К чаадаеву настроение лирического героя. анализ стихотворения «к чаадаеву» пушкина а.с. жанр, размер, направление

Пушкин - к чаадаеву (любви, надежды, тихой славы)

Тема дружбы в лирике Александра Пушкина

На протяжении всего творческого пути от лицея и до скончания дней не малую роль играет у Пушкина А.С. тема дружбы. Для Александра Сергеевича дружба также важна, как и любовь, и свобода. Он был очень общительным, умевшим понимать и ценить человека.

Поэт знал, какой силой обладает дружба, что она объединяет людей в крепкий нерушимый союз.

Во время учебы в лицее дружба определяется беззаботным общением, весельем и кутежом («К студентам»). Но при всем этом, поэт ценит узкий круг друзей, которые будут рядом не только с бокалом в руке («Блажен,

Позже, во времена декабристов, дружба, по мнению Пушкина, даже содержит в себе опору в гражданском долге перед отечеством. Наиболее ярко это проявляется в стихотворении «К Чаадаеву». В нем автор обращается не к единомышленнику, а к другу («товарищ верь»).

Южная ссылка настраивает поэта на романтический лад, а тема дружбы приобретет новый оттенок. Разочарование в гражданских идеалах развеивает желание найти счастье в

Пушкин всегда помнит о своих друзьях, вне зависимости от того, где они, кем стали («19 октября 1827» и «Арион»). Он верен и друзьям декабристам до конца, готов поддержать в трудную минуту («Во глубине сибирских руд…»). В этом послании нет ни строчки о политике, только дружеская поддержка, вера в сохранение дворянской чести.

В стихотворении, открывающем цикл стихов в честь годовщин лицея, проявляется тема одиночества(«..печален я: со мною друга нет..»). И с каждым новым произведением данное чувство лишь усиливается.

Веселье и свобода были связаны с дружбой в начале творчества, затем их сменяет грусть от множества потерь. К теме лицея возвращается Пушкин в конце жизни, но она у нее иной мотив. Лицей – это то место, где царит культ дружбы и ценители его поэзии. Дружба для Александра Сергеевича представляла собой одну из важнейших жизненных ценностей: когда поддерживала в трудные моменты жизни, и когда просто вдохновляла на создание бесподобных стихотворений.

История создания

Стихотворение «К Чаадаеву» своим вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств явно говорит, что принадлежит раннему Пушкину. Действительно, оно написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим. Пушкина неоднократно ссылали.

Однако все это еще впереди, а пока гениальный юноша пишет вот такое стихотворение и адресует его старшему товарищу.

Широкая публика увидит текст гораздо позже: в 1829 году, да и то напечатанный с серьезными правками. Причем, Пушкин не даст официального согласия на искаженную публикацию, однако все равно «К Чаадаеву» будет представлено в «Северной звезде».

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» №3

Стихотворение написано в петербургский период творчества А.С. Пушкина, в 1818 году, когда Пушкин находился под сильным воздействием личности П.Я. Чаадаева, одного из самых замечательных умов пушкинской современности.

О.Э. Мандельштам писал о Чаадаеве: «След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, – такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведён он по стеклу? … Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых она даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек, сознавая, что в веках он – только форма, и заранее подготовляя слепок для своего бессмертия».

В это время Пушкин общается с людьми, состоящими в тайных обществах, будущими декабристами. Идеи гражданской свободы, служения отечеству, обсуждаемые в кругу этих людей, и отголоски бесед с Чаадаевым отражены в стихотворении.

В стихотворении говорится о высоких идеалах свободы, борьбе с «самовластьем», заявлена гражданская позиция лирического героя.

Идея стихотворения наиболее полно звучит в строчках:

…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Поэт говорит о необходимости соединения «души прекрасных порывов» со служением отечеству, его благу, с деятельностью во имя славы родины.

Условием блага отчизны поэт называет «вольность», имея в виду не только личную свободу, но и гражданские права.

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» – дружеское послание. Оно относится к гражданскому типу лирики. Написано пяти- и четырёхстопным ямбом, система рифмовки – перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

Выбранная стройная форма придаёт стихотворению торжественное звучание.

Пушкин насыщает стихотворение яркими эпитетами: тихая слава, утренний туман, юные забавы, роковая власть, нетерпеливая душа.

Каждый из эпитетов придаёт яркость и выпуклость образу. Например, называя «минуту вольности» святой, Пушкин подчёркивает своё высокое понимание этот категории, возводит понятие свободы на самый блестящий пьедестал, как бы оставляя внизу все прочие ценности (власть, славу, богатство).

Эпитет «роковая» (власть) также наделён сильной энергией – Пушкин подчёркивает тяжесть и неизбежность давления власти на человека, на общество, его гнёт. Метафорический образ «обломков самовластья» является контрастом к этой тяжести, назначенным и неизбежным путём её завершения.

Метафоры стихотворение также яркие и сильные:

… взойдёт она,

Звезда пленительного счастья…

Так в представлении поэта выглядит свобода – пленительная (манящая волшебным, зачаровывающим, притягивающим) идеалом, светящейся во тьме звездой.

Образ получается романтический и возвышенный.

Россия вспрянет ото сна…

Родина представляется поэту находящейся под властью оцепенения, сна – как сказочная спящая красавица, которая ждёт часа своего пробуждения, освобождения от чар.

…И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

Некоторых современников Пушкина эти строки возмущали: почему на обломках самодержавия должны быть написаны имена двух юных франтов и дерзких нарушителей общественного спокойствия, светских шалопаев – Чаадаева и Пушкина?

Но именно такой тип поведения, демонстрирующий личную независимость и сочетающийся с вольнолюбивыми мыслями, показывал, что самовластье не вечно, что идеи свободы, гражданского служения разрушат рано или поздно монолит деспотического правления.

Одно из самых замечательных мест в стихотворении – сравнение:

…Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты вольного свиданья.

Пушкин сравнивает высокие гражданские чувства с нетерпением влюблённого человека, с его надеждами и ожиданиями счастья.

«Серьёзные» друзья Пушкина упрекали его в таком легкомыслии.

Но это именно и есть черта лирики Пушкина – соединение личного чувства с общественным пафосом, единство человеческой личности.

Стихотворение в целом имеет высокий пафос, в нём выражены идеалы гражданского общества, свободы, борьбы против деспотизма.

Текст и анализ «К Чаадаеву» А.Пушкин

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Стихотворение «К Чаадаеву», написанное Пушкиным в 1818 году, до сих пор считается литературным гимном декабристов. У этого произведения довольно необычная история, так как автор не планировал его публикацию. Однако, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стихотворение «К Чаадаеву» стало передаваться из рук в руки, пока не было опубликовано с некоторыми искажениями в альманахе «Северная звезда» лишь в 1929 году. Тем не менее, именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца. в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества.

Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с Чаадаевым, который к тому времени уже был студентом Московского университета, обсуждая с другом политическую ситуацию в России. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания. Примером этому может служить стихотворение «К Чаадаеву», перовые строчки которого содержат намек на беззаботную юность двух молодых людей, опьяненных своими литературными успехами и общественным признанием. Кроме этого, между строк в первом четверостишье сквозит явное разочарование правлением Александра I. который провозгласил себя либералом и реформатором, однако режим его правления ознаменовался жестким периодом реакции, репрессиями и последующим подавлением восстания декабристов.

Далее поэт отмечает, что мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия

При этом Александр Пушкин акцентирует внимание читателей на том, что отмены крепостного права, которую на словах провозгласил царский режим, так до сих пор и не произошло. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя

Вместе с тем Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки ни царь, ни его окружение, погрязшее в пороках, никогда не согласятся.

Именно поэтому в последних строчках стихотворения «К Чаадаеву» содержится открытый призыв к свержению самодержавия. Примечательно, что столь открыто и смело подобная идея, прозвучавшая в произведении Пушкина, была высказана впервые. Афишировать свою точку зрения молодой поэт, к этому времени уже переставший верить многочисленным обещаниям царя, не собирался. И этот факт подтверждают многие биографы Пушкина, отмечая, что стихотворение «К Чаадаеву» было доставлено адресату, и вскоре сам Пушкин о существовании этого шедевра литературного вольнодумства попросту забыл. К тому времени Петр Чаадаев не только являлся членом тайной масонской ложи, но и успел примкнуть к обществу будущих декабристов под названием «Союз благоденствия». Стихотворение Пушкина его участники восприняли, как призыв к действию, уверовав в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена»

Впоследствии, когда заговор против царя был раскрыт, и многие представители знаменитых дворянских фамилий отправились в Сибирь, Александр Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность и сожалел, что не смог разделить участь людей, которые близки ему по духу, справедливо считая, что именно стихотворение «К Чаадаеву» заставило декабристов совершить попытку государственного переворота. Поэтому имя Пушкина неразрывно связано с декабристами, которых он вдохновил на открытую борьбу с самодержавием, впоследствии воспетую многими русскими поэтами

Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К Чаадаеву»

Стихотворение «К Чаадаеву», написанное Пушкиным в 1818 году, до сих пор считается литературным гимном декабристов. У этого произведения довольно необычная история, так как автор не планировал его публикацию. Однако, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стихотворение «К Чаадаеву» стало передаваться из рук в руки, пока не было опубликовано с некоторыми искажениями в альманахе «Северная звезда» лишь в 1929 году. Тем не менее, именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества.

Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с Чаадаевым, который к тому времени уже был студентом Московского университета, обсуждая с другом политическую ситуацию в России. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания. Примером этому может служить стихотворение «К Чаадаеву», перовые строчки которого содержат намек на беззаботную юность двух молодых людей, опьяненных своими литературными успехами и общественным признанием. Кроме этого, между строк в первом четверостишье сквозит явное разочарование правлением Александра I, который провозгласил себя либералом и реформатором, однако режим его правления ознаменовался жестким периодом реакции, репрессиями и последующим подавлением восстания декабристов.

Далее поэт отмечает, что мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия

При этом Александр Пушкин акцентирует внимание читателей на том, что отмены крепостного права, которую на словах провозгласил царский режим, так до сих пор и не произошло. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя

Вместе с тем Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки ни царь, ни его окружение, погрязшее в пороках, никогда не согласятся.

Именно поэтому в последних строчках стихотворения «К Чаадаеву» содержится открытый призыв к свержению самодержавия. Примечательно, что столь открыто и смело подобная идея, прозвучавшая в произведении Пушкина, была высказана впервые. Афишировать свою точку зрения молодой поэт, к этому времени уже переставший верить многочисленным обещаниям царя, не собирался. И этот факт подтверждают многие биографы Пушкина, отмечая, что стихотворение «К Чаадаеву» было доставлено адресату, и вскоре сам Пушкин о существовании этого шедевра литературного вольнодумства попросту забыл. К тому времени Петр Чаадаев не только являлся членом тайной масонской ложи, но и успел примкнуть к обществу будущих декабристов под названием «Союз благоденствия». Стихотворение Пушкина его участники восприняли, как призыв к действию, уверовав в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена»

Впоследствии, когда заговор против царя был раскрыт, и многие представители знаменитых дворянских фамилий отправились в Сибирь, Александр Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность и сожалел, что не смог разделить участь людей, которые близки ему по духу, справедливо считая, что именно стихотворение «К Чаадаеву» заставило декабристов совершить попытку государственного переворота. Поэтому имя Пушкина неразрывно связано с декабристами, которых он вдохновил на открытую борьбу с самодержавием, впоследствии воспетую многими русскими поэтами

Проблемы

  • Самовластие. Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга.
  • Отчаяние. Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».

Какие ценности прославляются в вакхической песне пушкина?

содержание .. 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 .. “ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ” – А.С. Пушкин (анализ стихотворения)

Приступая к работе над “Вакхической песней”, учитель должен помнить о месте текста в общей композиции разде- ла “А. С. Пушкин” и не упускать из вида логической свя- зи с предшествующими и последующими произведениями

Заканчивая методический разбор послания “К Чаадае- ву”, мы обратили внимание на светлое настроение этого стихотворения. Весь представленный в хрестоматии цикл пушкинской лирики построен как развитие темы света

“Вакхическая песня” посвящена солнцу и свету. Само наз- вание означает песню, исполняемую на пиру, заздравную песню. “Вакхическая песня” Пушкина – здравица солнцу и свету. Прежде всего следует провести с учениками бесе- ду, вводя их в художественное пространство и время, ре- конструируемые Пушкиным в стихотворении. Место. Пир часто появляется в поэзии Пушкина. Тема пира – это тема дружбы. Друзья, объединенные в веселый круг за праздничным столом, для Пушкина – символ братс- тва, соединяющего людей. Образ пира постоянно присутс- твует в политической лирике Пушкина: идея борьбы, еди- номыслия, политического союза связывается для поэта с дружеством, товариществом, братством. Надо иметь в ви- ду, что пир – совместное вкушение хлеба и вина – древ- ний символ неразрывной связи. То, что “Вакхическая пес- ня” исполняется на пиру, связывает ее и с интимной, и с общественной лирикой Пушкина. Ср. “Веселый пир”:Я люблю вечерний пир,Где Веселье председатель,А Свобода, мой кумир,За столом законодатель… Обратите внимание на то, что “Свобода” и “Веселье” пишутся Пушкиным с большой буквы, а пир – это соедине- ние Свободы и Веселья.Время. Послание “К Чаадаеву” вводит нас как бы в пе- реходный момент: еще ночь, Россия спит, но взойдет звезда – предвест- ница утра, наступит свет, “Россия вспрянет ото сна”. Утренняя звезда – предвестница зари – часто появляется в поэзии Пушкина как знак окончания ночи. Ср.:Уже редеют ночи тениИ встречен Веспер петухом…(“Евгений Онегин”, 6, XXIV) “Вакхическая песня” создает перед нашими глазами об- раз перехода от ночи к свету. Это песня, которая испол- няется в момент, когда над горизонтом появляется край солнца. Тема победы света над тьмой проходит через все стихотворение. Оно разделено на три части; смысловым центром частей служат здравицы. Анализ стихотворения удобнее всего связать с работой над композицией, рассмотрев все три части и показав развитие пушкинской мысли.Первая часть.Что смолкнул веселия глас?Раздайтесь, вакхальны припевы!Да здравствуют нежные девыИ юные жены, любившие нас!Полнее стакан наливайте!На звонкое дноВ густое виноЗаветные кольца бросайте! Центр части – здравица в честь любви:Да здравствуют нежные девыИ юные жены, любившие нас! Стихи, посвященные любви, звучат торжественно. Этому способствует употребление славянизмов – “веселие” вмес- то “веселье”, “глас” вместо “голос”1. Следует обратить внимание на звуковой строй этого отрывка: обилие гласных (а среди согласных большое чис- ло плавных “м”, “н”, “л”) и полугласного j создает ма- жорное звучание. Заметим, что первая строчка – единс- твенная, заканчивающаяся вопросом. Эта строчка говорит о наступившей минуте молчания и содержит слово с семан- тикой тишины и, может быть, печали: “смолкнул”. Все ос- тальное стихотворение противопоставлено первой строчке и наполнено ликующей, радостной лексикой. Ученикам нуж- но указать на полное отсутствие в первой части повест- вовательных интонаций. Все предложения, кроме первого, заканчиваются восклицаниями – призывами к веселью. Вместе с восклицательными интонациями следует отметить и обилие повелительных форм глаголов. В индикативе дан глагол только в первом стихе – “смолкнул”. Все осталь- ные глаголы – “наливайте”, “бросайте”, “подымем”2, “раздайтесь” – императивны. Как мы уже отмечали, форма “да здравствует” также императивна. Все это вместе при- дает первому отрывку стихотворения радостное и волевое звучание. Стихотворение пронизано энер-

Анализ стиха «К Чаадаеву» поэта А.С. Пушкина: характеристика лирического героя, проблема, критика

Стихотворение «К Чаадаеву» поэта Пушкина Нередко в своих произведениях поэт А.С. Пушкин представлял себя в образе героя. Есть такой прием и в стихе «К Чаадаеву». Вот анализ этого творения с характеристикой лирического героя, проблемой и критикой:

Без сомнения, лирический герой в этом произведении – это сам Пушкин. Обращаясь к своему другу и союзнику (а точнее, даже старшему товарищу и наставнику), он выражает не только свои мысли, но и прямой призыв к действиям. В самом начале он дает понять, что то, о чем он мечтал в юные годы не нашло воплощения.

Во второй части герой сменяет печальный тон на более бодрый. Он верит, что надежды еще можно приблизить. Однако для этого нужно бороться, не стоять на месте. Он верит, что вместе с единомышленниками сумеет приблизить счастливый для государства час. Подобные мысли постепенно перетекают в размышления о будущем России, которую он видит воспрянувшей.

Образы и символы

  • Образ лирического героя в данном стихотворении почти полностью сливается с автором – А.С.Пушкиным (на что указывает сам жанр, дружеское послание). В произведении выражено свободолюбие героя, его стремление к демократии, к устранению самодержавия, к избавлению от крепостного права. Но также читателю открывается внутренний мир автора, его переживания, душевные тревоги. Конечно, мы не можем ассоциировать лирического героя с автором в полной мере, но данное произведение явно носит автобиографический характер: речь идет о реально существующем друге Пушкина и о том, что волновало общество того времени, в том числе и самого автора. Поэтому он говорит не «я», а «мы», то есть перед нами нетрадиционный герой с набором индивидуальных черт, а некая сила, некая общность людей, которых сплотили идеи свободы и справедливости. Пушкин всячески подчеркивает, что его политические требования — не его частная инициатива, а необходимость, которую ощущают сотни граждан.
  • Образ царизма носит негативный характер в этом стихотворении. Поэт резко критикует самодержавный строй России, обличает «самовластье» («под гнётом власти роковой»). При царе страна спит, все ее силы дремлют, и лишь свобода сможет разбудить их.
  • Образ Чаадаева читатель скорее воображает, чем видит в строках поэта. Это единомышленник лирического героя, который имеет такие же жизненные ценности, как и он. Но, видимо, он пал духом, поэтому герой стремился его поддержать.

О чем это произведение

Трудно выделить главную мысль стихотворения «К Чаадаеву». Большинство привыкло его рассматривать с патриотической точки зрения. Поэтому для многих основная цель этого послания состояла в призыве декабристов к действию. А ведь изначально это творение не предназначалось автором для большого количества людей.

Поэтому и основная мысль не состояла в призыве к свержению самодержавия. Это обращение к Чаадаеву, которым восхищался юный поэт. Он был уверен в том, что его друг войдет в историю, что его дело благое. И свое восхищение и уверенность в этом Пушкин выразил в дружеском послании. Он вел душевную беседу со своим близким другом, в которой задевал волнующие его темы — это взросление человека, общественное положение в стране и восхищение Чаадаевым и его идеями.

Вывод

Стихотворение «К Чаадаеву» явилось ярким примером гражданской лирики Александра Сергеевича Пушкина, до настоящего времени оно не теряет своей патриотической актуальности и мотивационной составляющей в служении интересам нашей Родины.

Стихотворение «К Чаадаеву».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «К Чаадаеву» было написано в 1818 году. Оно посвящено близкому другу А.С. Пушкина, офицеру лейб-гвар­дии гусарского полка П. Я. Чаадаеву, имевшему большое влия­ние на поэта. Стихотворение получило широкое распростране­ние в списках. В искаженном виде, без ведома самого автора, было напечатано в альманахе «Северная звезда» в 1829 году.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его – дружеское послание, стиль – романтический.

Композиционно мы можем выделить в этом послании три части. Поэт говорит о прошлом, настоящем и будущем своем и своего поколения, всех прогрессивно настроенных молодых лю­дей своего времени. Их прошлое – это юные забавы, обманчи­вая любовь и надежда. Настоящее – это горячее желание видеть свою Родину свободной, ожидание «минуты вольности святой». Поэт сравнивает здесь гражданские и любовные чувства:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Композиционный центр стихотворения – призыв, обращен­ный ко всем единомышленникам:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Будущее Отчизны – это ее свобода, пробуждение ото сна.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. А.С. Пуш­кин использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «прекрасные порывы», «звезда пленитель­ного счастья»), метафору («недолго нежил нас обман», «пока сво­бодою горим», «Россия вспрянет ото сна»), сравнение («Исчез­ли юные забавы, как сон, как утренний туман»). Поэт широко использует общественно-политическую лексику: «отчизна», «гнет», «власть», «свобода», «честь». На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («Недолго нежил нас обман») и ассонанс («Под гнетом власти роковой»).

Таким образом, это стихотворение проникнуто горячим при­зывом к свободе, искренней верой в будущее страны и личност­ным воодушевлением поэта. Мы можем рассматривать его в кон­тексте всей вольнолюбивой лирики А.С. Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: