостью. Автор сравнивает смену времен года, сезонов с циклом в существовании людей – процессы обновления и умирания вечно чередуются между собой. Молодость сменяет отжившую старость. Последняя, в свою очередь, должна уступить место новой жизни – юности.

Действующие лица стиха

Отличительная черта тютчевского шедевра – наличие реальных и активных персонажей, которые обеспечивают динамизм произведения.

Весна и Зима

Таким образом, в тютчевской поэзии выделяются два главных героя – это абстрактные персонажи: Весна и Зима. Автор не случайно употребляет прописные буквы в названиях этих действующих лиц. Писатель изображает Весну и Зиму живыми волшебными персонажами, которые проявляют обычные чувства. Эта черта уподобляет героев людям, ведь Весна с Зимой отличаются человеческими ощущениями и эмоциями. Весне все-таки удается победить Зиму.

Финальный образ в шедевре Федора Ивановича – самый сильный. Писатель изображает снегопад – последний символ уходящей зимней поры. Весна победила Зиму, и та на прощание бросает в соперницу снежную горсть. Попытка оказалась тщетной: Весна даже не почувствовала этот зимний жест. Снег тает, превращаясь в воду, которой умывается Весна. Противница Зимы становится еще красивее.

Стихи Тютчева о Родине

Как насаждения Петрова…

Как насаждения Петрова,
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись —
Так насаждаемое ныне,
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.

Как дочь родную на закланье…

Как дочь родную на закланье
Агамемнон богам принес,
Прося попутных бурь дыханья
У негодующих небес, —
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой!
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой!
Нет! нас одушевляло в бое
Не чревобесие меча,
Не зверство янычар ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди!
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать.
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ —
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет.
Он чует над своей главою
Звезду в незримой высоте
И неуклонно за звездою
Спешит к таинственной мете!
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем.

И дым отечества нам сладок и приятен…

«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!

Умом Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…

Славянам

Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.

Русская география

Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек…

Средства художественной выразительности

Отличительной особенностью стихотворения является минимальное использование поэтом средств художественной выразительности.

  1. На протяжении всего текста автор применяет олицетворения. Весна и Зима рисуются Ф. И. Тютчевым, как живые одухотворенные существа: Зима «злится», «взбесилась», «хлопочет»; Весна «в окно стучится», «хохочет», «шумит».
  2. Благодаря просторечной лексике («пуще», «взбесилась», «ворчит»), текст становится понятным и близким любому человеку.
  3. Прием противопоставления (злая старая Зима и веселая юная Весна) помогает увидеть контраст между отживающим прошлым и счастливым будущим.

Текст

Пошли, господь, свою отрадуТому, кто в летний жар и знойКак бедный нищий мимо садуБредет по жесткой мостовой –

Кто смотрит вскользь через оградуНа тень деревьев, злак долин,На недоступную прохладуРоскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимнойДеревья сенью разрослись,Не для него, как облак дымный,Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,Напрасно взор его манит,И пыль росистая фонтанаГлавы его не осенит.

Пошли, господь, свою отрадуТому, кто жизненной тропойКак бедный нищий мимо садуБредет по знойной мостовой.

Июль 1850 года.

Стихотворение «Пошли, Господь, свою отраду» Тютчев посвятил самому ценному в жизни человека чувству – любви, без которой поэт не представлял своей жизни. Стих написан в 1850 году и полон любовного томления по прошлым, текущим и будущим чувствам, показывая нам страдающего путника перед непроходимой оградой сада любви.

История создания

Стихотворение «О, не тревожь меня укорой справедливой!» создано в 1851 или в 1852 году, через два года после скандального сближения поэта с Еленой Александровной Денисьевой, к которой обращено произведение.

В 1850 году молодая (24 года) воспитанница Смольного института, ровесница, подруга и однокашница двух дочерей Тютчева, без памяти влюбленная в Федора Ивановича, становится его гражданской женой. Познакомились они еще раньше, но окончательно их отношения устанавливаются в 1850 году. Он был блистательной звездой светского Петербурга — острослов, бывший дипломат и известный политический публицист, вдвое старше ее. Страстная влюбленность Елены предопределила их отношения, ведь женатый поэт вначале не предполагал настолько бурного развития событий. Он обременен детьми и любит свою жену Эрнестину Федоровну… Но, зная все о положении Тютчева, Елена Александровна все же летит навстречу этому огню. Любовь вспыхнула неотвратимо, и начинается роман, который Тютчев назовет в другом своем стихотворении «последней любовью».

Те 14 лет, что будут продолжаться их отношения вплоть до смерти Денисьевой от чахотки, Тютчева будет преследовать чувство вины за незаконность их отношений, от которых страдают как Елена Денисьева, так и законная жена поэта.

Но не только чувство вины, преследует его также и понимание, что Елена Александровна любит его намного сильнее, глубже, чем он сам. Именно об этом стихотворение.

Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

Родился великий поэт в небольшой усадьбе, расположенной в селе Овстуг в Орловской губернии. Его семья имела стародворянские корни и пользовалась уважением среди окружающих. Детство Федора прошло именно в этом местечке, а юношеские годы он провел уже в Москве.

Обучался мальчик в домашних условиях. Руководил курсом познания мировых основ молодой поэт по имени Раич, который являлся переводчиком известных мировых произведений. Именно он познакомил Тютчева со многими мировыми литературными деятелями и помог с первыми стихотворными опытами. Следует отметить, что благодаря Раичу, Федор с легкостью переводил Горация в 12 лет.

В 19-ом году юный литературный деятель поступает в Московский университет на словесное отделение. С первых же дней Федор принимает активное участие в литературной деятельности университета.

Оканчивает заведение Федор досрочно – в 1821 году. Он получает ученую степень кандидата словесных наук. Спустя год его приглашают работать в государственную коллегию по иностранным делам. А через несколько месяцев назначают в качестве чиновника при дипломатической миссии и отправляют в Мюнхен. С этого момента он полностью погружается в работу и практически не принимает участия в литературной деятельности.

За границей Федор Иванович Тютчев проводит более двадцати лет. Основное время он жил в Мюнхене, а потом был отправлен в Италию. Именно в Германии он встретился со многими философами, которые существенно повлияли на смысл его произведений. Спустя долгий промежуток времени он вернулся на родину и продолжил создавать творения, которыми восхищаются многие до настоящего времени.

Фёдор Иванович Тютчев

На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день,-

Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…

Лирический герой Тютчева захвачен созерцанием переходов и изменений, происходящих в мире живого. Замечая «созвучье полное в природе» в кратковременных и длительных трансформациях, наблюдатель стремится узреть «благодать», прикоснуться к сокровенным сущностям, скрытым от человека.

Зимой 1859 г. было создано стихотворение, посвященное позднему декабрьскому рассвету. Динамичная пейзажная картина организована образами «ночной тени» и зарождающегося дня, атрибутами которого выступают солнечные лучи. Герой произведения сосредоточен на противоборстве — теме, знаковой для тютчевского творчества. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.

В финальном катрене лирический субъект прогнозирует ближайшие события, на что указывает смена настоящего времени будущим. Моментальное исчезновение ночной тени изображается глаголом «испарится». В концовке стихотворения возникает торжествующий образ дневного мира в его ярких многоликих проявлениях.

«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» — «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Последний декларирует предопределенность природных явлений, которые подчинены непреложным законам природы.

В раннем произведении «Утро в горах», сходным по тематике с анализируемым текстом, также появляются образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца.

В позднем творчестве Тютчева динамический образ рассвета обогащается символическим смыслом. Поэт связывает картины восхода солнца с размышлениями о высокой исторической миссии России, способной объединить славянский мир. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе.

На небе месяц — и ночная Еще не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, —

Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной…

«Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

«О любви немало песен сложено…» Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева. Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое…» (1836) и другое, более позднее — «Я встретил вас — и все былое…» (1870), ставшее популярным романсом. Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных. Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского». К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение», «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним. Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» — «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь — предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви. Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея… изноет наконец». Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает…» Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны. В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.

Анализ стихотворений Аксакова → Анализ стихотворения Аксакова «Вот родина моя…»

Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»

Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Два паруса лодки одной»

Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Дремотность»

Анализ стихотворений Анненского → Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»

Тютчев и его женщины

В 1850 году Федор Иванович женат на Эрнестине Дернберг (второй официальный брак) и параллельно развивает отношения с Еленой Денисьевой. Позади осталась смерть первой жены Элеоноры Петерсон (1838 год), которая получила психологическую травму по время пожара на корабле в Балтийском море и не смогла её пережить.

Стих пишется в июле, 15 же числа этого месяца состоялся важный, определяющий отношения, разговор Тютчева с любовницей Еленой Денисьевой (она умрет после рождения Тютчеву очередного ребенка в 1864 году) – они ударили по рукам и решили плотно дружить организмами, что вылилось в скорое рождение девушкой (Елена на 24 года моложе) дочери от Федора Ивановича.

Вообще женщины в жизни Тютчева занимали особое место, Федор Иванович был страстен и ещё до первой жены Элеоноры имел плотные отношения с Катериной Кругликовой и Амалией Лерхенфельд.

Анализ стихотворения «Декабрьское утро»

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Природа в пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева отличается самодостаточностью и независимостью от человека. Все в ней подчинено единому, всемирному закону жизни. Поэт видел природу в постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведении «Декабрьское утро». В нем описывается постепенная смена времен суток: от напыщенной темной ночи к новому светлому дню. Тютчев описывает как робко и незаметно лучи солнца приходят на смену тьме, которая не торопится уступать свое место. В конце концов наступает утро и все вокруг лучится девным светом. Основной темой стихотворения «Декабрьское утро» является тема предопределенности и покорности всего живого, неживого и даже такого абстрактного понятия как время суток единым законам природы. Как бы не противилась ночь, но после нее всегда наступит день, свет придет после тьмы, и сон сменится на явь. Перед первоначальным текстом Тютчева на полях имеется пометка «Декабрь. 8 часов утра». По моему мнению, название и само стихотворение отражает поэтические раздумья автора о гармонии и совершенстве систем в окружающем мире, которое видит почти в неуловимом переходном состоянии жизни природы. Условно стихотворение можно разделить на три части: три последовательные части, в которых происходит постепенное появление нового светового дня. В первой строфе перед читателем открывается картина ночи, растворения окружающего мира в сумерках и неясной перспективы наступления ожидаемого утра. В этом четверостишье Тютчев неоднократно использовал прием олицетворения: ночная тень еще не тронулась на небосводе, она все еще царит под звездами, ясно не осознавая, что вот уже новый день встрепенулся и готов занять свое место. В следующей строфе, центральной части, мы видим именно то самое, любимое Тютчевым, переходное состояние природы: постепенное появление первых солнечных лучей на все еще сияющем ночным торжеством небосводе. Поэт называет лучи «ленивыми», «несмелыми», что показывает поэтапность самого процесса становления светового дня. Последнее четверостишье — полное испарение ночи и внезапное, быстрое появление всего сияния, всех особенностей нового утра. Композиционное кольцо замыкается совмещением первой и последней строки, прилагательными «ночная» и «дневной». Антитеза разграничивает такие два понятия как «ночь» и «день», но в то же время придает единство всему стихотворению через подчинение друг другу этих противоположностей.

6535

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: